Элвин Грей татар эстрадасыннан китә. О награждении медалью «100 лет образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики». 2. Идрис Газиев. 2005 татарская музыка. Слушать.
«Концерт өчен Омскидан махсус килдек» – Казанда «Татар җыры» фестивале узды.
«Сейчас дети и на татарском не особо говорят, приходишь с лекцией вроде бы в татарскую школу…» | 2. Идрис Газиев. 2005 татарская музыка. Слушать. |
Новости — Казанская православная духовная семинария | Җәмгыять Гөлназ Хәбибуллина 25 апрель 2024 3843 Татар авылында җинаять: «Пычак кадагач, мине үлгән дип уйлаганнар. |
Районный конкурс “Татар сүзе. Илаһи сүз хозурында" | Җәмгыять Гөлназ Хәбибуллина 25 апрель 2024 3843 Татар авылында җинаять: «Пычак кадагач, мине үлгән дип уйлаганнар. |
В Казань в ожидании гала-концерта телевизионного конкурса художественного слова «Татар сүзе» | Казанның “Сәйдәш” мәдәният үзәгендә “ТАТАР СҮЗЕ” Халыкара нәфис сүз телевизион бәйгесенең гала-концерты узды. |
Яңалыклар | Татарстан Җөмһүрияте мөселманнарының Диния нәзарәте | ГлавнаяНовостиСтали известны результаты Региональной и Республиканской олимпиад по исламским дисциплинам и татарскому языку. |
Все новости
К участию допускались, как профессионалы, для которых слово — сфера профессиональной деятельности, так и те, кто просто любит родной язык, любит поэзию, прозу, любит читать и писать. Кроме того, можно было декламировать как произведения классиков, так и собственные сочинения. Из 3 200 заявок компетентное жюри выбрало 30 победителей, между которыми были разыграны призы на миллион рублей. Конкурс «Татар Сузе» проводится телерадиокомпанией «Татарстан — Новый Век», при ведущей роли нашего детского канала «Шаян» и при поддержке руководителя комиссии при Раисе Татарстана Рустама Минниханова по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в РТ Марата Ахметова.
Любители экологии выходят на субботники целыми семьями, регулярно очищают от мусора парки и скверы, прибрежные зоны и места автомобильных стоянок вдоль трасс. В числе людей, у которых душа болит за чистоту и экологию родного края, и 83-летняя жительница Казани Танзиля Шарапова... Дважды в этом сезоне Зинэтула Билялетдинов приезжал в «Татнефть Арену», вызывая бурю восторга на трибунах.
У нас в школе острейший дефицит кадров, и многие учителя «тянут» двойную нагрузку, так что им пришлось на эту учебу тратить личное время. А теперь оказалось, что система «сырая», что она всем неудобна и плохо работает. Не понимаю, что мешало отложить переход на новую систему хотя бы до лета, все обкатать, отработать и не рубить с плеча? Учителей учили работать на новой платформе, но лишь теоретически. Пробовать было не на чем, платформы еще не было. А сейчас попробовали — ничего не получается. С ужасом жду завтрашнего дня — нарастает снежный ком из незаполненных журналов. Документации — когда и как все это делать? Учителя и так уже уходят из школ, вот и я думаю: чем так мучиться — не легче ли бросить все? Пока учеников своих жалею, но надолго ли меня хватит… Информационные угрозы Учителя говорят, что, готовясь к переходу на МЭШ, чиновники от образования фактически обязали их регистрировать учеников на «Сферуме», да еще и пользоваться им вместо детей — ежедневно отправлять какое-то количество сообщений, чтобы учетная запись не заблокировалась. Чиновники от образования фактически обязали учителей регистрировать учеников на «Сферуме». Для образовательных целей обеспечена полная изолированность учебного профиля, он закрыт от посторонних и доступен только для подтвержденных участников образовательного процесса — учителей, родителей и учеников. Учитывая текущую геополитическую обстановку, использование иностранных мессенджеров в образовательном процессе не рекомендуется. В случае отказа регистрации ребенка возможна регистрация родителя. От «цифровой зрелости» к экстренному родительскому собранию По словам министра образования РТ Ильсура Хадиуллина, «модернизация» была призвана упростить работу школ и учителей, обеспечить автоматизацию рутинных задач и отчетности, максимально уйти от бумажного документооборота. Предусмотрена автопроверка домашних заданий, мобильное приложение для электронного журнала и много других возможностей.
К сожалению, татары на сегодня утратили понимание и традицию обращения к татарским дастанам. Подробнее об этом можно прочитать здесь. В интервью KazanFirst и проекта «Татары мира» казанский историк Дамир Исхаков рассказывает, почему сегодня татарам стоит вспомнить татарские дастаны, а также делится планами Всемирного конгресса татар и Союза писателей Татарстана. Основная проблема с дастанами, сформулированная Дамиром Исхаковым, — недоступность дастанов широкой, массовой татарской аудитории. На одном из заседаний конгресса известный в Сибири татарский предприниматель Ринат Насыров, когда услышал про вашу инициативу объявить год Годом татарских дастанов, признался, что не знает и не понимает само понятие «дастан». Как так получилось, что татары не знают слово «дастан»? Среди этого наследия у нас очень много письменных дастанов. Под дастанами мы имеем в виду эпические произведения, которые описывают прошлые события, как правило связанные с жизнью народа в определенный исторический период. Кто в школе хорошо учился, тот должен помнить, например, «Иллиаду» Гомера. Это на самом деле греческий дастан, героический эпос. Из Средневековой истории мы знаем немецкий эпос «Сага о Нибелунгах», где, кстати, присутствует Аттила. Индийское «Махабхарата и Рамаяна» произведение тоже дастан. Тюркское, хорошо известное произведение про Деде Коркута есть у огузских народов, то есть у турком и азербайджанцев. И сюда же — огромное произведение «Манас» у киргизов. На самом деле татарам пришлось туговато, потому что в 1944 году нам, татарам, запретили наш один из самых крупных дастанов «Идегей». К этому было приурочено специальное постановление ЦК ВКП б , в нём сочли, что эпос «Идегей» воспевает злобного феодала Идегея, который был против русского народа и русского государства. С тех пор татары не могли этот эпос даже напечатать. Помню, в 1987 году в Институте языка, литературы и истории Татарстана обсуждался вопрос в комиссии «Мирас» по татарскому наследию, что пора бы уже нам этот эпос напечатать. В 1940-м году текст дастана «Идегей» приготовили к публикации. Татарстан готовился отпраздновать в Москве «Дни татарской культуры». На плохую дату, на июнь 1941 года были назначены «Дни татарской культуры» в Москве. Началась к ним подготовка, объём подготовленной к публикации текста дастана«Идегей» был большой, 52 печатный листа. Отредактированный текст сдали в печать и… началась Великая Отечественная война. Книга «Идегей» лежала. А потом в 1944 году в условиях изменения политической обстановки сталинское руководство решило, что в стране слишком много почёта тюркам, что они стали слишком сильно оживлять своё национальное самосознание. В общем, нам, тюрков, решили зажать. Поэтому в 1944 году и приняли специальное постановление по эпосу «Идегей». Хотя известно, что в Казахстане во время Великой Отечественной войны казахи бросались в атаку с кличем «За — Идегея! У башкир тоже запретили этот дастан, правда, он у них называется «Мурадым», то есть Нураддин, который приходится сыном Идегею. В общем, нам пришлось очень долго выжидать, прежде чем мы опубликовали эту версию дастана официально. Если вы сегодня видите старые издания книг по татарскому фольклору, например серия из 11 томов книг вышла до 1987 году, то там эпоса «Идегей» нет. Только в 1988 году в первый раз издали дастан «Идегей».
Все новости
Отчётный концерт вокального коллектива «Сударушки» | Канал автора «Татар-информ» в Дзен: Информационное агентство «Татар-информ». |
Система электронного документооборота в сфере закупок Республики Татарстан | Подписаться на новости. |
Тетюшский муниципальный район | Персональная государственная поддержка. Единый каталог по всем мерам государственной поддержки для представителей малого и среднего бизнеса, индивидуальных. |
Новости Нового Татарстана
Канал автора «Татар-информ» в Дзен: Информационное агентство «Татар-информ». Татарстан-24. СВО. Последние новости. - Свежие новости Казани и Татарстана. татар яңалыклары. иң кызыклы, актуаль татарча яңалыклар. Читайте последние новости на тему Татарстана в ленте новостей на сайте tatar-media. Актуальная картина дня на RT: круглосуточное ежедневное обновление новостей политики, бизнеса, финансов, спорта, науки, культуры.
“ТАТАР СҮЗЕ” бәйгесендә кемнәр җиңгән?
Дети, занимающиеся в МБУК г. Но важнее всего, что мы привозим бойцам частичку родного дома и оказываем моральную помощь» — прокомметировал Фазлетдинов Равиль.
Поскольку речь идет о внуке, а не о моем ребенке, в учетную запись я из своего личного кабинета войти не могу. А сегодня утром он получил первую в этом году двойку, поскольку попросту забыл, что ему задали домашнее задание. А директор казанской школы рассказал «Реальному времени» еще об одной проблеме, которая никуда не денется, даже если новая платформа будет работать нормально: — Вход в «Электронное образование» через «Госуслуги» доступен только родителям, СМС с кодом приходят на их телефоны. Сообщать код детям многие боятся и вполне обоснованно: ребенок есть ребенок, даже случайно ткнув в какую-нибудь кнопочку в личном кабинете, можно натворить дел. А в результате, даже если система заработает нормально, дети не смогут выполнять домашнее задание, пока родители не придут с работы — доступа-то на платформу не будет!
Учителей учили работать с тем, чего нет У педагогов проблемы, связанные с модернизацией татарстанского «Электронного образования», начались гораздо раньше, чем у школьников и их родителей. У нас в школе острейший дефицит кадров, и многие учителя «тянут» двойную нагрузку, так что им пришлось на эту учебу тратить личное время. А теперь оказалось, что система «сырая», что она всем неудобна и плохо работает. Не понимаю, что мешало отложить переход на новую систему хотя бы до лета, все обкатать, отработать и не рубить с плеча? Учителей учили работать на новой платформе, но лишь теоретически. Пробовать было не на чем, платформы еще не было. А сейчас попробовали — ничего не получается.
С ужасом жду завтрашнего дня — нарастает снежный ком из незаполненных журналов. Документации — когда и как все это делать? Учителя и так уже уходят из школ, вот и я думаю: чем так мучиться — не легче ли бросить все? Пока учеников своих жалею, но надолго ли меня хватит… Информационные угрозы Учителя говорят, что, готовясь к переходу на МЭШ, чиновники от образования фактически обязали их регистрировать учеников на «Сферуме», да еще и пользоваться им вместо детей — ежедневно отправлять какое-то количество сообщений, чтобы учетная запись не заблокировалась.
Сегодня в работе находятся более 150 тыс. Их юридическая значимость обеспечивается электронными цифровыми подписями всех членов Правительства Республики Татарстан, их заместителей и руководителей структурных подразделений министерств и ведомств. Механизм ухода от «живой подписи» и замена ее электронной цифровой подписью призван способствовать борьбе с бюрократией и коррупцией, а также сокращению непосредственных контактов граждан с чиновниками. В настоящее время министерствам и ведомствам республики запрещено отправлять друг другу бумажные документы, если они не подлежат постоянному хранению — допускается только электронная форма. Система электронного документооборота Республики Татарстан получила награду «Лучший ИТ-проект по повышению эффективности госуправления» на федеральном конкурсе CNews «Лучший ИТ-проект в госсекторе - 2009».
Дважды в этом сезоне Зинэтула Билялетдинов приезжал в «Татнефть Арену», вызывая бурю восторга на трибунах. Больше полугода тренер без работы, и как выяснилось, пока не собирается возвращаться в хоккей. Чем живет Билялетдинов сейчас, что вспоминает о родном «Динамо», тренирует ли внука и что думает о нынешнем «Ак Барсе», обо всем этом и не только Зинэтула Билялетдинов рассказал в эксклюзивном интервью для ИА «Татар-информ»...
Система электронного документооборота
Читайте последние новости на тему Татарстана в ленте новостей на сайте tatar-media. Отличная новость, что реконструкция газопровода Минибаево-КАЗАНЬ выполняется в т.ч. для питания наших многодетных поселков. 28 марта в культурном центре «Сайдаш» города Казани состоялся Гала-концерт третьего Международного телевизионного конкурса художественного слова «ТАТАР СҮЗЕ».
В детском саду «Сказка» города Нурлат прошел конкурс «Татар кызчыгы-2023»
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ. Аргументы и факты в Казани: последние новости, главные события дня Казани и Татарстана, картина сегодняшнего дня. Аргументы и факты в Казани: последние новости, главные события дня Казани и Татарстана, картина сегодняшнего дня. Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий.
Конгресс татар просит соплеменников помочь в восстановлении исторического села Юлдус
Самой маленькой участнице Алие Закировой всего 5 лет. Она из творческой семьи, родители Ленар и Гульшат Закировы часто выступают на сцене, принимают участие в музыкальных конкурсах, оба прекрасно поют, глава семьи играет на гитаре. И троих детей они стараются воспитывать по своему примеру и с любовью к родному языку, традициям. Дома стараемся разговаривать только на татарском языке, разучиваем песни и стихотворения», — поделилась Гульшат Гарихановна.
Впрочем, Алия на конкурсе показала все свои таланты, члены жюри оценили ее и умение держаться на сцене, и наличие актерского мастерства, и сценической речи.
Минниханова, имеют возможность работать в «мобильных офисах», которые позволяют в любое время и в любых условиях работать со служебными документами, оставлять голосовые и письменные поручения, согласовывать документы с помощью электронной цифровой подписи. За 2009 год количество подключенных к электронному документообороту организаций выросло более чем в 3,5 раза. На сегодняшний день к системе подключены все министерства, ведомства и муниципалитеты, около тысячи государственных и муниципальных учреждений, а также ряд коммерческих организаций республики. Система насчитывает порядка 11 тыс. В этом едином хранилище находятся более 2,2 млн.
Цена аренды на два часа — от 1000 до 1500 рублей в зависимости от дня недели. В стоимость входят мангал, один стол, две скамьи, лопатка и щипцы. В Татарстане с 22 апреля введен особый противопожарный режим.
Опасность могут представлять выбитые стекла, падающие из окон верхних этажей, а также элементы кровли и лепного декора, сорванные ветром. Подобная угроза возрастает вблизи строящихся или ремонтируемых зданий. Все окна домов необходимо плотно закрыть, убрать с балконов и лоджий предметы, которые могут выпасть наружу 8. Необходимо держаться как можно дальше от окон в жилом или рабочем помещении. При грозе: Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, непременно прекратите движение и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от своего транспортного средства. Не стоит продолжать и поездку на автомобиле, поскольку не исключены нарушения в работе электроники. Следует остановиться, закрыть окна машины и переждать ненастье.
В Татарстане с 2024 года заработает система «Электронное образование 2.0»
Однако, по словам родителей и учителей, в результате такой модернизации ни то, ни другое, ни третье пока не получается. А в ряде школ педагоги, чтобы учебный процесс не остановился, были вынуждены и вовсе вернуться из цифрового XXI века в неоцифрованный XX-й — они предложили ученикам завести бумажные дневники. Зачем отлаженную систему сломали в середине учебного года, почему обещанный прогресс на практике обернулся регрессом и что потеряли татарстанцы вместе с «суверенной» образовательной платформой, разбиралось «Реальное время». На портале edu. Портал ms-edu. Мне стыдно за «цифровой Татарстан», за всех причастных к этому людей и за всех нас вообще! В 2024 году бумажный дневник — это просто колхоз и издевательство. Неконкретное «несоответствие» На заключительной пресс-конференции в конце 2023 года министр Ильсур Хадиуллин, говоря о новой платформе, заверил журналистов, что «масштабная модернизация» платформы «Электронное образование» пойдет всем участникам образовательного процесса исключительно на пользу: — Речь идет не о новой электронной платформе, а именно о государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан» edu. Он напомнил, что республиканское «Электронное образование» с момента внедрения в 2009 году устарело «морально и физически», а в 2022 году были утверждены единые федеральные требования к взаимодействию федеральной государственной информационной системы «Моя школа» с региональными информационными системами, и им надо соответствовать: — Система еду. В этой связи раисом республики Рустамом Миннихановым был поддержан проект по ее модернизации системы путем внедрения МЭШ в качестве ее составного элемента в целях перехода на новую модель цифрового управления системой образования республики. Правда, в чем конкретно выразилось это несоответствие, пока никому узнать так и не удалось — информация об этом ограничивается приведенными выше общими фразами.
Двойка за модернизацию — Система не работает! Со вчерашнего дня мы пытаемся войти в нее, заполнить журналы, домашнее задание. Вчера была на связи с нашими педагогами до полуночи — люди тратили личное время, и все без толку, и сегодня сервер не работает. Не надо было ничего трогать! Руководитель образовательного учреждения говорит, что на сегодня из этой ситуации есть только два выхода, и оба плохие: либо вернуть бумажный дневник, либо каждый классный руководитель будет собирать у всех педагогов информацию, в том числе о домашних заданиях, и пересылать ее в мессенджере ученикам и родителям, что потребует огромных затрат личного времени педагогов, которые никто не компенсирует.
Конкурс «Татар Сузе» проводится телерадиокомпанией «Татарстан — Новый Век», при ведущей роли нашего детского канала «Шаян» и при поддержке руководителя комиссии при Раисе Татарстана Рустама Минниханова по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в РТ Марата Ахметова. В этом году конкурс впервые был реализован в телевизионном формате. Цель — пропаганда, развитие и сохранение татарского языка, литературного наследия, популяризация произведений татарских классиков, пробуждение интереса к татарской литературе и культуре.
И мы увидели, что конкурс оказался по-настоящему народным, убедитесь сами.
Периодичность была нарушена только в 2018 году, когда были внесены изменения в устав организации и избран состав Национального совета «Милли шура» ВКТ. Его председателем стал тогда вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев.
Следует отметить, что татарская диаспора Афганистана с некоторых пор превратилась в идею-фикс для Казанского кремля: поскольку определить их реальную численность сейчас не представляется возможным звучат цифры от 350 тысяч до 5 млн человек , это дает возможность увеличить количество «татар в мире» до 10 млн человек и более. Ведь еще пару лет назад цифра составляла 7 млн человек из которых 5,3 млн в России , но теперь сразу стало почти в два раза больше! Пленарное заседание ознаменовалось подхалимством в адрес первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, сидевшего в президиуме съезда.
Гиниятуллин, бывший министр мелиорации и водного хозяйства Узбекистана в 1989—1996 годах и вице-премьер в 1996—1997 годах, видимо, решил, что так он подчеркнет свое уважение к Шаймиеву. Однако инициатива не нашла отклика. Было видно, что и сам Шаймиев смущен таким поворотом: все-таки улицы принято называть в честь уже умерших людей впрочем, в родной деревне Шаймиева Аняково в Актанышском районе и в Назрани все же имеются улицы, уже носящие его имя.
К такой же абсурдной идее можно отнести и другое предложение Гиниятуллина — учредить Международный день татар: аксакал из Ташкента считает, что такая праздничная дата ежегодно должна отмечаться 19 июня — в день открытия I съезда ВКТ в 1992 году. Напомним, что в России, хвала Аллаху, пока нет дней отдельных этносов, иначе праздновать пришлось бы, не переставая, — в стране живут более 160 различных народов.
Воспользоваться зоной барбекю можно после бронирования на сайте Дирекции парков и скверов. Площадка, где можно приготовить еду на открытом огне, работает в будни с 12:00 до 22:00, в выходные и праздничные дни — с 10:00 до 22:00. Цена аренды на два часа — от 1000 до 1500 рублей в зависимости от дня недели.
Бөтендөнья татар конгрессы “Солдат альбомы-2024” конкурсын игълан итә
Раис Республики Татарстан | Официальный сайт Раиса РТ | В чистопольском селе прошло мероприятие, посвященное 138-летию татарского поэта Габдуллы Тукая. |
Главные новости | 2. Идрис Газиев. 2005 татарская музыка. Слушать. |
Жителям сгоревшего села Юлдус помогает Всемирный конгресс татар | Казанның “Сәйдәш” мәдәният үзәгендә “ТАТАР СҮЗЕ” Халыкара нәфис сүз телевизион бәйгесенең гала-концерты узды. |
И «домашка», и оценки: как в Татарстане переходят на новое «Электронное образование» | Завершился Международный телевизионный конкурс художественного слова «Татар сүзе» — самое народное событие в мире татарской культуры. |
Әгерҗедә ”Татар малае, татар кызы - 2024” бәйгесе узды
Русский Татар. Афиша и билеты. О театре. Казанда татар дин галиме Нургали Хәсәнов турында “Дәрвиш” моноспектакле күрсәтеләчәк. Татар теленең дөньякүләм дәрәҗәсен күтәрү һәм сәләтле балаларны үстерү максатыннан Татарстан Республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы тарафыннан 17-20 апрельдә татар.
В детском саду «Сказка» города Нурлат прошел конкурс «Татар кызчыгы-2023»
Не ощущается какого-то системного подхода, методичной работы. Тем более, как вы видите, есть серьёзные проблемы с пониманием дастановширокими слоями населения… Что сейчас происходит по части организационной подготовки Года татарских дастанов? Он заявил, что мы, Всемирный конгресс татар, видите ли, поспешили так объявить год. Я как инициатор этого проекта должен сказать, что никакой поспешности не было. Мы на самом деле очень серьёзно обдумали это дело. Наш самый главный аргумент в том, что в дастанах сохраняется подлинная идентичность народа. Он считает, что в дастане нет никаких прямых влияний письменной культуры, традиций других народов. Как народ о себе думает, такой взгляд в дастане и формулируется. Если вы откроете наши дастаны, то там отчетливо видно, какие были взгляды у средневековых татар, как они себя именовали. Мы иногда слышим упреки «Татар в истории никогда не было».
Но мы видим, например, что с дастанепро Идегея его четко определяют как татарина. Поэтому, из-за того, что нам нужно вспомнить дастаны в сложных условиях, когда идёт давление на нашу культуру, на наш язык, то задаёшься вопросом: «Кто мы такие? Скажем, есть известный фильм «Вспомнить всё». Сейчас как раз то время, когда мы должны всё вспомнить, и начинать тут нужно с самого дна, то есть с наших дастанов. Один из наших важных элементов нашей культуры — это то, что сохранилось в наших дастанах. Так что Всемирный конгресс сформулировал эту идею, объявил год Годом татарских дастанов. Сейчас идёт процесс формирования разных аспектов конкретной деятельности. Но планы у нас уже выработаны. Отчасти у нас они уже начали реализовываться.
Когда были кустовые совещания во Всемирном конгрессе татар по округам, мы уже ездили по регионам России, выступали перед татарской общественностью, рассказывали им о татарских дастанах, о необходимости проведения конкретных мероприятий. Мы также объясняли содержание дастанов. Принимая во внимание, что дастаны непонятны широкой татарской общественности. С ними обсуждался вопрос, что необходимо подготовить специальную книгу, своеобразную хрестоматию для чтения для детей. Мы без писателей не можем обойтись, потому что дастаны — сложные произведения. Для детей нужно подготовить адаптированные тексты. Только писатели могут подготовить материал для детей, отобрав ключевые моменты и предложил понятное повествование. На самом деле дастаны походи на сказки, их можно подготовить для детского чтения. Писатели сейчас хотят каким-то образом объявить какой-то конкурс совместно со Всемирным конгрессом татар, по результатом которого получилась бы книга для чтения.
Можно было бы и специальные развлекательные мультфильмы сделать. Могу сказать, что содержание наших дастанов ничуть не уступает содержанию книг о Гарри Поттере. Я с интересом слежу за деятельностью одного татарского сообщества в Уфе речь идёт об интеллектуальном сообщества имени Марьям Султановой — Ред. Они вместе собираются и читают эпос об Идегее.
Отредактированный текст сдали в печать и… началась Великая Отечественная война. Книга «Идегей» лежала. А потом в 1944 году в условиях изменения политической обстановки сталинское руководство решило, что в стране слишком много почёта тюркам, что они стали слишком сильно оживлять своё национальное самосознание. В общем, нам, тюрков, решили зажать. Поэтому в 1944 году и приняли специальное постановление по эпосу «Идегей». Хотя известно, что в Казахстане во время Великой Отечественной войны казахи бросались в атаку с кличем «За — Идегея!
У башкир тоже запретили этот дастан, правда, он у них называется «Мурадым», то есть Нураддин, который приходится сыном Идегею. В общем, нам пришлось очень долго выжидать, прежде чем мы опубликовали эту версию дастана официально. Если вы сегодня видите старые издания книг по татарскому фольклору, например серия из 11 томов книг вышла до 1987 году, то там эпоса «Идегей» нет. Только в 1988 году в первый раз издали дастан «Идегей». У татар есть очень много разных дастанов. Но из-за того, что татары представляют собой общность с очень длинной историей своей литературы, то есть письменной культурой, они всегда занимались переписыванием литературных дастанов. Это какие дастаны, например? Это ведь тоже фактически дастан, то есть, эпос, но в письменной форме. Поэтому у татар, особенно поволжских, устно произносимых дастанов очень мало сохранилось. Но это не значит, что у нас вообще не было дастанов.
Например, если взять произведение «Дафтар-и Чингизнаме» написанное где-то в конце 17 века, а это произведение — сборник легенд и преданий, то там есть кыйсса про Идегея. Если взять произведение Кадыра Алибека, который в Касимовском ханстве написал произведение «Джамиг-ут Таварих» в 1602 году, то там тоже есть специальный раздел с дастаном об Идегее. Таким образом, у татар в письменной форме дастанысуществовали, в том числе посвящённые Идегею. Но в полевых условиях, от сказителей удалось записать этот эпос только среди татар Сибири. Я слушал от некоторых сибирскотатарских активистов, которые не очень любят понятие «татарская нация», что, мол, мы, поволжские татары, всё у них украли. И поэтому у поволжских татар ничего своего не было и поэтому мы, мол, опубликовали вариант дастана «Идегей», который существовали среди сибирских татар. Но эта ситуация не такая простая, как её хотят представить. Во-первых, один татарский фольклорист в 1919 годузаписал у татар Сибири в районе города Тара, в деревне Елан, один из вариантов дастана об Идегее. Эта версия дошла до нас уже в литературно обработанном виде. В этой версии есть элементы сибирско-татарского диалекта.
Но по факту, это уже литературно обработанный текст. Наши специалисты утверждают, что есть ещё около 20 экземпляров эпоса об Идегее, записанных в татарском мире. Некоторые варианты дастана записал ещё краевед Радлов в Сибири. Некоторые варианты дастана он записал в Крыму, где произведение называется «Дастан об Тохтамыше и Идегее». Надо иметь в виду, что ряд татарских дастанов на самом деле являются общетюркским достоянием. Большинство наших эпосов есть у всех кыпчакоязычных народов.
Конкурс был организован впервые в районе Нурлатским отделением Всемирного конгресса татар и МБУ «Центр развития культуры». Свои знания татарского языка, культуры и традиций татарского народа, а также творческие способности перед членами жюри продемонстрировали 6 девочек — Дина Нигматуллина, Юлдуз Курамшина, Инзиля Мухтарова, Алия Закирова, Ильсина Закирова и Малика Газизова. Конкурс состоял из нескольких этапов, в ходе которых девочки показали дефиле в татарском национальном костюме, в визитной карточке «Мин татар кызы» рассказали о себе в стихотворной форме, исполнили творческий номер. Самой маленькой участнице Алие Закировой всего 5 лет. Она из творческой семьи, родители Ленар и Гульшат Закировы часто выступают на сцене, принимают участие в музыкальных конкурсах, оба прекрасно поют, глава семьи играет на гитаре.
Понятно, что концерты людям больше нравятся. Но у нас не обычные лекции, где дают информацию, перегруженную именами-фамилиями, датами и так далее. Мы ищем другой формат - более привлекательный для молодежи, и акцентируем внимание на самой личности Салиха Сайдашева. В свое время родственники со стороны отца были против того, чтобы Салих занимался музыкой. Они считали, что он должен интересоваться торговлей. Но появление в семье Шигаба Ахмерова - человека прогрессивных взглядов, издателя, просветителя - сыграло огромную роль в жизни Салиха Сайдашева, потому что он поддержал стремления одаренного юного музыканта. Мы рассказываем школьникам историю Салиха Сайдашева, и говорим им - если у тебя есть желание, цель, то иди к ней, слушай свое сердце. Когда желание искреннее, то все получится. Конечно, для детей это все новое, потому что они ничего не знают о Салихе Сайдашеве, и музыку его они не слушали. Например, предлагаем интересную информацию о татарах в других странах - от Актаныша до Австралии, от Китая до Финляндии. Айдар показал мне письма, написанные детьми. Очень рад был это узнать! Значит, лекция не прошла зря. Мы не ограничиваемся одной лишь темой. Показываем, насколько богата и многогранна татарская музыка. Нельзя сравнивать с 90-ми годами, когда еще татарская самобытность была сильна. Сейчас ведь дети и на татарском не особо говорят. Приходишь с лекцией вроде бы в татарскую школу… Например, кроме Актаныша в других районах лекцию мне пришлось проводить на русском языке. Нам говорят: «У нас в деревне много жителей из других регионов, в школе учатся дети разных национальностей. Обучение не можем вести только на татарском. Лекцию на татарском дети не поймут, давайте перейдем на русский». Здесь встает вопрос языка. Естественно, когда дети не говорят на родном языке, то они также не знают, кто такой Салих Сайдашев. Поэтому наша задача - о Салихе Сайдашеве рассказать интересно, увлекательно, с понятной для молодежи позиции. Убеждали, что на музыке не заработаешь, что надо стать юристом или экономистом. И хотя я не стал музыкантом, через 20 лет все равно вернулся к музыке. Если бы я слушал свое сердце, может быть, раньше встал бы на этот путь. Сколько смелости нужно было 14-летнему Салиху, чтобы отстоять свое желание заниматься музыкой! Он работал в Уфе, Буинске, в начале 20-х годов возвращается в Казань. К этому моменту он уже набрался некоторого опыта, в какой-то степени известный человек. Он начинает работать в татарском государственном театре, преподает. По Казани расходятся слухи о красивом и умном молодом музыканте, который прекрасно играет на фортепиано. Многие хотели брать уроки именно у него. Как-то исполнение Салиха Сайдашева услышал профессор Казанского музыкального училища Ксаверий Корбут, и сказал ему: «У вас нет школы, вам надо начинать всё сначала». Салих начинает обучаться и заново осваивает искусство исполнения на фортепиано. Сайдаш мог бы и не прислушаться к этим словам, но он не расстроился, и последовал совету мастера. Сайдашев работал и творил в непростые годы - нередко, из-за нехватки денег, театр просто увольнял музыкантов, оркестр становился совсем небольшим. В своих воспоминаниях певец и композитор Газиз Альмухаметов приводит слова Салиха Сайдашева: «В театре для меня не создают условий для работы. Оркестр маленький. Не могу полноценно реализовать свои идеи». Но и с небольшим составом из 18 музыкантов Салих абый смог создать очень богатую музыку. Детям нравится, когда мы рассказываем с такой точки зрения. Я привожу примеры из своей жизни, даю сравнения. Мы уже убедились, что с детьми можно установить связь, найти общий язык. Уже начали приходить положительные отзывы от них. У молодых музыкантов зачастую нет площадки для репетиций, выступлений. Мы открыты для молодых, всегда готовы их принять у себя. Музей Салиха Сайдашева. Горького, д. У него есть личная коллекция музыкальных инструментов. Со многими молодыми музыкантами мы познакомились в Доме татарской книги, во время таких же квартирников. После этого они сами стали приходить к нам.