Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются. В этом году за парты сядут около 2,5 миллиона первоклашек. Волнуются и дети, и родители: понравится ли ребенку в школе, как сложатся отношения с учителем, одноклассниками, чем помочь ребенку, чтобы адаптация к школе прошла хорошо? 1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.
Первое собрание для родителей будущих первоклассников
Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в жить практические советы по адаптации ребенка к работы: кругл. Учебно-методический портал УчМет предлагает ознакомиться с материалом «Родительское собрание в 1 классе "Трудности адаптации первоклассников к школе"», автор: варячват лдвалдпвапфыплд. приспособление организма к новым условиям. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ" сценарий с приложениями и презентацией. Для педагогов-психологов, классных руководителей, социальных педагогов. район. Адаптация первоклассников к школе. Учитель второй категории: Кирамова Аклима Расиховна.
Родительское собрание «Адаптация первоклассников: испытание школой.»
Наше первое родительское собрание будущего первоклассника в школе проводится еще и затем, чтобы вы, дорогие родители, понимали, какими знаниями должен обладать ребенок для успешного обучения. АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ (первое родительское собрание в 1 классе – «клуб» полезных советов и рекомендаций). 1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.
Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе»
Тегипрограмма адаптации 1 класса для психолога, психологические особенности первоклассников, психологическая адаптация первоклассников к школе, анекдот звонок в 3 часа ночи учителю, родительское собрание проблемы адаптации первоклассников к школе. Конспект собрания для родителей учеников 1-х классов «Ваш ребенок — первоклассник» Цели родительского собрания: • ознакомить родителей с процессом адаптации первоклассников (второклассников) к школьному обучению; • научить родителей оказывать необходимую. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ" сценарий с приложениями и презентацией. Конспект родительского собрания для родителей будущих первоклассников «Готовимся к школе» Составлено и проведено Н.Н. Поляковой Цели: выявить представление родителей об уровне готовности их детей к школе; — расширить з. Выступление на родительском собрании. Родительское собрание «Адаптация первоклассников к школе».
Родительское собрание. Адаптация первоклассника к школе презентация
Просмотр содержимого документа «Родительское собрание "Адаптация первоклассника к школе"». Адаптация первоклассника к школе. Родительское собрание на тему «Поговорите со мной, родители!» в форме тренингово занятия Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения первоклассника с родителями и осознанию ро. Конспект родительского собрания в 1 классе на тему «Адаптация первоклассника к школе»Участники: педагог-психолог, родители первоклассников, администрация школы, учителя первоклассников. Физиологические условия адаптации первоклассников к школе: организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются. Родительское собрание. Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе.
Родительское собрание в 1 классе «Адаптация первоклассника к школе». Конспект
Как правило, от 7 до 11 лет развитие ребенка происходит плавно, без каких-либо особых кризисов. На этот возраст приходится минимум болезней, психологических травм. Отношения с родителями по-прежнему значимы, но все же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя, на новый уровень выходят отношения со сверстниками. Рождается дружба, потрясают первые предательства. В подобных переживаниях начинают складываться собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Нормально развивающего младшего школьника отличает широта интересов: он по очереди увлекается всем подряд, пробует себя в самых различных областях. Ребенок жизнерадостен, энергичен, переполнен идеями и мечтами. Счастливый возраст Тома Сойера дается детям самой природой перед испытаниями отрочества и юности.
Помните об этом, уважаемые родители. Сообщение психолога. Психологическая готовность ребенка к школе Подготовленные к школе дети — это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. С ними, как правило, не бывает особых хлопот. А есть дети, которые занимают положение кумира в семье. Если такой ребенок дома не усвоил простейшие представления о справедливости, то жизнь в школе будет полна неоправданных обид. Личностная готовность. Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества.
Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям. Волевая готовность.
В свободное время они читают много познавательной литературы, разгадывают головоломки, ребусы, загадки. По городу они ездят, в основном, на велосипедах, поэтому никогда и никуда не опаздывают. По всему городу здесь расставлены различные дорожные знаки и указатели. Это самый организованный и дисциплинированный народ. Они строго соблюдают режим, поэтому живут без всяких проблем. Жители этого города — маленькие веселые гномики.
Работают они всегда сообща. Каждый отвечает за подготовку своего предмета. Они очень любят работать парами, поэтому задание делают быстро и с удовольствием, помогая друг другу. Замечательные города у вас получились. Поделитесь опытом, какими чертами характера и навыками ваш народ обладает. Запишите их на листах А4. Представьте полученный результат выступления родителей. Работа с методической литературой создание памятки.
Что нам нужно сделать, чтобы быть похожими на представителей вашего народа? Сейчас вам предстоит создать памятки с советами, где необходимо подробно изложить план наших действий. В помощь вам на столах есть папки с методической литературой. Давайте обменяемся мнениями по вопросу воспитания наших детей. Как вам удается поддержать первоклассников в их желании добиться успеха? Копилка школьных успехов. Поставьте в специальном месте стеклянную пластиковую банку или прозрачную коробочку. Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального.
Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания куплю, подарю и т. Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Также каждый день говорите с ним.
Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребенок не понимает чужую речь. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость. Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребенка не обсуждайте учителя.
У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужно создать режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребенка, которая определяет режим дня. В соответствии с особенностями ребенка нужно планировать домашний учебный труд. Ребенок не должен панически бояться ошибиться.
Низкий уровень — отсутствие желания ходить в школу, присутствие негативных установок к школе. Слайд 11 Рекомендации родителям: В поддержании у первоклассника «внутренней позиции» школьника неоценимая роль принадлежит родителям.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: - ваше спокойное и радостное отношение к школе; - отсутствие завышенных требований к успехам ребенка; - отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой; - развитый у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Слайд 12 Родителям стоит запомнить несколько фраз, поддерживающих вашего школьника: «Ничего страшного… Бывает, что люди боятся… или ошибаются » преодоление страха. Слайд 13 Самооценка Представления ребенка о том, как он оценивает себя. Для первоклассников характерен завышенный уровень самооценки и является возрастной нормой. Именно поэтому в первом классе не ставятся оценки. Ведь первоклассник в подавляющем большинстве принимает оценку учителя, как отношение к себе. Слайд 14 Школьная тревожность Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий ее уровень является показателем дезадаптации ребенка.
Причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации. Слайд 15 Эмоциональное состояние Для первоклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у них положительные эмоциональные переживания. Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результатне самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры.
В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже. Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Родительское собрание «Адаптация первоклассника к
В таком случае идеальным решением для первого года обучения станет индивидуальный график работы с постепенным увеличением учебного времени и сокращением перерывов. Очень важно, чтобы график ребенка был одинаковым и дома, и в школе. Адаптация к школе вызывает сложности и у одаренных детей. Зачастую уже до начала первого школьного года они обладают весьма развитыми познавательными способностями и хорошим уровнем знаний. Основная проблема таких детей в школе — скука. Материал, который объясняет учитель, им уже известен либо становится понятен быстрее, чем другим детям. Адаптировать одаренного ребенка к условиям обычного класса сложно, в большинстве случаев лучшим решением будет перевести малыша на специальную программу обучения или даже в другую школу. Психологическая адаптация первоклассника: признаки проблем Далеко не сразу родитель может осознать не только масштаб проблемы с адаптацией, но и само ее наличие. Прежде всего, стоит обратить внимание на жалобы ребенка, которые обычно высказывают первоклассники: высокая сложность заданий, требования учителя, скучно на уроке, не ладятся отношения с одноклассниками.
Решение конкретных ситуаций и разговоры с ребенком помогут справиться с трудностями адаптации, и обычно к концу первого полугодия Ваш школьник уже полноценно включается в процесс обучения. Однако есть и другие признаки трудностей с психологической адаптацией, которые ребенок не озвучивает словами. Такие модели представляют собой не меньший призыв о помощи, чем обритая наголо голова подростка. При появлении подобных признаков родителю стоит насторожиться и выяснить подлинные причины происходящего. Неуспеваемость Пожалуй, наиболее частотный индикатор проблем с адаптацией. Практически у каждого первоклассника возникают проблемы с некоторыми предметами. Однако, если наблюдается общая неуспеваемость по большинству предметов или снижение уровня оценок — проблемы скорее всего психологические. Ребенок может испытывать неуверенность в своих силах, проблемы с одним предметом могут лишить мотивации к обучению, либо присутствуют трудности с организацией времени.
Уход в себя Ребенок «считает ворон» на уроках, игнорирует вопросы учителя и не проявляет активности на переменах. Такие дети зачастую испытывают трудности с психологической адаптацией не только в школе, но и вне ее. Погружение ребенка в свой внутренний мир зачастую говорит о потребности в дополнительном внимании. При наказаниях такие дети обычно закрываются еще сильнее, лучше всего спокойно обсудить с ребенком причины его поведения и проконсультироваться со школьным психологом.
Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.
Взаимоот ношения с ребёнком в семье. Шкала общения родителей с ребёнком: Положительные эмоции отрицательные эмоции -хвалили -упрекали -поощряли -подавляли -одобряли -унижали -целовали -обвиняли -обнимали -осуждали -ласкали -отвергали -сопереживали -позорили -улыбались -читали нотации -восхищались -лишали чего-то -делали подарки -ставили в угол Не рекомендуемые фразы для общения: -Я тысячу раз говорил тебе, что… -Сколько раз надо повторять… -О чём ты только думаешь… -Неужели тебе трудно запомнить, что… -Ты становишься… -Ты такой же как,… -Отстань, некогда мне… -Почему Лена Настя, Вася и т. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября. Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.
Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка — это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!
Нет веры во всё сказанное ими.
Авторитет — не тот! У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры.
Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе. Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы.
Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается.
Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников. В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость Адаптация - процесс довольно длительный и трудный.
И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей.
Слайд 7 Новая жизнь ребятам кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями; Слайд 8 У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: В школе он не волен распоряжаться своим временем; Должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными; Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок? Знаете ли вы, как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Слайд 10 Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник пере-живает и осознает по-своему.
Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе»
Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия. Очень важно в период адаптации интересоваться не только учебными делами ребёнка, но и тем, как складываются его отношения с окружающей средой. Комфортно ли ему физически нормальная ли температура в классе, не душно? Нет ли проблем с тем, чтобы поесть и сходить в туалет? Хорошие ли отношения с соседом по парте? Все эти нюансы могут вызывать дополнительный стресс: ребёнок сам может его не осознавать, но обязательно расскажет, если вы спросите. Как определить, нормально ли проходит адаптация Посмотрите на таблицу ниже. Если прошло три месяца и ваш ребёнок в целом положительно относится к школе, у него появились друзья, он справляется с материалом — значит, всё в порядке.
Инфографика: Skillbox Media Признаки школьной дезадаптации Дезадаптация — это нарушение приспособления школьника к меняющимся условиям обучения. Она может возникнуть как в начале пути, в первом классе, так и при переходе из начальной школы в среднюю или при смене класса либо школы. Изменилось отношение к школе: снизилась учебная мотивация, пропал интерес. Ребёнок не любит разговоры о школьной жизни, переводит их на другую тему. Приходит из школы очень уставшим или очень возбуждённым. Стал чаще жаловаться на здоровье: болит живот, голова, постоянно простывает.
И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчимэтот процесс всем, прежде всего, нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы, темперамента, черт характера, адаптационных способностей, адекватного опыта [3].
Во втором блоке будет целесообразно рассмотреть следующие вопросы:1. Психологическая готовность к школьному обучению ребёнок должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, умение жить в коллективе. Общение со взрослыми и детьми учить слушать собеседника, не перебивая его; говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей. Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Но никогда не забывайте слова В. Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому» [4]. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка успешно, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Начните собирать коллекцию чегонибудь, посетите на выходных музей, цирк, аттракционы, чтобы ваша связь с ребенком не слабела.
Через несколько лет, когда вам захочется пообщаться с ребенком, он может отказаться. Ему важнее будут его друзья, поэтому не упустите время! Как гласит народная мудрость «Недолюбленные дети становятся впоследствии трудными детьми». Организация режима ребенка психологи не рекомендуют одновременно с началом обучения в первом классе отдавать ребенка в какуюлибо секцию. Большие нагрузки не оправданы и ребенку придется адаптироваться еще в одном месте. Здоровый сон ребенка школа отнимает много сил у ребенка, поэтому в период адаптации рекомендуется давать ребенку витамины, больше гулять на свежем воздухе. Если ребенок к вечеру обессилен, может иметь смысл продолжить дневной сон. Порядок на рабочем места после школы ребенок долженне меньше 1 часа отдохнуть, а только после этого приступать к урокам.
Уроки делать в одном и том же месте, убирая все лишние предметы, отвлекающие ребенка. Привычки и обязанности важно сейчас научить ребенка быть самостоятельным в выполнении школьных обязанностей. Покажите, как правильно собирать портфель, где место каждой школьной принадлежности. Расскажите в какой день какие уроки, и что нужно брать с собой. Как нужно вешать форму и где.
Ему смогут помочь, его пожалеют, ведь ему тоже не нравится быть плохим. Советы родителям: 1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант — сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что — не очень. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений. Между выполнением уроков следует делать перерывы. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку — обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно! Как же это получилось? После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал! Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть! Совсем неохотно. Очень охотно принимает распорядок школы. Совсем не принимает.
Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы и книги? Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьей и с ребенком? Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет раскрыть рот: у зубного врача или в магазине? Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? Задаете ли вы малышу вопросы о просмотренном по телевизору? Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
Родительское собрание "Мир глазами первоклассника"
Родительское собрание "Адаптация первоклассников в школе. Новые обязанности ‒ новые трудности" | Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе». Познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первокласс. |
Презентация к родительскому собранию на тему Адаптация первоклассников к школе доклад, проект | «Итоги адаптационного периода первоклассников к школе». Цель: ознакомление родителей с результатами адаптации их ребенка к обучению в школе. |
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация к школе | Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе». Познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первокласс. |
Родительское собрание «Итоги адаптационного периода первоклассников к школе» 1 класс | Физиологические условия адаптации первоклассников к школе: организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью. |
Родительское собрание в 1 классе "Трудности адаптации первоклассников к школе" – УчМет | Родительское собрание «Адаптация первоклассников к школе». |
Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна. Психологическая адаптация, понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка. Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми. Было выявлено, что характер и особенности общения ребенка со взрослым и сверстниками решающим образом определяют динамику адаптации ребенка к детскому учреждению. Согласно взглядам Д. Эльконина, при поступлении ребенка в школу, у него возникает симптом, рассекающий дошкольный и младший школьный возрасты и становится «симптомом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент -ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Особого внимания в адаптационный период требуют «неорганизованные» дети, которые до школы воспитывались дома и их общение с «чужими» взрослыми было ограничено.
В таких случаях ребенок был чаще до школы со «всепозволяющими» мамой и бабушкой, чересчур снисходительными к капризам и желаниям, либо абсолютно без присмотра взрослых дети из асоциальных семей. В этом случае взрослые не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось ребенку, поэтому перестроиться ему в школе бывает очень трудно. Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации. Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие: во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность; во-вторых, школьное обучение требует обязательного выполнения рядя для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе. Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок: режимные трудности они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности ; коммуникативные трудности чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе ; проблемы взаимоотношений с учителем; проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.. Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде: несформированности элементов учебной деятельности; неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности; неумения приспособиться к темпу школьной жизни. Что же является наиболее сложным для будущих первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло. Будущим первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое то время, чтобы даже самые элементарные правила например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока, учитель спросит стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызвать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно , зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает. Кроме того, будущим первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто затрудненные отношения со сверстниками замедляют процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде незнакомых условиях, незнакомой обстановке.
Следует отметить, что в период адаптации проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т. Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к бучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Суммируя факторы психологической адаптации ребенка, можно сказать, что основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Слайд 16 Рекомендации: Формируйте у детей уверенность в себе, не акцентируйте внимание на неудачах и всячески подчеркивайте положительные результаты их учебы. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Формируйте адекватную самооценку «Ты не лучше других и не хуже других», правильное оценивание своих возможностей, способностей. Безусловно принимайте ребенка, несмотря на неудачи и трудности. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его. Чаще используйте телесный контакт.
Слайд 17 Родителям на заметку: Для того чтобы выживать ребёнку в этом мире — необходимо 4 объятия в день. Для того чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал — 8 объятий в день. Для того чтобы интеллектуально развивался — 14 объятий в день. Слайд 18 Коммуникативные УУД — предполагают развитие у детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Осуждайте прочитанное и увиденное. Как раз там детей учат общаться друг с другом.
Не допускайте никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится, как надо», «Я тоже не сразу научилась делать это хорошо», «я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо». Разделяйте его чувства. Старайтесь не допускать таких выражений как «ты же уже большой, как можно плакать», «не грусти», «нашел из-за чего расстроиться», «перестань злиться» и т. Вместо этого скажите лучше: «я понимаю, ты расстроен», «да, я знаю, что тебе сейчас трудно и ты хочешь плакать», «я знаю, что ты сейчас очень злишься». Так ребенок будет знать, что вы принимаете его не только радостным и счастливым и он всегда сможет обратиться к вам за помощью. Большинство ребят, достаточно хорошо и быстро привыкают к новому укладу жизни, но тем не менее, не у всех проходит этот период гладко. Дезадаптацию можно заметить по следующим признакам: 1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребенок не понимает чужую речь. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость. Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребенка не обсуждайте учителя. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Для этого нужно создать режим дня, где были бы правильно распределены нагрузки и отдых. Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребенка, которая определяет режим дня. В соответствии с особенностями ребенка нужно планировать домашний учебный труд. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Успехи ребенка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради. Одолевать трудности нужно, начиная с какой — то одной, а не бороться со всеми одновременно. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их по возможности реже. Верьте в ребенка, верьте в учителя. Мальсургенов Р. Председатель управляющего Совета. Я помню, как сложно было составлять образовательные программы по новым ФГОС. Я, как Председатель управляющего Совета, наблюдал эту работу. Уверен в том, что коллектив сумеет успешно реализовать эту программу. Поэтому, если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или администрации. Здесь работают компетентные люди. Памятка родителям от ребенка. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, о чем я прошу. Я просто испытываю вас на прочность. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. У меня есть право на свои ошибки. Не читайте мне наставления и нотации, это не даст ожидаемого вами эффекта, скорее я поступлю наоборот.