Я поздравляю вас с международным днем женской независимости и равноправия – 8 Марта. Историки рассказали о том, кто принес женский день в Россию, откуда взялся обычай дарить мимозу и как 8 Марта стало предвестником Февральской революции.
8 марта – символ эмансипации и борьбы за равноправие мужчин и женщин
Именно Клара Цеткин еще больше века назад предложила считать Международным женским днем 8-е марта. За 100 лет наша страна совершенно забыла, чему посвящен государственный праздник 8 марта. Вместо дня, когда женщины требуют равенства и говорят о своих пробл. 8 Марта, или Международный женский день, родилось из-за массовых протестов женщин в XX веке.
«В какой момент советское общество свернуло не туда?» Про 8 Марта в нашем подкасте
В этом году женский праздник 8 марта отмечается в 110 раз, за более чем вековую историю идея этого красного календаря кардинально изменилась. К 8 Марта рассказываем вам, как в СССР строили утопию равенства. Международный женский день изначально был частью борьбы женщин за избирательное право.
История возникновения праздника 8-го марта
Международный женский день: как появился праздник 8 Марта - | В этом году 8 марта мир в 110-й раз отметит Международный женский день. |
8 марта – символ эмансипации и борьбы за равноправие мужчин и женщин - ТАСС | Международного женского дня 8 марта. |
8 Марта – праздник весны или день солидарности женщин в борьбе за равноправие?
Были созданы целые отрасли, в которых доминировали женщины. До революции не существовало женщин-докторов. Им позволялось лишь быть сестрами милосердия. И учителями при царе были сплошь мужчины. Можете сегодня представить медицину и образование без женщин — докторов, педагогов, профессоров, директоров школ? Но Советская власть кончилась… Когда я это рассказывал, то посматривал на аульских девочек-старшеклассниц. На их лицах почему-то не увидел ни возмущения, ни удивления.
И тут вспомнил, что накануне в данном сельском поселении выбирали депутатов сельсовета. Ни одной женщины не выбрали. Да что не выбрали! Ни одна из них даже не выдвигалась в депутаты! И это в горном ауле, который много лет гордился своими задорными и смелыми горянками! Женщины гор при поддержке большевиков добились при Советской власти равноправия.
А теперь добровольно?
Я сделал более десятка вариантов. И каждый раз мне говорили, ссылаясь на Брежнева: не то, надо еще сильнее, еще ярче сказать, чтобы каждому было понятно, как высоко ценит партия советских женщин, — пишет Валентин Александров в своей книге «Кронпринцы в роли оруженосцев». Он и впрямь высоко ценил советских женщин, часть из них, и немалую, ценил особо»… Забросив все домашние дела, составитель доклада днем и ночью сочинял все новые и новые одухотворенные фразы, пока в творческий процесс не вмешалась его жена: «Твоя партия поступила бы куда лучше, если бы вместо дурацких слов женскую жизнь улучшила». В моем случае это означало, что комплименты женщинам надо было дополнить весомым преподношением, от которого что-то достанется всем и каждой. Тут же мелькнула мысль: сделать женский день, 8 марта, нерабочим. Это показалось мне наиболее подходящим к случаю и выполнимым». Тот сразу вписал вопрос в повестку ближайшего заседания Президиума ЦК. Именно таким образом в следующем же, 1966-м, году 8 марта которое пришлось на вторник уже было выходным. И с тех пор ежегодно газеты в этот день традиционно пестрели обращением ЦК КПСС «К советским женщинам», заголовками праздничных статей — «Слава советским труженицам!
Заканчивались же праздничные номера специфическим юмором: дескать, только 8 марта мужчины стирают, гладят и варят, а в остальные дни лежат с газетой на диване. Тем не менее еще в брежневские времена советские люди, включая мужчин, напрочь отбросив идеологию с политикой, превратили 8 марта в день Женщин, Весны и Любви. С праздником вас, дорогие женщины!
Прекрасно же! Но есть и другой подход, говорит профессор Высшей школы экономики Елена Рождественская. Елена Рождественская профессор Высшей школы экономики «Нужно поддерживать и нужно вводить не только бесплатный каток или бесплатный проезд. Аренда тех или иных библиотек, куда могут прийти вообще люди для того, чтобы послушать лекцию, увидеть перформанс, выставку, которая посвящена деятельности женщин-художниц, или женский спектакль. Пусть на него придет больше людей, потому что это получит больше освещения в прессе, или аренда театральной площадки будет сделана за счет муниципалитета.
Вот что я бы хотела увидеть как некий компромисс не только между консервативной и прогрессивной частью населения города, но и с точки зрения властей, которые будут не только думать о заполнении катка, но и пусть власть будет щедрой еще и к тем, кто мыслит, вспоминает этот день с совсем другими стоящими за ним историями. Для этого эти истории должны быть на слуху, их не должны затмевать букеты тюльпанов». Проблема в том, что сюрпризы на 8 Марта часть общества сочла подачками. Особенно учитывая, что музеи, катки и концерты — именно те мероприятия, за которые в рамках консервативной этики платят мужчины.
Никто больше не мог трудиться в нечеловеческих условиях, которые создали алчные фабриканты. Первое, что сделали текстильные боссы - связались с полицейским начальством и, пообещав хорошие денежные вознаграждения, попросили разогнать протесты. Стражи порядка начали избивать швей деревянными дубинками, пинать ногами, бросать в тюремные камеры к проституткам, грабительницам, убийцам. Протестующие, однако, выдержали все испытания. На протяжении всего 1857 года швеи Нью-Йорка выходили на массовые и одиночные пикеты. Мужчины их презирали, однако несгибаемое чувство собственного достоинства привело к формированию сильного гражданского общества в рядах текстильных работниц.
В 1858 году в Нью-Йорке появился первый женский профсоюз. Пример оказался заразительным, и за свои права начали бороться женщины в других штатах. К началу Гражданской войны 1861 работницы фабрик и заводов имели далеко не идеальные, но хоть какие-то рабочие права. Воротилы текстильной промышленности боялись победы конфедератов. Ходили слухи, что в таком случае швеи могут быстро перейти на их сторону. На юге права человека ущемлялись гораздо сильнее, чем на севере. Тем не менее, в том же расистском Миссисипи к белым женщинам работодатели относились лучше, чем владельцы фабрик и заводов в Нью-Йорке.
«Снизить сексуальность женщин». Стоит ли в России праздновать 8 марта
Меня всегда раздражало, когда я делала что-то по дому, что я делать не люблю, а кто-нибудь, умиляясь, глядя на меня, говорил "хозяюшка". Я не хозяюшка, я могу много больше, чем быть уборщицей. Извращённое понимание праздника 8 Марта меня всегда смущало, а когда я окончательно осознала масштаб проблемы и системы, которая превращает день борьбы за женские права в праздник весны и женственности, я была возмущена. В этот день культивируют образ женщины как функции, говорят: продолжайте быть украшением офиса и обслуживать нас. Женщинам дали права без той продолжительной борьбы, которая происходила на Западе, где женщины добивались права получать образование, боролись за право иметь собственность и голосовать. В некоторых европейских странах это случилось только в 60-х годах. В Канаде женщин вообще признавали людьми через суд, и это длилось годами. На Западе женщины этого сознательно и долго добивались. А на территории СССР права женщинам дались значительно проще.
В конце 19 — начале 20 века были движения за женские права, но это длилось достаточно недолго и не успело закрепиться в ментальности. Потом мы получили права, но так как не было продолжительной борьбы и своей партии, женщины просто получили двойную-тройную нагрузку. Они были обязаны не только рожать, воспитывать, наводить порядок дома, но и работать, кормить семью. Нельзя было выбрать — дом или карьера, — всё было принудительно, была статья за тунеядство. В виду отсутствия памяти о борьбе за права мы получили довольно извращённое понимание феминизма. Из-за того что права были получены неосознанно, когда мы освободились от Союза и принудиловки, возник резкий откат назад. Благодаря этому праздник 8 Марта перестал быть днём борьбы за права, став днём весны и женственности. В обществе же всё движется не особо осознанно.
Это как большой снежный ком, который катится и растёт, и который либо разбивается, как это случилось с фашизмом, либо набирает массу, пока не распадётся сам по себе. В данном случае снежный ком катился в сторону отката к тем "ценностям", которые были до Советского Союза, или к ценностям, формирующимся вопреки ему. Появились женские тренинги, праздники весны, "женщина, твоё место на кухне, вари борщи". Пренебрежительное отношение к женщине никуда не девалось на самом деле. Просто снова всплыло. И нам приходится начинать всё с начала. Сами праздники как таковые связаны с особенностями человеческого мышления. Если взять любой тренинг по тайм-менеджменту, то там обязательно будет рекомендация отмечать собственные заслуги, записывать, что ты делаешь.
Фиксация происходящего очень важна, на этом держатся гуманитарные науки, искусство. И когда мы ежегодно празднуем то, что мы боремся за женские права, для нас это остаётся важным и актуальным. На уровне общества это работает так же, как на уровне человека. Считается, что zoom out, экстраполяция от человека на общество, некорректна, но по сути функционирование толпы работает по тем же алгоритмам, что и человеческое мышление. Поэтому фиксация того, с чем связан праздник, — это очень важно. И когда мы превращаем 8 Марта в день тюльпанов и "украшений офиса", мы занимаемся, очевидно, не тем, чему этот праздник должен быть посвящён. Напоминать себе об этом — политически и стратегически очень важный процесс. Откат к традициям Сейчас я захожу на территорию, на которую, как многие думают, у меня нет права заходить.
Это территория отката к традициям. И хотя некоторые могут судить по моей национальности и говорить, что я не имею права об этом рассуждать, на самом деле мы не первая постколониальная страна, которая проходит через эти процессы: например, Мексика через это прошла, мы легко можем сравнить любую постколониальную историю с нами. Поэтому я не думаю, что тут есть национальный вопрос. У нас откат происходит не только на социальном уровне, когда становится больше ритуалов, но и откат от рационального мышления к какому-то магическому и мифологическому, как вот недавно, когда на стадионе зарезали барана, например. Его можно наблюдать в разговорах, комментариях и так далее. Этот откат предполагает, что мы возвращаемся к отметке "ноль". В стране, где по закону кража невест не легитимна, а в обществе поддерживается; в стране где я не знаю женщин, которые не подвергались какому-либо насилию; где женщинам легче родить в придорожном сортире, чем принести ребёнка домой, потому что уят; где есть такое давление на женщин, — мы возвращаемся к отметке "ноль". И на самом деле это работает для женщин всех национальностей и социальных статусов в нашей стране.
Я иногда работаю в надзоре за строительством, и мне из-за отношения к женщинам в обществе гораздо сложнее работать с мужчинами. Мне приходится сначала зарабатывать авторитет и постоянно его поддерживать. Не потому, что я не профессионал, — я разбираюсь во многом лучше, чем они.
Кроме права голоса и права занимать государственные должности, женщины требовали равных с мужчинами производственных прав. Интересно, что манифестации работниц поддержали и… проститутки, у которых также хватало проблем с правами и полицией. В интеллигентской среде того времени к труженицам панели относились как к «жертвам общества», достойным жалости, а не осуждения. И Клара Цеткин со своей подругой Розой Люксембург попытались организовать путан для революционной борьбы. В Гамбурге одна активная немецкая коммунистка даже начала издавать газету для проституток. Вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин упрекал Клару Цеткин: «Они достойны сожаления, эти двойные жертвы буржуазного общества… Но разве в Германии больше нет промышленных работниц, которых нужно организовывать, для которых должна существовать газета, которых необходимо привлечь к вашей борьбе? Императору Николаю II несколько раз удавалось спокойно пережить Международный женский день. Но 23 февраля 8 марта по новому стилю 1917 года в Петрограде — тогдашней столице Российской империи — забастовка текстильщиц, требующих хлеба и мира, переросла в массовые беспорядки, закончившиеся Февральской революцией да полным крушением монархии. Временное правительство, к которому перешла власть, предоставило женщинам право голоса. А после Октябрьской революции видные большевистские феминистки убедили председателя Совнаркома Владимира Ленина отмечать Международный женский день на государственном уровне. Эротическое белье и хорошая косметика советским женщинам не полагались. По крайней мере, купить и то и другое было весьма проблематично. На женское нижнее белье отечественного производства грустно было даже смотреть.
Женщины работали по 12 часов в день в мастерских, где температура воздуха из-за нагревающегося оборудования редко опускалась ниже 33 градусов по Цельсию 91. Им запрещалось разговаривать и отрываться от работы более чем на 10 минут чаще двух раз за смену. Некоторые фабрики разрешали один приём пищи еду швеи приносили с собой за смену с 20-минутным отрывом от работы. Однако были и такие производства, где женщин просили "полноценно питаться до и после работы". Всех работниц швейных фабрик контролировали надзиратели-мужчины некоторые имели за плечами опыт настоящих тюремщиков. Они сурово наказывали нарушительниц режима. Малейшее отклонение от дисциплинарных инструкций оборачивалось лишением дневной зарплаты, дополнительной неоплачиваемой сменой или физической расправой. Многие надзиратели имели прибавку к зарплате в виде небольшого процента от тех денег, которых они лишат швей. Также надзиратели часто исполняли волю владельцев фабрик, которые просили "найти повод для снижения расходов на зарплаты". Проще говоря, к швеям придирались. Нарушения выдумывались без поводов и зацепок. Последние могли разговаривать и курить на рабочем месте. Перед ними не ставилось конкретных нормативов.
Нарушения выдумывались без поводов и зацепок. Последние могли разговаривать и курить на рабочем месте. Перед ними не ставилось конкретных нормативов. Для 1850-х годов была обыденной ситуация, когда швея после 12-часовой смены возвращалась домой в синяках и кровоподтёках. Она рассказывала мужу, что надсмотрщики избили её за плохую работу. Муж, как правило, кричал на жену, и сам прибегал к рукоприкладству. Он считал супругу виновной во всём произошедшем. Мол, работала бы лучше - ничего бы не произошло. У этого протеста не было ярко выраженных лидеров. Терпение тысяч швей закончилось в один момент. Перед ними стоял простой выбор - смерть от непосильного труда или борьба за свои права. Никто больше не мог трудиться в нечеловеческих условиях, которые создали алчные фабриканты. Первое, что сделали текстильные боссы - связались с полицейским начальством и, пообещав хорошие денежные вознаграждения, попросили разогнать протесты.
8 марта — «день слабого пола» или праздник равноправия?
Марш текстильщиц или женщин с низкой социальной ответственностью? Что мы знаем о 8 марта | 8-ое марта – День женской солидарности и борьбы за права. |
"8 Марта – это не день матери". Что феминистки думают о Международном женском дне | Международный женский день в России давно превратился в гендерный праздник, лишившись изначального революционного посыла. В последние годы феминистки заговорили о его возрождении в качестве дня борьбы за равенство и преодоление стереотипов. |
8 Марта: от борьбы за равноправие — к шабашам ведьм | РВС | Ранее сообщалось, что 74% россиян считают Международный женский день лишь праздником весны, красоты и женственности, не связанным с борьбой за гендерное равноправие и преодоление патриархальных пережитков на рабочих местах и в повседневной жизни. |
Как 8 марта впервые стал законным выходным? И с чего, собственно, все началось? | Касаемо официального появления 8 Марта, как праздничного дня, то бесспорно, революционерка Клара Цеткин была инициатором этого праздника. |
Как 8 марта впервые стал законным выходным? И с чего, собственно, все началось?
Историки рассказали о том, кто принес женский день в Россию, откуда взялся обычай дарить мимозу и как 8 Марта стало предвестником Февральской революции. Вместо равенства женщины Беларуси получили зависимость от государства, их больше волнуют вопросы выживания, чем гендерные проблемы, считает историк, правозащитница Татьяна Протько. Все статьи серии: 1. 8 Марта: от борьбы за равноправие — к шабашам ведьм 2. Кое-что неприятное о тех, кто хочет говорить от лица всех семей в мире 3. Что общего между марксизмом и ведьмами, или Как сочетать несочетаемое? Главная» Новости» Восьмое марта праздник.