Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко. 9 января 1859 года родился выдающийся русский психиатр Петр Петрович Кащенко. Пожалуй, ни одно имя в истории отечественной психиатрии не становилось настолько поистине народным, насколь. Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет.
Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр
Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии. статья из «Большой Медицинской Энциклопедии».
Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов
9 января 1859 года родился выдающийся русский психиатр Петр Петрович Кащенко. Пожалуй, ни одно имя в истории отечественной психиатрии не становилось настолько поистине народным, насколь. В Евдокиевской церкви на площади Героев простились с Почетным гражданином Липецка Петром Ивановичем Кащенко. Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др.
27-летняя туристка угрожала пистолетом посетителям музея-заповедника в Петергофе
Нижегородский реформатор Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею.
Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом. Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый. Психиатр на баррикадах За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции. Свои принципы и методы психиатрической помощи доктор Кащенко начал успешно внедрять и в Москве, однако в 1905 году грянула первая русская революция. Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские.
Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года.
Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко Пётр Петрович Кащенко был новатором в области психиатрии: отменил использование смирительных рубашек, ввёл трудотерапию и лечение в семьях под присмотром врачей. В Главархиве Москвы сохранились ценные документы о юности и учёбе в Московском университете в будущем известного в России врача-психиатра. Из-за службы отца семья часто переезжала. Среднее образование юноша получил в городе Ейске в Кубанской войсковой гимназии, которую окончил почти круглым отличником в 1876 году, получив лишь две четвёрки. Аттестат о среднем образовании сохранился в Главархиве. Пётр поступил на медицинский факультет в университет Святого Владимира в Киеве, но после того, как отец Петра умер, его матери удалось выхлопотать стипендию для сына в Московском университете.
Вскоре студент подал прошение на имя ректора Московского университета с просьбой о переводе в Москву и зачислении на медицинский факультет. Это прошение хранится в Главархиве. Почти пять лет проучился Кащенко в Москве. Будучи студентом пятого курса, Пётр Кащенко решает жениться на дочери коллежского секретаря Вере Горенкиной, на что в феврале 1881 года ему было дано разрешение от университетского начальства и родителей невесты до 1917 года студентам без этого запрещено было вступать в брак. Соответствующие документы представлены в Главархиве Москвы.
Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи. Уместно, кроме того, заметить, что на переломных этапах истории всегда возникали модные течения и умозрительные спекуляции с конъюнктурной терминологической игрой, не обогащающей сознание и не приближающей его к истине, но зато плодящей теоретических нуворишей, чья профессиональная глубина обратно пропорциональна их предприимчивости. На это тактично указывал и Всеволод Петрович: «В вопросах изучения ребенка и его воспитания-образования выдвигаются проблемы, разрешение которых потребует огромного напряжения сил многих исследователей. В таких условиях самым опасным является излишне скороспелое перекраивание старого по новой мерке, когда в новую терминологию особенно в области психологии вкладываются без достаточно критического подхода самые старые понятия, когда уверенность, основывающаяся на словесной принадлежности к самым новым «ортодоксальным» направлениям, прикрывает грубое невежество». Нетрудно догадаться, что такая принципиальная позиция вызвала скрытую неприязнь среди представителей ведомственных органов и некоторых ученых. В том же году Дом изучения ребенка, точнее, теперь уже комплекс, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем. Можно было бы назвать ее головным учреждением, если бы оно не было единственным центральным и опытно-показательным в системе Главсоцвоса. Сюда потянулись со всех концов страны и из-за рубежа специалисты разного уровня, озабоченные исследованием и устранением причин детской дефективности. Здесь, можно сказать, был и практический полигон высшего дефектологического образования, предоставленный в распоряжение будущих специалистов. Популярность Медико-педагогической станции росла. Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича. В письме Анне Всеволодовне, дочери ученого-педагога, его бывшая сотрудница писала: «Все в нем было гармонично: и прекрасная внешность, и поступки, достойные истинного интеллектуала. Был он очень собранный человек, его рабочий день был всегда точно регламентирован... Вокруг Всеволода Петровича всегда царило какое-то необыкновенно чистое, детское настроение». В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями. Мировой и гражданской войнами были нарушены научные связи нашей страны с заграницей. Поездка Кащенко в Германию способствовала восстановлению такого рода сношений. Помимо ознакомления в течение пяти месяцев с деятельностью дефектологических, психоневрологических и лечебно-педагогических учреждений он изучал и достижения логотерапии у детей и взрослых. Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии. А весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. И дальнейшая перспектива развития основанного им дела в масштабах страны требовала сочетания, координации усилий общеобразовательной школы и медицины. Главная роль здесь принадлежит не врачу, а педагогу, получившему солидную дефектологическую подготовку». Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства. То, что было робко заявлено в первоначальном опыте санатория-школы, здесь зазвучало в полный голос. Этому способствовал интеллектуальный подъем в обществе, несмотря на усиливающуюся в нем внутриполитическую борьбу. Так принцип коллективизма, повсеместно культивировавшийся в стране, решительно вторгся и в педагогическую среду. Но для Кащенко это не было чем-то новым, идущим вразрез с его методологическими посылками. Еще в 1914 году он вместе со своим сотрудником С. Крюковым писал: «Товарищеские чувства, взаимопомощь мы развиваем различными мелочами повседневной жизни. Мы стараемся, по возможности, сузить круг личной собственности в стенах санатория-школы, чтобы там легче было бороться с эгоистическими чувствами». На учебных занятиях, в играх и повседневном быту все было построено так, чтобы индивидуум воспитывался социально однородной средой товарищей дети понятия не имели об имущественном положении родителей членов их коллектива , а такое воспитание, считал Всеволод Петрович, прочнее и успешнее, чем многочисленные ухищрения педагогов. Разумеется, не следует абсолютизировать этот опыт — на него нужно смотреть в контексте тогдашних исторических условий, всей идеологической атмосферы и политических отношений. Текущая жизнь накладывает свою печать на повседневные действия, а главное —на мышление. Мы живем мыслями эпохи. Она, образно говоря, навязывает нам себя. Меняется жизнь, наполняясь новым, более глубоким и разносторонним содержанием, — богаче становится и содержание человеческих суждений, представлений, понятий. И о возможностях воспитания молодого поколения в труде и коллективе мы судим сегодня иначе, нежели много десятилетий назад, будучи обогащенными накопленным за это время практическим педагогическим опытом, теоретическими достижениями наук о ребенке. Но было бы в высшей степени вульгарно с высоты сегодняшнего уровня теории и практики высокомерно отзываться об успехах первопроходцев науки о детской исключительности, во главе которой в 10-20-х годах стоял Всеволод Петрович, преодолевая не только сложности необычного предмета своей деятельности, но и разного рода противоречивые обстоятельства, материально-бытовые трудности. О том, что в его школе одной из ведущих заповедей было и есть воспитание и развитие в детях коллективизма, В. Кащенко напоминает и в предисловии к сборнику статей в 1922 году. А спустя четыре года вновь подчеркивает, что вопрос развития и изучения коллективизма среди дефективных детей «всегда представлял чрезвычайный интерес». Сотрудник Всеволода Петровича Георгий Васильевич Мурашев выступает в редактируемом Кащенко сборнике «Проблемы изучения и воспитания ребенка», где рассказывает о программном методе изучения жизни детского коллектива, о специальной карте учета поведения детского коллектива. Едва ли, — писал он, — можно говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива, один из путей воспитания индивидуума есть воспитание коллектива, к которому индивидуум принадлежит». Влияние среды на формирование развивающейся личности громадно — таков принципиальный тезис Кащенко, в соответствии с которым он строит систему педагогического влияния на ребенка. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников —они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции. Было начало осени 1926 года. Начинался новый учебный семестр. И вдруг как снег на голову свалилось ошеломляющее известие: Кащенко освобождается от занимаемой должности ведомственным решением и назначается новый директор Медико-педагогической станции. В тогдашних условиях мотивировок в подобных случах подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Поползли слухи, разного рода домыслы, намеки... Пришел новый руководитель Медико-педагогической станции — довольно молодой человек, достаточно самоуверенный и высокомерный. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства—все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы «удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты», как отзывался обо всем профессор А. Грибоедов были грубо выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности. Восстановить ее уже никогда не удастся. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н. Семашко и профессором Каннабихом Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В. Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров в 1931 году журнал прекратил свое существование , но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики. Большинство из тех статей сохраняет научную ценность и актуальность поныне. Одновременно состоял профессором-консультантом поликлиники 2-го Государственного медицинского института по тем же специальностям дважды — в 1933 и 1936 годах — был здесь премирован как ударник. Сохранилась справка за подписью Марии Федоровны Андреевой о том, что с 1933 года В. Кащенко вел при Московском Доме ученых активную общественную работу, участвуя в кружке по работе с детьми, а также в Консультации по психоневротическому, трудному и умственно-дефективному детству. В этот период Всеволод Петрович и пишет свою последнюю книгу об исправлении недостатков характера детей и подростков, которая, к счастью, доходит до нас как завещание выдающегося врача и педагога, просветителя-гуманиста, замечательного гражданина, человека нового времени, воплотившего в себе лучшие его черты. Кащенко в ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации. Скромная, скажем прямо, оценка научных заслуг пионера советской дефектологии, одного из основоположников советской школы дефектологии. Удивительно, что в нем был проигнорирован Петр Петрович Кащенко, выдающийся отечественный психиатр, сыгравший значительную роль в становлении советского здравоохранения. Однако в этом томе мы находим краткую, но специально посвященную его брату статью — факт примечательный, учитывая, что Всеволод Петрович был в ту пору если не в явно опальном положении, то нарочито оттесненным на периферию науки. Значит, с его заслугами, с его объективным значением в нашей культуре нельзя было уже тогда не считаться. Однако с трудом сдерживаемая неприязнь людей, занявших ключевые места в той научно-педагогической области, которой он отдал жизнь, сквозит в строках канонического издания. Да, он в 1908 году создал в Москве санаторий-школу для дефективных детей, но почему далее говорится, что она лишь «служила базой для работы ряда дефектологов»?
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. премию имени Константина Александровича Москаленко - получил заведующий кафедрой физики и биомедицинской техники ЛГТУ, кандидат технических наук, доцент Кащенко Андрей Петрович. Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. Петр Кащенко родился в 1859 году.
Краткий курс истории. Великий психиатр
В первой серии рассказывается о детстве и юности будущего врача. Петр с детства интересовался медициной, а в подростковом возрасте умел оказывать первую помощь не хуже фельдшера. Окончить Московский университет отличнику Кащенко не удалось: студентом он примкнул к революционному кружку и тут же попал под наблюдение жандармов. Образование он продолжил в Казанском университете, куда отправляли «неблагонадежных» студентов.
Однако биография этого в высшей степени интереснейшего человека, величайшего гуманиста и великолепного организатора психиатрической помощи, на наш взгляд, заслуживает более глубокого рассмотрения. Алексеева носила имя доктора Кащенко. Несмотря на то, что Петр Петрович возглавлял клинику всего 4 года по тем меркам - достаточно небольшой срок , за этот период он смог сделать очень много, как для пациентов, так и для персонала, и конечно, для психиатрии в целом.
Помимо инженерных сетей, специалистам предстоит привести в порядок кровлю здания и отремонтировать помещения. Напомним, что в 2023 году на ремонт поликлиник в Петербурге потратят почти 4 млрд рублей из городского бюджета. Часть средств выделят на новое медицинское оборудование.
В конце мая на Литейном проспекте стартовал капремонт крыши в доме, расположенном по соседству с офисами региональных управлений МВД и ФСБ.
Алексеева на Канатчиковой даче, и его кандидатура была признана лучшей. В 1907 году была наконец открыта Сиворицкая больница под Петербургом, и Петр Кащенко отправился туда. Сиворицкая больница была в 1911 году представлена на Дрезденской международной гигиенической выставке. В 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке Санкт-Петербургское земство получило малую золотую медаль «За устройство и прекрасное оборудование больницы для душевнобольных в Сиворицах». В 1913 году Петр Кащенко, участвуя в комиссии по пересмотру медицинского законодательства, впервые выдвинул тезис, что при разработке закона в области охраны психического здоровья приоритетными должны быть интересы больного, а не принцип «опасности больного для общества». В годы Первой мировой войны он активно занимался вопросами помощи «душевнобольным воинам» и учета психической заболеваемости среди военнослужащих.
После революции Петр Кащенко жил в Москве, где возглавил Центральную невропсихиатрическую комиссии при Совете врачебных коллегий позднее — невропсихиатрическую подсекция лечебной секции гражданского отдела Наркомздрава РСФСР , занимаясь вопросами организации психиатрической помощи. Умер Петр Кащенко 19 февраля 1920 года в Москве Выдающийся врач-психиатр и организатор психиатрической помощи в России, один из тех, благодаря кому в страну пришла идеология «нестеснения» в лечении душевнобольных. Разработал структуру лечебных учреждений, куда должны были входить больница для острых больных, больница-колония для хронических больных и патронаж и амбулатории для нетяжелых и выздоравливающих. После революции организовал систему психиатрических диспансеров. Идея патронажа — содержания больных в семьях — была реализована Петром Кащенко по образцу системы, применявшейся в бельгийском Лирнье.
Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)
Три главные клиники в жизни доктора Кащенко – Москва 24, 09.01.2014 | Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. |
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко | Главврач больницы имени Кащенко объяснил странности прокладывания водопроводных труб в больнице. |
«Идет по плану»: в психоневрологическом диспансере имени Кащенко объяснили нелепость ремонта
Пётр Петрович Кащенко, место захоронения | Лиманкин Олег Васильевич. Заглавие. Петр Петрович Кащенко. Жизнь и судьба. Место издания. |
Доктор Кащенко стал народной легендой. | Революция в психиатрии Революция в психиатрии Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но в. |
Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943) | Исследователи Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко рассказывают о Петре Петровиче Кащенко, руководителе нескольких психиатрических больниц — в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. |
Пётр Петрович Кащенко, фотографии
- Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти) | Библиотека Института психологии РАН
- Доктор с Кубани
- Доктор с Кубани
- Форма поиска
- Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
- Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко
Как доктор Кащенко стал народной легендой
Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр | В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. |
Доктор Кащенко стал народной легендой. | [19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр. |