«Пикник на обочине» рассказывает о событиях, которые разворачиваются в конце XX века. По словам самих Стругацких идея "Пикника на обочине" появилась у них во время лесной прогулки, когда они наткнулись на муравейник, оказавшийся на краю полянки, ставшей незадолго до этого местом отдыха каких-то туристов. «Пикник на обочине» Эта повесть — самая «кинематографичная» у АБС. "Пикник на обочине" – одно из самых прославленных произведений братьев Стругацких, увлекательная история сталкеров – отчаянно смелых людей, на свой страх и риск снова и снова отправляющихся в место высадки пришельцев – аномальную Зону.
Пикник на обочине: сталкер как философия
- Стругацкий Аркадий Натанович, Борис Стругацкий: Пикник на обочине
- «Пикник на обочине»
- Пикник на обочине. Картинка к рассказу
- Пикник на обочине: сталкер как философия
- Пикник на обочине
Чем закончился "Пикник на обочине"
Он получил название «Пикник на обочине» — потому что один из героев сравнивает посещение Земли инопланетянами именно с пикником. 50 лет назад, в ноябре 1971 года, писатели Аркадий и Борис Стругацкие завершили работу над своей лучшей книгой — «Пикником на обочине», из которой потом получился один из самых выдающихся отечественных фильмов — «Сталкер». В 2016 году канал WGN America объявил о запуске сериала по мотивам фантастической повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Стругацкий Б. Н., Стругацкий А.Н. "Пикник на обочине": характеристики, фото, магазины поблизости на карте. Это лишний раз доказывает, что советская цензура обладала сверхъестественным нюхом и раньше самих Стругацких угадала, о чем же на самом деле «Пикник». после выпуска «Пикника на обочине» в США братья Стругацкие стали почетными членами «Общества Марка Твена» за «выдающийся вклад в жанр фантастики».
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Пикник на обочине (повесть) | это... Что такое Пикник на обочине (повесть)?
- Содержание
- Пикник на обочине. Стругацкие
- Стругацкий Аркадий Натанович, Борис Стругацкий: Пикник на обочине
- Краткое содержание Стругацкие Пикник на обочине за 2 минуты пересказ сюжета
Пикник на обочине. Краткое содержание.
Краткое содержание «Пикник на обочине», сталкеры и Зона. Книги из ролика и любые другие на ЛитРес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: % на первую покупку на десятки тысяч топовых книг п. Аркадий и Борис Стругацкие Пикник на обочине. Вычитка – MCat78 «Пикник на обочине»: Сталкер; 2006. разбросанные в беспорядке брошенные или потерянные вещи, как после обычного, земного пикника на полянке остаются следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, монетки, пятна бензина и тому подобные предметы.
Все мы немного сталкеры - про книгу "Пикник на обочине"
В результате «Пикник на обочине», который предполагалось включить в сборник «Неназначенные встречи», из всех сборников братьев Стругацких вылетал на протяжении восьми лет. Он получил название «Пикник на обочине» — потому что один из героев сравнивает посещение Земли инопланетянами именно с пикником. «Пикник на обочине», краткое содержание которого мы расскажем в статье, повествует о событих, которые разворачиваются в конце 20 века. Подробная информация о сериале Пикник на обочине на сайте Кинопоиск. Дмитрий Львович Быков рассказывал и о своих впечатлениях, после прочтения легендарной советской повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». «Пикник на обочине» — фантастическая повесть Стругацких, одно из самых известных их произведений.
Новое издание романа братьев Стругацких "Пикник на обочине" выходит в итальянском издательстве
«Пикник на обочине» – это классика литературы 20-го века, произведение, которое стало легендарным в первые годы после выхода в печать. это увлекательная история сталкеров - отчаянно смелых людей, на свой страх и риск снова и снова отправляющихся в место высадки пришельцев - аномальную Зону, полную опасностей и смертельных ловушек. Что это? Опасное оружие, диковинные игрушки или всего лишь космический мусор, оставленный после чужого пикника на обочине Вселенной? Люди, занимающиеся незаконным промыслом – поиском и выносом из Зоны этих предметов, называются сталкерами.
Книга «Пикник на обочине»
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пикник на обочине». Пересказ романа братьев Стругацких будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Главные герои Рэдрик Шухарт — опытный сталкер, решительный, волевой, озлобленный на тяжелую жизнь. Гута Шухарт — жена Рэдрика, любящая, заботливая, все понимающая. Ричард Нунан — агент спецслужбы, работающий под прикрытием. Барбридж Стервятник — старик, один из первых сталкеров, подлый, коварный. Другие персонажи Кирилл Панов — советский профессор, исследователь, друг Рэдрика. Артур Арчи Барбридж — младший сын Стервятника, идеалист, желавший счастья для всех людей. Дина Барбридж — старшая дочь Стервятника, красивая, распущенная девушка.
Мясник — талантливый хирург, первый в мире специалист по нечеловеческим заболеваниям человека. Костлявый и Хрипатый — скупщики артефактов. Мария Мартышка — дочь Шухартов, внешне похожая на обезьянку. Краткое содержание За тринадцать лет до описываемых событий на Земле произошла высадка инопланетян. Летающие тарелки одновременно приземлились в шести разных местах на планете, и спустя короткое время исчезли. Их визит не прошел бесследно, и на местах их посадки образовались так называемые «Зоны» — участки местности с аномальными явлениями. Вскоре выяснилось, что Зоны являются непригодным местом для жизни людей и животных, и местное население было в срочном порядке эвакуировано. Территории инопланетного вмешательства были ограждены и взяты под охрану и контроль научных сообществ.
Учеными были обнаружены многочисленные предметы самого разного назначения, оставленные пришельцами. Они были настолько уникальны, что была даже создана специальная организация, следящая за тем, «чтобы инопланетными чудесами, добытыми в Зонах, распоряжался только Международный Институт».
Один из героев книги, лауреат Нобелевской премии доктор Валентин Пильман, образно предполагает, что все артефакты, которые находят на территориях — это всего лишь космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения. Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото- и киноаппараты… Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ.
От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте… ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян… Одна из Зон образовалась как раз невдалеке от города Хармонт. Главный герой книги Рэдрик Шухарт, житель Хармонта, становится сталкером, то есть, зарабатывает на жизнь, вынося из Зоны артефакты. Сюжет произведения построен как описание ключевых моментов в жизни Шухарта от 23 лет до 31 года; в основном это ходки в Зону. У Рэдрика есть дочь Мария. Она, как и абсолютное большинство детей сталкеров, родилась с отклонением — её кожа покрыта короткой оранжевой шёрсткой, и сама девочка внешне напоминает мартышку. Собственно, другие дети так её и зовут, Мартышка. Рэдрик любит свою семью, но периодически теряет контакт с ней из-за тюремных сроков. Тем не менее, он не может отказаться от походов в Зону — отчасти из-за желания получать большие деньги и не считать их, но главным образом — из-за магнетического притяжения Зоны, понятного только настоящему сталкеру. В Зоне он чувствует себя на своём месте и без неё уже не может. В заключительной главе книги Шухарт осуществляет свою последнюю ходку в Зоне: он решает найти «Золотой шар» — артефакт, который, согласно легенде, может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит.
Сложность состоит не только в том, что дорога к «Шару» смертельно опасна, но и в том, что последняя ловушка на пути к нему требует жертвы — одной человеческой жизни. И Шухарт приносит эту жертву в виде своего спутника, юноши, который напросился к нему в ученики — Артура Барбриджа. Отец Артура — сталкер из самых первых по прозвищу Стервятник, известный тем, что ходившие с ним в Зону часто не возвращались. У Барбриджа двое нормальных здоровых детей — исключение среди сталкеров. Барбридж по секрету сообщил Шухарту, что якобы вымолил себе детей у «Золотого шара». Сам он больше не может дойти до нужного места — в одной из ходок он потерял обе ноги. Стервятник раскрыл Шухарту все подробности пути до артефакта не только из благодарности — он надеется, что Шухарт сможет вернуть ему ноги. Финал книги остаётся открытым — Артур погибает в «мясорубке», Рэдрик подползает к Шару, тщетно пытаясь сформулировать своё самое сокровенное желание. Сильный человек, озлобленный нелёгкой жизнью.
Только диск наподобие телефонного в центре верхнего днища. Профессор медленно набирает четырехзначный номер. Раздается тихий щелчок». А потом она начала тикать «Один из тысячи, а доберется. Стервятник еще не самый плохой человек. Они будут мир исправлять! Всех людей на свете переделывать по своей воле… Все эти несостоявшиеся императоры всея земли, фюреры всех мастей, великие инквизиторы , фанатики , благодетели человечества , просто сумасшедшие…» Филипп «Он, конечно, может и придет к Золотому Кругу, чтобы всю землю переделать, да ничего у него не выйдет, потому что на самом деле на землю ему плевать, а нужна ему баба, водка нужна и денег побольше … Фанатизмы все эти, фюреры — откуда все это берется? Либо его бабы не любят, либо желудок плохо варит и изо рта у него воняет, вот он и бесится». Антон, Писатель. Идёт за вдохновением. А может, и не за ним. Это какие-то чертовски неуловимые вещи: стоит их назвать, и они пропадают… Как медуза — в воде волшебный цветок, а вытащишь — комок мерзкой слизи…» «Он же всех ненавидит, ведь у него идеал какой — пустая зеленая земля, тишина и покой, кладбище…» Филипп про Антона. Персонажи-призраки: Стервятник, который нашёл путь к месту исполнения желаний. Лола, жена Филиппа, с которой он говорил по телефону. Герои ожившей картины Рериха. Милованович , руководитель научной экспедиции из Института, которая когда-то проникла в Зону. Сталкер «Дикобраз», попавший в петлю на Красной Горке. Участники телепередачи. Он похож на маленький смерч, но это не смерч. Он неподвижно стоит, крутясь вокруг оси, над кучей битых бутылок, и от него исходит шуршащее металлическое стрекотание, как будто стрекочет гигантский кузнечик». Виктор не знает, что это. Совершенно новенький грузовик, у которого «двигатель работает на холостых оборотах, из глушителя вырывается и стелется по ветру синеватый дымок. Колеса его по ступицы погружены в землю, сквозь приоткрытую дверцу и дно кабины проросла тоненькая березка». Уже двадцать лет работает. Двенадцатиметровая труба метрового диаметра. Дом, « от которого остался только нижний этаж, а стен нет вовсе. По-видимому, здесь было какое-то учреждение: желтеют деревом шкафы, набитые папками, стоят канцелярские столы, а на столах — гроссбухи, счетные машины, на одном — пишущая машинка с заправленным листом бумаги. Выглядит так, как будто служащие вышли на обеденный перерыв и скоро вернутся. Вдруг звонит телефон, маленький невзрачный аппарат серого цвета — резкими, пронзительными звонками неравной длины. Это первый случай, когда Виктор явно и бесстыдно растерялся. Профессор взбегает по ступенькам крыльца, проходит между столами и берет трубку. Квакающий голос в трубке раздраженно осведомляется: — Это два — двадцать три — тридцать четыре — двенадцать? Как работает телефон? В трубке короткие гудки отбоя. Профессор набирает номер. В трубке звучит женский голос: — Да-да, я слушаю. Целый мир раскинулся перед ними, странный полузнакомый мир. У самых ног их — спокойная поверхность то ли озера, то ли пруда. На пологом берегу, на мягкой траве сидит, поджав под себя ноги, молодая женщина, голова ее опущена, длинные волосы, почти касающиеся воды, скрывают ее лицо. За ее спиной — зеленые округлые холмы под необычайно ярким лазоревым небом, вдали виднеется темно-зеленая стена леса. На верхушке ближайшего холма врыт покосившийся столб с бычьим черепом, надетым на верхушку. Под столбом сидит, вытянув по траве ноги в лаптях, седой как лунь, старец, лицо у него почти черное, как старый мореный дуб, глаза под белыми пушистыми бровями слепые, корявые руки покойно сложены на коленях. А пониже старца сидит на камушке полуголый кудрявый мальчик и наигрывает на свирели. Видно, как надуваются и опадают его румяные щеки, как пальцы ловко бегают по отверстиям в дудочке, но ни одного звука не доносится из этого мира. У ног мальчика коричневым бугром дремлет огромный медведь, и еще один лениво вылизывает переднюю лапу, развалившись поодаль. Над тростником, окаймляющим часть пруда, трепещут синими крыльями стрекозы. Очень красиво. Антон бормочет, как в лихорадке: — Как же так — картинка?.. Нет, врешь, врешь… Опять врешь… Это же покой, тишина… тишина… И тут Профессор, жалостливо поморщась, подбирает с мостовой камушек… — Стой! Но уже поздно. Камушек, описав дугу, падает в воду в двух шагах от девушки. Девушка поднимает голову, отводит волосы с прекрасного лица. По гладкой воде расходятся круги. Девушка, слегка сведя брови, с некоторым удивлением, но без всякого страха разглядывает грязных, оборванных, закопченных людей и снова опускает голову. Мир «по ту сторону» начинает таять, заволакиваться дымкой и исчезает. Профессор растерянно бормочет: — Я думал, это мираж… Я был уверен… Антон молча плачет. Но в дымке возникли очертания другого: гигантские многоэтажные здания, отсвечивающие стеклом, потоки машин, толпы спешащих пешеходов, вспыхивающие рекламы… Петля , в которую попала отправившаяся полгода назад в Зону группа Миловановича на БТРе и двух вездеходах, оборудованных под походные лаборатории. Это значит, что теперь они бесконечно долго будут идти по одному и тому же маршруту. Виктор и Филипп видели это, как опять-таки в кино. Виктор раньше побывал здесь и увидел, что на карте одна дорога, а здесь — две. И не пошёл дальше. Сюжет Действие началось с того, что Виктор встал в начале третьего, чтобы провести в Зону Филиппа и, как потом выяснилось, Антона. Описано, как они ехали в машине, а потом пешком шли по Зоне, преодолевали препятствия и вели философские разговоры. Тот понял, что его используют в качестве отмычки, но выбора не было — или Виктор его убьёт и уничтожит лабораторию, или есть один шанс из двух, что уцелеет. Филипп пошёл в карьер, в котором лежал Диск. Раздался короткий сдавленный вопль, к ногам Виктора прилетели его очки — и всё. Он ступает на него, нога проваливается, он бредет по золотой пленке, оставляя за собой черные рваные дыры. Он сходит на песок и идет по песку, в карьере сгущаются сумерки, карьер погружается во мрак, слышится скрип, словно отворяется деревянная дверь, и шорох шагов по песку сменяется стуком каблуков по камню, и в сером свете Виктор поднимается по лестнице и вступает на лестничный пролет своего дома». Он зашёл в квартиру, рюкзак лопнул, и из него извергнулся поток золотых и пачек банкнот. И в тишине слышно нарастающее тиканье. Это тиканье вдруг прерывается, и ослепительный свет заливает окна. Виктор и его жена, вскрикнув, закрывают лица руками, а девочка быстро поворачивает голову к окнам. Свет за окнами меркнет, и страшный удар сотрясает дом. С лязгом и дребезгом вылетают стекла, распахиваются рамы, и в опустевших проемах видно, как над черными силуэтами домов вспухает, раздувается гнойным пузырем огненный гриб атомного взрыва. Также оба Филиппа цитируют строки Аполлинера: «Кто знает, что ждет нас? Кто знает, что будет? И сильный будет, и подлый будет. И смерть придет и на смерть осудит. Не надо в грядущее взор погружать… Не надо в грядущее взор погружать» и «Потому что век наш весь в черном. Он носит цилиндр высокий, и все-таки мы продолжаем бежать, я затем, когда бьет на часах бездействия час и час отстраненья от дел повседневных, тогда приходит к нам раздвоенье, и мы ни о чем не мечтаем» и Киплинга «Глянуть смерти в лицо сами мы не могли. Нам глаза завязали и к ней привели…». Стивенсона «Владетель Баллантрэ». А имя Лола — его бывшая жена. Кроме того, в ГЛ всё время идёт дождь — а в сценарии Виктор, выходя из электрички, попадает под дождь. Оттуда же и кагбэ афоризм «Напился? Ни в коем случае. Я выпил, как это делает половина народонаселения. Другая половина». Роман « Град обреченный » назван по картине Рериха. Того автора, картину которого видят герои в Зоне. Там же Изя Кацман вопрошает: «Надеюсь, вы не сомневаетесь, что Эксперимент есть именно эксперимент — не экскремент, не экспонент, не перманент, а именно Эксперимент?.. Разница с повестью В сюжетной линии объединены начало второй главы герои подъезжали к Зоне на «лендровере», ехали мимо кладбища, прятались от полицейских, видели «живого мертвеца», Виктор для маскировки взял рыболовные снасти и четвёртой Виктор идёт к Золотому Кругленькому в сопровождении других людей, преодолевая трудные и опасные участки и требуя беспрекословного подчинения. Только на автомобиле, принадлежащем Филиппу, есть надписи: «ООН. Институт внеземных культур», «ЮНО. Инститьют ов Экстратерриториал Калчерз». А недалеко от границы с Зоной — огромный щит с флюоресцентными надписями на разных языках: «Внимание! До границы Зоны 300 метров», «Этеншн! Виктор ехал на встречу с Филиппом на электричке. Тоже описан заброшенный дачный посёлок, где желтело только одно окошко, висело промокшее бельё, и за машиной погнался пёс. Но там проезжают по пути в Зону, а не оттуда, как в повести. Описана вилла: «крепкая фигурная решетка, домик привратника у запертых ворот, двухэтажное модерновое здание — стекло и бетон в стиле Райта, смутно белеют абстрактные скульптуры сквозь заросли». Здесь живёт Антон. В повести в подобном доме жил Стервятник. Полицейские вели обстрел, в т. Виктор ругался «жаба», как и Рэдрик, но не на полицейских, а на разные безобразия в Зоне. Стервятник здесь тоже опытный сталкер и большая сволочь, но его фамилия не названа. В Зоне тоже погиб молодой родич Стервятника. Но не по ходу действия, а в рассказе Виктора. И не сын, а брат. И подставил его не чужой человек, а сам же Стервятник. И он пошёл к Золотому Кругленькому за братом, вернувшись, в два дня невообразимо разбогател, а потом вдруг повесился. Герои ехали в Зоне на дрезине. В повести упомянуто, что в Зоне остались жить какие-то люди. Здесь же «— А это правда, что здесь живут? Есть легенда, будто какие-то люди остались в Зоне… — Никого здесь нет и быть не может». В повести Артур взял с собой пистолет с одним патроном, чтобы застрелиться, если попадёт в беду. Рэдрик сказал «В Зоне стрелять не в кого» и пообещал в этом случае вытащить его. В сценарии пистолет крошечный дамский браунинг взял Антон, а у Филиппа на этот случай была ампула с ядом. В Зоне торчит церквушка, а под насыпью валяются тепловоз, платформы и танки, которые они везли. Вот и двинули этих… стратеги… Никто ведь не вернулся». По просьбе Филиппа Виктор кинул гайку в центр «плеши». Эффект был поразительный. В книге такого эффекта не было. В повести, когда Артур начал идти по Зоне без должной бдительности, и опытный спутник кинул ему в затылок гайку, он упал. В сценарии проводник кинул её не сразу, а слишком неосторожный новичок только сел на корточки. Описана свалка, которой не было в первоисточнике, а также ветхая полусгнившая изгородь и поле с сильно засорённой пшеницей. В книге Рэдрик думал: «С хабаром вернулся — чудо, живой вернулся — удача, патрульная пуля — везенье, а все остальное — судьба». В сценарии Филипп сказал: «С добычей вернулся — счастье, живой вернулся — удача, патрульная пуля — везенье, а все остальное — судьба» и уточняет, что это фольклор. На странную тень тоже указал не проводник. Герои обгорели не на странном участке раскалённого воздуха, а пробираясь через трубу. Чтобы выяснить, насколько безопасно идти через неё, Виктор кинул кирпичи — они валяются рядом, у разрушенного дома. И надо быстро идти в дым. В повести проводник в первой главе ударил по лицу лаборанта Института Тендера, чтобы привести его в адекватное состояние, в сценарии — Антона. В книге Артур так и не понял, что он — живая отмычка для своего проводника. В сценарии Антон заявил, что «мы для него отмычки, живые тральщики». Рэдрик работал в Институте лаборантом неизвестно сколько, Виктор — два года неизвестно кем. Вместо застольной беседы учёного и технического снабженца — телепередача, которая идёт как врезка. В сценарии диктор сказал: «Зона! Неизгладимый шрам на лике нашей матери-Земли, вместилище жестоких чудес». В повести Пильман сказал: «Важно то, что теперь человечество твердо знает: оно не одиноко во Вселенной». В сценарии Второй Ученый сказал: «Главное открытие уже сделано: человечество не одиноко во Вселенной…» В повести Пильман сказал: «Все люди, которые достаточно долго общаются с Зоной, подвергаются изменениям — как фенотипическим, так и генотипическим. Вы знаете, какие дети бывают у сталкеров, вы знаете, что бывает с самими сталкерами. В сценарии диктор сказал: «Едва возникла Зона, как возникла новая профессия: космический браконьер, расхититель космической сокровищницы. У него нет никакого оборудования. Он знает, что идет на верную смерть. Он знает, что возвращается один из десяти. Один из пяти возвратившихся остается калекой на всю жизнь. У семи из десяти уцелевших рождаются дети-уроды». Директор Международного института внеземных культур: «Проблема сейчас лежит в плоскости, относящейся скорее к компетенции политики. Я имею в виду прежде всего безответственную и в конечном счете античеловеческую деятельность агентуры военно-промышленных комплексов…». Ученый — директор военно-промышленного объединения «Альфа-Пегас»: «Наши лаборатории не имеют дело с космическими объектами, мы уважаем эмбарго ООН. Но лично я никогда не поддерживал этого эмбарго. Опыт показывает, что частные исследования сплошь и рядом оказываются более эффективными, нежели государственные и международные. Я признаю, конечно, что имеет место определенный риск, связанный с бесконтрольностью и прочими отрицательными факторами. Но не кажется ли вам, что ставка достаточно велика и оправдывает этот риск? Почти все они утрачены. Здесь публикуется самый последний. Его мы написали летом 1977. Тарковский только что закончил съёмки первого варианта фильма, где Кайдановский играл крутого парня Алана бывшего Шухарта , фильм при проявлении запороли, и Тарковский решил воспользоваться этим печальным обстоятельством, чтобы начать все сызнова. Черновым названием фильма было «Золотой шар», а потом «Машина желаний». В первой версии были учёные, подробно объясняющие суть Зоны по сути, пересказ пролога книги , у персонажей были имена, а сталкер был крутым следопытом, а не юродивым интеллигентом. Не точная экранизация книги, но гораздо ближе к ней, чем то, что получилось. Он был снят в 1979 г. Представляет собой фактически отдельное произведение — ну, или своеобразный сиквел по некоторым репликам можно предположить, что действие происходит после событий «Пикника» «Пришлось переснимать и даже переписать сюжет. Проводник в зону, где не работают законы физики, стал, если угодно, блаженным. А сама зона символом другого мира — духовного. Именно этот вариант, превратившийся в философскую притчу о страхе своих желаний, и вошел в историю кино». И ещё несколько эпизодических. Место действия — в целом как в книге, но меньше указаний на конкретную страну и больше похоже на абстрактную помойку. Тропы и штампы Нет антагониста — за исключением обезличенных военных, стреляющих при проникновении в Зону, героям никто не противостоит. Всё действие фильма заключается в движении к Комнате, исполняющей желания, и в философских диалогах между Сталкером, Писателем и Профессором. Безымянный герой — в этом фильме хоть кого-то из героев вообще называли по имени? Любовь зла — жена Сталкера готова жить с больным ребёнком в слякоти, грязище, дерьмище и полной нищете ради юродивого плаксивого чмошника, принципиально не желающего работать ибо это бездуховно-с , да ещё и находит в этом какое-то счастье. Причём эта ожившая мечта Васисуалия Лоханкина на полном серьёзе подаётся Тарковским как идеал женской любви и самопожертвенности. Может, магия, а может, реальность — а есть ли в Зоне вообще хоть что-то сверхъестественное мистическое, фантастическое, назовите как угодно , или она — не более чем заброшенная территория, и все её ужасы сам Сталкер и напизд... Однозначного ответа зритель так и не получит. То, что вернувшийся за своим рюкзаком внезапно оказался впереди двух других — как бы прямое указание на сверхъестественную природу Зоны. Да и навряд ли стакан от вибрации поезда сам собой передвинулся с места. Не в деньгах счастье — Комната исполняет только заветные желания. По мнению Писателя, именно из-за этого покончил жизнь самоубийством учитель Сталкера — Дикобраз. Он сумел пройти к Комнате, принеся в жертву «мясорубке» своего родного брата, и получил там мешок денег. Затем, позднее, раскаявшись в содеянном, Дикобраз вернулся в Зону, чтобы вымолить в Комнате своего брата обратно с того света… но вновь получил мешок денег. И в третий раз история повторилась. И тогда он понял, кто он есть на самом деле… А через неделю повесился. Было бы одновременно и смешно, и грустно, если бы в финале выяснилось, что Комната банально ничего, кроме денег, не выдаёт. Ослабеть в адаптации — на фоне способного подраться и постоять за себя Рэдрика Шухарта, очень смиренный Сталкер выглядит не слишком круто. Пойдёшь первым — здесь идти в «мясорубку» вперёд остальных пришлось Писателю, поскольку ему достался жребий. Как шутят некоторые зрители, возможно, на самом деле тот стакан просто испугался её взгляда и попытался убежать. Ужас у холодильника — по одной из фанатских теорий, Сталкер и повесившейся Дикобраз — это одно и тоже лицо, на это указывает повязка на шее у Сталкера, наверняка прячет след от неудачной попытки самоубийства. Я сейчас всё объясню. Заглавный герой, собираясь в Зону, встречает пьяного Писателя, распускающего хвост перед интересничающей незнакомой дамой в шикарном манто. Сталкер, смерив парочку взглядом: «Сейчас я всё объясню». И говорит даме всего пару слов, заглушённых гудком тепловоза. После чего дама, бросив Писателю «Кретин! Среди фанатов фильма до сих пор идут споры, что же такое объяснил Сталкер. По одной из версий, он сказал даме « Вас там изнасилуют ». Аллюзия : « Смешарики » — серия «Смысл жизни» является большой отсылкой к фильму. Философический угар в стиле Тарковского прилагается. Выздороветь в адаптации : нет, безусловно, то, что дочь Сталкера — калека, есть очень прискорбный факт всем сесть и возрыдать немедленно! Да вот только после книжного описания превращения Марии-Мартышки из «не человека» внешне в «не человека» ещё и внутренне киношная девочка, которая всего лишь «без ног она будто», кажется ещё легко отделавшейся. Дополнительные очки за то, что у девочки в фильме ещё и сверхспособности, которых книжной Мартышке никто даже и не подумал отсыпать. Зрители — гении. Кто-нибудь из прошедших игру про сталкеров и после решивших заценить фильм по не такой уж замороченной повести знал ли загодя, что значит «мене мене текел упарсин», или разглядел отсылку к Дао в одном из монологов? Сам Тарковский говорил, что заумь он вставляет в кино не для выпендрежа, а чтобы лучше донести свои мысли и чувства. Пытка увеболлом. Что, зритель, ты хотел увидеть Рэдрика Шухарта, харизматичного сукинсына? Стервятника Бэббиджа, обычного сукинсына? Дика Нунана? Закатай губищу: тебе покажут зашуганного юродивого, безымянного Ученого и списавшегося Писателя. А из всех спецэффектов и ужасов Зоны будет только замкнутое кольцо пространства — типа, шли-шли, а вернулись на то же место. Аномалии визуально практически не показаны.
Стилистика, композиция повести, то, как постепенно выстраивается перед читателем мир, особенности последней главы, где вперехлёст идут две линии: похода к Шару и воспоминаний Шухарта... По существу, финальная часть — это типичный сказочный квест, вывернутый наизнанку. Но если Элли в Изумрудном городе получила желаемое, если Одиссей, оказавшись наконец дома, обрёл жену и сына, то Шухарт, уплативший такую цену, — что получает он? Меня всегда изумляло, что кому-то финал «Пикника» кажется оптимистичным. На мой взгляд, он не более оптимистичен, чем ставшее притчей во языцех «небо в алмазах» из «Дяди Вани». Стругацкие довели до высшей точки обе линии развития: внешнюю, событийную, и внутреннюю — душевных изменений в герое. Это момент просветления, момент осознания, тот самый пресловутый катарсис. Истинное очищение души. Итог: книга на все времена. Если кто-нибудь начнёт говорить вам, что фантастика — это «ерунда про роботов и Ктулху», дайте ему прочесть «Пикник». И отойдите в сторонку.
«Сталкер» Тарковского — это не Стругацкие, так же, как «Солярис» — это совершенно не Лем»
Дочь сталкера была не совсем обычным ребёнком, всё её тело покрывала шерсть. Девочка очень напоминала обезьянку. Но если раньше она развивалась нормально, то во время отсутствия мужчины, с ребёнком произошли странные изменения. Девочка деградировала и перестала понимать человеческую речь. Рэдрик, который очень любил дочь, принял решение сходить к Барбриджу и попросить его нарисовать карту пути к Золотому шару. Шухарт хотел попросить здоровья для своего ребёнка. Старый сталкер не обманул своего спасителя, описал ему все трудности предстоящей дороги.
Шухарт узнал, что в самом конце пути сталкеров ждёт ловушка под названием мясорубка. Чтобы продолжить путь обязательно надо, чтобы кто-нибудь живой попался в неё. Для этой жертвы Рэдрик взял с собой сына Барбриджа. Ничего не подозревающий юноша пошёл со сталкером. Очень сложный путь прошлось преодолеть мужчинам, но они успешно его прошли.
Канал «Матрица» — оставайтесь с нами!.. Жанна Галиева, старший преподаватель кафедры истории русской литературы новейшего времени Института филологии и истории РГГУ: 1. В последние несколько лет я часто предпочитаю просмотр сериалов чтению романов. Возможно, это часть профдеформации преподавателя литературы в вузе — хочется отдохнуть от чтения. Возможно, потому что сериалы в конце 2000-х годов вышли на принципиально новый уровень рассказывания историй. Но основных причин две. Во-первых, мне в принципе, с распространением соцсетей и партиципаторной культуры, культуры участия потребителей, стали интересны явления, которые вызывают большой общественный резонанс. При этом из всей поп-культуры именно сериалы как форма стали давать наиболее интересные результаты. Почему именно такая реакция на такой сюжетный поворот? Почему именно у этих героев столько поклонников? Как эта серия про викторианскую эпоху отражает полемику о чем-то остроактуальном сейчас? Романы в силу изменения роли литературы в обществе такой резонанс имеют гораздо реже, чем сериалы. Вторая причина: навигация в поп-культуре и особенно в сериалах развита гораздо лучше, чем в высокой литературе. Мне может не понравиться новый роман Джулиана Барнса или Владимира Маканина, но чтобы это понять, мне потребуется много страниц, и скорее всего, я дочитаю книгу до конца, так как стыдно не дочитывать, профпривычка. Новые сериалы, которые могут мне понравиться, искать проще, а понять точно, подходит ли лично мне, можно за 1-2 серии. В то же время часто если забыть о дискуссии вокруг «Войны и мира» BBC сериалы бывают лучше, чем романы например, «Секс в большом городе» Кэндис Бушнелл или «Волшебники» Льва Гроссмана , иногда именно сериалы заставляют обратить внимание на того или иного автора например, сейчас мне очень хочется наконец почитать Стивена Кинга и Нила Геймана из-за уже успешных и еще только снимающихся проектов. И хотя «Игра престолов» пока как сериал меня заинтересовала меньше, чем шум вокруг неё, сейчас с большим удовольствием погружаюсь в книжный мир саги Джорджа Мартина. Идея, что сериалы — новые романы, занимают нишу романа 19-го века, — для меня идея родная и органичная. Потому что я полюбила американские и латиноамериканские сериалы середины 1990-х именно за это — они были так похожи на старые добрые викторианские романы для меня, на Диккенса, которого я читала собранием сочинений в 20 томах, на Толстого, читавшегося в детстве прежде всего как семейная мелодрама, на Голсуорси с его Форсайтами. Сейчас, когда есть и сериалы прекрасные про ту же самую викторианскую Англию или про ту же Россию «Войны и мира» английскими глазами , становится очевидно, что не понимал советский и постсоветский ребенок и подросток, насколько неполон был этот мир викторианского романа по сравнению с тем, что мы сейчас знаем и представляем себе о жизни вообще и в конкретные исторические эпохи. Сериальность — это не случайная вещь, это основа современной культуры. Когда миллионы людей одновременно во время просмотра серии любимого сериала пишут в твиттер с одинаковыми хэштегами, становится понятно, насколько именно сериальность важна для такого совместного проживания опыта. Сериальность — это прежде всего время на эволюцию персонажа, это углубление мотивировок, это время на нюансировку конфликтов, это психологические тонкости и время на показ последствий выбора и действий в динамике. За 5-6 сезонов герои могут поменять радикально, но крайне убедительно. Поэтому мне теперь так скучно бывает смотреть полнометражное кино: за полтора часа просто невозможно дать такую детальность и убедительность развития, какую даёт хороший сериал. Темп развития действия в сериале, как и в викторианском романе, похож на то, как мы проживаем свою уникальную жизнь. У нас у всех есть время, хотя бы на то, чтобы увидеть последствия наших действий и испытать эмоции от действий окружающих. При этом по сравнению с литературой сериалы намного больше откликаются на чаяния зрителей: на шоураннеров буквально можно повлиять, количеством довольных или недовольных тем или иным персонажем или поворотом сюжета. В сериале «Стрела», например, зрителям так понравилась героиня Фелисити Смоук, что шоураннерам пришлось изменить структуру всего сериала, чтобы дать ей больше экранного времени, в результате чего поменялась вся структура любовных отношений главного героя и вообще всего остального. Да и жизнь самого сериала зависит от фанатов напрямую: низкие рейтинги убивают, стойкая фан-база может спасти нишевый сериал, помочь ему обрести новую жизнь на другом канале. Это только привлекает зрителей. Инвестиция эмоций может окупиться буквально. Литературный текст оказывается гораздо более закрытой системой по сравнению с сериалом, который постоянно взаимодействует со своей аудиторией. Андрей Тавров, поэт, прозаик, эссеист: 1. Мне кажется, не стоит противопоставлять роман сериалу — это разноприродные вещи. Это как противопоставлять дерево силлогизму. То, что сериал использует сюжет, данный в романе, не объединяет эти два факта социума. Оставим роман читателю, а сериал зрителю. Роман всё же предполагает, хоть минимальный, но всё же явный вклад читателя в акт чтения, в акт творчества не всякий, конечно , сериал же «заточен» под потребление. За исключением двух-трёх талантливых работ «Штрафники», например, или сериал о Варламе Шаламове сериал — это коммерчески потребляемый продукт, что-то вроде кока-колы, и, будучи формируем спросом, он заведомо играет на понижение. Сериал формирует толпу, готовую повиноваться, как все большие социальные структуры, имеющие общий бессознательный центр.
Оживающие мертвецы-зомби с яростью выкорчевываемые советскими редакторами , байки о «статистических несообразностях» вокруг беженцев, покидавших свой родной Хармонт... Лем, написавший в 1975 году чудесное эссе, послужившее позднее послесловием к польскому и немецкому изданиям «Пикника», выражает необыкновенный энтузиазм по поводу замысла Стругацких, увлеченно сочиняет свой собственный меморандум на эту тему, но с явным неудовольствием обсуждает «волшебно-сказочную» концовку, оказавшуюся позже столь центральной в «Сталкере» неудивительно, что рационального Лема не приводил в восторг и фильм Тарковского по его «Солярису». Из чисто технического замысла вылупляется несколько инородный для прочих нечеловеческих чудес Зоны и резко «повышающий ставки» Золотой Шар, исполняющий любые желания что наверняка чувствовали и все советские читатели того времени. Разумеется, точно так же, как мы обречены так никогда и не узнать, какими же были пришельцы «Пикника» ибо раскрытие этого момента оказалось бы явной пошлостью , мы не узнаем доподлинно, действительно ли Шар исполнял и исполнил желания тем более ЛЮБЫЕ, что тоже заведомая пошлость , но это и неважно, тут главное понять, как вообще что-то желать и можно ли вообще «разработать алгоритм счастья». Было бы утонченнее предположить, что ни Шар, ни комната ничего на самом деле не исполняют, всё лишь простые совпадения и ироническая насмешка. Собственно, в «Пикнике» заветное желание отягощено последней кровавой подлостью, обессмысливающей и компрометирующей порыв, а в «Сталкере» никто, кажется, и не собирался ничего желать даже «счастья для всех даром» , стремясь лишь поразмышлять о праве на существование в нашем больном мире подобного сверхопасного артефакта. Профессор, который давно не ученый его просто не интересуют исследования Зоны , типичный «интель» с жесткими рецептами а-ля «Хищные вещи века», и скучающий Писатель, которого, кажется, давно не интересует уже вообще ничего, в конце концов подпадают под обаяние невразумительного Сталкера, ищущего во всем этом тумане и бездушии внечеловеческий этический ориентир и хоть какую-то надежду для всего человечества заметим, что в самом «Пикнике» практически никакого религиозного осмысления Посещения не происходит вообще, кроме, пожалуй, курьезных усилий Гуталина, скупающего артефакты для последующего возвращения в Зону. Вероятно, «Сталкер» в этом смысле органичнее и концентрированнее «Пикника», но, увы, утратил при этом маркировку «социальная фантастика», ограничившись несколькими утрированными фигурами и неизбывной философией... Ссылки по теме:.
Такую цену вынужден заплатить герой за посещение Зоны. История Рэдрика трагична, но почему он продолжает возвращаться в Зону? Находясь там, он каждый раз висит на волоске от смерти: «целый день в Зоне лежишь рылом в землю и уже не молишься даже, а вроде бы бредишь, и сам не знаешь, живой ты или мертвый…». Ни одна вылазка Рэдрика не проходит без рисков, в любой момент он может быть убит либо Зоной, либо охраняющими эту Зону военными. Но нашему сталкеру всегда удается выбраться, если не невредимым, то хотя бы живым. В какой бы ситуации главный герой не был, он всегда удерживал при себе артефакты, найденные в Зоне. И этим для меня объясняется его зависимость от этого места. Зона, разрушающая его жизнь, может быть медленно убивающая его, принесшая в семью большое несчастье, дает возможность главному герою зарабатывать большие деньги. Посещение Зоны становится частью жизни, привычкой, подкрепляемой желанием жить, не заботясь о финансах. Но делают ли деньги Рэдрика более счастливым? Сталкер продолжает свое ремесло, он и его семья не испытывают материальных нужд, но по ходу сюжета краски сгущаются: герой сталкивается с огромным количеством психологических испытаний, теряет товарищей, коллег-сталкеров, вынужден связываться с презираемыми ему людьми. Он зарабатывает много денег, однако душа его не нуждается в них.