Литва планирует ударить по российской экономике, выйдя за рамки западных санкций, пишет автор статьи для Bloomberg. В Госдуме, комментируя ситуацию, отметили, что Литва могла не распространять меры ЕС на транзит в Калининград.
Литва лишь следует санкциям ЕС против РФ и не запрещает транзит товаров в Калининград
На днях литовская железнодорожная компания LTG Link оповестила о временных изменениях в расписании движения своих поездов. Литовская таможня информирует, что с 3 июля 2023 г. в случае с некоторыми товарами при их перевозке транзитом через Литву в/из Беларуси или России, будет необходимо предъявить. Правительство Литвы расширило национальный список контролируемых товаров двойного назначения, перевозка которых по суше через территорию государства запрещена. Литва внесла в ЕС свои предложения по 12-му пакету антироссийских санкций.
Литва ужесточает контроль над перемещением товаров в Беларусь и Россию
Россия намерена дипломатическим путём добиться снятия ограничений на транзит грузов в Калининград через Литву. Основным же нововведением стал запрет на ввоз в Литву сельскохозяйственной продукции и кормов белорусского и российского происхождения. Закон о национальных санкциях со стороны Литвы будет действовать до 2 мая 2025 года.
Литва, Латвия и Эстония договорились о едином подходе в санкциях против России
Уже из всех терминалов Клайпедского порта невозможно ни экспортировать, ни реэкспортировать, ни импортировать. Экспорт Литвы в Россию составляет около пятой части всего экспорта Литвы. Напомним, что в четверг утром Сейм Литвы резко осудил военную агрессию Российской Федерации против Украины и оккупацию части территории суверенной страны. Сейм подчеркнул, что твердо поддерживает суверенитет, независимость, территориальную целостность Украины, и выразил политическую солидарность с новыми властями Украины.
С начала 2022 года Вильнюс прекратил обслуживать белорусские компании, а после начала специальной военной операции - и российские, что привело к резкому снижению грузооборота клайпедской морской гавани. При этом потерянный из-за западных санкций грузопоток в Россию и Белоруссию удалось немого компенсировать за счет перевалки сельхозпродукции, контейнеров и сжиженного природного газа. Этому способствовал тот факт, что возобновил работу Клайпедский портовый терминал насыпных грузов, который в прошлом году прекратил перевалку удобрений «Беларуськалия», а теперь начал грузить литовское зерно. Правда, в компании не могут ответить, кто будет пользоваться ее услугами при таких ценах и к какому кумулятивному эффекту это приведет в экономике страны. Однако, как указывалось выше, перспектив реализации такого проекта на сегодня все еще не просматривается, а значит, повышение тарифов может лечь на плечи местных перевозчиков со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и сокращения грузооборота порта в Клайпеде. В отличие от трех стран Прибалтики, ситуация в балтийских гаванях России выглядит иначе, что не может не вызывать уныния у Вильнюса, Таллина и Риги.
Большая часть этого объема 133,5 млн тонн прошла через гавани Ленинградской области. Однако в данном случае есть одна крайне важная деталь: в «Высоцке», где ранее занимались перевалкой угля, весной заработал самый крупный в регионе зерновой терминал, рассчитанный на 4 млн тонн в год. И этот момент крайне важен как для российского экспорта зерна в дружественные страны Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, так и общей ситуации с зерновым вопросом, на который так рассчитывают в Вильнюсе, Таллине или Риге. Если России удастся увеличить объемы своего экспорта на мировой рынок, а конфликт на Украине продолжится, не позволяя местным аграриям заниматься свои делом, то вопрос об украинской агропродукции, которую можно было бы возить через прибалтийские порты, отпадет сам собой со всеми вытекающими из этого последствиями.
Самым значительным нововведением является запрет на ввоз в Литву сельскохозяйственной продукции и кормов российского или белорусского происхождения. Конкретный список запрещенных продуктов и кормов будет утвержден правительством.
Также подорожают определенные продовольственные продукты, поскольку мы знаем, что Украина и Россия являются большими экспортерами зерна, а такие военные действия могут повлиять на этот экспорт и, соответственно, поднять даже мировые цены на определенные продукты», — отмечает экономический журналист Ольга Князева, которая проживает в Риге.
В Литве вице-президент местной бизнес-конфедерации Марюс Дубниковас сообщил, что предприниматели из-за экономических санкций ЕС, введенных в отношении РФ, потеряют в ближайшее время около 300 миллионов евро. Председатель правления Сельскохозяйственно-торговой палаты Эстонии Роомет Сырмус отметил, что местные фермеры больше не могут по привычным каналам закупать минеральные удобрения, тракторы и корма для сельскохозяйственных животных. Примерно две трети используемых удобрений поставлялись из РФ, с Украины. Эстонский журналист Родион Денисов рассказал, что растут цены на автомобильное горючее. Только во вторник цены выросли на пять евроцентов, достигнув нового рекордного уровня.
Литва призвала не поставлять в Россию гвозди, кнопки и вязальные спицы — EUobserver
Но я повторюсь: нам есть чем экономически ответить, и весьма критично для Литвы», — подчеркнул он. Просто такое ощущение, что Литва не понимает, что Калининградская область — это часть России и что за нас есть кому вступиться, мы не один на один с проблемой», — добавил губернатор. Читайте также Батька не желает, чтобы российские чиновники и олигархи пустили по миру его отлаженное хозяйство Экономический альянс России и Белоруссии пока невозможен — только сотрудничество Ну, и что мы можем сделать стране, которая не раз сама уничтожала целые отрасли своей экономики назло России? А какие еще меры возможны, кроме экономических? Вот первый вариант — добиться изменения санкций, возможно ли это? Bloomberg пишет, что очередной пакет санкций ЕС будет предполагать изменения в отношении уже одобренных ограничений, что, в том числе, касается коррекции правил, связанных с транзитом товаров в Калининград. То есть все может решиться и таким способом? Приходится везти грузы по морю из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вот и Алиханов говорит о возможности добиться изменений в санкционные списки. Возможно ли это? Но предположу, что снимут отнюдь не все ограничения.
Часть товаров возить будет нельзя, часть — можно только в ограниченных количествах. Но как сделать так, чтобы не было подорожания? Паромщики станут работать бесплатно, или государство будет разоряться? Выход на линию новых паромов — единственно возможное решение в нынешних обстоятельствах. Это дело государственной важности.
Либо под конвоем их сопроводят до границы, чтобы вывезти». Кащюнас пояснил также, что конфискация автомобилей — это «немаловажное дело»: «Лучше, если их потом отдадут украинцам».
По словам чиновника, эта мера коснется главным образом тех россиян, которые продолжают как ни в чем не бывало путешествовать по Европе. Работа по выявлению таких автомобилей ляжет на литовскую таможню, Госпогранслужбу и полицию. По словам их представителей, эти ведомства уже согласовали между собой порядок взаимодействия. Напомним, что Латвия собирается конфисковывать российские автомобили и переправлять их в Украину уже с 1 февраля 2024 года, если они не будут перерегистрированы.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 18 июня 2022, 10:12 Литва перестала пропускать по железной дороге из России в Калининград и обратно грузы, попавшие под санкции ЕС Это примерно половина из списка товаров, которые шли между регионами нашей страны. В частности, стройматериалы, металлы.
Литва внесла в ЕС свои предложения по 12-му пакету антироссийских санкций. По данным издания EUobserver, Литва расписала рекомендации по «разрушению российских промышленных мощностей» на десятках страниц. По мнению Вильнюса, этого можно добиться запретом на экспорт в Россию радиаторов центрального отопления с неэлектрическим нагревом, «гвоздей и кнопок», а также «швейных игл и вязальных спиц».
Литва подает сигнал ЕС, запрещая поставки продукции двойного назначения в Россию
Однако статистика показывает, что наблюдается параллельный импорт некоторых товаров в Россию и Беларусь, поэтому таможня вовлекает в процесс представителей бизнеса, которые, предъявляя декларацию производителя должны будут гарантировать прозрачность доставок конечному заказчику", — сообщается в пресс-релизе. Декларации производителей будут требовать на таможне с 3 июля 2023 года при процедуре экспорта и реэкспорта товаров, а с 17 июля — и на таможенных пунктах, работающих на границе. Литовская таможня отмечает, что лица, которые прямо или косвенно выполняют формальности, связанные с внесенными в список товарами, должны будут предъявлять специальный документ на экспортируемые или реэкспортируемые товары. В случае отсутствия такого документа, экспорт из ЕС будет заблокирован.
Мы уже сейчас работаем с Минтрансом, с Российскими железными дорогами, с «Росморпортом», с министерством иностранных дел для того, чтобы получить разъяснение от Европейской комиссии, потому что мы считаем, что это грубейшее нарушение протоколов по вступлению в ЕС прибалтийских государств, нарушение правил свободного транзита в и из Калининградской области.
Это было обязательство ЕС и Прибалтики. Я уже не говорю, что это серьезный гуманитарный вопрос. Это попытка экономического удушения нашего региона». Губернатор Антон Алиханов отметил, что под запрет Литвы попадают в том числе строительные материалы.
Для строительства это было в основном сырье: металл, цемент, строительные смеси, очень многие строительные материалы, в основном конструкции, шли поездами. Теперь нам это все перегораживают, и, конечно же, это не очень хорошо. Если посмотреть на регион, то в [первом] квартале 2022 года было введено 1326 домов, почти 3,5 тысячи квартир общей площадью 325 тысяч, это очень много для такого города. Покупали как люди из России, так и приезжие.
Все ляжет опять на потребителя, и раза в три дороже станут стройматериалы. Конечно, радует, что много ввели и жилья там хватает. На сегодня запас огромный того, что открытое. Но если сейчас перекроют, затянутся сроки строительства.
Люди дольше не будут получать свои ключи. Собственное производство, самостоятельная экономика будут более востребованы у региона, и нужно будет свои силы, девелоперов повернуть на возрождение своего производства. Перебои с момента введения санкций начались, все сильно скачет еще с марта. Мы могли предполагать это заранее, подготовив двухтопливный паром «Маршал Рокоссовский», который способен перевозить железнодорожные составы, причем круглогодично, даже не используя ледокол.
И второе аналогичное судно у нас в стране строится». Действительно, помимо грузовиков и поездов, товары из России в Калининград можно доставлять только по морю, авиаперевозки на этом направлении были бы нерентабельны, говорит руководитель международного логистического альянса ACEX и правления транспортной компании ACEX Group Мирослав Золотарев: Мирослав Золотарев руководитель международного логистического альянса ACEX и правления транспортной компании ACEX Group«Доскональные разъяснения в таможенные органы Литвы еще не поступили, поэтому, поскольку это свежее решение, таможня вообще ничего не пропускает. Дальше надо будет посмотреть, что будет происходить, сколько кораблей ставить в Усть-Луге, [чтобы возить] морем через нейтральные воды.
Однако, по словам Нелюпшене, санкции не распространяются на тех, кто едет транзитом через Калининград, но у них должна быть транзитная виза или другой документ, подтверждающий, что автомобиль едет транзитом через Калининград. Она отметила, что, поскольку Еврокомиссия выпустила это разъяснение в прошлую пятницу, оно должно применяться немедленно. Это достаточно жесткая трактовка со стороны комиссии", - сказала вице- министр.
Деньги достанутся самым беднейшим потребителям. Несмотря на резкую критику России, Литва боится, что Москва перекроет поставки ресурсов, пишет Reuters. Однако Россия уже заявила, что не намерена прекращать выполнение обязательств по контрактам, несмотря на недружественную политику Литвы.
Литва предложила ввести санкции против «Росатома»
Калининградская область и остальная территория Европейской части России на карте Европы. В ответ со стороны России прозвучали открытые угрозы Литве [5] [6]. Так, глава временной комиссии Совета федерации по защите госсуверенитета Андрей Климов заявил, что «если ЕС не исправит ситуацию с блокадой Калининградской области Литвой, то он развяжет руки России для решения этой проблемы любыми избранными способами» [7]. МИД России охарактеризовал действия Литвы как «провокационные» и «открыто враждебные» [8]. Он предупредил, что «соответствующие меры» будут приняты «в ближайшее время». В тот же день Министерство иностранных дел России заявило, что вызвало посла Европейского союза в Москве Маркуса Эдерера в связи с «антироссийскими ограничениями» на транзит товаров между Калининградом и остальной Россией. В своём заявлении МИД РФ призвал к «немедленному» восстановлению транзита через регион и пообещал принять ответные меры, если ситуация не улучшится [10].
По заявлениям президента, Литва будет готова, если Россия отключит её от региональной энергосистемы в ответ на блокирование железнодорожных поставок некоторых российских товаров в Калининград, военной конфронтации не ожидается [11].
По данным ЕК, товарооборот ЕС с некоторыми странами резко вырос, при этом фиксируется несоответствие между объемами товаров, отправляемых транзитом через Россию, и товаров, оказавшимися в итоге в третьих странах. Как отмечали опрошенные «Ведомостями» эксперты в области логистики и санкционного права, проверять исполнение подобных санкций европейскими странами будет практически невозможно. Читайте также:В Калининграде оценили ущерб от запрета транзита через Литву в 900 млн рублей в месяц В середине июня 2022 г. Литва перестала пропускать российские фуры с санкционными товарами, а также приостанавливала транзит части грузов в Калининградскую область из остальной части РФ.
Читайте похожие материалы на Daily Moscow:.
Можно ли в принципе напугать суицидника? Мы должны брать с китайцев пример и повторить все их меры против Литвы, плюс дополнить своими. При всем позерстве и патологической русофобии, литовцы — не самоубийцы. Стрелять по литовской территории можно, если будут нападения на транзитные поезда или фуры, нападения на паромы в литовских водах. Пока этого нет. Но надо дополнить их мерами дипломатического противодействия Литве — российская дипломатия должна сделать все, чтобы страны за пределами Европы и Северной Америки перестали иметь дело с Вильнюсом. Не случайно ведь появились слухи, что уход с острова Змеиный стал разменом за деблокаду Калининграда. Но тогда литовцы будут победу праздновать — заставили нас раскошелиться… — Думаю, что вкладываться в развитие обходного маршрута все равно придется. Зависимость в вопросах транзита от капризных и непредсказуемых лимитрофов — это ахиллесова пята, в которую всегда будут бить. Тем более, Россия давно развивает подобную инфраструктуру — строит собственные порты на Балтике и трубопроводы в обход прибалтов. Поставки в Калининград по морю — лишь очередной шаг в этом направлении. Россия может сделать так, что половины экономики Литвы не будет. И как, интересно? Впрочем, страны Балтии сами давно хотят выйти из этой энергосистемы, привязывающей их к Белоруссии и России, и подключиться к энергосистемам ЕС. Но сейчас процесс можно ускорить. Свои связи с Россией они разрушают давно и вполне целенаправленно.
Еврокомиссар от Литвы Синкявичюс: Возможности для санкций против РФ практически исчерпаны
Литва ввела санкции в отношении России в связи с задержанием украинских военных кораблей в Керченском проливе, сообщается на сайте президента Украины. Литва запретила транзит грузов, на которые распространяются европейские санкции, в Калининградскую область. Власти Литвы предлагают ЕС запретить экспорт в Россию кнопок, швейных игл и спиц для вязания в рамках 12-го пакета санкций, передает EUobserver со ссылкой на документ. Литва планирует ударить по российской экономике, выйдя за рамки западных санкций, пишет автор статьи для Bloomberg. Представитель Литовской таможни Ирина Фролова-Милашене сообщила по этому поводу: «В первую неделю сентября мы насчитали 58 машин с российскими номерами, во вторую — 70, а. С 3-го июля 2023-го года для экспорта определенных санкционных товаров в третьи страны транзитом через Россию и Беларусь Литва будет требовать декларацию от производителя.