Того, кто хранил эти бессмертное наследие, называли «КОщеем». Заведующий лабораторией теоретической фольклористики шаги РАНХиГС, кандидат филологических наук Никита Петров рассказал об одном из самых известных отрицательных персонажей русских народных сказок – Кощее Бессмертном: кто заковал Кощея.
Откуда появился Кащей Бессмертный?
Георгий Милляр в роли Кощея в кадре из фильма «Кащей Бессмертный» (1945). Кощей Бессмертный в славянской мифологии воплощение зла и могущества. кощей Бессмертный-ттт СПОСОБНОСТИ: Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. Само слово «кощей» можно встретить в летописях XI–XII веков, оно означает там раба или пленника, скорее всего, являясь заимствованием из тюркского и этимологически не связано с могучим магом Кощеем.
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Наибольшее внимание уделяется широко распространенному персонажу русских сказок Кощею Бессмертному и ответу на вопросы: Кто такой Кощей Бессмертный? Кощей Бессмертный очень близок к греческому Аиду-Плутону, царю подземного мира мертвых. Итак, Кощей Бессмертный жил в лесу, иногда во дворце, а иногда и в хижине. как и почти все русские сказочные образы - именно собирательный образ, который обретал конкретную форму и наполнялся конкретными деталями в процессе народного КОЛЛЕКТИВНОГО творчества. От кельтско-британско-ирландских мотивов мы можем проследить цепочку, в которой Кощей Бессмертный может быть прародителем царской династии Романовых. Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве.
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян?
И Гарри пытается ему помочь, он хочет совершить что-то доброе и не может. Потому что это невозможно — двери ада заперты изнутри. И здесь мы видим очень точный глубокий образ я не знаю, как он попал в эту книгу — человек должен вырасти. Внутри себя. Он должен научиться любить. Если он отказывается от этого — он оказывается и неспособным к любви в вечности. Это не наказание, Бог никого не наказывает, Он всем желает спастись. Но человек, который добровольно сам себя отлучил от Бога, от людей, в этой вечной пустоте сам может сделать этот выбор и умереть этой второй смертью. И наша задача — не допустить этого.
Умертвить эту вторую смерть. Сломать жало смерти в себе, в своей ветхости, в своей страстности, в своей немощи. Преодолеть это.
Санскритское слово kocagara также означает "хранитель казны" и произносится как "кошягара" или "кочагара". В белорусском языке «кашеваць» - раскинуть стан. Попутно следует заметить ещё одну связку слов: касть — капость — пакость — мерзость, нечистое, сорное, гниющее об останках.
Владимир Даль приводит такие значения слова касть, как грязь, распутица арханг. А теперь вспомним мифологический образ. Кощей — порождение Матери Сырой Земли, рождающая, как добрых, так и злых существ. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана. Как и когда создался Буян-остров, предания молчат".
Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Изд-во "Индрик", М. Дальше Афанасьев продолжает: "…дуб мокрецкий", который "ни наг, ни одет", то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из "тутошнего", проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся "от суровости нечистой силы мороза - для новой жизни" с. Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался, или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным.
Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер Eostre , которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках. Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла спица? Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях.
Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого.
Занимается тем, что похищает чужих невест, крадёт их красоту. Данный персонаж властен, потому что он имеет власть над жизнью и над судьбами героев.
Он превратил Василису в лягушку, что говорит о том, что он распорядился её жизнью и судьбой. Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны. Он хитёр ,коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки.
Его роль в сюжете - это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся против тебя. Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет.
Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности. Мои практические выводы В ходе исследования я прочитал много сказок и мифов, изучая предмет исследования: героя сказок Кощея Бессмертного. В моей гипотезе я выдвинул предположение, что волшебная сказка основана на мифах, и что через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного.
В подтверждении моей гипотезы о сказочности героя, являются факты, которые я нашёл в литературе [4, 119]. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять. В-третьих, олицетворение сил природы.
Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить.
Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом. Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов. Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях.
Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной.
Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией. Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави. В легендах Кощей — тьма и зло.
Он уничтожает всё живое на своём пути. Он приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы. Некоторые исследователи фольклористы предполагают, что имя персонажа происходит от слова «касть»- мерзость, пакость, гадость, хворь, порча.
Также ряд экспертов придерживается мнения, что правильное именование существа — Бес, тёмный колдун — брат Горыныча. Победить Кощея Бессмертного можно только разбив яйцо с его душой, на поиски которого и отправляется в русских сказках главный герой. Сказка — это всегда победа добра над злом.
Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, пусть даже такие страшные и зловещие, как Кощей Бессмертный , а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии. Эти черты волшебства я проанализировал в сказке «Царевна лягушка», где многие действия героев объясняют историческую основу происходящего, и, в частности, сказочного героя Кощея Бессмертного.
Почему все любят сказки? Ответ на этот вопрос оказался самым простым. Для детей чудеса и волшебство реальны.
Мы не просто верим в них, мы убеждены, что мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Работа с тестами.
Работая с данным исследованием, я узнавал много нового о волшебных сказках и, в частности о сказке "Царевна - лягушка", поэтому я решил провести опрос среди учащихся моего класса. Мне стало интересно, что думают ребята о волшебной сказке и предмете моего исследования мифологической основе образа Кощея Бессмертного. Заседание клуба любителей волшебных сказок.
Проанализировав анкетные данные одноклассников, я решил провести заседание в клубе «Любителей сказки» действие происходило перед Новым годом, а это самое волшебное и подходящее время. В первой части занятия я подготовил доклад и рассказал ребятам-одноклассникам, что следы славянской мифологии можно найти в волшебных сказках, познакомил их со своими находками и открытиями в мире литературы. Так прошла презентация моей исследовательской работы.
Эти цифровые значения доказывают, что моя работа была актуальна. Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни.
В сказках сбываются все мечты и фантазии. У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков.
Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали.
Если мы станем сравнивать между собой мифологические сказки многих народов, то обнаружим много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле одна мечта: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам. Наш мир сильно отличается от того, в котором жили наши прадедушки и прабабушки.
Они мало что знали о причинах явлений природы и устройстве Земли, поэтому все непонятные вещи объясняли проделками «нечистой» силы. Мир наших предков был загадочным и волшебным, полным мистики и чудес - ведь тогда считалось, что представители потустороннего царства окружают нас всегда и везде: они живут на болотах, в озёрах, лесах, полях и даже в доме. Как же они выглядят, какими повадками и способностями обладают и, какие у них вредные привычки?
Я начал искать ответы и выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян. Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего.
Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями. Прошлое, в котором все славянские народы были едины, когда всё объясняли мифы и сказания, как правило, не были записаны, но передавались из уст в уста как, неоспоримая истина, представляя собой наследие, часть культуры. Важнейшую часть культуры, которая была неотрывно связана со всей жизнью славян.
Язычество было и остается неотъемлемым атрибутом нашей жизни - приметы кошка дорогу перебежала, или чтобы не сглазить, нужно переплюнуть через левое плечо и постучать по дереву , праздники масленица, Иван Купала , которые изначально были языческими, даже орнамент на одежде - все это, и многое другое взято из мифологии древних славян. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Но мы знаем, что за любым языческим образом всегда стоит понятие, сила природного явления — всё то, что непосредственно имело отношение к существованию человека.
Мифология и культура древних славян "живет" уже около тридцати тысячелетий. Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом и сохраним эту замечательную культуру! Список использованных источников и литературы.
Афанасьев А. Происхождение мира. Статьи по фольклору, этографии и мифологии.
Л, Топоркова. Левкиевская Е. Мифы и легенды восточных славян.
Никольская А. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки.
Русские народные сказки. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Русская устная проза. Рыбаков Б.
Сахаров А. История России. Энциклопедия для детей.
История России, т.
И это не только человек, попавший в неволю к врагам. Несвободным можно быть, находясь в «плену» своих страстей, желаний, навязчивых целей. Он молодой и умелый воин. Но он несвободен внутренне. Вся его жизнь подчинена одному желанию, одной цели — найти ужасного Белого Призрака, погубившего его родных, и отомстить. Он лишил себя друзей и развлечений ради благородной мести, и, как классический Кощей из сказок, живёт, оставаясь "неживым". Что же может "разбудить" нашего Кощея, вернуть ему полноту жизни?
Конечно, самое прекрасное, что есть на свете — любовь! В фольклоре Кощей обрёл бессмертие, спрятав свою погибель в яйце. Наш герой становится бессмертным благодаря Мэй, отдавшей свою жизнь и волшебную силу ради спасения возлюбленного». Крылова уточняет, что такое значение «кощея» никак не связано с Кощеем Бессмертным. Из-за этого параллели между героем сказок и персонажем мультфильма кажутся натянутыми. Скорее это история про другого Кощея: простого парня на байке, которого меняет сильная любовь. Название мультфильма «Кощей. Начало» намекает, что либо у него будет продолжение, либо это предыстория известного злодея.
Но судя по тому, что в нём нет ни единой отсылки к каноническому Кощею, продолжение детского мультфильма явно не стоит связывать с фольклором в дальнейшем. Так это может превратиться в отдельную франшизу, правда вводящую в заблуждение зрителя своим названием. В другом случае вселенная Кощея 2. В фильмах, анимации и комиксах — везде появляется персонаж. Нет ничего критичного в вольной трактовке Кощея, но проблема в том, что авторы не всегда стараются вложить в новый альтернативный образ суть и конфликт. В итоге мы наблюдаем паразитирование на известном всем герое. При этом его фольклорная биография так велика и тяжеловесна, что можно не изобретать велосипед.
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
Кощей Бессмертный кто такой?Если вы живёте в России, то прекрасно осведомлены о таком сказочном персонаже, как Кощей Бессмертный, самом ужасном существе из восточнославянских легенд. Мы решили разобрать поп-культурно-фольклорную полку, где главный скелет — Кощей (или Кащей) Бессмертный. Кощей Бессмертный – один из самых распространенных сказочных героев сложился потому, что это очень колоритный, яркий, запоминающийся образ русского фольклора. Георгий Милляр в роли Кощея в кадре из фильма «Кащей Бессмертный» (1945).
Легенды и мифы — Кощей (14.04.2024)
Также у Кощея есть некий брат Кош, к которому он ездит на крестины. А еще на средневековом русском языке кощей — тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведет запасную лошадь для князя. Тут сразу вам связь и с названными выше Андреем Кобылой и с его сыном Федором Кошкой. Но идем дальше — в глубь веков.
Но также Вейдевут — имя некоего царя-жреца, который приносил жертвы под вечнозеленым дубом. Исследователи считают, что отсюда идет зеленый цвет лица Кощея. Кощей — бессмертный, а Вейдевут — высочайший и совершеннейший, значит эти образы могут быть связаны.
Вейдевут во время своих походов оказывается на острове Рюгене, от которого произошло название рода Рюриковичей. На этом острове он продолжает совершать обряды под дубом на равнине Романово. И, наконец, что касается смерти Кощея.
Она находится в игле — игла в яйце — яйцо в утке — утка в зайце — заяц в сундуке — сундук в дереве — а дерево на острове Буяне. Здесь идет объединение 4х стихий: Земли дерево , Воздуха утка , Воды остров и Огня яйцо — по одной из версий, Мария Магдалина вручила яйцо императору Тиберию, которое в его руках стало огненно-красным. Остров Буян — мифологический центр мира.
Дерево — Мировое Древо. Сундук — возможно, параллель с ящиком Пандоры.
Из своей пещеры он выходил весьма нечасто и неохотно, поэтому Баба Яга какое - то время просто молча смотрела на его костлявую фигуру, традиционно облаченную в чёрную одежду. Видимо, боялся, что Яга с собой Матвея взяла, которого он, безо всяких на то причин, до судорог боялся. Аль случилось что? Тебе не надо? Вроде русские, - и Кощей протянул Яге мешок с кучей книг. Вот просто книги и принёс?
Ну и ложки тебе в подарок, - и Кощей протянул Яге пять серебрянных ложек. Чаю выпьешь? Ну оборотень, ну умен не по годам, так и чего? Не съест он тебя. Яга распахнула дверь избы и поманила Кощея за собой. Тот, опасливо озираясь, вошёл следом. Кот, увидев Кощея, зашипел и распушил шерсть, сразу став вдвое больше. Он вообще не очень любил посторонних, особенно таких жутковатых, как Кощей.
И тебе здравствуй, Матвей, - ответил Кощей, пристраиваясь на краешек лавки. Кот, уменьшившись до обычного размера, обиженно ушёл в горницу. Счас чаем гостя поить будем, ишь чего принёс! Когда Кощей, раскланявшись с хозяевами и благодаря щедрую старушку за гостинцы, ушёл, Матвей начал рассматривать книги. Часть книг была на непонятном языке, но одна книга очень заинтересовала мальчика. Книга была толстой, тяжёлой, в твердом кожаном переплёте. На ней не было ни названия, ни автора. Матвей открыл книгу и заинтересованно начал читать название: - "Кто такой Кощей Бессмертный" - Ого!
Это Горыныч. Он про всех пишет. Он так развлекается. Почитай, небось интересно. Я про него и так знаю, - отмахнулась Яга, - Ты читай, тебе надо учиться.
Но также Вейдевут — имя некоего царя-жреца, который приносил жертвы под вечнозеленым дубом. Исследователи считают, что отсюда идет зеленый цвет лица Кощея. Кощей — бессмертный, а Вейдевут — высочайший и совершеннейший, значит эти образы могут быть связаны. Вейдевут во время своих походов оказывается на острове Рюгене, от которого произошло название рода Рюриковичей.
На этом острове он продолжает совершать обряды под дубом на равнине Романово. И, наконец, что касается смерти Кощея. Она находится в игле — игла в яйце — яйцо в утке — утка в зайце — заяц в сундуке — сундук в дереве — а дерево на острове Буяне. Здесь идет объединение 4х стихий: Земли дерево , Воздуха утка , Воды остров и Огня яйцо — по одной из версий, Мария Магдалина вручила яйцо императору Тиберию, которое в его руках стало огненно-красным. Остров Буян — мифологический центр мира. Дерево — Мировое Древо. Сундук — возможно, параллель с ящиком Пандоры. А яйцо в подавляющем количестве мифов народов мира — мировое яйцо, из которого произошел мир. Это начало и конец всего.
Яйцо вкладывали в руки умершего, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Яйцо, очевидно, должно было способствовать воскрешению в новом образе.
Кащей Кощей считался не просто отрицательным божеством, а покровителем мира мертвых Нави. Он вызывал только страх и ассоциировался со смертью, горестями и болезнями, из которых нет пути возврата к нормальной и полноценной жизни. Из-за его скверной способности обладать душами мертвых людей, а также темными силами его называли Кащей Кощей -Чернобог. Наши предки описывали внешность Кащея всегда примерно одинаково, что он до болезненности худой, и при этом чрезмерно высокий пожилой мужчина, со впалыми щеками, а губы его чернее ночи, а дополнением столь ужасающего образа являются длинные волосы и серебристые усы. Кадр из фильма Конечно, как и любому богу Кащею Кощею требовались жертвы, причем, чем кровавей, тем лучше. В основном в этот день жрецы и волхвы для задабривания божества забивали какое-либо животное на специальном ритуале, после чего мертвое и обескровленное животное дарилось Кащею Кощею. Очевидно, что 29 февраля и языческий праздник Кащея Кощея случался всего один раз на четыре года, и весь обряд проводился в ночь с 29 февраля на 1 марта. Хотя современные люди и считают високосный год очень опасным и неблагоприятным, например, для свадеб или рождения детей, но наши предки считали год наилучшим, плодородным и удачным для любых начинаний.
Откуда пришел Кащей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями. Кащей — главный злодей русских сказок. Хотя бы поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кащеевом Кощеевом царстве. Всеволод Иванов. Безсмертный служитель Нави внимательно смотрит на золотую иголку, видимую сквозь скорлупу утиного яйца. В сундуке среди драгоценностей — золотая утка.
В иголке заключена вечная жизнь Кащея. На стене мощного бревенчатого сруба висит карта допотопного мира. Отчётливо виден остров Посейдон, где Кащей был один из главных служителей Чернобога. Теперь служитель Нави обитает где-то в глубинах сибирской тайги. Тайна имени Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko? В тоже время слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага рабыня была бы по ногате, а кощей по резане мелкие денежные единицы. В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи.
Кощей Бессмертный
А ведь на самом деле они - сильнейшие языческие божества, которые выполняют интересную функцию: стерегут входы в мир мертвых. Даже внешняя атрибутика «Костяная нога», скелетообразный вид намекают на их связь со смертью. Эти сказочные существа — проводники, существующие в обоих мирах одновременно. Именно поэтому наша «земная» гибель им не грозит. Яга — дочь Вия, принца Срединного царства мертвых Нави. В мифах она предстает вовсе не старухой, а прекрасной юной девой, воительницей, которая способна была победить в бою большинство знаменитых воинов-мужчин.
Именно так она нашла себе супруга: дала клятву, что выйдет только за того, кто сможет одолеть ее.
Кощей — это высокий худощавый старик, который часто похищал молодых девушек. Существует несколько образов этого персонажа. Высокий очень худой мужчина, который похож на скелет, обтянутый кожей. Кожа очень бледная, практически прозрачная, что наводит на мысль, что он мертв.
Хотя везде указывается, что Кощей бессмертен. Иногда его представляют как небольшого сморщенного старика с длинной бородой, злым и пакостным характером. Он носит черные одеяния, любит сокровища и похищает молодых девушек. Его смерть находится в игле, которая помещена в яйцо. А оно лежит в сундуке, закопанном под могучим дубом.
Его считали черным колдуном, владеющим огромной силой и чарами. В чем загадочность Бабы-яги и Кощея Бессмертного в русских сказках и древних легендах На самом деле Яга была молодой и красивой девушкой-воином. На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок. А до этого они упоминались в славянской мифологии и относились к божествам или проводникам в мир мертвых. Да и выглядели они совсем иначе.
В древнегреческой мифологии Яга имела божественные корни. Она владела особыми магическими способностями и понимала языки тех, кто проживал в Верхнем царстве Нави. Долгое время там не было единого правителя. А Яга имела туда неограниченный доступ. Недаром ведь есть много упоминаний, что живет она подальше от людей, на краю темного дремучего леса.
К Яге за помощью приходили другие божества и сущности. Кстати, «костяная нога» — это сказано о связи ее с потусторонним миром. Яга была не старой бабкой, а очень красивой молодой девушкой. Она выглядела не хуже, чем богиня любви и красоты Лада. Яга не просто была красавицей, но и искусным воином.
Она одна могла противостоять большому количеству врагов. Кстати, ее отец Вий долго не мог выдать дочку замуж.
Вейдевут во время своих походов оказывается на острове Рюгене, от которого произошло название рода Рюриковичей. На этом острове он продолжает совершать обряды под дубом на равнине Романово. И, наконец, что касается смерти Кощея. Она находится в игле — игла в яйце — яйцо в утке — утка в зайце — заяц в сундуке — сундук в дереве — а дерево на острове Буяне.
Здесь идет объединение 4х стихий: Земли дерево , Воздуха утка , Воды остров и Огня яйцо — по одной из версий, Мария Магдалина вручила яйцо императору Тиберию, которое в его руках стало огненно-красным. Остров Буян — мифологический центр мира. Дерево — Мировое Древо. Сундук — возможно, параллель с ящиком Пандоры. А яйцо в подавляющем количестве мифов народов мира — мировое яйцо, из которого произошел мир. Это начало и конец всего.
Яйцо вкладывали в руки умершего, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Яйцо, очевидно, должно было способствовать воскрешению в новом образе. Такова же и семантика пасхальных яиц. Яичный желток — символ солнца. Возможно, Кощей Бессмертный должен воскреснуть после смерти, чтобы мир обновился.
Однажды к дому Кощея тогда ещё Иннокентия, а попросту - Кешки пришёл древний старик и попросил приюта на ночь. На удивление, Кешка пустил старика к себе ночевать, даже сухарями угостил. Утром старик спросил у хозяина: - Благодарствую за ночлег. Чём благодарить тебя? А вечной жизнью не одаришь?
Да золотом? Будешь жить вечно, богатство своё копить, да в одиночестве! Зачем мне кто-то? С ними же делиться надо! Захочешь отказаться от моего дара - вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет. А не найдёшь - значит и не надо, - и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку. Как звать - то тебя? Вечность меня звать, - хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений. Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно.
Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться. Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны - ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе. Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него. Грустно было Кощею и одиноко. Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц. Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили "добры молодцы" "Кощея воевать". Кощей с радостью принимал гостей, угощал, просвещал тех, кто пришёл за богатством, чем это грозит. Тем, кто хотел учиться, Кощей щедро давал денег на учёбу, звал в гости ещё. На четвёртом столетии Кощей нашёл в лесу сироту Василису.
Поговорил, позвал к себе жить. Девочка не побоялась худого дяденьку, угостившего её, третий день голодную, пирожками.
Кощей Бессмертный
Стоит вспомнить, что из старых народных сказок известно, что Кощей подпитывает свою огромную силу из воды. Вот тут-то и возникает параллель с греческим аналогом потустороннего мира, где протекают вечные воды реки Стикс, и бог подземного мира Аид черпает свои силы именно из этой реки. Просто совпадение?! Не думаю. Возможно мы имеем дело со старославянским эквивалентом бога Аида, и Кощей тогда предстаёт перед нами богом загробного мира. Кто такой Кощей — бог или сказочный злодей?
Так или иначе, мы уже имеем некоторое представление о возможных путях возникновения самого имени Кощея. Теперь рассмотрим его фигуру в сугубо языческом ракурсе. Существует гипотеза, что каждый из них был отдельным воплощением Чернобога, то есть не сыновья, а ипостаси одного и того же бога. Здесь можно применить теорию много сознательности богов в славянском пантеоне, «один за всех, и все за одного», так сказать. Опустим этот момент и перейдём непосредственно к Кощею.
Он младший сын Чернобога. Повелитель мёртвых душ. Стоит не путать с самой смертью, так как Кощей не отнимает жизнь, он лишь властвует в загробном мире и повелевает уже мёртвыми душами. Опять параллель и подозрительное сходство с греческим Аидом. Но у славян Кощей не просто повелевает и заведует загробным миром, он может в любой момент поднять целую рать из мертвечины.
Итак, Кощей славянский некромант. В его арсенале так же неисчерпаемые знания. Кощей своего рода и чернокнижник. Кощей искусный воин. О его владении мечом, ходит множество легенд.
А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым. Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Повержен да, но не убит. Рождается вопрос, а почему? Давайте вспомним, что говорят сказки о бессмертии Кощея: смерть его в игле, игла в яйце, яйцо в утке, а утка в зайце, заяц тот, сидит в железном сундуке и цепами прикован к дубу на острове Буяне.
Итак, начнём анализ с образа иглы. Игла, или даже спица — это оружие для ткачей и прях. Если вспомнить, что древние славяне представляли свою судьбу в виде полотна, на котором каждая нить, это человек. То есть игла в этом случае орудие, для вышивки судьбы мироздания.
В Христианской религии существует такое место, как ад. Оно ошибочно ассоциируется с Древнеславянским Пеклом. У наших предков не существовало даже малейших мыслей о послесмертных и вечных муках. За все свои злые деяния человек отвечал перед Богами еще при жизни. Древнеславянское Пекло относится к Священному славянскому огню. Огонь являлся воплощением всего живого. Святой огонь мог очистить любую скверную душу от грехов, но далеко не являлся оружием для вечных мук и пыток, как нам трактует Христианская вера. Кощей являлся прямым владыкой очищающего Пекла. Именно поэтому его именовали Владыкой судеб. Стоит акцентировать внимание на том, что судьбы в этом случае были посмертными. Считается, что Кощей Бессмертный лично управляет очищением каждой человеческой души от жизненных грехов. При этом нет ни одного слова про наказание или мучение душ этих людей.
В современном русском языке этот корень сохранился в глаголе пакостить. Таким образом, наши предки считали, что Кощей буквально портит им жизнь, укорачивая лето и зачастую превращая осень в самое неприятное время года. Поскольку в славянских языках термин касть созвучен слову кость , то в имени Кащея звук "а" постепенно перешел в "о", а самого пакостника и злодея стали изображать костлявым стариком. При этом, согласно традиции, главным оружием Василиска является особый парализующий ВЗГЛЯД, вызывающий насколько сильный приступ панического страха, что любое существо, имевшее неосторожность заглянуть в глаза Василиску, немедленно умирает. Таким образом, можно предположить, что отцом Кощея является именно Василиск. Поэтому, кстати, совершенно не случайно зооморфной ипостасью Кощея является некий гибрид черной хищной птицы и змеи, который очень похож на Василиска и может быть отождествлен с грифоном. На происхождение Кощея также намекает известный сюжет, в котором злодей прячет крестстраж со своей жизненной силой не куда-нибудь, а именно в ЯЙЦО, из которого он, возможно, в свое время и вылупился. Причем сама Марья Моревна также весьма сложный и амбивалентный персонаж, поскольку, судя по всему, она является хозяйкой царства мертвых, которую германские народы называли ХЕЛЬ. Понятное дело, что подобные персонажи просто не могут спокойно жить вместе. Оказавшемуся в такой ситуации Кощею не остается ничего другого, как впадать в состояние САМАТИ и терпеливо ждать удачного случая для освобождения. Таким образом, получается что страшный Кощей, наводящий ужас на всех окружающих, в семенной жизни оказывается подкаблучником и буквально рабом своей жены. Причина подобного поведения Марьи Моревны, полагаю, очевидна и заключена в ужасном характере этого антигероя, жизнь с которым это - буквально сущий ад. Но, как говорится, любовь - зла, полюбишь и Кощея...
Вернёмся к облику Кощея. Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти — пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём — то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни. Вспомним, что в сказках Кощей получает богатырскую силу только после того, как выпьет большое количество воды после таянья снега или орошения? И ни заслуга ли его в том, что весной всё зазеленеет Кощеевым цветом — ведь это он сохранил семена?! Так не сохраняющая ли это некая сила — хранительница в таком неприглядном облике?! И если это так, то почему именно сгнивший труп — образ такого необходимого для жизни божества? Ответ, мне кажется, напрашивается сам. Культ предков — важнейшая составляющая ведической культуры и верований. Предки — хранители и защитники, духи предков - посетители Яви в определённые циклические праздники, когда для них открываются ворота Нави, предки — такой же объект поклонения, как и само Солнце. Даже боги, по мнению некоторых исследователей культуры древних славян, несут, скорее, имена знаменитых пращуров, основателей родов и героев. К месту упомянуть, что Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя в берестяных грамотках XII века из Новгорода и Торжка. Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей — это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода — долгой зимы. Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича. Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь — Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь. Для этого возжигали костры на вершинах холмов, зажигали колёса, которые потом скатывали с горки. И ко всему прочему, как уже упоминалось, огонь тепло обладает плодоносной силой. А кто такой этот Царевич? Почему Мара Моревна то и дело переходит увозится то одним, то другим соперником. Тут опять нужно вспомнить о том, что все явления природы для древних славян, как и для нас с вами, цикличны, обратимы, смерть одной ипостаси божества — это всего лишь его воскрешение в другой. Как не умирает Солнце, а только последовательно становится то Хорсом, то Ярилом, затем Даждьбогом, потом Световитом, перерождаясь опять в Хорса, так и остальные божества умирают, рождаются, уходят, приходят, словно в вечно движущемся хороводе.
Персонаж с точки зрения ученых
- Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле | Кириллица | Дзен
- Тайна имени
- АННовости - Кто такой Кощей Бессмертный?
- СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
- Значение слова «кощей»
- Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный
СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
Захочешь отказаться от моего дара — вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет. А не найдёшь — значит и не надо, — и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку. Как звать — то тебя? Вечность меня звать, — хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений. Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно.
Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться. Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны — ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе. Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него. Грустно было Кощею и одиноко.
Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц. Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили «добры молодцы» «Кощея воевать». Кощей с радостью принимал гостей, угощал, просвещал тех, кто пришёл за богатством, чем это грозит. Тем, кто хотел учиться, Кощей щедро давал денег на учёбу, звал в гости ещё. На четвёртом столетии Кощей нашёл в лесу сироту Василису.
Поговорил, позвал к себе жить. Девочка не побоялась худого дяденьку, угостившего её, третий день голодную, пирожками. Продукты Кощей покупал через охотников в ближайших деревнях, готовил всегда сам, и готовил отменно — за столько-то лет научился! Василиса осталась у Кощея, он растил её, как родную дочь, покупал ей все лучшее, учил у лучших учителей в Киеве и Москве. А девочка оказалась умной и очень жадной до знаний.
Однако годы неумолимо делали Василису старше. Её бы надо замуж, да не за кого ж попало. Вот и распустил Кощей слух о «красной девице, томящейся в плену у злого Кощея». Женихи повалили. Самого Кощея они и в глаза не видели.
Василиса сама с ними разбиралась.
Он должен научиться любить. Если он отказывается от этого — он оказывается и неспособным к любви в вечности. Это не наказание, Бог никого не наказывает, Он всем желает спастись. Но человек, который добровольно сам себя отлучил от Бога, от людей, в этой вечной пустоте сам может сделать этот выбор и умереть этой второй смертью. И наша задача — не допустить этого. Умертвить эту вторую смерть. Сломать жало смерти в себе, в своей ветхости, в своей страстности, в своей немощи. Преодолеть это. И тогда, если вернуться к сказочной символике, будет дана нам радость брачного пира.
Только не здесь, на земле, а в Царствии Божием, куда мы все призваны. Съемки осуществлены при поддержке благочинного Успенского округа г.
Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет. Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе» «Кащей на что ни взглянет - все вянет». Кащей - сам с ноготь, борода с локоть, пуга бич в семь сажен.
Кащейка м. Кащеев, кащейкин, ему, ей принадлежащ. Кащейский, кащеям свойственный. Кащейный, к ним относящ. Кащеить или кащейничать, скряжничать, жидоморничать. Кащейничанье ср.
Он играет роль злодея и одного из главных антигероев, в борьбе с которым главный герой получает возможность проявить удаль молодецкую, а также храбрость, мужество и отвагу. Согласно моей реконструкции в русском мифе Кощей играет роль осеннего бога , то есть персонажа, олицетворяющего осеннее Солнце. На мой взгляд, именно эта роль является ключом к его огромной популярности.
Обусловлено это тем обстоятельством, что осень в климатических условиях России - крайне неприятное время года, особенно в северных регионах. Связано это с затяжными холодными дождями и туманами, способствующими развитию различных простудных заболеваний, а также с ранними ночными заморозками, приносящими большой вред сельскому хозяйству. В этот период Кощею есть где разгуляться, поскольку он, очевидно, как любая нежить, питается жизненной энергией людей и поэтому, очень радуется, когда люди страдают и болеют, поскольку в именно в таком состоянии они наиболее уязвимы для воздействия темных чар злодея и пакостника.
Однако, день его рождения, очевидно, должен приходиться на время его наибольшей слабости. Очевидно, что в этот момент года младенец-Кощей совершенно безвреден и даже забавен. В современном русском языке этот корень сохранился в глаголе пакостить.
Таким образом, наши предки считали, что Кощей буквально портит им жизнь, укорачивая лето и зачастую превращая осень в самое неприятное время года. Поскольку в славянских языках термин касть созвучен слову кость , то в имени Кащея звук "а" постепенно перешел в "о", а самого пакостника и злодея стали изображать костлявым стариком. При этом, согласно традиции, главным оружием Василиска является особый парализующий ВЗГЛЯД, вызывающий насколько сильный приступ панического страха, что любое существо, имевшее неосторожность заглянуть в глаза Василиску, немедленно умирает.
Таким образом, можно предположить, что отцом Кощея является именно Василиск.