Автор книги «Слово пацана» — о том, почему мы романтизируем насилие.
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников?
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана | Сериал «Слово пацана» режиссера Жоры Крыжовникова и сценариста Андрея Золотарева покорил многих российских зрителей. |
Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х | Криминальный Татарстан 1970-2010-х" — купить сегодня c доставкой и гарантией по выгодной цене. |
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ | "Слово пацана” или как Криминальный Татарстан завоевал мое сердце! |
Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», Роберт Гараев – Литрес | В основу сценария легла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева — сборник мемуаров участников группировок и правоохранителей тех лет. |
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице | АиФ Санкт-Петербург | Что должно случиться в России, чтобы власть снова оказалась в руках криминальной прослойки? |
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
Это единственная книга, целиком составленная из голосов выживших — и желающих рассказать правду. Марк Галеотти, политолог, автор книги «Воры. История организованной преступности в России» «Уличные группировки — нечто большее, чем просто сборище хулиганов, это дворовые протогосударства, сигнализирующие о кризисе и утрате связей в обществе. Про казанские уличные группировки слышали многие.
Сначала Щепелев получил полтора года колонии-поселения, а затем один год лишения свободы. Если Щепелев давал слово пацана и не обманывал, то можно признать преступление нераскрытым. Лидер «Могильщиков» Владимир Барышников Барыга не успел по заветам Малькова «прикопать» всех товарищей. В конце ноября 1999 года он возвращался домой на 4-м Чернышевском проезде Заводского района Саратова. В подъезде возле лифта его встретили двое и выпустили в 45-летнего Барыгу 13 пуль из «Вальтера» и ТТ.
Кто это сделал, до сих пор неизвестно. Сергей Мальков, известный как «бизнесмен Канапа», жив, сейчас ему 68 лет, он живет в Саратове и занимается предпринимательством. Обе фирмы не поражают финансовыми результатами. Живы и многие другие фигуранты саратовских группировок. Однако так как сейчас часть из них, как по заветам авторов фильма «Жмурки», занимает заметные места в саратовском истеблишменте и хоть какое-то свое причастие в саратовским криминале отрицает, в том числе в судах, поэтому нам придется не называть их имен. Скажем лишь одно: зародившиеся в конце 80-х годов в Саратове криминальные группировки почти полностью исчезли уже к середине нулевых вместе с их лидерами, как и герои сериала «Слово пацана». Заводской район же, до сих пор ассоциирующийся с местами обитания бандитов и беспредельщиков, в действительности уже давно таковым не является. Целые улицы снесены и застроены новыми кварталами, и прогулки по «завчику» стали не многим опаснее променада по центру города.
Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений. С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне. Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок.
В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют. Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений.
Различали своих именно по головному убору — красная, синяя или с помпоном, поделился Сагадеев. Под одежду подкладывали фанеру, сковородки или ледянки. Места сбора в основном были на хоккейных площадках, клюшки брали всегда с собой, это было очень удобное орудие в бою», — рассказывает полковник. Групповые драки превратились в точечные удары, вспоминает Борис Сагадеев. Стали решать, кто будет собирать общак. Было две кандидатуры. Если город поделить пополам речкой, то с одной стороны был Хайдер, с другой — Ринат Игламов по кличке Иглам. Воры решили, что будет собирать последний, Хайдер не согласился. В итоге убили Иглама, затем началась война группировок. Они начали убивать друг друга, красть и пытать. Все из-за власти и денег. Как мы знаем, власть порождает деньги, а деньги порождают власть», — поделился полковник. На Хайдера совершалось множество покушений. В итоге одно из них оказалось удачным. А мой собеседник тогда порвал штаны и зашел назад в квартиру, чтобы зашить. Телохранители погибли на месте, Хайдера тяжело ранили. Его доставили в больницу в Подмосковье. Через два часа его перевели в другую палату, и туда, где он лежал, прилетела граната. Тогда ему повезло. Но в другой раз в него попал снайпер. Прямо в шею. Как говорится, сколько веревочке ни виться, все равно конец будет», — рассказал Сагадеев. По его словам, в ОПГ шли с двумя целями — получить силовую поддержку и заработать денег. Свое имя он попросил не называть. Не сказать, что я помудрел, но многое осознал. Такие люди, как Борис Сагадеев, тогда находились в эпицентре этого страшного котла. Сейчас мне 50 лет, тогда было 25. Я попытаюсь рассказать, что я тогда видел и почему это происходило», — начал рассказывать он. Экс-лидер ОПГ поделился своими соображениями на тот счет, почему возникли группировки. А появились они, по его мнению, еще в послевоенные годы. Когда с фронта возвращались молодые ребята, понятно, что они, устраиваясь на работу или поступая на учебу, сталкивались с определенным бюрократизмом того времени. Понятно, что человека, который видел смерть, ничем не напугаешь, и он поступает жестко и дерзко. И вот он попадает в заключение, там он встречается с блатным уголовным миром, представители которого тоже начинают ему что-то доказывать. Естественно, в уголовной среде начинаются стычки блатных и не блатных», — рассказывает он. Так называемая «сучья война» шла с 1946 по 1956 год. Это противостояние тех, кто пришел с фронта, и уголовниками — теми, кто жил по понятиям. Вот они, молодые мальчишки, что они видели в свое детство? Когда они выходил во двор, они видели тех людей, которые отсидели, и вот эта уголовная романтика, она же была сплошь и рядом.
Новости партнеров
- Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
- История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана»
- Вова Адидас – Сергей Антипов (Антип)
- «Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ // Новости НТВ
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х — Википедия
- Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»
В Татарстане юные зрители устроили драки в стиле девяностых годов, насмотревшись "Слово пацана"
Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа»[4]. Вместе с этим читают: Слово "пацанам": Максим Фадеев рассказал, как бился "стенка на стенку" Исчезнут ли из сериала "Слово пацана" песни "Ласкового мая"? Автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев дал зрителям намеки, которые дают ответы на некоторые вопросы. Популярный сериал «Слово пацана» снят на основе реальных событий, происходивших в Казани в 70-80-х годах.
Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Любая шумная криминальная акция или массовая драка в спальном районе вызывает громкие вопрошания: «Неужели снова началось? Апофатика казанского феномена Феномен молодежных группировок оставил в Казани массу впечатлений на многие годы вперёд. Ворошить это не принято, но пока идёт сериал, казанцы вынуждены работать «пояснительной бригадой» для неместных. Однако сформулировать уникальную сущность этого явления оказывается не так уж просто. Нет, казанские группировки не начались в 90-е годы как следствие распада СССР.
Они начались при позднем дедушке Брежневе, а дальше расцветали при андроповской подморозке и перестроечной романтике и в лихие 90-е постепенно пошли на спад. Нет, казанские группировки не были историей про рабочие окраины и «шпану» из неблагополучной молодёжи. Они вовлекали подростков из всех социальных слоёв во всех районах Казани, начиная где-то с 11 лет. Нет, казанские группировки не обязательно были причиной школьного буллинга.
Пацаны «при делах», будучи бойцами на улице, могли занимать в этих вопросах вполне гуманную и конструктивную позицию. Хотя бывало и иначе. Нет, казанские группировки в момент расцвета — это история не совсем про воровскую культуру и «братву», хотя были в их составе и носители воровского уклада, а ближе к своему финалу они действительно стали похожи на оргпреступность в других городах. Наконец, нет, казанские группировки — это не про татарский этнический фактор.
Все «улицы», «конторы», «дворы» и «коробки» были интернациональными, объединёнными общей местной идентичностью, где русский, татарин, еврей и кто угодно из коренных казанских жителей был своим. Этнические диаспорные группировки, типа вьетнамских и прочих, существовали в другой системе координат. Казанский феномен был настолько тотален, что легче говорить, чем он не был, чем давать содержательные определения. В богословии это называется: «апофатика».
К власти не пришли Не легче отыскать и ответ на вопрос: «Для чего всё это было? Благодаря «Жмуркам» Балабанова в нашей культуре оформился эталон криминала, пришедшего во власть: стреляли, перестали стрелять и начали зарабатывать, стали респектабельными. Но тут приходится признать, что как социальный лифт казанский феномен сработал не очень хорошо. Обладая огромными человеческими ресурсами, группировки не проявили должного стратегического видения и не смогли воспользоваться нараставшей динамикой исторических событий.
Власть у тех, кто был в партии и комсомоле в период перемен; кто знал, как работает народное хозяйство, и не упускал своего. Фамилии тех, кто оказался наверху, будучи связан с ОПГ, известны местным, но они — исключение, лишь подтверждающее правило. Жора Крыжовников, 2023, Россия Те бывшие участники группировок, кто стали предпринимателями и чиновниками средней руки или просто хорошими профессионалами, у кого дружные семьи, кто даёт деньги на мечети и церкви, можно предположить, что они бы состоялись в жизни и без принадлежности к «улице». Численность преуспевших экс-группировщиков с лихвой уравновешивается статистикой убитых, сидящих длительные сроки или сломленных тюрьмой, преждевременно сгоревших от героина.
У многих, кто сгинул и поломал себе жизнь в то время, тоже был хороший потенциал. Следа в культуре не оставили Если не получилось добиться власти и богатства, возможно, казанский феномен оставил значимый культурный след? Ведь разбойничьи песни и легенды любят все народы. Но и здесь ничего не найти.
Не будем искать в Казани 80-х мировые явления типа афроамериканского гангста-рэпа.
Так начинается их дружба и знакомство Андрея с пацанской культурой Казани, поделенной на зоны влияния бандитских группировок. Уроки уличной жизни оказываются куда интереснее, а пример Марата — заразителен: ведь он носит модный пуховик и краденую кепку с надписью USA, знает историю формирования местных ОПГ так, будто сдавал по ней экзамен, и никто в школе не смеет на него наехать. К группировке парень «пришился» потому, что надоело быть чушпаном и, видимо, захотелось стать взрослее, подтянуться к брату Вове Иван Янковски й , который служит в Афганистане. Читать Казанский излом: образы перестроечного кино в «Слове пацана» Борьбу с такими, как Марат, ведут инициативные группы и робкая полиция в лице Анастасии Красовской , которая перед одним из сеансов в кинотеатре пытается вразумить тех, кто встал на скользкую дорожку, показом документального фильма Марины Разбежкиной «А у вас во дворе? Андрею нравится молодая представительница правоохранительных органов, неравнодушная к его судьбе, но дальше нести бремя чушпана не представляется возможным.
Меня от серьёзных инцидентов бог миловал. Бог и футбол. Я максимальное количество времени посвящал спорту и старался по минимуму оказываться в ситуациях, способных повлечь уличные травмы. В «демонстрациях» не участвовал по уважительной причине смеётся. К счастью, из моих друзей тоже никто серьёзно не пострадал. Выжили все. Что эту тему подхватили и уже чуть ли не пытаются возродить. Если они действительно стремятся этому ужасу подражать, конечно, это плохо. С другой стороны, это история и от неё никуда не денешься. Мы же не можем выкинуть историю революции, какой бы страшной она ни была и как бы ни перевернула историю самой большой страны мира. То есть я прихожу к вам домой и выгоняю вас из вашей же квартиры: теперь здесь будем жить мы и ещё 20 человек. В моём понимании это катастрофа, но от неё открещиваться нельзя. Это было в жизни страны. Как и вся эта история из 1980-х. Поэтому даже хорошо, что её вспомнили и показали. Я расцениваю «Слово пацана» как фильм-предупреждение: этого нельзя допускать. Как отец я ужасно переживаю за своих детей и ни в коем случае не желаю, чтобы в их жизни было что-то подобное. Я через всё это дело прошёл, и достаточно меня одного. Рустем Хузин родился в Казани 30 января 1972 года, играл за «Рубин» в 1980-90-х и 2000-х годах С большим интересом смотрю «Слово пацана» вместе с семьёй. Фильм нас сильно захватил. Действительно, есть доля правды в этих сюжетах, событиях. В той группировке, в которой состоял я, режим был послабже. Но многие вещи совпадают. В первом классе я занимался фигурным катанием. А моим первым футбольным клубом стал «Приборист», который относился к заводу «Теплоконтроль», где работал мой отец. В этом районе и зародилась группировка «Тяп-ляп». С детьми её основателя, Антипова, я играл в футбол в одной команде. Уже второклассником мне много приходилось видеть. А жил я в совершенно другом районе, на улице Халева. Там была своя группировка. В 14-15 лет я крепко сдружился с местными парнями. С одним из них встречалась моя родная сестра. Как-то закрутилось-завертелось — и меня затянуло в эту группировку. Ежедневные сборы на хоккейной коробке с шести до полдевятого, разборки — я всё прошёл. Принадлежности для драки — арматура, дрыны, кирпичи — всё это было возле бортов разложено. В случае набега с чужой улицы всё это моментально разбиралось и все бежали защищать свою коробку. Прямо-таки в экстремальные ситуации я не попадал, но были потасовки. На дискотеках дрались постоянно. В книге того же Гараева описывается дискотека на Вахитке, Вахитовском районе. Как-то раз, когда мы танцевали, кто-то крикнул: «Чужаки идут! Была грандиозная драка на площади Вахитова, где-то 100 на 100.
Этот сериал — хроника событий, которые происходили в городе времен конца XX-века, когда в столице республики появились многочисленные ОПГ, связанных по территориальному принципу. Позднее эти группировки стали основой для создания многих криминальных структур. Источник фото: Фото редакции Воодушевленные картиной, современные школьники начали «играть в «Слово пацана»: они устраивают «стрелки», драки стенка на стенку, и снимают все это на видео. Оказалось, что так они решили отмечать сцены фильма, создали целую юношескую индустрию съемок сериала в Сармановском районе.
Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автор которой — Роберт Гараев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android. Положительные впечатления от «Слова пацана» могут испортить разве что новости о продолжении с теми же героями. Что правда в сериале «Слово пацана», кто выступил прототипом главных героев, что известно о подростковых группировках в Казани и о судьбах криминальных авторитетов. Что правда в сериале «Слово пацана», кто выступил прототипом главных героев, что известно о подростковых группировках в Казани и о судьбах криминальных авторитетов.
«Улицы Казани 90-х залиты кровью»: опера и участники ОПГ о вреде фильма «Слово пацана»
Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев, по мотивам которой был снят нашумевший сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Я был домашним мальчиком, любил читать книжки, поэтому во дворе был не в авторитете. Роберт Гараев слушать аудиокнигу онлайн в исполнении Радциг Кирилл. Результатом его путешествия по своей — и еще сотни человек — памяти стало «Слово пацана», которое вобрало в себя свидетельства как тех, кто сделал насилие своим кредо, так тех, кто пытался остановить уличное настиле. Положительные впечатления от «Слова пацана» могут испортить разве что новости о продолжении с теми же героями.
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
В России этот сериал обрёл большую популярность [2] , в рейтинге «Индекс Кинопоиск Pro» по уровню интереса зрителей обогнал « Игру в кальмара » [3] , благодаря чему книга стала одной из самых продаваемых в жанре нон-фикшн. Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа» [4].
На улицу страшно выйти. Надо сказать, что с тех пор тема молодёжных группировок никогда особо далеко из медиапространства не уходила. То и дело демонстрировались разные телефильмы с плохо разыгранной реконструкцией событий , в основном на дальних малосмотрибельных телеканалах. Как-то осмысливало это всё искусство, кино и художественная литература. Шамиль Идиатуллин «воспел» в кавычках! Идиатуллин же написал блёрб для «Пацана»: «Интересная и очень важная попытка взгляда на так называемый казанский феномен в первую очередь изнутри». Почему нас заинтересовал сей труд?
Вроде бы: социологическое исследование, основа — интервью, цитаты из прессы и всяких важных работ о феноменах молодёжной преступности. Специфическая литература, верно? Но помимо того, что это просто увлекательный, полифонический если можно так выразиться эпос, он передаёт дух эпохи, заставляет задуматься о том, почему же люди так любят ходить строем, и о других вопросах человеческой натуры. Это — насыщенное повествование, на уникальном языке. Или языках — ибо интервью «вербатим» же, а герои говорят либо так, как говорили в своей юности бритоголовой, либо — с налётом современности. Речь, язык, стратегия разговора — это прямо определяет и решает.
Что касается сериала, то они просто смеются над дикостью тех времен и говорят, что не хотели бы пойти кому-то в соседнем дворе голову разбить за кроссовки или шапку. Я знаю, что у нас в Казани есть такие районы-гетто, где молодежь надо спасать. Сейчас они насмотрятся на Маратов, по сути, уже являясь в каком-то процентном соотношении такими же Маратами. И им еще не известны последствия, но мы-то знаем цену.
Дети из неблагополучных семей — самый слабый слой населения. Им точно другими фильмами надо жить. Вы согласны с этим? Провоцировать то, от чего с таким трудом избавлялись, вряд ли назовешь разумным. И что развлечение в виде фильма — в данном случае дополнительная работа для органов. Но, как я уже говорил, я не видел конца сериала, чтобы понять, какие семена этот фильм посеет в головах молодежи, поэтому не могу сделать однозначные выводы, надо его запрещать или нет. Как считаете, серьезная ли это проблема или они просто играют? Вопрос лишь в том, насколько государство способно контролировать преступность и держать ее в рамках. В Казани сегодня ребята из МВД все контролируют. Даже если в моменте кто-то захочет поиграть в эту игру заново, у эмвэдэшников достаточно опыта, влияния и контроля, чтобы все уладить.
И я благодарен Владимиру Путину. Он красавчик и смог все на свои места расставить. Сейчас плюс-минус все в своих рамках: и органы, и бандиты. В Казани раньше — если в неделю двоих-троих не убивали, то неделя была прожита зазря. Сейчас же в городе никто не стреляет, смогли в какие-то рамки увести людей. И матери могут спокойно отпускать детей погулять, зная, что их сын или дочь вернутся невредимыми. В лагере меня многие не понимали, за что я уважаю Владимира Путина, а я считаю, что он сильный лидер. Если бы бандиты в 90-е это понимали, то многие остались бы живы. Наверное, странно это слышать от человека, который 20 лет в тюрьме просидел, но это мое искреннее мнение через понимание вещей, как люди жили в 90-е и сейчас. В девять лет начал курить взатяг.
В 12 первый раз выпил. В 13 убежал из дома. У моего друга мать умерла при родах, двое братьев сидели в тюрьме, сестру забрали в приемник. Его тоже искали, но мы жили в подвале соседнего дома. Воровали, отнимали деньги у чушпанов. Мы ни о чем не мечтали тогда, нам просто казалось, что этот мир таков, так должно быть и так мы будем жить всегда. Я рассказываю все это лишь для ясности: с чего начиналась моя жизнь и что понадобилось для того, чтобы ее изменить. В 20 лет мне дали 20 лет строгого режима за бандитизм и заказные убийства. В 2002 году меня привезли в Москву на кассационное рассмотрение приговора.
Однако, участники группировки и товарищи Антипова отрицали всякую причастность своего лидера к деятельности группировки. Несмотря на поддержку своих ребят, Антип был приговорен к 15 годам лишения свободы за изнасилование, разбой и подделку документов. Архивное фото из зала суда. Фото: realnoevremya. По истечению тюремного срока Сергея Антипова приехали встречать все «тяп-ляповцы», которые были несказанно рады его возвращению. Антип пытался и дальше вести преступную деятельность, но у него не вышло. За 15 лет его отсутствия многое изменилось, его авторитет несколько пошатнулся, поэтому он женился, взял фамилию своей возлюбленной, переехал в Москву и отошел от дел. Сейчас Сергей Антипов живет обычной жизнью, иногда видится со своими детьми и внуками и вспоминает лихую молодость. Кощей, роль которого в сериале сыграл молодой актер Никита Кологривый, изначально был лидером группировки «Универсам». Жестокий и изворотливый Кощей побывал в тюрьме, а после отсидки навязывал подросткам воровские понятия, которые не одобрял будущий лидер «Универсама» Вова Адидас. Кощей был «отшит» исключен из группировки за пьянство, ложь, эгоизм и употребление запрещенных веществ. Молодой группировщик работал электриком и имел отличную физическую подготовку. О его умении стоять в рукопашном бою ходили легенды. По слухам, Джавда мог нокаутировать любого противника в считанные секунды. Многие его боялись, что помогало Джавдату быть практически неприкосновенным. Джавда числился электриком в молодежном центре, но он не выполнял свои обязанности, да и на работу особо не ходил, но благодаря репутации работодатель исправно платил ему заработную плату, опасаясь вызвать его гнев. Джавда в отличие от Антипа был зверски жесток, он испытывал ненависть к участникам сторонних группировок и всегда был зачинщиком кровопролитных столкновений. Он отвечал за исполнение бандитского кодекса в ОПГ и за порядок. Под предводительством Хантимирова участники «Тяп-ляпа» практически всегда побеждали в уличных драках, наращивая свое влияние в городе. Основные члены группировки «Тяп-ляп». Известно, что Джавда инициировал массовый пробег по Казани в 1978 году с целью обозначиться на территории вражеской группировки «Ново-Татарская Слобода» и устрашить обычных граждан. На своем пути они не щадили никого, в тот день на улицах Казани творилось настоящее зверство.
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
О нем рассказывал Асгат Сафаров тогда — начальник Управления специальной службы милиции при МВД Республики Татарстан в интервью «Огоньку» в 2002 году: «В 1993 году мы вышли к президенту и Госсовету с предложением принять указ о борьбе с оргпреступностью, меры были приняты, указ был подписан. И нам сразу стало легче. Потому что до этого преступные группировки у нас уже были, а инструментов для того, чтобы с ними бороться, ощутимо не хватало. По указу мы получили возможность жесткой работы с членами ОПГ». После этого многие лидеры, держатели общака, авторитеты и просто искатели приключений с казанских улиц оказались вынуждены покинуть город. Повзрослевшим пацанам приглянулись Москва, Санкт-Петербург с их финансовыми возможностями. Не заставили себя ждать репутационные и финансовые победы: «Жилка» во главе с влиятельным Хайдером в какой-то момент смогла составить в Санкт-Петербурге серьезную конкуренцию «тамбовским».
В Москву казанские авторитеты попадали через «борисковского» Леонида Дворникова — Француза. Но Француза зарезали чеченцы в 1992-м. Лучше всех в столице освоились злейшие враги «Жилки» — «Севастопольские», авторитетные выходцы из разных казанских группировок, названные так в честь гостиницы на Нахимовском проспекте. В начале 1990-х харизматичный лидер группировки «Жилка» Хайдар Закиров, известный как Хайдер, попытался объединить казанские группировки, создав городской общак. Когда эта попытка провалилась, Хайдер стал устранять противников своего амбициозного плана. В первую очередь «Севастопольских», верхушка которых осела в Москве.
Те ответили — и развязалась жесточайшая война, разделившая Казань на две части: одна половина группировок поддержала «Жилку», другая — «Севастопольских». Конфликт обернулся десятками жертв и закончился только в 1996-м убийством Закирова в Санкт-Петербурге. Другая напасть 1990-х — войны внутри группировок. Выросшие пацаны, получив доступ к экономическим ресурсам, не желали делиться ими с подрастающей молодежью. Молодежь такое положение дел не устраивало. Многие авторитеты и лидеры в то время погибали от пуль, выпущенных близкими.
Хотя пацанский кодекс строго запрещал использование наркотиков, в середине 1990-х в городе начали массово употреблять героин — он серьезно выкосил ряды уличных бойцов. А на исходе десятилетия с задержания главаря могущественной группировки «Хади Такташ» Радика Галиакберова и его бригады началась череда громких дел со сроками для руководящего состава по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Надолго сели участники «Жилки» и челнинского «29-го комплекса». В 2007-м та же участь постигла «Низы», а позже — «Севастопольских» [6] , «Квартала», в 2011-м — «Дербышки» и «Мебельку». И это не считая нижнекамских, альметьевских и елабужских ОПГ. Однако название его четырехсотстраничного труда явно было преждевременным: нынешний руководитель МВД республики Артем Хохорин объявил 2020-й Годом борьбы с организованной преступностью.
Лидеры и авторитетные пацаны 1980-х и 1990-х из тех, что не лежат на кладбище и не сидят у подъезда с местными алкоголиками, сегодня — уважаемые члены общества и часть городской бизнес-элиты. Но это одна сторона медали. Ни для кого не секрет, что нынешняя Россия — силовое государство, в котором экономические потоки, которыми в 1990-е рулили ОПГ, теперь завязаны на власти. Поэтому и вследствие давления силовиков современные группировки изменили тактику: немного притихли и существуют скорее на периферии городской жизни, во всяком случае той, что заметна обывателю. Только время от времени они попадают в информационное поле с новостями об избитом толпой подростке в Азино [7] или перестрелке в Адмиралтейской слободе [8]. Сегодняшняя Казань — красивая, современная и вполне дружелюбная к гостям и туристам.
Клейма «бандитской» на ней больше нет. Современным подросткам есть чем заняться, кроме посещения сходняков, но зараза АУЕ [9] все равно проникла в город, оставив след и на группировках. Если раньше казанская братва могла противопоставить себя «блатному миру», то сейчас арестантские идеи витают в головах уличных пацанов. Лиханов Д. ОПС — организованные преступные сообщества.
Гибли в перестрелках, сами убивали ни в чём не повинных людей, попавших под перекрёстный огонь. Их захватывали в заложники и казнили бандиты из других ОПГ — в Казани разгорелись войны между бандами. Попытки перемирия часто завершались разборками. Например, война межу "Перваками" и борисковскими началась с инцидента в ресторане "Нарат", где бандиты мирились, но перепились и открыли стрельбу. В 1998 году лидер "Хади Такташа" объявил награду за каждого убитого первака. В результате резни на тот свет отправились семь перваков. В середине 1990-х были убиты авторитеты Николаев и Гусев, в 1998-м до смерти забили Павла Кудряшова и убили Марата Исхакова. На счету "Перваков" тоже немало смертей. Вы удивитесь, но многие из бандитов до сих пор на свободе их вина в суде не доказана или числятся в розыске. Но другие сидят пожизненно или "скончались" во время следствия. Чем известен одиозный киллер из 1990-х годов Саша Солдат, который скоро выйдет на свободу "Жилка" Эта группировка вошла в силу в лихие 1990-е годы, вобрав в себя более мелкие банды. Основным лидером стал Хайдар Закиров. В банде существовала жёсткая дисциплина: провинившихся избивали и убивали. В Питере казанские подчинили себе магазины Невского проспекта, рынки, под их влиянием оказались банки. Затем Закиров распространил контроль и на север Москвы. Вскоре за эти территории разгорелась нешуточная война внутри ОПГ. В результате конкуренции Закирова убили в 1996 году. Остатки банды орудовали вплоть до нулевых. В 2002 году бандитов взяли. Им были предъявлены обвинения в преступлениях, в том числе в 20 убийствах. Лидер ОПГ Марухин был приговорён к пожизненному сроку, а другие получили от 17 до 25 лет. Во времена СССР всё ограничивалось драками и гоп-стопом, а в девяностые всё стало всерьёз.
К тому же долгое время я работал в Еврейском музее и постоянно что-то изучал — от современного искусства до истории еврейского народа. Однажды мне захотелось провести большое исследование чего-нибудь из собственной жизни. По казанским меркам это очень мало. В конце 80-х каждый четвертый казанский мальчишка состоял в какой-то группировке, обычно ребята вступали в них к 14 годам и числились там до армии. Моя группировка называлась «Низы», она находилась на границе Московского и Кировского районов. Это был небольшой квадрат, центром которого являлась улица Шамиля Усманова. Вокруг нас были группировки «Грязь», «Кинопленка», «Московская бригада» и «Хитрый двор». Я считался «скорлупой» — на нашем жаргоне это означало «участник самого младшего возраста». Мы иногда конфликтовали с «Грязью», но разрушительных войн у нас не было. Писатель рассказал о внутренней кухне казанских группировок Источник: иллюстрация книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Главная обязанность группировщика того времени — постоянное посещение сборов. Таким образом нас дисциплинировали старшие. Также нам запрещалось употреблять алкоголь и наркотики, курить. Нас учили быть сильными и готовили отстаивать интересы своей улицы. Чем объяснялась необходимость состоять в них? Когда построили завод «Теплоконтроль», вокруг него создали и новый микрорайон, куда заезжали разные семьи. Подростки из этих семей воспринимались местными враждебно, их постоянно задирали, грабили. В ответ на это ребята из нового района стали собираться вместе, чтобы дать отпор. И запустилась цепная реакция — эта практика распространилась на всю Казань, породила субкультуру. А еще участие в группировке позволяло людям, у которых не было иных социальных лифтов, получить поддержку и внимание. Например, еще до революции в Казани проводились массовые драки, настоящие ледовые побоища — это случалось зимой на озере Кабан.
С такой идеей выступила уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец. Она заявила, что родители направляют властям сигналы о том, что дети решили воссоздать «бандитскую романтику» в регионе. По словам омбудсмена, в деятельности ОПГ замешаны и совсем юные школьники — некоторым из них всего по 12 лет. Но тогда еще не было фактуры, которую можно было бы оспорить», — рассказала Волынец. Теперь «Слово пацана» вышло в эфир, и эксперты готовы будут дать оценку картине после того, как будет показан ее финал. Они ранее заявляли, что у сериала есть мораль, а истории персонажей закончатся печально.
«Слово пацана» по-тюменски: о криминальных группировках 90-х и при чем тут OG Buda
«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР | Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева, которая легла в основу сериала «Слово пацана. |
Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана» | Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы. |
«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР | + Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Хронология Казанского феномена. |
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана" | В версии «Татарстан-24» там звучит «Седая ночь» «Ласкового мая», в репосте Mash Iptash — «Пыяла» «Аигел», обе песни звучат в «Слове пацана». |
Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» | Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн бесплатно и без регистрации. |
«Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР
Что должно случиться в России, чтобы власть снова оказалась в руках криминальной прослойки? Полицейские в Татарстане установили подростков, устроивших "бой" в подражание сериалу "Слово пацана", провели беседы с ними и родителями, проверка продолжается, сообщил РИА Новости представитель МВД республики. Я был домашним мальчиком, любил читать книжки, поэтому во дворе был не в авторитете.
Полиция выявила участников подростковых потасовок в Татарстане
Зрители отмечают, что атмосфера тех времен передана очень реалистично. Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о бандах малолетних подростков, которые держали в страхе столицу Татарстана в конце 1980-х. Очевидцы событий, смотря экранизацию истории, о тех временах вроде бы вспоминают с болью, сожалением, но и с долей ностальгической грусти. Ратмир Загитов, житель Казани в 80—90-е гг. Давайте подчеркнем, что итогом этого конфликта стали два кладбища». Столько убитых, такого нигде не было, как в Казани. Молодые все, спортивные, живые, мозгов еще нет, энергии море.
В России этот сериал обрёл большую популярность [2] , в рейтинге «Индекс Кинопоиск Pro» по уровню интереса зрителей обогнал « Игру в кальмара » [3] , благодаря чему книга стала одной из самых продаваемых в жанре нон-фикшн. Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа» [4].
Гараев принимал участие в проекте как консультант, а оригинальный сценарий разрабатывали Андрей Золотарев и сам Жора Крыжовников. Рассказанная ими история воспринимается на каком-то инстинктивном уровне: совершенно первобытная энергия молодых ребят выплескивается на экран, оставляя на одежде капли крови. К слову, снимать в Татарстане группе не дали местные власти: изучать «казанский феномен» оказалось лучше на расстоянии, чем в ареале. Читать «Я сразу понял, что это будет просто пушка!
С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне. Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют. Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации.