Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Как использовать композицию речи для конструктивного выступления Композиция речи — это искусство правильного построения выступления таким образом, чтобы зрители не только. Текст научной работы на тему «Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс». Главная» Новости» Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему.
Композиция речи
Композиция выступления это ни что иное, как выстраивание аргументов с целью доказательства основного означенного тезиса. Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). это выступление. Когда мы говорим о композиции публичной речи, то имеем в виду её структуру, последовательность и взаимосвязь частей. Систематизированы и обобщены теоретические основы композиции письменного текста.
Композиция выступления
Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко. Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). это выступление. Простая и удобная структура публичного выступления на любой аудитории. Композиция речи — это способ расположения материала, его частей, фактический порядок их изложения. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Слайд 5 Композиция речи — это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему, стилистическим. Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). Придать авторитетность и себе и помешает и комплимент в адрес ь выступить перед ними. Композиция речи — это способ расположения материала, его частей, фактический порядок их изложения. Текст научной работы на тему «Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс».
Композиция выступления
Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко. Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности. Текст научной работы на тему «Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс». Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами. Новости Новости. Композиция речи: начало, развертывание и завершение. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2. Важным этапом работы является продумывание композиции выступления.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Новости Новости. Композиции речи в риторике всегда уделялось большое внимание. Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам. Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения. Придать авторитетность и себе и помешает и комплимент в адрес ь выступить перед ними. Придать авторитетность и себе и помешает и комплимент в адрес ь выступить перед ними.
Русский язык. 11 класс
Оратор периодически возвращается к исходному тезису, расширяет его, уточняет понятия, раскрывающие содержание. Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином "витке" развертывания структуры речи; 6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим.
Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли.
При этом, как считает Н. Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы поблагодарить аудиторию за внимание. Речевые формы заключения: - заострить проблему, усилить впечатление от речи - повторить основные этапы развития темы - показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие - выдвинуть конкретное предложение Общие принципы построения выступления [39]: 1.
Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима; 2. Пинцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения; 3. Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора; 4.
Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств; 5. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла; 6.
Искусственное начало реализуется в критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда аудитория невнимательна. Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия чаще фигуральная , ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало — это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам.
Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, то есть формулируем основную мысль, приводим аргументы. Центральной единицей основной части является микротема — «законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту»[36]. Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы — вывод. Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня. Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его.
Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными причинными отношениями, а между собой — сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала. Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации: 1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает.
Известно, что знаменитый оратор древности Демосфен огромное значение придавал вступлению, после него осталось несколько десятков задуманных, но не использованных в речах вступлений. Другой не менее знаменитый оратор, Цицерон, большее внимание уделял заключению речи. Расположение и группировка компонентов речи относительно друг друга — не единственная проблема. В речи должен присутствовать оптимальный набор обязательных и факультативных частей отступлений, связанных с обстоятельствами речи, с установлением контакта с аудиторией.
Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией. Прием кульминации. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена! Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию. Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна. Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами». Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции. Все хором ответили: «Вы рассказывали нам анекдот! Однако нужно понимать, что такая концовка подойдёт не для любого вида речи. Благодарность за внимание. Это традиционная и эффективная концовка. Несколько менее традиционной её может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесёт дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, т. Типичные неудачные концовки Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Типичные неудачные концовки публичных выступлений: Не рекомендуется говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции». Не следует заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызовет у аудитории недоумение и испортит впечатление от речи. Не рекомендуется извиняться: «Извините, что так долго говорил», «Мне не удалось все рассказать» и т.
8. Композиция речи.
Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много. Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот. Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части. Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация.
В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление. Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции. Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала.
Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции. Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно.
Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта. Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов.
Обобщение — это объединение отдельных предметов в некотором понятии. Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики.
Принято ещё делить вступление на зачин и собственно вступление, заключение на заключение и концовку. Каждое из названных выполняет определённую функцию. Зачин имеет цель завладеть вниманием или захватить. Я насчитал более 50 способов это сделать риторическим вопросом, восклицанием, утверждением, историей, примером, стихотворной строкой, пародоксальной ситуацией.... Ученикам я советую, когда нет в голове ничего, легче всего использовать восклицание по теме ,утверждение, риторический вопрос.
Вообще нужно искать и накапливать удивительные высказывания, притчи.... Вступление имеет 4 позиции.
Композиция выступления 0. Классической является структура, состоящая из вступления, основной части, заключения. Один из законов организации информации - "закон края", в соответствии с которым лучше запоминаются начало и конец речи. Поэтому следует обратить особое внимание на отработку вступления и финала речи. Средняя часть несет основную информационную нагрузку, начальная должна заинтересовать аудиторию, а в заключительной части целесообразно повторить ключевые мысли. Именно последние слова в речи запоминаются лучше всего. Каналы воздействия на аудиторию: 2. Каждый выступающий должен знать, что первое впечатление об ораторе - зрительное.
Поэтому на успех выступления влияет и внешний облик поза, выражение лица, одежда, манеры. Внешность должна вызывать доверие у слушателей, подчеркивать его профессионализм. Важный элемент публичного выступления - жест. На вопрос, что такое хороший оратор , Демосфен ответил: "Жесты, жесты, жесты! Действительно, жесты оживляют выступление, но чрезмерная жестикуляция может навредить. Жесты должны быть умеренными, строго дозированными, чтобы не отвлекать внимание слушателей.
Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы необходимо проработать так, чтобы они в итоге привели к назначенной цели. Успех публичного выступления зависит не только от изучения необходимой литературы, подбора интересных сведений, сбора убедительных фактов, цифр, примеров, но и от последовательности изложения материала. Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления. Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи. В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Электронные архивы
- Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
- Композиция речи (ОКК).doc
- Построение и виды публичной речи, ее особенности
- 29. Композиция выступления
- По номерам
- Как написать понятный новостной текст и не только
Композиция публичного выступления
Окончание судебной речи есть критический момент, когда слушатели решают, согласиться с оратором или нет, поэтому оратору надлежит напомнить главные доводы в наиболее яркой и сжатой форме. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок: цитата, призыв к действию, крылатое выражение, иллюстрация, комплимент аудитории, благодарность за внимание. Фактор аудитории в работе над композицией речи Высшим проявлением мастерства публичного выступления является контакт с аудиторией.
Внешне контакт проявляется в поведении аудитории и самого оратора.
Учебное пособие без грифа. Аннотация Систематизированы и обобщены теоретические основы композиции письменного текста. Рассмотрены этапы планирования и написания черновика, методы сбора материала, правила формулирования темы и ключевого тезиса, а также способы совершенствования структуры, стиля, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации письменного текста.
Сопер, И. Стернин и др.
Неправильные приёмы в начальной части выступления случаи «коммуникативного самоубийства» : говорить, что вы не оратор и т. Основная часть публичной речи. Способы расположения материала Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, — это логическая последовательность и стройность изложения материала. Поэтому в современной ораторской литературе описываются методы построения речевых отрезков выступления. Способы расположения материала Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему.
Оратор начинает основную часть выступления с рассмотрения конкретных случаев, примеров и подводит слушателей к главному обобщающему положению, выводам. Примерная модель индуктивного построения основной части следующая: Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях и т. Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая: Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления.
Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. Метод аналогии — сопоставление сравнение различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения.
Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления.
Затем эта информация конкретизируется, указывается точное количество автомобилей на определенных пунктах пропуска и т. Абзац, содержащий ответы на эти вопросы, именуется лидом. Для краткой новостной заметки оптимальный лид содержит 30-50 слов. Желательно, чтобы ключевой абзац не дублировал хедлайн новостной заголовок. Иногда текст новости может состоять только из хедлайна и лида. В таком случае детали и подробности сообщаются в последующих новостях. Тексты часто дополняют напоминанием о предшествующем событии, высказыванием из первых уст, бэкграундом справкой о личности или событии или оценкой происходящего авторитетным человеком. Статьи с перечисленными составляющими относят к расширенным новостным заметкам. Например следующий текст дополнен одновременно бэкграундом и напоминанием: Добавление в новостное сообщение различных комментариев, мнений и справочных материалов связанно с информационным голодом потребителей. Многие читатели стремятся быть знатоками тех или иных событий, поэтому им уже не достаточно ответов на типичные вопросы. Они жаждут услышать личное мнение автора и сведения, которые помогут постичь смысл и причины случившегося. К тому же, читатель не всегда может уяснить суть происшествия.