Народная артистка РСФСР и руководитель Московского театра классического балета Наталия Касаткина умерла на 90-м году жизни. В 1977 году уже после смерти Фурцевой, Наталия Касаткина была назначена главным балетмейстером концертного ансамбля "Классический балет".
Ушла из жизни легенда российского балета Наталия Касаткина
В Большом театре Касаткина танцевала 23 года — она блистала в балетах «Лебединое озеро», «Раймонда», «Золушка», «Дон Кихот», «Весна священная», «Кармен-сюита» и многих других. Уже в 1960-е стала и сама работать как балетмейстер — вместе с мужем, хореографом и танцором Большого Владимиром Василёвым они поставили в Большом балеты «Ванина Ванини» и «Героическая поэма» на музыку Николая Каретникова, «Тристан и Изольда» на музыку Pихарда Вагнера, «Прелюдии и фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, «Наш двор» на музыку Тихона Хренникова и многие другие. Они были первыми, кто поставил в Большом балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. Касаткина вспоминала, что после этой постановки тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева 6 лет не давала им работать. Причин для этого было несколько — в первую очередь то, что в «Весне... С Фурцевой они сталкивались не раз. Как позже вспоминала Касаткина в интервью «Вечерней Москве», во время их гастролей в США с балетом «Весна священная» им удалось договориться с самим Стравинским о том, чтобы именно он встал за дирижерский пульт во время спектакля.
Но тут снова вмешалась Фурцева: «Нечего эмигранту примазываться к успеху советского балета! Он танцевал Адама в поставленном ими в Кировском театре сейчас — Мариинка спектакле «Сотворение мира», но вскоре остался на Западе, став «невозвращенцем». Впрочем, создателей спектакля этот побег впрямую не коснулся — хотя «Сотворение... Но не запретили. И очень интересный человек.
Она была жемчужиной русского балета», — поделилась собеседница. Точную причину смерти артистки она не назвала. Помощница добавила, что дата и место прощания будут объявлены позднее. Наталия Касаткина — москвичка, она окончила Московское хореографическое училище, после чего танцевала в Большом театре. В шестидесятых артистка стала работать балетмейстером и сценаристом.
Запах Большого театра я именно чувствовала. Из зрительного зала вы чувствуете каждого, а здесь это все собирается и идет на сцену. С 1954 по 1976 годы Наталия Дмитриевна — солистка балетной труппы Большого театра. Она была яркой исполнительницей характерного репертуара в таких спектаклях, как «Лебединое озеро», «Раймонда», «Золушка», «Дон Кихот», «Весна священная». Была первой исполнительницей партии Рока в легендарном балете кубинского хореографа Альберто Алонсо «Кармен-сюита», поставленного в 1967 году в Большом театре на Майю Плисецкую. Но главное: в Большом театре она встретила человека, который стал ее постоянным спутником и в творчестве, и в жизни — Владимира Василева. Их так и называли, смешивая обе фамилии — КасВасы. И даже потом, когда в 2017 году Владимир Юдич ушел из жизни, Наталия Дмитриевна всегда говорила «мы», даже не поясняя, кого она имеет в виду. Они были неотделимы друг от друга. Так вместе они и вошли в историю балета своими знаковыми для времени «оттепели» спектаклями «Ванина Ванини» Николая Каретникова, поставленного в Большом театре в 1962 году, балетом «Геологи» Героическая поэма , выпущенным в главном театре страны два года спустя, балетом «Сотворение мира» в Кировском ныне Мариинском театре, где на премьере в 1971 году в главных ролях выходили такие великие артисты, как Михаил Барышников и Юрий Соловьев. А в 1977 году Наталия Дмитриевна вместе со своим мужем возглавили Театр классического балета, созданный за одиннадцать лет до этого Игорем Моисеевым как Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет». Именно Наталия Дмитриевна и Владимир Юдич были первыми в СССР хореографами, кто в 1965 году поставил балет на музыку Стравинского «Весна священная», вошедшим в историю мирового балетного театра. И там был такой отель, в котором останавливался Гитлер во время войны, и у нас номер был, конечно, не тот же, но колоссальный! Там была шикарная кровать, и мы валялись на этой кровати и слушали музыку. Естественно, ни партитуры, ни клавира не было, и Гена Рождественский нам рассказывал, из чего эта музыка состоит. Что она слышится как сложная, но на самом деле она просто сложно сложена… — А Стравинский ваш спектакль видел?
Щедрина , Индийская кукла в «Щелкунчике» П. Чайковского постановка Ю. Эффектная внешность, темперамент, артистизм, выразительность пластики и графичность линий всегда отличали выступления Касаткиной. Начиная с 1960-х годов работает как балетмейстер, ставя спектакли вместе с мужем Владимиром Василёвым. Для их коллег и всех любителей балета имена этих двух хореографов неотрывны друг от друга и представляют собой нечто единое целое. Первая исполнительница партии Бесноватой. В Ленинградском театре оперы и балета имени С. Кирова поставила балеты: «Сотворение мира» Андрея Петрова; «Пушкин. В Новосибирском театре оперы и балета в 1972 году поставила балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. В Московском музыкальном театре имени К.
Ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина
- Ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина
- Наталия Касаткина. Линия жизни / Телеканал Культура - YouTube
- Ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина
- Новости по теме
- Наталия Касаткина: «Мы видели себя изнутри»
Памяти Натальи Касаткиной
Основу репертуара театра составляют собственные постановки Касаткиной и Василёва солистов балета и хореографов. Самые ранние были впервые поставлены на сценах Большого и Мариинского театров. В репертуаре театра сегодня 28 спектаклей классической и неоклассической хореографии. Это рассказанная языком танца захватывающая и трогательная история любви куртизанки и представителя высшего света на музыку из оперы «Травиата» Джузеппе Верди.
Спектаклю возвращено название литературного первоисточника — романа Александра Дюма. В постановке Наталии Касаткиной и Владимира Василёва к темпераментным танцам, ярким нарядам и звонким кастаньетам балетмейстеры добавили новых гротескных персонажей и остроумные постановочные решения.
В 1953 году она успешно окончила Московское хореографическое училище, которое впоследствии стало Московской государственной академией хореографии. В течение 22 лет, с 1954 по 1976 год, Наталия танцевала в Большом театре, где исполняла роли в балетах таких композиторов, как Игорь Стравинский, Жорж Бизе-Родион Щедрин и Петр Чайковский. С начала 1960-х годов Наталия Касаткина начала работать в качестве балетмейстера и сценариста, объединив творческие усилия с танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василевым, с которым была жената.
Она скончалась на 85-м году жизни, работала в театре 60 лет. За несколько дней до того, 11 февраля, ушла из жизни писательница, историк, искусствовед, член Союза писателей и Союза художников России Нина Молева.
Лента новостей.
С тех пор Наталия Касаткина вместе с мужем Владимиром Василёвым были бессменными художественными руководителями этой труппы. В 2005-м награждена орденом Почеты, в 2020-м орденом Дружбы.
Наталия Касаткина - биография, новости, личная жизнь
Цыганков добавил, что классические балеты сложнее с физической точки зрения, но проще по наполнению. А хореографию «Спартака», вложенные в него чувства, отношения надо пропускать через себя, проживать. Наталия Касаткина рассказала, что в отличие от откровенного «Спартака», это балет и для взрослых, и для детей, который они постарались сделать смешным. В 1970-х эту оригинальную версию балета Сергея Прокофьева даже пытались запретить — за якобы слишком вольное обращение с программным произведением. В основе либретто — не классический перевод Бориса Пастернака, а подстрочник, в котором обнаружилось, что Шекспир не чурался эротики, а иногда и скабрезностей. Василёв и Касаткина подхватили эту линию и необычным образом дополнили конфликт, выразив его через спор архитектур — готики и Возрождения. Восстанавливая этот спектакль для своего театра, Касаткина и Василёв взяли за образец постановку Большого театра и, в отличие от других постановок, не стали её сильно перерабатывать.
Иван Владимирович отметил, что хореограф в наше время — к сожалению, «умирающая» профессия.
Среди талантливых артистов, композиторов и музыкантов настоящих хореографов лишь несколько человек, считает Василев. Именно таким профессионалом и была Касаткина. Уход Наталии Дмитриевны значит большую потерю для всей мировой культуры. Директор театра также рассказал, что перед тем, как балерина почувствовала недомогание, они вместе работали над новой редакцией балета «Пушкин», который когда-то был поставлен в Мариинском театре. Первый акт утвердить удалось, однако при обсуждении второго у Касаткиной и Василева возникли определенные недопонимания. Так, на состояние артистки могло повлиять чересчур бурное обсуждение. Она у меня поплыла.
Вызвали скорую, и потом все плохо закончилось», — признался Иван Владимирович. Прощание с балериной состоится 18 марта в атриуме Большого театра. Дело всей жизни Знаменитая балерина и балетмейстер всю свою жизнь посвятила любимому делу, отдавая себя профессии до последнего. Вместе с любимым мужем в творческом союзе она поставила огромное количество спектаклей. Например, они работали над такими балетами, как «Ванина Ванини» 1962 и «Героическая поэма» 1964 Николая Каретникова, «Весна священная» 1965 Игоря Стравинского в Большом театре, «Сотворение мира» 1971 и «Пушкин. Размышления о поэте» 1979 Андрея Петрова в Ленинградском театре оперы и балета имени С. Кирова сейчас Мариинский театр — Прим.
Станиславского и Вл.
Если человек- талантлив, то он талантлив во всем. В этой хрупкой, миниатюрной женщине юность поселилась навсегда. Время над ней было не властно. Слушать ее можно было бесконечно, это на редкость благородный, деликатный человек с потрясающим чувством юмора. Она не любила рассуждений о том, как хорошо было тогда - 40-50 лет назад и как тяжело и плохо сейчас. В каждом времени бывают радости и горести, победы и поражения, приобретения и потери, говорила Наташа, но конечно с трепетом и нежностью вспоминала Наталия людей, повстречавшихся на ее жизненном пути. Я принял эстафету от тети Лели и также стал называть Наташу- " Касатик". Когда Галина Сергеевна Уланова осталась совсем одна, стала плохо себя чувствовать, Наталия часто звонила ей и они долго разговаривали по телефону. Наташа помнила о том, как Галина Сергеевна всегда поддерживала их с Васильком и помогала в начале их такого непростого балетмейстерского дела.
И сегодня Наташа любит смотреть со своего окна на высотку на Котельнической набережной, где когда-то жила близкий для нее человек- несравненная Галина Сергеевна Уланова. Именно от Наташи я узнал, что Уланову погубила статья в газете, какого- то мерзавца, который написал об участии гениальной балерины 20- ого века в телепередаче Царская ложа на Петербургском телевидении. Эту газету Улановой кинули в почтовый ящик. Через 2 месяца Галины Сергеевны не стало. Наташа считала, что слова убили лебедя русской сцены, об Улановой Касатик не забывала никогда, как помнила всегда с теплотой и нежностью о Майе Плисецкой, которую любила. С Маей, Наташа всегда была дружна и как мало кто знал, что скрывалось за счастливой, обезоруживающей улыбкой Плисецкой, в жизни которой помимо трагической гибели отца, было много драм и страданий... А как Наташа ценила и любила Екатерину Максимову, она считала ее великой балериной и с юности была её большой поклонницей. В Наташе не было актерского самолюбования, самообожания, конечно она знала себе цену, но всегда умела оценить по достоинству своих коллег. Я любил бывать у Наташи в гостях, в Москве мы жили по соседству. Она жила в кооперативном доме артистов Большого театра в Каретном ряду, 5 минут пешком от моего дома и я уже у Наташи.
Особенную радость доставляли приезды к Наташе на дачу в Снегирях- месте, где жизнь останавливались, вековые сосны и ели, и тот уже почти исчезнувший дух подмосковных дач, где можно ощутить тот особенный запах из детства. Этот дачный участок получили еще в конце 40- хх годов Наташины родители, для Наташи эта дача была родовым гнездом, местом, куда она всегда рвалась и где найдёт свой последний приют. Наташу похоронили рядом с ее родителями и супругом на кладбище в деревне Зелёнково на берегу реки Истра. Такова была Наташина воля, она хотела быть рядом с родными и любимыми людьми. Ваня продолжит дело своей великой мамы, надеюсь, что театр будет жить и радовать своими замечательными спектаклями, как это было всегда.
У нас есть ордена Петра и Февронии. За любовь и верность семейным ценностям», — рассказала Касаткина в интервью « Известиям » в 2019 году. Оператор фильма «Простые вещи» с Леонидом Броневым и Сергеем Пускепалисом в последние года боролась с онкологией. Актриса фильмов «Уроки французского» и «Женщины» Галина Яцкина скончалась в монастыре.
Звезде советского и российского кино было 79 лет.
Умерла народная артистка РСФСР Наталия Касаткина
Часто слышу такой вопрос от зрителей: «Почему мы плачем на вашем первом акте? А на других «Жизелях» не плачем…» Вот поэтому — потому что великие люди вложили в этот балет душу! И, кстати, это был первый балет, который Большой театр привез в Лондон в 1956 году. Я там даже есть на съемочных кадрах: маленькая девчонка в танце с корзиночками.
Мне очень дорог этот балет. Этот балет — настоящее хулиганство с нашей стороны. Эти два спектакля — наши любимые.
Или отличий нет? А вот между школами — московской и петербургской — действительно есть разница. Двенадцать лет я провела в Петербурге на Мариинской сцене, где мы поставили четыре спектакля — два балета и две оперы.
И я вспоминаю моего педагога — Марину Тимофеевну Семенову. Это самое главное, что подарила мне жизнь. Как раз она была олицетворением сразу двух школ балета — московской и петербургской.
Она приехала к нам из Петербурга со школой Мариинского театра и Академии русского балета имени А. Она репетировала все наши спектакли и входила в них так, как будто это поставлено именно для нее. Все благодаря таланту, невероятному и фантастическому.
Я не могу ничего выделить.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
С начала 1960-х годов Касаткина работала в творческом союзе вместе с мужем, танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василевым, была балетмейстером и сценаристом. С 1977 года Касаткина и Василев — художественные руководители концертного ансамбля «Классический балет», с 1992-го — Государственного театра классического балета.
С 1977 года Касаткина и Василев — художественные руководители Концертного ансамбля «Классический балет», с 1992 года — Государственного театра классического балета. Постоянный адрес новости: eadaily.
RIP Natalia Kasatkina(07.
Заместитель главного редактора: Симакина М. Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д.
Сейчас ушел настоящий интерес к балету. Нет, все знают Настю Волочкову, и я ей очень благодарна за то, что она, как и я, тоже пошла в народ. Она очень хороший профессионал, замечательный профессионал во всех смыслах. И благодаря тому, что она пошла в шоу-бизнес, простые люди узнали, что такое пачка, пуанты. Если я сейчас даю какие-то интервью, первый вопрос всегда про Настю Волочкову — а вот как она? И я всегда о ней говорю только хорошее. Так у нее жизнь сложилась, что она выбрала какой-то другой, свой, путь. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы она учила детей тому, что умеет, со временем это придет.
Она талантливый пиарщик, каждую неделю у нее что-то находится: то папа, то новый муж, то дочка. Кому-то это не нравится, а для меня имеет значение то, что она профессионал и что благодаря тому, что ее знают, стали узнавать балет. В каком-то смысле она меня заменила. Только у меня были часовые программы на «Первом канале», в которых я погружалась в область балета, а она своей красотой и талантом привлекла внимание к классическому балету. Я скучаю без этой программы, и сейчас есть несколько человек, которые и артистичны, и умны, и прекрасно могли бы ее вести: Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа. Я бы очень их рекомендовала на эту роль. А Вы провокационные вопросы задавали, когда шла ваша передача? Я уже не помню. Думаю, что задавала, но старалась этого не делать. Когда я начала вести эту передачу, стала ко всем хорошо относиться и старалась рассказывать все самое лучшее.
Некоторые герои передачи мне не нравились. Например, то, как человек себя ведет или ставит спектакли. Но я старалась найти самое лучшее, так что и провокаций, может быть, никаких не было. Если я видела что-то интересное, новое, я старалась это пропагандировать, хотя, может быть, не всегда и удавалось, потому что время было такое. Вы были председателем жюри на конкурсе в Джексоне в 1986 году? Я не была председателем, но я была в жюри. Председателем был Григорович. Сколько раз Вы были в жюри этого конкурса? В Джексоне я была только один раз, помимо участия в жюри, давала классы и учила с девочками вариации. Помню, что с увлечением все это делала.
Мы занимались в огромном спортзале, разделенном на две части: в одной части работала Софья Головкина, а в другой я. У меня было 125 девушек от пяти лет до семидесяти пяти. Про меня очень хорошо писали, что я самая живая из педагогов и у меня интересно. Ведущий говорил по-русски, и я учила его произносить фамилию Нины Ананиашвили. Меня саму научили когда-то произносить экзотические имена по слогам. И он никак не мог произнести «Ананиашвили», и я его учила, и он повторял фамилию без конца. Нина тоже получила Гран-при в дуэте вместе с Андрисом. Я помню, что зауважала тогда Андриса, потому что в разговоре с Вадиком он сказал: «Ты же понимаешь, в первую очередь Гран-при должен был получить ты, но мы из Большого театра, поэтому получили не мы, а Большой театр». Мы тогда все очень подружились. Вы помните свое впечатление, когда впервые прилетели с Большим театром на гастроли в Англию в 1956 году?
Сначала мы чуть не рухнули в полете, потому что что-то было не так с самолетом, и нас посадили на военный аэродром. Потом, когда мы все-таки долетели, впечатление было фантастическое. Прежде всего потому, что мы были очень хорошо образованны. В школе Большого театра нам дали потрясающие знания. Историю преподавал один из моих родственников, историю искусства — Анна Замятина из Пушкинского музея. Младший Бахрушин преподавал историю балета. И как только мы приехали в Англию, тут же с Володей начали бегать по музеям. Я была безумно увлечена Египтом и помню, что голова Аменхотепа IV в Британском музее совершенно меня потрясла. Конечно, на всех произвело большое впечатление, что на наши спектакли «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан» пришла королева Елизавета с внуком. После спектакля мы выстроились, Елизавета спрашивает: «Кто-нибудь знает английский язык?
Французский мы знали, но в анкете писали: «Владею слабо». И тогда вышел Ваня Покровский, мой партнер по венгерскому танцу в «Лебедином озере», и сказал: «I love you! Вот так состоялось наше знакомство. Потом нас возили ко дворцу Букингемскому, и нынешняя Елизавета, одетая в мундир, гарцевала на лошади по красной дорожке до нас и обратно. Конечно, прием, который нам там оказывали, произвел колоссальное впечатление. Вы тоже выучили языки в школе и могли говорить, с кем хотели? Наверное, здесь сыграли роль гены. У моей бабушки Шервуд-Бромлей не было ни одной капли русской крови, что не помешало ей вместе с дедушкой, художником и скульптором, пойти в ополчение защищать Москву, а ведь тогда они уже были людьми далеко не юного возраста.
Касаткиной и В. Василёва представил «Дон Кихота» в регионах 24 Октября 2023 В Белгородской и Курской областях прошли гастроли Театра классического балета под руководством Н. Самый веселый, яркий и темпераментный балет «Дон Кихот» увидели около 1500 жителей Старого Оскола, Губкина и Железногорска. Поставленные его основателями спектакли идут в лучших театрах мира: публика выбирает театр за оригинальную хореографию, идеальную технику и высокий класс исполнения, а главное — за захватывающие истории, рассказанные языком танца. Сюжеты предельно понятны даже далёким от балетного искусства зрителям, а спектакли театра наполнены не только берущими за душу сценами с драматическим накалом, но и искрометным юмором. Недаром своим лозунгом труппа выбрала фразу «Все жанры, кроме скучного! В Старом Осколе, Губкине, Железногорске коллектив выступил впервые.
С начала 1960-х годов Наталия Касаткина начала работать в качестве балетмейстера и сценариста, объединив творческие усилия с танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василевым, с которым была жената. С 1977 года Касаткина и Василев возглавляли Концертный ансамбль "Классический балет", а с 1992 года - Государственный театр классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Наталия Касаткина оставила свой след в истории балета и останется в сердцах поклонников и коллег.
Народная артистка России Наталия Касаткина отпразднует юбилей на гастролях в Китае
Главными героями реалити-шоу «Русский балет» стали артисты Театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Жизнь народной артистки России Наталии Касаткиной не делится на "балет" и "прочее". На 90-м году жизни не стало народной артистки РСФСР, руководителя московского Театра классического балета Наталии Касаткиной. Наталия Касаткина, народная артистка РСФСР, руководитель Государственного академического театра классического балета, скончалась 14 марта 2024 года в возрасте 89 лет, передает РИА Новости.
Умерла руководитель Московского театра классического балета Наталия Касаткина
В Петербурге состоятся гастроли Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева. 13 марта в клинике Москвы при Институте скорой помощи имени Склифосовского ушла из жизни балерина, руководительница московского Театра классического балета и преподавательница классического танца Людмила Касаткина. «Все жанры, кроме скучного!» — таков лозунг «Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва», известного во всем мире как Moscow Classical Ballet.
Другие сюжеты
- Подпишитесь на новости «МО»
- Умерла руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина - Новости
- Новости по теме
- Новости по теме
- Скончалась в больнице народная артистка России Наталия Касаткина, вдова Владимира Василева
- Скончалась знаменитая артистка балета Наталия Касаткина
Эпоха в танце. Ушла из жизни Наталия Касаткина
На 90-м году жизни сегодняшней ночью умерла Наталия Касаткина. Народная артистка руководила столичным Театром классического балета. О трагическом событии РИА Новости сообщают со ссылкой на ее ассистентку Валентину Бурьянову. После десятилетнего, и даже больше, перерыва с гастролями в Петербург приехал Театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина скончалась на 90м году жизни. На 90-м году жизни умерла народная артистка РСФСР и руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина.