Новости фильм о расстреле в новочеркасске

В Новочеркасске демонстрация работников завода была расстреляна, 24 человека погибли на месте, 87 были ранены, еще семерых приговорили к смертной казни, 105 – к длительным срокам лишения свободы как «зачинщиков беспорядков». Новочеркасский расстрел: события, о которых снят фильм Андрея Кончаловского.

"Дорогие товарищи!": Правда или вымысел? Реальность и мифы Новочеркасска 1962 года

Кончаловский представил фильм о Новочеркасском расстреле на кинофестивале в Венеции. Трейлер Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле рабочих в Новочеркасске вошел в короткий перечень из 15 иностранных картин, номинированных на премию «Оскар».
Расстрел демонстрации в Новочеркасске в 1962 году - расследование РБК Андрея Кончаловского о расстреле в июне 1962 года рабочих Новочеркасска, вышедших на демонстрацию со своими требованиями, и всех, кто попадался на пути.

"Дорогие товарищи!": Правда или вымысел? Реальность и мифы Новочеркасска 1962 года

В основу сюжета положены трагические события 1962 года в Новочеркасске. В 60-ю годовщину трагедии в Новочеркасске «Известия» вспоминают о том кровавом дне. Да, кое‑что можно все же предусмотреть: так, Андрея Кончаловского явно давно вела судьба к фильму о расстреле в Новочеркасске. Фильм повествует о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году.

Причины недовольства населения

  • О расстреле трудящихся в Новочеркасске (Александр Щербаков 5) / Проза.ру
  • Расстрел в Новочеркасске (1962 год)
  • Фильм Кончаловского о Новочеркасском расстреле выдвинут на "Оскар"
  • Авторизация
  • В печатном номере

Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошёл в шорт-лист «Оскара»

Об этом говорится в пресс-релизе премии. Снятый Кончаловским фильм повествует о расстреле мирного митинга рабочих в 1962 году. Съемки прошли в Ростовской области. Главную роль в картине сыграла жена Кончаловского - уроженка Новочеркасска Юлия Высоцкая.

Надо выстоять? Идти готовы мы...

Но скажи ты нам тогда: наши жены станут вдовами?! Роберт Рождественский, 1960 г. В нескольких городах прошли стихийные протесты. Одновременно с этим на градообразующем предприятии Новочеркасска - электровозостроительном заводе НЭВЗ - подняли нормы выработки, что на треть снизило доход рабочих.

Часть сотрудников всё же разошлись по домам, и новости о творящемся на НЭВЗ узнали в городе. К 16 часам удалось «освободить» остановленный поезд и отправить его на предыдущую станцию. Но в целом ситуация оставалась накалённой до предела, на заводе громили управление. Ученик токаря Анатолий Десятников сорвал с фасада здания портрет Хрущёва, и этот поступок вызвал всеобщую овацию. Стало понятно, кого рабочие считают основным виновником бедственного положения.

Но фактически он пересказал то, что все и так знали: повышение цен — вынужденная мера. Беспорядки продолжились, а Басов закрылся в одном из кабинетов, оказавшись фактически заложником. Подавление бунта Хрущёв знал о конфликте в Новочеркасске и распорядился подавить выступления любыми средствами. Около 19 часов последовало распоряжение от министра обороны маршала Родиона Малиновского — навести порядок. Сначала на территорию НЭВЗ направили около 200 сотрудников милиции, те пытались оттеснить бастующих, но сделать этого не смогли. К 20 часам на завод подтянулись БТР, но никаких действий военные не предпринимали. В ночь с 1 на 2 июня на территорию завода вошли танки. При этом генерал Матвей Шапошников , в нарушение приказа, отказался направить их против мирных людей. Матвей Шапошников.

В городе появились листовки следующего содержания: « Сталина вы критиковали, сторонников частично в гроб загнали, остальных от руководства отстранили, но цены на все продукты и товары в апреле каждый раз снижать они не забывали. Хрущёв из года в год в магазинах цены поднимает, заработок рабочим при этом он снижает, невольно возникает вопрос у нас, кто — враг народа был или есть. Какие же вы лгуны и лицемеры и власти жаждущие псы, народа угнетатели. К чему стремитесь вы? Сталин и сторонники его последовательно к коммунизму шли и всех вели, при этом не смотрели на проделки капитала и не указывали пальцем так, как вы, лгуны». Утром 2 июня часть рабочих попытались выйти в цеха, но волнения продолжались. Вновь остановили поезд, теперь уже из Шахт, над городом звучали гудки, начались волнения на электродном заводе, на заводе «Нефтемаш» вели работу агитаторы.

Фильм частично снимался на месте событий, в Новочеркасске. В широкий прокат картина Андрея Кончаловского вышла 12 ноября, до этого фильм уже получил спецприз жюри кинофестиваля в Венеции.

Фильм "Дорогие товарищи" - в шорт-листе "Оскара", кадр из трейлера фильма.

"Дорогие товарищи!": Правда или вымысел? Реальность и мифы Новочеркасска 1962 года

В городе появились листовки следующего содержания: « Сталина вы критиковали, сторонников частично в гроб загнали, остальных от руководства отстранили, но цены на все продукты и товары в апреле каждый раз снижать они не забывали. Хрущёв из года в год в магазинах цены поднимает, заработок рабочим при этом он снижает, невольно возникает вопрос у нас, кто — враг народа был или есть. Какие же вы лгуны и лицемеры и власти жаждущие псы, народа угнетатели. К чему стремитесь вы? Сталин и сторонники его последовательно к коммунизму шли и всех вели, при этом не смотрели на проделки капитала и не указывали пальцем так, как вы, лгуны». Утром 2 июня часть рабочих попытались выйти в цеха, но волнения продолжались. Вновь остановили поезд, теперь уже из Шахт, над городом звучали гудки, начались волнения на электродном заводе, на заводе «Нефтемаш» вели работу агитаторы. На НЭВЗе бастующие приняли решение идти к городской администрации. У реки Тузлов их встретили войска, никаких действий опять не предприняли и пропустили митингующих. По всей видимости, рабочие и примкнувшие к ним жители Новочеркасска рассчитывали, что он даст какие-то объяснения, однако Микоян перед толпой не появился, что только усугубило недовольство.

В здание стали кидать камни, все попытки начать диалог пресекались: демонстранты хотели, чтобы к ним вышли высшие партийные руководители. Здание горкома. Никакого результата эта встреча не дала, никто не воспринял «парламентёров» всерьёз. Толпа становилась всё более неуправляемой, послышались призывы идти к городскому отделению милиции, где якобы находились какие-то задержанные на самом деле их пока не было. Горотдел взяли штурмом, рабочие попытались отобрать оружие у военнослужащих, которых выставили для охраны. В итоге один из военных открыл стрельбу. Стрелять начали и на площади у горисполкома куда прибыли войска под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерала Ивана Олешко. Всего в ходе беспорядков были убиты 23 человека, десятки были ранены. Перед ними выступил находившийся в Новочеркасске член президиума ЦК КПСС Фрол Козлов, который представил события предыдущего дня как столкновения с «хулиганствующими элементами».

В итоге острота ситуации спала, но никаких послаблений сделано не было. Только в ночь с 3 на 4 июня задержали около 250 человек, некоторых забирали прямо из больниц, куда они обращались за медицинской помощью.

В 2016 году фильм Кончаловского «Рай», рассказывающий об ужасах холокоста, был удостоен «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. Следующую картину «Грех» также должны были показать в Венеции, однако до начала смотра группа не успевала завершить монтаж, и картину отозвали с конкурса. Венецианский кинофестиваль стал первым киносмотром после начала эпидемии коронавируса.

Русский капитализм сразу стал монополией. Что самое важное в зрелом капитализме? Буржуазия, средний класс, финансовые вложения которого и обусловливают его политическую независимость. А в русском варианте капитализма для него места нет. Но ориентация на Запад - не порождение советских времен: Толстой большую часть "Войны и мира" написал по-французски... Слияние в Западом давно волнует русское общество, эта идея - одна из его корневых традиций. Андрей Кончаловский: Но тогда вспомним, скажем, пессимизм Чехова. Если глубже вслушаться в "Трех сестер" или "Вишневый сад", можно увидеть логику чеховского позитивизма. Вершинин в "Трех сестрах" говорит героиням: таких, как вы, в городе только три, но придет время - все будут жить по-вашему. Иными словами, европеизация русского дворянского класса должна распространиться вниз. Лопахин хочет разбить вишневый сад на участки и продать дачникам, дачники займутся хозяйством - будет расти буржуазия. Трофимов его осекает: ничего из этого не получится! Да потому, что смешать воду с маслом невозможно. Чехов как врач хорошо знал русское крестьянство, этих самых мужиков, которые, по слову Астрова, скучны, грубы, грязны, но и интеллигенция истерична и бесплодна - это же все приговор идее европеизации России! Идея Лопахина двигала Лениным, но ничего не вышло. Потому что немыслимо было смешать интеллигентную часть русских, ориентированную на Европу, с огромным большинством неграмотного крестьянства, для которого злейший враг - кулак. Не Столыпин, не власть - кулак! У нас не возникла буржуазия, поэтому наш путь к социализму был в основе правильным и важным, но преждевременным. Хотя тем не менее в итоге возник новый тип русских, они уже были поголовно грамотными, рванула вперед наука, был реальный прогресс в образовании, в индустрии. А с этими качествами уже можно строить социализм новой формы , с государственным капиталом, с реальным равноправием. Социализм, где государство будет контролировать средства производства. Это моя надежда. Фильм о том, как растет революционное сознание, как зреет чувство собственного достоинства. В контексте новейших событий картина приобрела неожиданную актуальность, даже злободневность. Что это, предвидение художника, почувствовали флюиды времени? Андрей Кончаловский: Это, конечно, случайность. Злободневность для меня то, что следует неписаным законам небес. А мы их не исполняем, но сами создаем законы писаные, потом их много раз переписываем. Поэтому я стараюсь снимать картины на вечные темы: смысл жизни, есть в душе Бог или его нет, что болит у древа жизни... И в размышлениях о человеческой сущности хочу подняться на определенный уровень. А все параллели с текущей реальностью каждый зритель и проводит и толкует по-своему. Если фильм как-то с ней коррелируется, в принципе хорошо, но в этом всегда есть опасность уйти в то самое злободневное, значительно более мелкое и преходящее. Мне в картине важнее, что типичная советская женщина, убежденная коммунистка, троцкистка, которая приветствует расстрел "врагов народа", вдруг падает на колени, запершись в туалете, и молится. Это же не о сегодняшнем дне, это о всех временах. Тогда многие искренне верили в реалистичность коммунистической мечты, в возможность построения справедливого общества Я воспринимаю эту сцену как нечто иррациональное. Если это не метафора, то такое решение ограничивает круг сочувствующих: молитву героини не разделят миллионы атеистов России, у них та же моральная система ценностей, но другой, более реалистичный способ реагировать на невзгоды. Андрей Кончаловский: Героиня - типичная русская женщина, в ней подсознательно живет иррациональное, живет вера. Я однажды был в церкви, давно, при Советах. Религия осуждалась, при входе стояли дружинники и у всех молодых спрашивали документы. Но у меня был студенческий билет ВГИКа, и я сказал, что иду выбирать типажи для кино. Стою в церкви, рядом какой-то старикашка. Он посмотрел на меня и говорит: "У меня и Ленин, и Христос вот здесь! Это Россия! У вас были картины экспрессивные, но столь эмоционально накаленной не припомню. Что работа над этим фильмом дала вам как художнику и человеку? Андрей Кончаловский: Для меня каждая новая работа - поиск языка. Я со времен "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына" стремлюсь понять, что такое кинематограф.

Многим они кажутся искусственными и не сравнимыми с шедеврами того времени. Режиссер Андрей Кончаловский взял себе за цель возобновить ту эпоху на экране и показать жизнь советских людей, какой она была. Премьерный показ картины состоялся 7 сентября 2020 года на кинофестивале в Венеции.

Кончаловский представил фильм о Новочеркасском расстреле на кинофестивале в Венеции. Трейлер

Любое сопротивление жестоко каралось, но информация о бунтах и столкновениях почти не проникала за пределы регионов - страна о них практически не знала. Кадр из фильма "Дорогие товарищи! В фильме неоднократно упоминается тот факт, что в первые послевоенные годы повышения цен не было. Это правда, отсутствие рыночного регулирования позволяло советской экономике перераспределять бюджет таким образом, чтобы не допускать повышения цен на продукты массового повседневного спроса, а иногда даже снижать их. В период с 1945 по 1954 год так называемое "сталинское снижение" проводилось 8 раз, ряд продуктов за это время подешевел в 1,5-2 раза. После смерти Иосифа Сталина экономические механизмы страны были пересмотрены, бюджетные средства были перераспределены иным образом, и снижения цен прекратились. К 1960 году сельское хозяйство стало испытывать дефицит зерна, которое пришлось закупать за границей, что привело к повышению цен в магазинах. Газета "Известия" сообщает об очередном снижении цен. В фильме "Дорогие товарищи! К 1962 году образовался существенный дефицит нескольких важных повседневных продуктов питания, что повлекло повышение цен с целью сглаживания дисбаланса потребительского рынка. Одновременно с этим с начала года руководство НЭВЗ проводило постепенный пересмотр норм выработки и оплаты труда рабочих, заметно уменьшивший реальные доходы трудящихся.

Сочетание этих двух факторов привело к тому, что целый ряд рабочих столкнулся с нехваткой денег на самые насущные нужды - аренду жилья и питание, потеряв от 15 до 30 процентов доходов. Не нужно забывать и о том, что в 1961 году в СССР прошла денежная реформа, которая за деноминацией скрыла и девальвацию рубля. Хотя номинально реформа закрепляла изменение расценок на работу, товары и услуги в соотношении 10 к 1, фактически под новые деньги были пересмотрены оклады, премии и прочие вознаграждения, разумеется, не в сторону повышения. В новых деньгах выросли и цены на продукты. Все это не могло не сказаться на настроениях в стране. Плакат, информирующий о денежной реформе 1961 года Плакат, информирующий о денежной реформе 1961 года Где началась забастовка? Почему руководство завода не смогло остановить возмущение? Очагом бунта стал сталелитейный цех Новочеркасского электровозостроительного завода, где утром в пятницу 1 июня 1962 года стали собираться рабочие. Обсуждение объявленного на этот день повышения цен в магазинах и несоответствие ожиданиям полученных накануне зарплат переросло в шумное недовольство с требованиями ответов от руководства завода. Обладающий авторитетом у рабочих начальник цеха Червенков призвал коллег приступить к работе, но его слова действия не возымели и около 200 человек двинулись к зданию заводоуправления, чтобы поговорить с директором Борисом Курочкиным.

Не отличающийся тактом Курочкин, не дослушав претензии толпы заявил, что "если рабочим не хватает денег на мясо, то они могут покупать пирожки с ливером", чем вызвал гнев собравшихся и был вынужден ретироваться. Тем временем, работа на заводе оказалась парализована, за считанные часы толпа рабочих выросла до 4000 человек, волнения вылились за пределы территории НЭВЗ и охватили район Буденовский и близлежащую железнодорожную станцию. Спутниковая карта современного Новочеркасска. Сверху обведена территория НЭВЗ, внизу подчеркнуто место расположения Горисполкома, перед которым произошла трагедия, крестом отмечен мост, соединяющий Новочеркасск с Буденовским районом Спутниковая карта современного Новочеркасска. Сверху обведена территория НЭВЗ, внизу подчеркнуто место расположения Горисполкома, перед которым произошла трагедия, крестом отмечен мост, соединяющий Новочеркасск с Буденовским районом Как скоро о происшествии на заводе была проинформирована Москва? Поскольку НЭВЗ относился к заводам союзного значения, а его территория прилегала к железнодорожной магистрали, сведения о забастовке дошли до Москвы еще утром. Никита Хрущев потребовал немедленно подавить любое сопротивление и восстановить функционирование предприятия. В Новочеркасск была отправлена специальная комиссия во главе с членами Политбюро Козловым и Микояном, но партийные руководители получили от главы государства четкую инструкцию - с зачинщиками в переговоры не вступать, на уступки не идти, цены не снижать. Первые распоряжения первого секретаря ростовского обкома партии Александра Басова о привлечении к подавлению выступлений рабочих военной силой поступили еще в обед 1 июня, однако руководство Северо-Кавказского военного округа не торопилось исполнять требования местного начальства и ожидало сигналов из Министерства обороны. Только около 19 часов из Москвы пришел приказ задействовать солдат 505-го стрелкового полка, и те выдвинулись к зданию заводоуправления.

Военные в столкновения не вступали, хотя подвергались словесным нападкам со стороны рабочих. Это ввело митингующих в заблуждение - многие посчитали, что армия сохраняет нейтралитет и не станет вмешиваться в конфликт рабочих с властью.

Главную роль сыграла супруга режиссера Юлия Высоцкая. В фильме задействовали многих непрофессиональных актеров, в том числе жителей Ростовской области. Некоторые сцены снимали в Новочеркасске.

После того, как толпа начала проявлять агрессию, военным отдали приказ стрелять на поражение. В итоге было убито 26 человек и 87 были ранены. Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте , Одноклассники.

И, наконец, главное. Это было установлено военной прокуратурой в начале 1990-х годов.

Дело в том, что на крышах сидело 10 снайперов, там же поставили два пулемета. Скорее всего, это дело рук внутренних войск или КГБ. Немного о репрессиях после.

Какой из всего этого вывод? Была ли трагедия? Конечно, была, и это была трагедия.

С другой стороны, а государство не имело права защищать себя и мирных жителей от погромов? Или это только привилегия сильных мира сего, а СССР не позволено? Надо ли рассказывать о том, что было?

Но кино снимут не о том, как все было, а о том, что хотят дабы, угодливо лизнув, выставить СССР империей зла на потребу Западу.

Новочеркасский расстрел: «Кровавое воскресенье» по-советски

Судебным решением по итогам событий в Новочеркасске семь их активных участников были приговорены к смертной казни и расстреляны, еще 105 человек получили внушительные сроки заключения (10-15 лет) и отправлены в колонии строгого режима. Позднее семерых «зачинщиков беспорядков» расстреляли, остальные получили сроки заключения от 10 до 15 лет с отбыванием в колонии строго режима. Режиссер Андрей Кончаловский планирует снять фильм "Дорогие товарищи ", основанный на реальных событиях 1962 года, когда в СССР была расстреляна демонстрация рабочих в Новочеркасске. Фильм «Дорогие товарищи» режиссера Андрея Кончаловского о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске получил спецприз жюри на венецианском кинофестивале. Про жестокий расстрел демонстрации в Новочеркасске снимет фильм Андрей Кончаловский.

Фильм Кончаловского о Новочеркасском расстреле рабочих попал в длинный список на «Оскар» (видео)

Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», который показывает события во время расстрела рабочих в Новочеркасске, выдвинули на американскую премию «Оскар». Фильм «Дорогие товарищи!» посвящен событиям 1962 года в Новочеркасске, когда вышедшие на пикет мирных жителей расстреляли военные. Черно-белая драма повествует о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске. Фильм о Новочеркасском расстреле.

В фильме «Дорогие товарищи!» рабочих Новочеркасска расстреливает КГБ

Хотя сам он был там с самого начала волнений. Но он заподозрил неладное, когда увидел, как солдаты выстроились в одну линию вдоль Атаманского дворца — спиной к фасаду исторического здания, а лицом к гудящей толпе. У каждого в руках было оружие. А папа был на велосипеде, он сразу сел на него и поехал к дому.

По дороге встретил нас с братом. Мне было 12 лет. И спросил встревоженным голосом: «Мама дома?

И тут с площади начали доноситься крики. Причём крики становились всё сильнее и сильнее. И тогда он обеспокоенно сказал: «Как бы не начали стрелять».

И тут действительно раздались автоматные очереди, трели. Папа говорит: «Вот тебе, пожалуйста, уже стреляют». А так как мамы всё нет и нет, а галдёж снова вдруг начался, он сказал: «Пойдёмте в центр».

И когда мы пришли в центр, я уже увидел: стоят красные пожарные машины, широкие пожарные рукава... На балконе появился офицер с громкоговорителем. Он не уговаривал, а угрожал: — Часовой — лицо неприкосновенное.

В случае нападения имеет право применить оружие. Приказываю разойтись! Командуй в казарме!

А сколько было вашему отцу? Он эти вещи ещё не понимал. А я тогда уже всё понимал.

Как сейчас помню разговоры взрослых о случившемся. Помню, как ездил «бобик» и объявлял комендантский час с девяти вечера до пяти утра. Владимир Конюхов на золотой свадьбе у родителей.

Откуда бы ты на него ни смотрел, глаза вождя устремлены на тебя; из всего класса отмечают они лишь тебя, и ты никуда не скроешься от всевидящих зениц. Так и человек в полевой форме, застывший в рамке окна, казалось, держал под прицелом неослабного внимания лишь одного Сергея». Ссылаясь на его рассказ во время президентской предвыборной кампании в 1996 году, газета «Труд» писала, что якобы в ходе разгона протестов погибли сидевшие на деревьях мальчишки.

Однако подтверждений слов Лебедя о случившемся из первых уст журналистам RT найти не удалось. Это правда, что пострадали дети? Действительно, с деревьев за взрослыми наблюдала детвора.

Новочеркасск тогда был самым зелёным городом на юге Российской Федерации, деревьев много. И когда был дан вверх первый залп, ребятишки стали прыгать вниз, «как груши посыпались». Но никаких сведений о том, что дети пострадали, что хотя бы у кого-то была царапина, нет.

Какие были пострадавшие — все нашлись. Где оказывали помощь, кому, где похоронили погибших. А уже то, что тела не выдавали, — это отдельная история.

Его распирает гордость за шахтёра Мамая и ткачиху Гаганову, не говоря уже о космических братьях Гагарине и Титове. Но всё это было не вчера, а целую вечность назад... А сегодня, 2 июня 1962 года, не в Катанге и не в Алабаме, а средь бела дня в Новочеркасске погибли люди и ранен однокашник Снегирь».

На суде обязывали присутствовать всех передовиков, стахановцев и прочих активистов, чтобы зал был полон. Семерых человек, наиболее рьяных, посчитали зачинщиками беспорядков и приговорили к расстрелу. А остальных — тех, кто попал на фотографии, так как шла скрытая съёмка, — к лишению свободы.

Довольно большие сроки у многих были. Но после октябрьского пленума 1964 года, когда Брежнев пришёл к власти, их начали отпускать. Никто из них не досидел свой срок до конца.

Вместо утренних ласк — разговор про цены на молоко и инструкцию ЦК, в духе советского кафкианства обещающую, что рост цен приведет «к поднятию жизненного уровня в самое ближайшее время». Возникает вопрос! Медсестра-фронтовичка, служащая теперь в горкомовском отделе промышленности, вдова солдата, прячущая за рублеными фразами нежность к дочери Светке, связавшейся с заводским «хулиганьем». Сама Людмила до поры настроена к бунтовщикам решительно; когда заезжий кремлевский гость лицемерно предлагает «поговорить с народом», не сдержавшись, выступает с места: «Что с ними разговаривать? Арестовать всех. Арестовать и судить по всей строгости, а зачинщиков — к высшей мере наказания».

И сама готова отвечать также по всей строгости, не страшась быть разжалованной в фельдшеры: «Работу не сделали». Неоднозначная общественная позиция Кончаловского вкупе с его снобизмом могут легко застить очи либеральной общественности и спровоцировать неприязнь к фильму; еще и в симпатиях к Сталину не ровен час упрекнут, поставив знак равенства между автором и героиней. У Людмилы иконическое фото генералиссимуса — на заветном месте, вместе с семейными фотографиями, рядом с карточкой погибшего на фронте мужа. Ей неуютно — как большинству обывателей, что в 1960-е, что сейчас, — в нерегламентированном мире, она тоскует по той поре, когда было «все понятно, кто свой, кто враг, а тут — непонятно». Впрочем, «перековки» убежденной сталинистки не произойдет и в финале — но так честнее; если бы Кончаловский завершил фильм полным идейным перерождением «бешеной» Семиной, вышло бы лицемерно, как в липовых партийных рапортах «о единодушной поддержке повышения цен студентами и рабочими». А Семина и лицемерие — вещи несовместные; и если в чем автор и солидаризуется с героиней, так это в стремлении жить, руководствуясь своим чутьем, принципами и совестью.

Вообще же, Кончаловский в этом коллективном портрете народа точно улавливает суть, сформулированную в песне вряд ли близкого ему Высоцкого: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас». Так тут и живут, мечтая о крепкой руке вождя и радуясь разным будничным частностям, между Сталиным и Маринкой; и вот этой условной «Маринки» в фильме больше; а контрапунктом первых выстрелов становится сладкая эстрадная «Рула-терула». Камера здесь Кончаловский впервые за десять лет работает не с Александром Симоновым, любимым оператором Алексея Балабанова, а с Андреем Найденовым, чей равно аскетичный и поэтичный стиль запомнился по фильмам Ивана Вырыпаева будто встроена в интерьеры; она наблюдает со стороны; в самом показательном кадре прячется на полке шкафа, среди гроссбухов, и словно вздрагивает, когда кто-то ставит на эту полку папку. О портретах Ленина и красных знаменах «С Лениным — за советскую власть! Демонстрация бастующих — короткими резкими кадрами, редкими общими планами. Сам расстрел — словно с изнанки, но тут один план с дебелыми ногами мертвой парикмахерши действует сильнее, чем подействовала бы панорама расправы.

Андрей Кончаловский уже пытался завоевать премию «Оскар» с картиной «Дом Дураков». Но эта попытка более успешная. Тогда фильм не вошел в число номинантов. На этот раз его фильм «Дорогие товарищи!

К тому же где-то в пылу кровавой бойни теряется её дочь, а найти её никак не получается — ведь даже в морги посторонних не пускают. Никто не должен знать о случившемся в Новочеркасске. В прошлогодней рецензии на « Грех » мы уже размышляли, какими витиеватыми путями движется карьера Кончаловского — режиссёра-космополита, который может снять «Щелкунчика и крысиного короля 3D», а через несколько лет начать кинематографический диалог с « Андреем Рублёвым » Тарковского. Такой как бы «фильм в вакууме», где нет ничего сверх-, ничего над-, где каждый кадр выверен до такой степени, что это почти начинает раздражать — сложно, глядя на местную замысловатую архитектуру линий и зеркал, не задуматься, сколько же времени было потрачено, чтобы снять единственный статичный план.

Куда интереснее, как развиваются отношения Кончаловского и Времени. На протяжении всей фильмографии он то очень точно попадает в цайтгайст « История Аси Клячиной », скажем , то снимает кино, жутко устаревшее либо просто поверхностно считывающее дух времени тот же « Щелкунчик » или, не знаю, « Глянец ».

Рецензия на фильм «Дорогие товарищи!» — истории о расстреле забастовки в Новочеркасске 1962-го

Шапошников после событий спокойно служил на своей высокой должности до отставки в 1966 году. А Плиев и вовсе пошел на повышение. Разве так могло быть с генералами, отказавшимися выполнять приказ? Хрущев, когда ему было надо, самого маршала Победы Жукова за Можай загнал! И танки, и БТР были, но их не применяли, орудия не совершили ни одного выстрела. В фильме Кончаловского показаны снайперы КГБ, стреляющие по протестующим.

Но характер ран, бессистемный выбор жертв и отсутствие стрелков в захваченных бунтовщиками зданиях эту легенду опровергают. XX съезд: предательство Хрущева Никита Сергеевич беззастенчиво лгал в своем докладе И мальчишки с деревьев не падали. Среди погибших нет никого младше 15 лет, в милицию никто не заявлял об исчезновении или ранении детей. Пишут, что рядом был детдом, и смерть сирот как раз и скрыли. Но это все домыслы.

А вот залп в воздух над головами буйствующий толпы был. После этого кто-то крикнул, что пули холостые, и у солдат стали отнимать оружие. Правдиво показана в фильме лишь, пожалуй, гибель парикмахерши и уличного продавца от шальных пуль - это отражено в протоколах. Что тут скажешь? Гибель людей - это трагедия, в которой, вне всякого сомнения, виновата некомпетентная власть Хрущева и его сподвижников, во всех бедах страны обвинивших прежнее руководство.

Но желающим на примере Новочеркасска выставить Советский Союз «кровавым мордором» можно сказать следующее. Тогда, в 1962 году, в советском городе погибли 24 человека и 70 были ранены. А вот в Лос-Анджелесе в 1965 году при расстреле толпы полицейскими погиб 31 человек и около тысячи были ранены. В Ньюарке, штате Нью-Джерси, в 1967 году при разгоне демонстрации погибли 23 человека, двое из которых дети.

Фактически происходила классическая для хрущевских и более поздних советских времен картина: государство отбирало деньги у населения для спасения проваленных реформ, но преподносило это как величайший успех самого государства и недалекость народа, неспособного это понять. Мифы о событиях в Новочеркасске в июне 1962 года Сегодня вокруг событий июня 1962 года в Новочеркасске существует множество мифов. Рассмотрим только основные из них: Цены были увеличены «по просьбам трудящихся». Практически все современные издания, которые сегодня рассказывают о событиях 1962 года в Новочеркасске и расстреле там рабочих, так или иначе затрагивают тему, что в печатных изданиях подчеркивалось, что цены на мясомолочную продукцию увеличиваются по просьбам трудящихся. Выше в данной статье приведена выдержка из газеты Правда, но там никакого упоминания о просьбах трудящихся нет. Шапошников отказался применять оружие против мирного населения.

Никаких документальных подтверждений того, что Шапошников получил этот приказ, и что он от него отказался, не существует. Однако сомнительно, что генерал мог проигнорировать приказ, но при этом не лишиться своей должности. Более того, Шапошников еще на протяжении 4 лет занимал свою должность, и это при горячем и ярком характере Хрущева. Гораздо более важный вопрос - почему Шапошников позволил демонстрации пройти через мост? Не было ли это частью плана. Ведь танковой дивизии вполне хватает сил и средств для препятствия движения толпы даже без применения оружия... Митинг на заводе 1 июня 1962 года был стихийным и незапланированным. Конкретных фактов ни у кого нет, но многие современные исследователи данного события отмечают, что на территории завода действовала целая группа лиц, которая убеждала рабочих на участие. Применялись даже угрозы. Хрущев был не в курсе событий и не отдавал приказ на открытие огня.

Исторический факт - Хрущев знал о событиях в Новочеркасске: есть стенограмма его совещания с руководителями спецслужб. Что касается второй части мифа, то мы никогда не узнаем кто отдавал приказ стрелять, но в Новочеркасске находилось руководство партии в частности Микоян. Эти люди всегда действуют только с разрешения сверху. Историческое значение Главный итог расстрела рабочей демонстрации в Новочеркасске в июне 1962 года заключается в окончательном разрыве связи между советским государством и советскими гражданами. Точка невозврата была пройдена, поскольку социалистическое государство применило оружие против собственных граждан, которые всего лишь выступили против увеличения цен! После этого государство СССР и народ никогда не выступали единым фронтом. Памятник расстрелянным рабочим в Новочеркасске Что касается непосредственных событий в Новочеркасске, то все участники этого дела в последующем были реабилитированы: большая часть еще при Брежневе, но окончательно все в 90-е годы уже после распада Советского Союза. В девяностые годы прокуратура РФ провела расследование Новочеркасских событий 1962 года и пришла к нескольким любопытным выводам: Армия не открывала огонь по людям. Это делали снайперы, которые занимали позиции на крышах.

В нем очень много документального. Конечно, есть там и художественные приемы. Кстати, в картине захватившие здание горкома люди требуют вызвать маршалов Климента Ворошилова и Семена Буденного, которые устанавливали советскую власть на Дону. Так все и было. Оба военачальника по-прежнему пользовались высокой популярностью в Ростовской области. Рабочие хотели, чтобы именно Ворошилов с Буденным решили конфликт. Мол, куда они денутся — все данные записаны. Это было очень правильное решение. Не отпустили только одного — Петра Сиуду. КПЗ городского отдела милиции опустел. Рабочим предложили сходить и убедиться, что камеры пустые. Вроде бы толпа начала успокаиваться и рассасываться. Вдруг что-то случилось — и люди массово рванули внутрь, выломав двери. У одного из солдат отобрали автомат. Другим пришлось открыть огонь. Представляете, сколько было бы трупов, если бы эти солдаты открыли огонь по толпе из 40;50 автоматов? Некоторые люди получили ранения сбоку. Были жертвы и вообще на другой стороне улицы. Например, погибла парикмахер Грибова, находившаяся в салоне за площадью на улице Московской. Как туда могли залететь автоматные пули? Еще одна женщина получила страшное ранение в бедро в скверике за горкомом. Солдаты даже теоретически бы туда не достали. Стреляли сверху. Кроме того, мы нашли свидетелей, которые видели, как после стрельбы из здания горкома выходили люди в гражданской одежде и с СВД снайперская винтовка Драгунова. Было много ранений в конечности. У меня сложилось впечатление, что людей не хотели убивать, а просто калечили. Хотели так наказать. Это мое личное мнение. Поэтому здесь я исходил от противного: в 1962 году у нас не было спецподразделений типа «Альфы» или ОМОНа. Методом исключения — стрелять могли люди из 9-го управления КГБ, охранявшие высокопоставленных лиц. Можно представить, сколько с ними было сотрудников охраны. Функции охраны во время таких визитов предполагают расположение снайперов на крышах. В своем постановлении я не указал, что стреляли люди из КГБ. Но я сделал бесспорный вывод, что военнослужащие Советской армии на площади в людей не стреляли. Всегда был настроен антисоветски». Мог политический долгожитель такое сказать? Возможно, это художественный прием. К слову, Микоян не случайно приехал в Новочеркасск. Это был великолепный дипломат. В фильме его показали спокойным, лояльным. Во-вторых, Микоян в свое время был секретарем Северо-Кавказского крайкома и хорошо знал регион. Формируя правительственную комиссию, Никита Хрущев рассуждал примерно так: Козлов — жесткий человек, Микоян — помягче. От такого тандема ждали правильных решений… — Герои «Дорогих товарищей! Это так? Режиссер вправе шире рассмотреть этот вопрос в своем фильме. Мать, заведующая отделом промышленности Новочеркасского горкома КПСС Людмила Семина, бросается на поиски своей дочери, ошибочно считает ее погибшей и закопанной в чужую могилу, но все оканчивается хеппи-эндом: девочка жива, она лишь только пряталась. Это вымысел или реальная история? Давайте не забывать, что это все-таки художественный фильм. Смысл в другом: в картину была введена информация о том, что трупы убитых людей были тайно захоронены на трех кладбищах Ростовской области. Под подписку о неразглашении трупы выдавали сотрудникам милиции, прибывшим из разных районов региона, — кому четыре, кому восемь. Они выбирали могилы, за которыми никто не ухаживал, разрывали их и укладывали тела прямо на гробы. А потом закапывали. В этом плане все документально. То есть, как на примере Семиной описываются последующие за расстрелом события — все так и было. Всех же интересовало, что происходит. Одного из них ранило. Естественно, они боялись, что начнутся проверки. Велся розыск участников, в том числе получивших ранения. Поэтому раненого парня специально приводили на занятия и сажали со всеми вместе. Преподаватели были в курсе.

К ночи на заводе собралась четырехтысячная толпа. Об организации «антисоветского мятежа» было тут же сообщено в Москву. Утром следующего дня Никита Хрущев , бывший на тот момент генеральным секретарем, получил телеграмму: «…к трем часам ночи после введения воинских частей, толпу, насчитывающую к тому времени около 4 тысяч человек, удалось вытеснить с территории завода. Завод взят под военную охрану, в городе установлен комендантский час, 22 зачинщика задержаны». Трагедия развернулась утром 2 июня , когда многотысячная демонстрация возмущенных рабочих и других жителей города с красными знаменами и портретами Ленина направилась в центр города к зданию горкома партии. Одновременно туда же были созваны наряд милиции и солдаты Новочеркасского гарнизона. Но последние пришли без оружия и присоединились к бастующим. Однако, власти города не пожелали говорить с демонстрантами, вместо этого в воздух было дано несколько автоматных очередей, и, стреляя в воздух, автоматчики попали по детям, которые смотрели на митинг с деревьев.

Что еще известно:

  • Новочеркасский расстрел: суд и приговор
  • Новочеркасск 1962 г Преступление КГБ Расстрел рабочих
  • "Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером". О новочеркасской трагедии 1962 года - ТАСС
  • Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист «Оскара» - Наша газета
  • Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Что еще почитать

  • Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале
  • Содержание
  • Россия выдвинула на «Оскар» фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске
  • Содержание
  • «Кровавая бойня»: какие тайны хранит бунт рабочих в Новочеркасске 60 лет назад
  • Кончаловский снял фильм о Новочеркасском расстреле

Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»

Фильм получил н Смотрите видео онлайн «Новочеркасская трагедия 1962: предыстория, фактаж и «Дорогие товарищи» Кончаловского» на канале «КиноЭксперт» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 мая 2022 года в 9:51, длительностью 00:12:40. Судебным решением по итогам событий в Новочеркасске семь их активных участников были приговорены к смертной казни и расстреляны, еще 105 человек получили внушительные сроки заключения (10-15 лет) и отправлены в колонии строгого режима. Восстание в Новочеркасске в 1962 году произошло в результате забастовки рабочих местного электровозостроительного завода, к которому присоединились другие горожане. 50 лет назад в Новочеркасске расстреляли рабочих – Самые лучшие и интересные видео по теме: Новочеркасская трагедия, Прочие на развлекательном портале

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий