Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту.
Статьи и полезные материалы для HR
это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять). Структура эмоционального интеллекта так же, как и этого теста состоит из 15-ти компонентов: адаптивности, самоутверждения, эмоционального восприятия, выражения эмоций, решения проблем, саморегуляции, контроля импульсов, межличностных отношений, самоуважения. На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ.
Эмоциональный интеллект (EQ)
это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning). Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих. На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ. Именно эмоциональный интеллект во многом определяет качество нашей жизни, ведь благодаря ему мы способны не только выстраивать по-настоящему близкие и доверительные отношения, но и делать лучший для нас выбор, а также добиваться целей легко.
Что представляет собой эмоциональный интеллект?
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
- Почему важно развивать эмоциональный интеллект? | Rusbase
- Как работает эмоциональный интеллект
- Популярное в блоге
- История понятия
Популярное на сайте
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Эмоциональный интеллект: что это, как и зачем развивать
- Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный
- Общая информация
Направления исследования эмоционального интеллекта
Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х.
Гарднера и в отношении социального интеллекта — в работе Д. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. Выготкого и С. Подобное решение предлагает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной».
Гарднер полагает множественность интеллектов. Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет только те когнитивные способности, которые заложены в модели теста. Как известно, соотношение интеллекта и креативности носит пороговый характер. До определенной величины средних значений креативность тесно связана с показателями интеллекта, в дальнейшем она не зависит от роста интеллектуальных способностей при очень высоких показателях интеллекта креативность может оставаться на весьма средних значениях.
Такое же отношение мы видим и при изучении модели психического — способности понимать психические состояния свои и другого. Средний уровень интеллекта необходим, но не достаточен для развития данной способности, что особенно ярко проявляется при изучении аутистов со средними и выше среднего показателями интеллекта. Методики, основанные на моделях способностей, обладают неплохой критериальной валидностью и измеряют некие конструкты, отличные от всех уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов. Однако пока остается неясным, как эмоциональный интеллект соотносится с этими уже выделенными конструктами.
Также большой вопрос вызывает подсчет баллов, так как в подавляющем большинстве методик он основан на консенсусе и оценках экспертов, что не исключает конформность к социальным нормам. Однако подобная конформность характерна и при разработке других тестов, включая и тесты на интеллектуальные способности. Неменьший интерес вызывает выявление конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Люсин предлагают набор таких конструктов применительно к роли эмоционального интеллекта в адаптации и приводят список методик и отдельных шкал для их измерения.
Сюда входят такие конструкты, как темперамент, переработка информации, уверенность в своей эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и навыки. Проблема измерения Таким образом, можно выделить два основных подхода к измерению ЭИ.
Литература Андреева И. Демократия: Материалы 5-й Междунар. Минск, 2003. Андреева И. Брест, 2004. Минск, 2004. Смоленск: В 2 ч.
Смоленск, 2004. Люсина, Д. Бабаева Ю. Белоконь О. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект. Выготский Л. Изард К.
Психология эмоций. Ильин Е. Эмоции и чувства. Куницына В. Межличностное общение. Леонтьев А. Люсин Д. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. Орме Г.
Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. Вилюнаса, Ю. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Рубинштейн С. Проблемы общей психологии. Спасибенко С. Стенберг Р. Практический интеллект.
Столяренко Л. Основы психологии. Тхостов А. Холмогорова А. Яковлева Е. Buck R. Strongman Ed. International Review of Studies on Emotion V. Wiley, 1991.
Frujda N. Gardner H. Multiple Intelligences.
Следующий компонент — это, как ни странно, мотивация. Ну про мотивацию, наверное, все понимают важность мотивации. Особенно для детей: мотивации к учебе. Но мотивация — это часть эмоциональной сферы.
Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера». Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет. То есть человек стремится к тому, что даёт ему положительные эмоции, то, из-за чего он их получает. Если он стремится, но не понимает, что это положительные эмоции, то его решения сомнительные. Например, ты знаешь людей, опять же, наверняка знаешь, потому что все их знают, которые, имея весьма скромные доходы, покупают каждый вновь вышедший iPhone. Вот прям он выходит, они стоят в очереди и покупают его в кредит тут же. И начинают этот кредит платить.
И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое.
Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь!
Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет.
Эмоциональная зрелость демонстрируется способностью сознательно управлять эмоциями, способностью к саморефлексии, эмоциональным самообразованием, преобладанием гетеропатических чувств направленных на других над автопатическими направленными на себя и ответственностью за свои эмоциональные состояния. С другой стороны, эмоциональная компетентность — это определенные навыки, над которыми вы можете работать, изменять, развивать и контролировать. Набор эмоциональных компетенций состоит из 10 различных способностей: осознание собственных эмоциональных переживаний; способность различать эмоции и эмоционально описывать их словами; способность эмпатически проникать в переживания других людей; способность отличать эмоции, соответствующие общему выражению, от состояний, в которых нет выражения; знание культурных правил и эмоциональных норм; умение использовать знания о партнере, чтобы сделать вывод о его настроении; способность принимать интерактивную перспективу в межличностных отношениях; умение справляться с негативными эмоциями ; знание природы межличностных отношений; способность к эмоциональной самодостаточности, принятие эмоционального опыта, эмоциональное равновесие, эмоциональная самоэффективность и контроль над эмоциями. Эмоциональный интеллект — концепция Эмоциональный интеллект, как и рациональный интеллект, можно измерять с помощью психометрических инструментов и выражать уровень социальной компетентности в форме, так называемого, коэффициента эмоционального интеллекта EQ.
Термин эмоциональный интеллект появился в психологии сравнительно недавно: в 1990 году благодаря Питеру Саловей и Джону Майеру. Их концепция эмоционального интеллекта была модифицирована и популяризирована в рыночной версии Дэниелом Големаном — автором популярной книги под названием «Эмоциональный интеллект». Как правило, эмоциональный интеллект можно понимать как набор способностей, обуславливающих использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях, или как определяющих его как совокупность способностей, обуславливающих эффективность обработки эмоциональной информации. Как описывали эмоциональный интеллект П.
Саловея и Дж. Эмоциональный интеллект — эмоциональная неграмотность Дефицит эмоционального интеллекта и межличностных компетенций может привести к серьезным трудностям в социальном функционировании.
Что есть что: разберемся с понятиями
- Да кто такой этот ваш EQ?
- 12 составляющих эмоционального интеллекта
- Эмоциональный интеллект: что это, как определить уровень у детей и взрослых, техники по развитию
- Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
- Основные компоненты эмоционального интеллекта
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Развиваем эмоциональный интеллект: 7 шагов
Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни | Из чего состоит эмоциональный интеллект и как именно он нам помогает на практике? |
Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика | Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. |
Эмоциональный интеллект | Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. |
«Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии | Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. |
Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
Как пишет Дейл Карнеги: "Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с существами логики, а с существами эмоций". Если это правда, что мы имеем дело с существами эмоций, а не логики, то это оставляет IQ почти полностью бесполезным, когда речь заходит о формировании связей с другими. Таким образом, наше социальное здоровье не может зависеть только от нашего IQ. Более того, люди с низким EQ склонны находить его более трудным для самовыражения и понимания других. И наоборот, когда два совместимых человека с адекватным EQ вступают в отношения, гораздо больше шансов на успех. Как улучшить эмоциональное состояние? Можно ли улучшить эмоциональный интеллект? Важность EQ неоспорима. Он необходим для нашего успеха как в личной жизни, так и на работе. Но если нынешний уровень эмоционального интеллекта сдерживает нас, возможно ли вообще его повысить? Ответ, согласно мета-анализу результатов различных исследований по результатам программ эмоционального обучения, является однозначным "да".
Почти все дети, участвовавшие в программах SEL социальное и эмоциональное обучение в одном исследовании, отметили улучшение своих баллов по тестам на эквалайзер. Улучшение их эмоционального интеллекта было также связано с более низким уровнем отстранения от занятий, повышением посещаемости школ и уменьшением общего числа случаев плохого поведения. Из этого следует, что мы все можем улучшить наш эмоциональный интеллект с помощью достаточных усилий - но как именно мы должны это делать? Как улучшить эмоциональный интеллект Мы рассмотрели все аспекты эмоционального интеллекта - что это такое, как он может нам помочь, и ключевые компоненты Смешанной модели EQ. Помня обо всем этом, пришло время взглянуть на то, как мы все можем направить наши усилия на улучшение нашего эмоционального интеллекта. В своих фундаментальных исследованиях и публикациях, Эмоционально Интеллектуальный Менеджер, Дэвид Р. Карузо и Питер Салвей обсудили четыре ключевых навыка, относящихся к развитию социального интеллекта: 1. Способность распознавать свои чувства и чувства других людей. Использование этих чувств для направления собственного мышления и рассуждений вместе с другими. Понимать, как могут меняться наши собственные чувства и чувства других людей в ответ на определенные события.
Гоулмана 1998 , можно предположить, что существует прямая зависимость между уровнем эмоционального интеллекта и карьерными и материальными достижениями родителей, причем более высокий уровень одного показателя ведет к более высокому уровню другого; И. Андреева 2007 отмечает, что «возможно, люди с более высоким уровнем образования а значит, и более высоким материальным доходом чаще имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, чем люди с более низким уровнем образования. А значит, и более высокий материальный доход, поскольку в западных странах эти показатели взаимосвязаны способны уделять больше времени самоанализу и саморазвитию, и их дети растут в эмоционально и интеллектуально «более богатой среде», чем дети необразованных родителей с низким уровнем дохода», — подчеркивает она [2, с. Бар-Он выделил пять сфер эмоциональной компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. В 2004 году российский психолог Д. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [4, с.
Автор определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями у себя и у других. Под способностью понимать эмоции и управлять ими Д. Люсин понимает следующее. Способность понимать эмоции — это: способность распознавать эмоции. Другими словами, он может подтвердить факт существования эмоциональных переживаний у себя и у других; способны идентифицировать эмоции. То есть они могут определить, какие эмоции испытывают они сами и другие, и выразить их словами; понимает причины возникновения эмоций и последствия, к которым они приводят. Способность контролировать эмоции означает: умеет контролировать интенсивность и выражение эмоций; способен контролировать выражение эмоций; способен вызвать эмоцию по своему желанию, если это необходимо. Как способность понимать эмоции, так и способность контролировать эмоции могут быть направлены как на свои собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного.
Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка. Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения. Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, то есть с ее интересом к внутреннему миру человека. Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой; по мнению Д. Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека. Одним из главных преимуществ теории Д. Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной. Люсин Д.
Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах. Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации. Двумя наиболее заметными попытками такого рода являются. Петридес и Е. Фарнхэм проводит несколько иное различие, которое, по его мнению, имеет более широкое определение.
Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность. Личная компетентность складывается из нашего самосознания и навыков самоуправления, которые сосредотачиваются больше на нас индивидуально, чем на наших взаимодействиях с другими людьми. Личная компетентность — способность человека осознавать свои эмоции и управлять своим поведением и склонностями.
К ней относятся два навыка:? Мы осознаем свои собственные эмоции, то, как они затрагивают наши мысли и поведение, знаем свои сильные и слабые стороны и поддерживаем на уровне уверенность в себе;? Мы в состоянии управлять импульсивными чувствами и поступками, управлять своими эмоциями здоровыми способами! Социальная компетентность состоит из понимания происходящих в нашем окружении процессов и из навыков управления отношениями. Социальная компетентность — это наша способность понимать настроение других людей, их поведение и мотивы, для того чтобы улучшить качество наших отношений. Сюда относятся также два навыка:? Благодаря этому навыку мы умеем понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, чувствовать себя комфортно в обществе;? Мы знаем, как развивать и поддерживать хорошие отношения, как общаться ясно, вдохновлять других, как хорошо работать в команде и находить выход из конфликтных ситуаций.
Эмоциональный интеллект, показатель интеллекта IQ и индивидуальность — это разные вещи. Эмоциональный интеллект — это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличен от интеллекта. Нет никакой известной связи между показателем интеллекта и эмоциональным интеллектом; совершенно невозможно предсказать уровень эмоционального интеллекта, основываясь на том, насколько кто-то умен, то есть насколько высокий у него IQ. Сам по себе IQ неправильно понимать как степень образованности или как показатель гениальности. IQ сам по себе — это ваша способность учиться, и в пятнадцать лет она у вас такая же, как в пятьдесят. Эмоциональный интеллект — это гибкий набор навыков, которые могут быть приобретены и улучшены с практикой. Хотя некоторые люди от природы имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем другие, при желании вы можете развить эмоциональный интеллект до высокого уровня, даже если и не родились с ним. Индивидуальность — последний кусочек мозаики.
Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность — результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий.
В IT спринтом называют отрезок времени, за который команда проекта делает какое-то конкретное улучшение продукта. Когда один спринт завершается, команда подводит итоги и начинает следующий. Так же и в тренировке эмоционального интеллекта можно провести определённую работу над собой, получить обратную связь, проанализировать все результаты и начать следующий этап своей трансформации. Эмоциональный интеллект: советы из книги Дэниела Гоулмана Термин «эмоциональный интеллект» получил широкую известность после публикации книги американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана « Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ ». В ней Гоулман выделяет несколько способов развития EQ. Внутренний диалог Представьте, что ваш близкий друг рассказывает о своих проблемах в браке всем, кроме вас. Если эта мысль тревожит, поговорите с собой. Задайте вопрос: «Почему меня это задевает? Определившись с причиной эмоций, ослабьте их. Скажите себе: «Я могу чувствовать себя отвергнутым, но, может быть, мой друг просто не хотел отвлекать меня от моей работы и моих проблем». Так вы приучите себя анализировать свои эмоции и научитесь лучше себя понимать: что вас расстраивает, что радует, что обижает и так далее. Следующим этапом будет научиться говорить о своих эмоциях, не обижая при этом собеседника. Эмпатия Чтобы лучше понимать чужие эмоции, научитесь анализировать язык тела другого человека. Язык тела выражает эмоции и вызывает их. Например, если вы заметите, что другой человек принял напряжённую позу и сжался, подумайте, в каких обстоятельствах вы сами принимали такую позу. Это поможет вам понять, что чувствует ваш собеседник. Позитивное мышление Чтобы увеличить самомотивацию и достичь успеха, начните мыслить позитивно. Скажите себе: «Люди, которые думают, что могут изменить причины своих фейлов, легко не сдаются. Они не перестают действовать, потому что уверены, что от этого напрямую зависит их успех». Поэтому если вы хотите достигнуть цели, то гоните от себя дурные мысли. EQ vs IQ: что важнее Американский психолог и соавтор одной из концепций эмоционального интеллекта Дэвид Карузо считает, что эмоциональный интеллект — не противоположность умственному: «Это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих». Нельзя сравнивать EQ и IQ по отдельности — каждый из них очень важен. Развивая в равной степени умственные и социальные навыки, человек реализовывает свой потенциал. А значит — учится влиять на свою жизнь, на других людей и мир в целом. Провалов, неудач.
Направления исследования эмоционального интеллекта
Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас». Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций. Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их. Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т. Эти способности требуют рассуждения об эмоциях, как они развиваются с течением времени, как ими можно управлять, и как эта регуляция эмоций должна соответствовать социальным ситуациям. Можно использовать такую информацию, чтобы наметить эмоциональный курс для себя и других в соответствии с личными потребностями. Показатель основан на вашем выполнении заданий по ветвям "Понимание эмоций" и "Управление эмоций" модели эмоционального интеллекта. Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций.
Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции. Идентификация эмоций является его самой сильной стороной. Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию. Если самый высокий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что клиент практически всегда очень успешно использует эмоции свои и других людей для повышения эффективности деятельности и достижения результатов. Он хорошо чувствует других людей, у него на очень высоком уровне развита эмпатия.
Использование эмоций является самой сильной стороной его ЭИ-профиля. Если самый низкий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что для клиента задача соотнесения конкретных эмоций с эффективностью деятельности достаточно сложная, возможно, он не использует данные способности в своей деятельности. Если самый высокий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент уверенно владеет навыком анализа и понимания причин эмоций и достаточно точно предсказывает последствия эмоций. Способность понимать эмоции и последствия эмоций, разбираться в чувствах — сильная сторона клиента. Если самый низкий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент с трудом предполагает, к каким последствиям может привести определенная эмоция, в большинстве ситуаций ему сложно предположить причину появления эмоций.
Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения.
Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии. Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями.
Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект.
Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей.
Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания.
Есть много способов, но начать можно с этих двух: Смотреть интервью и пытаться определить, какую реакцию вызывают у героя вопросы ведущего. Смотреть части фильмов сначала без звука и пытаться определить, что происходит с героями, а потом включать звук и проверять себя. Когда вы научились уверенно распознавать чужие эмоции, можно переходить к заключительному шагу. Шаг 4. Управлять чужими эмоциями — то есть менять эмоциональное состояние другого человека для достижения своей цели. Приведем пример. Вы пришли на переговоры, но видите, что ваш собеседник постоянно отвлекается и много нервничает. Можно аккуратно спросить у него про самочувствие. Если у него что-то не в порядке, стоит перенести переговоры на другое время, когда все участники будут спокойны. Ключевой момент в таких вопросах — слово «аккуратно». Для большинства людей чувства — личная информация. Приведем пример неудачной и удачной формулировки вопроса о чувствах. Это так? Это может вызвать у собеседника желание уйти от ответа, особенно если у вас не слишком доверительные отношения. И еще не факт, что человек сам понимает, что он чувствует, потому что не привык отслеживать эмоции. А во втором случае тот, кто повысил голос, говорит о своих ощущениях. Обычно такая формулировка вызывает больше доверия. Тому, кого обидели, не обязательно рассказывать о своих эмоциях, он может просто не согласиться с ощущениями другого человека. А если все-таки злость есть, ему легче будет признать ее. После этого есть шанс поговорить о ситуации. Это поможет выстроить коммуникацию и достичь цели разговора. Правила, которые помогут построить деловое общение Вот еще пример. Леонид спешил на встречу с клиентом, но попал в пробку и приехал на пятнадцать минут позже. А для клиента опоздание — звоночек о необязательности. Леонид начал встречу с вопроса: «Я чувствую, что вы недовольны мной из-за опоздания, это так? После этого Леонид извинился, момент с опозданием проговорили, и он теперь не занимает мысли обоих людей. Они спокойно продолжили обсуждать вопросы по проекту.
Каковы были ваши эмоции? И какая потребность на самом деле стояла за вашими действиями? Самоанализ — самый первый и, пожалуй, самый важный шаг в освоении эмоционального интеллекта Христина Корляковакризисный психолог Пауза Умение брать паузу, казалось бы, слишком простое. Но сколько неприятных ситуаций и трудностей можно было избежать, если бы люди не действовали на эмоциях. Можно, конечно, потратить все деньги, сказать грубые слова. Но в ситуации возникновения бури эмоций лучше просто сосчитать до 10, усиливая эффект медленным, глубоким дыханием — иногда этого бывает достаточно. А бывает, чтобы принять верное решение, необходимо физически покинуть «триггерное» место или человека, который пробудил негативные чувства. Фото: Unsplash Анализ эмоций Важно в течение дня фиксировать свои чувства и эмоции, размышлять, что привело к их возникновению, как они отразились на теле. Лучше завести для этих целей специальный дневник, или же можно заполнять его в заметках в телефоне. Записывать эмоциональные реакции лучше сразу же, а вот анализ можно проводить уже и в конце дня. Активное слушание Этим умением пользуются и профессиональные психологи.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов. Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать.
Пять составляющих эмоционального интеллекта.
Авторы разработали структуру эмоционального интеллекта, которая состоит из трех компонентов (рис.1). ОК. Поделиться. В составе плейлиста. Ошибка. Повторите попытку позже. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! В подкасте вы узнаете.
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать
Что такое эмоциональный интеллект? | Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. |
Эмоциональный интеллект | Журнал Вестник Психологии | Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient). |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media | Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков. |
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Эмоциональный интеллект — это умение осознавать и проявлять свои эмоции, и понимать чужие. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык!
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
Люди с сильной внутренней мотивацией входят в состояние «потока» — полностью погружаются в свою деятельность. Они четко ставят перед собой цели и вырабатывают план действий. Такие люди испытывают потребность в самореализации и самосовершенствовании, активно вовлекаются в процесс и часто проявляют инициативу. Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. И конечно, очень важно помогать развивать эмоциональный интеллект детям и подросткам — это поможет им гораздо лучше чувствовать себя в этом мире. В следующей статье мы поговорим о моделях эмоционального интеллекта. Будет интересно!
Возможно, именно поэтому, каждая вторая статья в уважаемом бизнес издании Harvard Business Review повествует об эмоциональном интеллекте. Что же это такое и какова практическая польза навыка? У многих сложилось неверное мнение, что эмоциональность и эмоциональный интеллект — это одно и то же. На самом деле яркое проявление эмоций эмоциональность совсем не означает, что у данного человека развит эмоциональный интеллект. Понятие «эмоционального интеллекта» можно объяснить как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять их значение и использовать в решении различных проблем и вопросов, связанных как с профессиональной, так и с социальной деятельностью человека. Самый простой и явный пример развитого эмоционального интеллекта — братья наши меньшие. Задумывались ли вы, каким образом любимые домашние питомцы сосуществуют с нами столь успешно тысячелетиями? Кошка никогда не подойдет к вам за лаской, если вы агрессивны. Собака удивительным образом понимает, когда вы чем-то расстроены и спешит утешить. Кроме того, «нашкодившее» животное всегда понимает вашу реакцию. Достоверный факт, что наши домашние любимцы считывают информацию о наших эмоциях. Ваша интонация, мельчайшая мимика, движения — все это помогает им правильно сосуществовать с вами и достигать нужных целей ласка, еда, прогулка, игра. Похожим образом с нами взаимодействуют и дети на самом раннем этапе развития. Например, швейцарский профессор, занимающийся тематикой именно детского ЭИ, Давиде Антогназа Davide Antognazza , говорит, что развитие эмоционального интеллекта с раннего детства позволяет осознавать свои эмоции и управлять ими. Это полезное знание о себе, способность говорить о своем эмоциональном состоянии — может помочь детям лучше адаптироваться в социуме. В животном мире именно эти внешние признаки, основанные на ЭИ, помогают выживать и «общаться» с сородичами внутри вида. Вспоминая о нашем «обезьяньем» происхождении, становится понятно, что и человеку даны эмоции не просто так. В процессе эволюции мы слишком увлеклись развитием технологий, машин, сложных теорий и концепций, что совсем забыли о самых простых, но не менее эффективных инструментах, подаренных нам природой. Представьте, насколько проще было бы вам в жизни и работе, если бы вы могли безошибочно распознавать состояние другого человека по мельчайшим внешним признакам, умели бы переводить его в нужное вам состояние или управлять своим настроением? Скольких семейных конфликтов можно было бы избежать! А как просто было бы идти по карьерной лестнице и управлять коллективом на работе? На самом деле на каком-то уровне каждый из нас с рождения обладает эмоциональным интеллектом. Уровень этот разный и зависит от многих факторов.
Эмпатия также помогает понять структуру любых отношений, в том числе на рабочем месте: оценить расстановку сил, понять, как она влияет на чувства и поведение людей. Мотивация Речь идет о внутренней мотивации — когда человек стремится к удовлетворению потребностей и целей, руководствуясь своими убеждениями, желаниями и ценностями, а не внешними факторами — деньгами, славой или признанием. Люди с сильной внутренней мотивацией входят в состояние «потока» — полностью погружаются в свою деятельность. Они четко ставят перед собой цели и вырабатывают план действий. Такие люди испытывают потребность в самореализации и самосовершенствовании, активно вовлекаются в процесс и часто проявляют инициативу. Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. И конечно, очень важно помогать развивать эмоциональный интеллект детям и подросткам — это поможет им гораздо лучше чувствовать себя в этом мире.
В основном, все тесты на особенности ЭИ и тип мышления люди проходят при приеме на работу, где в первый раз сталкиваются с тем, что данный навык необходимо развивать. Речь о развитии эмоционального интеллекта ведется уже несколько лет, однако именно в России прогресс в данном направлении слабый. Сейчас самым популярным в стране источником информации на эту тему является книга «Эмоциональный интеллект. Российская практика» Сергея Шабанова и Алены Алешиной, в которой приведен пул исследований. Сейчас в России не существует общепризнанных тестов на уровень эмоционального интеллекта, аналогичных тестам на проверку уровня IQ. В России также разрабатываются и свои тесты например, «ЭмИн» Д. Люсина , однако они не применяются широко, поскольку находятся в стадии разработки. Сергей Шабанов и Алена Алешина предлагают проверить ЭИ путем оценки себя по перечню навыков: Данный подход помогает выявить недостатки в целостности своей личности. Изучение эмоционального интеллекта делится между психологией, нейрофизиологией и другими науками. Уже несколько десятков лет эмоциональным интеллектом занимается нейрофизиология, в том числе в таких видных университетах как Стэнфорд, однако в этом направлении предельно много неизученного материала. Одним из самых популярных и доступных курсов на данную тему является курс лекций от Роберта Сапольски. Сапольски наиболее подробно рассматривает биологию эмоций и поведения в книге «Биология добра и зла», запись его курса доступна для масс на ресурсах Стэндфорда, но также имеется на Coursera и в открытом доступе на YouTube.
Статьи и полезные материалы для HR
Эмоциональный интеллект: что это такое и как он помогает в работе | Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. |
Эмоциональный интеллект | Как же эмоциональный интеллект влияет на нашу жизнь и как его развивать, рассказала Маргарита Кевац — клинический психолог и исследователь, сооснователь проекта аутентичного саморазвития Care Space. |
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта | Сегодня получила распространение девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, разработанная греческими учеными в 2018 году. |