Сегодня на уроке литературы мы поговорим о повести А.С. Грина «Алые паруса». Грин в “Алых парусах” решил важную задачу — сохранил детскую непосредственность видения, но направил её на изображение душевной жизни. В 1922 году Александр Грин завершил написание повести-феерии "Алые паруса". Анализ произведения «Алые паруса» Грин: история создания, направление, жанр, главные герои и характеристики, суть, тема, чему учит, основная мысль, проблематика. Анализ произведения «Алые паруса» Грин: история создания, направление, жанр, главные герои и характеристики, суть, тема, чему учит, основная мысль, проблематика.
Вы точно человек?
Анализ повести «Алые паруса» (А. Грин) | Над повестью «Алые паруса» Грин работал целых 5 лет. |
TESTSOCH.RU | Каперна — "Алые паруса". Исследования: Хотя Александр Грин достаточно подробно описал свой вымышленный мир, он не дал ему никакого названия. |
Литература. 6 класс
Черновики повести "Алые паруса" Грин всюду носил в собой в походной сумке. «Алые паруса» помогут понять, что чаяния эти совсем не напрасны, а мечты, пусть даже и фантастические, имеют свойство сбываться, если хотеть этого достаточно сильно. Повесть Александра Грина «Алые паруса» помогла многим читателям поверить в силу мечты и добиться её исполнения.
Анализ повести-феерии Александра Грина «Алые паруса»
Замысел её возник у Грина, когда он в Петербурге увидел в витрине магазина маленькую лодочку с белым парусом. Писатель решил написать произведение про алые паруса, чтобы алый цвет в нём символизировал мечту. Опубликована повесть «Алые паруса» была в 1923 году. Род и жанр Данное произведение относится к эпосу это род литературы. Грин отнёс «Алые паруса» к жанру повести-феерии. Феерия — театральный жанр, для которого характерны роскошные декорации, зрелищные эффекты, фантастические сюжеты.
Феерия в литературе — это реалистическое произведение, в котором автор использует волшебные элементы для того, чтобы лучше раскрыть основную мысль произведения. Признаки феерии в «Алых парусах»: Необычные, почти сказочные события и образы например, встреча Ассоль с собирателем сказок, назвавшим себя «самым главным волшебником» и предсказавшим ей встречу с принцем, который приплывёт за ней на корабле с алыми парусами ; Победа добра над злом красочный, счастливый конец в повести, когда в жизни Ассоль её мечта стала действительностью. Литературное направление Повесть «Алые паруса» можно отнести одновременно к 2 литературным направлениям: символизму и неоромантизму, который прослеживается в описаниях персонажей.
Девочка помогала отцу, возила игрушки в город на продажу. В один из таких дней она встречает волшебника и собирателя сказок Эгля.
Необычный старик предсказывает судьбу девочки — встречу с принцем, чей корабль приплывёт на алых парусах. Жители Каперны распускали разные слухи о семье Лонгрена, дразнили девочку. Артур Грэй — прирождённый мореплаватель и капитан, вырос в богатой семье, но был неизбалованным и добродушным ребёнком. У него был свой, неповторимый и собственный внутренний мир, из-за чего многие его не понимали. В 15 лет Грэй покидает отчий дом и отправляется в плаванье на корабле «Ансельм» под руководством капитана Гопа.
Позже отважный юнга покидает своего учителя и путешествует на собственном корабле «Секрет». Случайно Артур Грэй встречает спящую Ассоль и надевает ей на палец кольцо. Неожиданная встреча перерастает в большую любовь. Грэй желает исполнить мечту Ассоль, находит алую ткань для парусов и отправляется к берегу Каперны. Предсказание Эгля и меча Ассоль сбывается — возлюбленные уплывают на корабле, оставляя местных жителей в шоке и недоумении.
Жили они скромно, отец делал игрушки и продавал их в городе. Однажды игрушки в лавку понесла Ассоль. По пути ей встретился собиратель сказок. Он и рассказал девочке, что за ней приедет принц под алыми парусами. С тех пор Ассоль ждала свою сказку. Об этой истории узнали жители Каперны, они и дали девушке прозвище «Корабельная Ассоль», назвав её умалишённой. Артур Грэй, случайно попавший в Каперну, узнал об этой истории и решил исполнить мечту Ассоль. Он оснастил свой корабль парусами цвета утренней зари и увёз девушку к себе. Смысл произведения Алые паруса Смысл книги «Алые паруса» в том, что мечты должны сбываться, а ещё и в том, что любой человек в состоянии сам воплотить в жизнь грёзы другого человека. Смысл концовки Конец истории о сказочных парусах алого цвета наполнен скрытым смыслом.
Грубые жители Каперны увидели, что алое чудо существует на самом деле.
Феерия в литературе — это реалистическое произведение, в котором автор использует волшебные элементы для того, чтобы лучше раскрыть основную мысль произведения. Признаки феерии в «Алых парусах»: Необычные, почти сказочные события и образы например, встреча Ассоль с собирателем сказок, назвавшим себя «самым главным волшебником» и предсказавшим ей встречу с принцем, который приплывёт за ней на корабле с алыми парусами ; Победа добра над злом красочный, счастливый конец в повести, когда в жизни Ассоль её мечта стала действительностью. Литературное направление Повесть «Алые паруса» можно отнести одновременно к 2 литературным направлениям: символизму и неоромантизму, который прослеживается в описаниях персонажей. К символизму повесть относится потому, что в ней алые паруса являются символом мечты, радости, победы добра над злом. Сюжет События повести происходят в основном в приморской деревне Каперне. Именно там родилась и проживала главная героиня повести Ассоль.
Девушка помогала своему отцу мастерить игрушечные кораблики для продажи. В её душе жила мечта о том, что когда-нибудь за ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Так ей предсказал в детстве странствующий собиратель сказок и легенд.
Грин А. «Алые паруса»
Закусывая, она перебирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью. Одна такая новинка была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденышко это несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают — игрушек богатого покупателя. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала на паруса, употребив что было — лоскутки алого шелка. Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь. Дорогу пересекал ручей с переброшенным через него жердяным мостиком; ручей справа и слева уходил в лес. Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде; свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна. Последние годы жизни А.
Грина были связаны с маленьким городком Старый Крым, расположенным в живописной горной долине неподалеку от Феодосии. В этом городке, удаленном от курортной суеты, славящемся целебным климатом, Грин бывал неоднократно. А в 1929 году провел здесь часть лета, приучая к свободе своего любимого питомца — ястреба по кличке Гуль-Гуль. Птенца он купил по случаю у феодосийского мальчишки и всей душой надеялся вырастить и отпустить его на волю. Грин снял вместе с женой, Ниной Николаевной, комнату в небольшом, окруженном цветущим садом домике вблизи леса — даче садовода А. Шемплинского, по адресу: ул. Свободы, д.
События этого лета легли в основу сюжета рассказа-были «История одного ястреба» 1929. Этому переезду способствуют не только настоятельные рекомендации врачей, но и суровая бедность, вызванная отказами издательств в публикации произведений Грина. Писателю сообщают, что он «не сообразен эпохе». Это значительно ограничивает путь писателя к читателям. В 1930 году вышел в свет последний завершенный роман Грина «Дорога никуда». Супруги Грин много ходили пешком, часто поднимались на склоны горы Агармыш, чтобы с высоты увидеть любимые феодосийские берега. В этих лесах остался живым мир воображения писателя.
Из живого пейзажа во время прогулки Александр Грин доставал свои сюжеты, характеры персонажей и их судьбы. Волошину, которая стала его последним дальним путешествием. Позже в письме своему другу писателю И. Новикову он поделился впечатлениями от прогулки: «Тропа шла вдоль глубокого каньона с отвесными стенами, духи гор показывались то в виде камня странной формы, то деревом, то рисунком тропы…» «Больше я не путешественник», — признался писатель. В 1930—1931 годах в журнале «Звезда» выходят в свет автобиографические очерки, завершенные в Старом Крыму. Грин вернулся к работе над любимым детищем — романом «Недотрога». Последний год жизни писателя неотступно сопровождают нужда и болезни.
Проследите своеобразие сюжета. Но главное на этапе самостоятельной работы не анализ, а синтез — гармония формы и содержания, стремление сохранить эмоциональную взволнованность авторского голоса. В качестве дополнительного материала группа получает отрывки из критических статей гриноведов.
Вот точка зрения Н. Кобзева, она поможет юным исследователям увидеть главное и сделать обобщения. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту.
Информативность описания сменяется нарастающей картинностью. Всё получает смысловую весомость: и деталь, и ситуация, и диалог. Фраза становится сложнее, наполняется заметной экспрессией, в неё стройно вступают стилистические тропы, сообщая ей и особое дыхание, и музыкальность, и цвет.
Раздвигается ассоциативно-образное мышление художника. Особой поэтичностью отличается уже первый портрет Ассоль в феерии их шесть. Это импрессивный портрет, ибо передаётся в заметно эмоциональном восприятии Эгля.
Грин, воссоздавая этот портрет, как бы сознательно указывает на свою манеру описания наружности героев. Не случайно впечатление от созерцания внешности Ассоль и открыло Эглю главное в её духовном содержании. Так были брошены семена крупной мечты на благодатную почву души Ассоль.
Сказка оказалась пророческим предсказанием. В этом моменте необходимо ещё раз обратить внимание на то, как у Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Для писателя эти явления в атмосфере человеческого бытия нерасторжимы, взаимопроникающи и взаимообусловлены.
Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого.
Однажды с виновником смерти его супруги случилось несчастье: его унесло в открытое море, но Лонгрен ничего не сделал. К сожалению, общество, в котором он жил с Ассоль, отвернуло «убийцу», не вспоминая о той утрате, с которой жила эта семья. Дочь моряка, несмотря на бойкот и травлю, грезила о том, что однажды её заберет принц на корабле с алыми парусами. В этом моменте мы видим контраст между глубокой и светлой душой Ассоль и черствым обществом, которое живет без веры в прекрасное будущее. Автор на этом примере учит читателя тому, что важно воплощать свои мечты в реальность, несмотря на злословие окружающих людей. Следующим значимым и контрастным персонажем будет Артур Грэй.
Сюжет движется линейно, в хронологической последовательности. Структура повести простая и лаконичная.
Авторских отступлений мало. К несюжетным элементам можно отнести пейзажи и портреты, но они значимы для понимания сюжета. Непоколебимая вера в мечту. Произведение написано богатым, красочным языком с использованием разнообразных художественных приемов и средств. Примеры средств выразительности, которые использует Грин: эпитеты — «струящаяся голубизна камней», «прекрасная неизвестность»; олицетворение — «ресницы спали на щеке»; сравнения — «глаза серые, как песок»; антонимия — «бледность заменил темным загаром»; метафора — «огни деревни напоминали печную дверцу…»; синонимия — проявляется в описании разнообразных оттенков алого цвета. Герои, краткая характеристика В книге героев немного, но все они изображены так ярко, что воспринимаются читателями как живые. Источник: domkino. В 5 месяцев у нее умерла мать и ее воспитывал один отец, к которому она очень привязана. Ассоль красива, но не той красотой, которую привыкли ценить в их деревне. В местности, где живет Ассоль, популярностью пользуются грубоватые, крепкого телосложения женщины, которые могут и с мужчинами выпить, и разделить их нехитрое веселье.
Хрупкая Ассоль с тонкими чертами лица кажется им странной и чуждой. Девушка помогает отцу по хозяйству, много гуляет по лесу, а в свободное время сидит у моря и мечтает. Артур Грэй — 24-летний молодой человек, капитан собственного корабля. Он из аристократической богатой семьи, имеет привлекательную внешность. С детства очень остро чувствовал чужую боль, любил приключения и много мечтал. В 15 лет убежал из дома, чтобы служить юнгой на корабле. Получив наследство, купил свой корабль. Он не похож на людей из своего круга, его не интересуют ни деньги, ни карьера. Влюбился в Ассоль с первого взгляда и исполнил ее сокровенную мечту. Лонгрен — отец Ассоль, пожилой моряк.
Оставшись без жены, которая умерла от болезни вскоре после родов, он один воспитывает дочь. Ассоль — это его единственная радость в жизни. Он нелюдимый, мрачный, но в минуты общения с дочерью его лицо озаряет нежная улыбка. Из-за необходимости воспитывать дочь отказался от работы на судне и стал мастерить детские игрушки на морскую тематику. Второстепенные персонажи: Эгль — старый путешественник, который собирает легенды и предания по деревням. В представлении Ассоль — это добрый волшебник, который поведал ей историю об алых парусах. Меннерс — злой и жадный лавочник и трактирщик, из-за которого Лонгрен с дочерью стали изгоями. Он не помог матери Ассоль, когда та отчаянно нуждалась в деньгах. Вскоре бедная женщина скончалась, а Лонгрен отомстил за нее, когда не помог утопающему трактирщику. Летика — матрос с корабля Грэя, плутоватый, но преданный своему хозяину.
Угольщик — единственный житель деревни, который по-доброму относится к Ассоль и отцу. Также в книге рассказывается о родителях Грэя. Они типичные представители своего круга, которые сами удивляются, как это у них вырос такой необычный сын. Отец Грэя вечно занят и с сыном общается редко. Мать его очень любит и балует, но и с ней у Артура нет духовного взаимопонимания. Краткое содержание Глава 1. Предсказание После родов Мери тяжело заболела. Оставшись без средств, она обратилась за помощью к трактирщику Меннерсу, но тот за это потребовал у нее любви. Бедная женщина отказалась и решила заложить обручальное кольцо. Но по дороге она попала под ливень, состояние ее ухудшилось и она умерла.
Лонгрен узнал об этом, поэтому когда Меннерс попал в шторм и ему нужна была помощь, то он спокойно стоял и наблюдал, как тонет ненавистный ему лавочник. Но Меннерса смогли выловить другие люди.
Анализ произведения «Алые паруса»: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
«Алые паруса» анализ произведения Грина – тема, план, жанр, основная мысль рассказа «Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и. Грин в “Алых парусах” решил важную задачу — сохранил детскую непосредственность видения, но направил её на изображение душевной жизни. своего рода "Символическое пространство". О том, как возник замысел произведения «Алые паруса» Александр Грин отметил в черновых записях к своему роману «Бегущая по волнам».
Александр Грин "Алые паруса": анализ произведения
Возможно, именно поэтому «Алые паруса» стали частью русской культуры, не переставая вдохновлять творческих людей. «Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Те же «Алые паруса», принесшие Грину ураганную славу и большие деньги, вышли отдельной книгой в 1923 году. Статья посвящена анализу мифопоэтики феерии А. Грина «Алые паруса». В статье описаны несколько взаимосвязанных аспектов мифопоэтического анализа произведения. Метафоры в произведении «Алые паруса» объёмные, многословные, основанные на неожиданных сравнениях.
«Алые паруса», анализ повести Грина
Главныйконфликт повести-это противостояние мечты и реальности. Начинается произведение с рассказа об отце главной героини — Лонгрене. Его недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена.
Вдовец сам воспитывать дочь. Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль, которую считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Появляются и другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей - парень из знатной, богатой семьи.
Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах и решил исполнить мечту Ассоль.
Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне.
Сказка оказалась пророческим предсказанием. В этом моменте необходимо ещё раз обратить внимание на то, как у Грина романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Для писателя эти явления в атмосфере человеческого бытия нерасторжимы, взаимопроникающи и взаимообусловлены. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Поэзия и проза А. Горький, 1975. Харчев видит её в двойном действии: история Ассоль и история Грэя идут параллельно друг другу.
В основе построения — конфликт между внешним и внутренним действием: внешнее действие нарочито ослаблено, внутреннее жизнь чувств доведено до экспрессии. Воображение поэтическое странствует и преображает вещи, наполняет их особым, сугубо своим смыслом и выявляет связи, которые даже не подозревались, но всегда, всегда, всегда оно явно и неизбежно оперирует явлениями действительности... На этом уроке очень важно создать условия для живого воображения читателей, для рождения своих метафор, которые отразят поэтическое видение мира гриновских книг. Автор убеждает читателя, что если труд будет одухотворён мечтой, он станет творчеством. Сила метафоры — в способности ломать способ восприятия мира, показывать смысл, соединять ясность мысли с полнотой образа. Но на уроке это объяснение неисчерпаемо, интуитивно, оно соединяет образ и ощущение, оставляет пространство для фантазии, недоговорённости. Радостно, светло, трепетно и празднично любовь превращает мечту в реальность, чудо встречи, исполненной надежды, заслуженного счастья. Оказывается, сказки, стихи, мечты, герои, прекрасные судьбы рождаются из самой жизни — сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний. Завершаем урок мыслью К. Мы должны быть благодарны ему за это.
Для многих восьмиклассников феерия Грина была открытием романтического мира моря, свободы, отваги, мечты, любви...
Она стала своеобразным символом непоколебимой веры, возвышенной мечты и чуда, совершённого собственными руками. Идея написать романтичную книгу у писателя возникла ещё в 1916 году. Бродя по Питеру, Грин остановился у витрины магазина, где за стеклом красовался игрушечный кораблик с белыми парусами. Он был воздушным, необыкновенно красивым, но писателю показалось, что в нём чего-то не хватает. Воображение подсказывало, что паруса алого цвета, цвета любви и надежды больше подойдут для его будущего произведения, которое давно «крутилось» в голове. Черновик повести окончательно сформирован Грином в 1920 году. В последующие годы он дописывал книгу, внося изменения. В полном объёме опубликована в 1923 году.
Рукопись в первозданном виде до наших дней не сохранилась.
Глава 3. Рассвет Корабль «Секрет» встал на рейд. Капитана одолела тоска, причину которой он не понимал. Юноше казалось, что кто-то зовет его, но он не понимал куда. Никакие занятия не отвлекали от тоски, он позвал Летики и отправился на шлюпке в море, затем на берег. Моряк увлекся рыбалкой, а капитан полежал у костра, поразмышлял о жизни, затем задремал. Очнувшись от дремы, он вышел из чащи и отправился на холм. На открытой поляне он увидел спящую Ассоль.
Опасная находка была настолько красива, что Грэй стал тихо рассматривать ее. Для Грэя это была картина без объяснений. Юноша снял с руки старинное кольцо и надел его на палец девушки. К капитану подошел Летика. Он хвастался уловом. Капитан увел матроса подальше от находки, чтобы не нарушить сон красавицы. Они отправились не к шлюпке, а е ближайшим домам. Это был дом Меннерса. Грэй расспросил хозяина о девушке, тот ответил, что она полоумная.
Юноша спокойно среагировал на этот факт, спросил, почему торговец так считает. Тот рассказал историю девушки, но она звучала как сплетня, грубая и плоская. В это время Грэй поднял глаза и увидел проходящую мимо таверны Ассоль. Меннерс хотел еще наговорить грязи на Лонгрена, но его прервал корзинщик — угольщик. Он, не боясь торговца, сказал, что тот все врет. Ассоль, по его словам, разговаривает только с добрыми людьми, в число которых не входит Хин Меннерс. Торговец обиделся, Грэй оставил Летику слушать и смотреть. Капитан, окрыленный любовью, отправился к гавани. Глава 4.
Накануне Прошло 7 лет с того времени, как Эгль рассказал сказку о будущем Ассоль. Девушка как обычно несла игрушки в лавку. Торговец показал счетную книгу, где увеличивался долг. Он отказался от поделок, объяснив, что в моду вошел заграничный товар. Самоделки никого не интересуют. Ассоль пришла домой и рассказала все отцу. Он слушал сердито, как будто представлял, что происходило в игрушечной лавке. Лонгрен не хотел оставлять дочь надолго, но понимал, что им не прожить по-другому. Дочь успокаивала отца, говоря, что любит его, и они сидели рядом вместе на одном табурете.
Ассоль рассматривала остатки продуктов и понимала, что их не хватит до конца недели. Она села шить юбку из старой ткани и заглянула в зеркало. Ассоль соединяла в себе двух девушек: одна мастерила игрушки, любимая дочь отца, другая верила в чудеса и сказки. Вторая видела в простых предметах и явлениях природы волшебство. Ассоль любит читать, верит в мечту. Она ходит на берег моря и всматривается вдаль, ожидая обещанные волшебником из детства паруса. Внешне девчонка стройная и невысокая. Взгляд серьезный и умный, лицо милое и оригинальное. Автор характеризует ее одним словом — очарование.
Отношение жителей Каперны было понятно. В поселке популярностью пользовались плотные и тяжелые женщины базарного типа. Отец уходил в море, девушка не боялась за него, уверенная, что ничего плохого с ним не может произойти. В этот вечер девушка не могла заснуть, но она умела сама вызвать сон. Любимый ночной сюжет — песни, тайны, цветение деревьев и сверкание воды. Утренняя звезда разбудила Ассоль, она встала, пошла прогуляться по лугу.
Анализ «Алые паруса» Грин
Композиция Анализ «Алых парусов» следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Экспозиция повести — знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней.
Завязка — предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий — рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя.
Щудров, художник — засл. Новожилова, балетмейстер — В. Лисовская, хормейстер — Я.
Премьера мюзикла состоялась 22 апреля 2016 года. Музыкальная феерия в Краснодарском академическом театре драмы имени Горького. Постановщик — Алла Решетникова. Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Государственном академическом русском театре драмы им. Горького [25].
Астана, Казахстан. Музыкальный спектакль Алтайского театра музыкальной комедии. Композитор — Максим Дунаевский. Постановщик — Константин Яковлев. Спектакль «Таптал долгунугар уйдаран» Ассоль.
Алые паруса по пьесе Павла Морозова в Саха академическом театре им. Постановщик — Сергей Потапов. Пластическая феерия в Херсонском музыкально-драматическом театре им. Либретто и постановка — Александр Бельский. Садовского на украинском языке Постановщик — Оксана Бандура.
Винница, Украина, 2018 [29] Архивная копия от 9 января 2019 на Wayback Machine Музыкальная феерия в двух действиях для всей семьи «Алые паруса» в Приморском краевом драматическом театре молодёжи. Постановщик : Лидия Василенко. Перевод — С. Постановщик — Гаухар Адай. Режиссёр-постановщик — главный режиссёр Национального театра Республики Тыва, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист, почётный работник культуры Монголии Алексей Ооржак.
Постановщик — Ольга Предит.
Эгль — старик, собиратель сказок и песен, предсказавший Ассоль ее прекрасную судьбу. Человек, сразу увидевший в лице малышки светлое будущее. Анализ 2 Повесть-феерию «Алые паруса» исследователи относят к ранним произведениям Грина. Произведение было создано в 1923 году и посвящено Нине, жене писателя. Феерия является театральным жанром, это сказочное, необычное театральное действо с причудливыми и пышными декорациями. Всё произведение пронизывает мысль о чуде, сбывшейся мечте.
Герои повести верят с чудеса и сами творят их. Жизнь Лонгрена, его жены и маленькой Ассоль резко контрастирует с жизнью других обитателей городка. Их семейный уют, тепло и любовь противопоставлены алчности и грубости, пьянству и жестокости. Лонгрен необычайно заботливый отец: он посвящает свою жизнь воспитанию Ассоль, стремясь вырастить ее доброй, искренней, сохранить в ней веру в чудеса. Лонгрен и Ассоль живут в бедности, без друзей и подруг, малышка помогает отцу в его ремесле. Услышанная от волшебника Эгля красивая история о корабле с алыми парусами подарила Ассоль веру в счастье, надежду на лучшее, которую она хранит в душе на протяжении долгих лет. Ассоль изображается Грином не как красавица, но внешность ее очень поэтична, притягательна.
В Каперне над девушкой смеются, считают почти сумасшедшей и называют «корабельная» Ассоль. Образ корабля, мечта о странствиях, свободе — вот что сближает образы таких разных людей, как Ассоль и Артур Грей. Артур — аристократ, казалось бы, по праву рождения обязанный стать хозяином наследственного замка и родового имения. Всё изменила картина, увиденная им в библиотеке замка. Мальчика покоряет образ мужественного капитана, готового спорить со стихией, бесстрашного и благородного. Так мечта о море, упорство в достижении цели изменили то, что было предначертано от рождения. Артур наделен обостренным чувством справедливости, умением сострадать чужой боли, верой в чудо.
Ему пришлось пройти немало испытаний, прежде чем из неопытного юноши, с трудом справлявшегося с тяжелой работой на корабле, он превратился в сильного и опытного капитана, которого уважают и которого любят. И снова волшебный, небывалый случай позволяет встретиться двум таким разным людям. И происходит чудо. Мечта Ассоль и сказка, которую творит Грей, настолько прекрасны, что этот замысел захватывает многих. Музыканты нанятого оркестра и матросы «Секрета» тоже проникаются чудесной атмосферой, становятся причастными этой феерии. Чудо, сотворенное во имя любви, сближает всех и заставляет поверить в сказку. И это ощущение сбывшейся мечты, возможности чуда околдовывает и читателей повести.
Основной смысл и идея Основную мысль, которую пытается развить писатель, можно описать словами главного героя: «Чудеса надо творить собственными руками. Если человеческая душа требует чуда — нужно сделать это». Писатель пытается призвать читателя сохранять светлые мечты, невзирая ни на что, а также делать чудеса ради других людей, просто так, не рассчитывая на собственную выгоду. Но сидеть и ожидать чуда не нужно.
Капитан, окрыленный любовью, отправился к гавани. Глава 4. Накануне Прошло 7 лет с того времени, как Эгль рассказал сказку о будущем Ассоль. Девушка как обычно несла игрушки в лавку. Торговец показал счетную книгу, где увеличивался долг. Он отказался от поделок, объяснив, что в моду вошел заграничный товар.
Самоделки никого не интересуют. Ассоль пришла домой и рассказала все отцу. Он слушал сердито, как будто представлял, что происходило в игрушечной лавке. Лонгрен не хотел оставлять дочь надолго, но понимал, что им не прожить по-другому. Дочь успокаивала отца, говоря, что любит его, и они сидели рядом вместе на одном табурете. Ассоль рассматривала остатки продуктов и понимала, что их не хватит до конца недели. Она села шить юбку из старой ткани и заглянула в зеркало. Ассоль соединяла в себе двух девушек: одна мастерила игрушки, любимая дочь отца, другая верила в чудеса и сказки. Вторая видела в простых предметах и явлениях природы волшебство. Ассоль любит читать, верит в мечту.
Она ходит на берег моря и всматривается вдаль, ожидая обещанные волшебником из детства паруса. Внешне девчонка стройная и невысокая. Взгляд серьезный и умный, лицо милое и оригинальное. Автор характеризует ее одним словом — очарование. Отношение жителей Каперны было понятно. В поселке популярностью пользовались плотные и тяжелые женщины базарного типа. Отец уходил в море, девушка не боялась за него, уверенная, что ничего плохого с ним не может произойти. В этот вечер девушка не могла заснуть, но она умела сама вызвать сон. Любимый ночной сюжет — песни, тайны, цветение деревьев и сверкание воды. Утренняя звезда разбудила Ассоль, она встала, пошла прогуляться по лугу.
В лесу она была с добрыми друзьями счастливой и радостной. Добежав до холма у моря, девушка остановилась и стала вглядываться вдаль. Она легла на траву и уснула безмятежным сном. Когда очнулась, на руке блеснуло лучистое кольцо Грэя. Ассоль покричала, спрашивая, кто пошутил, но никто не отзывался в ответ. Кольцо сразу стало своим. Она сняла его с пальца, попыталась заглянуть внутрь, затем спрятала за лиф. Лицо девушки засияло от радости и восторга. Она поднялась и пошла домой. Это было утро летнего дня, когда два человека нашли друг друга.
Глава 5. Боевые приготовления Помощник капитана заметил необычное состояние Грэя. Он приказал передать поручения людям на корабле, а сам отправился в город. Грэй в голове сложил четкий план. Он посетил три торговые лавки, выбирая ткань для парусов. Его волновали детали и цвет. Когда он нашел нужную ему материю, восторг заиграл на лице. Оттенок ткани — алая утренняя струя, гордая и царственная. Затем капитан встретил знакомого музыканта. Он предложил заработать, нужно было найти друзей, которые играли бы так, чтобы слушающий их плакал.
Грэй плавал с одним составом команды, они были все как одна семья. Перевозил «Секрет» товар, который отвечал интересам капитана. Грэй, не объясняя ничего, просто сказал, что будут меняться паруса, и только после этого они выйдут в море. Музыканты заняли свои места на корабле.