С помощью звукописи радиостанции создают разнообразные программы, передают новости, музыку, рекламу и другие аудиоматериалы. Звукопись, -и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Звукопись в англоязычной поэзии напрямую связана с особенностями английской фонетики. Л.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. тэги: звукопись, звукопись это, что такое звукопись.
Смотрите также
- Значение слова «Звукопись»
- Что такое звукопись примеры звукописи. Что такое звукопись: примеры. Звукопись в литературе
- Определение и принципы использования
- Что такое звукопись | Записки литературного редактора | Дзен
- Еще термины по предмету «Литература»
Урок 27. Звукопись
Колокол гудит. Кроме того, осмысление звукописи не исключает субъективного момента. Так, в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли» можно лишь догадываться о том, что аллитерации на ж - з усиливают художественные образы холодной зари и погибающего журавля: А вожак в рубашке из металла погружался медленно на дно, и заря над ним образовала золотого зарева пятно. В таких случаях надо говорить уже не о звукоподражании, а о выразительно-изобразительной функции звукописи.
Выразительно-изобразительная функция звукописи Звукопись не ограничивается отражением лишь слуховых впечатлений. Диапазон ее выразительных возможностей шире: она может рисовать различные по характеру действия энергичные, порывистые и спокойные , отражать настроения и чувства героя. Например, в стихотворении А. Пушкина «Обвал» звукопись помогает представить переправу через Терек по снежному обвалу, перегородившему реку: И путь по нем широкий шел: И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел степной купец...
В словосочетании конь скакал выразительно повторение мгновенных глухих согласных к и звукосочетаний ко - ка - ка, словно имитирующих стук конских копыт. В словосочетаниях влекся вол преобладают уже другие по качеству звуки: длительные согласные в, л, гласный о. Их повторение помогает представить замедленное движение вола. Следующая часть фразы - и своего верблюда вел степной купец - длиннее каждого из предыдущих простых предложений вдвое что отражается и графически.
В этих словах однообразно повторяются длительный согласный в и звукосочетания во - ве - во. Такая фонетическая организация речи усиливает выразительность слов, рисующих неторопливое движение верблюда. Русский язык располагает большим количеством слов, которые могут выступать в поэтической речи как звукообразные. Одни из них произносятся энергично бой, крик, рвать, резко, грубо , другие - мягко, нежно льнуть, таять, нега, лебедь, дева, милый , третьи напоминают шепот чу, слышишь, молча, тише.
На эти слова и опирается звукопись. Движения стремительные, динамические в поэтической речи часто рисуются словами, которые произносятся особенно энергично Так бей же по жилам, кидайся в края, бездонная молодость, ярость моя! Напротив, слова нежные, ласкающие слух, создают впечатление покоя Руки милой - пара лебедей - в золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей песнь любви поют и повторяют.
Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и образа придают речи яркую экспрессию. Звукопись опирается на повторение отдельных звуков, так и на повторение одинаковых созвучий Волна на волну набегала, волна погоняла волну... Здесь сталкиваются созвучные слоги на - ну - на... Изобразительную функцию может выполнять не только звучание слов, но и движение артикуляционных органов.
Ведь особенности образования звуков обусловливают определенную мимику говорящего. Например, в предложении: Там рыдала княжна Евдокия, воздух силясь губами поймать Ахм. Такую инструментовку называют кинетической. Поэты упорно работают над стилем, добиваясь изобразительно-выразительного эффекта звукописи.
Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: — К. Бальмонт В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
Широко используются также аллитерация повтор согласных звуков и ассонанс повтор гласных звуков.
В центре внимания метрико-ритмическая структура, мелодический строй, строфическая и звуковая организация, рифменное разнообразие стиха. В метрико-ритмической организации стиха Ирчи Казака большей частью обнаруживается ритмическая свобода. Значительная часть произведений поэта представляет собой интонационный фразовик более свободную форму метрической организации.
Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс.
Толковый словарь
- Значение слова ЗВУКОПИСЬ в Словаре литературоведческих терминов
- Похожие презентации
- Словарь Ушакова
- Звукопись.
- Что такое звукопись: примеры и объяснение
Что такое звукопись в русском языке 5 класс
то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (" Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт). Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.). Звукопись — в экспрессионизме соответствующая его эстетике форма организации стихотворной речи, частная фоническая составляющая экспрессионистской поэтики. Звукопись — один из видов инструментовки стиха, система звуковых повторов с целью создания особого эффекта соответствия фонетического состава фразы изображенной картине. Звукопись, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. Главная» Новости» Что такое звукопись в литературе.
Ларионов Михаил
Но лишь небо тучей закрылось, Всё опять и опять повторилось. И вот он какой: Ветер бывает тихий, злой, озорной. Слайд 18 «Ш епчет ветер. Знаете ли вы, что такое звукопись? Где, на ваш взгляд, можно встретить звукопись?
На какие виды делится звукопись? Используете ли вы звукопись в своём творчестве? Слайд 21 Результаты исследования в 5 и 9 классах Слайд 22 1. Где, на ваш взгляд ,можно встретить звукопись?
Слайд 31 Заключение. Наша гипотеза, выдвинутая в начале проекта, оказалась верной. Теперь мы можем сделать вывод, что звукопись - это литературный приём, заключающийся в повторении одинаковых или похожих звуков для передачи картины. Звукопись делится на аллитерацию и ассонанс.
Приём звукописи является распространённым явлением в произведениях художественной литературы. Слайд 32 Большое спасибо за внимание! До свидания!
Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений. Ссылка на словарную статью.
И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком.
В поэме «Полтава» А. Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр-ы, пр-е-кр-асен, гр-оза, др-ожит, в пр-ахе передают энергию и целеустремлённость русского царя. Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии.
Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. Поэтому ономапоэтические или звукописные слова дают представление о предмете двумя способами: внешней формой слова и внутренней — смыслом его. В словах — квакать, жужжать, мяукать, кукушка, хохот, топот — звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяучит кошка, мычит корова и т. Если для изучающего русский язык известно значение слов — лягушка, кошка и корова, — то о смысле приведенных сказуемых он догадается по одной звуковой форме, потому что слова эти носят в себе элемент звукоподражания.
Приёмы звукописи могут быть канонизированными общепринятыми в данной литературе или индивидуальными. То же, что эвфония во 2 знач. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ушакова 1935-1940 ; звукопись 1.
Что такое звукопись в русском языке 5 класс
Л.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи. ЗВУКОПИСЬ — по Потебне — ономапоэтичность речи. (’. Что такое звукопись и какие принципы лежат в ее основе? Звукопись в англоязычной поэзии напрямую связана с особенностями английской фонетики.
Поэтические приёмы. Звукопись. Терминологическая лаборатория
О поэтической звукописи и звукосмысловой организации стиха. Звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Звукопись — один из видов инструментовки стиха, система звуковых повторов с целью создания особого эффекта соответствия фонетического состава фразы изображенной картине. Звукопись (звуковая инструментовка) – использование звукоподражания, ритмоподражания, аллитераций, звуковых повторов и др. приемов определенного подбора звуков с изобразительной целью, для придания речи благозвучия, выделения ключевых слов и др.
Зачем нужна звукопись и где её записать?
По оценке Владислава Ходасевича, одного из первых слушателей поэмы — «лучшее, написанное им Белым в стихах». Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма, — разновидность поэтической типографики, стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета монограмма, ромб и др. Известны с III века до н. Хиазм др. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Одно из первых кратких описаний хиазма встречается в анонимной «Риторике к Гереннию» I век до н.
Термин «хиазм» появляется позже. В аналитических языках например, английский, французский , где порядок слов фиксирован строго, стилистическая инверсия распространена относительно мало; во флективных, в том числе русском, с достаточно свободным порядком слов — весьма значительно. Подробнее: Литота Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение лирические отступления в «Евгении Онегине» А. Может становиться воспоминаниями, обращениями автора к читателям лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. Карнавализация — понятие, введённое в литературоведение Михаилом Бахтиным и означающее результат воздействия традиций средневекового карнавала на культуру и мышление Нового времени.
Концепция карнавализации междисциплинарна и, помимо собственно исторической поэтики, используется в рамках таких дисциплин, как философская эстетика, теоретическая поэтика, философская и культурная антропология, этиология, семиотика и так далее. Соответственно, каталектический стих — любой стих, в котором последняя стопа полностью не сохраняется и урезана. Примеры каталектического стиха... Литературные формы — группы литературных произведений, объединенных теми или иными формальными и только формальными свойствами в отличие от литературных жанров, выделение которых основано на совокупности формальных и содержательных признаков. Граница между формами и жанрами проницаема и исторически изменчива: так, сонет, на ранних стадиях своего существования тяготевший к жанровой природе то есть к довольно определенному кругу тем и образов , к XX веку сохранил только некоторые элементы формальной...
Античная метрика от лат. Она основана на стопах с определённой ритмической группой долгих и кратких слогов, повторяющейся в стихе.
Бальмонт В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
Широко используются также аллитерация повтор согласных звуков и ассонанс повтор гласных звуков.
И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Блок Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х , образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах. Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений «Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки». Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание. Пушкина «Евгений Онегин» Роман Пушкина «Евгений Онегин» отличается богатством использования изобразительно-выразительных средств.
Это и разнообразные эпитеты, метафоры, риторические вопросы, восклицания и т. В «Евгении Онегине» Пушкин использовал и звукопись. Нельзя сказать, что это основное художественное средство в пушкинском произведении, но наличие различных способов создания звукописи делает художественный мир произведения более живым и ярким, позволяет гармонично представить, увидеть и услышать созданные автором поэтические образы. В первоначальном варианте, в черновиках, сестра Ольги Лариной звалась не Татьяна, а Наташа.
Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.
Эпифора - повторение конца стиха. Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра, т.
Значение слова «звукопись»
В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки. Ну или вот слова со звуком [р] используются для передачи этих явлений природы. Поэт Ф.
Этим объясняются все оттенки чужого произношения, напр. Если судить, по аналогии, принимая во внимание постепенное стремление детей освобождаться от звукоподражательных слов, навязываемых ребенку взрослыми, вследствие которого он вместо гамка произносит бака собака , вместо мяу — кошка и т. Оно должно было ослабевать и потому, что корень слова во всех изменяемых частях речи и в неизменяемых, происшедших от изменямых, осложняется суффиксами: ку-ку-шка, мы-чать и т. Вместе с тем по особым законам, различным для каждого языка, происходит изменение коренных звуков, слова. Благодаря тому, что звуки и шумы, образуемые в полостях рта и носа, часто не совпадают с шумами и звуками природы, а также и тому, что в каждом языке образуются свои артикуляции свои уклады органов речи , — вследствие этого образуется субъективная ономапоэтичность слова.
Для нас является звукоподражанием гром, для римлян tonitrus, для немцев Donner, для нас звукоподражание — топот, для немцев — Stampfen. Из этого мы видим, что каждый язык пользуется для звукоподражания своими средствами. Что касается ономапоэтичности связной речи, здесь нужно различать: 1 ономапоэтичность звуков и 2 ритма.
Важнейшее значение в З. Вне этого З.
Предметной конкретизации часто служат и заглавия или словесные ремарки в нотах; т. Программная музыка. Однако элементы З. Понятие З.
Звуковые повторы глубже вводят в наше сознание главное слово, скрепляют логические связи созвучных с ним слов. В таких случаях говорят о звукообразе, то есть о художественном образе, усиленном средствами звукописи. Возникновение звукообраза объясняют психологически: в процессе творчества поэта переполняют те или иные созвучия, связанные с главными образами. Это побуждает его подбирать слова близкого звучания по-своему закрепляющие и усиливающие основной звуковой комплекс.
Поэты могут создавать в одном произведении несколько звукообразов, которые иногда бывают созвучны друг другу. Такова, например, фонетическая организация «Бахчисарайского фонтана» Пушкина с общей звуковой основой имен героев Гирей, Мария, Зарема. Звукообразы придают художественную завершенность и особую целостность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой того или иного автора. Например, для поэзии С. Есенина характерны звукообразы липы, березы, клена. Стихотворения, пронизанные звуковыми повторами. Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел. Сохранение избранного звукообраза на протяжении всего произведения или его значительной части создает особую тональность. Работа над фоникой в процессе авторедактирования Просматривая черновики писателей и сравнивая различные редакции художественных произведений, можно проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств языка. Так, изучение черновиков А. Пушкина показывает, что с годами поэт все требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, исправлял написанное. Обратимся к черновым наброскам «Евгения Онегина»: первоначальный текст - Любви печальную тревогу я слишком, может быть, узнал; первый вариант правки - Любви печальную тревогу я слишком долго испытал; поправки в черновике, перенесенные в беловую рукопись, - Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал; печатный текст - Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Найденное поэтом словобезотрадно не только наиболее оправданно по смыслу.
Пушкин неустанно стремился к наиболее яркому звуковому выражению мысли. Незримый И тайный хранитель могущему дан; И горек был небратский холодный их привет; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной черни смех холодный ; Сквозь волнистые печальные туманы пробирается луна; Ты им доволен ли, взыскательный художник [И ты доволен им, божественный увенчанный, разборчивый. Достигнув гармонии, поэт дорожил каждым звуком поэтической речи, понимая, что перестановка слов, замена синонимов губит фонику, что выборочная правка отдельных строк разрушит звукопись. Черновики Пушкина отразили и работу над звукообразом Татьяны. Первоначально героиня звалась Наташей. Это имя было в таком контексте: Я новый карандаш беру, чтоб описать ее сестру… Ее сестра звалась Наташа. Мы нынче именем таким станицы нашего романа, не устрашаясь, освятим. Далее в черновой рукописи появляется имя Татьяна, однако звуковое «окружение» его остается прежним.
Только в беловой рукописи поэт исправляет: Позвольте мне, читатель мой. Ее сестра звалась Татьяна… Сравнивая фонику этих вариантов, мы видим в обоих случаях звуковую подготовку имени: в первоначальном варианте повторяются согласные: н - т - ш, в окончательном последовательно проведена аллитерация на т. Так же тщательно подбирал слова, объединенные общим звучанием М. Лермонтов: Безумные б звуки И песни и звуки в груди подавила; Слова разлуки надежды повторяя, Полна надежд Чужда тоски душа твоя. Анализ черновых вариантов художественных произведений показывает как писатели сочетают работу над содержанием с уточнением звукового выражения мысли.
Значение слова ЗВУКОПИСЬ в Словаре литературоведческих терминов
Потому что много повторяющихся согласных 3. Строка стихотворения начинается с одной и той же буквы. Анкетирование помогло выяснить: 1. Все ученики могут перечислить не более 4 поэтов XX века. Самыми известными среди респондентов являются С.
Маршак, С. Михалков и Н. Самым любимым поэтом XX века был назван С. Все ученики обращали внимание на благозвучие стихотворных строк поэтов.
В первую очередь ученики обратили внимание на сочетания гласных в тексте. Выводы Проведённое нами анкетирование показало: 1. К сожалению, в число известных поэтов ученики не включили К. Многие учащиеся обращали внимание на звуковую структуру поэтического текста, но не могут привести примеры в соответствии с литературоведческими терминами.
Необходимо предложить Памятки по определению приёмов звуковой организации текста, в том числе и поэтического. Чтобы попытаться исправить сложившуюся ситуацию и помочь выяснить значение приёмов звукописи для передачи ритма художественных образов, определить функции звуковой организации текста, мы предприняли попытку составить словарик терминов по «звукописи» текста и начали составлять справочник благозвучных сочетаний и слов для учащихся, который может им пригодиться при создании собственных поэтических текстов дан в Приложении. И несмотря на то, что исследованные нами произведения были написаны почти столетие назад, благозвучные стихи не только даруют удовольствие, они врезаются в память. Предприняв попытку определить роль звукописи в поэтическом тексте, мы разглядели некоторые виды звукописи и их особенности на примере творений российских детских поэтов XX века.
В результате проделанной работы мы достигли поставленной цели и выяснили значение приёмов звукописи для передачи ритма художественных образов, определили функции звуковой организации текста. Проведя анкетирование и проанализировав его результаты, мы смогли подтвердить выдвинутую гипотезу: содержание поэтических произведений зачастую рассматривается без тщательного анализа звуковой выразительности текста.
Приёмы звукописи могут быть канонизированными общепринятыми в данной литературе или индивидуальными.
То же, что эвфония во 2 знач. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Энциклопедический словарь 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира.
О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения. Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее. Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Большая советская энциклопедия звукопись использование вторичных не непосредственно коммуникативных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т. В целях З. Приёмы З.
Так, аллитерация канонизирована в тюркской народной поэзии и индивидуальна в русской. Поэтика , Стихосложение , Фоника. О словаре Большая советская энциклопедия — одна из крупнейших и авторитетнейших мировых энциклопедий, в которой содержится более 100 тысяч статей на самые разные темы: наука, искусство, история, техника и так далее. Первое издание содержало 65 томов и вышло еще в 1920-1940 годах прошлого века, третье — в 1970-х. В составлении энциклопедии принимали участие ведущие ученые и научные коллективы Советского Союза. Несмотря на достаточную давность, издание до сих пор не утратило своей актуальности и широко используется, переведено на многие языки мира. Адресовано самому широкому кругу читателей.
Словарь лингвистических терминов звукопись Соответствие фонетического состава фразы чаще всего стиха изображаемой картине.
Звукопись.
Кроме того, звукопись может выполнять композиционную роль, т. е. подчёркивать смысловое разграничение фрагментов, обозначать появление новых событий, образов. и бодрое настроение, а звук «У» наоборот, – печальное) Звукопись делится на два вида: это аллитерация и ассонанс. Значение слова Звукопись на это Звукопись Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Звукопись в прозе выполняет ту же функцию, что и в стихах, то есть создание определённого настроения. Что такое звукопись? Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления. В сочетании с интонацией фразы звукопись рождает неповторимо выразительный образ.
Что такое звукопись
В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звуковое письмо?». Значение слова звукопись, что означает слово «звукопись» в словарях: Словарь Ушакова, Словарь лингвистических терминов, Словарь лингвистических терминов, Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению, Словарь музыкальных терминов, Термины и понятия. Докажите, что в данном отрывке использован приём звукописи. это область музыкального искусства, которая изучает звуки и их взаимодействие друг с другом. Что такое звукопись? В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками.