Новости язык обезьян

14:30 Сходство человека и обезьяны, характер гамадрил, язык приматов Трудно быть самородком: кулибинские штучки Главные темы часа. В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку.

Ученые расшифровали язык жестов обезьян

Первой обезьяной, которую обучали искусственному языку «йеркишу» была двухлетняя шимпанзе Лана. Учёные рассчитывают на то, что в последующих опытах им удастся узнать больше о языке обезьян и происхождении языка у людей. Отвечает лингвист Светлана Бурлак: «Обезьяны продемонстрировали поразительные умственные способности.

Переводчик с обезьяньего: британские учёные научились понимать язык жестов у шимпанзе

Возможно, эта способность передалась современному человеку от его далёких предков, которые «разговаривали» с обезьянами на общем языке жестов. Так что изначально образ обезьяны позволял художникам иносказательно осуждать и высмеивать неблаговидные человеческие свойства. Тегиэксперименты по обучению обезьян языкам посредникам, обезьяний язык зощенко чему учит, как по английски будет обезьяна. Первой обезьяной, выучившей жестовый язык, была шимпанзе по имени Уошо.

Автограф | «О чем рассказали „говорящие“ обезьяны»

Ученые заявляют, что теперь, с помощью определенных лингвистических инструментов они научились понимать обезьян. Однако на острове Тивай в Сьерра-Леоне, где нет ни одного леопарда, те же мартышки используют «Крак» как сигнализацию для любой угрозы, в том числе орлов. Следовательно, обезьяны различают корни и суффиксы, чтобы описать как природу угрозы, так и степень ее опасности.

Такие сообщения, как «приведите меня в порядок», передаются долгим царапающим движением, поглаживание рта означает «дай мне эту еду», а отрывание полосок от листа зубами — сигнал флирта. Ученые показывали отрывки видео с этими жестами людям и просили их выбрать вариант перевода. Оказывается, мы все можем делать это почти инстинктивно», — говорят исследователи.

Про разные тревожные крики верветок известно уже довольно давно, но до сих пор было не вполне понятно, как они сформировались: идёт ли речь о воспитании или же сигналы «Все на дерево!

Чтобы понять, как у обезьян могут формироваться такие протоязыковые способности, исследователи из Немецкого центра приматов поставили эксперимент с зелёными мартышками Chlorocebus sabaeus, обитающими на западе Африки. Это близкие родственники верветок, однако живут те и другие живут на разных краях африканского континента, и эволюционные пути обоих видов разошлись около 3,5 млн лет назад. У зелёных мартышек на западе есть сигнал тревоги для леопарда и сигнал тревоги для змеи, но нет сигнала тревоги для орлов — просто потому, что хищные птицы этим обезьянам не угрожают. Однако когда исследователи запустили над мартышками дрон, те закричали что-то тревожное и поспешили в укрытие. Звуки, которые издавали обезьяны, отличались от тех, которыми они предупреждают о появлении леопарда или змеи, но при этом были довольно похожи на «воздушный» сигнал тревоги верветок. То есть несмотря на несколько миллионов лет раздельной эволюции, структура голосового сигнала оставалась примерно прежней.

Борнео, во время сбора материалов для книги об охотниках за черепами, он приобрел орангутана, а потом в Ливерпуле еще и двух шимпанзе. В 1911 году он обзавелся вторым орангутаном. Из этих обезьян наиболее способным учеником оказалась самка-орангутан в отличие от всех остальных антропоидов, участвовавших в такого рода экспериментах, ее имя нигде не упоминается. После 6 месяцев обучения обезьяна научилась говорить «папа». Во время учебы исследователь сначала удерживал ее губы сомкнутыми, а затем отпускал их, повторяя звук.

Уроки часто проходили перед зеркалом, чтобы обезьяна могла уловить сходство мимики — своей и человека. Однажды обезьяна достаточно четко сказала «папа» по собственной инициативе, а не во время урока. Затем она по команде повторила это слово. Характерно, что она четко связывала слово «папа» с доктором Фурнессом, и на вопрос «Где папа? Далее Фурнесс научил орангутана слову «cup» «чашка».

ГРАММАТИКА БИБИЗЯНЕГО ЯЗЫКА

В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. Хотя, возможен и вариант, что они откажутся поделиться своими эксклюзивными знаниями, чтобы говорить на языке обезьян втайне от взрослых людей. В течение 9 месяцев обезьяна получала устные просьбы и правильно выполняла их в 74% случаев. Хотя, возможен и вариант, что они откажутся поделиться своими эксклюзивными знаниями, чтобы говорить на языке обезьян втайне от взрослых людей. Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов. Отвечает лингвист Светлана Бурлак: «Обезьяны продемонстрировали поразительные умственные способности.

Учёные заявили: обезьяны не только разговаривают, но и имеют разные диалекты

Однако на острове Тивай в Сьерра-Леоне, где нет ни одного леопарда, те же мартышки используют «Крак» как сигнализацию для любой угрозы, в том числе орлов. Следовательно, обезьяны различают корни и суффиксы, чтобы описать как природу угрозы, так и степень ее опасности. На материке исследователи обнаружили, что обезьяны Кемпбелла используют специфический «диалект»: они не только говорят «Крак» и «Хок», но и добавляют к ним окончание «у» для обозначения менее серьезных оснований для угрозы.

Он был приемным детенышем самки бонобо по имени Матата, которую обучали «йеркишу» - особой разработанной для обезьян системе символов, которые можно было нажимать на клавиатуре для составления слов и высказываний. В специальной литературе они называются «лексиграммами»; подробнее о знаковой системе йеркиш можно почитать здесь. Феномен Канзи заключался в том, что он по малолетству просто сопровождал Матату на занятия йеркишем. И, тогда как Матата испытывала огромные сложности с изучением этого языка, Канзи превосходно освоил его, просто находясь рядом, играя и дурачась. Известно более 13 000 предложений, которые он самостоятельно составил из лексиграмм. Кроме того, уже в одной из первых статей о Канзи, вышедшей в 1999 году, указано, что он обладает « рудиментарными синтаксическими навыками ».

Предполагается, что Канзи можно сравнить с ребенком, страдающим специфическим расстройством речи SLI , и педагогическая работа с Канзи напоминает работу с такими детьми. Наиболее важный аспект, касающийся воспитания Канзи — как раз в том, что его никто специально не «натаскивал на язык». Напротив, Канзи воспитывался в человеческом обществе, где пользовался именно таким повышенным вниманием, которое получает ребенок с задержкой в развитии, если эту задержку удастся диагностировать достаточно рано. Именно поэтому Канзи удалось развить лингвистические и когнитивные навыки, значительно превосходящие самые смелые ожидания о подобных способностях приматов. Итак, для демонстрации вполне человеческой языковой способности Канзи важно продемонстрировать, что он понимает и использует не только синтаксис, но и грамматику. Приведем два примера рассказывает Сью Рамбо, преподавательница Канзи : Важность синтаксиса для бонобо впервые была выявлена при попытке объяснить Канзи событие, не вполне буквально характеризовавшее то, что хотела сказать автор. Автор сидела рядом с клавиатурой и нарезала корм для Канзи. Она случайно задела большой палец ножом.

Канзи не видел, как это произошло, поскольку в тот момент увлеченно играл с игрушкой. Повернувшись, он увидел, что палец у женщины кровоточит. Канзи проявил озабоченность и удивление, не понимая, как это случилось. Поскольку на клавиатуре с лексиграммами не было слова «резать», Сью набрала «нож поранил Сью» Knife hurt Sue. В ответ Канзи издал громкий тревожный вопль и швырнул нож через всю комнату. Автор отмечает, что такая реакция неадекватна в случае небольших травм. Как правило, пытаясь смягчить небольшие травмы, Канзи почесал бы или погладил больное место. Именно это он и сделал бы, если бы Сью сказала: «Я порезалась ножом».

Но в данном случае Канзи отреагировал не на подразумеваемое значение, а на синтаксис произнесенной фразы, поступив с ножом так, если бы нож действовал по собственному умыслу. Если бы Канзи воспринимал только лексические значения слов «нож» и «поранить», а не синтаксическую структуру, в которую они встроены, то не мог бы приписать ножу активное действие в данном случае. Этот факт приоткрыл значительные синтаксические способности Канзи, которые ранее недооценивались. Тогда Сью, осознав, что произошло, по-английски объяснила Канзи, что на самом деле нож ее не резал, а она сама случайно порезалась. Канзи воспринял это пояснение слегка подозрительно, но далее действовал так, как будто нож уже не представляет угрозы, и предложил погладить ранку. В другом случае Канзи продемонстрировал способность к осознанному выбору из множества вариантов на основании сообщенной ему информации: В ответ на просьбу «Принеси помидор, который лежит в микроволновке» Канзи должен был проигнорировать несколько помидоров, в том числе, лежащий прямо перед ним, и сходить к микроволновке. Открыв микроволновку, он должен был проигнорировать другие предметы, лежащие в ней, и вернуться с одним лишь помидором. Если бы он понимал только отдельные слова, «помидор» и «микроволновка», то сходил бы к микроволновке, вернулся и передал экспериментатору тот помидор, который лежал ближе всего.

Ранее было замечено, что шимпанзе издавали два различных звука при виде змей и других опасностей в дикой природе. На первом этапе розыгрыша с фальшивой змеей ученые разместили поддельных змей рядом с шимпанзе. Пугая поддельной змеей, исследователи включали записи как «waa-barks», так и «alarm-huus». Так, шимпанзе реагировали сильнее, когда за «waa-barks» следовал «alarm-huus». Это говорит, что порядок звука сыграл определенную роль в реакции обезьян.

Первопроходцами для своих видов стали орангутан Чатек, бонобо Канзи, горилла Коко. Языковой запас и речевое развитие у них были разные. Лидировал крошка-бонобо с маленькой по сравнению с остальными обезьянами головой. Если сначала обезьян учили напрямую, то позже стали изощряться. Например, называли предметы вслух на английском, и через некоторое время учили жесту, привязывая его к слову на английском, а не к предмету. Выяснилось, что так тоже работает. Обезьяны могут учиться жестовому языку, ориентируясь на английские слова, а не на предметы. Обезьяны, которые научились читать и писать Чтобы понять, действительно ли обезьяны говорят или их наставники просто толкуют, подобно пифиям, их беспорядочно используемые знаки, учёные решились проверить способность обезьян читать и писать — если не буквами, то хотя бы специальными абстрактными символами. Общение при помощи наборов символов было нестественным, неудобным, непохожим на то, с чем обезьяна могла бы столкнуться в природе. Для него надо было или выложить карточки в ряд, или нажимать на кнопки с символами. Но с этим справились и подопытная шимпанзе Сара, и молодые бонобо Кандзи с Панбанишей. Обезьяны могут составлять предложения, записывая их абстрактными значками. Более того, выяснилось, что читать-писать бонобо могут выучиться так же просто, походя, как человеческие дети. Символам пытались научить мать Кандзи и Панбаниши. Кандзи в то время просто вертелся рядом и в какой-то момент стал выполнять задания, видя, что мать с ними не справляется. Обезьяны, которые учили сами Говорить, выполняя задания людей, которые за это вкусно кормят, совсем не то же самое, что поддерживать языковую среду и культуру самостоятельно. Интересно ли «говорящим» обезьянам общаться друг с другом и способны ли они передавать свой навык дальше? Коко всегда мечтала о детях и обожала котят. К горилле Коко подселили по очереди двух самцов. Первым был Майкл он же Михаэль. Мать Майкла вместе с другими родственниками убили на его глазах на мясо.

Люди оказались способны понимать язык обезьян

Поэтому можно предполагать, что люди, вероятно, унаследовали свое понимание основных особенностей жестов обезьян от предков. Исследователи показали 5656 участникам 20 обрезанных видеороликов с жестами бонобо и шимпанзе, но без ответов, которые эти жесты вызвали. Задачей участников было выбрать правильное значение жеста из четырех возможных вариантов. Этот тип исследования был использован для проверки животных на понимание человеческого языка, но в этот раз модель перевернулась наоборот. Эти жесты присущи и другим видам обезьян, и если люди их понимают, то это свидетельствует о способности к жестикуляции наших последних общих предков. Однако основной механизм, который дает людям возможность понимать обезьян, так и остается нераскрытым.

Первые используют три звуковых сигнала тревоги, отдельно обозначая приближение леопарда, змеи и орла. Их западноафриканские сородичи не пользуются сигналом, который относится к орлу, так как в ареале обитания вида нет опасных воздушных хищников. Зоологи решили выяснить, как в случае приближения орла обезьяны отреагируют на угрозу с воздуха. Ученые наблюдали за мартышками около исследовательской станции в Сенегале. В качестве воздушной угрозы исследователи использовали дроны, которые пролетали над приматами с жужжащим звуком на высоте 60 метров.

Вот только не шимпанзе. Орут они порой просто бессмысленно, как футбольные болельщики на стадионе. Бестолковыми воплями просто выражаются эмоции, и это понятно хотя, падая с небоскрёба, американец будет кричать «А-а-а! Наблюдаемая Катрин Хобайтер и её коллегами семейка хвостатых предков же абсолютно точно обладает вполне определённым языком жестов, который, кстати, пополняется. В частности, обезьянам регулярно подсовывали неимоверно полюбившиеся им «Чупа-чупсы», которые вскоре приобрели в их «терминологии» отдельное обозначение. Доктор Хобайтер утверждает, что это первый известный науке случай целенаправленного общения среди животных — настоящая сенсация. Якобы, определённые жесты у шимпанзе несут вполне конкретный смысл.

С этим можно спорить, поскольку и любое человеческое слово имеет многочисленные значения, особенно, если оно произнесено с разной интонацией.

Бернстайном и Т. Существует мнение, что некоторая критика конкретных работ, провозглашавших способность обезьян усваивать язык, имела основания, но её нельзя распространять на всю совокупность таких работ. Позиция Терреса укоренилась в общественном сознании благодаря широкому цитированию в научной прессе и освещению в средствах массовой информации, а также нашла отражение в публицистике [7]. Из современных публикаций, критикующих скептицизм Терреса в отношении феномена говорящих обезьян, влиятельной считается статья философа Питера Сингера [10]. Сингер, вслед за Дж. Пуллумом [11] , полагает, что шимпанзе Ним действительно не овладел языком, но это было связано не с тем, что обезьяны не способны усваивать язык, а с тем, что обучение Нима проводилось неправильно или недостаточно старательно. В свою очередь, позиция Сингера подверглась критике со стороны М. Сейденберга , который, соглашаясь с тем, что Ним испытывал недостаток персонального внимания, утверждает, что обезьяна получала достаточное языковое обучение [12].

В литературе встречаются утверждения, будто Террес больше не принимал участия в научных дискуссиях [7] , однако несколько раз он публиковал ответы на критику [13] [14] и высказывал своё мнение в прессе [15]. На сегодняшний день Террес — единственный специалист, изучавший лингвистические способности человекообразных обезьян, который до сих пор убеждён в том, что они не могут овладеть языком [16].

ГРАММАТИКА БИБИЗЯНЕГО ЯЗЫКА

Это побудило Гарднеров к выводу, что исследовать лингвистические способности шимпанзе лучше с помощью жестов. В 1966 году Гарднеры приобрели молодую самку шимпанзе по кличке Уошо с целью научить её говорить на американском жестовом языке — амслене. Амслен был выбран потому, что является хорошо изученным языком, кроме того, возникала возможность сравнивать развитие шимпанзе и глухих детей. Уошо показывали какой-либо предмет или действие, а затем складывали её пальцы в соответствующий жест , вызывая в её сознании ассоциативную связь. Уже выучив восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Ещё в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавала изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребёнка и т. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижения своих целей. За три года она выучила 85 слов, а через пять лет с начала обучения она знала уже 160 слов [2] :86. К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену.

Эксперименты показали, что шимпанзе, бонобо и гориллы обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях.

Надо было оценить, чего достигли животные: можем ли мы считать то, чему научился наш «контрагент», шимпанзе или другая обезьяна, языком? Семантичность Речь идет просто о знаке. Какие сигналы у животных безусловно есть? Например, сигналы тревоги. Один определенный звук обозначает тревогу, а другой, наоборот, привлекает самца или самку. Структурная двойственность Это интересное свойство, состоящее в том, что речь человеческая неважно — звучащая или письменная может разлагаться и на осмысленные компоненты — если говорить совсем грубо, на морфемы, связанные между собой синтаксическими отношениями, — и на бессмысленные материальные кирпичики, из которых она состоит если это звучащая речь, то на звуки, фонемы. Оказывается, что этого свойства в языках животных нет или почти нет. Продуктивность Продуктивность, отчасти вытекающая из двойственности, состоит в том, что мы с помощью ограниченного набора этих знаков можем порождать безграничное количество текстов.

Продуктивность — ключевое свойство человеческого языка, которое в языках животных, по-видимому, отсутствует. Считается, что у животных есть набор знаков, но это некий конечный набор. Понятия текста у животных даже не существует — только сигнал, который животное подает Максим Кронгауз Лингвист Перемещаемость Если совсем просто формулировать, это свойство состоит в том, что мы можем говорить не только о «здесь и сейчас». Мы можем говорить о прошлом, что обеспечивается наличием у нас памяти. И, что еще сложнее, мы можем говорить о будущем, которого еще нет, мы можем говорить о возможном и даже о невозможном. Это очень важная вещь, и кажется, что это тоже принципиально отличает человеческий язык от языка животных. Но это не совсем так. Потому что совсем недавно нашли язык, в котором вроде бы не выполняется этот принцип — человеческий язык, в котором нет перемещаемости. Культурная преемственность Мы обучаем своему языку наших детей посредством культурной, а не генетической преемственности.

Конечно, он развил свой природный талант не для того, чтобы научиться говорить как люди. Попугаи «попугайничают» с теми же целями, что и певчие птицы поют. Среди соловьёв считается сексуальным умение выводить множество разнообразных трелей, среди попугаев — точнее подражать большему числу звуков. Часть их социальной игры — подражать друг другу. Главное — превзойти соперника в искусстве подражания. Поэтому попугаи так часто и с удовольствием повторяют всё, что слышат, особенно в социальном контексте. И этим пользуются люди. Если попугай много раз услышит человеческую фразу в процессе общения с дрессировщиком, то сможет потом довольно точно её воспроизвести.

Но учатся ли попугаи при этом языку в собственном смысле этого слова? Едва ли. Обычно они «зазубривают» несколько стандартных фраз, которые потом повторяют, очевидно, совершенно не понимая их значения. И никогда не создают новых высказываний из заученных слов. То, что они могут воспроизводить человеческую речь, само по себе удивительно. Немногие в животном мире способны на такое. Среди пернатых, кроме попугаев, привычка подражать услышанному замечена у колибри и некоторых певчих птиц, но большинство этого не делает. В любом случае, никто не преуспел в этом искусстве так, как попугаи.

Среди млекопитающих «имитаторов» и вовсе немного, разве что некоторые тюлени. Большинство животных не могут так управлять своими речевыми органами, чтобы настроить их повторять услышанные звуки. Способности обезьян в этом плане более чем скромны. К примеру, некоторые особи могут повторять звуки других, чтобы приспособиться к «диалекту» стаи, в которой оказались. А вот люди в искусстве подражания мало чем уступают попугаям и оставляют далеко позади всех прочих млекопитающих. Мы умеем имитировать новые звуки, и это получается тем лучше, чем дольше и усерднее мы упражняемся. Особенно хорошо это выходит со словами. Мы без особого труда повторяем новое слово, которое только что услышали.

А дети и вовсе учатся говорить, постоянно копируя речь взрослых. Эта способность — непременное условие существования звучащего языка. Если бы мы не умели имитировать чужую речь, никогда бы не выучились говорить и не смогли бы передавать язык из поколения в поколение. Но зачем мы вообще развили в себе эту способность? Ради языка — вот первый ответ, который приходит на ум. И тут же возникает проблема «курицы и яйца». Дело в том, что для эволюции не существует отдалённого будущего: те или иные качества не развиваются только потому, что будут полезны в дальнейшем. И если способность подражать необходима для появления языка, то на момент его возникновения она уже должна была быть.

Но в таком случае для её появления были другие причины. Для некоторых птиц имитация звуков окружающего мира — один из способов обогатить свой певческий репертуар. Попугаи делают это без видимой практической цели. Возможно, таким образом они рассчитывают завязать знакомство или приобрести влияние. Речь идёт в конечном счёте о новых возможностях совокупления. Что, если у человеческого таланта к имитации похожее происхождение? Быть может, у наших далёких предков способность подражать другим животным влияла на социальный статус? Никаких доказательств этой гипотезы у нас нет.

Учёные обратили внимание на подражательные способности современного человека, не связанные с лингвистическими целями. Охотники, грибники и прочие любители леса нередко подражают звукам животных как на охоте, так и позже, рассказывая о ней. В условиях, когда не было языка, эта способность могла иметь большое значение, скажем, при планировании совместной охоты. И это одна из возможных причин развития у человека «подражательного» таланта. Белая колли мчится в конец сада, где лежит несколько мячей и других игрушек, и возвращается с полосатым мячом. А теперь принеси утку. Некоторое время колли озадаченно перебирает игрушки, но в конце концов останавливается на жёлтой пластмассовой утке. Собака хватает лакомство, ложится рядом с хозяином и, довольная, жуёт.

Многие из нас пытались научить животных человеческому языку с более или менее переменным успехом. Одно очевидно для любого, кто пробовал учить лошадей, собак и других домашних питомцев, — их можно обучить понимать некоторые вербальные команды. Собаки без проблем усваивают команду «сидеть!

Июн 27, 2022 bored apes yacht club , криптовалюты , нацизм , неонацисты , расизм , расследования , скучающие обезьяны Крупнейший NFT проект может быть рассадником расизма NFT или невзаимозаменяемые токены — это одна из самых больших и горячих тем в Интернете, особенно если вы интересуетесь вопросом «Как заработать в сети быстро, желательно не вставая с дивана». Если вы хоть раз что-то искали на эту тему, то вы точно видели рекламу одной такой «штучки», которая принесёт вам небывалый доход.

Новости по теме

  • Главное сегодня
  • Викторина ко Дню знаний
  • Люди распознали жесты шимпанзе и бонобо
  • НОВЫЙ ШАГ К ПОНИМАНИЮ ЯЗЫКА ОБЕЗЬЯН: margarita_nik — LiveJournal
  • Обучение обезьян речи — Википедия
  • Горилла заговорила? Чем кончились попытки научить обезьян человеческой речи

Учёные поняли происхождение языка обезьян

Лучшие Ученые выяснили, что у шимпанзе есть свой примитивный язык Исследование, проливающее свет на эволюционную историю человеческого языка, показало, что у шимпанзе есть свой язык с синтаксисом и особенными звуками. Иногда простого крика вне зависимости от языка «О нет! Так, исследователи из Цюрихского университета решили с помощью небольшого розыгрыша выяснить, способны ли шимпанзе, — один из ближайших к человеку видов животных, — на подобный упреждающий уровень общения. Эксперимент показал: дикие шимпанзе в Уганде, вероятно, владеют собственным примитивным языком.

Язык обезьян Ученые использовали пранк розыгрыш с поддельными змеями, натянутыми на лески, для наблюдения и записи реакции шимпанзе.

Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов. Результаты показывают, что, хотя мы больше не используем эти жесты, мы, возможно, сохранили понимание этой системы общения предков.

Примечательно, что звуки из каждой группы голосовых вызовов, издаваемых шимпанзе, имели разное значение в зависимости от контекста использования. Ранее Yakutsk.

В частности, ученых поразило обнаружение 390 уникальных голосовых последовательностей в коммуникации обезьян и схожесть этих конструкций с различными типами предложений, составленных из комбинаций криков приматов. Однако до этого времени ученые оставались в неведении, сколь большое количество информации приматы могут передавать от особи к особи. В общей сложности было идентифицировано 12 различных типов структурированных коммуникаций приматов: хрюканье, пыхтение, уханье, лай, крики и прочее.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий