Медленно и торжественно входит в зал режиссер Всеволод Мейерхольд под руку с женой, актрисой Зинаидой Райх, неторопливо помогает ей снять пальто, бережно перебрасывает его через спинку стула. Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937).
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссёром Императорских театров – Александринского и Мариинского. Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов».
Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра
Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России.
«Театр Мейерхольда»: выставка-событие
Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. Имя режиссера-новатора Всеволода Мейерхольда (1874-1940) присвоили во вторник Новой сцене Александринского театра. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России.
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937). Легендарный Всеволод Мейерхольд, урождённый Карл Казимир Теодор Мейергольд, самобытный театральный актёр и режиссёр, не избежал внимания со стороны «компетентных органов» царизма.
Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко
Поэт оставил ей средства на воспитание детей Татьяны и Константина Есениных. Для Мейерхольда Райх тоже была второй супругой. От первого брака с Ольгой Мунт он имел трёх дочерей. В доме была большая терраса и русская печь. Балашихинская дача стала для режиссёра настоящим островком отдыха и тихой неспешной работы. Сталину постановка не понравилась. Последовали критические отзывы, в которых режиссёра обвиняли в пустом эстетстве. По распоряжению советского Совнаркома в 1938 году театр имени Мейерхольда закрыли. В приказе о закрытии театра говорилось, что театр «скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя». Мейерхольда арестовали в 1939 году.
Актерская гимнастика «биомеханика» — серия упражнений, этюдов, которые учат актера владеть этим инструментом. По мнению Мейерхольда, актер должен был вписывать свои движения в общий ритм спектакля. Режиссер часто сам показывал во время репетиций, как именно нужно двигаться. Есть мнение, что на портрете кисти Бориса Григорьева запечатлен момент, когда Мейерхольд дает наставление актеру. Еще примечательно, что на заднем плане портрета изображен лучник. Свою систему упражнений Мейерхольд сформулирует только через несколько лет после создания картины, но одним из пяти классических «биомеханических» этюдов будет именно этюд со стрельбой из лука остальные четыре — «Игра с камнем», «Пощечина», «Прыжок на грудь», «Удар кинжалом». Борис Григорьев. Достаточно сказать, что второй женой режиссера стала Зинаида Райх, бывшая до этого замужем за Сергеем Есениным. Мейерхольд усыновил и воспитал детей Есенина Татьяну и Константина, а Зинаиду, которая, по мнению современников, большими талантами не обладала, сделал звездой своих спектаклей. Когда каждый день общаешься с писателями и поэтами, несложно оказаться вписанным еще и в историю литературы. Тут можно вспомнить пронзительные строки из стихотворения Бориса Пастернака «Мейерхольдам»: «Той же пьесою неповторимой, Вы всего себя стерли для грима. Имя этому гриму душа». У Мейерхольда с Булгаковым, как впрочем, и со многими другими, отношения были натянутые. Тем не менее нельзя исключать, что режиссер и его жена Зинаида стали одними из прототипов Мастера и Маргариты. Мейерхольда ученики и поклонники называли Мастером. Булгаковский Мастер носит шапочку с буквой М — и у Мейерхольда есть запоминающийся головной убор, запечатленный на одном из портретов. Мейерхольда», 1917 год, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. Автор возмущается непонятным футуристическим спектаклем и выдает злобную фразу, с которой нам, людям 21 века, все же трудно не согласиться: «Нет, это Мейерхольд поспешил родиться. Не спорю. Очень возможно.
Тесную связь театр поддерживал и с Объединенной школой им. ВЦИК, его актеры работали в красноармейских клубах в качестве инструкторов драмкружков. Каждую неделю в театре, как правило, проводились просмотры работ красноармейских драматических коллективов. А в апреле 1926 г. Мейерхольд был избран почетным красноармейцем Отдельного Московского стрелкового полка и утвержден в данном звании приказом Реввоенсовета СССР, чем он очень гордился. Москва 28 апреля 1926 г. Утверждается в звании почетного красноармейца народный артист Всеволод Эмильевич Мейерхольд, избранный общим собранием начальствующего и красноармейского состава Отдельного Московского стрелкового полка. Мейерхольд вместе с З. Райх неоднократно выезжали за границу, прежде всего во Францию, как по делам театра, так и на лечение. В 1930 г. В документах иностранного происхождения, а именно в фонде Государственного управления национальной безопасности Франции, имеются сведения о том, когда Мейерхольд — Райх Всеволод и Зинаида так они проходят в большинстве документов ходатайствовали о выдаче им разрешения на въезд во Францию. В документах указывается, для какой цели они ехали, кто располагал о них сведениями во Франции, когда, в каких отелях и по каким конкретно адресам они проживали в Париже, Виши или Ницце. Сведения французской полиции дают некоторое представление о том, с кем Мейерхольд общался во Франции, с кем вел переговоры по поводу устройства театральных представлений. Например, находясь в конце октября—ноябре 1928 г. Клиши, 9. Из документов можно также узнать отношение французских властей к факту приезда режиссера и труппы его театра во Францию. В документах французской полиции, к примеру, за июль 1928 г. В частности, указывается о том, что по мнению «русских коммунистических кругов» в Париже, приезд Мейерхольда - Райха в Париж является следствием заявления наркома народного образования СССР Луначарского об изменениях методов пропаганды во Франции, о создании там «нового театра», который бы пропагандировал превосходство социалистических идей над буржуазными. Надо заметить, что 1928 г. Мейерхольда, поскольку осенью этого года встал вопрос о расформировании его театра. Причем ситуация вокруг Мейерхольда и его театра накалялась в течение нескольких лет, постепенно. Как известно, с середины 1920-х гг. В нее входили, в основном, новые, «рожденные революцией» писатели и драматурги, которые травили всех несогласных, включая А. Горького, В. Маяковского, В. Мейерхольда, А. Таирова и даже К. Нельзя забывать и о созданном в феврале 1923 г. Главном репертуарном комитете, в задачи которого входило предварительное рассмотрение драматургических произведений, прежде чем они могли быть поставлены в театре, а также контроль над их идеологической составляющей и запрещение неугодных пьес. В декабре 1926 г. Мейерхольд поставил в своем театре спектакль «Ревизор», а в январе 1928 г. Тогда один из критиков написал о том, что эти спектакли стали ответом РАППу и этапом борьбы режиссера за «право театра на самостоятельность». Рапповцы же объявили эти два спектакля полной изменой левому театру и идеям «Театрального Октября». Мейерхольд пытался учитывать обстановку, в которой приходилось работать, и беспокоился за будущее своего театра, поэтому, видимо, не случайно 19 марта 1928 г. Бубнову следующее письмо. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда просит Вас выделить представителя Вашей организации в состав Художественного Совета театра. Театр, ведущий свою работу в непрерывном контакте с советской общественностью и вместе с тем постоянно ищущий новых путей в искусстве, придает чрезвычайно большое значение персональному составу Художественного Совета. Театр просит Вас поэтому всесторонне обсудить вопрос о Вашем представителе и выделить товарища, действительно интересующегося вопросами театра. Просьба сообщить нам фамилию Вашего представителя». Летом 1928 г. Мейерхольд вместе с женой З. Райх отправились во Францию для решения творческих вопросов, в том числе, о возможности гастролей театра за границей, а также для прохождения курса лечения. Пробыв два месяца в Париже, Мейерхольд с женой выехали в Виши, а еще через месяц в Ниццу, где они смогли продлить разрешение на жительство сроком на месяц. А в этот же самый период в эмиграции остался знаменитый актер и режиссер М. Грановский, театр вернулся в Москву без него. И тут Мейерхольд посылает одну за другой депеши в Москву, в которых сообщал о том, что он заболел и предполагает провести за границей целый год, а так же о том, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить труппе гастроли по Германии и Франции. Разумеется, Мейерхольда так же стали подозревать в намерении не возвращаться из—за границы.
Он исполнял главные роли в постановках К. Станиславского, возглавлял театр имени В. Комиссаржевской, преподавал сценическое искусство, а также ставил множество спектаклей, в частности «Ревизор», «Сестра Беатриса», «Жизнь человека», «Дама с камелиями», «Клоп» и другие. Мейерхольд в 1940 году был признан изменником Родины и расстрелян, но в 1955-м его имя и честь восстановили посмертно.
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж. Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск». Берии 27 июня 1939 года «Признаю себя виновным в том, что, во-первых: в годах 1923—1925 состоял в антисоветской троцкистской организации, куда был завербован неким Рафаилом. Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого. В годы, приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли: Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена. Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года. Результатом этой связи были следующие преступные деяния в отношении моей Родины: а Я дал Грею рекомендательную записку на знакомство с зам. Подробные показания о своей антисоветской, шпионской и вредительской работе я дам на следующих допросах». Подтверждаете это? ОТВЕТ: Да, поданное мною на прошлом допросе заявление подтверждаю… В антисоветскую группу я был вовлечен неким Рафаилом, который руководил Московским отделением народного образования и одновременно Театром Революции, директором которого являлась Ольга Давыдовна Каменева Розенфельд — жена врага народа Каменева и сестра Иудушки Троцкого.
Я же был заведующим художественной частью и режиссером этого театра. В то время я познакомился со статьями Троцкого в его книге о культурном фронте и не только впитал распространяемые в ней идеи, но и отображал на протяжении всей своей дальнейшей работы. Он называл меня «неистовым Всеволодом», чем сравнивал с неистовым Виссарионом Белинским. Что касается Рафаила, то он хорошо знал о моих антисоветских настроениях и щедро отпускал средства на мои постановки в Театре Революции. Моя антисоветская вредительская работа заключалась в нарушении государственной установки строить искусство, отражающее правду и не допускающее никакого искажения. Я эту установку настойчиво и последовательно нарушал, строя, наоборот, искусство, извращающее действительность. Наряду с этим, я старался подорвать основы академических театров. Особенно сильный удар я направлял в сторону Большого театра и МХАТа, и это несмотря на то, что они были взяты под защиту самим Лениным… После 1930 года моя антисоветская работа еще более активизировалась, так как я возглавил организацию под названием «Левый фронт», охватывающую театр, кино, музыку, литературу и живопись. Мое антисоветское влияние распространялось не только на таких моих учеников, как Сергей Эйзенштейн, Василий Федоров, Эраст Гарин, Николай Охлопков, Александр Нестеров, Наум Лойтер, но и на ряд представителей других искусств. Назовите их!
Здесь мое влияние распространялось на Сергея Эйзенштейна, который является человеком, озлобленно настроенным против советской власти. Нужно сказать, что он проводил и практическую подрывную работу. Но эта картина, как искажающая классическое произведение, не была допущена до экрана. По линии кино — это все. В живописи, например, под моим влиянием находился Давид Штернберг. Еще более антисоветски настроен мой бывший ученик, художник Дмитриев. Что касается литературного фронта, то антисоветские разговоры, направленные против партии и правительства, я неоднократно вел с Борисом Пастернаком. Он вообще настолько озлоблен, что в последнее время ничего не пишет, а занимается только переводами. Аналогичные позиции занимает поэт Пяст. Вплоть до его ареста прямые антисоветские разговоры были и с писателем Николаем Эрдманом.
Экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные приемы и изучал традиции старинных театров. В нашей постоянной рубрике — карточки с самыми интересными фактами из жизни великого реформатора сцены.
И все же страх был велик.
Он виден, в частности, в том, что только 9 авторов писем, зная, что речь идет о реабилитации, осмелились употребить в своих текстах это слово. Положено писать представление в ЦК. А кто я такой, чтобы ко мне прислушались?
Я по чинам всего-навсего старший лейтенант, мое представление обязательно направят на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вся куча собранных материалов прахом полетит. Никому, думаю, не найти документов убедительнее тех, которые у меня собраны. В них были ответы на все вопросы.
Ясно, что Мейерхольд из богатой семьи, что не убежал от революции за границу. Перешел на сторону Советской власти. На юге белые даже приговаривали его к расстрелу, об этом мы достали белогвардейскую газету.
О том, что он создал революционный театр, в свое время печатались книги, живы-здоровы работавшие с ним актеры, они давно народные-перенародные, а могли бы, как он, числиться во вредителях. Обвиняли Мейерхольда в том, что он враг Станиславского, но и здесь у меня есть ответ из книги самого Станиславского. Думал я, думал и решился.
Буду, решил, рисковать. И рискнул. Черт с ними со всеми, думаю, вынул из папки и порвал бумажку "Прошу переговорить" , которой начальник предупреждал, что сначала надо ставить вопрос об отмене решения о театре Мейерхольда, а потом уже о реабилитации его самого.
Доложил дело по начальству. Начальство мне все подписало. Так, думаю, в прокуратуре проскочили, посмотрим, что будет в Верховном Суде.
У меня в тот день шли три дела, мейерхольдовское я втолкнул в середину, и оно в тот же день прошло благополучно, Мейерхольд был реабилитирован". Как удалось избежать того, что не помешали реабилитации Всеволода Эмильевича те, кто оставался в его врагах, продолжал считать его формалистом и так далее? Спасибо Ильинскому.
Он мне… сказал: "Смотри, у него много врагов, многие не захотят, чтобы он воскрес… Но это все ерунда". Это Ильинский меня надоумил. И Бабанова.
Благодаря им я точно знал противоборствующие стороны, знал врагов Мейерхольда и знал, как их подавить. Во-первых, из Театральной библиотеки, из ее закрытых фондов, было взято все ценное из напечатанного о Мейерхольде при его жизни с 1922 года. Недаром тесть сидел там, на Пушкинской, 8, несколько месяцев.
Затем я закрылся Бахрушинским музеем: они дали полную раскладку каждого спектакля, поставленного Мейерхольдом после 1922 года, анализ всей работы его театра и даже его ленинградских постановок. Этот документ выглядел очень авторитетно. И, наконец, я располагал огромным числом писем от крупнейших деятелей культуры.
И когда силы, не желавшие реабилитации Мейерхольда, возникли, они не могли уже ничего изменить. Михайлову официальное письмо о том, что В. Мейерхольд полностью реабилитирован.
Министерство восприняло это известие как взрыв атомной бомбы. От министра тут же был звонок моему начальнику.
Неприглядно, с вызывающими тошноту подробностями. Латинское «так проходит мирская слава» к Мейерхольду неприменимо. На него до сих пор молятся, и чем дальше — тем истовее. Но далеко не все были в восторге от художественных новаций ниспровергателя при его жизни. Талантливее прочих проехались по Эмильевичу Ильф с Петровым в «Двенадцати стульях». С дурацкими экспериментами и плакатностью «Чего молчишь, как Лига Наций?
Гайдай в экранизации романа от души поизмывался над выдумывавшими за авторов прогрессивный подтекст «глубоко копает». И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда — Эраста Гарина. Тот знал, что играть. С началом «оттепели» отдельные кружки богемы вновь заболели эксцентрикой Мейерхольда. Попытка её реанимации была предпринята не только Театром на Таганке, но и в кино.
Как в СССР убили Мейерхольда.
Райх пишет под диктовку мужа статьи и письма, активно участвует в административной и творческой жизни созданных им театров и мастерских, преподает биомеханику Биомеханика — театральный термин, введенный Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актера к выполнению задания.. В 1924 году она дебютировала как актриса в спектакле «Лес», сыграв Аксюшу, и с тех пор становится примой ГосТИМа и притчей во языцех для всего театрального мира. Дочь Зинаиды Райх, Татьяна Есенина, пыталась в переписке с автором первой советской биографии Мейерхольда Константином Рудницким уточнить обстоятельства сотрудничества режиссера и его жены: «В 1922 году Мейерхольд женился на женщине без специальности кстати, она тогда только что вышла из психиатрической лечебницы. Ни малейшего отношения к театру она не имела. Учиться же она стала на режиссерском факультете и актрисой стать не собиралась.
Можно найти относящиеся к тому времени высказывания Вс. Таким образом, в 1924 году в возрасте 30 лет она сыграла свою первую роль, причем большую, не имея никакой профессиональной подготовки. Есенина о В. Мейерхольде и З.
Зинаида Райх в роли Аксюши в спектакле «Лес». Однако его спектакли, позже признанные шедеврами, — «Мандат» 1925 , «Ревизор» 1926 , «Горе уму» 1928 — вызывают все больше нареканий и справа, и слева. Были места неравного значения и в нем, но так именно и дышит всякая творческая ткань: тут ядро, там протоплазма. Первая гроза Всеволод Мейерхольд на репетиции.
ГосТИМ получил бюджетное финансирование только в 1927 году, гораздо позже, чем так называемые АКИ, академические театры. Но и это не помогло в довольно отчаянном положении, в котором оказался Мейерхольд. Сторонников не было. От травли у Мейерхольда апатия и художественное упрямство.
Искать связей, улещивать кого-то , домогаться нет сил у Мейерхольда администрация в театре, как на грех, все годы слабая, не энергичная , а потому я решила, простите, родной очень Вас таким чувствую — оттого реву всегда от удовольствия, когда вижу Вас , просить и умолять о помощи и поддержке» «…Мы оказались в невероятном одиночестве». Письмо З. Райх А. Горькому 20 июня 1928 года.
Публикация, вступительный текст и примечания В. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Распространяется слух о том, что Мейерхольд собирается остаться в Европе, и газеты торопятся сообщить о расформировании его театра. На этом фоне Мейерхольд пытается объяснить Луначарскому серьезность проблем своего здоровья: «После рентгеновского обследования врачами поставлен диагноз: расширение сердца, аорты и болезнь печени.
Все это вызывает необходимость трехнедельного лечения в Виши, после чего придется выехать для продолжения курса на юг Франции. Убедительно прошу Вас заявить печати, что слухи о моем отъезде за границу навсегда абсолютно неверны. Уверен, что Вы примете все меры не только к сохранению театра моего имени, но и к улучшению его положения. Руководство театром я не оставлял ни на одну минуту даже во время лечения.
Буду неустанно переписываться с теми товарищами, которым мною предложено временно руководить труппой» В. Париж, 19 сентября 1928 года На репетиции спектакля «Баня» по пьесе Владимира Маяковского в Московском Государственном театре им. Так что и гастроли разрешены, и даже выделены деньги на реконструкцию старого здания тетра. Успокоенный Мейерхольд пишет своему младшему другу, композитору Оборину: «Осень сейчас здесь такая чудесная.
Столько в ней здоровья и крепости! Смотрю и думаю: моя осень должна быть вот такой же. Хочу этого, и будет так. Но ведь в природе, ах, какие хитрые модуляции.
В нежном трепете желтых листьев слышу музыку весны и той, которая позади, и той, которая скоро снова придет. Нет отдельно осени, нет отдельно весны. Здесь сплетения, как в венке сонетов. Вот отчего так люблю юность.
Вот отчего так полюбил Вас, милый Лев Николаевич. О сердце моем что писать? Локшиной Хеся Александровна Локшина 1902—1982 — советский режиссер и сценарист. Отсрочка дана.
Из письма Всеволода Мейерхольда Льву Оборину. Пресса и зрители принимают театр с огромным энтузиазмом, успех Зинаида Райх описывает в своем письме тому же Оборину: «Позавчера генералка, вчера премьера. Успех, триумф!!! Он ходит довольный и счастливый!
Как же! Овации и аплодисменты были столь бурные, что он долго не уходил со сцены, публика буквально ревела от восторга!
Почти одновременно со зрителями в зал входят артисты, по одному, по двое, рассаживаются в первом ряду, оглядываются на зал, словно ищут знакомых. Зрители невольно становятся не молчаливыми свидетелями, но участниками действия.
Частью коллектива работников ГосТиМа. Валерий Степанов в роли председателя собрания Михаила Мухина предлагает секретарю Виктору Громову Александр Вострухин зачитать статью Платона Керженцева, затем предоставляет слово товарищу Мейерхольду. Медленно и торжественно входит в зал режиссер Всеволод Мейерхольд под руку с женой, актрисой Зинаидой Райх, неторопливо помогает ей снять пальто, бережно перебрасывает его через спинку стула. Поднимается на сцену, внимательно смотрит в зал.
Артисты ждут его покаянного слова, признания ошибок и уверений в скорейшем их исправлении. Владимир Кошевой играет Всеволода Мейерхольда тонко, нервно, не без налета идеализации образа, особенно в сценах репетиций, разбивающих протокольное собрание. Большую часть действия Кошевой сидит спиной к залу, в первом ряду. Смотреть на то, как он слушает своих высказывающихся актеров, чуть поднимая плечи, словно от ударов, тщетно пытаясь выпрямиться, придавленный непосильной ношей, больно и страшно.
Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра.
В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России. Иванова с В.
Шварсалон с роли Эусебио. Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М.
Крестовской в Молодёжном фин. Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения».
Эта затея не воплотилась по техническим причинам, и было принято решение ставить спектакль в помещении. В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» К. Гамсуна 1908 , «Шут Тантрис» Е.
Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона 1915 , «Гроза» А. Островского 1916 , «Маскарад» М. Лермонтова 1917.
В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. В 1918 году Мейерхольд вступил в РКП б. После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В.
Маяковского 1918. С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А.
В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь».
Еще в 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений, в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением. В 1920 году в Москве создан Государственный театр имени Вс. В 1922—1924 годах Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции.
В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз.
Продолжил работу над оперой « Риголетто ». Мейерхольд высоко ценил дарование композитора Сергея Прокофьева , неоднократно пытался поставить оперу « Игрок », балет « Стальной скок », однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой « Семён Котко ». Арест и расстрел[ править править код ] Фотография НКВД после ареста 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде ; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск [24] [ нет в источнике ]. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [25] [ неавторитетный источник ]. Вскоре 15 июля она была убита неустановленными лицами.
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками [26] , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову : …Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток… [27] Предписание В. Ульриха о расстреле осуждённых. В списке Я. Боярский , М.
Режиссеры, интриги и цензура
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Википедия | Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих. |
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец | Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России. |
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон | Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. |
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд | Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. |
Как в СССР убили Мейерхольда.
Все эти планы, однако, полетели вверх тормашками после того, как ВКП б весной того же года стала уделять искусству еще больше внимания, и после секретных писем руководителям театров, установивших в этой сфере жесткий цензурный режим. В конце концов в 1932 году выпустили из пяти планируемых всего одну постановку «Нюрнбергские мейстерзингеры» , вскоре бешено разруганную за формализм. Между тем «Новости дня» должны были стать своеобразной кульминацией, символически значимым событием, свидетельствующим о лидерском, общеевропейском ранге Малого оперного театра. Впрочем, премьера состоялась в Берлине — «Новости дня» успели поставить в Кролль-опере которую вскоре, несмотря на многочисленные протесты интеллигенции, закроют под давлением нацистов и правых под руководством дирижера Отто Клемперера, который немного раньше приглашал Мейерхольда в Берлин же — на другую несостоявшуюся постановку. Мейерхольд в своем режиссерском плане вновь как в «Соловье», но иначе решительно делает тот шаг, к которому в те же годы призывал Брехт, обрушившийся на «кулинарный» характер оперы. По-брехтовски разделяя средства художественной выразительности оперного спектакля по некоторым данным, и сам Брехт появлялся в списках участников творческих бригад Малого оперного в 1932 году , он пересоздает не только «Новости дня», но каноны оперы как вида искусства. Очевидно сопоставление плана «Новостей дня» с опытом сотрудничества Мейерхольда с Вишневским, с «Последним решительным» и нереализованной постановкой «Германия», намечавшейся в ГосТИМе. Проблемы, поставленные перед автором русских текстов «Новостей дня», оказались во многом разрешенными в «Последнем решительном». Слова об антиопере не были полемической обмолвкой драматурга.
Возможно, «Последний решительный» стал самостоятельным сочинением не сразу, многое в нем родилось из «сценария аттракционов», являющихся вторым первым — в сценическом смысле планом в «Новостях дня», лишь затем зажив собственной жизнью. Одновременно слова об «антиопере» вызывают в памяти другой текст, по своей значимости в развитии отечественной культуры вполне классический. Это одиозная статья «Сумбур вместо музыки», опубликованная в газете «Правда» 28 января 1936 года. Там, среди прочего, прозвучит: «Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Любопытно, что уже в выступлении в конце 1935 года, совсем незадолго до статьи «Сумбур вместо музыки», Дмитрий Шостакович высказал сожаление по поводу неосуществленных «Новостей дня»: композитор явно не собирался «перековываться». Как известно, трудовую книжку Мейерхольда закрывает запись о работе главным режиссером в Оперном театре имени К. Станиславского, куда он был приглашен самим Константином Сергеевичем. Как будто еще раз замкнулся круг рембрандтовской притчи.
Начав с постановок по лекалам МХТ, Мейерхольд вновь работает по планам Станиславского: здесь он завершил «Риголетто» и «Дарвазское ущелье», спектакли, которые Станиславский не успел поставить. Но здесь же он работал над еще одним несбывшимся спектаклем, вновь прокофьевским — «Семеном Котко», огромными усилиями Мейерхольда включенным в репертуар театра. Тема Гражданской войны в их разработках звучит неожиданно. Огненный накал прокофьевской драмы отчетливо контрастирует с прозрачно-ренессансной атмосферой декорации, увиденной сквозь призму наивно-фольклорного взгляда. Узнаваемый степной рельеф юга Украины с его низким горизонтом, слепяще-белые мазанки с соломенными крышами — все эти характерные мотивы напоминают тышлеровские иллюстрации к «Уляляевщине». Но здесь, как и в его «Махновщине», в мельчайших деталях страшного времени растворена странная нотка фантасмагорического карнавала. Подобно Пикассо, Шостаковичу или Блоку, Мейерхольд при всем его протеизме, при всей стилевой переменчивости делал всю жизнь и всею жизнью одно огромное произведение — не спектакль, а именно опус. Те его сцены, которые прошли перед закрытым от зрителя занавесом, не менее увлекательны, чем показанные.
Они имели все шансы не просто на успех — каждый из них мог стать открытием, художественным переворотом в оперном мире. Его идеи опережали свое время. Но и время было не самое подходящее. И, как это ни горько звучит, сам Мейерхольд был его, этого времени, не только символической, но и созидающей фигурой. В списке сбывшегося Мейерхольд предстает перед нами как профессиональный музыкант не будем забывать о неудавшейся карьере скрипача , тонкий стилист и стилизатор. В списке несбывшегося — как реформатор, революционер и провидец.
Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Труппа получила название «Товарищество новой драмы». Сезон открылся 22 сентября 1902 года. В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года у них родилась вторая дочь, татьяна. Сам же вместе с труппой выехал на гастроли - сначала в Николаев, потом в Севастополь. В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. В мае 1905 года он был приглашен Станиславским в театр-Студию на Поварской. Однако в октябре, после генеральной репетиции «Смерти Тентажиля» М. Метерлинка, Станиславский отказался продолжать эксперимент и Театр-Студию закрыли. Осенью 1906 года В. Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром Драматического театра. Открытие театра состоялось 10 ноября в новом помещении на Офицерской улице. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей — «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Сезон в театре на офицерской завершился 4 марта 1907 года. В 1907—1918 годах Мейерхольд работал в петербургских Императорских театрах, поставив там 21 драматический спектакль и 10 музыкальных. Мейерхольд приходил домой только ночевать. Он жил тогда рядом с Мариинкой Театральная площадь,2. В семье уже было три дочери. Младшую звали Машей. В петербургский период работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. Всеволод Эмильевич преподавал в театральной школе К.
Там же, на студии, я виделся и с И. Долго не мог я поймать Д. Шостаковича и условиться о встрече с ним. Он собирался в Ленинград, и я попросил его перед отъездом повидаться со мною, заехать в прокуратуру, но, когда он приехал, я увидел, что сделал огромную ошибку. У нас в прокуратуре на Кировской, 41 обычно кругом было полно народа, места не найдешь спокойно поговорить, а Шостаковичу, когда он узнал от меня правду о гибели Всеволода Эмильевича, стало дурно, совсем плохо, еле вынесли его от меня. После этого я уже никого не вызывал, ездил к людям сам. Однажды, помню, являются ко мне в прокуратуру Кукрыниксы. Мы тоже работали со Всеволодом Эмильевичем, хотим написать вам о нем! Для хода реабилитации эти отзывы были очень важны. Становилось очевидным, что не стали бы такие заметные люди рисковать именем, званиями, если бы Мейерхольд того не заслуживал. Выглядели письма очень веско, никто не ограничивался простым "Я знал Мейерхольда", писали о чем-то конкретном, о каком-то спектакле и т. Я понимал, что в 1955 году с А. Яблочкиной спорить никто не станет, она любого переспорит и свои слова отстоит. Я к ней ездил домой, она меня чаем-вареньем угощала и написала о Мейерхольде прямо мне от руки. Я попросил разрешения снять копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на память себе оставил. Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека. Я находился под очень сильным впечатлением этого. Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути". Никак нельзя сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немалая, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос Военной прокуратуры написать положительный отзыв о Мейерхольде. Ведь все это было еще до XX съезда, перелом происходил труднейший, все привыкли бояться, над каждым палка висела, Мейерхольда-то уже давно не было в живых, а они все работают, могло казаться, что карьера повисает на волоске. Поэтому хочется, чтобы сегодня люди читали эти письма, они характеризуют и Мейерхольда, и тех, кто их писал. Это хождение за письмами — уникальный сюжет: несколько десятков людей с именами, не зная после ареста Мейерхольда в 1939 году ничего о его дальнейшей судьбе, узнавали от Ряжского страшную правду и пытались способствовать возвращению мастера театра в культуру. И все же страх был велик. Он виден, в частности, в том, что только 9 авторов писем, зная, что речь идет о реабилитации, осмелились употребить в своих текстах это слово. Положено писать представление в ЦК. А кто я такой, чтобы ко мне прислушались? Я по чинам всего-навсего старший лейтенант, мое представление обязательно направят на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вся куча собранных материалов прахом полетит. Никому, думаю, не найти документов убедительнее тех, которые у меня собраны. В них были ответы на все вопросы. Ясно, что Мейерхольд из богатой семьи, что не убежал от революции за границу. Перешел на сторону Советской власти. На юге белые даже приговаривали его к расстрелу, об этом мы достали белогвардейскую газету. О том, что он создал революционный театр, в свое время печатались книги, живы-здоровы работавшие с ним актеры, они давно народные-перенародные, а могли бы, как он, числиться во вредителях. Обвиняли Мейерхольда в том, что он враг Станиславского, но и здесь у меня есть ответ из книги самого Станиславского. Думал я, думал и решился. Буду, решил, рисковать.
Петр Вильямс. Приношу извинение за беспокойство. От лица всего коллектива приношу Вам глубочайшую благодарность. С коммунистическим приветом, Всеволод Мейерхольд» Цит. Из письма Всеволода Мейерхольда Льву Троцкому. Творческая зрелость Мейерхольд не был любимцем вождей Советского государства. Однако в 1923 году к юбилею — 25 лет актерской и 20 лет режиссерской деятельности — ему дают звание народного артиста Восьмому в стране — первым был Шаляпин. Впрочем, обвинения тоже не заставляют себя ждать. Красный директор Большого театра товарищ Малиновская убеждала Луначарского засадить Мейерхольда в сумасшедший дом, а сам Луначарский называл его театр «веселым домом». Зато вокруг него много талантливой молодежи — это и люди театра, и кинематографисты, и художники, и музыканты. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. В 1921 году 48-летний мастер разводится с Ольгой Мунт и женится на 28-летней Зинаиде. Супруги берут общую фамилию — Мейерхольд-Райх. Двух малолетних детей Зинаиды от Сергея Есенина Мейерхольд усыновляет. С тех пор пара не расстается. Райх пишет под диктовку мужа статьи и письма, активно участвует в административной и творческой жизни созданных им театров и мастерских, преподает биомеханику Биомеханика — театральный термин, введенный Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актера к выполнению задания.. В 1924 году она дебютировала как актриса в спектакле «Лес», сыграв Аксюшу, и с тех пор становится примой ГосТИМа и притчей во языцех для всего театрального мира. Дочь Зинаиды Райх, Татьяна Есенина, пыталась в переписке с автором первой советской биографии Мейерхольда Константином Рудницким уточнить обстоятельства сотрудничества режиссера и его жены: «В 1922 году Мейерхольд женился на женщине без специальности кстати, она тогда только что вышла из психиатрической лечебницы. Ни малейшего отношения к театру она не имела. Учиться же она стала на режиссерском факультете и актрисой стать не собиралась. Можно найти относящиеся к тому времени высказывания Вс. Таким образом, в 1924 году в возрасте 30 лет она сыграла свою первую роль, причем большую, не имея никакой профессиональной подготовки. Есенина о В. Мейерхольде и З. Зинаида Райх в роли Аксюши в спектакле «Лес». Однако его спектакли, позже признанные шедеврами, — «Мандат» 1925 , «Ревизор» 1926 , «Горе уму» 1928 — вызывают все больше нареканий и справа, и слева. Были места неравного значения и в нем, но так именно и дышит всякая творческая ткань: тут ядро, там протоплазма. Первая гроза Всеволод Мейерхольд на репетиции. ГосТИМ получил бюджетное финансирование только в 1927 году, гораздо позже, чем так называемые АКИ, академические театры. Но и это не помогло в довольно отчаянном положении, в котором оказался Мейерхольд. Сторонников не было. От травли у Мейерхольда апатия и художественное упрямство. Искать связей, улещивать кого-то , домогаться нет сил у Мейерхольда администрация в театре, как на грех, все годы слабая, не энергичная , а потому я решила, простите, родной очень Вас таким чувствую — оттого реву всегда от удовольствия, когда вижу Вас , просить и умолять о помощи и поддержке» «…Мы оказались в невероятном одиночестве». Письмо З. Райх А. Горькому 20 июня 1928 года. Публикация, вступительный текст и примечания В. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Распространяется слух о том, что Мейерхольд собирается остаться в Европе, и газеты торопятся сообщить о расформировании его театра. На этом фоне Мейерхольд пытается объяснить Луначарскому серьезность проблем своего здоровья: «После рентгеновского обследования врачами поставлен диагноз: расширение сердца, аорты и болезнь печени. Все это вызывает необходимость трехнедельного лечения в Виши, после чего придется выехать для продолжения курса на юг Франции. Убедительно прошу Вас заявить печати, что слухи о моем отъезде за границу навсегда абсолютно неверны. Уверен, что Вы примете все меры не только к сохранению театра моего имени, но и к улучшению его положения. Руководство театром я не оставлял ни на одну минуту даже во время лечения. Буду неустанно переписываться с теми товарищами, которым мною предложено временно руководить труппой» В. Париж, 19 сентября 1928 года На репетиции спектакля «Баня» по пьесе Владимира Маяковского в Московском Государственном театре им. Так что и гастроли разрешены, и даже выделены деньги на реконструкцию старого здания тетра. Успокоенный Мейерхольд пишет своему младшему другу, композитору Оборину: «Осень сейчас здесь такая чудесная. Столько в ней здоровья и крепости! Смотрю и думаю: моя осень должна быть вот такой же. Хочу этого, и будет так.