Новости венчание на царство грозного

25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. 6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина.

Иван Грозный

Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.

Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного

Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии.

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство.

Первый русский царь

В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. Московские цари и Российские императоры венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти, 1479). Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным.

Венчание на царство

Это воззрение на власть подкреплялось у византийских Императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфи-рогенит 913—959 пишет в наставлениях своему сыну: «Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским Царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы». Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов. Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари.

Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так — «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя». Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства.

В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г.

В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха». При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста. При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г.

Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г. Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г. Обряд венчания совершил патриарх Иосиф. Чин венчания Федора Алексеевича 16 июня 1676 г. После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г.

С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. РИЙ в миру — Михаил 1482— 30. Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей.

Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции. В 1542 г.

Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия. Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве. В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г.

День памяти: 30 декабря 12 января. ЛИИ от лат. То же, что инсигнии — от лат. Сведения о древних символах верховной власти — предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» уставах коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках. На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях.

После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император".

Обряд венчания на царство являлся главной государственной церемонией и состоял из нескольких следовавших друг за другом этапов, самые важные из которых происходили в Успенском соборе Московского Кремля. Кульминационным моментом всего действа было возложение регалий на будущего царя. До настоящего времени сохранилась Грамота константинопольского патриарха Иоасафа II и собора Православной восточной церкви об утверждении за Иваном IV царского титула. Таинство миропомазания — одно из основных моментов Венчания на царство. Обычно миропомазание совершалось и над простыми людьми — при крещении. А над царем этот обряд проводили два раза в его жизни. Кульминационным моментом всего действа было возложение регалий на будущего царя 4. Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при Федоре Ивановиче. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля.

1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим

Член Общественной палаты, историк Вячеслав Манягин: 16 января можно назвать днем рождения великорусского государства. До того как Иван Васильевич венчался на русское царство, наше государство считалось княжеством. А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем — потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский. Русский царь стал императором православной империи, ибо, по христианскому учению, православная империя должна быть одна!

Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен.

В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах. Каким остался в истории первый русский царь В историю первый русский царь, прозванный «Грозным», вошел как противоречивая личность. С одной стороны он способствовал развитию государства: провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. При Иване Грозном были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское княжества, присоединены другие земли. В то же время Иван IV ввел опричнину, которая привела к разорению земель и террору, да и властитель не отличался покладистым нравом.

Первая представляла собой царский удел с центром в Александровской слободе и новыми принципами управления, вторая — все прочие территории с традиционным укладом. Были созданы Боярская дума и опричное войско. Начались преследования и казни боярско-княжеской элиты. Первыми жертвами стали представители родов Шуйских, Головиных и Оболенских. Была объявлена борьба с изменниками и крамолой. Кульминацией стал поход на Новгород, где в ходе разгрома, грабежей и насилия со стороны опричников были жестоко убиты несколько тысяч человек, включая женщин и детей. Многие во время политической зачистки были казнены публично. После этих кровавых событий в народной памяти запечатлелся образ правителя-тирана, растиражированный в наше время множеством мифов, далеких от действительности. Если взглянуть на цифры, исторический контекст и опыт других стран той эпохи, становится очевидно, что Ивана Грозного зря ставят в один ряд с Владом Цепешем или Жилем де Ре. Нельзя оправдать преступления против невинно убитых людей, но в сравнении с западными правителями того времени, казнившими сотни тысяч, Ивана Грозного не назовешь одержимым жестокостью деспотом. Личная жизнь: жены и наследники Иван Грозный был женат восемь раз. Два из этих браков не подтверждаются исторической наукой и вызывают разногласия в научном сообществе. Однако ближе к концу жизни Иван Грозный, будучи очень богобоязненным человеком и страдая от тяжелых болезней, признавал за собой блуд и раскаивался в грехах. Во время покаяния он упоминал многочисленные связи с женщинами и незаконнорожденных детей. Первый и самый долгий его брак 13 лет с Анастасией Захарьиной-Юрьевой был заключен 3 февраля 1547 года, сразу после венчания Ивана IV на царство. Шестнадцатилетний государь встретил Анастасию на смотре невест и выбрал ее не по политическим мотивам, а из-за искреннего интереса к девушке. У супругов родилось в браке шестеро детей. Великая княгиня Анастасия благотворно влияла на настроение и характер Ивана Грозного. Летом 1560 года царица тяжело заболела и умерла, предположительно — была отравлена. Тридцатилетний Иван Васильевич тяжело переживал утрату, его нрав сильно ухудшился, а методы управления государством стали заметно жестче. Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г.

Новости и события Российского исторического общества

На Руси состоялось первое венчание на царство 25 января 1547 г. Кроме того, Византийского императора величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь». А великие князья хотели быть преемниками Византии. Официальный титул царя на Руси появился 16 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV.

Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула.

Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Значение титула «царь» Слово «царь» происходит латинского слова «цезарь». Цезарь — это обязательная часть титула императоров времен Римской империи. До правления Ивана Грозного на Руси титулом «царь» именовали только ханов Золотой орды, Римских и Византийских императоров.

Тогда как русские правители носили титул «великого князя», и на княжение назначались ордой и церковным обрядом настолования. Кто был первым царем на Руси 13 декабря 1546 года Иван Васильевич, высказал митрополиту Макарию намерение жениться. Но перед этим митрополит предложил юному правителю венчаться на царство.

Обращаем ваше внимание на то, что наш музей не сотрудничает ни с одной интернет-площадкой по продаже билетов и не гарантирует посещения Кремля и Оружейной палаты по билетам, приобретенным на сторонних сайтах. Просим вас приобретать билеты только на сайте kreml. Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз. У вас будет возможность не просто увидеть выставку и прослушать экскурсию, но узнать историю работы над этим уникальным выставочным проектом, задать вопросы и пообщаться с авторами выставки. Музеи Кремля приглашают на концерт «Пасхальная радость» из цикла «Музыкальные встречи в Кремле» 20 мая 2024 г.

Специально для концерта «Пасхальная радость» музыкантами была предложена интересная и разнообразная программа, в которую войдут духовные произведения и романсы знаменитых русских композиторов XIX—XX веков — П. Чайковского, С. Рахманинова и А. Скрябина, а также сочинения наших современников — Р. Щедрина, А. Левина, А. Клевицкого, диакона Р. Галиева, Л.

Чайковского, С. Рахманинова и А. Скрябина, а также сочинения наших современников — Р. Щедрина, А. Левина, А. Клевицкого, диакона Р. Галиева, Л. Долгановой и других именитых и талантливых композиторов. Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет.

Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту. С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М. Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н.

466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси

Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку.

В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков.

За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии.. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство». И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город. Война приняла затяжной характер. В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста. Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя. А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто...

Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя. Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту. Он думал вернуть Литву и наказать Польшу. Однако с 1583 года царь стал чувствовать себя хуже. Поссевино, давая отчет о своей деятельности, в августе 1582 года высказал мнение, что царь Иоанн «безнадежно болен». Поссевино занимал в ордене иезуитов и при папском дворе высокое положение, и его слова нельзя считать случайными. Мы не знаем многих тайн того времени, но знаем, что иезуиты никогда не брезговали кинжалом и ядом. Да и оккультисты не «забывали» Русь. Еще в 1571 году на Руси был выявлен и после допросов признался в колдовстве некий Бомелий, подвизавшийся при дворе Иоанна Грозного в роли придворного медика. А был он ко всему прочему астрологом и впутал в свои «сети» ряд бояр, в том числе и опричников.

Следы его антихристианской деятельности вели в Новгород. Бомелий пытался подорвать веру у русских вельмож, но был подвергнут пыткам и «всенародно сожжен на Красной площади в Москве». Иоанн Грозный добрался до самого дна заговора против Святой Руси и 18 марта 1584 года дал приказ о допросе и казни всех пойманных чародеев и астрологов, но не успел привести его в исполнение...

Иван Грозный внес и собственные коррективы в византийские традиции: так, пришедший из Византии термин «самодержец» изначально говорил о независимости правителя. При Грозном же значение слова было расширено — помимо независимости от внешних сил, он стал означать неограниченную власть правителя в стране. По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами.

На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae. Впрочем, историки в эту теорию не верят.

Но со временем, а точнее в 1561 году перед женитьбой на Марии Темрюковне, «в Москву прибыли послы от константинопольского патриарха. Вселенский собор специальной грамотой подтверждал право московита на царский титул. Глава вселенской православной церкви освятил своим авторитетом власть православного московского царя. Затеянные по этому поводу пышные богослужения призваны были поднять престиж монарха и его нового правительства» [13]. При этом, Грозный, «…получив от них искомый акт о признании царем, он уклоняется от повтора церемонии венчания в присутствии специально приехавших константинопольских архиереев. Отказался даже от благословения на том основании, что те при проезде через Литву прикладывались к католическому кресту» [14]. Окончательно вопрос с титулом царя будет закрыт в 1575 году при помощи племянника Марии Темрюковны, известного как Симеон Бекбулатович. У них родился сын Саин-Булат. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. Золотой Орды в то время уже не было, но оставалось политическое понятие чингизида и правило, что править может только чингизид. В 1575 году Грозный отрекся от престола в пользу племянника Марии Темрюковны. Он правил в Московском государстве год, Грозный соблюдал принятые уничижительные формы обращения подданного к своему царю, при этом Иван Васильевич реальные бразды правления государством из своих рук не отпускал. Два портрета Симеона Бекбулатовича. В 1576 году Симеон Бекбулатович отрекся от престола в пользу Грозного, этим решили проблемы в оспаривании царского титула царя перед Западом и всеми недовольными, тем самым окончательно возвысив Московию, подняв от уровня княжества на уровень государства, которым правит самодержец. В 1575 году Марии Темрюковны уже не было в живых, она была отравлена в ходе заговора, но Грозный продолжал поддерживать отношения с ее родными. Вот таким образом при помощи родни покойной жены из Кабарды был решен важнейший геополитический вопрос, как для царя, так и для Московского государства. Список использованной литературы и ссылки на источники: [1] Мазуров В. Правда и ложь об Иоанне Грозном. Василий III. Иван Грозный. Правда об Иване Грозном. Грозная опричнина. Исторический очерк. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Славянский разлом. Украинско-польское иго в России.

Об этом говорит факт попытки захвата власти в 1537 году родственником Ивана Васильевича — Андрей Старицкий. Совершеннолетия наследник престола достиг в 1545 году, то есть когда ему исполнилось 15 лет. В декабре 1546 года он захотел жениться, а митрополит Московский Макарий предложил ему венчаться на царство. Учитывая размеры территории, которой к 1547 году предстояло управлять Ивану IV, титул великого князя казался сомнительным и ставил его на равных с правителем соседнего Великого княжества Литовского. Царское самодержавие олицетворяло торжество Православной веры. Самой власти царя придавалось божественное происхождение. У историков до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, от кого происходила инициатива принятия царского титула. Одни считают, что у Ивана Васильевича рано сформировалось стремление к власти, а другие предполагают, что идею ему мог подсказать митрополит Макарий. Россия при Иване IV. Венчания на царство и последствия Датой венчания на царство Ивана IV стало 16 января 1547 года.

Венчание на царство Ивана IV Грозного и его историческое значение

Венчание на царство: появление традиции и становление обряда Правление Ивана IV и Феодора Ивановича, вторая половина XVI века Венчание на царство русских государей, как и любой ритуал, складывалось постепенно. Каждая эпоха оставила в порядке его совершения свой след. Начало непрерывной линии венчаний положил царь Иван IV. Его отец великий князь Василий III на царство не венчался. А Иван не просто венчался на царство, но и первый среди московских правителей принял титул царя. С этого времени московский государь именовался Царь и Великий князь всея Руси. Ритуал венчания на царство Ивана IV был предельно прост. Летопись не упоминает ни о колокольном звоне, ни о пушечной пальбе, ни об игре на трубах и вообще ни о какой особенной торжественности и пышности, а также о роскошных пирах, какими стали отличаться последующие коронации русских государей. Моменты, ставшие позднее важной принадлежностью венчания на царства в описании коронации Ивана IV не упоминаются вовсе. Не упоминается ни о вручении державы, ни о миропомазании, ни о причащении. Не упоминается также о том, чтобы митрополит говорил государю какое-либо поучение или приветственную речь, не говорится о государевых милостях и пожалованиях.

Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством. В Успенском соборе Московского Кремля после молебна Богородице св. Петру митрополиту Московскому, митрополит с молитвой возлагал на государя украшенные царские оплечья бармы , наперстный крест и шапку Мономаха.

Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти. В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо? Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3. Самостоятельное правление Венчание на царство 16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного.

Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича — первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III. Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля.

А великие князья хотели быть преемниками Византии. Официальный титул царя на Руси появился 16 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий