Новости сколько азербайджанцев живет в иране

Сколько азербайджан живет в Иране? Азербайджанцы проживают преимущественно в северо-западных провинциях Ирана, таких как Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Пока же рассмотрим вопрос о численности «азербайджанцев» в Иране, ставший сегодня одним из ключевых элементов проекта по разделу Ирана.

Азербайджанцев живет в иране

Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан. Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога. Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек.

Иранские азербайджанцы

Лишь летом 2019 г. Нет и широкой местной автономии для азербайджанцев впрочем, ее ни у кого нет в условиях авторитарного режима. Политика Тегерана направлена на формирование централизованно управляемой шиитской и фарсиязычной нации. Социальная и политическая революция в Иране в 1979 г. Но имелись расхождения. Исламские социалисты, последователи философа Али Шариати, говорили о бесклассовом обществе, основанном на социальном равенстве отсутствии как унизительной бедности, так и вызывающего раздражение богатства и на братстве самоуправляемых трудовых коллективов заводов. Они требовали автономии — реализации прав этнических меньшинств на местное самоуправление, развитие системы школ на национальных языках. Либеральные демократы, участвовавшие в революции, возражали против радикальных мер, но поддерживали идеи прав человека, представительную демократию и права этнических меньшинств. Все эти варианты «склейки» многонационального общества были отброшены победителями — режимом имама Рухоллы Хомейни. Диктатура подавила силой самостоятельность народов и оппозиционные группы. Сформировалась теократия — своего рода «государство-церковь» во главе с духовным лидером и экспертами, представляющими шиитское духовенство, которые могут вмешиваться в любые общественные процессы.

Религиозные нормы стали обязательными для всех — полиция следит за их исполнением.

Я много и пространно писал об этом, поэтому опускаю детали и обоснования, отсылая интересующихся к моей работе по данной тематике см. То, что изрядно набившая оскомину мантра о наличии «азербайджанского меньшинства» в Иране, насчитывающем якобы от 20 до 40 млн. Непонятно, каким образом это утверждение, сомнительность которого очевидна даже при поверхностном взгляде на этнодемографическую картину Ирана, подается российскими медиа в качестве общепринятого клише, а порою и вкладывается в уста политических деятелей их советниками. Да, люди по обе стороны Аракса - в Республике Азербайджан и северо-западных областях Ирана - говорят на сходных диалектах в пределах понимаемости. Но это абсолютно разные этнические группы. К северу от Аракса, не считая талышей, живущих на своей этнической территории, в Талышистане, от Астары до Джалилабада, население представлено, так сказать, титульными гражданами Азербайджанской Республики. В XIX веке представителей этой этнической группы называли «кавказскими татарами», «кавказскими турками», «кавказскими мусульманами» или просто «мусульманами», а начиная с 30-х годов прошлого века официально вошло в употребление обозначение «азербайджанцы» - по названию нового гособразования, в котором они оказались в данном случае неважно, обосновано это название исторически или нет. Однако процесс консолидации этого в одночасье объявленного титульным тюркоязычного конгломерата - несмотря на огромные усилия властей Азербайджанской ССР и Республики Азербайджан - до сих пор нельзя считать завершенным. Подтверждение тому - наличие большого количества локальных кланов и субэтнических групп, а также тот показательный факт, что в течение почти двух веков у этой тюркоязычной массы так и не возникло собственного этнонима.

Ведь даже сейчас активный поиск приемлемого названия наряду с поиском генезиса продолжается, хотя и превалирует термин «азербайджанцы». Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края , имеет исключительно иранское самосознание. Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан.

И сейчас в Тегеране, Мешхеде и других крупных городах представители разных национальностей говорят на азербайджанском языке», — утверждал глава НАНА.

Габиббейли далее пустился в рассуждения о том, что персидский язык является средством общения «ограниченных официальных кругов», в то время как азербайджанский — «языком всех народов, проживающих в Иране». Права южных азербайджанцев должны быть восстановлены, им должны быть предоставлены все свободы, на которые они имеют право», — подытожил академик. Это происходит по прямому указанию политического руководства республики.

Таким образом, одновременно с ростом классового самосознания буржуазии происходит и становление национализма» [44]. Важную роль в просветительской деятельности сыграли иранские образованные слои как персидского, так и азербайджанского происхождения [44]. Мирза Фатали Ахундов Значительное влияние на становление иранской национальной мысли оказали также азербайджанцы с Кавказа. Например, писатель-просветитель Мирза Фатали Ахундов был одним из предшественников романтического [45] , современного иранского национализма [46]. Что же касается азербайджанцев Ирана, то они в начале XX века сыграли не только значительную роль в социально-политической истории страны, но значительную роль в становлении иранского национализма [48].

Развитие национальных идеи сопровождалась эволюцией самой концепции нации «меллет». Термин «меллет» нация в иранской общественной мысли длительное время служило обозначением не только религии, но и конфессиональной общности последователей различных сект и религий. В процессе развития общественно-политической и духовной жизни страны происходит изменение объёма и содержание этого понятия. Под «меллет» с течением времени уже понимается социально-политическая общность, прежде всего население страны, имеющей свою государственность и этническую общность вообще. Азербайджанский просветитель Мирза Абдуррахим Талибов Табризи [49] , деятельность которого оказало большое воздействие на иранских интеллигентов в начале XX столетия [50] , рассматривал «нацию» как социально-экономическую общность. Он писал: «Население одной страны мы называем джамаат, а население нескольких стран, объединённых в одно государство — нацией» [49]. В дальнейшем, в определении нации стали вкладываться такие признаки как государственная независимость и язык. Так, у другого азербайджанского деятеля И.

Зенджани, например, встречаем следующее: «Сообщество жителей многих деревень, городов и областей, связанных между собой и объединённых как управлением, законом, интересами и целями, так и языком, происхождением и религией называют государством, население — нацией» [49]. Таким образом, в Иране с возникновением капиталистических отношений этот термин «меллет» или «меллет-е Иран», то есть «иранская нация» означал население страны вообще. Если в европейском понятии «нация» понималась как государство, то в Иране «национальное» никогда не употреблялось в значении «государственной». Более того, в процессе развития понятия «иранская нация» в него стали вкладываться элементы этнической общности язык, национальное сознание, происхождение, традиции, дух и т. Несмотря на то, что иранцы были хорошо осведомлены об этно-социальной структуре общества, среди них вплоть до 1920-х годов господствовало представление о том, что они составляют единую нацию [49]. Наличие государственного единства, единого государственного языка и религиозной общности подавляющей части населения лишь подкрепляло это представление. В то же время, наличие подобного взгляда содержало в себе возможность возникновению в персидской этнической среде шовинистской идеологии [49]. Конституционная революция[ править править код ] В связи с зарождением новых общественных отношений, из населяющих страну народов, лишь среди персов и азербайджанцев начался процесс национальной консолидации, возникало национальное самосознание [51].

Важным этапом в национальном развитии иранского общества, прежде всего персидского и азербайджанского народов, стала Конституционная революция 1905—1911 годов На эти годы приходится возникновение и укрепление у азербайджанцев чувства национального самосознания, выразившееся в национальном движении за развитие своего родного языка и культуры [52]. Население Иранского Азербайджана в революционные годы наиболее последовательно выступало за введение конституции англ. Азербайджанский провинциальный энджумен разослал во все крупные города Ирана телеграмму, в которой объявил, что «миллети Азербайджан», то есть «азербайджанская нация», отказались признать сюзеренитет Мохаммад Али-шаха. Впервые азербайджанцы всенародно были названы нацией [53]. Энджумен провозгласил Тебриз временной столицей Ирана, а себя — временным меджлисом [53]. В Иранском Азербайджане стали выходить газеты на азербайджанском языке «Азербайджан», «Фарьяд» и др. Революционный Тебриз наводнила народная литература, восхваляющая роль Азербайджана в истории Ирана [53]. Газета «Фарьяд», издававшаяся в Урмии , в 1907 году в статье «Обращение к тюркской молодёжи» призывала молодёжь Иранского Азербайджана к единению и в пример ставила ей борьбу за свои права кавказских азербайджанцев [52].

В Иранском Азербайджане также возникли светские азербайджанские школы, где преподавание велось по новому методу [54]. В революционный период происходит трансформация иранского национализма, который постепенно перерастает в шовинизм , чему способствовала сама конституция, а также первый избирательный закон, закрепившие за персами статус господствующей нации. Особые привилегии конституция предоставила Тегерану, поскольку от него в меджлис 156 заседателей избралось 60 депутатов, в то время как от Иранского Азербайджана, чьё население в 6-7 раз было больше, избиралось 12 депутатов, от остальных регионов ещё меньше. Конституция провозгласила персидский государственный языков стране. Правом избирать и быть избранным обладали только граждане, которые умели читать и писать по-персидски [55]. Существование в стране помимо персидского и других языков вызывает открытое недовольство у некоторой части националистически ориентированной интеллигенции. По мнению тогдашней газеты «Хабл-ол-метии» конституция и республиканский строй не смогут гарантировать независимость страны, пока в стране существуют разные языки [49]. В дальнейшем в представлении идеологов персидского национализма понятие «иранская нация» из социального значения населения превращается в этническую общность с некоторой неоднородностью по языку.

Для устранения этих моментов перед ними встаёт задача достижения этнической однородности. С этой целью азербайджанские идеологи персидского национализма пытаются обосновать не тюркское , а арийское происхождение азербайджанцев, и что тюркский язык является для них навязанным [49]. В 1920-х годах в издававшемся в Берлине журнале «Ираншахр» предпринимались попытки доказать, что тюрки Азербайджана «по происхождению иранцы» в расовом отношении [56]. В идеологии националистически настроенных кругов возобладала идея о «единой иранской нации». Первая мировая война. Движение Хиябани[ править править код ] Во время Первой мировой войны Иранский Азербайджан стал ареной боевых действий между русской и османской армиями. В ноябре 1914 года турецкие войска под командованием немецкого генерала Лимана фон Сандерса и Шукри-паши вторглись в пределы Иранского Азербайджана и в январе 1915 года заняли Тебриз. Они проявляли жестокое обращение не только по отношению к христианскому населению, но и к местным мусульманам, что вызывало среди населения региона неприязнь к захватчикам.

Когда в том же месяце русские войска перешли в наступление и вытеснили турецкие части из Тебриза и других мест, то население Иранского Азербайджана нападало на отступавших турок. Турецкий генеральный консул в Тебризе Рахиб-бей в своём рапорте от 20 января 1915 года писал: «Когда весть о нашем поражении распространилась по окрестностям Тавриза, то жители селений Гаджаб-Шир, Бинаб, Миандуаб , Мелек-Кенди и Марага , вооружившись, начали нападать на отступающих турок…» [57]. Под конец войны в районе Урмии были отмечены острые вооружённые конфликты, в которых участвовали курды, азербайджанцы, ассирийцы и т.

Бывшие сотрудники Минюста США и ФБР бросили тень на дело против Илана Шора

  • "Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю
  • Прозрение Ирана - Баку более важный и честный партнер, чем Ереван
  • Где проживают азербайджанцы в Иране?
  • Журнал Международная жизнь - Иранский Азербайджан - история и политика
  • Иранский Азербайджан и армянский след

Азербайджан

  • Сколько азербайджанцев живет в мире? – Список
  • От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие - Иран.ру
  • Территория проживания и численность
  • Где проживают азербайджанцы в Иране?
  • Azərbaycan veb portalı
  • Сколько в Иране азербайджанцев?

Azərbaycan veb portalı

Из-за неэффективной экономической системы в Иране государство играет ключевую роль в экономике, многие государственные предприятия являются низкодоходными или убыточными и американских санкций потребление в Иране в последние годы уменьшилось на четверть, выросли безработица и инфляция. К структурным кризисам добавились пандемия и ее последствия. Блеск официальной идеологии померк на фоне растущей бедности. Во время общенациональных протестов в 2018 г. Общество искало замену исламизму. На первый план вышел персидский национализм. Стихийные массовые собрания у гробницы Кира, основателя Персидской империи, вызвали удивление наблюдателей и репрессии со стороны сил безопасности. Но со временем режим сам стал использовать националистическую риторику в попытке вернуть популярность. Иранские лидеры, как отмечает американо-иранский аналитик Мохамад Аяталлахи Табаар, признали факт отхода общества от исламизма, сделав ставку на национализм и включив патриотические лозунги в государственную идеологию во время празднования 40-й годовщины исламской революции в феврале 2019 г. Ответом на рост персидского национализма стал усилившийся национализм азербайджанцев и других меньшинств. Иран осторожно поддерживает Армению.

Он поступает так, чтобы сформировать в регионе противовес усилившейся Турции и ее союзнику Азербайджану, а также в качестве противодействия их попыткам влиять на иранских азербайджанцев.

Численность азербайджанцев, расселившихся в других западных странах, колеблется в пределах 2-10 тысяч. Большинство наших соотечественников, поселившихся в Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии и Германии, — это азербайджанцы, переехавшие из Турции. Третья большая часть азербайджанской диаспоры поселилась на Азиатском континенте.

Численность азербайджанцев, расселившихся на Африканском континенте, Египте и Алжире составляет сотни тысяч, а в Судане 17000 человек. В целом, за последнее время появились факты, свидетельствующие о существовании наших соотечественников в Южно-Африканской Республике и Заире. Имеются сведения о проживании около 10000 азербайджанцев на Австралийском континенте. Численность азербайджанцев по различным странам мира приведена в нижеуказанной таблице по приблизительным подсчетам : Порядковый номер.

В 2021 году в нахичеванском эксклаве Турция и Азербайджан провели совместные учения «Нерушимое братство-2021». В ответ на военный альянс Баку и Анкары Иран, по сообщениям азербайджанских СМИ от октября 2022 года, направил Армении 100 управляемых ракет для беспилотных летальных аппаратов Almas и 500 противотанковых ракетных комплексов «Дехлавие» иранская копия российского ПТРК «Корнет». Армянская сторона отрицает такие поставки. Но и армяно-иранские отношения не безоблачны. На отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией накладывается непростое общее прошлое. Территории обеих республик когда-то входили в Персидскую империю и оказались в Российской империи по итогам русско-персидской войны 1804-1813 годов. По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии. Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев.

Иран опасался, что развитие культурных отношений с северным соседом приведет к большему взаимодействию между азербайджанцами по обе стороны границы. Это, по мнению эксперта, в Тегеране считают первым шагом на пути к азербайджанскому сепаратизму в Иране. При этом до того, как сблизиться с современной Арменией, Тегеран делал ставку на сближение с Азербайджаном, считает Владимир Сажин. При этом нельзя исключать, что отношения между Ираном и Азербайджаном могут вновь улучшится. По мнению ведущего научного сотрудника Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нины Мамедовой, в политических кругах Ирана нет единого мнения по поводу того, какую позицию стоит занимать в вопросе Нагорного Карабаха. Но это правительственная точка зрения, есть и иная. Парламент немного по-другому смотрит на ситуацию, но его депутаты пока молчат, а депутаты из комитета по международным делам придерживаются позиции президента», — сказала она в беседе с RTVI. Во время переговоров они в том числе обсудили «ситуацию в Закавказье», без подробностей сообщил МИД России. До этого, с 19 по 20 сентября, в Иране находился с визитом министр обороны России Сергей Шойгу. Хотя поездка и пришлась на новое обострение вокруг Карабаха, эти события вряд ли стоит связывать — Шойгу пригласили посетить Иран еще в июне.

С этим, как передавало иранское информационное агентство Tasnim, согласился и российский министр. В Иране болезненно реагируют на экспансию Турции в регионе и не понимают, почему к этому нейтрально относится Россия, рассказал источник RTVI, знакомый с иранскими экспертно-дипломатическими кругами. В Иране были недовольны и тем, что мониторинговый центр по соблюдению перемирия в Карабахе, появившийся в Баку в 2020 году после Второй Карабахской войны, был создан Россией и Турцией без участия Ирана, добавил источник. Разногласия между Баку и Тегераном распространились и на логистическую отрасль, из-за чего в Иране на неофициальном уровне звучит критика планов по развитию коридора «Север — Юг», в котором заинтересована Россия. Некоторые иранские специалисты, не вовлеченные в проект строительства железной дороги Решт-Астара, предлагают изолировать Азербайджан, развивая либо прямые логистические маршруты с Россией по Каспию, либо готовую восточную ветвь коридора «Север-Юг» — через Туркмению и Казахстан.

Для нас главная интрига состоит в том, что Мусави по национальности азербайджанец. Чем может грозить Армении возможное избрание азербайджанца главой Ирана? Заявки на участие в президентских выборах подали 475 человек, из них 42 — женщины. Наблюдательный совет, полномочный регистрировать кандидатов, утвердил лишь четверых: нынешнего главу государства Махмуда Ахмадинежада, члена Корпуса стражей исламской революции Мохсуна Резаи, экс-спикера парламента Мехти Карруби и бывшего премьер-министра Миргусейна Мусави, возглавлявшего правительство с 1981-го по 1989-й годы. Последний считается либералом и пользуется поддержкой бывшего президента-реформатора Мухаммада Хатами. В свое время Мусави был у Хатами советником. А до того возглавлял Академию искусств по профессии он архитектор. Оппозиционер почти во всем противопоставляет себя действующему президенту. Он выступает за диалог с Западом, за уравнивание в правах мужчин и женщин, за ограничение роли духовенства в политической жизни, за преподавание в школах национальных языков этнических меньшинств. Особые надежды с Миргусейном Мусави связывают азербайджанцы, которые считают его своим соотечественником. Мусави ответил им столь же любезно. Но весь вопрос в том, считает ли сам Мусави себя азербайджанцем.

Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!

Люди в массе своей ориентированы на западные ценности и европейскую интеграцию. Так что человек, который является офицером КГБ и лоббируется Москвой, никогда не получит поддержки у грузинского народа. Не те времена и для того, чтобы привезти своего ставленника на танке и силой усадить его в президентское кресло. Да и реальными возможностями для этого Кремль уже не располагает. Так что Георгадзе - это всего лишь политико-пропагандистская диверсия Москвы в войне нервов, которую неосмотрительно развязал или ввязался в нее не в меру говорливый и эмоциональный грузинский лидер, а также члены его молодой команды. Как известно, ГУАМ начинает раздражать Москву - какие рычаги давления она может применить, в частности, в отношении Азербайджана? Президент Ильхам Алиев в ходе пресс-конференции по итогам Киевского саммита прямо указал, что в его понимании ГУАМ это не проект, направленный против кого-либо. Это был завуалированный ответ тем, кто стремится заострить антироссийскую направленность ГУАМ.

Полагаю, в Москве должны оценить и, судя по косвенным признакам, оценивают такую сдержанность азербайджанского лидера. Понять Ильхама Алиева не трудно. Достаточно взглянуть на карту и увидеть, что в отличие от Молдовы, Украины и Грузии, которые ближе расположены к Европе и имеют открытые коммуникации с ней, мы зажаты между Россией, Ираном и враждебной Арменией. Быть осмотрительными нам предписывает сама география. С другой стороны, все меры давления, вплоть до транспортной блокады, масштабных поставок оружия армянам, пропагандистских атак, чуть ли не поддержки антиправительственных заговоров, были в недавнем прошлом по максимуму использованы Москвой против Азербайджана и результатов не дали. Уроки из кризиса в азербайджано-российских отношениях 90-х годов извлекли не только мы, но и Россия. Поэтому полагаю, что Кремль вряд ли распространит на Азербайджан ту жесткую линию, которую он демонстрируется в отношении других участников ГУАМ...

А это в среднем составляет 13,5 миллиона кубометров газа в день. В целом, в 2006 году Азербайджан планирует получить из России 4,5 миллиарда кубометров газа. С 1 июня ежедневный импорт газа в летнем сезоне определен в объеме 10,4 миллиона кубометров. После похолодания, в декабре, данный объем намечено довести до 13,6 миллиона кубометров. Из них 66 790 т приходятся на долю Государственной нефтяной компании, а 332 571 т - на долю Азербайджанской международной операционной компании. Карабах Накануне переговоров президентов Азербайджана и Армении в Бухаресте 4-5 июня газета "Зеркало" писала: "Не надо быть Робертом Кочаряном , чтобы предположить, что рандеву в столице Румынии станет очередным "пустым событием". Сколько уж таких встреч было, а решение проблемы не приблизилось ни на йоту.

Впрочем, как это ни странно, но в настоящий момент задержка в урегулировании конфликта играет на нас. Если мы что-то и подпишем сегодня, то потом пересматривать подписанное не представится возможным. А геополитическая ситуация в мире меняется очень быстро, и Азербайджан медленно, но верно становится серьезным игроком в регионе... Американский сопредседатель МГ Стивен Манн сообщил радио "Свобода" о проведении президентами интенсивных обсуждений. Манн отметил, что переговоры президентов прошли в очень конструктивной обстановке: "Я ничего не скажу о сущности обсуждений. Могу сказать только, что обсуждения коснулись всех аспектов конфликта". На вопрос об отличии нынешней встречи от переговоров в Рамбуйе в феврале 2006 года американский сопредседатель ответил: "Могу сказать только, что мы очень детально обсудили все вопросы.

Вчера вечером и сегодня президенты провели переговоры наедине и в присутствии сопредседателей. Мы находимся на этапе, на котором проводятся детальные, всесторонние обсуждения". А министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил радио "Свобода", что основное различие во мнениях связано с общими принципами: "Позиция Азербайджана остается неизменной". Мамедъяров отметил, что в случае надобности министры встретятся вновь. Вопреки ожиданиям, президенты не подписали совместной декларации по итогам встречи. По его словам, стороны беседовали 2,5 часа. Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков , выражая позицию России в переговорном процессе, отметил, что решение этого вопроса нельзя возлагать лишь на две стороны конфликта.

Они должны достигнуть этого решения сами, но с помощью посредников, сказал он. Вместе с тем он добавил, что стороны сами в основном ответственны за достижение согласия. Az, остается непонятным, почему в качестве места встречи было выбрано посольство Польши. Есть информация, что именно армянская сторона отказалась вести переговоры в здании президентского дворца Румынии. Единственный путь - мирное урегулирование. Мы высказали лидерам обеих стран наши мнения относительно продвижения процесса урегулирования мирным путем. Надеемся, что лидеры используют эту возможность", - заявил заместитель государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниел Фрид.

По его словам, достижение соглашения зависит от президентов Азербайджана и Армении. Мы предложили их лидерам нейтрально, не занимая при этом какой-либо стороны. Однако как представитель Америки я сказал, что мы желаем как можно скорее увидеть возвращение Азербайджану по возможности большего количества территорий и возвращение азербайджанцев в свои родные места. Здесь есть интересы у обеих стран. Имеется ряд вариантов. Мы предложили оптимальный вариант. А теперь все зависит от президентов.

Считаем, что оба президента - серьезные личности.

По статистическим данным, турпоток в Азербайджан из государств СНГ нарастал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7 раза — до отметки в 477,1 тыс. Как было заявлено ранее, общий объем иностранцев из 178 стран, побывавших в Азербайджане в 2022 году, суммировался до 1,6 млн 602,3 тысяч человек, что значительно превышает показатели 2021 года вдвое.

Как передает во вторник Trend со ссылкой на доклад, группы этнических меньшинств в Иране, в том числе азербайджанцы, регулярно жалуются на то, что правительство нерационально управляет природными ресурсами, в первую очередь водой, в регионах, где преимущественно проживают национальные меньшинства. А это, в свою очередь, как отмечается в докладе, нанесло ущерб местной окружающей среде, что привело к вынужденной миграции и дальнейшей маргинализации этнических меньшинств.

Где проживают азербайджанцы в Иране? Территория компактного проживания азербайджанцев включает также почти всю провинцию Зенджан к югу от Иранского Азербайджана. Курды проживают в основном в провинции Западный Азербайджан, кроме областей, непосредственно примыкающих к озеру Урмия — там живут азербайджанцы, как и в остальных провинциях региона. Где живут азербайджанцы в Иране? Расселение Азербайджанцы составляют подавляющее население Северо-Западного Ирана, являясь после персов второй по численности этнической группой страны и крупнейшим национальным меньшинством Ирана.

Сколько азербайджанцев живёт?

3 Сколько азербайджанцев живут в Азербайджане? При том, что в Иране не преподается азербайджанский язык в отличие от армянского. Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. Азербайджанский язык в Иране вытесняется целенаправленно, заявил президент Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Иса Габиббейли.

Возглавит ли Иран азербайджанец?

Но большая часть азербайджанцев живет в Азербайджане и Иране. 1. Что касается численности азербайджанцев в Иране, то мы ориентируемся на число 24-26 млн. Азербайджанский язык в Иране вытесняется целенаправленно, заявил президент Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Иса Габиббейли.

Зачем Алиев начал угрожать Ирану

Сегодня в программе Точка бифуркации с Джаванширом Ахундовым:02:00 сколько азербайджанцев живет в Иране (данные на начало нулевых)11:00 идентифицируют ли се. Помимо Азербайджана, азербайджанцы проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль [39], Зенджан [39]. азербайджанцев проживают в Иране (четверть населения страны). Обучение в школах Ирана возможно только на фарси. Международная конференция под названием «Угнетение меньшинств в Иране: пример азербайджанской общины» была организована в Европейском парламенте организацией движения «Азери Фронт» и группой Эпп. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы.

Возглавит ли Иран азербайджанец?

Они проводят множество мероприятий, таких как фестивали, концерты, выставки и конференции, чтобы показать богатство своей культуры и истории. В то же время азербайджанцы в Иране сталкиваются с определенными вызовами, такими как охрана языка, образование и права человека. Некоторые азербайджанские активисты борются за узнавание азербайджанского языка и создание более равноправных условий для азербайджанцев в Иране. Иранская азербайджанская община продолжает оставаться важным фактором в стране, оказывая влияние на политику, экономику и культуру Ирана. Азербайджанцы в Иране: кто они? Азербайджанцы, также известные как азербайджанские турки, имеют свою уникальную культуру, язык и историческое наследие. Они говорят на азербайджанском языке, который относится к тюркской языковой семье, и имеют свои обычаи и традиции. Многие азербайджанцы также говорят на персидском языке, который является официальным языком Ирана.

Её активистов уничтожали, сажали в тюрьмы. Несколько тысяч спаслись бегством, эмигрировав в СССР. С автономией иранского Азербайджана было покончено. В азербайджанском кризисе новый шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви показал себя решительным сторонником идеи своего отца — Реза-шаха отречённого от престола и передавшего бразды правления сыну в 1941 г. После Второй мировой войны постепенно в шахском Иране стала формироваться идеология, которую можно определить как «пехлевизм» - то есть персидский национализм, источником и вдохновителем которой объявлялась эпоха Великой персидской империи династии Ахеменидов VI — IV века до н.

И в этой идеологии мест для азербайджанского этноса не предусматривалось. Именно в период правления М. Пехлеви наиболее активно происходил процесс ассимиляции азербайджанцев в «персидский мейнстрим». Это не в последнюю очередь было связано с реформами «Белой революции», начатой шахом в начале 1960-х годов в целях ускоренного развития промышленности, современного сельского хозяйства, в целом - капитализма в стране. Под воздействием шахских реформ азербайджанцы в Иране, говоря условно, расслоились на три, если так можно сказать, фракции.

Это сельские жители северных, азербайджанских районов страны, приверженцы традиционного образа жизни; азербайджанцы — жители крупных городов, в том числе интеллигенция и образованные люди, продолжающие идентифицировать себя как азери; и, наконец, значительная масса людей, «растворившаяся» в титульной нации, считающих себя иранцами. В такой, или приблизительно в такой, ситуации встретили иранские азербайджанцы исламскую революцию в Иране. Стоит напомнить, что идеологи и практики исламской революции в Иране отрицали национальный вопрос, поскольку в принципе отрицали такое явление, такое понятие как нация, по сути, заменяя его религиозной идентичностью. Поэтому в основополагающих документах ИРИ нет термина «национальное меньшинство». Все граждане Исламской Республики — иранцы, некоторые из которых принадлежат к официальным «религиозным меньшинствам» - христианам армяне , зороастрийцам и иудеям евреи.

Азербайджанцы — это братья — шииты, которые говорят на другом языке. При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе.

С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией.

Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ.

Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту.

Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство».

Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев».

Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой. Здесь трудятся те и другие.

Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему. Такая вот идиллия!

Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека.

Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва. Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать.

Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться. Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок.

Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я. Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили. Оказывается, к Гугуш у властей личная обида.

А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет. Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость.

С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость.

Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну.

Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии.

Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население.

Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей».

В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей.

Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в.

Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в. В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек. Большая часть из них — азери-торки.

Остальные персы и армяне. В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края. В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян. Джульфа же в этом отношении самый удобный город — на периферии от Тегерана и под боком у Нахичевани.

Слава Богу, им это не удается, так как народ здесь воспитанный и далек от алиевской армянофобии соседнего государства. Познакомился я в Джульфе с семьей из числа местных жителей. Глава семьи, азери-торк Хоссейн Мусави рассказал, что прошлым летом отдыхал с женой и сыном в Баку. Однако отпуск был испорчен, едва пересекли границу. Разговор продлился сначала с одним офицером около 15 минут. Потом нас попросили задержаться до прибытия какого-то другого их начальника, который подъехал через 30 минут.

И те же вопросы, те же собеседования. Еще на полчаса. Рассказывал про Ходжалы, про Карабах и прочее. Я спросил у офицера: «Какое мы имеем к этому отношение? И вы должны прочувствовать ту же боль и трагедию, какую испытываем мы». Он считает нас одним народом только потому, что мы говорим на близком языке.

Что же получается, и бакинцы с нами один народ, и турки, и туркмены… Нам теперь почитать все трагедии людей, говорящих на торки? Может, мне у себя дома и портреты Алиева, Ататюрка, Туркменбаши и остальных диктаторов повесить? Нам и двух своих рахбаров хватает. Их портреты висят всюду в Иране.

Многие из них вошли в руководство Ирана.

Так, Аятолла Али Хаменеи , в 1981 стал президентом , а в 1989 — Высшим руководителем. Среди прочих известных этнических азербайджанцев в руководстве страны — действующий вице-президент Парвиз Давуди и экс-президент Мохаммад Хатами. Персы и другие ираноязычные народы Ирана называют азербайджанцев «торк» перс. Сепаратизм Однако, не все азербайджанцы ассимилировались с иранской культурой. В отдельных районах Ирана имеют место сепаратистские тенденции, негласно поддерживаемые Азербайджаном и Турцией.

Какие народы живут в Иране….

Сколько азербайджанцев живет в Иране? Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские тур. Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий