Новости рерих сокровище ангелов

Сюжет навеян картиной Н. К. Рериха «Сокровище ангелов» (1905), эскиз которой помещен в кн. «Рёрих» (с. 67). Русский художник Николай Рерих "Сокровище Ангелов, 1905". Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов».

Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке

Рерих Николай Константинович. «Сокровище ангелов». Сокровище ангелов. Другие работы. 1897 Гонец. Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне». одно из многих произведений художника. Сокровище Ангелов приобрели в свое время Вишневская: «купленную на «сотбис» четырехметровую картину рериха «сокровище ангелов» мы с трудом занесли в нашу квартиру — пришлось разобрать фрамугу над дверью».

7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ)

Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Сокровище ангелов рерих. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907).

"Сокровище Ангелов" Н.К. Рериха

На Рериха произвела большое впечатление церковь Святого Духа — он считал, что здесь можно создать нечто подобное древним храмам Новгорода и Ростова. И через несколько лет взялся за создание росписей. Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. Эта работа художника принесла ему международное признание: картину показывали в Париже, Лондоне, Вене, больше 10 лет она хранилась в нью-йоркском музее Рериха. Первым опытом стал спектакль «Три волхва» в петербургском Старинном театре. Заметил Рериха и знаменитый импресарио Сергей Дягилев: в 1909-м он пригласил его оформить спектакли «Русских сезонов». Для оперы «Князь Игорь» Рерих создал костюмы и несколько вариантов декорации с изображением половецкого стана в опускающихся сумерках. Первой публика увидела вокально-танцевальную сюиту «Половецкие пляски» на музыку Бородина: Дягилев не ошибся в своем выборе — европейская публика буквально потеряла голову от постановки.

К 1920 году она выдержала 500 представлений.

Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине.

Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея.

Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово».

Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят.

Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец.

Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Половецкий стан.

Декорация к балету на музыку А. Бородина «Половецкие пляски». Холст, темпера. Третьяковская галерея Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С.

Перед ними не хочется говорить громко. На шумных выставках они кажутся из иного мира. Древние, холодные полумраки севера — недобрые шепоты темного бога. Ими овеяны не только люди и звери и сообщница их, природа; святые и ангелы Рериха так же странно нерадостны, почти демоничны. В его религиозных композициях отсутствует все умиленное, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Можно открыть нажатием курсора Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески «Сокровище Ангелов»... Громадный камень, черно-синий с изумрудно-сапфирными блесками; одна грань смутно светится изображением Распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными, темными крыльями. Правой рукой он держит копье, левой — длинный щит. Рядом — дерево с узорными ветвями, и на них вещие сирины.

Сзади, все выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Недвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище. От их взора, от общего тона картины, выдержанной в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы. Ангелы, вкусившие от древа познания, ангелы змеиной мудрости, ангелы-воины, грозные ангелы искушений, ангелы-демоны... Художник, которого невольно хочется сопоставить с Рерихом, — Врубель. Я не говорю о сходствах. Ни характером живописи, ни внушениями замыслов Рерих не напоминает Врубеля. Различны темпераменты, различны формы и темы творчества; дух воплощений — един. Демоны Врубеля и ангелы Рериха родились в тех же моральных глубинах. Из тех же сумраков бессознательности возникла их красота.

Но демонизм Врубеля активен. Он откровеннее, ярче, волшебнее. На нем сказался гений Байрона, мятеж Люцифера. Отсюда это влечение к пышности, к чувственному пафосу восточной мистики. Отсюда — острота движений, угловатость контуров и зной сверкающих красок. Символизм Врубеля переходит в религиозный экстаз. Кольцо замыкается.

Выставка "Рерих" в Новой Третьяковке. Начало.

Н.К. Рерих. Сохранено в Живопись Фотография и искусство. Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге. Рерих Н.К. сокровище ангелов (фрагмент стенописи). 48. фото: полномочные представители 21 страны американского континента подписывают пакт рериха об охране сокровищ культуры, вашингтон, 15/04/1935. Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов».

Рерих сокровища ангелов картина

Николай Константинович спросил и его совета, сказав мне: «Пусть и он попробует повесить что-нибудь сам — руки от этого не отвалятся, а удовольствие будет иметь большое». После завтрака мы продолжали работу, закончив на время, ибо завтра Музей будет открыт, а потом продолжим. Потом Н. Между прочим, он изменил бланк World Service; говорил, что огромное дело начнется, когда откроется «Белуха», читал отчеты Яруи и остался доволен его работой и прибылью.

Светик нас забавлял, изумительно подражая браминам и заклинателям змей в Индии. Он вообще удивителен, работает с утра до вечера, работал в Музее, развешивая, ко всем ласковый и всех и все любит — чудесная душа и огромный талант. Потом у нас была дивная Беседа, по обыкновению.

Помимо этого, на выставке можно увидеть часть живописных произведений из цикла «Гималаи», в рамках которого Рерихом было написано порядка 2000 полотен. Кроме того, экспозиция позволяет проследить за тем, как менялась живописная техника художника - почти полностью отказавшись от масла, Рерих в конечном итоге отдал предпочтение темпере. Например, любой желающий может «оживить» кукол, выполненных по эскизам Николая Рериха, всего лишь покрутив ручку на модели театра «Весна священная», существовавшего в России в конце XIX века - начала XX века. Аналогичная система задействована и в арт-объекте «Витражи счастья», представляющего собой деревянный каркас с буддийскими молитвенными барабанами. Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. Гордостью организаторов выставки стала инсталляция «Йеллингские камни», сделанная на основе одной из работ художника - «Сокровище ангелов», в центре композиции которой изображен краеугольный камень мироздания, покрытый рунами. Всегда пытавшийся построить мост между Западом и Востоком, привнести свет в мир через общественные действия и творчество, Рерих умер в Индии, где на большом прямоугольном камне позже была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии.

Художественные новости Открывающаяся 4-го января выставка «Салон» 1909 года, устраиваемая С.

Маковским, обогатилась рядом интересных работ около 20 молодого московского художника г. Петрова-Водкина, одного из интересных русских участников парижского «Салона». Интерес представляет также выступление в «Салоне» впервые после пятилетнего перерыва художника Н. Рерих экспонирует огромное полотно «Сокровище ангелов», фигурировавшее в Лондоне. Идея «Сокровища» — неизживаемость борьбы между добром и злом. Изначальная сущность того и другого, охраняемая архангелами, «за двенадцатым небом». Он-то и есть «Сокровище ангелов», так как без него «разлетятся ангелы; всем конец придёт». Таково толкование картины, данное самим художником.

Дубль-вэ Три выставки картин... Любезный устроитель выставки-салона С. Маковский предоставил нам возможность осмотреть всю выставку до её открытия. Громадный музейный зал разделён на небольшие комнатки, в которых развешаны картины известных групп художников. Художник Н. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. Громадная религиозная картина «Сокровище ангелов» также достойна особого внимания. Художник представил на первом плане драгоценный «камень добра и зла», охраняемый ангелом.

На втором и дальнем планах видны небесные селения с их обитателями — ангелами, херувимами и святыми. Петербургский листок. Лазаревский «Салон». Вот большое полотно-эскиз церковной фрески «Сокровище ангелов». Эта фреска производит сильное впечатление, удивительно интересная и выдержанная по колориту и по композиции. Сонмы ангелов зорко стерегут удивительный камень, камень мироздания. На этом камне в затейливом рисунке выступает изображение креста. И бдительно стерегут его ангелы, ибо, если что случится с ним — конец мира будет.

Эта сильно прочувствованная художником композиция привлекает и завораживает своей мистической красотой. Лазаревский Из записной книжки художественного критика... В чистом золоте света, там, на двенадцатом небе у врат удивительного храма сонмы ангелов хранят громадный сапфир — чудный камень мироздания. На этом камне, в прихотливом рисунке видим эмблематические изображения Добра и Зла. Зорко стерегут этот камень ангелы — упадёт, расколется он, и придёт конец миру сему. И высоко-высоко, в клубах облаков, какой-то мирской город. А выше опять ангелы. Это сильная, большая вещь… Киевская мысль.

Александр Бенуа Рерих на выставке «Салона»... Несмотря на свои недостатки, она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется. Красота и звучность её тона, удачная близость её к непринуждённым композициям старинной иконописи, переливы красок, напоминающие серебристые колокола или мягкую торжественность хора, сообщают этой картине исключительную прелесть, и в современном отделе музея она, разумеется, играла бы большую облагораживающую роль, несколько подняла бы всё то поругание искусства, какое раздаётся со стен этого отдела. Ещё раз скажу: место этой красивой декорации в музее. Но всё же, это только декорация, это нечто такое, что можно бы назвать — гениальной бутафорией. Верить вот этому я уже не могу. Когда стоишь в старинных церквах, то веришь в тайную внутреннюю жизнь написанных по сводам и стенам чудес. Кажется, что неподвижность их мнимая, показная или завороженная.

Опустеет на ночь храм, и эти сонмы святых и сил небесных задвигаются, станут служить литургии, запоют осанны или завопят анафемы. Да и глядя на них, всё чудится, что они как-то живут, что есть между ними общение, что в плоских их перспективах есть какие-то нескончаемые дали, в которых они реют по особым законам. Рерих лишь очень талантливо «имитирует» эти настроения, но нет у него главного: ни магической силы видения, ни хотя бы того, что было в Иванове — а именно страстной духовной жажды разгадать Тайну, напиться живой воды. Всё религиозное искусство Рериха — чистый эстетизм, а для меня, исключительно эстетичный подход к области религиозных откровений — представляется прямо кощунственным. Красивая декорация Рериха должна бы висеть на радость глазам в музее, но и я бы первый протестовал против помещения её в храме 32. Спешу, впрочем, оговориться: если уж выбирать, то я бесконечно предпочитаю поверхностные, но декоративно-прекрасные «фрески» Рериха всему тому богохульству, которое так нагло располагается на стенах упадочных наших церквей. В имитациях Рериха есть всё же отражение настоящего искусства, а в том, чем принято «украшать» огромное большинство храмов, видно только отражение корысти ремесленников, да глупого чванства «благодетелей». Станюкович Петербургские выставки Сезон 1908—1909 года...

И если в архангелах Кирилловского монастыря билась мятежная душа Врубеля, то в холодных стражах «Сокровища ангелов» не потенцирован и иссушён умом и исследованием гений Рериха. Выставка «Салон»... Такою же своеобразностью отличается и огромное панно «Сокровище ангелов», воспроизводимое в настоящем номере «Огонька». Рерих Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на камне. Рерих [факсимиле] Огонёк. Рериха «Сокровище ангелов». Лазаревский Из художественной хроники... Большое полотно Рериха — эскиз церковной фрески «Сокровище ангелов» — производит сильное впечатление; оно выдержано по колориту и композиции.

И бдительно стерегут его ангелы, ибо если что случится с этим камнем, то наступит конец мира. Это сильно прочувствованное художником произведение привлекает и завораживает своей мистической красотою. Вестник Европы. У стен многобашенного райского кремля молчаливой ратью стоят ширококрылые полки ангельские, внизу мерцает черно-синий, горящий изумрудными отсветами камень с высеченным изображением Распятия, его стерегут два грозных ангела с копьями и щитами, кругом растут чудные деревья, на них сидят птицы-сирины... Это — «Сокровище ангелов». К наиболее известным произведениям Рериха на религиозные темы относятся исполненные в 1904 -1907 годах станковые композиции и эскизы для мозаик "Сокровище ангелов", "Борис и Глеб", "Апостолы Петр и Павел", "Архистратиг Михаил". Эти произведения созданы на основе тщательного изучения древнерусской живописи. Для них характерны старые иконописные принципы композиции, плоскостность изображения, сочетания трех-четырех цветов.

Описание картины Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Начав свое путешествие за рубежом с туманного Альбиона в том же 1908, картина переместилась за океан и демонстрировалась в городах Соединенных Штатов Америки: Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Денвере, Канзас-Сити, не вернувшись ни разу с тех пор на родину. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень.

Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово».

За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. На нем мир стоит. Бытие все на камне узорами начертано. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Непутевый не разбил бы их сокровище. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы.

Всем конец придет. Весь озарён светом Божиим стоит град избранных. А страж его — великий ангел: как свет, одежда светлая и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Там с праведными сирины вкушают золотые яблоки, поют песни песневые, утешая святых угодников. Там ни печали, ни воздыхания. Там жизнь бесконечная. Долог, труден путь протягливый до рая пресветлого. Много было великих подвижников, много было званых на пир в пресветлый рай, и не увидели они света Божия, неизбранные, не дошли они до камня рубежного, где сторожит великий ангел; как свет, одежда светлая, и распростёрты крылья белые, копьё в руках.

Кому же открыты врата райские? И кто избранный из позванных? Чистое сердце кипенное, творящее волю Божию, — от Бога избрано, — сердце, в туге измаявшееся, — от Бога избрано, — сердце раненное, — от Бога избрано, — сердце открытое к беде людской и горестям, — от Бога избрано, — сердце обрадованное, благословляющее, — от Бога избрано, — сердце униженное, — от Бога избрано, — сердце, от обиды изнывшее, — от Бога избрано, — сердце, пламенное правды ради, — от Бога избрано, — сердце, измучившееся о неправде нашей, — от Бога избрано, — сердце кроткое, — от Бога избрано, — сердце, готовое принять и последний грех ради света Божьего, ради чистоты на трудной земле в сём свете жестоком, — от Бога избрано, — сердце великое Матери Света, Богородицы, восхотевшей с нами мыкаться, с нами горевать и мучится, с нами, последними, с нами, обречёнными, — вот сердце от Бога избранное, вот кому открыты врата райские [26, с. Художник, не знаю почему, позже уничтожил эту картину, производившую на меня большое впечатление. Мог ли Н. Рерих придать такие выражения ликам ангелов? Как видно из названия, художник лелеял мечту сделать фреску на эту тему, придавая ей большое значение. Картина представляет собой огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров.

Ангелы в торжественном молчании охраняют его. Рядом — древо жизни с птицами на ветвях. По-видимому, Рерих изобразил в этой картине легендарный камень Чинтамани Шантамани , носитель неисследованных космических энергий, о которых повествуют сказания народов Индии и Тибета. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников... Держава Рериха. Религиозным темам посвящены несколько картин Рериха. Наиболее известные среди них — «Сокровище ангелов» 1905 и «Пещное действо» 1907. К картине « Сокровище ангелов» художником была написана пояснительная легенда: «...

Всем конец придёт»25. Беликов в статье о Н. Рерихе так охарактеризовал его творчество, посвящённое Древней Руси: «Строгий научный подход и большой талант художника, схватывающего жизненные явления в едином обобщённом художественном образе, определили неповторимое своеобразие искусства Рериха. Начав с исторического жанра, который на заре ХХ века насчитывал немало имён прославленных русских художников, Рерих сумел внести в него нечто принципиально новое. Таким новым, чисто рериховским, было осмысление истории как бесконечного процесса развития творческого духа народа. Поэтому, в отличие от многих современников... О литературном наследстве Н. Выставка проходила в помещениях Первого Кадетского корпуса — Меншиковском дворце.

Там была выставлена картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов». Сам художник назвал ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Поговаривали, что будет и вторая половина эскиза. Это похоже на истину, на обрывчатом крае в левом углу панно — усеченная фигура ангела. Еще один охранитель Сокровища. Картина написана Рерихом в 1905 году начата в 1904м. Однако понадобилось около четырех лет раздумий, чтобы она предстала на суд отечественного зрителя.

Мелькнули, конечно, отзывы в «Золотом Руне», как только высохло на холсте масло. Репортажи из мастерской Рериха в Академии художеств. И тем не менее, публичное представление картины в России состоялось много позже. Заграница — отдельная история. Почему так? Что же это за работа, окутанная неизвестностью и молвой... Быть может, на ней и правда обозначилась какая то тайна... Рерих обещал Тенишевой разрезать «Ангелов» на части — в письме от 2 апреля 1905 го.

Еще один художественный гений Алексей Ремизов, восхищенный «Сокровищем Ангелов», настойчиво поминает о распростертых! И тот и другой ошиблись?! Быть может, случилось невероятное и был нарисован новый вариант картины. Существовал же самый первый эскиз «Архангел», который приобрела в свою коллекцию княгиня Мария Тенишева. Все три, возможно, составляли нераздельную троицу «Ангелов». Кто знает... Невзирая на догадки, истории известно только единственное полновесное творение Рериха, тенишевский эскиз не в счет. Оно появилось на выставке в числе других 44 х произведений художника, занимавших целиком одну из «комнат Меншикова».

Волна художественного интереса прокатилась по провинции. Открывались отдельные передвижные выставки. Успех был закономерный. Газеты наперебой освещали ход выставки, называя ее «бесспорно самой значительной и красивой выставкой сезона». Размер холста — 3,3 на 3,6 метра. Ни панно, ни картина — под стать росписи или мозаике храма. Потом так и оказалось — роспись усыпальницы для храма в Талашкино. И по сути своей она ангелична.

Первое впечатление, быстрый взгляд — сильный свет. Множества нимбов сияют как солнца. Можно насчитать не меньше 108 золотых ободов. Разве только у Андрея Рублева встретишь легионы святости. Но то церковные фрески, другое дело — живопись. Этим светом залиты расплавленно аквамариновые склоны холмов. На них безликие ангелы воины с копьями в руках стерегут Сокровище мира. За их спинами, вверху, еще большее число незримых крылатых защитников.

Они строем выходят из ворот неземного града — райского Кремля или небесного Иерусалима. В окнах, за каждым зубцом стен — нимбы и нимбы... Внизу, на переднем плане — три главных святыни. Огромный камень, верховный ангел и древо жизни. На черном камне, почти в человеческий или, точнее, в ангельский рост, начертаны священные знаки. В них заключена тайна бытия. Ангел с опущенными темными крыльями, с грозовыми очами, грозными и беспощадными, охраняет этот камень. В его правой руке копье, нацеленное вверх, в любой момент готовое к бою.

В левой — длинный узкий щит, доходящий до сердца; нижним концом он упирается в ногу, сливается с ней воедино. Руками и ногами ангельскими — такова формула творящего таинства. Позже Рерих утвердил другую — «Руками и ногами человеческими».

Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: "Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода... Образы Ангелов встречаются во многих религиях, в том числе и в исламе. Так, пророку Магомету было явление Архангела Гавриила, провозгласившего единобожие. В 1924 году известный русский художник Н.

Рерих создал величественное полотно «Магомет на горе Хира», на котором изобразил этого Огненного Вестника. Впоследствии художником было написано ещё два варианта картины — в 1932 и 1938 году. Рерих изображал Ангелов на многих своих картинах: «Архангел с птицами» 1905 , «Сокровище Ангелов» 1905 , «Ангелы у престола» 1906 , «Святой Михаил Архистратиг» 1906 , «Два Архангела» 1907 и другие. Она «изображена сидящей на троне без традиционного младенца на руках. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает "река жизни". К ногам Царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. Голова Владычицы достигает надземных сфер, и Ангелы славят Её. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту»18.

Грандиозна по своему замыслу и картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»19. На одной стороне его «изображён распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон»20. В 1912 году художник написал картину «Меч мужества», на которой изображён Ангел, принёсший меч спящим воинам, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества. В своём стихотворении «Пророк»21 Пушкин описывает явление шестикрылого Серафима: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний Ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Над всеми ангельскими чинами стоит Святой Архангел Михаил, Предводитель Небесного Воинства, почитание которого восходит к самым древним временам. По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. Архангел Михаил изображается в доспехах, вооружённый копьём или мечом. Во времена вражеских нашествий русские города всегда защищала Царица Небесная с Воинством ангельских сил во главе с Архангелом Михаилом. Они приставлены для хранения каждого из нас... Верующие молитвенно обращались к Ангелам. Вот одно такое воззвание: Ангеле Божий, Хранителю мой святый, На соблюдение мне от Бога С небеси данный, Прилежно молю Тя — Ты мя днесь просвети, И от всякого зла сохрани, На благое деяние настави, И на путь спасения направи.

В Учении Живой Этики сказано: «Осознание Высших Сил даётся не в школах, не извне, но именно живёт в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать — будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. Люди сказали в неведении — сон подобен смерти. Нужно от малых лет твердить, что сон называется беседою с Ангелами»23. Каждый, кто слышал о великом служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: "Твой Ангел заплачет", и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца.

В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха

Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.

Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора -"Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.

В специальном павильоне экспонируются восемь панно "Богатырского фриза" 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным "Половецким пляскам", представленным С.

Дягилевым в 1909 году в Париже. Экспозиция разделена на три части.

Гаснут пожары от набегов врага. Искореняются пособники фашистской тьмы над Миром. Торжество Света, духовного единения народов, укрепления сил Мира.

Необходима бдительность. Духовные Учителя наготове. Они с мечом готовы достойно встретить новых захватчиков, откуда бы они не стремились поработить народы и погасить Свет. Но силы противостояния остались. Всякое послабление, потеря контроля народа над своими управителями грозит бедой, новыми жертвами.

Возрождаются Храмы. Дети видят подвиг отцов и готовятся идти по Пути Света. Будем бдительны! Мир был на грани. Без Пробуждения Духа народа тьма захватила бы Русь, сравняла бы с лицом Земли Москву, древнюю российскую культуру.

В этой борьбе подвиг Духа многим казался необходимым и последним. Всё зависит от нас, от укрепления сил Света, Пробуждения и устремления к созданию единой Божественной цивилизации на Земле. От активности и труда каждого видеть в себе необходимость искоренения негативного, — это наш последний рубеж на страже которого стоит Ангел Последний. Божественное самопрограммирование и саморазвитие каждого из нас, всей системы управления является Путем Пробуждения и создания единой Божественной Цивилизации, достойной Творцов и Охранителей Вселенной, Махатм, Просветленных и Учителей, посланников и носителей Божественного промысла землян. Пусть они будут в самоуправлении новой Жизни, Божественно устремленным Миром землян.

Будут готовы искоренить любую тьму и невежество, войны, захваты, порабощения. Ангел Последний на страже на каждом рубеже, где Свет противостоит тьме. Утро и Поморяне. Вечер 1907 Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха.

Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.

Проникновенный лирический строй картин Рериха серии «Sancta» и духовно, и пластически плоскостной передачей объема, музыкальной насыщенностью цвета, линеарной выразительностью контуров, ритмической доминантой во взаимодействии композиционных частей связан с той символистской тенденцией к передаче вневременных идеальных смыслов с помощью опоэтизированных земных мотивов, которая была отличительной характеристикой творческого мышления и метода русских художников модерна. Однако духовный смысл серии, конечно, затрагивает и более глубокие основы религиозного сознания. Если в ее организации руководствоваться нумерацией, обозначенной самим Рерихом в списке картин за 1917-1924 годы, то путь через открытые врата «И открываем» ведет к Богу «И узрим». Причем аллюзии на Евангелие заложены в самой поэтике названий, говорящих о «лове» душ человеческих «и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», Мф.

Возвращаясь непосредственно к структурным элементам полотна «И открываем», следует отметить, что они уводят в область архетипических для Рериха мотивов, к которым относятся: врата, ведущие в обитель красоты и духовного благоденствия через гибкий арочный свод, увенчанный иконой Пресвятой Богородицы Знамение и обрамленный фигурами двух предстоящих в молении святителей предположительно Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской[10] ; мягкие холмистые дали; подсвеченное нарастающим сиянием небо, с эпической характерностью оживленное облаками; маленькая одинокая часовня, архитектурный облик которой лаконично синтезирует традиционные черты новгородско-псковского церковного зодчества, столь любимого Рерихом. Немаловажно, что лейтмотив храма как символа божественного ведения жизни, как признака начала, дающего пространственному хаосу гармонию устойчивой иерархии, встречается уже в ранних работах мастера, в частности, в активной по своей пластической энергии картине «Городок» 1902, частное собрание, США. Рериховские подвижники серии «Sancta», с определенной точки зрения, являются «вестниками» также символический визуальный и тематический мотив в искусстве художника той творческой родины, возвращение к которой позволяет многое понять в непрерывном и взаимосвязанном развитии образной системы Рериха, еще в раннюю свою пору символически охарактеризовавшего себя как «странника»[11]. Неслучайно интенсивно красное свечение небесного горизонта над неведомым, затерянным в северных скитах[12] лиловым озером, на котором нескончаемо продолжается лов «И продолжаем» , находит отзвук в огненном угасании завершающей свой жизненный цикл луны «Гималаи. Заходящая луна», 1940-е, Государственный музей Востока, Москва. Все это на иконографическом уровне говорит о единстве и устойчивости индивидуальной образной концепции художественного языка Рериха. Целью нашего исследования стала попытка выстроить разновременный смысловой контрапункт напоминаний об истоках художественного мышления Рериха в контексте связи его личности с духовным складом рубежа XIX-XX веков.

Однако суть поставленного вопроса не ограничивается сравнениями: «Рерих - русский Метерлинк в живописи»[15] или «Рерих - русский Пюви де Шаванн»[16] которого художник действительно считал одним из своих учителей[17]. В начале ХХI века о Рерихе стали говорить как о «космическом реалисте», подразумевая, что он изображал реальность духовного Космоса[18]. В связи с нашим исследованием важно понимать, что реалистический аспект пластического языка представителей новых тенденций в русском изобразительном искусстве модерна не противоречил метафизическому отрыву видимого вещного мира от незримо переживаемого в душе. Именно поэтому идеалистическая по существу образная «держава» Рериха, рождавшаяся на волне слияния исторических знаний и поэтического воображения, глубоко реалистична в контексте выражения одной из главных идей искусства символизма о наличии в жизни духовного измерения. В произведениях Рериха 1890-1910-х годов постепенно усиливается суггестивный настрой в трактовке художественных мотивов, происходит переход от буквальной, предсказуемо натурной передачи визуального замысла к более свободным, освоенным на индивидуальном психологическом уровне обобщениям, в основе которых лежал поэтический синтез. Эффект «делания», выявление на холсте скрытых пластов того, чего, по сути, уже нет, но что для человека с суггестивным настроем на восприятие жизни - рядом, чувство психологической незавершенности времени достигались Рерихом с помощью ритмической организации пластических масс. Этот прием проявился и в пружинистом ритме всполохов на картине «Красные паруса.

Поход Владимира на Корсунь» 1900, ГТГ , и в мажорно льющемся движении «Заморских гостей» 1901, ГТГ , и в бурной «вагнеровской» фактуре этапного для художника произведения «Небесный бой» 1909, частное собрание; 1912, ГРМ , за облаками которого незримо парят валькирии. Эти воображаемые героини[19] как символический намек на смыслы облачных «столпотворений» появились у Рериха в подготовительном эскизе 1905 года «Небесный бой Летящие валькирии », [1905], ГРМ , который, предположительно, был создан к другому эпическому сражению природных и человеческих сил - к картине «Бой» 1906, ГТГ; авторское название «Морской бой». Однако в итоге Рерих скрыл динамичный полет «человекообразных» фигур в золотом пожаре облаков, чем ушел от наглядности символов к ассоциативно-визуальному выражению. К особым суггестивным качествам пластического языка Рериха относится и своеобразный приглушенный, «ведовской», колорит «Языческое капище», середина 1900-х, ГТГ. Это качество, несмотря на усилившиеся в 1900-е годы и далее смелые интенсивные сочетания красного, голубого, синего, зеленого, ультрамаринового цветов, полностью не уходит из его работ. Объяснить подобный феномен можно опять же тем тяготением к «неявностям», которое внушал символизм. На уровне решения визуальных задач оно было связано с ранними попытками Рериха воссоздать таинственную атмосферу полуязыческой, полухристианской Руси.

Немало в творчестве художника и чисто ночных сцен «Гонец. Заклинание », Государственный музей Востока, Москва; и другие , говорящих о «рембрандтовском» как подметил Давид Бурлюк[20] устремлении Рериха в глубину психологически емкого освоения прошлого: темное, сумеречное естественно сближалось с чем-то таинственным, сокровенным, глубоко укрытым в природе, хранящей память и о живых, и об ушедших. Неслучайно даже эскизы к «Половецким пляскам», при всей их завораживающей золотисто-бронзовой ауре степной старины, при всей их звучности и ритмичности, в целом смотрятся потаенно сдержанными, дымно-приглушенными «Половецкий стан», эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь», 1914? С особой органичностью таинственная рериховская «матовость» проявилась в эскизах декораций к балету И. Стравинского «Весна священная» 1912-1913 , общая тональность которых, высветляясь обилием зеленых и голубых цветов, придает образам большую натурную энергию и фольклорную музыкальность звучания, но при этом не впадает в пеструю лубочность «Поцелуй земле», эскиз декорации к I действию балета И. Стравинского «Весна священная», 1913, Астраханская государственная картинная галерея имени М.

Следует заметить, что темпера «Весна священная» ГРМ 1945 года при всей своей хороводной мажорности и большей по сравнению с ранними работами иллюстративности также хранит отзвук «мглистой» вдумчивой глубины рериховских настроений эпохи модерна. Подобные связи во времени - на уровне сюжета, колористических отзвуков, ритмических стилизаций - наглядно свидетельствуют о целостности образной системы Рериха, «былинно-песенные» мотивы которой еще до «Весны священной» проявились в декоративно-аппликативной приближающейся к панно пластике картины «Поморяне. Утро» 1906, Горловский художественный музей, Донецкая Народная Республика. Совсем небезосновательно одним из главных эстетических героев эпохи рубежа XIX-XX столетий стал архетипический образ Орфея. Свою фольклоризированную трактовку этому культовому образу-символу дал и Рерих в картине «Человечьи праотцы» 1911, Музей Эшмола, Оксфорд , на которой медведи, завороженные звуками свирели, пребывают в полной гармонии с неслышимой, но зримой музыкой луговых трав по склонам сизо-зеленых волнистых холмов. Это отрешенное музицирование славянского пастушка Орфея, воссоздающее полусказочную атмосферу северной идиллии языческих времен, своим образным строем визуализирует одну из главных идей Рериха о преображающем начале красоты, духовное сияние которой проникает и в человека, и в природу, и даже в зверей: «Не знаем, как говорили, но так красиво мыслили древние»[21], - писал Рерих в программном для понимания его эстетики очерке «Радость искусству» 1908. Подобное созерцательно-поэтическое начало лежало у Рериха и в основе иносказательно выраженной идеи святости допетровской Руси.

Неслучайно на картине «И не убоимся» из упомянутого выше цикла «Sancta» 1922 Рерих вновь иносказательно изображает покорность звериного начала медведя музыке духа монахов. Поясняя логику названия, стоит напомнить, что медведи, «считавшиеся человеческими праотцами»[22], как писал Рерих С. Дягилеву в 1913 году в связи с готовившейся постановкой «Весны Священной», являлись воплощением языческой силы и участвовали в шаманских культах, в которых свидетели жертвоприношения набрасывали на себя медвежьи или оленьи шкуры «Колдуны», 1905, Национальный музей «Киевская картинная галерея». Воскрешая в памяти историю гармонизирующего стихийные силы природы доброго отношения к медведю святого Сергия Радонежского и много позднее святого Серафима Саровского, картина «И не убоимся» имеет и еще одно ассоциативное сближение. Оно связано со сравнением Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра» 1883-1885 старца-отшельника, не желающего разменивать в людской сутолоке свою устремленную к Богу жизнь, с «медведем из медведей» и «птицей из птиц»[23]. Уход, отшельничество, уединение - важные для эстетики Серебряного века парадигмальные творческие установки. Удаление художника от бушующего мира в окрестности индийского поселения Наггар также может быть отчасти мотивировано идеалистическими внушениями эпохи модерна, культивировавшей мысль о творческом отрешении как высочайшей ступени душевного роста.

Символистская реминисценция поэтической концепции Ницше об одиноком взращивании духа в горах, связывающая разные этапы биографии художника, в свое время оказала сильное воздействие на его воображение. Глубокое увлечение Рериха культовой для символистов книгой «Так говорил Заратустра» нашло отражение как в его письмах, в одном из которых он сравнивает себя и свою будущую супругу с «природными ницшеанцами»[24], так и в творчестве. Причем и в литературе, и в искусстве художественными элементами, связующими образные системы Рериха и Ницше, является целый ряд сквозных мотивов: иконографических - горы и небо, проводящие тему духовного отрешения, воспарения; колористических - голубой тон голубые тропы, по которым бегут к золотому чуду[25] , огненный, со всей амплитудой пламенеющих оттенков от лилового до мглисто-золотистого; семантических - пламень, символизирующий огонь пылающего знания, горения, свечения, тайны. Даже знаковая в концептуальном плане повесть Рериха «Пламя. Письмо » 1918 , синтезирующая вымышленную фабулу с отдельными автобиографическими мотивами[26], несет на себе отзвуки идеалистической поэтики «Заратустры», наглядно давшего о себе знать в 1931 году визуальным эхо одноименной картины «Заратустра», 1931, Государственный музей Востока. В 1902 году Галлен-Каллела напишет работу «Остров мечтаний» Художественный музей Турку, Финляндия , в основе которой аллюзия на картину Бёклина о путешествии в бесконечность, сблизив художественные грезы с вечностью. Одной из причин подобного атрибуционного расхождения стало создание нескольких эскизов[30] композиции, заключавшей в себе не только панегирическую, но и погребальную символику.

Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения, принадлежность к которому была одной из главных функций искусства с древнейших времен, - с идеей сопровождения усопших в царство вечной жизни. Дело в том, что «Сокровище Ангелов» изначально задумывалось как часть эскиза стенописи усыпальницы князя В. Тенишева - мужа М. Тенишевой, с 1900 года строившей в своем имении церковь Преображения Господня, - в Талашкине. Во многом под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила название на храм Святого Духа.

Для Рериха в этом символичном для эпохи перечне ближе всего Абсолютное, именно эта категория наиболее точно раскрывает его эволюцию как художника. В 1922 году, находясь в Чикаго, Рерих создает знаковую для избранного нами метода анализа его визуальной поэтики 6-частную серию картин «Sancta» «Святая», «Святые» «Подвижники» , «Священная» [7]: 1. В серии «Sancta» через воспоминание о духовных заветах Сергия Радонежского, об отшельническом бытии монахов художник не только отразил молчаливо нараставшую тоску по России, но и иносказательно визуализировал свои сокровенные внутренние установки в понимании небудничной простоты[9] творчества. Композицией «И открываем» Рерих сразу дает направление тем стремлениям души в утраченные пределы, которые на уровне универсальной метафоры воплощают горний мир, бесконечность потерянного рая. А ведь именно поиск его вечных отблесков и был одним из главных внутренних импульсов, позволивших сформироваться новой эстетической реальности стиля модерн. Проникновенный лирический строй картин Рериха серии «Sancta» и духовно, и пластически плоскостной передачей объема, музыкальной насыщенностью цвета, линеарной выразительностью контуров, ритмической доминантой во взаимодействии композиционных частей связан с той символистской тенденцией к передаче вневременных идеальных смыслов с помощью опоэтизированных земных мотивов, которая была отличительной характеристикой творческого мышления и метода русских художников модерна. Однако духовный смысл серии, конечно, затрагивает и более глубокие основы религиозного сознания. Если в ее организации руководствоваться нумерацией, обозначенной самим Рерихом в списке картин за 1917-1924 годы, то путь через открытые врата «И открываем» ведет к Богу «И узрим». Причем аллюзии на Евангелие заложены в самой поэтике названий, говорящих о «лове» душ человеческих «и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», Мф. Возвращаясь непосредственно к структурным элементам полотна «И открываем», следует отметить, что они уводят в область архетипических для Рериха мотивов, к которым относятся: врата, ведущие в обитель красоты и духовного благоденствия через гибкий арочный свод, увенчанный иконой Пресвятой Богородицы Знамение и обрамленный фигурами двух предстоящих в молении святителей предположительно Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской[10] ; мягкие холмистые дали; подсвеченное нарастающим сиянием небо, с эпической характерностью оживленное облаками; маленькая одинокая часовня, архитектурный облик которой лаконично синтезирует традиционные черты новгородско-псковского церковного зодчества, столь любимого Рерихом. Немаловажно, что лейтмотив храма как символа божественного ведения жизни, как признака начала, дающего пространственному хаосу гармонию устойчивой иерархии, встречается уже в ранних работах мастера, в частности, в активной по своей пластической энергии картине «Городок» 1902, частное собрание, США. Рериховские подвижники серии «Sancta», с определенной точки зрения, являются «вестниками» также символический визуальный и тематический мотив в искусстве художника той творческой родины, возвращение к которой позволяет многое понять в непрерывном и взаимосвязанном развитии образной системы Рериха, еще в раннюю свою пору символически охарактеризовавшего себя как «странника»[11]. Неслучайно интенсивно красное свечение небесного горизонта над неведомым, затерянным в северных скитах[12] лиловым озером, на котором нескончаемо продолжается лов «И продолжаем» , находит отзвук в огненном угасании завершающей свой жизненный цикл луны «Гималаи. Заходящая луна», 1940-е, Государственный музей Востока, Москва. Все это на иконографическом уровне говорит о единстве и устойчивости индивидуальной образной концепции художественного языка Рериха. Целью нашего исследования стала попытка выстроить разновременный смысловой контрапункт напоминаний об истоках художественного мышления Рериха в контексте связи его личности с духовным складом рубежа XIX-XX веков. Однако суть поставленного вопроса не ограничивается сравнениями: «Рерих - русский Метерлинк в живописи»[15] или «Рерих - русский Пюви де Шаванн»[16] которого художник действительно считал одним из своих учителей[17]. В начале ХХI века о Рерихе стали говорить как о «космическом реалисте», подразумевая, что он изображал реальность духовного Космоса[18]. В связи с нашим исследованием важно понимать, что реалистический аспект пластического языка представителей новых тенденций в русском изобразительном искусстве модерна не противоречил метафизическому отрыву видимого вещного мира от незримо переживаемого в душе. Именно поэтому идеалистическая по существу образная «держава» Рериха, рождавшаяся на волне слияния исторических знаний и поэтического воображения, глубоко реалистична в контексте выражения одной из главных идей искусства символизма о наличии в жизни духовного измерения. В произведениях Рериха 1890-1910-х годов постепенно усиливается суггестивный настрой в трактовке художественных мотивов, происходит переход от буквальной, предсказуемо натурной передачи визуального замысла к более свободным, освоенным на индивидуальном психологическом уровне обобщениям, в основе которых лежал поэтический синтез. Эффект «делания», выявление на холсте скрытых пластов того, чего, по сути, уже нет, но что для человека с суггестивным настроем на восприятие жизни - рядом, чувство психологической незавершенности времени достигались Рерихом с помощью ритмической организации пластических масс. Этот прием проявился и в пружинистом ритме всполохов на картине «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» 1900, ГТГ , и в мажорно льющемся движении «Заморских гостей» 1901, ГТГ , и в бурной «вагнеровской» фактуре этапного для художника произведения «Небесный бой» 1909, частное собрание; 1912, ГРМ , за облаками которого незримо парят валькирии. Эти воображаемые героини[19] как символический намек на смыслы облачных «столпотворений» появились у Рериха в подготовительном эскизе 1905 года «Небесный бой Летящие валькирии », [1905], ГРМ , который, предположительно, был создан к другому эпическому сражению природных и человеческих сил - к картине «Бой» 1906, ГТГ; авторское название «Морской бой». Однако в итоге Рерих скрыл динамичный полет «человекообразных» фигур в золотом пожаре облаков, чем ушел от наглядности символов к ассоциативно-визуальному выражению. К особым суггестивным качествам пластического языка Рериха относится и своеобразный приглушенный, «ведовской», колорит «Языческое капище», середина 1900-х, ГТГ. Это качество, несмотря на усилившиеся в 1900-е годы и далее смелые интенсивные сочетания красного, голубого, синего, зеленого, ультрамаринового цветов, полностью не уходит из его работ. Объяснить подобный феномен можно опять же тем тяготением к «неявностям», которое внушал символизм. На уровне решения визуальных задач оно было связано с ранними попытками Рериха воссоздать таинственную атмосферу полуязыческой, полухристианской Руси. Немало в творчестве художника и чисто ночных сцен «Гонец. Заклинание », Государственный музей Востока, Москва; и другие , говорящих о «рембрандтовском» как подметил Давид Бурлюк[20] устремлении Рериха в глубину психологически емкого освоения прошлого: темное, сумеречное естественно сближалось с чем-то таинственным, сокровенным, глубоко укрытым в природе, хранящей память и о живых, и об ушедших. Неслучайно даже эскизы к «Половецким пляскам», при всей их завораживающей золотисто-бронзовой ауре степной старины, при всей их звучности и ритмичности, в целом смотрятся потаенно сдержанными, дымно-приглушенными «Половецкий стан», эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь», 1914? С особой органичностью таинственная рериховская «матовость» проявилась в эскизах декораций к балету И. Стравинского «Весна священная» 1912-1913 , общая тональность которых, высветляясь обилием зеленых и голубых цветов, придает образам большую натурную энергию и фольклорную музыкальность звучания, но при этом не впадает в пеструю лубочность «Поцелуй земле», эскиз декорации к I действию балета И. Стравинского «Весна священная», 1913, Астраханская государственная картинная галерея имени М. Следует заметить, что темпера «Весна священная» ГРМ 1945 года при всей своей хороводной мажорности и большей по сравнению с ранними работами иллюстративности также хранит отзвук «мглистой» вдумчивой глубины рериховских настроений эпохи модерна. Подобные связи во времени - на уровне сюжета, колористических отзвуков, ритмических стилизаций - наглядно свидетельствуют о целостности образной системы Рериха, «былинно-песенные» мотивы которой еще до «Весны священной» проявились в декоративно-аппликативной приближающейся к панно пластике картины «Поморяне. Утро» 1906, Горловский художественный музей, Донецкая Народная Республика. Совсем небезосновательно одним из главных эстетических героев эпохи рубежа XIX-XX столетий стал архетипический образ Орфея. Свою фольклоризированную трактовку этому культовому образу-символу дал и Рерих в картине «Человечьи праотцы» 1911, Музей Эшмола, Оксфорд , на которой медведи, завороженные звуками свирели, пребывают в полной гармонии с неслышимой, но зримой музыкой луговых трав по склонам сизо-зеленых волнистых холмов. Это отрешенное музицирование славянского пастушка Орфея, воссоздающее полусказочную атмосферу северной идиллии языческих времен, своим образным строем визуализирует одну из главных идей Рериха о преображающем начале красоты, духовное сияние которой проникает и в человека, и в природу, и даже в зверей: «Не знаем, как говорили, но так красиво мыслили древние»[21], - писал Рерих в программном для понимания его эстетики очерке «Радость искусству» 1908. Подобное созерцательно-поэтическое начало лежало у Рериха и в основе иносказательно выраженной идеи святости допетровской Руси. Неслучайно на картине «И не убоимся» из упомянутого выше цикла «Sancta» 1922 Рерих вновь иносказательно изображает покорность звериного начала медведя музыке духа монахов. Поясняя логику названия, стоит напомнить, что медведи, «считавшиеся человеческими праотцами»[22], как писал Рерих С. Дягилеву в 1913 году в связи с готовившейся постановкой «Весны Священной», являлись воплощением языческой силы и участвовали в шаманских культах, в которых свидетели жертвоприношения набрасывали на себя медвежьи или оленьи шкуры «Колдуны», 1905, Национальный музей «Киевская картинная галерея». Воскрешая в памяти историю гармонизирующего стихийные силы природы доброго отношения к медведю святого Сергия Радонежского и много позднее святого Серафима Саровского, картина «И не убоимся» имеет и еще одно ассоциативное сближение. Оно связано со сравнением Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра» 1883-1885 старца-отшельника, не желающего разменивать в людской сутолоке свою устремленную к Богу жизнь, с «медведем из медведей» и «птицей из птиц»[23]. Уход, отшельничество, уединение - важные для эстетики Серебряного века парадигмальные творческие установки. Удаление художника от бушующего мира в окрестности индийского поселения Наггар также может быть отчасти мотивировано идеалистическими внушениями эпохи модерна, культивировавшей мысль о творческом отрешении как высочайшей ступени душевного роста. Символистская реминисценция поэтической концепции Ницше об одиноком взращивании духа в горах, связывающая разные этапы биографии художника, в свое время оказала сильное воздействие на его воображение. Глубокое увлечение Рериха культовой для символистов книгой «Так говорил Заратустра» нашло отражение как в его письмах, в одном из которых он сравнивает себя и свою будущую супругу с «природными ницшеанцами»[24], так и в творчестве. Причем и в литературе, и в искусстве художественными элементами, связующими образные системы Рериха и Ницше, является целый ряд сквозных мотивов: иконографических - горы и небо, проводящие тему духовного отрешения, воспарения; колористических - голубой тон голубые тропы, по которым бегут к золотому чуду[25] , огненный, со всей амплитудой пламенеющих оттенков от лилового до мглисто-золотистого; семантических - пламень, символизирующий огонь пылающего знания, горения, свечения, тайны. Даже знаковая в концептуальном плане повесть Рериха «Пламя. Письмо » 1918 , синтезирующая вымышленную фабулу с отдельными автобиографическими мотивами[26], несет на себе отзвуки идеалистической поэтики «Заратустры», наглядно давшего о себе знать в 1931 году визуальным эхо одноименной картины «Заратустра», 1931, Государственный музей Востока. В 1902 году Галлен-Каллела напишет работу «Остров мечтаний» Художественный музей Турку, Финляндия , в основе которой аллюзия на картину Бёклина о путешествии в бесконечность, сблизив художественные грезы с вечностью. Одной из причин подобного атрибуционного расхождения стало создание нескольких эскизов[30] композиции, заключавшей в себе не только панегирическую, но и погребальную символику.

В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова

За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий