В этом году Пасха Христова у православных и католиков находится близко друг к другу, но так бывает не всегда: например, католическая Светлая Пасха в 2024 году будет 31 марта, а православная – 5 мая, разница – больше, чем в месяц. Православные верующие во всем мире сегодня отмечают главный христианский праздник — Пасху, день Воскресения Христова. В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом – от земли к небу.
Церковный православный календарь
Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения. Что такоe артос Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства.
В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой.
В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы.
Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.
Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Как хранить и принимать артос Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!
Ветви вербы можно освятить в любом храме накануне праздника, в Лазареву субботу, 8 апреля. Или же окропить святой водой дома. А вот выкидывать их нельзя. При каждой церкви есть специальная печка, в которой сжигаются старые иконки, крошки от просфор и такие святыньки, как освященная верба, — рассказал настоятель храма. Что же до народных традиций, то в этот день у православных принято слегка хлестать близких освященными веточками вербы. Считается, что это придает здоровья, сил и благополучия на весь год.
Что касается рекомендаций и, напротив, запретов, то в Вербное воскресенье не стоит работать, а день этот посвятить молитве и встретить его в радости. Фото: 56orb. В этот день, по давней народной традиции, христиане проводят дома генеральную уборку: издавна считалось, что вместе с комнатной пылью уходит из жизни все плохое. Но, священнослужители настаивают, что наведение порядка — вовсе не самое главное. Этот день называется Великим четвергом или, в народном варианте, Чистым четвергом. По традиции — уже не народной, а церковной — верующие в Великий Четверг причащаются в храме. Вообще, сделать это можно в каждое воскресенье года а в крупных храмах и чаще , но именно в Чистый четверг желающих сделать это особенно много: ведь, как уже говорилось, в этот день вспоминается Тайная вечеря.
Воскресенье Христово напоминает о чудесном воскресении Иисуса Христа после смерти на горе Голгофе.
Естественно, в наше время любые подвиги нужно оговаривать с духовником, смотря по силам и состоянию здоровья. А в древности в понедельник, вторник и среду не ели ничего. Не кушали также и в пятницу. Зато в четверг и в субботу допускалось послабление — горячая пища с маслом. Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? Рассмотрим их кратко. Литургия Преждеосвященных Даров. Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня — личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосифе, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Иисуса.
В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника. На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.
Общая схема служб Великого вторника — такая же, как и в понедельник. Тексты вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнес в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно-следственной связи в жизни человека. Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове.
Но как бы там ни было, Пилат разрешил снять тела, и, чтобы не оставлять осужденных в живых, им перебили голени Ин. Это мучительная, но быстрая смерть, все же значительно лучше такого же мучительного, но гораздо более длительного умирания на кресте, которое могло продолжаться и несколько дней. Этим также исполнилось пророчество Спасителя благоразумному разбойнику о том, что сегодня же он будет с Ним в раю Лк. Пророчество потому, что, как уже было сказано, крестные мучения могли продолжаться достаточно долго. Кстати говоря, мы привыкли говорить, что благоразумный разбойник пошел в рай, а неразумный — в ад. Это верно, но и судьба последнего доподлинно неизвестна. Да, он пошел в ад, но… тогда, когда там уже проповедовал Христос. И вполне возможно, что и он под влиянием сей проповеди уверовал во Спасителя, был изведен Им из ада в день Воскресения, и так спасся. Это тем более вероятно, что сей разбойник был свидетелем исполнения пророчества Христова над своим благоразумным сотоварищем, что и могло укрепить его веру. Впрочем, как уже сказано, доподлинно нам это неизвестно. Но вот когда воины хотели перебить голени у Христа, то, видя, что Он уже умер, не сделали сего. Что святой апостол Иоанн Богослов особо подчеркивает Ин. Разумея здесь, что иудейский пасхальный агнец, кости которого по закону Моисееву не должны были сокрушаться ср. Тогда праведный Иосиф Аримафейский, бывший до этого тайным учеником Христовым, дерзнул прийти к Пилату и попросить у него Тело Иисусово. На что сей правитель дал свое разрешение Мф. Затем, по погребальным иудейским обычаям, Иосиф и, пришедший к нему другой тайный ученик Христов Никодим, помазали Тело Спасителя специальными благовониями и повили погребальными пеленами Ин. А затем, поздно вечером в пятницу, погребли Его в новом гробе. В котором, и это снова особо подчёркивает Богослов, «еще никто не был положен» Ин. А подчеркивает он это для того, чтобы пресечь возможную лицемерную, фарисейскую ложь иудеев. Ведь если бы до этого какой-то другой мертвец, какой-нибудь «Мойша» уже был бы погребён в сем гробе, то иудеи по своей злонамеренности объявили бы, что воскрес не Христос, а именно сей условный «Мойша» — будь он хоть самым заклятым злодеем! По этой своей злонамеренности иудеи упросили Пилата и поставили стражу у гроба, а также приложили печать к гробному камню. Якобы для того, «чтобы ученики не украли Тело своего Учителя» Мф. Что, впрочем, после Воскресения Христова послужило к обличению самих иудеев, отрицающих оное. Итак, Тело Христово пребывало во гробе в покое всю субботу, а душей Господь был во аде, где и проповедовал душам умерших. И очень рано, в следующий после субботы день, который позднее в христианском календаре был назван воскресением, Господь Воскрес и изошёл из гроба. Не только не отвалив камень от него, но даже не нарушив при этом гробных печатей. Что было следствием особых свойств воскресшего, нетленного Тела Господа. В Евангелии об этом нет упоминания, очевидно, по причине смирения Богородицы. Но зато там упоминается о других многочисленных явлениях Господа: женам-мироносицам Мф. Фомы Мф. Достойно внимания и следующее. Когда часть стражников у Гроба Христова, видя Его Воскресение, возвестили об этом первосвященников, то «сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» Мф. В христианском апологетическом богословии эта выдумка называется первой ложной гипотезой Воскресения Христова. И является она ложной по очень многим причинам. Так невозможно, чтобы все римские воины, отличавшиеся строгой дисциплиной, все до одного уснули бы на посту. Но если бы так и было на самом деле, то за это их должны были строго наказать, а их, наоборот, поощрили денежным «пособием». Наконец, если все они спали, то откуда узнали, что «апостолы похитили тело»?! Со стороны самого этого «дела, которое первосвященники и старейшины шили апостолам», совершенно непонятно, зачем последним было похищать в субботу, когда ко гробу и была приставлена стража Мф. Если они спокойно могли это сделать вечером в пятницу, когда никаких стражников там еще не было. Зачем они при этом, якобы, «похищении» сняли повивальные пелены, которые обычно очень прочно пристают к телу покойника, и оставили их во гробе? Наконец, вообще непонятно, а зачем все это надо было самим апостолам? Не говоря уже о том, что они были крайне напуганы и обессилены смертью Учителя, чтобы решиться на такое дело, то какую выгоду они могли получить от такой «кражи»?! И если бы они действительно пошли на такой «подлог», то разве затем смогли бы просветить всю Вселенную проповедью Христовой, мужественно преодолевая при этом все многочисленные скорби, страдания, гонения, которые им при этом прилучались, а также мученически полагая свои жизни за Христа, если Он, как пытаются лгать иудеи, «не воскрес»?! Сии последующие деяния апостолов — это не действия «обманщиков»! Как об этом замечательно свидетельствует апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков… Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» 1 Кор. История формирования праздника Воскресения Христова В первые века христианства различали Пасху крестную и Пасху воскресную. О чем свидетельствуют святые отцы и учители Церкви второго-третьего веков по Р. Первая Пасха была посвящена воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя.
Священник рассказал пенсионерам о празднике Пасхи Христовой
Напомним, что Пасха является главным праздником литургического рода всех христианских конфессий. Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей. После того как Христос претерпел страдания и воскрес, этот праздник стал для веровавших в Него Пасхой Господней. В эти же дни начинали активно готовиться к Пасхе — празднику Воскрешения Иисуса Христа.
4 мая – Беседа о Пасхе Христовой в храме Сретения Господня
Православные христиане празднуют Пасху Москва. RU - Православные верующие отмечают Пасху - самый важный из христианских праздников. Главное пасхальное богослужение в России в эту ночь по традиции проходит в храме Христа Спасителя, где патриарх Кирилл совершает крестный ход, пасхальную заутреню и литургию. В этот день Церковь вспоминает победу Христа над грехом и смертью - победу, которая, как считают верующие, освободила человечество от рабства дьяволу и открыла для каждого путь спасения. Пасха - переходящий праздник, каждый год он отмечается в разное время не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая , дата вычисляется по лунно-солнечному календарю.
Как проходят пасхальные торжества?
До начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года. Богослужение обычно начинается около 23:00 и длится несколько часов. О начале Пасхи возвещает колокольный звон, именуемый благовестом. Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба заутреня.
Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма. Крестный ход движется против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. Затем служат божественную литургию, освящают особый бездрожжевой хлеб — артос или просфору, который потом раздают верующим. Все сорок дней — с Пасхи до Вознесения — двери в алтарь, называемые Царскими вратами, остаются открытыми на протяжении всего дня и повсюду звонят колокола. Считается, что добрые дела, совершаемые в эти дни, помогают очиститься верующим от грехов.
Почему на Пасху красят яйца? В христианстве ее часто связывают с притчей о Марии Магдалине, которая подарила римскому императору Тиберию яйцо как символ воскрешения Иисуса Христа. Правитель ответил, что поверит в чудо, если белое яйцо станет красным, и оно изменило цвет. Поэтому основной цвет для окрашивания яиц на Пасху — красный.
Путь в Царство Небесное был для человека закрыт. В ад попадали как грешники, так и праведники Быт. Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными Иез. Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово Лк. В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи Лк. Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ. Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли Еф. Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения. Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения. В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха? Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается предпразднственная полунощница. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди. Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего сынов Израиля в ночь перед выходом их из Египта подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва , прообразовавшая Крестную Жертву Христа. В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы , после чего священник, подняв её на главу, уносит Ликом к востоку в алтарь через Царские врата. Плащаница укладывается на Престоле , после чего вокруг него совершается каждение. По окончании этой службы бывает Крестный ход в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя , а затем уже совершается Пасхальная утреня. Фактически, граница между Страстной седмицей и Пасхой проходит перед Крестным ходом. По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым. Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»… В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция? Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию. С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей любовью 1Ин. С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы нередко наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении. Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку например, если в этот день умирает Божий святой ; однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила так можно дойти и до суеверия. Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц? Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес! Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марией Магдалиной, которая, по Вознесении Господнем , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою проповедь словами «Христос Воскрес! Почему она подарила яйцо? Яйцо — символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые. Почему яйцо, подаренное императору Марией Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет — символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте 1Пет. Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес! Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя Исх. Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой синий , напоминающий о Царстве Небесном , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни духовную весну. В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.
Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников но не уголовных преступников. Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно то есть еду , освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник. Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения. Что такоe артос Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.
Масленица, Пасха и Родительский день: даты главных православных праздников и постов на 2023 год
Все сорок дней — с Пасхи до Вознесения — двери в алтарь, называемые Царскими вратами, остаются открытыми на протяжении всего дня и повсюду звонят колокола. Считается, что добрые дела, совершаемые в эти дни, помогают очиститься верующим от грехов. Почему на Пасху красят яйца? В христианстве ее часто связывают с притчей о Марии Магдалине, которая подарила римскому императору Тиберию яйцо как символ воскрешения Иисуса Христа. Правитель ответил, что поверит в чудо, если белое яйцо станет красным, и оно изменило цвет.
Поэтому основной цвет для окрашивания яиц на Пасху — красный. Если яйцо окрашено в один цвет — это крашенка, если покрыто узорами — писанка. Отправляясь в гости, принято брать яйца с собой и обмениваться ими с родными и близкими. Пасхальный стол на Руси был обильным.
В богатых домах готовили 40 различных блюд по числу дней истекшего поста. Особое место в меню занимают кулич и пасха — символы праздника наравне с крашеными яйцами. На Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещение кладбищ в Светлое воскресенье, оставление на могилах еды и яиц — языческая традиция, возродившаяся и широко распространившаяся в России в советские времена: храмы были закрыты, люди шли на кладбище.
Согласно церковной традиции могилы принято посещать во вторник после пасхальной недели. Этот день носит название Радоница.
Особенно важна среда для незамужних девушек. Они просят Бога о хорошем муже и семье. Также в этот день вспоминали умерших, но ни в коем случае нельзя было скорбеть.
Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся. Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай. Принято отпускать обиды и прощать.
Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос. Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов. Церковное название праздника — Антипасха от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе ". Этот день отмечается также радостно, как и само Светлое Воскресенье.
Антипасха завершает пасхальные торжества, как бы заново обновляет праздник. На "Красную горку" многие стремились вступить в брак, поскольку, согласно церковным правилам, это первый день с начала Масленицы и Великого поста, когда можно венчаться.
Чтобы проникнуться истинным пасхальным духом, нужно обязательно начать праздничный день с похода в храм: «И не забудьте принести еду в церковь, таким образом вы выразите Богу благодарность за все, что у вас есть.
И часть еды принято оставлять в храме — для обездоленных людей», напомнил игумен Пётр Еремеев. Кроме того, считается, что перезвон колоколов, совершаемый во время пасхальной службы, способен очистить душу человека от нечистой силы, злых помыслов, подарить ему здоровье. По возвращении из храма нужно накрыть праздничный стол и собрать за ним родных и близких, поскольку Пасха — традиционно семейный праздник.
Трапезу, как правило, начинают с молитвы и деления одного освященного яйца и кулича на всех. Можно при желании дарить подарки — открытки, сувениры, посуду, книги или иконы. Еще на Пасху принято целоваться.
Чаще всего целуются с близкими родственниками и друзьями — целовать незнакомцев необязательно. По традиции, с приветствием «Христос воскресе! В общем, на Пасху можно делать все, что вас радует и наполняет, кроме чревоугодия и чрезмерного увлечения алкоголем большой грех, способный навлечь гнев Божий, говорят священники.
И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно согнить - в смерти, чтобы дать колос - новую жизнь. Наше тление в смерти есть путь к нетлению. Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем Рим. Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: "Никто же да убоится смерти, - восклицает святой Иоанн Златоуст - свободи бо нас Спасова смерть".
Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это - поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь. История праздника Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время.
Вероятно, круг праздников Древней Церкви до I века исчерпывался Воскресным днем. Едва ли в словах ап. Павла : «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос; тем же да празднуем не в квасе ветсe» 1 Кор. Скорее такое указание можно видеть в той тщательности, с которой св.
Иоанн Богослов отмечает совпадение смерти Христовой с еврейской пасхой Ин. Ин 13, 1. Настойчивость, с которой христианское предание всегда относило к самим апостолам учреждение Великого поста , позволяет искать по крайней его зачатки в том времени. Возможно, что слова Спасителя: «Егда же отнимется у них жених, тогда постятся», приводимые Тертуллианом в качестве возможного основания Великого поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их ежегодно освящать постом, который они вообще любили Деян.
Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально Пасха Христова, как видно из свидетельства о ней св. Иринея Лионского II в. Этот пост во времена апостолов, вероятно, одни оставляли в самый день еврейской пасхи, а другие — в следующее за ней воскрeсeниe.
По свидетельству Сократа V в. Петра и Павла. В этом отношении важен отрывок из письма св.
Вербное воскресенье и Пасха — обычаи и традиции
Этот праздник еще называют Пасхою Христовой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Отдание праздника Рождества Христова, день преподобной Мелании Римляныни, Святки 8 день. Воскресенье Христово или Пасха – это праздник, которого верующие ждут весь год, ведь он напоминает о чудесном воскресении Иисуса Христа. Пасха для православных россиян – один из главных праздников в году, знаменующий Воскресение Иисуса Христа. В этот день Господь также установил Таинство Причащения, поэтому каждый православный христианин стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии в Великий Четверг.
Пасха: когда будет в 2023 году, суть и традиции праздника
В ту субботу была Пасха, день покоя, никто не мог много передвигаться, перемещаться, делать много шагов. Песах или еврейская Пасха — 2024: традиции и запреты иудейского праздника. ФАС предостерегла продавцов от повышения цен на куриные яйца перед Пасхой. В Православной традиции Пасха является самым главным праздником. один из древнейших христианских праздников, который символизирует победу жизни над смертью, это главное событие церковного ный календарь на апрель 2023 года: праздники, посты, приметы. Христианская же Пасха стала праздником Воскресения Христова — великого торжества после Страстной недели и распятия. Весной верующие отмечают несколько православных праздников. На какие числа в 2024 году придутся Вербное Воскресенье, Чистый четверг и Пасха – в справке РИА Томск.
Календарь православных праздников 2024. Когда будет Пасха, Великий пост, Крещение, Троица
Перед Пасхой с начала поста кроме воскресенья в Церкви не служат литургию Иоанна Златоуста, а только литургию преждеосвященных даров, которую написал святитель Григорий Двоеслов специально для Великого поста. Великопостная литургия отличается от обычной тем, что дары — тело и кровь Христовы — на ней не освящаются. Они заготавливаются заранее. На литургии преждеосвященных даров не принято причащать младенцев. Читайте также Вторая седмица Великого поста посвящена мистическому молитвенному опыту святителя Григория Паламы. После подготовки в первую неделю, верующие погружаются с молитвой в учение о Фаворском Нетварном Свете и Божественных Энергиях. На третью седмицу — Крестопоклонную — верующие погружаются в молитвенное воспоминание и осмысление Креста, как орудия спасения человечества. Четвёртая седмица посвящена Иоанну Лествичнику. Иоанн Лествичник — монах, который описал путь духовного роста и очищения от грехов в виде ступеней лестницы.
Читайте также Пасха: история и традиции светлого праздника Пятая неделя напоминает о Марии Египетской, которая в отрочестве убежала из дома и стала блудницей. Она долго вела распутную жизнь, это был ее выбор, но однажды она решила приложиться к честному древу Креста. Какая-то сила не пускала ее в храм. Мария стала молиться перед иконой Богородицы. Ей открылась вся бездна и мерзость ее греха, она ушла в пустыню. Там она молилась и плакала о своих грехах 37 лет. Господь ее покаяние принял.
Согласно христианской вере, до пришествия Спасителя двери в рай людям были закрыты. Все: и грешники, и праведные, — попадали в ад. Но на второй день после смерти Иисус спустился в преисподнюю, освободив оттуда их души, в том числе и души первых людей Адама и Евы. Для тех же, кто уверовал, Христос открыл дорогу на небеса. Пасха: что можно и нельзя делать 5 мая 2024 года В России празднование долгожданной Светлой Пасхи проходит особенно торжественно, ведь до нее верующие 48 дней соблюдают строгий Великий пост. По традиции православные верующие в день Христова Воскресения посещают праздничную церковную службу, которая начинается еще до полуночи с Лазаревой субботы. Встретив в этот день нуждающегося, обязательно нужно дать милостыню. Помочь можно не только деньгами, но и едой. Считалось, что чем больше добрых дел человек совершит на Пасху, тем больше всего хорошего у него потом произойдет в жизни. Поскольку торжество является первым днем разговения православных верующих после Великого поста, праздничный стол готовится богатым и разнообразным. Главные его украшения — кулич, крашеные вареные яйца и творожная пасха. Пасхальный кулич — древнейший символ воскресения Иисуса Христа. Эта сладкая выпечка является домашней вариацией артоса — освященного хлеба круглой формы, на который нанесено изображение креста и тернового венца. Согласно преданию, апостолы после смерти Христа собирались на общей молитве и клали на его пустующее место хлеб. Главные православные праздники в апреле и мае Также на Пасху принято окрашивать куриные яйца. Этот продукт символизирует гроб Христа, скрывающий, как гласит предание, неугасающую жизнь. Для покраски предки выбирали насыщенный красный цвет, поскольку он символизирует мученические страдания и кровь казненного на Голгофе Спасителя. Получить нужный оттенок можно довольно просто: достаточно добавить луковую шелуху в воду и варить яйца около 10 минут. Праздничные яйца дарят близким и знакомым, также устраивая традиционный «бой».
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 16 апреля 2023, 12:00 Православные верующие отмечают главный церковный праздник — Пасху Православные верующие отмечают главный церковный праздник — Пасху. Светлое Христово Воскресение. Ночью по всей стране прошли крестные ходы и торжественные службы.
Могу прочитать заключение человека, который действительно тоже искал истину: «Попытавшись доказать, что Писание не исторично и ненадежно, я пришел к выводу о его исторической достоверности. Если считать ненадежной Библию, то следует отбросить и почти всю литературу древности. Мне постоянно приходится сталкиваться с людьми, которые постоянно пытаются судить светскую литературу по одним меркам, а Библию по другим. Этот подход в корне неправильный. И к светской литературе и религиозной исследователь должен подходить с одинаковыми методами проверки. Эту главу уместно будет завершить словами Вальтера Скотта, который выразил свое благоговение перед Писанием в следующих строках: О сей величественный том! В нем тайна тайн, и чудо в нем. Блажен, кого сподобил Бог вкусить величье этих строк, Свою познать с бессмертьем связь, Страшась, надеясь и молясь — И горе смертным тем, кто здесь впадал с сомнение или спесь». Я всю книгу полностью не читал, читал только отрывками то, что мне было нужно в моей деятельности. Мы сейчас говорим о Воскресении Христовом. И нам очень важно не доказать, потому что невозможно доказать неверующему человеку, а представить факт, реальный факт, в том числе и доказанный мировыми историками о том, что это было. Первая часть книги говорит об историчности всей Библии, потом Нового Завета, потом уже об Иисусе Христе. И приходит к выводу, что Священное Писание Ветхого и Нового Завета исторично, что на эти книги можно ссылаться как на исторические. В двух словах поговорим о том, кто говорил об Иисусе Христе из древних нехристианских источников помимо книг Нового Завета и отцов Церкви. Это Корнелий Тацит, ученый, римский историк, который в 112 году был губернатором Азии, родился в 52 году; Лукиан из Самосаты, древнегреческий писатель, сатирик II века, тоже говорил о Христе; Иосиф Хлавий, очень авторитетный и известный историк, который занимался этими вопросами в древности, родился в 37 году от Рождества Христова; Плиний Младший; Тертуллиан; историк Талл, уроженец Самарии; Флегонт, историк I века; Иустин Мученик, сначала еврейский философ, а потом раннехристианский мученик. Еврейские талмуды — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, тоже подтверждают историчность Иисуса Христа. То есть сами евреи, которые распяли Иисуса Христа, запечатлели в своих талмудах, таких религиозных сборниках старцев как и у нас есть собрания святых отцов , для евреев праведных авторитетных отцов, что Иисус Христос был исторической личностью. Конечно, они обвиняли Его во всех грехах и, в первую очередь, в магии. Они не могли объяснить, как Он делал такие чудеса. Естественно, что они приводили все к очень простой и древней практике опорочить человека. Если человек тебе не нравится, то скажи про него что-то плохое. О многочисленных светских свидетельствах жизни Христа «Британская энциклопедия» пишет: «Эти независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению, причем на весьма шатком основании, лишь в конце XVIII, в течение IXX и в начале XX века». То есть человечество начало сомневаться в Христе только через почти 19 столетий. Благодаря, наверное, научно-техническому прогрессу люди поверили в свои силы, решили, что они такие умные, разбираются в мире и подумали, что они могут жить без Бога. Это, конечно, их право, но практика показала, что не получилось жить без Бога. Мы говорим о Воскресении Христовом. Мы будем пересекаться с прошлой лекцией. И, может быть, проведем еще одну лекцию, посвященную Евангелию о Воскресении, чтобы сопоставить разных евангелистов. Давайте вспомним, кто говорит о Воскресении Христовом в Новом Завете, какие персонажи. Кто самый первый говорит о Воскресении Христовом? Это апостол Павел. Апостол Павел в послании к Коринфянам в 15-й главе говорит о Воскресении Христовом. Это 50-е годы после Рождества Христова, апостол Павел впервые говорит о Христе. Ну и четыре евангелиста. Первый говорит Марк в 70-х годах, потом Матфей, Лука и в 90-х годах уже говорит Иоанн. Иоанн был самый молодой из апостолов на момент жизни Иисуса Христа и дожил до 90-х годов после Рождества Христова. Сколько ему было при жизни Иисуса Христа? Лет 18—20. На момент написания ему было примерно 80 лет. Это был уже достаточно престарелый человек. Интересный момент: евангелисты не читали между собой Евангелий. Только Матфей и Лука знали о Евангелии Марка, они им пользовались, дописывали его. Остальные не знали. И хотя у них есть разные между собой особенности, которые можно выдать за противоречия, но ключевые моменты они описывают одинаково. Есть такая наука криминалистика, которая говорит о том, что если все свидетели свидетельствуют одно и тоже, слово в слово, то это значит, что они договорились. А если говорят похожие вещи, но по своему, то они независимы между собою. Это говорит как раз о том, что не было сговора между евангелистами. Они писали о Христе свой личный опыт, своим языком, но по-разному. Если мы с вами будем рассказывать про нашу сегодняшнюю встречу, то каждый будет рассказывать своим языком. И если независимый человек будет читать о том, что мы рассказывали, то он подумает, что мы все были на разных лекциях, потому что каждый увидел и услышал свое, каждый свое представил. И это еще одно доказательство того, что Евангелие исторично, аутентично. Мы уже говорили на прошлой лекции о том, что Христос умер в пятницу. В 3 часа дня с Креста Его сняли, быстро похоронили в новом гробе, высеченном в горе Голгофе. Это был гроб Иосифа Аримафейского, члена Синедриона, который покупал этот гроб для себя, но уверовал в Иисуса Христа и, можно сказать, подарил Ему этот очень дорогостоящий подарок, который по сегодняшним меркам оценивается по стоимости квартиры недешевой. И после этого в этом гробе уже никого нельзя было хоронить, кроме родственников Иисуса Христа. Могли похоронить Пресвятую Богородицу в этом гробе, но не похоронили. А почему? Потому, что царь еврейский Ирод Агриппа расширил стены Иерусалима, и гора Голгофа вошла в черту города, а в городе нельзя было никого хоронить. Все могилы они очистили. И Богородицу хоронили в другом месте. Она воскресла, поэтому у нас тела Пресвятой Богородицы, к большому сожалению, нет. Но до сих пор сохранилась Ее одежда, которая также является объектом поклонения христиан. В ту субботу была Пасха, день покоя, никто не мог много передвигаться, перемещаться, делать много шагов. Ко гробу никто не шел, гроб охраняли римские воины, стража. Гроб опечатали, потому что саддукеи, фарисеи и прочие первосвященники еврейские боялись, что ученики украдут тело Иисуса Христа и объявят Его воскресшим. Они поставили римскую стражу, но тем не менее Иисус Христос Воскрес, а стража разбежалась. Мы говорили про жен-мироносиц. В воскресенье был день жен-мироносиц. Жены-мироносицы зачем шли ко гробу? О том, что мироносицы несли миро для помазывания Иисуса Христа, говорил один только евангелист — Марк. Скорее всего, он не был знаком с еврейской традицией похорон. И, скорее всего, он был не евреем. Он был учеником апостола Петра. Он пишет об этом, но потом его евангелисты Матфей и Лука поправляют: жены идут посмотреть. Это так называлось: посмотреть гроб. Восемь дней оплакивали гроб. Гроб — это две такие комнатки. В первую комнатку заносили тело, клали его на плиту и помазывали. Кто был в Иерусалиме? Видели плиту помазывания? Ее сейчас вынесли в храм, а она лежала в Гробе Господнем в первой комнатке. Она была большая, там можно было встать. А во вторую комнатку, непосредственно в Гроб Господень, клали Тело, закрывали Его в плащаницу. Плащаница — это длинная материя, из дорогой хорошей ткани, в которую заворачивалось тело. Причем сильно перематывались ноги, руки и голова перематывалась особым платом. Голова привязывала челюсть, чтобы рот не открывался. Все было замотано. И когда нашли плащаницу, то все оставалось в таком неподвижном. Не так, что Он порвал все и вышел оттуда. Как все лежало, так и лежало, а Он исчез. Причем интересный научный факт, скорее медицинский: когда исследовали плащаницу а Иисуса Христа серьезно порезали, избили плеткой, было много крови, пробиты руки, ноги , то на плащанице отобразилось, что пробиты были именно запястья, где много нервных сплетений. Если пробить кованым гвоздем запястья, то очень больно. А ноги пробивали не так, как на наших крестиках изображается. Сбоку в пятку пробивали. Причем пробивали иногда одну только ногу, чтобы человек мог двигаться и сидеть на специальной жердочке. Жердочку такую давали, чтобы можно было немножко отдыхать насколько это слово «отдых» уместно на кресте. Возможно, что еще и привязывали, чтобы не сорвалось с креста ничего. Руки иногда привязывали. Действительно, очень болезненно. Иисус Христос был очень сильно побит, было очень много крови, хотя Его омывали, конечно же, перед тем, как положить в гроб. Но все равно кровь сразу не вытекает. Все было быстро очень, торопились, до захода солнца надо было похоронить.
Пасха Христова: история и традиции праздника
Рождественский пост 2023: когда начинается, календарь питания, духовный смысл и запреты Крещение Крещение Господне — христианский праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи совершали религиозные омовения. Иоанн Предтеча стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к реке Иордан и попросил Иоанна крестить его. Во время крещения, согласно Евангелию, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова с небес: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Поначалу ранние христиане отмечали праздник Рождества и праздник Крещения Богоявления в один день, но с IV века Рождество и Богоявление стали отмечаться в разные даты. Православная церковь ежегодно празднует Крещение 19 января. Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Считается, что святая вода в этот праздник обладает чудодейственными свойствами и способна снимать порчу и исцелять от болезней.
Благовещение Благовещение Пресвятой Богородицы — евангельское событие и христианский праздник в память о дне, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о предстоящем рождении Иисуса, сына Божия. Благословенна Ты между женами». По мнению ряда богословов, слова «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой» вестью для человечества после истории с грехопадением. Великий пост Великий пост, посвященный духовному очищению и единению с Богом — самый долгий и строгий из всех многодневных постов. Установлен Великий пост был в первые века христианства в память о том, как Иисус 40 дней голодал в пустыне перед выходом на проповедь. Даты начала и окончания поста каждый год разные, поскольку они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста — 48 дней, начинается он по окончании Масленицы за семь недель до Пасхи. В 2024 году поститься православные будут с 18 марта по 4 мая. Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты.
Страстная неделя С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание», оно и дало название этому периоду времени. Страстная неделя посвящена последним дням земной жизни Иисуса, его распятию, крестной смерти и погребению. Каждый из дней Страстной недели верующие называют Великим, или Страстным: Великий понедельник, Великий вторник и так далее. В храмах в это время проходят особые службы, которые считаются самыми величественными и торжественными во всем церковном году. При этом ни в один из семи дней не празднуют дни святых, не поминают умерших, а также не проводят венчания и крещения — все обряды в это время посвящены подготовке к Христову Воскресению. Значение дней: Великий понедельник — предание о патриархе Иосифе, которого братья продали в Египет, а также чудо, явленное Иисусом, когда он словом иссушил бесплодное дерево инжира. Великий вторник — последняя проповедь Христа в Иерусалимском храме, напоминание об основных заветах. Великая среда — день, когда Иуда предал Христа за 30 сребреников. Великий Чистый четверг — Тайная вечеря, последняя встреча Иисуса с апостолами перед распятием.
Великая Страстная пятница — распятие Христа, день великой скорби. Великая Страстная суббота — снятие Иисуса Христа и его пребывание во гробе, сошествие Мессии в ад.
Опубликовано: 15 апреля 2023 года В воскресенье 16 апреля 2023 года православные христиане празднуют Пасху. Православная Пасха — христианский праздник, который почитается всеми верующими. На Руси этот праздник справляли всегда весело и с большим размахом. К нему готовились, соблюдая семинедельный Великий пост. В Страстную седмицу неделя перед Пасхой шло активное приготовление к празднику. Наводили порядок в домах и хозяйственных постройках, готовили пасхальные блюда, которые в ночь с субботы на воскресенье, или утром в воскресенье освящали в храмах.
История христианской Пасхи связана с приходом сына божьего, Иисуса Христа, его смертью и Великим Воскрешением. В Россию Пасха пришла только в X веке в связи с принятием православия на Руси. Праздник сразу полюбил русский народ. Для каждого это был важный символ близости, связи с Богом. Издавна люди скупали десятками яйца, а при встрече - обменивались ими. Традиция красить яйца появилась после того, как Мария Магдалина принесла дары римскому императору Тиберию.
Встретив в этот день нуждающегося, обязательно нужно дать милостыню. Помочь можно не только деньгами, но и едой. Считалось, что чем больше добрых дел человек совершит на Пасху, тем больше всего хорошего у него потом произойдет в жизни.
Поскольку торжество является первым днем разговения православных верующих после Великого поста, праздничный стол готовится богатым и разнообразным. Главные его украшения — кулич, крашеные вареные яйца и творожная пасха. Пасхальный кулич — древнейший символ воскресения Иисуса Христа. Эта сладкая выпечка является домашней вариацией артоса — освященного хлеба круглой формы, на который нанесено изображение креста и тернового венца. Согласно преданию, апостолы после смерти Христа собирались на общей молитве и клали на его пустующее место хлеб. Главные православные праздники в апреле и мае Также на Пасху принято окрашивать куриные яйца. Этот продукт символизирует гроб Христа, скрывающий, как гласит предание, неугасающую жизнь. Для покраски предки выбирали насыщенный красный цвет, поскольку он символизирует мученические страдания и кровь казненного на Голгофе Спасителя. Получить нужный оттенок можно довольно просто: достаточно добавить луковую шелуху в воду и варить яйца около 10 минут.
Праздничные яйца дарят близким и знакомым, также устраивая традиционный «бой». Два человека стукаются пасхальными яйцами до тех пор, пока скорлупа одного из них не разбивается. Эта традиция связана с тем, что яичная скорлупа символизирует камень, которым закрыли вход в пещеру, где покоилось тело Христа до его божественного воскрешения. Поэтому битье яиц обозначает разрушение этой преграды на пути скорейшего возвращения Христа в мир живых. По существовавшему поверью, разбитое яйцо нужно было съесть, а то, что оказалось крепче, хранить целый год вплоть до наступления следующей Пасхи. Она представляет собой плотно спрессованную творожную массу, изготавливаемую в форме усеченной пирамиды — символа гроба Господня и Царствия Небесного. Для приготовления праздничной сладости используют пасочницы — специальные разборные деревянные формы, благодаря которым творожное блюдо отлично держит форму без добавления муки или иных загустителей.
Светлая Пасха: традиции и обычаи главного православного праздника Светлая Пасха: традиции и обычаи главного православного праздника 27. Семь недель до нее верующие постились, очищали свое тело и разум от грехов и злых помыслов. В последние семь дней перед Пасхой начинается Страстная неделя, Расскажем, какие традиции следует соблюдать в седмицу до праздника и во время него, а также кратко опишем историю каждого дня Страстной седмицы. Страстная неделя — 7 дней до Пасхи Каждый день недели перед Пасхой имеет свое название, а также свои особенности и традиции. Всю седмицу следует воздерживаться от веселья и празднования, поэтому не стоит шумно отмечать дни рождения или устраивать свадьбу и венчание. Великий понедельник Открывает Страстную неделю Великий понедельник — в этот день, согласно Евангелию, Иисус иссушил бесплодную смоковницу. В Великий понедельник также проходит чин мироварения: начинают варить миро смесь масел , которое используют для причастия. Великий вторник В этот день Христос произнес в Иерусалиме две притчи: о талантах и о десяти девах. Во вторник продолжается чин мироварения. Этот день можно провести со своей семьей; верующие люди в кругу своих домочадцев читают Евангелие. Здесь женщина возлила на его голову миро — в те времена этим маслом мазали либо царских особ, либо усопших перед погребением.