Новости лезгины кто такие

Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar. Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин. Разберем кто же такие лезгины и что у них за народ. Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. САМОЕ ЧИТАЕМОЕ.

История народов России: удивительный мир лезгин

Использовали и целебные свойства чистого горного воздуха. Так, при болезни легких больному советовали чаще бывать на воздухе, желательно вдали от селения. Больной поднимался в горы, когда они покрывались душистым ковром цветов. Оригинально лечили ребенка от экземы болезнь кожи. Его обмазывали густой простоквашей и давали облизывать щенку. Несколько облизываний — и тельце ребенка становилось чистым. Видимо, лечение таким способом не лишено смысла — ведь известно, что слюна собаки содержит вещества, благотворно влияющие на лечение ран. Бережное отношение наших предков к природе и к себе как части природы позволило жить им в давние суровые времена без таблеток и других нынешних достижений науки. Только поддерживая друг друга, заботясь друг о друге, род выживал. Хочу обратить ваше внимание и на такой факт, что среди горцев всегда было много долгожителей.

Это благодаря активному образу жизни, чистому горному воздуху, умеренному питанию, соблюдению религиозных предписаний. Наши предки считали, что труд очищает человека, как огонь золото. Наше время благоприятнее для человека. Но и теперь, как и тогда, человеку, чтобы быть здоровым, нужно быть спокойным, доброжелательным, незлобивым, терпимым к мнению других людей. Фольклор устное народное творчество Фольклор — своеобразная устная летопись, в которой народ рассказывает свою историю. Достойное место в лезгинском фольклоре занимает образ Шарвили — героя, воина-богатыря, защитника Отечества, выразителя народного духа. Шарвили — сын горца-чабана Даглара. Храбрый, бесстрашный воин, ловко владеющий своим волшебным мечом, находчивый и смелый в бою. Он любит и уважает простых тружеников, покровительствует им.

Благодаря своей силе, отваге, смекалке он всегда угадывает и предупреждает уловки неприятелей и побеждает их. Шарвили предан народу и ради него готов пожертвовать собственной жизнью. По преданию богатырь появился на свет после того, как его родители съели по половинке большого краснощекого яблока, подаренного им сказителем, волшебником, лекарем и воином Кас-Бубой. Это — добрый, умный, любящий честных людей наставник Шарвили, не раз помогавший ему в трудные минуты. Шарвили всегда прислушивался к его советам. Шарвили с рождения лишен чувства страха. Он — дитя богов и хорошо чувствует себя в окружающем мире. Например, он не испугался напавшего на него огромного разъяренного быка, тут же схватил его за рога и свернул шею. Юный герой, защищая отару отца, на бегу догоняет волка и хватает его за уши, отчего тот умер от разрыва сердца.

Собирая разбежавшихся коров и овец, он вместе с ними пригоняет в село диких животных — медведей, барсов, лисиц, оленей и кабанов. Рассердившись на разлившуюся весной реку Самур, перекрывает русло, откалывая от скал огромные куски руками, чтобы спасти равнинные селения от наводнения. Однако перекрытая река затапливает села, расположенные выше его плотины, и народ заставляет снести опасную преграду. Шарвили — мужественный защитник народа, военный предводитель и непобедимый витязь. Он сражается с реальными врагами: Шарвили со своим войском откликается на призыв о помощи со стороны гонцов из Хаястана Армении , в другом сказе он вступает в битву с войском далекого Рима. Эпический герой вступает в схватки и с мифическими существами, обитающими в подземном и подводном мирах, и побеждает их благодаря своему чудесному рождению и качествам, не присущим обыкновенным людям. Например, Шарвили обладает исполинской силой, у него есть волшебный меч, его необыкновенный конь способен летать по воздуху, а сам герой неуязвим, пока твердо стоит на ногах, поскольку силу ему дает родная земля. Погибает народный герой от коварства врагов. Они обманом похитили у него волшебный меч и хитростью оторвали его ноги от родной земли: предложили станцевать на ковре, под который насыпали горох.

Шарвили поскользнулся и упал. Герой просит своих друзей никому не сообщать о своей гибели, но трижды позвать его, если понадобится. Таким образом, он становится бессмертным и готов всегда помочь своему народу.

С момента независимости Азербайджана начались проблемы с преподаванием лезгинского языка в школах. По сути, продолжилась та политика, которой азербайджанские власти применили к другим национальным меньшинствам государства — талышам, русским, татам, аварцам. Несколько лет назад в районах Азербайджана, населенных лезгинами прошли акции протеста. Дело в том, что у них, занимающихся в основном овцеводством фермеров, отбирают пастбищные земли.

На них теперь будут выращивать хлопок. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве. Причем активисты уверяют — во время переписей населения специально занижают их численность, чтобы не предоставлять автономии. Эксперты говорят: лезгин на севере страны около 500 тысяч, хотя официальная статистика говорит лишь о 180 тысячах. Азербайджанские власти переименовывают лезгинские села и улицы на тюркский лад. Они даже заставили старейшую бакинскую суннитскую - «Лезги мечеть», построенную в XII в. Многие активисты, когда они начинают открыто заявлять о своем народе, обвиняются в сепаратизме.

Такая политика заставляет лезгин искать союзников в борьбе за свои национальные права.

При этом Фонд, имея в своем названии определение «Лезгины», исходит из понимания лезгин, как людей лезгинского мировоззрения, принадлежащих к этническим лезгинам и лезгиноязычным народам. Считаем, таким образом, можем оказать содействие в сохранении языков, в том числе и бесписьменных, а также оказать содействие в возрождении тысячелетиями сложившиеся культуры и ценностей джамаатских отношений нашего народа. Выражаем надежду, что сайт поможет Вам в поиске необходимой информации.

Официально был ханом Ширвана и Кубы в 1723 г. Лезгинцев - автор более 70 изобретений, пять из которых были запатентованы за рубежом - в Англии, США, Канаде, Японии и в других странах Генрих Гасанов , контр -адмирал, главный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей, 1942-государственная премия, 1958-ленинская премия. Эфендиев Нажмудин Панахович Самурский. Родился в селении Куруш Докузпаринского района. Выдающийся революционер, государственный и общественно-политический деятель, политик, историк, религиовед, политолог, публицист, первый Председатель Дагестанского Центрального Исполнительного Комитета 1921-1928 гг. Его активное социальное и духовное творчество, талант государственного и общественного деятеля, талант ученого и публициста прочно вошли в историю народов Дагестана. Абилов Махмуд Абдулрза оглу. Проделал путь от рядового бойца до боевого генерала. В годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Абилов в возрасте 47 лет был удостоен звания генерал-майор. Он - единственный боевой генерал в Дагестане. Калинин и президент США Г. В память о большом соотечественнике центральная площадь города Кусары и одна из центральных улиц города, а также одна из улиц Баку носят почетное имя Махмуда Абилова. Также на центральной площади Кусаров на высоком постаменте возведен бюст Махмуда Абилова. Родился 25 января 1900 года в городе Шуша бывших Елисаветпольской губернии Закавказского края Российской Империи, а ныне Нагорно-Карабахской республики Республики Азербайджан, но в шестимесячном возрасте был вывезен в Туркмению, где и вырос. Лезгин по национальности, но в Туркмении необоснованно считается этническим туркменом, а в Азербайджане - этническим азербайджанцем по имени Кулиев Ягуб Аллахгулу оглу. Член ВКП б с 1919 года. С декабря 1917 года — в рядах Красной Гвардии: боец Социалистической бригады при Советском департаменте города Мерв ныне — областной центр Республики Туркменистан город Мары. На военной службе в Красной Армии с весны 1918 года — в качестве добровольца. Активный участник Гражданской войны в Средней Азии и, в частности, в августе 1918-феврале 1920 гг. Имел боевые ранения. В 1920 году был произведён в краскомы с назначением на должность командира взвода Отдельного кавалерийского дивизиона 1-й Туркестанской стрелковой дивизии. В 1921-1924 гг. Кроме того, трижды представлялся к награждению орденом боевого Красного Знамени, но данные представления по каким-то причинам не получили реализации в вышестоящих штабах. Приблизительно со второй половины 1920-х и по 1933 год — военнослужащий 2-го Туркменского кавалерийского полка 4-й Туркменской отдельной кавалерийской бригады с 27 сентября 1932 года — 4-я Туркменская горнокавалерийская дивизия Среднеазиатского военного округа: - по состоянию на 1927 год — командир 2-го сабельного эскадрона; - в 1929-1932 гг. В 1933-1936 гг. Фрунзе, которую закончил с дипломом 1-й степени. В этот же период в порядке переаттестации комначсостава на персональные воинские звания произведён в капитаны. В 1936-октябре 1938 гг. Одновременно назначался Врид командира 25-го горнокавалерийского полка; - в декабре 1937-октябре 1938 гг. В октябре 1938-апреле 1939 гг. Произведён в полковники. В мае 1940-июне 1941 гг. В должности комдива-21 состоял по 1 января 1942 года. Впервые в составе действующей армии — с 22 июля 1941 года как комдив-21. Боевое крещение принял 2 августа 1941 года у станции Понятовка Шумячского района Смоленской области. На тот момент 21-я горнокавалерийская дивизия де-юре входила в состав Оперативной группы войск 28-й армии 1-го формирования Западного фронта, но с 4 августа 1941 года — 13-й армии последовательно Центрального 1-го формирования и с 16 августа 1941 года — Брянского 1-го формирования фронтов. Умело руководил возглавляемым соединением в ходе боевых операций 13-й армии Центрального фронта 1-го формирования первой половины августа 1941 года, в том числе 10-12 августа 1941 года главные силы 21-й горнокавалерийской дивизии под его руководством вели упорные бои на территории Климовичского района Могилёвской области Белорусской ССР ныне — Республика Беларусь , находясь в плотном кольце вражеского окружения. Кибальникова, пробирался по тылам врага к линии фронта. Кулиев и старший лейтенант госбезопасности А. Кибальников переоделись в штатское. Из окружения вышел в паре со старшим лейтенантом госбезопасности А. Кибальниковым в ночь с 25 на 26 августа 1941 года на участке обороны 55-й кавалерийской дивизии 1-го формирования Брянского фронта 1-го формирования. Факт выхода комдива-21 полковника Я. Данное сводное объединение вошло в историю Великой Отечественной войны как «Кавалерийская группа Брянского фронта I ф под командованием полковника Я. В Москве был удостоен ордена Красного Знамени. В советский период считался первым по счёту генералом среди этнических турмен. С 13 августа 1942 года на основании изданного в этот день приказа командующего войсками САВО — заместитель командира 4-го кавалерийского корпуса по строевой части Среднеазиатского военного округа. С 11 октября 1942 года — вновь на фронтах Великой Отечественной войны: в рядах однополчан по 4-му кавалерийскому корпусу, прибывшего из САВО в состав войск 51-й армии Сталинградского фронта. Около 10. После оказания первой неотложной медицинской помощи был незамедлительно отправлен в военный госпиталь, дислоцировавшейся в селе Абганерово Светлоярского района на тот момент бывшей Сталинградской, а ныне современной Волгоградской области, однако скончался ещё по дороге. Формулировка: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Сам же наградной лист но первоначально генерал-майор Я. Кулиев представлялся к награждению посмертно орденом Красного Знамени был подписан 16 декабря 1942 года командиром 4-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенантом Т. Шапкиным и, в частности, гласил: «Генерал-майор Кулиев находился на важных и опасных участках, проявляя при этом личную храбрость и мужество, чем воодушевлял командиров и бойцов на подвиги.

Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу

Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты | ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе.
Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин? НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд.
Лезгины: история, культура и образ жизни народа Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане.
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины Исторически лезгины заселили Кавказские горы между Черным и Каспийским морями.
В Азербайджане угнетают лезгин НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд.

Лезгинский культурный журнал

Талибов, А. Гулмагомедов, К. Акимов, Г. Искендеров, С. Алкадарский, А.

Ганиева, Ф. Ганиева, Г. Гашарова, Ф. Вагабова, Р.

Кельбеханова, А. Бабаев, Э. Эмирбеков, Ф. Аликберова, Д.

Ахмедов, М. Вагабов, С. Агаширинова, Р. Гайдарова, Б.

Рагимова, Г. Гаджиева, К. Адигезалова-Пальчаев, Г. Сафаралиев, Н.

Кличханов и многие другие. Значительный вклад в дагестанскую литературу внесли ашугские поэты лезги Салих Ярагинский 17 век , Ялцуг Эмин 17 — первая половина 18 века , Абдулхалик Закир Ахтынский, Магарам Ахтынский, ашугская шайда Тагиркентской 18 век , поэт Лезги Ахмед Гусарский 18 — начало 19 века , Мазали Али из села. Маза, Молла Нур из пос. Ахты, Сталь Саид села.

Ашага-Сталь и др. В ХХ веке. Знаменитыми ашугами были абдулла из села. Хлют, Абдул из села.

Джаба, Саадулла Хурюга, Ширин села. Из недр ашугской поэзии выросли величайшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А.

Саидов, Б. Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А.

Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М.

Гаджиев , А. Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А.

С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р.

Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиева, К.

Алиханова, А. Усамова и многих других. Традиции В каждой лезгинской семье есть безоговорочное послушание старшим. К пожилым людям относятся с большим уважением.

Им не разрешается выполнять тяжелую работу. Было женское неравенство. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и социальной деятельности. Существуют старые традиции, не позволяющие современным лезгинским женщинам добиться равенства с мужчинами.

Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается носить еду с мужчинами в присутствии посторонних, а мужчинам стыдно открыто помогать женщине в ее работе. Но поднять руку на женщину или каким-то образом оскорбить ее достоинство считается большим грехом не только для мужчины, который старался, но и для всей его семьи. Традиция кровной мести у лезгин исчезла после Октябрьской революции, и сельчане все чаще помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и использовали магические средства для облегчения родов.

Мужчин в это время в доме не должно было быть, и тот, кто первым сообщил ему о рождении ребенка, получил подарок. Если родилась девочка, это было менее радостно, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженице не полагалось спать, но она была обязана защищать ребенка от демонов. Во дворе духов прогнали лошади и выстрелы.

Имя новорожденному дал один из старших родственников. В этот день был семейный отдых, готовились лакомства. До сих пор младенец носит имя умершего родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок долгое время капризничает и болеет, его имя иногда меняли.

Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли в священные места Кавказа. Лезгины твердо верят в целебную силу таких мест и серьезно относятся к их посещению.

Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Старик-лезгин Основная статья: Кавказская Албания Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры конец 4 тысячелетия до н. Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию , государство на территории Восточного Кавказа. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе древние племена легов, гелов, удинов и др. В конце 1 тыс.

Говорят на лезгинском языке, входящем в семью нахско-дагестанских языков. Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. В российском кавказоведении до революции исследователи в этноним «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана.

Раздел все еще находится в разработке, но постепенно туда добавляются статьи, следите за обновлением раздела. У вас все еще не появилось обновление? Если вы сидите с мобильного устройства, то удалите историю браузера или же подождите около недели, обновление у вас появится автоматически. На фото показано обновление.

История народов России: удивительный мир лезгин

И, честно говоря, это причиняло немало беспокойства соседям. В старинных источниках до появления этнонима «лезги» этнос именовался «леками». Именно поэтому историки связывают лезгин с древним племенем, проживающим на территории Кавказа, которое имело такое же название — «леки». Кроме того, учёные склоняются к тому, что термин «лезгины» мог быть определением по отношению не к одному, а к нескольким кавказским племенам. В таком случае говорить о конкретном одном народе некорректно. Вероятно, со временем все лезгины смешались, образовав современный этнос, знакомый всем нам.

Историк А. Сегодня подавляющее большинство лезгин проживает в Дагестане. Как и прежде, этот народ состоит из больших семей. Под одной крышей может жить три или четыре поколения родственников, причём каждому отводится своё место — и в доме, и в семейной иерархии. Самыми почитаемыми считаются старшие члены семьи.

Молодёжь должна беспрекословно слушаться родителей, бабушек и дедушек. Со своими родственниками, даже если те живут достаточно далеко, лезгины стараются поддерживать отношения. У этого народа есть прекрасная черта: если кто-то из родных попал в беду и нуждается в помощи, ему всегда придут на выручку. Особенности внешности Если говорить об одежде лезгин, то она мало отличается от наряда других народов Кавказа.

Зимой мужчины носили меха. Многие мужчины сегодня носят городскую одежду. Часто встречаются элементы национального костюма из шляп, шерстяных носков и дубленок с фиктивными длинными рукавами. На женщинах была длинная туника-рубашка с воротником-стойкой и длинными рукавами. На них были мешковатые брюки с зауженной книзу рубашкой.

Из-под рубахи была видна нижняя часть ног, женщины украшали их вышитыми узорами и полосками яркой ткани. В конце XIX века в гардеробе лезгин появилось платье-пончик. Женщины старшего возраста носили такие платья из темных тканей, а молодые женщины носили булочки из ярко-зеленой, красной и желтой ткани. Одежда была свободной, каждая женщина шила ее собственными руками. Сегодня женщины носят национальную одежду, особенно в сельской местности. Хотя многие постепенно покупают городскую одежду и обувь, по-прежнему строго соблюдается обычай, запрещающий появляться на публике с непокрытой головой. Женский головной убор — чутха, это шапка, которая надевается на голову с вшитой сумкой для волос. Носили лезгинку и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и женатые люди носили вуаль, чтобы прикрыть часть лица и рта.

Это было необходимо. Женщины носили множество украшений, колец, серег, браслетов. Одежду украшали серебряными монетами. Считалось, что звук этих монет пугает плохих парней и привлекает хороших. Серебряные лезгины считаются особым металлом, который собирает плохую энергию и очищает себя от нее. Красоту женщины этого народа определяли стройная фигура, черные брови и глаза, волосы. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не было принято заплетать только одну косу, считалось, что если девушка выйдет в такой прическе, она останется одна навсегда. В частности, такая прическа была запрещена женщинам, имевшим братьев и отцов.

Часто, когда лезгинки ссорились друг с другом, они произносили фразу: «Чтоб ты оставался с косой». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монеты и бусы. Лезгины считали, что обладают магическими способностями и защищены от сглаза и болезней. Поверх детских курток надевали нагрудник из хиригана. На спине пиджаков и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цук, который состоял из 12 лепестков разного цвета на количество месяцев в году. Считалось, что цветок защищает ребенка от несчастий на протяжении всего года. Религия Верующие лезгины исповедуют суннитский ислам мазхаба шафиитов, меньшинство мазхаба ханафи. Исключение составляют жители села Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, являющиеся шиитами джафаритский мазхаб. Жизнь У лезгин большая семья, состоящая не только из мужа, жены и детей.

Включает родителей, сестер и младших братьев обоих супругов, овдовевших невесток. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость. Долгое время основным занятием населения было сельское хозяйство. Они выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, жившие в низинах, в основном занимались выпасом скота. В горах животноводство было отгонным пастбищем. В основном выращиваются овцы, козы и крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционные ремесла — прядение, изготовление тканей, войлока, ковров, ткачество, кузнечное дело, обработка кожи, ювелирных изделий и оружия.

Жилище Основной вид поселения лезгин называется «хуйр». Поселки, расположенные в горах, в основном расположены на склонах, недалеко от источников питьевой воды. Дома расположены близко друг к другу. Село разделено на микрорайоны, которые иногда по одному могут образовывать большие территориально связанные поселения «тухум». В каждом селе есть мечеть и деревенская площадь «ким». На нем местные жители, то есть мужчины, собираются в селе, чтобы обсудить и решить важнейшие вопросы сельской общественной жизни. Самый старый район расположен в верхней части города и состоит из старинных каменных домов. Это настоящие крепости с закрытым двором, бойницами и несколькими внешними цепями. Здесь обычно нет растительности.

Центральная часть горного поселка расположена на менее крутом склоне. Новые микрорайоны расположены на ровной местности, состоят из более протяженных дворов, отгороженных от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени двора — одноэтажный дом, построенный из камня или сырцового кирпича. В современных нижних районах есть школы, клубы и больницы. В горном поселке Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем микрорайонах, с садом. Зимой они живут наверху, а летом переезжают вниз. Дома лезгин имеют П-образную и Г-образную форму, либо построены в форме замкнутого квадрата. Чтобы попасть в двухэтажный корпус с улицы, необходимо пройти в небольшой двор через арочные ворота. В углу двора стоит печь, в которой пекут пироги чуреки.

Каменная или деревянная лестница со двора ведет на галерею, на которую открываются двери всех комнат дома. Стены и пол в доме лезгиных всегда покрыты коврами и коврами. В одной из комнат есть камин, где готовят еду. До середины 19 века вместо окон в домах просверливали отверстия в плоских крышах. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже просверлены в стенах. Их тоже делают в старых домах. С середины XIX века в домах стали строить балконы с видом на улицу. В некоторых горных деревнях соседние семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Хозяйство Становление аграрно-животноводческого хозяйства у лесгиных, как и во всем Дагестане, происходило в эпоху неолита конец VII-VI вв.

Бронзовый век ознаменовался резким подъемом сельского хозяйства и животноводства, ростом террасного земледелия, внедрением основных зерновых культур, садоводством, виноградарством и завершением приручения животных. Прекращение давления кочевников способствовало возникновению в шестнадцатом и девятнадцатом веках естественной экономической специализации в географических природных зонах с наложением экономических и природных зон и основных хозяйственно-культурных территорий: 1 низменность — нижняя часть Пьемонта. Постоянные пашни и постоянные животноводы; 2 среднегорная зона оседлых земледельцев террасные поля и отгонных пастбищ в виде трансчеловеческих ; 3 высокогорный район оседлых мобильных пастухов и земледельцев пологие поля. Все три области образуют единое целое с общими территориями Дагестана, которые образуют единый комплекс экономических и культурных территорий историко-культурного региона Дагестан. Традиционные занятия — земледелие зерновые, бобовые, огороды, дыни и тыквы , виноградарство, садоводство, а также животноводство, на равнинах — в основном выпас скота, в горах — отдаленные и мобильные в основном овцы. Традиционные ремесла и ремесла — производство ковров, джураба, сукна, войлока, обработка дерева, металла оружие и украшения , кожи, керамики. До Октябрьской революции многие легианцы работали сезонно с фермерами и на нефтяных месторождениях Азербайджана.

Алиханова, А. Усамова и многих других. Традиции В каждой лезгинской семье есть безоговорочное послушание старшим. К пожилым людям относятся с большим уважением. Им не разрешается выполнять тяжелую работу. Было женское неравенство. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и социальной деятельности. Существуют старые традиции, не позволяющие современным лезгинским женщинам добиться равенства с мужчинами. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается носить еду с мужчинами в присутствии посторонних, а мужчинам стыдно открыто помогать женщине в ее работе. Но поднять руку на женщину или каким-то образом оскорбить ее достоинство считается большим грехом не только для мужчины, который старался, но и для всей его семьи. Традиция кровной мести у лезгин исчезла после Октябрьской революции, и сельчане все чаще помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и использовали магические средства для облегчения родов. Мужчин в это время в доме не должно было быть, и тот, кто первым сообщил ему о рождении ребенка, получил подарок. Если родилась девочка, это было менее радостно, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженице не полагалось спать, но она была обязана защищать ребенка от демонов. Во дворе духов прогнали лошади и выстрелы. Имя новорожденному дал один из старших родственников. В этот день был семейный отдых, готовились лакомства. До сих пор младенец носит имя умершего родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок долгое время капризничает и болеет, его имя иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли в священные места Кавказа. Лезгины твердо верят в целебную силу таких мест и серьезно относятся к их посещению. Волосы, которые сначала постригли для ребенка, не выбрасывали и не защищали. Первую стрижку сделал мужчина, который был старшим в семье. Волосы кладут под подушку для малыша, чтобы он мог выспаться крепко и крепко. Чтобы ребенок не был вором, ему долгое время не подстригали ногти, а при первом проведении этой процедуры подстриженные ногти сжигали. Считалось плохим предзнаменованием, если мать нашла у ребенка первый зуб. Если это случалось, она отрывала воротник нижнего белья, чтобы зубы ребенка росли хорошо. Воротник рубашки тоже был слегка оторван от мальчика. Первому, кто заметил молочный зуб, дали иглу — символ остроты. Раньше лезгины состояли в браке с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В древности родители супругов оговаривали брак своих детей, когда они были еще маленькими. Иногда воровали невесту, если она не хотела выходить замуж или если родители избранника были против. Сватовство происходило перед свадьбой. В дом невесты пришла близкая родственница жениха и сделала предложение. В случае согласия родственник жениха отправлял невесте кольцо, шарф и тарелку с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами пришел в дом невесты и принес шарф и немного денег, родители согласовали размер калыма. С этого момента молодожены не должны были встречаться. Брак начался одновременно в домах супругов. Войдя в дом жениха, невеста должна была раздавить ногой ложку масла, стоявшую в дверном проеме. Затем невесту вели в комнату и усаживали на сундук с приданым. Во время отпуска невеста сидела молча. В полночь к ней подошел жених, а окружавшие невесту женщины ушли. Утром жениху следует искупаться в реке и провести весь день дома с другом или родственником. Если невеста не была невиновна, жених мог выгнать ее из дома и немедленно развестись. Часто после этого девушки кончали жизнь самоубийством. В Самурском районе на момент развода семья мужчины должна была выплатить семье женщины денежную сумму для содержания его бывшей жены. Сегодня брак Лезгина иной. Калым больше нет, мул не участвует, невест не похищают, а родители расходятся во мнениях относительно будущего брака маленьких детей. Обряд бракосочетания практически не изменился, только во многие села невесту привозят не на лошадях, а на машине, а приданое возят на грузовике. Детское образование занимает важное место в жизни людей. Они начали учить и воспитывать их еще в утробе матери. Лезгины гостеприимны и дарят своим гостям все самое лучшее. Хозяева предоставят гостю самую удобную и большую кровать в доме и сами спят на полу. В конце марта у лезгин отмечается праздник — день весеннего равноденствия, знаменующий начало нового сельскохозяйственного года. Вечером накануне праздника в каждом доме зажигают костры. Каждый пытается разжечь свой огонь ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и поправляют здоровье. В этот день лезгины облачаются в новую одежду и накрывают праздничный стол. Еще один значимый праздник этого народа — Вишневый фестиваль. В деревнях, где был богатый урожай этих ягод, лезгинские семьи несколько дней гуляли по вишневым садам, устраивали там танцы и песни. Во время цветочного фестиваля девочки и мальчики отправились в горы за цветами. О торжестве позаботился молодой человек «шах». Заранее молодые люди подготовились к празднику, сшили одежду и запаслись продуктами для поездки. В назначенный день в сопровождении барабанщика девочки и мальчики вернулись в село, танцевали и организовывали соревнования по силовым упражнениям. Победительницам девушки вручили призы: носки и сумки. Это торжество длилось до 3-х дней. Когда долго не было дождя, леггинсы совершали особый обряд. Из бедных выбрали человека, одетого в костюм из больших зеленых листьев. На голову человека ставили железный таз. Такой переодетый мужчина в компании друзей ходил по дворам, хозяйки поливали его водой, давали деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа отправлялась на «священный пир», и после этого они хором произносили слова, вызывающие дождь. Лакомства разделили между присутствующими, большая часть была передана мумии.

Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Горьким « Гомером XX века». Поэт своим творчеством поднял лезгинский фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами [135]. Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум. Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким, где собирались жители мужская его часть на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села [136]. Архитектура В прошлом, лезгины имели оборонительные башни, которые постепенно превратились в минареты мечетей. Лезгинские башни были квадратных и круглых форм, построенные в горском стиле. Квадратные башни к верху утончялись по типу вайнахских башен [137]. Несколько марок посвящены народам Кавказа, в том числе и одна — лезгинам. Примечания неопр. Дата обращения: 1 января 2023. Архивировано 30 декабря 2022 года.

Лица России. Кумыки и лезгины

Главная» Новости» Последние новости лезгин. Новости ЛезгиЯр,Лезгины, история лезгин, кавказские песни, скачать лезгинские песни, дагестанские песни, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке. Добавить фото или видео.

Лезгины — народ, которым пугают детей

При этом Фонд, имея в своем названии определение «Лезгины», исходит из понимания лезгин, как людей лезгинского мировоззрения, принадлежащих к этническим лезгинам и лезгиноязычным народам. Считаем, таким образом, можем оказать содействие в сохранении языков, в том числе и бесписьменных, а также оказать содействие в возрождении тысячелетиями сложившиеся культуры и ценностей джамаатских отношений нашего народа. Выражаем надежду, что сайт поможет Вам в поиске необходимой информации.

Возможно, потому, что в период развала Советского Союза не было профессионалов по ведению общественно-политической деятельности, не было настоящих лидеров. Вопрос создания новой организации сегодня актуален как никогда. И она рано или поздно появится. Называться она будет «Союз спасения лезгин».

Потому что у лезгин очень много врагов. Даже руководство Дагестана по существу является пятой колонной Баку со времен Советского Союза. Долгие годы представители партийной школы города Баку были первыми секретарями обкома партии Дагестана. И вели ту пропаганду, которая нужна была Баку. А в Москве сидели те, кто слушал и принимал решения по наущению Баку, уже тогда реализовывавшего идеологию пантюркизма. Лезгины для огромного Советского Союза представляли как бы внутреннюю проблему.

А сегодня лезгины являются пограничным народом. Поскольку официально лезгинская проблема не является внутренней проблемой ни России, ни Азербайджана, они от нее открещиваются, я считаю, что лезгинская проблема должна носить международный характер. Но они предпочитают карательные методы, насилие. Потому что не способны к диалогу, боятся лезгин. Народ же все это видит. Молодое поколение с этим никак не может смириться.

Когда-нибудь наступит день, когда люди очнутся, опомнятся и спросят: а почему мы так живем? Почему мы не можем выразить свое мнение? Посмотрите телевидение Азербайджана. Ни одной программы для лезгин. Огромный издательский комплекс — нет ни одной газеты, журнала, книги, которая выходит на лезгинском языке. Как будто лезгинского народа на территории Азербайджана не существует!

Исторические памятники лезгинского народа уничтожают, кладбища уничтожают, язык уничтожают. Сегодня у Азербайджана замашки региональной державы. Он хочет не только у себя наводить порядок, но и на сопредельных территориях. Единственное место, где у них произошла осечка — Нагорный Карабах. А так везде у них получается. И если Азербайджан действительно обретет статус региональной державы, это будет концом лезгинского народа.

Реальность заключается в том, что это компактная территория проживания лезгинского народа, который на данный момент не имеет структур по самоорганизации и не имеет власти.

В раннем средневековье лезгины являлись, по описанием современников «Оплотом Ширвана». Музыка «лезгинки» , с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле» , Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция осталась популярной по сей день — очень часто к ней обращаются и современные исполнители. Знаменитый танец лезгин — лезгинка известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури — лека «лезгин, дагестанец» , который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Кавказ — родина прекрасных экспрессивных танцев. Особого внимания заслуживает такой национальный танец Кавказа, как лезгинка. Этот танец, как никакой другой, передает массу чувств и несет в себе неисчерпаемую живую энергетику народа Кавказа. Танец лезгинки заключается в наборе уникальных движений, которые несут экспрессию и передают глубину чувств страстной натуры танцующего человека. Многих сегодня интересует вопрос: как в точности сохранить стиль древнего танца? Выучить движения?

Пристально следить за хореографией? Нет, этого мало — важно найти одежду, которая станет основной составляющей танца. Одежда для лезгинки — актуальный вопрос для любителей сего танца. Как выглядит одежда для лезгинки? Какие ее характерные особенности? Рассмотрим все упомянутые ранее аспекты подробно.

Костюм для лезгинки должен сохранять все национальные обычаи кавказского народа. Но так как основоположниками лезгинки были лезгины, соответственно и костюм для лезгинки должен сохранять традиционные черты национальной одежды лезгинов. Мужской костюм для лезгинки состоит из черкески, то есть однобортного кафтана с открытой грудью. Рукава у черкески могут быть как длинные, так и короткие. Для более холодного сезона вместо черкески одевают бешмет, то есть та же самая черкеска, но со стоячим воротником и на ватной или на шерстяной основе. На ноги одеваются штаны по-лезгински — вахчагар.

Эти штаны имеют широкий шаг, который постепенно к низу сужается. Все это стягивается наборным поясом. На ноги одеваются чувяки, которые шьются из сафьяна красного цвета. Сейчас для танца лезгинки любят одевать именно сафьяновые или кожаные чувяки так как издревле их носило только высшее сословие , реже одевают войлочные чувяки. Одевают на ноги также ноговицы, которые подобно чувякам, шьются из кожи или сафьяна. Украшаются ноговицы галунами с подвязками под коленом.

Раньше обязательными предметами мужского костюма для лезгинки были кинжал, шашка и сабля. Сейчас их одевают для танца все реже, так как они сковывают движения. Женский костюм для лезгинки — это комплекс штанов, как узких, так и широких, а также нижней рубахи. Сверху на все это одевается верхнее цельнокроеное платье, на голову женщины одевают платок или национальный женский головной убор, на ноги — вязаные чулки и чувяки. Они проживают компактно в юго-восточноой части республики и в сопредельных районах северной части Азербахтджанской ССР. Лезгины сами себя называют лезги.

До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана. Численность лезгин по переписи 1959 г. Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком. На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев.

Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка , подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский оба в Дагестане и кубинский в Азербайджане.

Обновление на сайте У нас на сайте появилось пару обновлений о которых я хочу вам рассказать. В плане дизайна была проделана работа в удобстве использовании сайта. Раздел истории стал более структурированным, теперь глаза не будут разбегаться в куче текста. Так же были сужены рамки показа текста для версии сайта для ПК, до этого во время чтения на большом мониторе было не удобно следить за текстом, сейчас же из-за более узкой ленты читать новые статьи стало приятнее.

Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу

Лезгины — это народ, проживающий на территории Дагестана и южной части Азербайджана. Лезгины. Лезгины (лезг. лезгияр, лекьер, ед. ч. лезги, лекь[17]) — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Не исключено, что изначально миро(е)сами лезгины называли переселенцев из этого древнего нас. пункта.

Лезгинский культурный журнал

самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Тот, кто сообщал лезгину новость о рождении сына, получал от счастливого отца подарок. Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла.

Интересные факты о лезгинке

Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины Почтительное отношение лезгин к огню сохранилось до сегодняшнего дня в виде языческих верований и обычаев.
История народов России: удивительный мир лезгин Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей.
Наивные лезгины, очнитесь! Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан.
Эволюция этнического состава Дагестана, часть 10: лезгины: kaptbl — LiveJournal Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.
Известные лезгины. Кто такие лезгины и где их родина Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире

Так что, то, что лезгины трусливые, придумали просто те, кто их не долюбливает! Один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Низкий поклон всем,кто похвалил лезгин: значит действительно они заслуживают уважения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий