Воспитание Лермонтова взрослыми. Михаил Юрьевич Лермонтов, выдающийся русский поэт и писатель, был воспитан взрослыми, которые оказали значительное влияние на его личность и карьеру. Лермонтов перечёл надпись на памятнике, хотя знал её наизусть: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермантовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817го года февраля 24го в субботу.
для детей и родителей
- Почему женщины бросали Лермонтова
- Родители Лермонтова
- Прощайте, милая бабушка... | Библиотеки Архангельска
- Смотрите также
- Елизавета Арсеньева — бабушка Лермонтова: биография и смерть
МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ/Жизнь/Поэт, художник, поручик/ часть 2/Воспитание/Интересные факты
Потом, после того, как его пристыдила императрица, вышел к людям и сказал: — Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит. Надо сказать Николай, как это у него часто бывало, был очень точен. Заменить Пушкина как поэт Лермонтов может быть и мог, но вот сочувствовать ему как человеку… Из-за чего случилась та дуэль? Из-за злого языка Лермонтова. Он буквально затерроризировал Мартынова своими насмешками. А ведь тогда к словам относились далеко не так спокойно, как сейчас. У Мартынова видно долго копилось, но, в конце концов, после очередной насмешки, которая из-за стечения обстоятельств прозвучала так, что ее услышали все, прорвалось.
Надо отметить и то, что по имеющимся у нас свидетельствам формально все получилось так, что вызов на дуэль сделал Лермонтов. Мартынов в тот же день настойчиво попросил его прекратить отпускать шуточки в его адрес. На что узнал от заносчивого барчука, что он будет шутить над кем хочет и когда хочет, а от дуэлей никогда не отказывался и готов дать Мартынову удовлетворение, если тот считает себя оскорбленным. После этого заведенному Мартынову не оставалось ничего другого как присылать секунданта. А дальше наложилось одно на другое. Секунданты предложили максимально опасные правила проведения дуэли, в надежде, что дуэлянты откажутся стреляться.
Она растила его с колыбели, он стал всем ее миром. Когда М. Лермонтов погиб на дуэли, она выплакала свои очи так, что ослабевшие веки падали на них, и чтобы смотреть на мир, ей приходилось держать их пальцами. Арсеньева — женщина сложного характера, трудной судьбы, ставшая самым преданным и любящим родным человеком для М. Кем была бабушка Лермонтова?
Превратности судьбы Трагическая смерть Александра Пушкина взволновала Лермонтова. Так было рождено неугодное власти стихотворение «На смерть поэта», которое повлекло ссылку поэта на Кавказ.
Там Лермонтов служил в звании прапорщика в Нижегородском драгунском полке. За возвращением в Петербург в 1838 году последовала бескровная дуэль с де Барантом в 1840 году. Это снова провоцирует высылку поэта на Кавказ, на этот раз в Тенгинский полк.
Одним самых популярных способов проверки знаний является тестирование. Изучите материал на этой странице и он подготовит вас к тесту. Категория: Литература. Похожие презентации:. Урок-путешествие по местам, связанных с именем Михаила Юрьевича Лермонтова. Кто занимался воспитанием и образованием М. Педагогическое сообщество УРОК.
Родители Лермонтова
- Лермонтов 2.0 в быту
- Елизавета Арсеньева — бабушка Лермонтова: биография и смерть
- 10 фактов из биографии Михаила Лермонтова
- Обучение в Московском государственном пансионе
- Лермонтовское наследие глазами потомка
- Лермонтов Михаил Юрьевич — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
Семья Михаила Лермонтова
«Умственное воспитание Лермонтова было по преимуществу литературное», — замечает А.Н. Пыпин в биографическом очерке о поэте. Новости политики сегодня: На Урале зарегистрировали 30-градусную жару. 3 (15) октября 1814 г. в Москве родился русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов. По материнской линии Михаил Юрьевич происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. У Лермонтова были серьезные основания принять эти угрозы всерьез, кроме того, в материальном плане Елизавета Алексеевна могла дать Мише намного больше.
Детство Лермонтова 10 Отцовская жертва
Михаил Лермонтов. Биография - ТАСС | В 1827 году Михаилу Лермонтову пришлось оставить тихие Тарханы (имение бабушки), великолепный парк, роскошный сад, а дальше за этим цветущим оазисом и унылые. |
Детство Лермонтова 10 Отцовская жертва (Елена Николаевна Егорова) / Проза.ру | 3 (15) октября 1814 г. в Москве родился русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов. По материнской линии Михаил Юрьевич происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. |
Михаил Лермонтов - биография, жизнь и смерть писателя | кто воспитывал Михаила Юрьевича Лермонтова. |
Лермонтов: гений, погибший в 27 лет
Такая недолгая жизнь Марии Михайловны Лермантовой, матери поэта Михаила Лермонтова. Новости и услуги библиотеки, новости культуры, полезная информация, книжные новинки. Лермонтов перечёл надпись на памятнике, хотя знал её наизусть: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермантовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817го года февраля 24го в субботу. Новости Новости Новости.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов перечёл надпись на памятнике, хотя знал её наизусть: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермантовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817го года февраля 24го в субботу. По свидетельству доктора, осматривавшего тело убитого Лермонтова, пуля попала в тело Лермонтова под углом почти в 40 градусов. У Лермонтова были серьезные основания принять эти угрозы всерьез, кроме того, в материальном плане Елизавета Алексеевна могла дать Мише намного больше. великий русский поэт и писатель, проживший такую короткую жизнь, всего 26 лет, но сумевший за это время внести огромный вклад в русскую литературу. Лермонтов был похож на мать не только внешне, но и внутренне – рос чутким, чувствительным ребенком. Лермонтова воспитывала бабушка, делая все для того, чтобы он не ощущал себя сиротой, ведь Мария Михайловна рано ушла из жизни.
10 фактов из биографии Михаила Лермонтова
Но вот чем это объяснить? Наверное, этот вопрос в большой степени связан с какими-то качествами Лермонтова как человека, как личности. И наверное, здесь не все подлежит выяснению, и не на все вопросы можно дать убедительный ответ. Лариса Шевцова: Мы говорим о провидческом даре, откуда он? Мы говорим о том, что это свойственно провидческой натуре, которая получает вместе с божественным даром искусства и дар предвидения и пророчества. Об этом еще философ Иван Ильин писал. Он разъяснял, что такое пророческое видение гения относительно Пушкина в основном, потому что Пушкин для него был образцом такого гения. Но и о Лермонтове у него есть немало замечательных слов именно в плане пророческого предвидения — и исторических событий, и собственной судьбы. По Ильину, это объясняется тем даром, способностью проникать в суть вещей, которые получает гений с даром поэзии. Вот очень простое, действенное объяснение, понятное для всех нас.
Иван Щеблыкин: Все-таки, дар предвидения — есть тайна. Лариса Шевцова: Конечно, тайна. Особая чуткость, особая интуиция, в том числе и грядущих исторических событий, дана гению свыше. Возвращаясь к Ильину, пророческое служение гения состоит в том, чтобы проповедовать и утверждать Истину, бороться за нее, стоять в истине. Вот это то самое стояние в истине, которое как раз и отличает настоящего гения от мнимого. О несостоявшейся встрече двух поэтов, русском языке и влиянии других — К слову, о гениях. Почему так вышло, что Лермонтов так и не познакомился с Пушкиным? Иван Щеблыкин: Очень просто. Лермонтов родился в 1814 году, в Петербург прибыл он в 1832 году, Пушкин погибает на дуэли в 1837 году, в это время Лермонтову было, если я не ошибаюсь 22 года 23 года ему исполнится в октябре 1837.
Жизненные обстоятельства. Они бы наверняка встретились! Ведь потом-то Лермонтов познакомился и с Жуковским, и с семьей Карамзиных. Это самые близкие люди Пушкину. Встреча бы эта состоялась, конечно, если бы не смерть Пушкина. Другой вопрос, какое бы направление получило бы развитие творчества Лермонтова. Это вообще вопрос века! Лев Толстой, например, в отношении Лермонтова рассуждал таким образом, что если бы Лермонтов был жив, то не нужен бы был ни он, ни Достоевский. Можно с этим согласиться, а можно и оспорить это суждение.
Конечно же, наверняка и Толстой, и Достоевский были бы другими, но то, что их совсем бы не было, наверное, так считать нельзя. А вот влияние Пушкина на творчество Лермонтова, конечно, вполне очевидно. Но при этом надо иметь в виду, что Лермонтов совершенно оригинальный художник. Он и сам успел об этом сказать: «Нет, я не Байрон, я другой». Хотя Байрона он очень любил, и знал его хорошо. Некоторые юношеские стихи Лермонтова напоминают стилистику, структуру байроновских творений, но, тем не менее, это гений в высшей степени самобытный, в высшей степени своеобразный. Иван Щеблыкин: Из русских поэтов — Жуковский в какой-то степени. Мне кажется, что проблема влияний в отношении Лермонтова должна ставиться иначе. Если это и было влияние, то оно было внешним.
Известно, что Лермонтов специально выбирал строчки Жуковского, Пушкина, Державина и других поэтов и включал их в свои стихотворения. В чем тут дело? Это подражание? Нет, здесь другое. Лермонтов не считал поэзию основным своим делом. Задачей своей он видел не сочинять строчки, это могут другие, а пробиваться к какой-то истине, которая незнакома общей массе. В этом смысле можно согласиться с Д. Мережковским и В. Соловьевым, которые считали, что Лермонтов — сверхчеловек.
Его порывы, его искания превышали все то, что осуществляли люди в его годы, да и сейчас, пожалуй, в сфере культуры, в сфере познания того, что такое человек. Эта черта не получена от кого-то здесь в этом мире, допустим от Пушкина или от Гете, или еще от кого. Эта особенность лермонтовского порыва она ему дана, видимо, от рождения. Она его все время наталкивала на поиски нового, ставила вопросы и отвечала столь трагично и в то же время точно, как это мы видим в поэзии Лермонтова.
Михаила Юрьевича Лермонтова в детстве его звали. Михаил Юрьевич Лермонтов жил вместе. Деятельность Михаила Юрьевича Лермонтова.
Сообщение о Лермонтове. Детство и Юность Михаила Юрьевича Лермонтова. Кратко детство Лермонтова детство и Юность. Михаил Михаил Юрьевич Лермонтов творчество кратко. Сообщение о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Биография м ю Лермонтова 4 класс. Биология Михаила Юрьевича Лермонтова.
День рождения Лермонтова Михаила. Детство Михаила Юрьевича Лермонтова. Портрет маленького Лермонтова. М Ю Лермонтов портрет в детстве. Михаил Юрьевич Лермонтов провел детство. Михаил Юрьевич Лермонтов математик. Лермонтов и математика.
Лермонтов в математике. Лермонтов про математику. Лермонтов проект. Проект м. Цель проект Михаил Юрьевич Лермонтов. Цель Лермонтова. Проект о Лермонтове Михаил Юрьевич Юрьевич.
Жизнь поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Детство и Юность Лермонтова. М Ю Лермонтов детство и отрочество поэта. Михаил Юрьевич Лермонтов его детство. Михаил Лермонтов детство и Юность. Михаил Юрьевич Лермонтов творчество. Жизнь Лермонтова.
Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова Лермонтова-поэта. Краткая история жизни м. Юность Михаила Юрьевича Лермонтова. Сообщение детство и Юность м. Михаил Юрьевич Лермонтов детство и Юность. Отрочество Михаила Юрьевича Лермонтова. Детство Лермонтова 5 класс.
Михаил Юрьевич Лермонтов 3 класс. Жизнь Лермонтова 5 класс. Михаил Юрьевич Лермонтов 4 класс. Про Михаил Юрьевич Юрьевич Лермонтов. Михаил Юревич Лермантов. Факты про Лермонтова 4 класс. Факты о Лермонтове 4 класс.
Факты о Лермонтове 3 класс. Факты о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Жизнь творческая Михаил Юрьевич Лермонтов. Когда родилсятм. Михаил Юрьевич Лермонтов р. Лермонтов Дата рождения. Родители м ю Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов родители. Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна. Родители м. Михаил Юрьевич Лермонтов география. М Ю Лермонтов географии. Образование Лермонтова кратко. Всю жизнь Лермонтова Михаила Юрьевича.
Стихи Михаил Юрьевич Юрьевич Лермонтов. Детство Лермонтова 4 класс. Детские годы м ю Лермонтова. Рассказ о детстве Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов певец Родины и свободы. Высказывания о Лермонтове.
В семье Лермонтовых существовала традиция называть старшего сына поочерёдно Петром или Юрием, в честь деда по отцовской линии, но бабушка, Елизавета Алексеевна возразила, что внук будет Михаилом, в честь деда по матери. Однако, в семье отмечали День Рождения Мишеньки не 2-го, а 3-го октября, как и дата на памятнике поэту, поставленная бабушкой в фамильной часовне в Тарханах, раньше времени не принято, а ночью неудобно, вот и перенесли торжество на следующий день.
Крестили ребёнка 11 октября 1814 года, в церкви Трёх Святителей у Красных ворот. Семья Лермонтовых перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года, переселилась в имение Е. Арсеньевой — село Тарханы Пензенской губернии, где и прошли детские годы поэта. Мать Мишеньки скоропостижно скончалась 24 февраля 1817 года, в возрасте 21 года, когда сыну её не было ещё трёх лет, но оставила много дорогих образов в воспоминаниях будущего поэта. Сохранился её альбом, наполненный стихотворениями, отчасти, ею сочинёнными, отчасти переписанными — они свидетельствуют о её нежном сердце и характере. Бабушка страстно полюбила внука, он напоминал ей дочь в младенчестве.
Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — корсаров, преступников, пленников, узников. Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву , где в 1829—1832 годах сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный с мезонином особняк на Малой Молчановке [31]. Она стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс. Учителями его были Зиновьев преподаватель латинского и русского языка в пансионе и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения М. Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах семиструнной гитаре , скрипке , виолончели и фортепиано , увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ». По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях поэта необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в его личной жизни. В 1830 году, не закончив 6-го класса, Лермонтов покинул пансион. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» «Люди и страсти», 1830 и «Странный человек» 1831. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу. Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну. Тарханы сегодня Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию ; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью. К 1829 году относятся первый очерк « Демона » и стихотворение « Монолог » 1829 , предвещающее « Думу ». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!.. Лето он провёл в Середникове , подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. В настоящее время там воздвигнут монумент с надписью на фасадной стороне: «М. Тыльная сторона содержит слова: «Певцу печали и любви…. Надписи на обелиске в Середникове Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой , также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов. Екатерина Сушкова Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова много лет спустя после события изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной , его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной. В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона ; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским , посвящает несколько стихотворений польскому восстанию. Ввиду всего этого, увлечение поэта «черноокой» красавицей Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало «роману» внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть — один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его «ребяческие дни», гасившее в его душе «огонь божественный». Ей посвящён так называемый «ивановский цикл» [32] из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой, — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена — пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько мучительно переживал поэт это чувство. В стихах, обращённых к Н. Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины сердечной драмы двух людей, на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о горькой судьбе поэта. Это чувство усложняется по сравнению с чувством, описанным в цикле к Сушковой: поэта угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить насыщенный духовный мир поэта. Варвара Лопухина-Бахметева. Акварель Михаила Лермонтова Вместе с тем отверженный герой благодарен своей возлюбленной за ту возвышающую любовь, которая помогла ему полнее осознать своё призвание поэта. Сердечные муки сопровождаются упрёками к своей неверной избраннице за то, что она крадёт его у Поэзии. В то же время именно поэтическое творчество способно обессмертить чувство любви: Но для небесного могилы нет. Когда я буду прах, мои мечты, Хоть не поймёт их, удивлённый свет Благословит; и ты, мой ангел, ты Со мною не умрёшь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь; С моим названьем станут повторять Твоё: на что им мёртвых разлучать? Любовь поэта становится помехой поэтическому вдохновению и творческой свободе. Лирического героя переполняет противоречивая гамма чувств: нежность и страстность борются в нём с врождённой гордостью и вольнолюбием [33]. Учёба в Московском университете В августе 1830 года Лермонтов принят своекоштным студентом Императорского Московского университета сначала отделения нравственных и политических наук, потом словесного [34]. Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков. Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский , что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться. Во время обучения в Московском Университете в 1830—1832 годах Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, по адресу: Москва, Малая Молчановка, 2. Сейчас здесь находится музей поэта Главный герой Владимир воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознаётся в мучительном противоречии своей натуры.
М.Ю. Лермонтов. Фантазии и факты
С 1830 г. В этот период времени Лермонтов пишет цикл лирических стихов, посвященный дочери драматурга Федора Иванова - Наталье, в которую он был влюблен, а также поэмы, драмы "Испанцы", "Люди и страсти". Летом 1832 г. В том же году поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закончил в 1834 г. Был определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. В 1835 г. В эти годы он создает поэму "Боярин Орша" 1835 , драму "Маскарад" 1835-1836 , незаконченный роман "Княгиня Лиговская" 1836 , написанный совместно со своим другом, литератором Святославом Раевским, стихотворение "Бородино" 1837 и др. В феврале 1837 г. Поэт был арестован, затем направлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, находящийся в Тифлисе ныне г. Тбилиси, Грузия. В октябре 1837 г.
Через полгода, в апреле 1838 г.
Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению»… М. Лермонтов в возрасте 6-8 лет Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями.
И в результате: «в ребячестве моём тоску любови знойной уж стал я понимать душою беспокойной». Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ , на воды; здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение: к Гению. Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями Кавказа. С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе : в ученических тетрадях Лермонтова французские стихотворения очень рано уступают место русским.
Задачей своей он видел не сочинять строчки, это могут другие, а пробиваться к какой-то истине, которая незнакома общей массе. В этом смысле можно согласиться с Д. Мережковским и В. Соловьевым, которые считали, что Лермонтов — сверхчеловек. Его порывы, его искания превышали все то, что осуществляли люди в его годы, да и сейчас, пожалуй, в сфере культуры, в сфере познания того, что такое человек. Эта черта не получена от кого-то здесь в этом мире, допустим от Пушкина или от Гете, или еще от кого. Эта особенность лермонтовского порыва она ему дана, видимо, от рождения. Она его все время наталкивала на поиски нового, ставила вопросы и отвечала столь трагично и в то же время точно, как это мы видим в поэзии Лермонтова. Какое место в этом процессе созидания нашего русского литературного языка занимает Лермонтов?
Иван Щеблыкин: Сказать, что Лермонтов столь же могучий автор в сфере языка, как Пушкин, видимо, нельзя. И знаете, почему? Слова, как таковые, интересовали Лермонтова во вторую очередь. Его привлекал поиск истины. И для лермонтовской поэзии, для его творчества характерна не красота слова, а сила, глубина мысли. Создавать свой язык для титана Лермонтова мало. Так бы я сказал. И тут не надо печалиться и делать сравнения. А был ли Лермонтов создателем современного языка?
Не был, ему это не надо было, он был создателем порыва к познанию того, что человек. Это очень много, мы не назовем больше никого другого после Лермонтова, такого же мощного искателя правды, как Лермонтов. Свет или тьма? Может, это как раз связано с его поиском истины. Но и христианского в его поэзии немало. А чего в нем больше, можем ли вообще говорить о демонизме в его поэзии? Иван Щеблыкин: Демоническое в поэзии Лермонтова, несомненно, есть, было на ранних этапах его творчества. Вообще же тема демона привлекала всех больших художников. И не может она не привлекать, потому что борьба демона против Бога — это давняя проблема, и всякий мыслящий человек не может ее обходить.
Но здесь важно иметь в виду следующее. Как же Лермонтов, в конце концов, решает эту проблему? С демоном он или с Богом? С Богом! Безусловно, с Богом. Демон у него повержен: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои. Отдельные ранние стихотворения немножечко грешат некоторой игрой в демонизм, но это было все преодолено Лермонтовым, в конечном счете. Победа остается за здравым смыслом, за Богом, за нормальным миропониманием. Демон — это страшная и тяжелая сила, и Лермонтов преодолел в себе и преподнёс эту победу светлого в своем творчестве как закон жизни, закон мироздания.
Он двигался к Свету. О портрете поколения — Лермонтов в «Герое нашего времени» пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Насколько мы можем верить ему, что он действительно создал портрет поколения, и этот портрет соответствовал современному писателю обществу? Иван Щеблыкин: Лермонтову в данном случае необходимо верить, потому что образ, нарисованный им в романе «Герой нашего времени», образ Печорина, — это действительно портрет современника. Лучших современников, современников мыслящих, прорывающихся к истине. Таковым и был Печорин, при всех его недостатках. Человек не может быть без недостатков. Но почему мы упрекаем, что вот Печорин — лишний человек, такой вот нехороший. Ну, а все остальные, мы — не лишние?
Мы просто золотые, так что ли? Нет ведь. Поэтому в данном случае надо верить тексту. Текст интересный, образ яркий, правдивый, и нельзя не сказать, что многие свойства печоринского характера нравятся нам, притягивают к себе. Его ум, его самостоятельность, его оригинальность и его поиск настоящей любви.
До современности дошло всего несколько портретов неизвестных художников. На картинах худенькая девушка, болезненная и удивительно печальная, и молодой мужчина — родители Лермонтова. Портреты оставили память о том, какими были эти люди, подарившие миру великого поэта. Девочка была хрупким, болезненным ребенком.
Пережив в 15 лет смерть отца, она все больше уходила в чтение книг и занятие музыкой. Как отмечали в своих воспоминаниях знавшие ее люди, она с удовольствием читала сентиментальные романы, которые воспитывали в ней удивительную мечтательность, тревожили воображение юной девушки. Мария Михайловна была очень музыкальна: она играла на клавикордах и исполняла чувствительные романсы, слова которых записывала себе в альбомы, там же были и сентиментальные элегии о любви и разлуке, дружбе и предательстве, французские акростихи. Можно сказать, что Мария Михайловна была обыкновенной провинциальной барышней, одной из тех, о который написано во многих романах. В Тарханах, родовом поместье Марии Михайловны, вспоминали ее как человека поразительно доброго и отзывчивого. Рассказывали, что худенькая, бледная барыня ходила по крестьянским домам и помогала людям. Влюбленность Марии Михайловны Арсеньевой Лермонтовой Характерной особенностью чувствительной натуры Марии Михайловны была эмоциональная напряженность, выражающаяся в порывистости: девушка всегда стремилась отстоять свои желания, доказать свою правоту, иногда даже вопреки мнению близких. Так и случилось, когда будущие родители Лермонтова, великого поэта, познакомились. Мария Михайловна встретила недавно вышедшего в отставку, молодого, красивого офицера Юрия Петровича Лермонтова.
Твердая в своих решениях, Мария Михайловна сразу заявила, что это именно тот человек, которого она искала, что именно он должен стать ее избранником. Влюбились друг в друга будущие родители Лермонтова. Биография их переплелась. Родня сильно возражала против этого брака, и на это были свои основания: будучи потомками Столыпиных, Арсеньевы гордились своим знатным родом, их состояние позволяло им иметь важные связи при дворе. Все это не позволяло матери радостно согласиться на брак своей дочери и Юрия Петровича. Но, несмотря на это, будущие родители Лермонтова не сдавались.
Популярные сообщения
- Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
- Похожие вопросы и ответы:
- Кто воспитывал будущего поэта М.Ю. Лермонтова? - Универ soloBY
- Как звали бабушку Лермонтова? Главная женщина в жизни поэта
Над Лермонтовым надо думать, мучиться и плакать
Такая недолгая жизнь Марии Михайловны Лермантовой, матери поэта Михаила Лермонтова. Опасаясь, что отец Лермонтова в конце концов заявит о своем праве воспитывать сына, Арсеньева строго ограничила контакты между ними, причинив юному Лермонтову сильную боль и угрызения совести. Опасаясь, что отец Лермонтова в конце концов заявит о своем праве воспитывать сына, Арсеньева строго ограничила контакты между ними, причинив юному Лермонтову сильную боль и угрызения совести. Аудиолекция «Прадедушка М.Ю. Лермонтова – зачинатель многих традиций, хранившихся в семье, воспитавшей великого русского поэта».
Михаил Лермонтов. Биография
Биография Лермонтова полна интересных жизненных поворотов, несмотря на то что поэт всего несколько месяцев не дожил до 27-летия. Воспитание Лермонтова бабушкой. Бабушка воспитавшая Лермонтова. Биография Михаила Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов – классик русской литературы, мыслитель, основоположник отечественного психологического романа, духовный преемник Александра Пушкина, умноживший и обогативший его наследие. М.Ю. Лермонтов Поэзию Лермонтова современники считали «новым звеном» в историческом развитии русского общества.