Сколок закрепляют на подушке – валике набитом сеном или опилками который ставится перед кружевницей и располагается на деревянной подставке.
Превратить свое хобби в бизнес. Кружевница-мастерица из Азербайджана.
Фото: Омский фонд поддержки предпринимателей За это время Раиса Устюгова придумала и изготовила уникальные манекены, которые помогают делать бесшовные изделия, идеально сидящие на фигуре прежде мастера использовали специальные планшеты. Сейчас в списке учеников омских кружевниц - полторы сотни рукодельниц со всех концов света, в том числе из Ирландии. Они вяжут остромодные воротнички и кардиганы, жилеты и жакеты. И уже ищут клиентов. Жалеет ли Анжелика Черных о том, что не удалось окончить вуз? Окончила омскую школу социальных предпринимателей...
Арифметика дела Омский центр занятости выделил субсидию на открытие дела в размере 320 тысяч рублей. Центр "Мой бизнес" оплатил поездки на международные выставки. Школа соцпредпринимателей предоставила бесплатное образование и помогла составить бизнес-план. Вложения в товарный знак составили 100 тысяч рублей. Столько же - в расходные материалы первой партии манекенов.
Одно изделие ручной работы приносит 50 тысяч рублей. Академический час онлайн-обучения - 200 рублей.
Мастерица-кружевница Татьяна Ежова провела для женщин пенсионного возраста мастер-класс по вологодской технике плетения кружева на коклюшках. Олеся Тинигина со своим мастер-классом «Весенняя мандала добра» посетила общество инвалидов.
Участники мастер-класса обсудили значение цвета и формы в мандале, а также поговорили о позитивных и негативных установках. Вместе с инспекторами ГИБДД обучающиеся ЦДТ рассказали детям об основных правилах движения на дороге и вместе с ними в игровой форме повторили дорожные знаки, сигналы светофора, правила для велосипедистов.
Я также воспитывалась в обстановке непрерывного женского творчества. Крючок и спицы были моими постоянными спутниками. Немного занималась вышивкой «ришелье», а также шила, — рассказывает рукодельница. Вышитые занавески на окнах, шторки на дверях, аккуратно разложенные по дому салфетки — неотъемлемая часть советского интерьера, в котором выросла маленькая Людмила. Спустя годы многое поменялось, но кружева так и остались одним из основных элементов декора ее дома.
Попробовав в своей жизни различные виды швейного мастерства, Людмила решила освоить азы и вологодского кружева, которое привлекало ее с юных лет. Последнее более изящное, и используется совершенно другой принцип работы. В основном я плету сцепное кружево, где присутствует немного коклюшек — штук 14, при многопарном кружеве используется до 200 пар коклюшек — это уже объемные работы, — рассказывает кружевница. В своей работе Людмила предпочитает использовать кировские коклюшки, которые прошли проверку временем. Можжевельные коклюшки она заказывает у мастера, который живет в городе Советске Кировской области — отсюда и название. Можжевельный аромат коклюшек настраивает на творческие мысли. А если валик-подушка, на котором плетут кружево, набит сеном, то вязание становится похожим на ароматерапию.
Это рисунок, нанесенный на картон, некоторые части которого проколоты иглой. Сколок должен быть сделан правильно, только при этом условии можно сплести хорошее кружево. Он специально разрабатывается художником, — говорит Людмила Смирнова.
Вскоре ремесло стало под силу и русским мастерицам, которые освоили его в совершенстве, внесли свой колорит, придумали национальные мотивы узоров и элементы, привнесли свою цветовую гамму. Кружево создавалось тремя способами: численным, парным и сцепным. Было время, когда талантливые рукодельницы плели из золотых и серебряных нитей. Однако подобную роскошь мог позволить далеко не каждый желающий, а лишь знатные люди. Потому крестьянское кружево было значительно проще. В ход шли льняные нити. В итоге получались растительные узоры и геометрические, образы животных, фантастических существ.
Многочисленные мастерские появились в городах и селах. В Вятской губернии даже открыли земскую школу мастериц. Вятское кружево, как и вологодское, весьма ценилось. Кружева поставляли царскому двору, торговали на ярмарках в российских городах, отправляли за границу. Интересно, что у каждого кружева своя изюминка. К примеру, елецкое более легкое, тонкое, прозрачное, нежели вологодское, также ему присуща большая ажурность и миниатюрность узоров. В приоритете - растительный орнамент. В вятском же - ромбы, зигзаги, цветы, бабочки... Многие техники и виды кружева сохранились и сейчас. Фото: фото из личного архива Елены Бобылевой Кружево на коклюшках Елена Бобылёва предпочитает работать с коклюшками.
Это когда булавки вкалывают по контуру рисунка на бумаге и обматывают нитками с коклюшек, тем самым создавая восхитительный узор. Причем мастерица уточняет, свои кружева она не вяжет, поскольку эта технология подразумевает одну нить в работе, которая, перекручиваясь определенным способом, образует петли. Чего не скажешь о кружеве на коклюшках, которое немного схоже с ткачеством. Здесь нити основы - это долевые пары коклюшек, а уток поперечная горизонтальная система направления параллельных друг другу нитей в ткани , располагающихся под прямым углом к системе основы , и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение , - прим. В итоге при комбинации движений получаются различные кружевные элементы - полотнянка, плетешок, насновка. Они помогают получить различные формы.
Популярное
- "Радую себя и окружающих". Мастерица из Бреста представила работы на выставке "Ее рук дело"
- Новые публикации
- Лента новостей
- Кировские мастерицы поделились секретами плетения знаменитого кукарского кружева
Кружевница-мастерица кружева свои плетет
Традиционно для создания кружева используется деревянная подставка с двумя перекрёстными рамами, подушка-бубен с наволочкой, чтобы кружево не пачкалось, и коклюшки. Кроме того, у мастериц всегда есть вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити — хлопок, лён, шёлк. Первое упоминание о кружеве в слободе Кукарке Вятской губернии относится к 1849 году. В 1888 году в Кукарской волости было уже 2 тысячи кружевниц. По заказам губернатора, они поставляли царской семье покрывала, накладки на подушки, скатерти, плетёные платья.
Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение , - прим. В итоге при комбинации движений получаются различные кружевные элементы - полотнянка, плетешок, насновка.
Они помогают получить различные формы. В ногу со временем Ручное кружево не утратило актуальности и набирает обороты. Сегодня его активно применяют в декоре одежды, постельного белья, скатертей и т. Елена Николаевна одно время тоже создавала крупные изделия необычайной красоты. В ее коллекции - жилеты, пелерина накидка на плечи, - прим. Сейчас ставит акцент на менее объемные вещи - воротнички, манжеты, салфетки.
В Рязанской губернии, к примеру, - цветное. Применяются яркие сочные оттенки. В Ельце - двухцветное кружево - черно-белое. Я предпочитаю интерьерную гамму - белый, бежевый. Имеются у меня и цветные изделия, но это штучные работы». Сокровищница талантов Более десяти лет назад Бобылёва получила звание Народного мастера Белгородской области.
Неоднократно его подтверждала. Сделать это вновь предстоит и в этом году, уже идет подготовка документов. Елена Николаевна постоянно в творчестве. С ними переписывается, периодически встречается на форумах. Рукодельница - частый гость культурных мероприятий, проводит мастер-классы, ведет активную выставочную деятельность. К примеру, в июне побывала в Старооскольском Центре народных промыслов на областном празднике «Всякие украсы Россию славят», который проводился в честь Дня народных художественных промыслов России, где представила свои работы, созданные в вологодской традиции.
Яркий праздник получился и в Губкине во время торжественного открытия Долины ручья Теплый Колодец. Для Бобылёвой встреча с мастерами и их шедеврами ручной работы - лучший антидепрессант, настоящий праздник души. А еще Елена Николаевна в 2002 году получила губернаторскую денежную премию «Молодость Белгородчины». Победную копилку пополнили и дальнейшие конкурсы, где Елена Николаевна завоевала призовые места.
Говоря по-простому, она с помощью коклюшек наматывает нити на булавки, расставленные в узловых местах на сколке, прикреплённом к подушке. Существуют несколько техник кружевоплетения: сцепная, парная и численная. Самым простым считается численное и сцепное, в котором детали работы создаются отдельно и потом пришиваются друг к другу.
Где обучают В Вологде кружевному искусству учат в Губернаторском колледже народных промыслов. Поступать сюда едут со всей России, принимают по конкурсу. Кружеву обучают и в других регионах. Почти в каждом городе существуют студии и школы по кружевоплетению, в основном при центрах народного творчества. По словам мастеров, чтобы начать плести самостоятельно, нужно обучаться не менее 3 — 4 лет. На изготовление воротника опытная кружевница тратит около 20 часов. В училищах обучают не только кружевоплетению, но и подходу к работе.
Например, во избежание чрезмерной нагрузки на зрение советуют после каждых 10 — 15 минут труда некоторое время смотреть вдаль. На вологодской фабрике кружевницы не случайно сидели возле окон, выходящих в парк. После часа работы следует сделать более продолжительный перерыв. Производство На фабриках кружевницы работают в цехах, в прежние годы в них собирались сотни мастериц. Предприятия также активно пользуются услугами «надомниц» — кружевниц, которые плетут дома. У них скупают произведения для продажи в фирменных салонах-магазинах или заказывают сделать работы по сколкам. Машинное кружево существует уже более полувека, в Вологде закупили оборудование для кружевоплетения ещё в 1970-е годы.
Машине задавалось задание на перфокартах, и она выдавала готовое изделие.
Прошло 27 лет. У меня — тысячи страниц опубликованных материалов, сотни статей, куча книг, но своим «крестным отцом» в публицистике считал и считаю Андрея Дмитриевича…— С тех пор вы не раз бывали на сахаровской кухне… Часто дом может многое рассказать о хозяине. Какая квартира была у Сахарова? Именно там все собирались и за чаем с сушками, который разливала Елена Георгиевна, обсуждали текущие события. По меркам типичного обывателя, у Сахарова была очень хорошая московская квартира, но, по мнению партноменклатурных бонз, — слишком аскетичная…— Во время ваших бесед поднималась тема ядерного оружия? Академик не каялся в том, что создал водородную бомбу? Эти темы вообще не обсуждались.
Я думаю, у советских ученых не было нравственных комплексов по поводу создания ядерного оружия для сохранения мира через ядерный паритет двух сверхдержав — СССР и США. Да, впоследствии Андрей Дмитриевич неоднократно выступал за ограничение ядерного арсенала, против испытаний оружия в воздухе. Это понимание пришло к руководителям ядерных сверхдержав еще во время Карибского кризиса 1962 года. После кризиса уже никто не пытался шантажировать соседей превентивными ядерными ударами. Доктрина «гарантированного ядерного взаимоуничтожения» работает до сих пор и препятствует началу Третьей мировой войны. Но в 1989 году, повторю, были другие насущные задачи, которые требовали немедленного решения: надвигался распад СССР, поднимались национальные автономные республики…— Он был советским человеком? Хотел «перезагрузки» СССР? Сахаров сформулировал образ будущего Союза в проекте своей Конституции.
Он вынес его на обсуждение съезда народных депутатов СССР и был освистан агрессивно-послушным большинством. Мне кажется, Сахаров хотел создать нечто подобное СНГ, но реально живое. Обновленный, демократический Советский Союз. Главный вопрос был в предоставлении национальным автономиям в составе СССР статуса союзных. Его проект предусматривал создание равноправного содружества наций. СНГ тоже вроде бы планировали сделать содружеством наций, но все испортил извечный российский имперский комплекс.
Кружевное панно мастериц из разных стран представили на фестивале в Вологде
Одна из кружевниц плела дымковскую барыню, другие демонстрировали мастерство плетения кружева с цветной каймой. В создании кукарского кружева поучаствовали гости самых разных возрастов. Современные кукарские мастерицы плетут кружево с помощью коклюшек. Их изготавливают из берёзы или вереса. Эти древесные породы в процессе кружевоплетения обеспечивают коклюшкам приятный звон.
Панно разместили на специальной площадке, где каждая кружевница может найти свой фрагмент кружева. После завершения фестиваля панно будет отправлено в музей и станет одним из его экспонатов. В программу третьего по счету фестиваля Vita Lace вошли выставка "Кружево и мода рубежа веков", которую подготовил Александр Васильев, выставка коллекции Ульяны Сергиенко, которая использовала вологодское кружево в своих работах.
Акция «Весенняя неделя добра» 26 Апреля На этой неделе педагоги и обучающиеся Центра детского творчества приняли активное участие в акции «Весенняя неделя добра». Мастерица-кружевница Татьяна Ежова провела для женщин пенсионного возраста мастер-класс по вологодской технике плетения кружева на коклюшках. Олеся Тинигина со своим мастер-классом «Весенняя мандала добра» посетила общество инвалидов. Участники мастер-класса обсудили значение цвета и формы в мандале, а также поговорили о позитивных и негативных установках.
Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы. Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов. Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом.
Кружевница-мастерица
Мастерица из Куртамыша Светлана Шушарина терпеливо объясняет основные приемы кружевоплетения. Глядя на работающую кружевницу, непосвящённый видит лишь мелькание коклюшек в её руках. Что же делает мастерица? Главная>Российские СМИ о Вологодской области>Деревенская мастерица единственная в России плетет вологодское кружево из крапивы.
Мастерица из Советска приняла участие в акции «Кружево России»
Длина образцов - 17,5 см, ширина, соответственно, 5 см, 5,5 см, 6 см. Первый предмет представляет собой геометрический рисунок, состоящий из косых крестов и кругов. Второй предмет включает в себя ромбы и элементы растительного орнамента. Третий образец полностью заполнен растительным орнаментом. Автор кружев неизвестен. Демонстрационный образец кружев для Парижской выставки. Фото из фондов Белохолуницкого краеведческого музея. Сравнивая имеющиеся в фондах музея образцы старых холуницких кружев с современными образцами, можно выделить отличия: - старое холуницкое кружево менее ажурное; - оно содержит меньше элементов; - решетка кажется более простой, состоит только из плетешков, петельки используются только в обработке края. Недостаточное количество образцов традиционных холуницких кружев не дает возможность определить в полной мере их особенности. Кружева для подзора. Материал — хлопчатобумажные нити белого цвета.
Плетение на коклюшках. Длина — 275 см, ширина — 14 см. Растительный орнамент в виде крупных цветов с шестью лепестками. В верхней части кружева — полоска из крестиков. Работу выполнила Астахова Анна Алексеевна. Холуницкая школа кружевниц. Неизвестная мастерица. Второе рождение холуницких кружев произошло в 70-е годы XX века. Ассортимент был следующий: воротнички, манжеты, салфетки, косынки, скатерти, галстуки, вставки, жилетки, шарфики, рукава к платьям. Вот что вспоминают девочки-кружевницы о своём обучении: «Два с половиной года назад мы пришли в наше училище, избрав себе профессию кружевниц.
Правда, вначале себе и представить не могли, как это мы своими ручками сумеем создавать такую красоту! Помним, как все радовались, когда удалось сплести первые воротнички! А потом узоры становились всё сложнее и вместе с тем красивее. Из своих первых самых лучших работ мы сделали выставку. Наши девчата сплели панно «600 лет городу Кирову». Мастера всегда и везде были с нами, всегда старались нам помочь, и мы, конечно, это никогда не забудем». Фото 1985 г. Кружевная скатерть, выполненная работниками фабрики им. Фото 80-х гг XX в. Работник краеведческого музея Ольга Викторовна Князева рассказывает: «На этой фотографии мастерицы Белохолуницкого филиала фабрики им.
Между прочим З4 процента продукции на фабрике выпускалось с государственным Знаком качества, похоже, и эта скатерть не была исключением, и на ней красовался заветный пятиугольничек. Скатерть — изделие большое. Как же технически это можно было выполнить коклюшками да на одном-единственном барабане? Этот вопрос я задала бывшей кружевнице, которая среди восьми коллег держит эту красоту. Оказалось, что скатерть мастерицы плели по частям - каждая на своём барабане - свой сегмент. После того, как все восемь частей были готовы, кружевницы соединили их при помощи всё тех же коклюшек! Руководителем кружка была мастер Валентина Михайловна Кайгородцева.
Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой всё самое лучшее — женственность, добродетель, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало быт. Думаю, не ошибусь, если скажу, что самая известная кружевница в нашей стране — это девушка с полотна Василия Андреевича Тропинина «Кружевница» Автор создал портрет кружевницы в 47-летнем возрасте, в год получения своей вольной 1823. Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на зрителя. Именно этот момент запечатлен на полотне. Современник Павел Свиньин писал: «…и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства… в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту… и все изображено с такой правдой и простотой» Чуть озорной взгляд кружевницы придает картине радостное, романтическое настроение. Глядя на девушку, создается впечатление, что работа ей не в тягость, приносит удовольствие. Это делает портрет неизвестной девушки одной из наших любимых картин. А вот еще известное многим полотно, изображающее девушку-кружевницу. Автор «Кружевницы» Василий Васильевич Верещагин. Это одна из самых значительных работ русского цикла художника. Живописец показывает нам не только внешний облик и характер своей героини, но и очень тщательно выписывает кружева, сплетенные мастерицей и украшающие ее льняную рубаху. На следующем, более современном полотне группа девушек, среди которых можно видеть и кружевниц и кружева. Есть предположение, что в одной из девушек художник изобразил жену со спины. Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России. Здесь находится единственный в мире Музей кружева.
Юные модницы в восторге и мечтают о кружевных кедах. Так как кружевоплетение на коклюшках — занятие очень долгое и кропотливое, школьницы из города Новокузнецка Кемеровской области уже начали плести рушники к Олимпиаде в Сочи и даже кружевные наряды для спортсменов. Молодые рукодельницы заявляют: они придумали свой вид кружева XXI века. Специальных центров, где обучают коклюшечному кружевоплетению, в России почти не осталось. На предприятии «Елецкие кружева» мастериц не хватает, поэтому на такие всероссийские сборы уникальных рукодельниц всегда приглашают детей, надеясь, что кто-то из них решит учиться сочинять кружевные сказки. Картина дня.
Поэтому и опыт во всех отношениях оказался новый, но интересный. Потратили целый год, и говорю я это не для красного словца. Это очень кропотливая и тонкая работа, которой мы очень довольны, — рассказывает заместитель руководителя самодеятельного сообщества «Звонкие коклюшки» Ирина Борисова. Несмотря на то, что панно могут создать только профессиональные кружевницы, местные любительницы сумели справиться с таким сложным произведением искусства.
Кружевное панно мастериц из разных стран представили на фестивале в Вологде
Сколок — Скатерть-панно «Сказочные цветы» | Сколки от Кружевницы-Мастерицы. Кружевницы из местности Захожье, объединяющей несколько деревень Пчевской волости Киришского района, что в 160 километрах к юго-востоку от Петербурга, в XIX веке соперничали. Мастерицы самодеятельного сообщества непрофессиональных кружевниц под названием «Звонкие коклюшки» создали уникальное кружевное панно. Примечательно, что вологодские мастерицы делятся своим опытом с кружевницами из разных городов: в местном научно-методическом центре регулярно проводятся семинары.
Акция «Весенняя неделя добра»
Кружевница из Рязанской области решила увековечить свое искусство в глобальной паутине. Тетя потомственной кружевницы Веры Веселовой плела чулочки и зонтик для императрицы Александры Федоровны. В конце марта в городе Радужный Владимирской области прошел IV Международный фестиваль «Кружевная тропинка», в котором приняли участие юные мастерицы студии «Кружевница». Интересные новости и события кружевной жизни и самих кружевниц.
Забытая мелодия для коклюшек
Да разве ж детей сравнивают?! У Васильевой есть швейная машина, по мере потребности может шить. Зная основы кроя, казалось бы, легче вязать одежду. Однако это ей не интересно. Опытную мастерицу привлекает создание простыми спицами кружева всякий раз нового рисунка.
Все началось больше тридцати лет назад. Ожидая в городе прихода поезда у совершенно незнакомой пожилой женщины у нее квартировала землячка-студентка , молодая тогда Валентина достала из сумки вязание и листочек со схемой. Заметив ее усидчивость, увлеченность рукоделием, хозяйка принесла большую книгу. Хочу, сказала, передать в доб-рые руки.
С той поры и увлек-лась рукодельница ажурной вязкой, а книгу чешского автора 1962 года издания хранит. Сейчас научиться вязанию не проблема, было бы желание.
Она единственная взялась за плетение дамского воротничка в стиле бельгийского кружева для восстановления ансамбля одежды прошлого века для исламского музея в Казанском Кремле. Два месяца работала и успела в срок. Оборудование кружевниц — нехитрое и за минувшие триста лет совсем не изменилось. Плетут изделие на плотном валике в белом чехле и на деревянной подставке. К нему прикалывают склок — технический рисунок будущего узора на картоне. На нем точками обозначены места вкалывания булавок, которые позволяют делать плетение в нужном направлении. Вообще принято плести кружево изо льна, но можно использовать искусственный и натуральный шелк, хлопок, мулине. Главный инструмент — это коклюшки, деревянные палочки с углублениями для намотки нитей.
Обычно используется шесть-семь пар — это в сцепном кружеве, а в мерном бывает до 200 пар — 400 коклюшек, но это очень сложно. За характерный звук — когда они ударяются друг о дружку, то слышится «кок клюк». Честно говоря, я и вязать умею и еще много чего, но ближе мне коклюшки". У Елены Флюр много учениц разного возраста.
Нарисовать сколок, сплести, это не так сложно ну кто в теме, тот понял , хотя и занимает много времени. Сложнее казалось собрать и сделать топ удобным для использования. Закупила: ткань кулирка хлопок телесного цвета , чашечки, косую бейку, клеевую. Все, что могло бы понадобиться.
В основном набирала 6-7 классы. Параллельно с кружевом я увлекалась и другим творчеством. Потом возобновила работу, вырастила Народного мастера. Какое-то время преподавала в Белгороде в областном Центре народной культуры. Там выпустила двухгодичную школу мастера, куда люди целенаправленно съезжались из разных районов», - вспоминает свой творческий путь Бобылёва. С 2015 года она работает в ЦКР «Лебединец» художником-постановщиком детского театрального коллектива. Кружевоплетение совмещает с основной работой. Фото: фото из личного архива Елены Бобылевой На вес золота У кружевоплетения интересная и богатая история. Утонченный промысел славился еще в Петровские времена, когда в моду вошли европейские платья. Сначала кружевной декор делали по рисункам из Германии, Франции. Вскоре ремесло стало под силу и русским мастерицам, которые освоили его в совершенстве, внесли свой колорит, придумали национальные мотивы узоров и элементы, привнесли свою цветовую гамму. Кружево создавалось тремя способами: численным, парным и сцепным. Было время, когда талантливые рукодельницы плели из золотых и серебряных нитей. Однако подобную роскошь мог позволить далеко не каждый желающий, а лишь знатные люди. Потому крестьянское кружево было значительно проще. В ход шли льняные нити. В итоге получались растительные узоры и геометрические, образы животных, фантастических существ. Многочисленные мастерские появились в городах и селах. В Вятской губернии даже открыли земскую школу мастериц. Вятское кружево, как и вологодское, весьма ценилось. Кружева поставляли царскому двору, торговали на ярмарках в российских городах, отправляли за границу. Интересно, что у каждого кружева своя изюминка. К примеру, елецкое более легкое, тонкое, прозрачное, нежели вологодское, также ему присуща большая ажурность и миниатюрность узоров. В приоритете - растительный орнамент.
Искусство, почти невесомое!
Удивительно то, что кировская кружевница окончила медакадемию. Сегодня в гости к детям средней-старшей и подготовительных групп пришла кружевница-мастерица нашего поселка Гаврилова Ольга Юрьевна. Мастерица-кружевница Татьяна Ежова провела для женщин пенсионного возраста мастер-класс по вологодской технике плетения кружева на коклюшках.