На самом деле День крещения Руси не связан с каким-либо историческим событием. Это дань памяти киевскому князю Владимиру Святославовичу, при котором началось крещение страны. В этот день (по старому стилю – 15 июля) он скончался. Праздник Крещение Господне стал самостоятельным примерно со второй половины V века, когда Рождество отделили от него и перенесли на 25 декабря по старому стилю. Тогда же его начали называть Богоявлением, уже не относя это наименование к Рождеству. Как празднуют Крещение. Раньше – по «старому» стилю – праздник отмечали 6 января. Теперь эта дата приходится на 19 число. На Крещение всегда проходят богослужения и всенощное бдение, после этого купаются в прорубях – «иорданях».
Богоявление или Крещение Господне: история, традиции, что нужно делать
18 января (5 января по старому стилю) — в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня или Крещенский сочельник. Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник). Что за праздник Крещение Господне? Крещение Господне, или Богоявление, которое Русская православная церковь отмечает 19 января (6 января по старому стилю) – один из самых древних праздников в христианстве. Православные христиане празднуют 19 января (6 января по старому стилю) Крещение Господне, вспоминая, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Существующая народная традиция окунаться в этот праздник в купель является лишь внешним атрибутом. 19 января КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ Святое Богоявление, Великое освящение воды ср. 20 января День Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна чт.
День Крещения Руси. Почему князь Владимир выбрал православие?
Новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: ведь именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. Именно поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга Пасха и переходящие праздники совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники — по — новому. Это, так называемый, греческий стиль. Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи. Все календари Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи — праздник восходящий к Ветхому Завету.
А календарь Ветхого Завета — лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов». Архимандрит Тихон Шевкунов о календарной точности и церковной традиции В позиции Святой Церкви есть более чем веские доводы непременно исчислять свое время по тому календарю, по которому жили во времена Христа. Мы несем ответ за время, данное каждому из нас Богом. Мы не будем сейчас вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный: старый, Юлианский, или новый, Григорианский.
Посмотрим на вопрос с другой стороны. Что такое светский календарь? В основе его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным календарем, который соотносит наш мир — с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время — с вечностью, с тем состоянием бытия, когда времени уже нет? Для того, чтобы соотнести эти несовместимые понятия надо, чтобы их — Вечность и время, Дух и материю — объединяло что-то или Кто-то.
В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение — это те события, из которых строится церковный год. Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший Григорианский, другие — менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя.
И, естественно, он взят за основу церковного календаря. В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так?
Скончалась Анна за четыре года до смерти мужа и была погребена в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. После своей кончины князь Владимир был погребён в мраморном саркофаге под сводами киевской Десятинной церкви. Это случилось 15 июля 1015 года. Впоследствии церковь была разрушена, а саркофаг с останками князя долгое время покоился под руинами, пока в 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра Могилы руины не были разобраны — и погребение не было обнаружено.
В 2010 году мощи святого Владимира в оригинальном ковчеге были торжественно переданы Русской православной церкви и размещены в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси не везде проходило мирно и в целом затянулось на несколько столетий. В 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле. Похожее восстание повторилось в 1071 году. Тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу. Дольше всех славянских племён оставалось в язычестве племя вятичей.
В огороде не работать, на жизнь не жаловаться. Названы главные поверья и запреты у христиан в День Крещения Руси Вклад святого князя Владимира в формирование Киевской Руси и русской культуры Святой князь Владимир Святославич, известный также как Владимир Великий, был правителем Киевской Руси с 980 по 1015 годы. Его правление оказало значительное влияние на формирование Киевской Руси и развитие русской культуры. Вот несколько аспектов его вклада. Принятие христианства. Одним из наиболее значимых достижений Владимира было принятие христианства как государственной религии Киевской Руси. В 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом и впоследствии провёл крещение своих подданных.
Это событие стало ключевым моментом в истории Киевской Руси, поскольку оно привело к широкому распространению христианства среди населения и установлению тесных связей с Византией. Политические реформы. Владимир провёл ряд политических реформ, которые укрепили центральную власть и стабилизировали положение Киевской Руси. Он создал систему управления, основанную на делегировании власти своим сыновьям и назначении наместников для провинций. Это позволило ему эффективно управлять огромной территорией и обеспечить её безопасность. Развитие культуры и образования. Владимир приложил усилия к развитию культуры и образования в Киевской Руси.
Он пригласил греческих учёных и строителей для возведения церквей и монастырей, а также для просвещения населения. В результате были созданы первые школы, где изучались грамота, религия и законы. Укрепление Киева как центра русской цивилизации. Под руководством Владимира Киев стал центром русской цивилизации. Здесь были построены величественные храмы, развивалась ремесленная промышленность, формировалась государственная администрация и законы. Владимир также установил торговые связи с другими странами, что способствовало экономическому развитию Киевской Руси. Наследие и влияние.
Вклад князя Владимира в формирование Киевской Руси и русской культуры был огромным и оказал долгосрочное влияние на развитие России. Его правление стало отправной точкой для дальнейшего развития русского государства, его культуры, религии и образования.
Чтобы согласовать порядок летоисчисления по отношению к юлианскому календарю, приказом Ивана III в 1384 г. С этого момента все летописцы, в том числе и Нестор работали только по юлианской системе летоисчисления. Но даже после запрета старого календаря народ продолжал отмечать Славянский Новый год 1 сентября. В ответ на гонения и запреты на Руси участились смуты, люди не хотели полностью отказываться от традиций и боролись за сохранение древнего культа. Иван III был вынужден принять указ почитать наряду с христианством и старую языческую веру предков. Чтобы искоренить языческий культ мирным путем и объединить как можно больше славян в общей религии, церковь начала «подгонять» календарь под повседневную жизнь людей и подменять старые обычаи христианскими праздниками. Такая подмена привела к смешению христианской веры и языческих обрядов, люди стали отмечать церковные праздники, почитая православных святых, но продолжали соблюдать традиции старой веры предков.
Празднование летнего солнцестояния и наивысшего расцвета природы — это древнейшая языческая традиция, когда в ночь с 6 по 7 июля люди прославляли Бога летнего солнца Купайлы , вступившего в свои права после весны. Христианский праздник Ивана Купалы 7 июля получил свое название в честь Иоанна Крестителя, купавшего Иисуса Христа в реке Иордан во время его Крещения. В отличие от славянского праздника в честь Купайлы, день Иоанна Крестителя не имеет никакого отношения к Богу солнца, а отмечать его полагается в храме и с молитвами. Но даже после официальной отмены дня Купайлы и принятия нового праздника так и не удалось искоренить многовековые славянские традиции. Несмотря на осуждения со стороны церкви, в этот день до сих пор совершаются массовые гуляния с прыжками через костры, пусканием свечей и венков по реке и другими символическими действиями. В период развития Христианства вместо Овсеня на Руси стали отмечать церковный праздник — день Рождества Пресвятой Богородицы, который приходился на 21 сентября. Считается, что Богородица покровительствует земледельцам, посылает благополучие в семье и помогает матерям. У восточных славян этот день был также посвящен празднованию завершения полевых работ. Только вместо Бога осеннего солнца за собранный урожай чествовали и благодарили Богородицу.
В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его. Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности — весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом. Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни , в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа.
Напомню, что снисходит этот огонь накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер. Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю называйте как угодно , когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства. Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее.
Или еще один пример. Праздник Преображения — тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко — в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.
Празднуем Крещение Господне по Юлианскому календарю
Календарный вопрос, или Все ли равно, когда праздновать Рождество? | Источник фото: Православные по старому стилю отмечают сегодня Крещение или Богоявление; Как использовать святую воду. Крещение — один из 12 главных христианских праздников. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. |
История, традиции и смысл праздника Крещение Господне | Крещение Господне, или Богоявление, которое Русская православная церковь отмечает 19 января (6 января по старому стилю) – один из самых древних праздников в христианстве. |
14 августа – Исторический День Крещения Руси | Можно смело сказать, что Крещение Господне – это один из самых почитаемых русским народом христианских праздников. |
Старообрядцы празднуют Крещение
История, традиции и смысл праздника Крещение Господне | По указу Петра I в 1699 г. Новый год был перенесен на 1 января по старому стилю, то есть на 14 января по новому стилю. |
Крещение: история праздника и традиции | 28 июля (по старому стилю 15 июля) православная церковь отмечает День памяти князя Владимира, который и крестил Русь в 988 году. |
Богоявление или крещение Господне 19 января по новому стилю | Что за праздник Крещение Господне? Крещение Господне, или Богоявление, которое Русская православная церковь отмечает 19 января (6 января по старому стилю) – один из самых древних праздников в христианстве. |
Крещение Господне — Википедия | Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или Сочельником праздника Крещения. |
Навече́рие Богоявления (Крещенский сочельник) | На Крещение православные вспоминают важное событие, которое произошло больше двух тысяч лет назад, — крещение в реке Иордан Иисуса Христа, взявшего на себя грехи людей. |
Как родился праздник Крещения Господня
Богоявление или крещение Господне 19 января по новому стилю - Приход Покрова Божией Матери | Православные христиане празднуют 19 января (6 января по старому стилю) Крещение Господне, вспоминая, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Существующая народная традиция окунаться в этот праздник в купель является лишь внешним атрибутом. |
День Крещения Руси. Почему князь Владимир выбрал православие? | В Православии Крещение приходится на 19 января по новому стилю (то есть на 6 января по старому стилю). Таким образом, “Богоявление” и “Крещение Господне” – это два названия одного и того же праздника. |
Крещение, Святое Богоявление | Содержательный состав праздничной службы. Праздник Богоявления или Крещения Господня приходится на 6 января по старому стилю. |
Крещение: история праздника и традиции
Если с годом историки более-менее определились, то точный день по сохранившимся летописям установить невозможно. Из-за этого Крещение Руси стали отмечать в День памяти святого равноапостольного князя Владимира. Православная церковь вспоминает его 28 июля по новому стилю или 15 июля по старому стилю. На государственном уровне праздник впервые отметили в Российской империи в 1888-м при императоре Александре III. В тот год отмечали 900-летие со дня крещения Руси. К празднику реставрировали и строили новые церкви, раздавали в учебных заведениях специально написанное житие святого равноапостольного князя Владимира, устанавливали иконы в честь князя.
В преддверии праздника, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя традиционное постное блюдо - сочиво из крупы. Полноценная трапеза разрешена только после выноса свечи после утренней литургии и первого причащения крещенской водой. Святая вода: для чего используется, как хранить Одной из главных традиций праздника Крещение Господне является освящение воды. Оно происходит как в храмах, так и на водоемах. Вода освящается дважды: накануне - 18 января и непосредственно в день Богоявления - 19 января во время Божественной литургии.
Крещенская вода, называемая «агиасма», считается святыней, которая исцеляет душу и тело. Ее можно употреблять в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, использовать во время болезни, наносить на больные места и давать пить тем, кто не может причаститься. По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана освящается в этот день.
Но ведь это не дата Крещения Руси, а дата смерти князя Владимира!
Почему миряне, забежавшие вперёд клерикалов, решили праздновать День Крещения Руси именно 28 июля? Воздержусь от какого-либо категорического утверждения. Пусть читатели сами найдут ответ. Сообщу только один факт: Русская Православная Церковь всегда, повторяю, всегда праздновала Крещение Руси 14 августа по новому стилю 1 августа - по старому. Раскрываю, например, «Настольную книгу священнослужителя», том 3, изданную в Москве в 1979 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
В этом томе напечатан Месяцеслов с марта по август. Открываю на странице 664, где начинается статья про 1 августа по старому стилю. Цитирую, выделив жирным шрифтом то, что важно по данному вопросу: «Происхождение изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне 31 июля , износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви в честь Святой Софии - Премудрости Божией.
С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения.
Историческое разделение Православные священнослужители рассказывают, что поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении: у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.
Сначала грех, потом молитва Многие народные обычаи Крещения далеки от истинного христианства и близки к язычеству. К примеру, на Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий. Суеверие о погружении в прорубь В день Крещения после литургии люди обычно шли к проруби крестным ходом.
Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга.
Крещение Господне 19 января в Саперном. (6 января по старому стилю)
Бесчисленны души, приведенные к Богу святым крещением по всей земле Русской, исполнено дело, похвалы всякой достойное и радости духовной полное.». 19 января (6 января по «старому стилю») христиане византийской традиции, живущие по Юлианскому календарю, празднуют Крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан. Хорошая новость в том, что в Крещение любая вода считается священной — в этот день освящается вся водная стихия на Земле.
Крещение Господне 2024: история праздника и правила купаний в проруби
Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник.
Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские посвященные Господу Иисусу Христу и Богородичные посвященные Божией Матери. Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю 6 января по старому стилю. Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.
События Крещения Господня После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения.
По его возвращении в Киев состоялось крещение жителей Киева. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку - будет мне враг». Массовое крещение жителей города произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло и в другие города Киевской Руси. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий. Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось вплоть до XII века.
Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель. Крещение обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей своё место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.
Богослужение изобилует отсылками к событиям Ветхого Завета, а с богословской точки зрения весь комплекс богослужебных текстов праздника занимает значительное место в Церкви Божией, так как в нем содержится учение о Пресвятой Троице, начале спасения, а также множество пророческих, исторических закономерных параллелей. Богоявление — один из трех Господских праздников, которому предшествуют Царские часы. Вечерня ему совершается отдельно — ради водосвятия, а вечером служится Великая павечерница. Как и любой подобный праздник, Богоявление имеет свои антифоны торжественные возглашения стихов. На вечерни этому празднику полагаются паремии — особые тексты взятые из Ветхого Завета. Эти отрывки из Священных книг подобраны таким образом, чтобы раскрылось значение воды, а особенно — Иордана. Текст Священного Писания должно понимать всецело, учитывая прямой и аллегорический смысл, а не только историческую составляющую. Паремии на празднике приведены, как мы уже сказали, не только об Иордане, но и о действиях Божиих через воду.
В Ветхом Завете вода становится символом очищения. Попробуем рассмотреть паремии подробно, а наше подразделение их — не более чем условность в удобстве рассмотрения. Аллегорическое значение воды Важная роль воды в истории и судьбе всего мира отмечается во многих книгах Ветхого Завета. Первая паремия праздника взята из Книги Бытия. В ней раскрывается перед нами значение воды, и как она была использована Богом для творения, какое особенное место она стала занимать под небом и над небом в виде морей, рек и других источников водных. Вода стала составляющим химическим элементом у всех живых существ. Вода, как очистилище, смыла с земли нечестивых и грешных при Всемирном потопе. Следом за первой главой следует глава из книги Исход, где евреи, во главе с пророком Моисеем, пересекли море. Подобно тому, как человек отвращается от диявольского служения и крестится, так и евреи, прообразовав тем самым крещение, отступили от фараона, и прошли через море как по суше, вода же потом сомкнулась и погубила фараона, как погубляются и грехи с крещением. Многие христиане «запасаются» впрок святой водой.
Владимир приложил усилия к развитию культуры и образования в Киевской Руси. Он пригласил греческих учёных и строителей для возведения церквей и монастырей, а также для просвещения населения. В результате были созданы первые школы, где изучались грамота, религия и законы. Укрепление Киева как центра русской цивилизации. Под руководством Владимира Киев стал центром русской цивилизации. Здесь были построены величественные храмы, развивалась ремесленная промышленность, формировалась государственная администрация и законы. Владимир также установил торговые связи с другими странами, что способствовало экономическому развитию Киевской Руси. Наследие и влияние. Вклад князя Владимира в формирование Киевской Руси и русской культуры был огромным и оказал долгосрочное влияние на развитие России. Его правление стало отправной точкой для дальнейшего развития русского государства, его культуры, религии и образования.
Символы государства: Какой смысл имели стяг, хоругвь и знамя для русских воинов Икона Святого Князя Владимира: символы и значения Во многих православных храмах можно увидеть иконы князя Владимира, которые являются одними из самых известных и значимых икон в православной христианской традиции. Первые иконы "Святой Владимир" появились ещё в XV веке. Как правило, икона "Святой князь Владимир" ростовая или поясная, изображает святого в княжеском облачении и венце, с крестом в правой руке. На некоторых иконах в левой руке его меч как символ надёжной защиты государства, на других — свиток с молитвой. Символы и значения, связанные с иконой Святого Князя Владимира, имеют глубокие религиозные и исторические корни. Вот некоторые из них. Современная икона Святого Равноапостольного Князя Владимира, написанная во фряжском стиле. Символ исторической значимости. Он принял христианство в 988 году и стал первым правителем, который крестил своё население, установив христианство как государственную религию. Символ единства.
Икона Святого Князя Владимира также символизирует единство православных верующих. Она объединяет людей в общей вере и призывает к мирному сосуществованию и братству. Символ культурного наследия. Икона Святого Князя Владимира имеет большое значение в культурном наследии России и других славянских стран. Её изображения можно найти в различных произведениях искусства, литературе и архитектуре. Вид на Свято-Владимирский кафедральный собор в заповеднике Херсонес Таврический. Тогда в стране прошли массовые гуляния, торжественные церковные службы и крестные ходы, которые проводятся и по сей день. Празднование Дня крещения Киевской Руси и Дня памяти святого князя Владимира имеет глубокие исторические и религиозные корни. Этот праздник является символом объединения русского народа вокруг христианской веры и национальной идентичности. В этот день проводятся различные религиозные службы, молебны, крестные ходы и праздничные мероприятия.
В России празднование Дня крещения Киевской Руси и Дня памяти святого князя Владимира является государственным праздником. В этот день проводятся торжественные церемонии, в которых принимают участие высокопоставленные представители государства и Церкви. Один из самых известных обрядов, связанных с этим праздником, — это освящение воды в реках, озёрах и фонтанах. Люди приходят на водоёмы, чтобы окунуться в святую воду и получить благословение.
День Крещения Руси. Почему князь Владимир выбрал православие?
Глядя на историю, понимаешь, что именно в подвиге наш народ вырастает в свою меру. Многие наши прихожане, впрочем, совершенно не думая о «подвиге», спокойно и мирно помолятся на всех вышеперечисленных службах, затем сходят на иордань. Погрузившись в ледяную воду во Имя Отца и Сына и Святого Духа, они далее без всякого шума продолжат свой размеренный и спокойный ритм жизни. Это подвиг еще больший. Однако, что же представляет собой событие, которое легло в основание этого праздника? Перенесемся мысленно на две тысячи лет назад. Палестина, Израиль, долина реки Иордан. Некогда славный народ, народ Божий, избранный Богом для особого служения, Израиль, находится в плачевном состоянии. Последние попытки Маккавеев отстоять независимость оказались безуспешными.
Израиль — ничем не примечательная Римская провинция, где действуют римские законы, и правителем является римский подданный — прокуратор. Впрочем, евреем дана некая самостоятельность. Римляне всегда уважали традиции, поэтому и евреям разрешалось следовать своим традициям в отправлении культа и предписаниям их закона, естественно, при условии поклонения римскому императору как владыке вселенной. Некогда водимый Самим Богом и питаемый небесной манной, ныне 400 лет оставленный без пророческого слова, Израиль перевод слова — «борющийся с Богом» , медленно угасал. Но вот, наконец, Бог посылает пророка! В пустыне, то есть пустынной местности, у реки Иордан появляется пророк Иоанн. Он грозно обличает грехи народа и велит всем каяться и креститься, дословно — baptiso — «погружаться в воду» для очищения грехов. У народа нет сомнения, что Иоанн — пророк.
Обличаемые Богом через его слово, они приносят покаяние, входят в воды Иордана и выходят из них обновленными. Иоанн пророчествует, что за ним идет Некто, кто будет их крестить «Духом Святым и огнем».
Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6]. Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8]. Паломник Феодосий ru de V—VI вв. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6].
Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16]. Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря.
Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник или сочевник связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво. Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику.
В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января по старому стилю. Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «Со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», — обещает Христос словами богослужения. Ввиду важности совершившегося в сегодняшний день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, - которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды. После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами - золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому Митрополиту - святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна.
Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной "иорданской" водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец. После чина водоосвящения устраивались народные гуляния.
Крещение. Что за праздник, как его праздновали раньше, как отмечают сейчас
Сено, на котором стояла крещенская кутья, постепенно скармливали домашним животным, чтобы защитить их от болезней. В Богоявленскую ночь можно было помолиться небу, чтобы загаданное сбылось. С праздником связано понятие «крещенские морозы» — они всегда отличались особой силой, зато после этого дня погода начинала меняться. Люди говорили о морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи». В то же время сильный мороз предвещал хороший урожай зерновых.
Крещенский сочельник — древнейший однодневный пост, возник примерно в III веке одновременно с появлением праздника Богоявления, который на ранней стадии представлял собой совмещенное празднование Рождества Христова и Богоявления. Этот постный день был аналогом предпасхального поста, который в конце II — начале III века длился два дня или 40 часов. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно.
Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника.
Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь.
Эти представления неверны. На самом деле День крещения Руси не связан с каким-либо историческим событием. Это дань памяти киевскому князю Владимиру Святославовичу, при котором началось крещение страны. В этот день по старому стилю — 15 июля он скончался. Многое в процессе крещения Руси было легендой. Например, нет надежных летописных свидетельств так называемому «испытанию вер». Предание гласит, что накануне крещения в Киев прибыли «посольства различных религий» - и по поводу каждого из вероисповеданий якобы князь высказал свое негативное суждение.
Крещение: История и традиции
Подписка на новости. Рекламный баннер 300x250px rightblock. Крещение завершает празднование физического рождения – Рождество и духовного – Крещение Спасителя и является одним из семи церковных таинств. Крещение венчает цикл новогодних праздников и посвящен очищению всего вокруг, особенно воды от скверны. ПАВЕЛ СЕЛИВЕРСТОВ 19.01.2021 Новости Нет комментариев. Праздник установлен в память о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана.