Однако, если следовать хронологии, первым, к кому Есенин обратился в Петербурге, был Александр Блок. Имя Сергея Есенина навсегда вписано в историю Петербурга: здесь поэт читал свои стихи на литературных вечерах, общался со светом интеллигенции в салонах, жил и влюблялся. В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам.
Сергей Есенин читает свои стихи.
Главная» Блог» Есенин и Петербург. Есенин, действительно, читал в Петербурге стихи Александру Блоку. Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге Встреча с поэтом незабываемого естетического опыта. Есенин, по словам Чагина, «в присутствии Сергея Мироновича Кирова неповторимо задушевно читал новые стихи из цикла «Персидские мотивы». В его представлении, Высоцкого, Есенин должен читать свои стихи совсем не в благостной декламационной манере, а яростным голосом, что, впрочем, и было отмечено во многих воспоминаниях. Помните эпизод, когда Есенин вдруг начинает читать Айседоре Дункан свое знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову не плачу».
Сохрани мою речь: как звучали голоса литераторов от Толстого до Пастернака?
Поэзия Есенина особо полюбилась Александре Федоровне, по протекции которой литератора и пригласили во дворец вживую познакомить царских особ с творчеством. Причем Есенин читал свои стихи в присутствии Царицы и Царевен неоднократно. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН 7". Юлия Стешкина здесь прочитает цикл авторских стихотворений о Сергее Есенине», — сообщили ГТРК «Пенза» в пресс-службе областного министерства культуры и туризма. 0:00 Монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев»1:47 Исповедь хулигана3:19 Разбуди меня завтра рано 5:13 Я покинул родимый дом6:27 Видели ли вы, как бежит по степям.
Пензенский библиотекарь прочтет свои стихи на родине Есенина
Помните эпизод, когда Есенин вдруг начинает читать Айседоре Дункан свое знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову не плачу». Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге не так много адресов Есенина. Горожане смогут прочитать свои любимые стихи поэта в рамках программы «Открытый микрофон», поучаствовать в викторине на знание стихов Есенина и фактов его биографии. Смотрите видео на тему «на комиссии прочитал стих есенина» в TikTok (тикток).
В честь 120-летия Есенина в парке в Петербурге прочтут стихи
Причем Есенин читал свои стихи в присутствии Царицы и Царевен неоднократно. Горожане смогут прочитать свои любимые стихи поэта в рамках программы «Открытый микрофон», поучаствовать в викторине на знание стихов Есенина и фактов его биографии. Потом Есенин вырывает из блокнота листок (показывает: стихи), складывает его вчетверо и кладет Эрлиху в карман: "Тебе". Поэзия Есенина особо полюбилась Александре Федоровне, по протекции которой литератора и пригласили во дворец вживую познакомить царских особ с творчеством.
«Рязанский парень со стихами». Петербургские адреса Сергея Есенина
И двухтомник «Русское зарубежье о Есенине». Она пишет ему о свадебном путешествии на Кавказ, о начале семейной жизни с Сергеем. Но счастье ее длилось, как известно, всего несколько месяцев, осенью поэт ушел в запой, попал в психиатрическую лечебницу, а под занавес 1925 года погиб в нашем городе, в холодном номере гостиницы «Англетер»... Судя по вещам, привезенным поэтом с собой в Ленинград, он все-таки «предполагал жить». Чемоданы модной одежды, купленной в зарубежных поездках, рукописи. Что же случилось в тот роковой день 28 декабря, было ли это самоубийство или убийство? Существует множество версий, но какой из них верить? Сейчас на воссозданном здании гостиницы висит мемориальная доска.
На мраморе — надпись: «В бывшей гостинице «Англетер» 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь поэта Сергея Есенина». А рядом — вывеска ресторана «Счастье». Многие поначалу возмущались подобным соседством. Но ведь и в жизни так — трагическое и обыденное рядом, неразделимы. Есть в Петербурге и памятник поэту — в Таврическом саду, созданный Альбертом Чаркиным к 100-летию со дня рождения поэта. И сейчас, четверть века спустя, в памятный день Сергея Есенина можно побродить по старому саду, пошуршать листьями, вспоминая его стихи об осени, красоте увядания, бренности земного.
И судьба Сергея Есенина была постоянным поиском счастья, всегда заканчивающимся разочарованием. В его жизни было несколько значимых романов, которые всегда заканчивались трагически. Он создавал классическую русскую поэзию, посвящая ее своим возлюбленным, но не умел удерживать чувства к женщине на долго. Для Есенина каждый роман был прежде всего источником творческой энергии. Он постоянно искал, а затем убегал от любви, он спасался от одиночества, но жаждал уединения.
А потом Есенин сказал, что уезжает в Туркестан, и Коненков делал бюст из дерева уже по памяти, по впечатлениям от их встреч, которых в начале двадцатых годов, до отъезда Есенина в Америку, было много. Он воплотил образ Есенина, читающего свои стихи, таким, каким его запомнил.
Есть среди них материалы, способные удивить тех, кто знает Есенина только по самым известным его стихам? Наиболее уникальные из них, наверное, рукописи поэмы «Пугачев», потому что там огромное количество правки. Когда стали издавать собрание сочинений, оказалось, что там где-то пятнадцать слоев текста. Есенин работал над каждой строкой, над каждым образом. Когда вы видите рукописи с его правкой, становится понятно, что это не было легкое, спонтанное творчество. И об образовании Есенина не всегда помнят: он окончил земскую школу, потом в Спасс-Клепиках второклассную учительскую школу, то есть мог уже работать учителем начальных классов. И после этого он приехал в Москву, учился в Народном университете Шанявского, потому что туда можно было поступить, не имея документа об окончании гимназии.
Притом учился он на свои деньги. Сейчас много ли таких семнадцатилетних юношей, которые едут в другой город, зарабатывают себе на жизнь и еще учатся? Из интересного можно назвать беловую рукопись поэмы «Пугачев», она с 1935 года хранилась в частной лондонской библиотеке, и о ней никаких сведений не было.
Влияние родителей Есенина и драматические изменения в его материнской судьбе отразились на его взрослой жизни и на его взаимоотношениях с возлюбленными. Но до сих пор никто не осматривал творчество поэта с этой точки зрения. Спектакль "Женщины Есенина" в Санкт-Петербурге раскроет вам тайну возлюбленных поэта. Михайловский театр на Гостином дворе ждёт вас! Поэтом считается не тот, кто пишет стихи, а тот, кто платит за них своей судьбой.
Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге?
Сергею доставляло большое удовольствие повторять рассказ о своем сватовстве, связанном с поездкой на пароходе, о том, как он «окрутился» на лоне северного пейзажа». Концертный зал Тенишевского училища. Моховая улица, 33 25 октября 1915 года в Тенишевском зале состоялся вечер «Краса», на котором выступали такие поэты, как Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Николай Клюев и Сергей Есенин, презентовавший публике поэтические циклы «Русь» и «Маковые побаски». Зинаида Ясинская вспоминала: «... Городецкому пришла мысль нарядить Есенина в шелковую голубую рубашку, которая очень шла ему. Костюм дополняли плисовые шаровары и остроносые сапожки из цветной кожи, даже, кажется, на каблучках. В этом костюме Есенин и появился на эстраде зала Тенишевского училища. В руках у него была балалайка, на которой он, читая стихи, очень неплохо и негромко себе аккомпанировал». Поэт Пимен Карпов вспоминал о вечере так: «Публика, читая афиши на заборах, недоумевала: — Вечер Краса... Кто этот Крас? Русский или, прости господи, немец?
На вечере гости все продолжали требовать некоего Краса. Тщетно Городецкий доказывал, что слово «краса» — это старинное русское слово, означающее красоту, а вовсе не фамилию какого-то скрипача-пианиста, о котором, вообще-то, устроители вечера сном-духом не слыхали и ничего не знают — по той простой причине, что такого Краса в природе не существует... Публика гнала конферансье с глаз. Поднялся невообразимый гвалт. Краса — и кончено! И вдруг из-за кулис выгружается с трехрядкой-ливенкой через плечо Есенин. Городецкий, махнув на все рукой, бежит без оглядки с эстрады. Есенин, подойдя к рампе, пробует лады ливенки.
Позже, в 1921 году Есенин с друзьями ездил по Москве и приехал в шаляпинскую усадьбу, вот в этот дом, где мы открываем выставку. Шаляпин был тогда на гастролях за границей, но его дочь, Ирина Федоровна, встретила их, села в машину к Есенину и его друзьям, и они вместе катались по Москве. И потом Есенин даже говорил, что, может быть, женится или на внучке Толстого, или на дочери Шаляпина. И еще небольшой эпизод. Среди друзей, с которыми Есенин приехал в шаляпинскую усадьбу, был скульптор Сергей Тимофеевич Коненков. Они познакомились в 1915 году, еще до того, как Есенин приехал в Петроград. Есенина привел в мастерскую Коненкова, которая была совсем недалеко от шаляпинского дома, на Пресне, поэт Сергей Клычков. Есенин быстро привык к незнакомой для него обстановке и начал читать свои стихи. И потом, десятилетия спустя, уже после смерти поэта Коненков вспоминал о первом впечатлении, которое на него произвело чтение и сам Есенин. Скульптор писал, что, когда Есенин читает свои стихи, он много жестикулирует, и жесты его по-шаляпински уместны. Вот такие пересечения. Есенинский бюст, который вы здесь видите, — уникальный.
Пугачев, связанный по рукам предателями, вспоминает свою буйную молодость. Эту сцену Есенин прочитал почти полушепотом, словно это были мысли без слов, сложившиеся в душе великого человека, мужественно отдавшего свою жизнь за свободу своих несчастных собратьев. Едва шевеля губами, Есенин произнес: Бо-о-же мой! Неужели пришла пора? Я взглянул на своего соседа, профессора Павла Никитича Сакулина. В глазах у него были слезы. Мятежной души Пугачева и Хлопуши особенно были близки и понятны нам, прошедшим через горнило гражданской войны. Далекие события крестьянской революции Есенин максимально приблизил к нашим дням, к событиям Октября. В этой поэме он показал, что история революционного движения народных масс имеет прямое отношение к современности. В нашем восприятии поэма «Пугачев» была близка к только что прочитанной Маяковским поэме «150. Это почувствовал, по-видимому, сам Маяковский, не сводивший глаз с Есенина. Когда Есенин закончил чтение, Маяковский сказал громко, чтобы все слышали: — Это хорошо, похоже на меня! Моя поэма лучше, — ответил Есенин. В зале раздался смех. Присутствующие долго аплодировали обоим поэтам. Акульшин: «В комсомольской организации нашего института, которой руководил Джек Алтаузен, кто-то подал мысль позвать обоих поэтов. Приглашая Есенина, ему не сказали, что в институте будет Маяковский, а от Маяковского утаили желание студентов видеть на вечере и Есенина. Боялись, что если они будут заранее осведомлены о программе литературных выступлений, то могут оба отказаться, а встретившись неожиданно в присутствии студентов, постесняются капризничать и, скрепя сердце, будут терпеть друг друга. Это дало повод к замечаниям, что, побывав в Америке, он не перенял американской пунктуальности. Но вот, наконец, он появился в дверях, держа в руках шляпу.
Компания гарантирует, что никакая полученная от Вас информация никогда и ни при каких условиях не будет предоставлена третьим лицам без Вашего согласия, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Компания гарантирует, что персональные данные, передаваемые пользователем, не хранятся и не передаются, обрабатываются исключительного в целях исполнения договора об оказании туристско-экскурсионных услуг в соответствии с действующим законодательством. Настоящим, я далее — Лицо , даю свое согласие " SPBMANYIA" на обработку своих персональных данных, указанных при оформлении заказа на сайте Компании для обработка моего заказа, коммуникации со мной в рамках обработки моего заказа.
Девять мифов о Есенине
На стук не отзывались. Вызывает удивление тот факт, что сам Назаров в номер заходить не стал и вызвал милицию. Можно предположить, что он знал, что произошло. Несмотря на то, что рядом с гостиницей были прокуратура и ГПУ, на место трагедии явился лишь участковый надзиратель Николай Горбов, составивший акт: «... При снятии трупа с веревки и при осмотре были обнаружены на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез на левой руке, на кисти царапины, под левым глазом синяк... Рождественский, П.
Медведев, М. Фроман и Эрлих. Акт поражает непрофессионализмом. Участковый не описал следы крови на полу, столе, стенах, не исследовал трубу отопления, состояние одежды, вещдоки. Газеты того времени писали, что на столе было окровавленное лезвие.
Однако в акте о нем упоминания нет. Не исследованы и не описаны травмы на теле погибшего. Между тем лицо Есенина было изуродовано, поперек лба справа налево шла глубокая впадина, левый глаз вытек, над ним был багровый синяк, под правой бровью глубокая, похожая на проникающую, рана. На предплечье правой руки большая рваная рана. В подобных случаях при составлении акта обязательно присутствие на месте трагедии судмедэксперта.
Но в документах об этом нет ни слова. В гостиницу прибыл агент угрозыска Ф. Иванов, однако пробыл там недолго, и уголовное дело так и не завели. Из акта Горбова никак не следует, что речь идет о самоубийстве. Понятые не могли видеть труп в петле.
Однако, лжесвидетельствуя, они подписали документ, в котором говорится, что труп висел в петле. Впоследствии Рождественский писал о том, что видел труп на полу! Вот его воспоминания: «Прямо против порога, несколько наискосок, лежало на ковре судорожно вытянутое тело. Правая рука была слегка поднята и окостенела в непривычном изгибе. Распухшее лицо было страшным...
Но накануне вечером, по свидетельству Эрлиха, Есенин сидел в зимнем пальто, к тому же известно, что отопление в эти дни было отключено. Да и не мог поэт, порезав вены на левой руке, взобраться на подставку под канделябр и повеситься на высоте около 4 метров. Рост Есенина — 168 см, высота подставки под канделябр — не более 1 метра 20 см. Самостоятельно накинуть петлю на шею он не мог. Даже если бы использовал обе руки — левую, с порезанными венами, и правую, с вырванным клоком мяса, — ему бы пришлось подпрыгнуть, чтобы сделать это.
Кроме того, в этом случае кровь из ран поднятых вверх рук должна была бы попасть ему на плечи и оставить следы на стене. Как мог человек с глубокой травмой на лбу и вытекшим глазом проделать столь сложные манипуляции? Известно, что у повесившихся мышцы слабеют. Но Горбов упоминает согнутую в трупном окоченении правую руку, что возможно, только если Есенина повесили уже после убийства. Одним из первых на месте трагедии оказался художник Сварог, сделавший рисунки лежащего на полу Есенина, на котором видны следы насилия, многочисленные травмы, разорванная одежда.
Однако рисунки и свидетельства Сварога до сих пор игнорируют. Перед тем как М. Наппельбаум сфотографировал место трагедии, комнату и одежду погибшего привели в порядок. Официальная версия не может убедительно объяснить причины появления впадины на лбу, вытекшего левого глаза, перебитого носа, порванных углов рта. Недавно стало известно, что растиражированное изображение номера является зеркальной копией с оригинала.
На нем пуговицы от пальто Есенина расположены с «женской стороны», а труба отопления — справа. На подлинной фотографии она расположена слева. Но тогда впадина, возникшая, согласно официальной версии, от соприкосновения с трубой, не могла идти справа налево. Еще одна улика — доверенность Эрлиху на получение денег. Светлана Есенина показала ее мне — подпись Есенина на ней похожа на подпись под принуждением умирающего человека.
Обратите внимание на фотографию ниже... Акт вскрытия тела, подписанный судмедэкспертом Александром Гиляревским, поражает непрофессионализмом. Но Гиляревский — опытный специалист дореволюционной школы: сохранился другой, составленный им в те же дни и выполненный безупречно акт. Согласно Гиляревскому, смерть Есенина последовала от асфиксии удушья «через повешение». Но Гиляревский не присутствовал на месте происшествия и не имел права делать вывод о повешении.
Он не констатировал самоубийство и не имел на это права, так как это дело следствия. На фотографии на шее Есенина видна горизонтальная странгуляционная борозда только на части шеи. Такие следы возникают, если убийца душит жертву сзади. При повешении полоса не может быть горизонтальной, и она отчетливее в стороне, противоположной узлу петли. Современные судмедэксперты считают, что покойный находился в повешенном состоянии более 12 часов.
Значит, смерть наступила не утром 28 декабря, а 27-го. Есть и неопровержимое доказательство — хранящийся у Светланы Есениной официальный документ на право наследования, в котором указана дата смерти поэта — 27 декабря, что кардинально меняет дело. Существуют показания жены управляющего гостиницей В. Назарова, что ее муж, чекист, 27 декабря пришел домой, лег спать, но неожиданно был вызван по телефону на службу. Поздно вечером он вернулся домой и рассказал жене о смерти Есенина.
Между тем, по официальной версии, на этот момент Есенин был еще жив. Все это подтверждает версию запланированного убийства. Между тем в Москве Петр Чагин на съезде встретил Кирова. Сообщаю Миронычу: по моим сведениям, Есенин уехал в Ленинград. Через несколько дней будем там».
Недоумеваю, но из дальнейшего разговора узнаю: состоялось решение ЦК — Кирова посылают в Ленинград первым секретарем губкома партии, Ивана Ивановича Скворцова-Степанова — редактором «Ленинградской правды», меня — редактором «Красной газеты». Но, к величайшему сожалению и горю, не довелось Сергею Мироновичу Кирову продолжить шефство над Сергеем Есениным, а по сути дела, продлить животворное влияние партии на поэта и на его творчество. На следующий день мы узнали, что Сергей Есенин ушел из жизни». Съезд закончился 31 декабря. Не только судьба страны, но и судьба поэта решалась на этом драматическом съезде.
Есенин попал в политический треугольник: Троцкий-Киров-Зиновьев. Троцкий имел все основания не любить поэта и как человека, дерзко отказавшегося сотрудничать с ним, и как автора поэмы «Страна негодяев». Достаточный ли это мотив для приказа о физическом устранении поэта?
Член Союза писателей России, поэт, автор — исполнитель Николай Ерёмин своим выступлением подтвердил верность слов, что тропа к Есенину» не зарастает и не зарастёт никогда».
Именно об этом написаны были его стихи, прозвучавшие у памятника, которые он впервые прочитал в прошлом году на празднике С. Он исполнил две песни на стихи Есенина: «Осенний романс» на стихи поэта «Мне грустно на тебя смотреть…» и «Тальяночку». Николай Ерёмин привнёс в стихи о Сергее Есенине одухотворённые чувства не только себя, как поэта, но и чувства, настроения русского народа, оценку его личности в потоке времени. Разговорные интонации, простонародная лексика оживили поэтический текст, приблизили его слово, его личность к пониманию наших современников, поэтому и песни, и стихи Николая Ерёмина были встречены очень тепло и душевно.
Так же тепло были встречены стихи о Сергее Есенине поэта Марианны Соломко. Впервые я услышала эти стихи в Книжной лавке писателя. Они очень искренние, лиро-эпического плана, в которых автор осмысливает многие жизненные испытания, выпавшие на долю С.
А потом Есенин сказал, что уезжает в Туркестан, и Коненков делал бюст из дерева уже по памяти, по впечатлениям от их встреч, которых в начале двадцатых годов, до отъезда Есенина в Америку, было много. Он воплотил образ Есенина, читающего свои стихи, таким, каким его запомнил. Есть среди них материалы, способные удивить тех, кто знает Есенина только по самым известным его стихам? Наиболее уникальные из них, наверное, рукописи поэмы «Пугачев», потому что там огромное количество правки.
Когда стали издавать собрание сочинений, оказалось, что там где-то пятнадцать слоев текста. Есенин работал над каждой строкой, над каждым образом. Когда вы видите рукописи с его правкой, становится понятно, что это не было легкое, спонтанное творчество. И об образовании Есенина не всегда помнят: он окончил земскую школу, потом в Спасс-Клепиках второклассную учительскую школу, то есть мог уже работать учителем начальных классов. И после этого он приехал в Москву, учился в Народном университете Шанявского, потому что туда можно было поступить, не имея документа об окончании гимназии. Притом учился он на свои деньги. Сейчас много ли таких семнадцатилетних юношей, которые едут в другой город, зарабатывают себе на жизнь и еще учатся?
Из интересного можно назвать беловую рукопись поэмы «Пугачев», она с 1935 года хранилась в частной лондонской библиотеке, и о ней никаких сведений не было.
Приглашаем на прогулку по Петербургу Есенина. Николаевский вокзал ныне Московский , Невский пр. В марте 1915 года девятнадцатилетний Сергей Есенин впервые появился в российской столице, сойдя с перрона Николаевского вокзала. Квартира поэта Сергея Городецкого, Малая Посадская улица, д. Городецкий был один из первых, кто оценил талант Есенина. В последствии Сергей Митрофанович писал поэту: «Сердце мое, Сергунь! Письмо твое получил, но в суматошной здешней каторге не нашел тихого часа, чтобы побыть с тобой письменно.
Много о тебе думал и радуюсь в темные свои дни, что ты есть. Ради Бога, не убейся о немцев, храни тебя твой Иисус. Будь внутри себя крепок, тогда ничто, верю, не возьмет. Пиши часто, все туда же. Я еще здесь побуду. Пошли ей свой адрес. Очень смеялся, как ты с ливенкой набуянил. За стихи мне целую, родной; отплачу вскоре тем же.
Был здесь Бальмонт.
Невский проспект, 66
- По следам автобиографии Сергея Есенина...: lovers_of_art — LiveJournal
- библиотека3
- У Есенина в Петербурге
- Кому есенин читает свои стихи в петербурге
- Войти на сайт
- Есенинский Петербург В Петербурге немало памятных мест связанных
В честь 120-летия Есенина в парке в Петербурге прочтут стихи
В сериале Александр Михайлов, играющий следователя, начинает скрупулезное расследование давних событий. В ходе расследования у следователя Хлыстова возникает множество версий таинственных обстоятельств смерти поэта. Он начинает скрупулезное расследование давних событий. Изучение жизни Есенина которого играет Сергей Безруков иллюстрируется кадрами из его жизни. Таким образом, демонстрируется как бы фильм в фильме. Например, Хлыстов обнаруживает факт, что Есенин порезал вены.
Чаще всего называли Родину и Россию. Также встречались варианты «поле», «природа», «деревня» и «кабак».
Самый оригинальный ответ, который нам дали несколько респондентов, — «Сергей Безруков».
Потом в какой-то момент фонограф отошел в прошлое и стал музейной редкостью. И вот были выпущены пластинки с голосами русских литераторов, поэтов и прозаиков. И в частности, была выпущена запись с голосом, чтением стихотворений тогда еще совсем не классика, но писателя уже известного, и по группе «Знание», Ивана Алексеевича Бунина. Эта запись издавалась. Голос Ивана Бунина, и вообще эти старые фонозаписи 10-х и 20-х годов на первых виниловых пластинках комментировал — а без комментария здесь нельзя понять, потому что слышно плохо, человека надо подготовить, — комментировал замечательный литературовед, писатель, я бы назвал, рискнув, его гениальным актером устного жанра, Ираклий Луарсабович Андроников. Представляя на пластинке голос Ивана Алексеевича Бунина, Ираклий Андроников напомнил о предыдущей виниловой пластинке-гиганте с голосами писателей, где Бунина еще не было, о пластинке 1959 года, — вы сейчас это услышите.
И рассказывает о том, как об этой пластинке и записи из нее говорили на радио и обратились к слушателям. И один из слушателей в Москве откликнулся, и появилась запись голоса Бунина, включенная уже в следующую пластинку, которую тоже комментировал Ираклий Андроников. Ираклий Луарсабович заботливо, перед тем как голос Бунина зазвучит, читает сам это стихотворение «Одиночество». Давайте послушаем вместе. Звучит чтение. Прерывает запись комментарием: «Сейчас Андроников предупредит нас о том, как человек может подготовиться услышать эту запись, предупредит очень просто: он прочитает это стихотворение сам. Вот смотрите, он как бы извиняющимся таким немножко тоном говорит о том, что услышать сегодняшнему слушателю такую запись непросто». Это была пластинка Бунина,.
И он, очевидно, изменился в лице, потому что служительница этого фонда спросила: «Вы что-то нашли? И в 2004 году вышел замечательный компакт-диск, названный, как и книжки Льва Алексеевича, «Голоса, зазвучавшие вновь», вот он у меня в руках. И вот сюда впервые Шилов включил фонограмму этого стихотворения. Поэтому мы, давайте, сейчас терпеливо прослушаем этот звуковой автограф Ивана Алексеевича Бунина, верьте мне в лучшем качестве, чем то, что крутилось на пластинке фирмы «Мелодия». Напомню первые строчки: И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом — и дует в окно.
Звучит стихотворение. Я, слушая сейчас эти завершительные строчки бунинского стихотворения «Хорошо бы собаку купить» , вспомнил один эпизод. Я как-то уже об этом рассказывал, но расскажу и здесь, сегодня, в нашей записи. Мне стихи Бунина, именно стихи Бунина, и в том числе это стихотворение 1903 года «Одиночество», приходилось обсуждать с человеком, который и влюбил меня в поэзию Бунина, замечательным поэтом, переводчиком, прозаиком, который застал начало XXI века, а родился в 1911 году, и чей голос мне доводилось записывать, и воспоминания его записывать на аудио и даже на видео, — Семеном Израилевичем Липкиным. Что ж? Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить». Он сказал: «Я понял, что в этом месте он заплакал, у него сорвалось рыдание. Читает Бунин сдержанно, он давно пережил эти чувства, которые родили это стихотворение.
Но все равно, если несколько раз внимательно слушать эту фонозапись, слышно, что он продолжает неравнодушно относиться к тем эмоциям, которые произвели на свет эти замечательные стихи. Я, пользуясь случаем, хочу рассказать, как Лев Алексеевич Шилов научил меня слушать фонозаписи. У нас еще предстоят сегодня некоторые из них, снятые с хрупких восковых валиков. Он говорил так, особенно в случаях тяжелых, как, например, голос Блока, «Передвами должен лежать текст, хорошо бы вы его знали. Вы надеваете наушники, слушаете подряд несколько раз. Вы слышите, что Блок читает белым, таким полумертвым голосом, что Толстой таким немножко даже в дискант срывается, что Ахматова — торжественно, что Гумилев картавит и не произносит хорошо несколько букв» и так далее… Я проделал этот эксперимент не один раз и получил и получаю удовольствие от того, как я слушаю эти фонозаписи. И всегда жалею тех людей, которые говорят мне о том, что фонозаписи слушать невозможно. Нужно просто научиться это делать.
И тогда к вам в комнату войдут эти люди. Лучше, конечно в наушниках, а хорошо и вместе с кем-то еще, вот как мы сегодня вместе слушали голоса Толстого и Бунина. Но услышим и другие. Итак, продолжая разговор о литературной звукоархивистике, о подвижниках, которые занимались этим искусством, я не побоюсь этого слова, в начале его развития, надо назвать имя человека, который стоял у истоков удивительной одной литературной научной институции — Института живого слова, который был образован в Петрограде в 1918 году. То есть мы сейчас опять же в юбилейном сюжете по отношению к Институту живого слова.
Есенин пишет о себе: "Стихи начал слагать рано.
Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад". И вот, лирический герой его поэзии становится необычайно близок лирическому герою народных сказаний.