Еще — «Адъютант его превосходительства», где Юрий Соломин сумел создать тот самый образ офицера, которым гордились мужчины и восхищались женщины. Культура Умер Юрий Соломин Звезду «Обыкновенного чуда», художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина госпитализировали. 11 января 2024 года на 89 году жизни скончался Юрий Соломин. Юрий Мефодьевич Соломин (род. 1935) – советский и русский актер и режиссер театра и кино, театральный педагог и художественный руководитель.
Юрий Соломин - биография, новости, личная жизнь
Биография Юрия Соломина: личная жизнь, слухи о смерти, фото | Актер Малого театра Юрий Соломин за чтением поздравлений по случаю 25-летия работы в театре. |
Неизвестное интервью Юрия Соломина, с которым сегодня прощается Россия - Российская газета | Юрий Соломин родился и вырос в Чите, в семье Мефодия Викторовича и его жены Зинаиды Аркадьевны. |
Юрий Соломин - биография, новости, личная жизнь
В горячее перестроечное время Юрий Соломин стал министром культуры РФ, хотел служить своей стране. Культура Умер Юрий Соломин Звезду «Обыкновенного чуда», художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина госпитализировали. Российский актер и режиссер театра и кино Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите.
Юрий СОЛОМИН
Юрий Соломин: биография, фото - «Кино » | Актер Малого театра Юрий Соломин за чтением поздравлений по случаю 25-летия работы в театре. |
«Господь послал ему легкую смерть». Близкие Юрия Соломина и известные артисты — о его смерти | Актер Малого театра Юрий Соломин за чтением поздравлений по случаю 25-летия работы в театре. |
Юрий Соломин умер на глазах дочери и будет похоронен рядом с женой | Юрий Мефодьевич Соломин родился 18 июня 1935 года в городе Чите. |
Соломин, Юрий Мефодьевич — Википедия | Юрий Соломин фотография. Юрий родился 18 июня 1935 года в Чите в семье музыкантов. |
Юрию Соломину исполнилось 88
Щепкина курс В. Пашенной , работал в Малом театре с 1988 художественный руководитель. Игру Соломина отличали глубокий драматизм при мягкости, лиричности актёрской манеры: Хлестаков «Ревизор» Н. Гоголя , 1966 , Валерий «Твой дядя Миша» Г. Мдивани, 1970 , Кисельников «Пучина» А. Толстого , 1976 , Иван Петрович «Униженные и оскорблённые» по роману Ф. Достоевского , 1976 , Сирано «Сирано де Бержерак» Э.
Ростана , 1983 , Протасов «Живой труп» Л. Толстого , 1984 , Крымов «Игра» по роману Ю. Кузнецова, 1990 , Фамусов «Горе от ума» А. Де Филиппо , 2013 и др. Среди постановок в Малом театре: «Ревизор» Гоголя 1982, совместно с Е. Весником ; 2006 , «Лес» Островского и «Коварство и любовь» Ф.
Шиллера обе — 1998 , «Таинственный ящик» П. Каратыгина 2003 , «Три сестры» Чехова 2004 , «Власть тьмы» Л. Дюма-отца 2015 , «Женитьба» Гоголя 2017 , «Дальше — тишина» В.
Как режиссёр снял телефильмы « Скандальное происшествие в Брикмилле » 1981 , « Берег его жизни » 1985 , «В начале было Слово» 1992 и фильм-спектакль «Таинственный ящик» по пьесе Петра Каратыгина музыкальный телеспектакль Малого театра, премьера которого состоялась 4 мая 2003 года. В апреле 2019 года Министерство культуры подписало с Соломиным бессрочный контракт на продолжение работы в должности художественного руководителя Малого театра [10]. Болезнь и смерть[ править править код ] 6 ноября 2023 года Юрий Соломин был госпитализирован в больницу после потери сознания [12] , его состояние оценивалось как стабильно тяжёлое [13] ; выписан из больницы 9 января 2024 года [14]. Скончался у себя дома в Москве около часа ночи во сне 11 января 2024 года на 89-м году жизни от почечной недостаточности [15]. Церемония прощания состоялась 15 января в Малом театре [16] , отпевание прошло в Храме Христа Спасителя [17]. Юрий Соломин и Кирилл Лавров , 2005 год C 8 сентября 1990 [21] [22] по 15 ноября 1991 года являлся министром культуры РСФСР [23] [24] [25] , затем до 5 декабря того же года временно исполнял обязанности министра [26].
В 1957 году актер перевоплотился в отрицательного персонажа — фашистского офицера в военной кинокартине «Сильные духом». В 1969 году Соломин снялся в советско-итальянском проекте режиссера Михаила Калатозова «Красная палатка», в котором рассказывалось о покорении Арктики. Юрий Соломин сыграл роль итальянского инженера Феличе Трояни. Но по-настоящему известным Соломин стал в 1971 году, когда советские зрители увидели картину «Адъютант его превосходительства». Актера, который сыграл главную роль красного разведчика Кольцова в шпионском фильме, узнали не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Соломин снимается в роли следователя Головко в детективном телефильме «Инспектор уголовного розыска». В военной драме «Кочующий фронт» сыграл роль корнета. В шпионском фильме «Четвертый» с Владимиром Высоцким в главной роли сыграл зарубежного журналиста. В середине семидесятых годов фильмография актера пополняется работами в киноэпопее «Блокада», драме Сергея Соловьева о любви русского дирижера и японской пианистки «Мелодии белой ночи», в приключенческой ленте «Дерсу Узала».
Кинокартины были отмечены всесоюзными и международными кинопремиями. Любимые работы самого актера — ленты «И был вечер, и было утро» и «Сильные духом». В конце семидесятых годов Соломину достается роль в музыкальной комедии Марка Захарова на музыку Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо», где предстает перед зрителями в роли возлюбленного Эмилии Екатерина Васильева. В восьмидесятые годы Юрий Соломин часто менял амплуа. Актер был директором банка в детективе «Скандальное происшествие в Брикмилле», следователем прокуратуры в криминальной ленте «Крик тишины», царем Федором Иоанновичем в исторической драме «Клятвенная запись». В 1984 году актер сыграл роль Николая Миклухо-Маклая в биографической картине «Берег его жизни». В девяностые годы актер снимается преимущественно в телеверсиях спектаклей Малого театра, но в 1992 году принимает участие в работе над драмой «Сны о России», где исполняет роль графа Безбородко. С началом нулевых ситуация меняется, Соломин получает роли в кинолентах «Покаянная любовь», «Претендент», «Прощание в июне». Во второй половине нулевых Юрий Соломин все реже появляется на экране.
С его участием появляются сериалы «Тяжелый песок», «Исаев», «Точка кипения». В 2013 году подошли к концу съемки мелодрамы «Бульварное кольцо», в которой снялись Виктория Толстоганова, Кристина Орбакайте, Алексей Кортнев. Юрий Соломин исполнил в фильме последнюю роль. После этого сериала артист больше не снимается в кино. Юрий Соломин постоянен не только в работе, однако и в личной жизни.
Дебютировал в качестве постановщика пьесы «Лес» А. Островского в Болгарии, в Малом театре ставил «Ревизора», «Чайку», «Лес», «Коварство и любовь», а также спектакли в училище им. В 1988 году стал художественным руководителем Малого театра. Широкую известность получил благодаря роли капитана Кольцова в многосерийном телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства».
В общей сложности в фильмографии Соломина более 70 картин.
Какое наследство оставил Юрий Соломин
Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите. Главная» Новости» Юрий соломин последние новости о здоровье на сегодня. Российский актер и режиссер театра и кино Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите.
Неизвестное интервью Юрия Соломина, с которым сегодня прощается Россия
Юрий Мефодьевич Соломин родился в Чите 18 июня 1935 года в музыкальной семье. Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите, в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой и Мефодия Викторовича Соломина. Юрий Соломин прославился не только своим участием в кинокартинах, но и выступлениями на театральной сцене. Как живёт 87-летний Юрий Соломин и кто его жена. В 1988 году коллективом Государственного академического Малого театра Юрий Соломин был избран, а затем и назначен художественным руководителем.
Наследство актёра: Что оставил правнукам легендарный худрук Малого театра Соломин
В скором времени он стал одним из ведущих актеров, сыгравшим множество главных героев. Соломину хорошо давались как комедийные, так и драматические роли. За годы творческой биографии он был задействован более чем в 50 постановках, включая «Ревизора», «Дядю Ваню», «Униженных и оскорбленных», «Чайку», «Живого трупа» и др. В 1961 г. Юрию Мефодьевичу доверили должность преподавателя в Щепкинском училище. В последующие годы он проводил мастер-классы с зарубежными студентами в США и странах Азии. Кроме этого Юрий Соломин смог успешно проявить себя и в качестве театрального режиссера, поставив более десятка спектаклей: «Коварство и любовь», «Три сестры», «Власть тьмы», «Женитьба» и т.
Кадр из фильма «Адъютант его превосходительства» В 1988 г. Он стал художественным руководителем Малого театра, а также удостоился звания народного артиста СССР. Братьев Васильевых 1971. В большом кино Юрия Соломина впервые увидели в 1960 г. После этого он сыграл еще в нескольких военных фильмах, продолжая получать заметные роли. В 1969 г.
Но, признаться, знаменитый актер никогда об этом не задумывался. Он тогда не предполагал, что это. Волею судьбы Юрий стал известным режиссером. Позже его назначили художественным руководителем Театрального училища имени Щепкина. В режиссерской работе Соломину больше всего нравится процесс, возможность помочь актеру направить, наставить его на роль. В 70-80-е годы мужчина считался одним из секс-символов эпохи, поэтому постоянно ходили слухи об его любовных похождениях. Сам популярный киноактёр уверяет, что всю свою жизнь был верен только одной женщине — своей ненаглядной и любимой жене, с которой они вместе живут с середины 70-х годов прошлого столетия. За это время супруги ни разу не поругались.
Любимая жена Ольга Николаевна вместе с артистом со студенческой скамьи. Она коллега Юрия Соломина, работает в театре юного зрителя в столице. Детство Родился артист в 1935 году в Чите. Его семья имела творческие профессии, родители занимались преподаванием музыкой. Мать Юрия прекрасно пела и имела абсолютный слух. Отец талантливо играл на струнных инструментах. Начиная с раннего возраста можно было увидеть склонность Юрия к творчеству. Он часто принимал участие в постановках во дворце пионеров.
Несмотря на профессии родителей, он, а также его брат, не стали музыкантами. После окончания школы Соломин решил поступать в училище и учиться на актера. Преподавателем курса, куда попал будущий артист, стала известная актриса Пашенная В. После успешного окончания обучения в училище Юрий начинает карьеру актера в Малом театре. Родители прививали любовь Юрию и Виталию к музыке. Они мечтали, чтобы сыновья пошли по их стопам и стали музыкантами. Но мальчишки с гораздо большим желанием увлекались театром. Вскоре родители испытывали гордость за сыновей.
Мать, отец и брат Виталий в настоящее время упокоены на одном из московских кладбищ. У Юрия Мефодиевича есть любимая доченька, которая вышла замуж и родила актёру внучку, и жена. Членами своей семьи популярный киноактёр считает и домашних питомцев, с которыми он гуляет каждый день. Роднее всех родных Сыновья долго уговаривали Зинаиду Ананьевну на переезд в Москву. Она не соглашалась: здесь, в Чите, привычная жизнь и друзья. Но уехать пришлось. В столице мама Соломиных поселилась в коммунальной комнате на улице Солянка, писала в Читу, что скучает по малой родине. Будучи в отпуске, Забелины нередко останавливались в той коммуналке, говорили по целой ночи и наговориться не могли.
А потом Зинаида Ананьевна стала жить в семье младшего сына — отдала ему свою комнату, чтобы Виталий смог приобрести квартиру попрестижней. Виталий Мефодьевич Соломин, из дневника: «Мать, оказалось, не имеет ничего общего со мной. Не совпадают точки зрения на воспитание, питание, алкоголь, спектакли. И не о чем говорить. Начинается раздражение на чавканье, сморкание, писание, хлопанье, угрюмость. Но что выясняется. Раньше, живя в разных городах, я испытывал к ней ровные спокойные чувства, у меня были обязанности перед ней. Меня, собственно, ничего не раздражало.
Теперь я одновременно с вспышками раздраженья чувствую жалость к ней и любовь. Она превращается для меня в существо, подобное дочери. Для которой я становлюсь единственной защитой, надеждой и всем тем, через что проходит жизнь». А дружбы между братьями не было, хоть и работали они в одном театре. Это подтверждали и коллеги, и близкие. Елизавета Витальевна Соломина, из интервью: «Юрия Мефодьевича я видела в нашем доме, только пока была жива бабушка. После её смерти — ни разу. Наверняка в театре папа и старший брат как-то общались, но не семьями.
Почему так случилось, и кто из них был виноват — не знаю, дома это не обсуждалось. Возможно оба, поскольку характеры у них были сложные. Допускаю, что между Соломиными была и некая братская, замешанная на амбициях конкуренция…». Да из-за жён они ссорились! Они завидущие, противные бабы. Зина их терпеть не могла. Не потому, что она — злая свекровь. Она была очень доброжелательная, приятная.
Но кем для родителей невестки был Виталий? Он был — тайга. Он не так вилку держал, всё не так. Да и Зинаида Ананьевна была для них махровой провинциалкой. А что братья не дружились, так примеров таких среди людей великое множество. Я и сама недавно узнала, что у моего отца был родной брат, о котором в моей семье никогда не говорили. Всякое в жизни бывает. Но будьте уверены, Юра и Виталий — самые что ни наесть родные братья.
Роднее всех родных, — завершает свой рассказ Ада Забелина.
В последующие годы он проводил мастер-классы с зарубежными студентами в США и странах Азии. Кроме этого Юрий Соломин смог успешно проявить себя и в качестве театрального режиссера, поставив более десятка спектаклей: «Коварство и любовь», «Три сестры», «Власть тьмы», «Женитьба» и т. Кадр из фильма «Адъютант его превосходительства» В 1988 г. Он стал художественным руководителем Малого театра, а также удостоился звания народного артиста СССР. Братьев Васильевых 1971. В большом кино Юрия Соломина впервые увидели в 1960 г. После этого он сыграл еще в нескольких военных фильмах, продолжая получать заметные роли. В 1969 г. Соломин преобразился в Павла Кольцова в культовой киноленте «Адъютант его превосходительства», которая принесла ему всесоюзную славу.
Спустя пару лет зрители увидели его в образе майора милиции в детективе «Инспектор уголовного розыска». Интересен факт, что кинокритик Елена Стишова сказала следующее об этой работе: «Картина откровенно эксплуатирует актерскую славу Соломина, компенсируя за его счет драматургические и режиссерские издержки». В период 1973-1977 гг. Юрий снимался в киноэпопее «Блокада», посвященной событиям Великой Отечественной войны.
Там Юрий Соломин сыграл графа. И хотя роли были разные, в кино за ним закрепилось амплуа хорошего и честного советского человека. Да и его композитор Илья в «Мелодии белой ночи» тоже был образцом порядочности. Камаки Курихара и Юрий Соломин. Одна из последних его ролей в кино — Юсупов в «Бульварном кольце» Дмитрия Барщевского, у которого он также снимался в «Тяжелом песке» и «Московской саге», случилась десять лет назад. Удивительно, но многие режиссеры почему-то не отваживались его приглашать в свои фильмы. А он бы согласился и на небольшую роль, если бы та была стоящей. Так часто бывает, когда режиссеры оказываются в плену ложных представлений. А вот Сергей Урсуляк оказался не робкого десятка — пригласил Юрия Мефодьевича на небольшую роль отца Исаева в сериале «Исаев». Предполагалось всего несколько съемочных дней. Вроде бы не по рангу такое народному СССР. Но никаких проблем с ним не было. Соломин с радостью взялся за работу, и как это часто бывает с большими артистами, не думал, по словам Урсуляка, о себе, а только об общем деле. Это отличительная черта актеров старой закалки. С братом Виталием в фильме «Летучая мышь». В его биографии был один факт, заслуживающий внимания и уважения. В горячее перестроечное время Юрий Соломин стал министром культуры РФ, хотел служить своей стране.
Умер Юрий Соломин: как жил и от чего скончался худрук Малого театра
Соломин дважды сыграл роль старшего брата Ленина — Дмитрия Ульянова — в картинах «Верность матери» и «Сердце матери». Театральная карьера Соломина также быстро шла в гору: в 1966 году он получил роль Хлестакова в гоголевском «Ревизоре». За этой последовали и другие центральные роли — в спектаклях «Чайка», «Когда горит сердце», «Любовь Яровая». Источник: Legion-Media Сам Соломин позднее признавался, что считал себя, скорее, театральным актером, и на роль кинозвезды отнюдь не рассчитывал.
Но судьба обернулась иначе. В 1967 году актер получил от режиссера Виктора Георгиева предложение сняться в роли гестаповца майора Геттеля в картине «Сильные духом». По признанию Соломина, игравшего, в основном, положительных персонажей, приглашение удивило его настолько, что он, долго не думая, согласился.
Решение оказалось удачным: фильм занял второе место в советском прокате в 1968 году, собрав у экранов более 55 млн зрителей. Одним из них был режиссер Евгений Ташков, собиравшийся снимать пятисерийный телефильм из эпохи Гражданской войны «Адъютант его превосходительства». Увидев Соломина в роли Геттеля, Ташков пригласил его на съемки без проб.
Изначально, по замыслу Ташкова, Юрий Соломин должен был сыграть роль белогвардейского капитана Осипова. Однако после просмотра множества кандидатов на главную роль режиссер изменил свое решение, предложив актеру сыграть разведчика Павла Андреевича Кольцова. Юрий Мефодьевич был очень удивлен.
По его собственному признанию, он считал себя характерным актером, и не считал свою «негероическую» внешность подходящей для образа героя невидимого фронта. Кинофункционеры тоже не сразу согласились с Ташковым: на роль Соломина утвердили лишь с шестой попытки. Соломин в одночасье стал не просто кинозвездой, но и актером с неограниченным диапазоном, доказавшим свою способность сыграть практически любую роль.
Его диапазон был чрезвычайно широк — от майора милиции в «Инспекторе уголовного розыска» до великого князя в «Софье Ковалевской», от неудачливого дамского угодника Генриха Айзенштайна в «Летучей мыши» до философа-трактирщика в «Обыкновенном чуде».
Только настойчивость режиссера Ташкова сделала свое дело. Он бился за Соломина до последнего. Всего же в кино артист сыграл более 80 ролей. Рассказывают, что Куросава выбирал актера по фотографии, а только потом посмотрел фильмы с его участием. Российские консультанты а фильм был советско-японского производства решили показать ему одну из серий «Адъютанта его превосходительства».
Куросава в итоге посмотрел фильм целиком. В гостях у кинорежиссера Акиры Куросавы. Он сыграл еще в одном советском хите — «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева и Киёси Нисимура — композитора Илью, который встретил и полюбил японскую пианистку — ее сыграла прекрасная Камаки Курихара. Там Юрий Соломин сыграл графа. И хотя роли были разные, в кино за ним закрепилось амплуа хорошего и честного советского человека. Да и его композитор Илья в «Мелодии белой ночи» тоже был образцом порядочности.
Камаки Курихара и Юрий Соломин. Одна из последних его ролей в кино — Юсупов в «Бульварном кольце» Дмитрия Барщевского, у которого он также снимался в «Тяжелом песке» и «Московской саге», случилась десять лет назад. Удивительно, но многие режиссеры почему-то не отваживались его приглашать в свои фильмы. А он бы согласился и на небольшую роль, если бы та была стоящей. Так часто бывает, когда режиссеры оказываются в плену ложных представлений. А вот Сергей Урсуляк оказался не робкого десятка — пригласил Юрия Мефодьевича на небольшую роль отца Исаева в сериале «Исаев».
Как и большинство молодых актеров, он поначалу играл в эпизодах: второй конвойный, третий газетчик, зритель в суде и так далее. Однако скоро ему начали доверять действительно серьезные работы, например, роль Хлестакова в гоголевском «Ревизоре». В те времена была распространена практика выездного отбора: артисты из столичных театров ездили по периферии и устраивали просмотры для молодежи, которая мечтала «пойти в артисты». Лучших рекомендовали к поступлению. Вот и в Читу приехал педагог из Щепкинского училища. Как раз тогда Соломин-младший тоже решил стать актером. Он оправился на просмотр. Приезжий гость был хорошо знаком с его братом, знал, что тот уже играет в театре центральные роли, преподает и… «зарезал» Виталия на первом же показе. Просто заявил: «Нет, вам поступать не надо» — и вычеркнул из списка.
Мама в слезах позвонила старшему сыну и рассказала о происшествии. Братья Соломины — Юрий и Виталий. С трудом наскребли денег тогда огромные гонорары в театре не были предусмотрены , и Виталий появился на пороге их комнаты в коммуналке ровно за сутки до дня последнего конкурса в училище. Наутро старший брат отвел его в «Щепку», где уже толпились сотни абитуриентов. Соломин попросил подсунуть документы брата Вере Пашенной, которая снова была председателем приемной комиссии. Благодаря этому чуть позже весь мир познакомился с одним из лучших докторов Ватсонов. Награда для «Адъютанта» Юрий Соломин начал сниматься в кино с 1960 года. Однако настоящую всесоюзную славу он завоевал только после выхода в 1969-м пятисерийного фильма «Адъютант его превосходительства». Это была действительно необычная картина о Гражданской войне, хотя там нашлось место и приключениям, и детективу.
Чуть ли не впервые на советском экране белые офицеры были показаны не карикатурными персонажами, а живыми людьми со сложными характерами и судьбами. Впрочем, то же можно сказать о чекистах: никаких бравурных образов, просто тяжелая, трудная, изматывающая работа в борьбе за свободу своей страны. Кинематографисты разглядели в Соломине настоящего народного героя. Он играл майора милиции, корнета, кузнеца, следователя, чекиста, композитора, врача, невероятно точно передавая характер своего персонажа. Следующей большой экранной удачей стала одна из главных ролей в многосерийном фильме «ТАСС уполномочен заявить…». Приходилось работать и с зарубежными режиссерами: Соломин сыграл главную мужскую партию в оскароносной ленте «Дерсу Узала» Акиры Куросавы.
Но не было героя! А время подпирало: пора снимать. И вдруг, в который раз перебирая фотографии, я остановил свой взгляд на Соломине. Мне показалось, что именно он сможет стать капитаном Кольцовым. Несколько дней ходил я, обдумывая случайное впечатление, и наконец решился — вызвал Юрия на студию. Тогда это казалось авантюрой. Мы как-то привыкли, чтобы герой, играющий подобные кинороли, и выглядел «героически» — был высоким, широкоплечим. А здесь невысокого роста человек, неброский внешне. Но мы пошли на риск. Была сделана первая проба — не утвердили. Вторая — снова отказ… Я принимаю решение снимать третью… Утвердили только шестую, и то мне пришлось уговаривать всю съемочную группу и художественный совет студии дать «добро» под мою ответственность. Так был найден Кольцов…» А вот что говорит по этому поводу сам Ю. Соломин: «Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актером характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую — волевого, сосредоточенного человека, умеющего все взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию…» Пятисерийный телефильм «Адъютант его превосходительства» вышел на Экраны страны в апреле 1972 года и имел оглушительный успех у зрителей. Улицы городов буквально вымирали в часы, когда демонстрировался сериал. В последней героя Соломина величали не иначе как «старший брат Клосса» имеется в виду герой сериала «Ставка больше, чем жизнь». В 70-е годы Соломин становится одним из самых снимаемых актеров. Одно перечисление фильмов, в которых он играл в это время, заняло бы здесь слишком много места, поэтому ограничусь названиями самых известных картин: «Красная палатка» 1970 , «Даурия», «И был вечер, и было утро», «Инспектор уголовного розыска» все — 1971 , «Четвертый» 1973 , «Дерсу Узала», «Преступление» оба — 1976 , «Мелодия белой ночи», телефильм «Хождение по мукам» оба — 1977 , «Блокада» 1975—1978. Самым обильным по числу наград фильмом из этого списка стал «Дерсу Узала», который снял знаменитый японский режиссер Акира Куросава. Наш герой сыграл в нем центральную роль — Павла Арсеньева. О том, каким образом он попал в эту картину, стоит рассказать особо. Куросава задумал снимать фильм еще в конце 60-х годов, но тогда его производство было приостановлено из-за финансовых трудностей. Повторно к этой идее он вернулся летом 1973 года, когда в качестве гостя прибыл на Московский кинофестиваль. Тогда была достигнута договоренность с Госкино об этой постановке, и поздней осенью того же года Куросава приступил к подготовительному циклу съемок. Между тем утверждение актеров на роли шло довольно споро, и лишь с ролью Арсеньева были проблемы: Куросаве отобрали трех известных советских артистов, среди которых был и Соломин. Но режиссер, естественно, никого из них не знал. Чтобы как-то восполнить этот пробел, Куросаве решили показать лучший фильм с участием Юрия — «Адъютант его превосходительства». Думали, посмотрит первую серию и сразу определится. Но Куросава после просмотра потребовал и вторую. Затем так увлекся, что одну за другой посмотрел и три остальные серии. Когда просмотр завершился, кандидатура на роль Арсеньева режиссером была определена окончательно — Юрий Соломин. В январе 1974 года его вызвали на съемки. Двухсерийный фильм был закончен в мае 1975 года. Впереди сю ждало триумфальное шествие по экранам мира, однако нам интересно будет узнать о том, какие страсти царили вокруг этой картины после ее завершения. Рассказывает автор сценария фильма Юрий Нагибин: «Вчера 30 мая был прием в японском посольстве в честь окончания фильма «Дерсу Узала». Еще одной иллюзией меньше. Рухнули мои представления о «великом Куросаве». Все в один голос ругают фильм, который мне даже не показали. О Куросаве говорят так: старый, выхолощенный склеротик-самодур, чудовищно самоуверенный, капризный, с людьми жестокий, а себе прощающий все промахи, ошибки и слабости. Он маньяк, а не рыцарь и даже не фанатик. Из-за его недальновидности и самоуверенности упустили золотую осень, не сняли те эпизоды, которые легко могли снять. Прием был оскорбителен. Членам съемочной группы запретили приводить с собой жен, хотя все были приглашены с женами. Поэтому они дружно врали, что жена «приболела», «занята», «не в духах». Безобразная сцена в духе старинного русского местничества разыгралась вокруг стола, предназначенного начальству. Я не мог подобным же способом усадить Аллу и добровольно покинул почетный стол. Меня никто не удерживал. О Мунзуке он играл Дерсу Узала. Он с палочками и миской риса устроился в вестибюле. Я нашел его и привел за наш стол. За него даже тоста не было.