Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя по формированию глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. В ходе интенсива педагоги рассмотрели вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности в процессе обучения географии и биологии.
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Функциональная грамотность — это интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике. Главная» Новости» Функциональная грамотность на уроках географии выступление на педсовете. Формирование функциональной грамотности учащихся по географии.
Курс для учителей географии о формировании функциональной грамотности
Марина Васильевна Иванова Описание: Функциональная грамотность на ступени среднего общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность учащихся выступает одним из основных социально-педагогических индикаторов качества образования, в определенной мере отражающих интеллектуальную, социальную и эмоциональную зрелость выпускников школ — об этом в своем исследовании пишут С. Вершловский, М. Между тем функциональная грамотность в области естественнонаучного образования определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук. Иванова Марина Васильевна, методист,учитель географии и биологии Функциональная грамотность на уроках географии. Функциональная грамотность на ступени среднего общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат.
Раньше их называли «задания массивом», то есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. Ученики уже привыкли к комментариям оценок учителя, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Используя таксономию Блума, учитель видит на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся. Слайд 7 4 направление - работа с дискретным текстом - в географии, это прежде всего работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например, Совершите путешествие по физической карте Австралии маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты. Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров. Слайд 8 Задание 1. Ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «На Курской дуге были и такие случаи: направление стрельбы определяли по звёздам, по Луне, по направлению железнодорожных рельсов». А почему нельзя было использовать показания приборов, например компаса? Задание 2. Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй всё время на север. Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Задание 3.
Обновленный ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Это не просто овладение знаниями и умениями, но и способность применять их при решении широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности. Задача формирования функциональной грамотности должна решаться в образовательном процессе по всем предметам, в том числе по географии. В рамках семинара педагоги общеобразовательных учреждений города ознакомили учителей с заданиями по оценке функциональной грамотности и обозначили типичные ошибки учащихся.
Также участники мероприятия благодарят педагогов гимназии за мастер-класс и администрацию — за тёплый приём.
Функциональная грамотность на уроках географии | Марина Васильевна Иванова. Работа №307144
Функциональная грамотность и её составляющие в школьном курсе географии - YouTube | Формирование функциональной грамотности в процессе изучения конкретных школьных дисциплин – задача сравнительно новая и вызывающая множество вопросов у учителей. |
Развитие функциональной грамотности на уроках географии - Про Нашу школу | Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности. |
«Информационно-методический центр»
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ — Образование для жизни | Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности. |
Формирование функциональной грамотности на уроках географии | Особое внимание уделено методам и приемам, которые можно использовать при формировании функциональной грамотности на уроках географии. |
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ — Образование для жизни | Жанна Сергеевна Непомнящих, учитель географии СОШ № 23, представила формирование функциональной грамотности через изучение «Краеведения» в рамках курса географии. |
Функциональная грамотность и её составляющие в школьном курсе географии - YouTube | Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности на уроках географии. |
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ — Образование для жизни | В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности на уроках географии. |
Развития функциональной грамотности на уроках географии
Формирование функциональной грамотности на уроках географии | География | УЧИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ | Елена Алексеевна Дзюро, учитель географии Тюменская область. |
Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии | Заглавие документа: Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии в контексте практико-ориентированных заданий. |
Функциональная грамотность на уроках географии | География | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК | В соответствии с планом работы РМО учителей географии на базе МБОУ Дзержинская средняя школа №1 15 декабря 2022 года состоялось очередное заседание по теме «Особенности формирования функциональной грамотности на уроках географии». |
Функциональная грамотность на уроках географии | Марина Васильевна Иванова. Работа №307144 | Проблемы развития функциональной грамотности на уроках географии Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. |
Курс для учителей географии о формировании функциональной грамотности | Формирование функциональной грамотности на уроках мысль,когда ни с кем не делится она?Что гордый ум,когда он сам в себе замкнётся?Что рукопись,когда она не прочтена?Душа,когда она к другой душе не рвётся? |
Развития функциональной грамотности на уроках географии
Маклакова В. С целью выявления профессиональных затруднений педагогов при формировании функциональной грамотности обучающихся была проведена оценка сформированности функциональной грамотности педагогов —участников интенсива. Практические аспекты были отработаны в ходе практикума по формированию и развитию естественно-научной грамотности.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «Функциональное чтение»? Чтение — это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Функциональное чтение — это чтение с целью поиска информации для конкретной задачи или выполнения определенного задания. Внедрение современных методов и технологий, повышение качества образования является гарантией развития Казахстана. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также предмета «география». Проблемы развития функциональной грамотности на уроках географии Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника.
То есть, в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. Возникает проблема: неумение учащихся работать с предлагаемой информацией целенаправленно, искать недостающую информацию. Не секрет, что до сих пор на географию смотрят как на описательную науку, когда учитель просто констатирует факты и дает сухую характеристику событий и явлений, происходящих в мире. Конечно, это не способствует всплеску интереса учеников к нашему предмету.
Слайд 10 Работа с дискретным текстом От лат.
Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Слайд 11 Моделирования новых карт Слайд 12 Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.
И так устроена почти вся экономика. На нотках психологии играют частенько и скидки в магазинах. Мол, устраивают акцию: пишут на ценнике стоимость повыше, зачеркивают её, а сверху пишут стоимость пониже. Но человек, который редко бывает в данном магазине или не бывал ранее, не знает, что та стоимость, которая написана не зачеркнутой, и была до акции у данного товара. То есть маркетологи создают иллюзию скидок, а люди ведутся на это. Предлагаю посмотреть конкретные задания для формирования функциональной грамотности в разных классов. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик.
Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик». Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю. Значит, у тебя день длится всего одну минуту! На ней жил старик, который писал толстенные книги». Перед вами отрывки из известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Определите, что из этого соответствует реальности, а что нет если есть ошибки, исправьте их и расскажите, о каких планетах идёт речь. Однажды в далёком озере, о котором не знали люди, проживали три капельки: Капа, Кипа и Купа. В один день они договорились о встрече, чтобы поплавать вместе. Капельки умели быть в разных состояниях.
Кроме того, капелька могла на время испариться, а потом вернуться на землю в море или в океан. Когда Капа, Кипа и Купа встретились, они поплыли по всему озеру. Люди совершенно не знали об этом месте. Когда в один солнечный день наши друзья гуляли, вода потихоньку, по капельке начала медленно испаряться. В этот день много капелек испарилось, но Капа, Кипа и Купа спокойно жили. Вскоре люди нашли это озеро. И опасностей становилось больше: то собака или человек захотят попить из озера, то кто-нибудь кинет какой-то мусор.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
19 января 2023 года силами кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании был проведен обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной. 1 Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии» учитель географии ГБОУ СОШ 3 Горбунова Екатерина Валериевна Новокуйбышевск 2019. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются. Представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности не только на уроке, но и на занятиях по внеурочной деятельности по географии.
Функциональная грамотность на уроках географии
В процессе обмена точкой зрения то мнение, которое казалось единственно верным, может быть подвергнуто критическому анализу и в результате скорректировано. Объяснение нового материала строится так, что бы вовлечь в дискуссионный процесс как можно больше учеников, не только хорошо успевающих. Используя приём «Сетчатое обсуждение» провоцирую на дискуссию, а при необходимости и на дебаты. При изучении темы: «Население мира» был проведён урок с элементами дискуссии.
Обсуждалась тема о различиях демографической политики, которая проводиться в Китае, Индии и странах Зарубежной Европы. В процессе дискуссии были выработаны рекомендации для правительств этих стран, после учащиеся в группах составляли агитационные лозунги направленные на увеличение и уменьшение рождаемости. Особенно привлекает учащихся стратегия РАФТ.
Данная стратегия формирует ряд умений и навыков учащихся: -готовность к импровизации; — анализ своих поступков и происходящих событий, — осознание своего отношения к миру; — формирует понимание специфики жанра. Так при изучении темы: «Экономико —географическое положение России» в 9 классе учащиеся выступали в роли Учителей, Туристов, Президентов дружественных стран, Журналистов. Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.
Для внимательного учителя это еще и способ вглядеться в своих учеников, так как невозможно сыграть «того, кто ты не есть на самом деле».
Проводимые исследования авторов Ю. Барышевой, Н. Болотниковой, Р. Гакаева, Л.
Гавриленко, Т. Марковой, А. Пентина показывают, что по данному направлению успешно проводится следующая работа: — уроки, ориентированные на формирование ключевых компетенций; — внеклассная работа по географическим проектам; — консультации для подготовки к олимпиадам; — проектная деятельность учащихся по географии; — дополнительные развивающие спецкурсы, факультативы и др.
Были проанализированы подходы к оценке уровня сформированности функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации по географии. Представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности не только на уроке, но и на занятиях по внеурочной деятельности по географии. Участники семинара узнали об интересных приемах для формирования математической грамотности на уроках географии. Спикеры отметили, что ведущая роль в формировании функциональной грамотности у обучающихся принадлежит учителю.
Например, в 8- 9-м классе при изучении темы «Население», «ТЭК — топливно — энергетический комплекс России» учащимся предлагаю свернуть текст в схему.
Для поурочного контроля использую методику скороговорения — опрос за одну минуту, географические диктанты на 5-7 минут, такие задания, как: «начерти и обозначь»- время ограничено. Большое значение на уроках отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», технология критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Бесконечные знания, факты, которые надо запомнить и повторить, — все это напоминает топтание на месте. Вместо этого учащихся необходимо обращать к собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Учу учащихся прогнозировать.
По теме «Взаимосвязь общества и природы» в 10м классе — ребята выполняют задания: предложите свой проект по сохранению экологического равновесия, нарисуйте постеры к видам деятельности, которые создают более устойчивые сообщества, также которые приводят к нарушению устойчивости сообщества, составьте слоганы на тему: «Наше Земля — наша ответственность». Хотелось бы в двух словах остановится на некоторых.
Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти. Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности — цель географического образования.
В географии главный метод исследования — картографический. К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: - задания на определение географического объекта по его координатам и обратная — нахождение географических координат объекта - задание, требующее владения приемом наложения карт - задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты. Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности. К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие: - определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы - работа с климатограммами - выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы - работа со статистической матрицей данных в 10 — 11 классе углубленного уровня изучения географии.
Задание 1. Ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «На Курской дуге были и такие случаи: направление стрельбы определяли по звёздам, по Луне, по направлению железнодорожных рельсов». А почему нельзя было использовать показания приборов, например компаса? Задание 2. Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй всё время на север.
Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Задание 3. Даже самые южные из Алеутских островов покрыты тундрой. Комсомольск-на-Амуре лежит в зоне тайги. А самый южный?
Математическая грамотность — тесно связана с географией. Ведь 5 и 6 класс это курс физической географии, который полностью построен на законах физики. Да и вся картография в целом, это математический анализ территории. В 5 и 6 классе мы закладываем детям фундаментальные знания по предмету. Но особенность и трудность заключается еще и в том, что курс географии идет с опережением математики например, изучение тем географические координаты, построение графиков и диаграмм, нахождение средней температуры и амплитуды. В 6 классе практически на каждом уроке формируется математическая грамотность. Именно в 6 классе мы решаем большинство географических задач.
В экономической географии математической грамотности не становится меньше. Но в задачи 9 класса я стараюсь включить национальный региональный компонент.
С помощью карты определите, для какого из показанных на карте городов был составлен этот прогноз. Санкт-Петербург Б. Москва В. Мурманск Г. Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде метапредметного образовательного результата, именуемого как «смысловое чтение». Работа с текстовыми материалами на уроках географии необходима.
Поскольку у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов, то есть развивается «компетентность чтения». При анализе прочитанного материала формируется «компетентностью понимания», так необходимые в учёбе и жизни. На уроках географии работа ведется как со сплошными без визуальных изображений , так и с несплошными текстами с визуальными изображениями. К сплошным текстам относятся: описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция. К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы. Принято диагностировать три уровня читательской грамотности: - Умение найти и извлечь информацию из текста. Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста.
Второе умение:интегрировать и интерпретировать прочитанное, предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их друг с другом и истолковывает.
Вы точно человек?
Ученики должны подобрать верные решения и выложить их к граням нужных шестиугольников. Неверные решения необходимо объединить вокруг пустого гекса и вписать в него самостоятельную формулировку. В процессе реализации метода шестиугольного обучения: Учащиеся учатся анализировать учебный материал; Получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса. Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать: Организация работы в группах, парах, индивидуально; Развитие личностных компонентов познавательной деятельности учащихся ОВЗ ЗПР активность, самостоятельность, произвольность , формирование самостоятельности, гибкости мышления; Интерактивность , наглядность; Реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению; Активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке.
Заключение: Развитее функциональной грамотности как педагогов, так и школьников необходимо. Цитирую Жака Делора «Научиться познавать. Научиться жить вместе Научиться делать. Научиться жить».
Педагогам , необходимо применять современные методы и формы профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся. Например: Для того чтобы собрать урожай яблок, необходимо заложить яблоневый сад. Много работать, чтобы вырастить дерево и собрать первый урожай. Так вот, пусть дерево — это функциональная грамотная личность.
Нужна вода для поливки деревьев. Пусть вода — это педагогические технологии. Нужна лейка, или инструменты для передачи новых или старых, но усовершенствованных технологий - это учитель. Собранный урожай яблок через несколько лет - ключевые компетенции.
Инструментарий, «Лейка — учитель», для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться то есть заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности. Какие задания тебе интересно делать на уроке? А работать с учебником В самому придумывать задания или вопрос Г делать модели на компьютере Д составлять схемы, графики, таблицы 2.
Что для тебя важно при выполнении заданий? А задание должно быть интересным, связанным с жизнью Б в задании должны быть представлены критерии оценки В консультация учителя Г возможность выполнения совместно с одноклассником Д не потратить много времени на выполнение заданий 3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках, карточках? Да нет не знаю.
Интересно ли тебе выполнять задания в режиме онлайн?
Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы: - преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему - преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача — преобразование таблицы в набор диаграмм - решение различных географических задач 6 — 11 классы - работа со статистической матрицей данных — распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели 10 — 11 классы углубленного уровня обучения географии. Кроме этого, рекомендуется использоватьобщие приемы формирования функциональной грамотности: 1 географический диктант по терминам 5 — 11 классы. В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термина. В 10 — 11 классах наоборот — учитель называет термин, а учащиеся пишут его расшифровку. Это значительно усложняет задачу. После пройденной темы рекомендуется провести зачет, который состоит из двух частей: - теоретической — письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы на основании вытянутого билета - тестовой части.
Обучение проходит в рамках внеурочной деятельности — «Клуб путешественников». Малыши на занятиях знакомятся с картой, учатся работать с небольшими текстами, сопоставлять изображение объекта с его описанием, видеть зависимость процессов, происходящих в обществе, от природных процессов. Программа данного курса рассчитана на 4 года — с 1 по 4 класс. Данная работа, на мой взгляд, значительно облегчит изучение предмета «география» в средней и старшей школе. По результатам данного эксперимента планируется со следующего года вести данную программу внеурочной деятельности с 1 класса. Применение данного комплекса приемов повышения функциональной грамотности на уроках географии в МБОУ Димитровской средней школе в последние 2 года уже дает, пусть пока небольшие, но положительные результаты. Особенно это заметно в 5 — 7 классах.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной школе должно решаться на каждом уроке, по каждому учебному предмету, в том числе и по географии. Проводимые исследования авторов Ю. Барышевой, Н. Болотниковой, Р.
Гакаева, Л. Гавриленко, Т. Марковой, А.
При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти. Работа с географической картой.
В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности — цель географического образования. В географии главный метод исследования — картографический. К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: — задания на определение географического объекта по его координатам и обратная — нахождение географических координат объекта — задание, требующее владения приемом наложения карт — задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Развитие функциональной грамотности на уроках географии
Формирование функциональной грамотности на уроках мысль,когда ни с кем не делится она?Что гордый ум,когда он сам в себе замкнётся?Что рукопись,когда она не прочтена?Душа,когда она к другой душе не рвётся? Формирование функциональной грамотности в процессе изучения конкретных школьных дисциплин – задача сравнительно новая и вызывающая множество вопросов у учителей. М.Д. Борисова, учитель географии ГБОУ НАО «СШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов», представила свой опыт по формированию у обучающихся глобальных компетенций, рассказала об особенностях формирования этого направления функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности на уроках. географии. — Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии. В географическом образовании читательская функциональная грамотность может быть соотнесена с такими предметными результатами, как.