Источник: Фото Александра Макарова\РИА Новости. Клоуны Михаил Шуйдин и Юрий Никулин и в гримерной цирка на Цветном бульваре.
Фронтовые будни мастеров смеха
Напомним, знаменитые артисты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин вначале работали помощниками известного клоуна Карандаша. Популярность клоунского дуэта Никулин-Шуйдин была настолько велика, что зрители часто приходили в цирк только для того, чтобы посмотреть на их выступление. Исполняет группа партерных акробатов под руководством Семена Арнаутова с участием клоунов Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Осенью 1950 года Никулин и Шуйдин после очередного скандала от учителя ушли.
Шуйдин Михаил Иванович: биография
О взаимоотношениях Юрия Никулина и Михаила Шуйдина можно, наверное, роман написать. К концу 1950‑х годов Никулин и Шуйдин чувствовали себя уже настолько уверенно в клоунаде, что решили поэкспериментировать с лирико-романтическими репризами. В их дуэте генератором идей цирковых номеров был Шуйдин, т.е. он создавал оправу для бриллианта — Никулина. Анатолий Тарасов с супругой в гримерной Никулина и Шуйдина Фото: из архива Андрея Шуйдина. На радость светским любителям цирка, дуэт Михаила Шуйдина и Юрия Никулина просуществовал более 30 лет. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин на манеже Московского цирка на Цветном бульваре, 1964 г. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов.
Клоун, 13 раз горевший в танке
Get to know everything Vimeo can do for your business. Watch now. В паре с Никулиным, уже работавшим у Карандаша, Шуйдин дебютировал в мае 1949 года на манеже харьковского цирка. Только администатор цирка и Никулин с Шуйдиным жили в отдельных номерах в гостинице Няринга.
Последние гастроли Юрия Никулина
В обычной жизни, однако, по признанию самого Юрия Никулина, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин особых отношений не поддерживали — сказывалась большая разница в характерах и образе жизни. Источник: Фото Александра Макарова\РИА Новости. Клоуны Михаил Шуйдин и Юрий Никулин и в гримерной цирка на Цветном бульваре. В 1964 году Шуйдин и Никулин снова выступали на Фонтанке. 1962 год /Фотохроника ТАСС На арене цирка клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, 1958 год Фото Льва Великжанина/РИА Новости Клоун Юрий Никулин на арене цирка. Под такими псевдонимами стали выступать дуэтом Михаил Шуйдин и Юрий Никулин.
Клоун Михаил Шуйдин: как герой Курской битвы стал тенью Юрия Никулина
В перерыве между выступлениями Актеры Московского государственного цирка Юрий Никулин и Михаил Шуйдин играют в нарды в перерыве между выступлениями. Юрий Владимирович Никулин был человек и артист удивительно разнообразных талантов. Юрий Никулин со своим многолетним партнером Михаилом Шуйдиным (они вместе начали работать клоунами–помощниками у Карандаша в 1950 году, а потом создали самостоятельный дуэт, который. Когда перед Курским цирком открывали памятник Никулину и Шуйдину, я так и сказал: они всегда были солдатами. Михаил Иванович Шуйдин появился на свет в одной из деревень Тульской области в 1922 году. В 1964 году Шуйдин и Никулин снова выступали на Фонтанке.
Юрий Никулин: жизнь и любовь глазами клоуна. Часть III
Тому в ту пору было 74 года. Номера, которые в свое время клоун исполнял изумительно, теперь он был не в состоянии исполнить. При виде этого Никулин сказал жене: «Все, стукнет 60 лет, я сам уйду». И вот настал наконец 1981 год, когда Юрию Никулину должно было исполниться 60. Анекдоты от Никулина К художнику зимой пришла на сеанс посиневшая от холода натурщица. Он предлагает ей кофе, чтобы согреться. Пьют кофе. Художник смотрит в окно, вздрагивает и обращается к ней: — Идет жена. Быстрее раздевайтесь, а то она бог знает что подумает!
Правда, старенького цирка-шапито уже не было. В 1971 году его сменил постоянный цирк с залом почти на две тысячи мест. Почти месяц продолжались эти последние гастроли Никулина, и за все это время ни одного свободного места в зале не было. И вот настало 21 декабря. В этот день в Калинин приехали коллеги Никулина из столицы, других городов. Зал заполнила публика по пригласительным билетам, которые и сегодня многие жители нашего города хранят как реликвию. Впрочем, зрителей в зале было куда больше, чем пригласительных билетов. По каждому из них проводили по нескольку человек, благо билеты на входе не отбирали.
Юрия Никулина поздравляли рабочие и служащие калининских заводов и фабрик, высокие чиновники и друзья-артисты. Олег Попов и Юрий Куклачев преподнесли виновнику торжества огромный торт, украшенный шестью десятками свечей.
Исследователи видят причину в том, что танковую бригаду передали в ведение Скорнякова лишь в июле 1944-го до этого она относилась к 3-му Белорусскому фронту , и генерал-лейтенант не знал о подвигах Михаила Шуйдина при освобождении Белоруссии.
И так бывает... А если учесть, что провокатором, зачинщиком действия был клоун Миша, то его роль была даже важнее. Плюс он мог выполнять акробатические трюки и отвечал за реквизит.
Пригодились слесарные навыки Шуйдина. Если раньше в цирке клоуны своими выступлениями заполняли исключительно паузы, когда нужно было менять декорации, то с 1958 года к дуэту пришла настоящая популярность. В это же время Юрий Никулин снялся в небольшом эпизоде фильма "Девушка с гитарой" и стал узнаваем зрителями.
А уж после "Бриллиантовой руки" 1968 билеты на представления стали разлетаться, как горячие пирожки. И хотя Юрий Владимирович старался проявлять деликатность, хлопотал за друга с присвоениями званий, решением жилищных проблем и т. Для него цирк был всем.
Когда в 60 лет 1981 Никулин повесил клоунские ботинки на гвоздь и перестал выступать, Михаил Иванович продолжал выходить на арену уже один. Тяжело больной, он отказался от операции и до последнего ездил на гастроли. Ему было всего 60 лет.
Никулин еще долгое время оставался художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, рядом с которым после его ухода из жизни установили 3,5 тонный бронзовый памятник. Но что-то мне подсказывает, что артисту очень одиноко у входа в здание. В Курске в 2011-м открыли другой памятник - маленький фрагмент из представления "Лошадки", где легендарный дуэт по-прежнему вместе.
Знаете, что любопытно. Многие клоуны пытаются повторять знаменитые репризы Никулина и Шуйдина. Но никто не в состоянии вызвать такую же реакцию зала, как это делал легендарный дуэт.
В результате я дозвонился до мамы, объяснил ситуацию, она из дома начала названивать в ЦСКА. В это время армейские «купцы» вовсю формировали команды новобранцев, забирая кого куда. Мы думаем, сейчас нас загребут в армию, куда потом денешься с «подводной лодки»? Дошло дело до наших фамилий, вызывают. Что делать? Мы с Генкой спрятались в здании призывного пункта под лестницей. Мама дозвонилась до Рагулина, который уехал на дачу, и совершенно позабыл о нас, вспомнив только в два часа ночи.
На следующий день нас снова вызывают, а мы опасаемся выходить. А в это время, оказывается, армейцы уже все вопросы решили, и нас уже должны были командировать в хоккейную команду. В итоге приехали в ЦСКА, а там майор какой-то нас встречает словами: «Наконец-то явились, «дезертиры! Это я во второй лиге играл, а до того был еще сезон в третьей лиге, как в советские времена говорили — в чемпионате коллективов физкультуры. Так вот, после армии я достаточно быстро женился, у меня родился сын, а тут подоспело приглашение на Дальний Восток, в команду «Горняк» из Дальнегорска. Условия были шикарные, особенно для такого молодого, как я, хоккеиста. Подъемные — пять тысяч рублей, и большая, по тем временам, зарплата.
Я сезон там провел очень хороший, мы заняли первое место, вышли во вторую лигу. Жена со мной поехала, а сын оставался на попечении мамы. Что касается Рязани, то играл я там очень плохо. Совсем не заладилось… — Это и привело к тому, что вы завершили спортивную карьеру? Отец Михаил Андреевич Шуйдин - цирковой партнер Юрия Владимировича, обратился ко мне с вопросом: «Кому я оставлю манеж? С ним уже работал мой старший брат Вячеслав, но отец и мне сказал: «Заканчивай с хоккеем, тебя ждет цирк». Потом и отцу исполнилось 60 лет, его проводили на пенсию, вскоре он ушел из жизни, и я стал работать цирковые номера с братом Славой.
Но, увы, недолго. Брат выходил в номере с наездниками, и сломал ногу, когда спрыгнул с лошади. Травма была серьезная, что также вынудило его уйти на пенсию. У нас же в цирке рано уходят, особенно, если артисты связаны с исполнением акробатических номеров. Мы начали работать с другим партнером. И тут случился эпизод, когда хоккей мне помог. В СССР приехал импрессарио из Франции мадам Жанин, которая посмотрела наши номера, и уточнила, что еще интересней было бы делать их на льду.
А для меня это вообще не представляло никакого труда. Только подучил напарника, чтобы он уверенней держался на льду, и вперед, в цирк на льду. И мы со своей программой очутились на гастролях во Франции. Это был конец 80-х — начало 90-х годов. А уже через два года я сделал свою программу «Цирк на льду», у нас был свой коллектив. Мы много гастролировали, даже в тот же самый Монреаль полетели, где я в 1974 году играл в хоккей, а мы во дворце спорта «Форум» гастролировали уже с цирком на льду. Тот же номер «Брёвнышко» показывали, помню, на генеральную репетицию, так называемый «сбор программы» приехал посмотреть сам Никулин.
Тогда Юрий Владимирович сказал, что ему наше «Брёвнышко на льду» нравится больше, чем то, что они сами делали на манеже. И Анатолий Папанов, и многие-многие другие. Почему, на ваш взгляд, они, как и многие артисты-фронтовики делали свой выбор в пользу юмористических жанров? В Австралии у него спрашивали: «Вы такой известный артист цирка. Где вы живете в Москве? Меня все время спрашивают рассказывал ли он мне про войну? А свой выбор профессии он объяснял тем, что количество того горя, которое он в жизни увидел, и натолкнуло его на то, чтобы дарить людям радость.
Шуйдин… Никулин много читал, смотрел фильмы, дружил с писателями, актёрами, художниками, музыкантами, собрал большую библиотеку. Шуйдин… Никулин мог выпить. И становился сразу добрее, мягче.
Но он никогда не пил столько, чтобы почувствовать дискомфорт: когда трудно встать, когда еле ноги передвигаешь. За двадцать семь лет я видел Юрия Владимировича только два раза в сильно, как говорится, поддатом состоянии. Он действительно много выпил.
Но… Но он помнил всё до мелочей, он не отключался. Шуйдин иногда не знал меры. Выпивал и страдал.
Становился злым, желчным, крикливым, обидчивым. Они были слишком разными. И тем не менее проработали вместе более тридцати лет.
И удивительный характер Юрия Владимировича. И прагматичность Юрия Владимировича. Они могли бы расстаться.
И такие ситуации возникали. Я же опора Миши, я же чувствую его. Мне же на манеже с ним легко.
Мы же начинали вместе. Я не могу его бросить… А когда они выходили на манеж, всем казалось, что это самые близкие, самые родные люди, что они друзья, что они пара — не разлей вода, что они невероятно любят друг друга.
Михаил Шуйдин
В эфире представлен широчайший спектр программ, посвященных различным направлениям культурной жизни — музыке, живописи, театру, литературе, кино и другим. Канал производит большое количество собственных программ и циклов, над которыми работают лучшие специалисты в тех или иных областях культуры. На канале отсутствует коммерческая телевизионная реклама.
Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль.
Подруга моя пойти не смогла. Я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку. Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь.
Она его так избила, что его увезли на «скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать… А через полгода мы поженились». Было это в 1949 году. Фойе было превращено в выставку портретов юбиляра — кадров из фильмов с его участием. Звучали песни в исполнении Юрия Никулина, в том числе «Постой, паровоз, не стучите, колеса…».
Леонова, который посещал все цирковые премьеры вместе с супругой Надеждой Ивановной, которую за глаза калининская номенклатура называла «мамой родной» с ударением на первом слоге. Программа состояла из двух частей. На арену, возможно, впервые за все существование цирка, были водружены стол для президиума и трибуна. Звучали здравицы в честь юбиляра. Выступали П.
Леонов и приглашенные столичные знаменитости. Публика, пришедшая на представление, а не на выслушивание речей, была ошеломлена. Виновник торжества готовился к выступлению за кулисами. Цирковая часть программы сгладила впечатление от заседательской. Каждое появление клоунов встречали овацией.
На манеже возникали непредвиденные паузы, Никулин с Шуйдиным должны были импровизировать.
Но вместо этой награды получил орден Суворова 2-й степени. И лишь 21 июня 1991 года, через 47 лет, справедливость все же восторжествовала. Ему суждено было стать не только последним дважды Героем в истории великой страны, но и крайним в списке кавалеров Золотой Звезды, получивших эту награду за подвиги, совершенные при освобождении советской Белоруссии. В России участников Великой Отечественной войны, имевших право, но не получивших в свое время по каким-то причинам это высокое звание, стали удостаивать звания "Герой России".
Питаемый надеждой решил попробовать восстановить историческую справедливость в отношении Михаила Шуйдина, получившего вместо Золотой Звезды Героя орден Красного Знамени, и я. Узнав в Управлении по государственным наградам администрации Президента России, что вопросы присвоения звания Героя России за подвиги, совершенные в годы войны, рассматриваются только по ходатайствам трудовых и воинских коллективов, Советов ветеранов, написал в 2009 году письма с приложением заверенного Центральным архивом МО РФ представления Шуйдина к званию Героя Советского Союза и копии своего очерка о нем в "СБ" в адрес коллектива Московского цирка на Цветном бульваре и ОАО "Подольск-цемент" в доме от этого завода Шуйдин жил многие годы, здесь работала его мама, перед рабочими цемзавода состоялись его первые выступления. Но, увы, минуло с тех пор уже десять лет - и ни ответа тебе, ни привета... Все эти годы мне не давал покоя не только вопрос, почему Шуйдин не стал Героем Советского Союза, но и многолетнее, до самой смерти в августе 1983 года, загадочное молчание артиста об этом. О заслуженной, но неполученной Золотой Звезде не знали ни близкие родственники, ни партнер по сцене участник войны, артиллерист-зенитчик, кавалер медали "За отвагу" старший сержант Юрий Никулин.
Исследуя архивные документы, связанные с Михаилом Шуйдиным, мне удалось сделать несколько совершенно неожиданных, сенсационных открытий! В бою за город Сморгонь танковый взвод Михаила Шуйдина в составе двух американских танков М4А2 "Шерман", нарушив все законы ведения боя при форсировании водных преград, совершил подвиг, который вошел в анналы истории Великой Отечественной как нигде и никем не повторенный. Не случайно об этом бое написали все центральные газеты страны: "Правда", "Известия", "Комсомольская правда"... Летом 1944-го имя Михаила Шуйдина впервые прозвучало на всю страну! Но награды за этот подвиг он не получил.
Все члены экипажей, которыми Михаил командовал в том легендарном бою, были награждены орденами, кроме него самого. Танк М4А2 «Шерман» с десантом автоматчиков. В Подольском архиве сохранился доклад с подробным описанием этого уникального в истории войны рейда танкистов. Как правило, что и оговаривается в боевых уставах и наставлениях, водную преграду при поддержке артиллерии и минометов первой форсирует пехота, захватывает плацдарм, укрепляется на нем и лишь только потом на него начинается переброска танков. Под Сморгонью это золотое правило тактики общевойскового боя было опровергнуто.
Танковый взвод Шуйдина без поддержки пехоты и артиллерии форсировал реку Вилия, захватил плацдарм на ее западном берегу и удерживал его в течение полутора суток в ожидании подхода главных сил. Выполнение боевого приказа оказалось под угрозой срыва в связи с отсутствием дизельного топлива. Танки остановились. Спасать аслановцев поручили летчикам-асам 3-го транспортного авиаполка гв. Не теряя в ожидании самолетов времени, генерал Асланов принимает дерзкое и рискованное решение: слить остатки солярки из танков бригады и заправить два "Шермана" из взвода Шуйдина, которому он всегда поручал самые ответственные задания.
Михаилу предстояло уйти в отрыв, в глубокий рейд по тылам противника, выйти к Сморгони, найти брод через Вилию, по возможности форсировать реку и укрепиться на захваченном плацдарме. По возможности... Комбриг Асланов крайний слева показывает генерал-лейтенанту Обухову место, где Шуйдин форсировал Вилию. Задача была архисложная, поэтому, не поставив в известность вышестоящее командование, Асланов решил участвовать в операции лично. Первым рванул в неизведанное "Шерман" гв.
Из пехоты на броню в качестве десанта взяли всего шесть автоматчиков, надеясь пополнить его партизанами, которые должны были ждать танкистов у Сморгони. Двигаться пришлось лесными дорогами, так как по большаку параллельно с ними отступали немцы. Нешумные резино-металлические гусеницы и негромкий гул дизелей "Шерманов" на малых оборотах позволили нашим смельчакам не обнаружить себя. Верное направление на незнакомой местности помогали выдерживать гирокомпасы, которые предусмотрительные американцы не забыли установить на свои танки. Обещанных от партизан проводников они так и не дождались, поэтому можно представить, что пришлось испытать идущему впереди Михаилу Шуйдину, ежесекундно ожидавшему кинжального обстрела, засады, нападения.
Подозрительными, смертельно опасными казались каждый куст, пень, овраг... Нервы на пределе и помощи ждать неоткуда - со всех сторон враг! С партизанами, а их оказалось всего двое, встретились перед самой рекой. Мост через Вилию был разрушен. Проводники показали Шуйдину брод, который находился северо-западнее деревни Перевозы.
Но напрямую форсировать Вилию там было невозможно. Двигаться надо было по ломаному маршруту и, обходя ямы и глубокие места, строго держать направление на установленные партизанами вешки. Подобные маневры-развороты тяжелых танков в воде, на песчаном грунте, были чреваты самыми тяжелыми последствиями. И делать это надо было фактически на виду у врага, надеясь на то, что он их не увидит и не откроет огонь. Но иного пути не было.
Ситуацию усугубляло то, что совсем рядом, у Светлян, находился немецкий аэродром и летчики взлетающих и садящихся самолетов могли заметить переправляющиеся танки и легко уничтожить их. Ждать темноты? Но как тогда безошибочно, на ощупь исполнить на реке этот невероятный зигзаг удачи? Первым, глухо урча дизелями, пошел в воду "Шерман" Шуйдина. У него на броне сидел, тревожно поглядывая то в небо, то на противоположный берег, сам генерал Асланов.
Опытный механик-водитель, кавалер медали "За отвагу", гв. Следом речной слалом удачно проделал и экипаж Данилова. Не теряя времени, танкисты выбрали выгодные позиции на опушке рощи недалеко от деревни Перевесье и тщательно замаскировали свои боевые машины. Плацдарм на западном берегу Вилии был захвачен! Без саперов, без пехоты и без единого выстрела!
Лично убедившись, что брод найден, плацдарм в надежных руках танкистов Шуйдина, генерал Асланов, надо отдать должное его мужеству, в одиночку на своем "Виллисе" вернулся по лесным тропам к основным силам своей бригады - за подмогой! Михаил Шуйдин в ожидании неизбежной атаки со стороны гитлеровцев, из-за отсутствия пехоты оставил в каждом танке по два члена экипажа - у пушек и пулеметов, а остальных - в окопы. На флангах разместил по три автоматчика из десанта, а перед "Шерманами" - своих танкистов. Сзади - никого, там река и отступать некуда... Михаил Шуйдин со своим братом Сергеем.
Ночь со 2 на 3 июля была тревожной. Томительное ожидание боя не позволило сомкнуть глаз ни на минуту. А вскоре, поднимая клубы пыли от Сморгони, ринулись в атаку пять танков и две самоходные артиллерийские установки, поддерживаемые ротой пехоты. Подпустив врага на предельно короткую дистанцию, экипажи Шуйдина и Данилова обрушили на него шквал огня. Две 75-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемета и два 12,7-мм зенитных пулемета заставили гитлеровцев сначала остановиться, а затем, оставив на поле боя горящие танк и самоходку, отступить.
Неудивительно, что он запоминается артистам на всю жизнь. Именно с ним они и приехали на свои первые самостоятельные гастроли в Калинин летом 1951-го года. Номер незамысловат. Французский подросток расклеивает прокламации, строит козни полицейским, которые его стараются поймать.
На вокзале в Калинине московских артистов встретил экспедитор цирка и повез в цирк на трамвае. Летний Калининский цирк оказался деревянным обшарпанным зданием с пристройками и большим двором. Находилось оно в Горсаду рядом с Волгой, там, где проходил ров, оставшийся еще от древнего Тверского кремля. Оставив чемоданы во дворе цирка у проходной, артисты, все втроем, отправились вместе с экспедитором выбирать квартиру.
В те времена при цирках не было ни гостиниц, ни общежитий, и артисты, гастролируя, жили на частных квартирах, а иногда даже прямо в цирке, в гримерной. Обычно Никулин и Шуйдин, заселяясь в квартиру на гастролях, придерживались лишь одного условия: только бы недалеко от цирка. Никулин досконально осматривал предлагаемые комнаты и комнатушки: на этот раз ему предстояло жить в Калинине с женой. Город ему понравился.
Тенистый парк, сразу за цирком небольшой пляж, лодочная станция. Долго Никулин ходил с женой, выбирал, где им поселиться. Остановились в доме номер 15 на Советской улице, на пересечении с Кооперативным переулком, нынешним Тверским проспектом.
Почему Михаил Шуйдин не получил звание Героя Советского Союза
Единственное исключение — когда его партнер мог сказать что-то резкое про жену Никулина Татьяну. Вот тогда Юрий Владимирович реагировал весьма жестко. Партнеры разругивались вдрызг, но проходило дня два-три и они снова мирились, поскольку выходить на манеж врагами было невозможно. Даже когда партнеры выпивали, они были разными. Никулин становился добрее, сентиментальнее, а Шуйдин — злее, крикливее. Однако, несмотря на все эти противоречия, их тандем продолжал существовать, причем во многом благодаря Никулину. Он как-то признавался: «Зачем нам расставаться? Я же опора Миши, я же чувствую его. Мне же на манеже с ним легко.
Мы же начинали вместе. Я не могу его бросить…».
Тут Юрий Владимирович взрывался.
Но через день-два все шло по-прежнему». У Шуйдина были золотые руки. Трюки в номерах дуэта придумывал он и сам же изготавливал реквизит.
Часто на гастроли клоуны выезжали с семьями. А жены Татьяна и Зинаида участвовали в их репризах. Шуйдины вырастили двоих сыновей Вячеслава и Андрея, тоже ставших артистами цирка.
А единственный наследник Никулина Максим, выучившись на журналиста и поработав по специальности, бросил профессию, чтобы помогать отцу. Шуйдин умер от рака легкого в 1983-м.
Двигаться пришлось лесными дорогами, так как по большаку параллельно с ними отступали немцы. Нешумные резино-металлические гусеницы и негромкий гул дизелей "Шерманов" на малых оборотах позволили нашим смельчакам не обнаружить себя. Верное направление на незнакомой местности помогали выдерживать гирокомпасы, которые предусмотрительные американцы не забыли установить на свои танки. Обещанных от партизан проводников они так и не дождались, поэтому можно представить, что пришлось испытать идущему впереди Михаилу Шуйдину, ежесекундно ожидавшему кинжального обстрела, засады, нападения. Подозрительными, смертельно опасными казались каждый куст, пень, овраг... Нервы на пределе и помощи ждать неоткуда - со всех сторон враг! С партизанами, а их оказалось всего двое, встретились перед самой рекой.
Мост через Вилию был разрушен. Проводники показали Шуйдину брод, который находился северо-западнее деревни Перевозы. Но напрямую форсировать Вилию там было невозможно. Двигаться надо было по ломаному маршруту и, обходя ямы и глубокие места, строго держать направление на установленные партизанами вешки. Подобные маневры-развороты тяжелых танков в воде, на песчаном грунте, были чреваты самыми тяжелыми последствиями. И делать это надо было фактически на виду у врага, надеясь на то, что он их не увидит и не откроет огонь. Но иного пути не было. Ситуацию усугубляло то, что совсем рядом, у Светлян, находился немецкий аэродром и летчики взлетающих и садящихся самолетов могли заметить переправляющиеся танки и легко уничтожить их. Ждать темноты?
Но как тогда безошибочно, на ощупь исполнить на реке этот невероятный зигзаг удачи? Первым, глухо урча дизелями, пошел в воду "Шерман" Шуйдина. У него на броне сидел, тревожно поглядывая то в небо, то на противоположный берег, сам генерал Асланов. Опытный механик-водитель, кавалер медали "За отвагу", гв. Следом речной слалом удачно проделал и экипаж Данилова. Не теряя времени, танкисты выбрали выгодные позиции на опушке рощи недалеко от деревни Перевесье и тщательно замаскировали свои боевые машины. Плацдарм на западном берегу Вилии был захвачен! Без саперов, без пехоты и без единого выстрела! Лично убедившись, что брод найден, плацдарм в надежных руках танкистов Шуйдина, генерал Асланов, надо отдать должное его мужеству, в одиночку на своем "Виллисе" вернулся по лесным тропам к основным силам своей бригады - за подмогой!
Михаил Шуйдин в ожидании неизбежной атаки со стороны гитлеровцев, из-за отсутствия пехоты оставил в каждом танке по два члена экипажа - у пушек и пулеметов, а остальных - в окопы. На флангах разместил по три автоматчика из десанта, а перед "Шерманами" - своих танкистов. Сзади - никого, там река и отступать некуда... Михаил Шуйдин со своим братом Сергеем. Ночь со 2 на 3 июля была тревожной. Томительное ожидание боя не позволило сомкнуть глаз ни на минуту. А вскоре, поднимая клубы пыли от Сморгони, ринулись в атаку пять танков и две самоходные артиллерийские установки, поддерживаемые ротой пехоты. Подпустив врага на предельно короткую дистанцию, экипажи Шуйдина и Данилова обрушили на него шквал огня. Две 75-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемета и два 12,7-мм зенитных пулемета заставили гитлеровцев сначала остановиться, а затем, оставив на поле боя горящие танк и самоходку, отступить.
В это время к берегу подошли четыре танка Мк. На плацдарм к Шуйдину переправились два взвода автоматчиков и взвод противотанковых ружей. На вторую попытку сбросить наших танкистов в Вилию немцы решились ближе к вечеру. Но и здесь помешал Шуйдин. То ли от нервного перенапряжения, то ли, наоборот, от избытка победных чувств Михаил включил свою мощную американскую радиостанцию и, выйдя в эфир, начал рассказывать произведения Зощенко, Чехова у него в танке была целая библиотека , чем вызвал неимоверный хохот среди членов экипажей танков как на этом, так и на том берегу. До слез смеялся и сам генерал Асланов. Немцы, услышав этот необыкновенный концерт, как потом показал пленный, заподозрили неладное и сначала остановились, а затем вернулись на исходные позиции. Всю ночь шла переправа наших войск через Вилию. Повторить маршрут Шуйдина сумели только более легкие "Валентайны", для вязнувших в песке "Шерманов" пришлось положить на дно реки бетонные столбы.
В 9 часов 30 минут 4 июля танкисты пошли на штурм Сморгони. В числе первых в город ворвались "Шерманы" Шуйдина и Данилова. Основной удар упорно сопротивляющегося врага приняли на себя танкисты 3-го батальона на "Валентайнах", потерявшие в бою за Сморгонь пять танков. Что интересно, английским "Валентайнам" довелось здесь встретиться в бою с советскими танками Т-34 и Т-26, имевшими немецкие экипажи: Т-34 был подбит, а Т-26 захвачен как трофей. Отличились в бою за Сморгонь и танкисты 43-го гв. Бой за Сморгонь проходил на глазах у командира 3-го гв. Сталинградского мехкорпуса генерал-лейтенанта Виктора Обухова, который находился на берегу Вилии в штабе генерала Асланова. Именно в этот день, 4 июля, Обухову присвоили звание Героя Советского Союза. Освобождение райцентра, важного транспортного узла, где пересекались 8 дорог, среди которых одна железная, было важным стратегическим успехом.
Генерал Обухов приказал представить отличившихся к наградам. Мысленно сверлил дырочку под орден на своей гимнастерке и Миша Шуйдин. Но не тут-то было. Командир 2-го танкового батальона гв. Трудно сказать. Скорее всего, причина в том что, увы, не сложились у него с Шуйдиным отношения. Война не отменила зависть, подозрительность, недоброжелательность, да и простое самодурство. Наверняка не нравились 36-летнему комбату и особая симпатия и уважение 34-летнего генерала Асланова к зеленому мальчишке Шуйдину, которому он ставил ответственные задачи, видимо, не особо советуясь с Литвиновым. Времени для оформления наградных документов было предостаточно, но...
Вечером 6 июля бригада покинула город и двинулась на Вильнюс. Рано утром 8 июля танкисты Асланова пошли на штурм города. И здесь вновь отличились действовавшие впереди, в разведке, экипажи Шуйдина и Данилова.
Я срываю огнетушитель, и мы начинаем танцевать. Для нас это была страшная импровизация. А в зале, набитом до отказа — от смеха со стульев сползают. Мы танцуем, я поливаю из огнетушителя то стену, то Мишу, то инспектора.
Зрители так и не заподозрили опасности, настолько сильна уверенность, что у клоунов моет случиться все, даже пожар настоящий. А ведь стоило произнести слово пожар и страшно представить, что бы произошло. Это была импровизация не от хорошей жизни, тем более, что назавтра наши костюмы распались от кислоты: поливал-то я щедро. Известно также, что кроме таланта клоуна у Шуйдина были золотые руки. Для многих номеров реквизит изготовлял именно он. Это признавал и сам Никулин. Миша вырос в глазах Карандаша после случая со шкатулкой.
Готовя реквизит к представлению, один из ассистентов знаменитого Эмиля Теодоровича Кио уронил за кулисами трюковую шкатулку. Она разбилась на мелкие кусочки. Гибель хитро сделанной шкатулки — в ней таинственно исчезал деревянный кубик — повергла Кио в отчаяние, ибо фокус, который он показывал с ней, был как бы вступлением к трюку с большой шкатулкой из большой шкатулки неожиданно для зрителей появлялись люди. Опытный столяр цирка Иван Щепкин, осмотрев внимательно остатки шкатулки, глубокомысленно сказал: «Здесь и краснодеревщик не поможет». Узнав об этом, Миша предложил свои услуги. Он подобрал обломки шкатулки и унес в столярку. Весь день он, пилил, строгал, клеил, красил, а за пять минут до начала представления принес шкатулку и вручил ее Кио.
Кио расцеловал Мишу, и вечером «шуйдинская» шкатулка, как ее потом окрестили, «работала» в аттракционе». Свободных мест в зале не было «У Карандаша им было довольно трудно, потому что у него тяжелый, деспотический характер, — считает Александр Калмыков. Там сложился дуэт сангвиника, немного заторможенного Юрика и хитрого, энергичного Миши Шуйдина. Они вместе создавали репризы, объехали с этим репертуаром весь мир. Успех везде был необыкновенный. У Михаила Ивановича очень мощный клоунский талант. Он был яркий буффонадный артист.
Прослужил до самой пенсии, участвовал в пантомимах, спектаклях, которые разыгрывались на манеже. Программка гастролей Никулина и Шуйдина в Туле. При этом Шуйдин был замкнутый в себе, серьезный человек. Клоуны часто бывают в жизни грустными. Он был типичный фронтовик, человек после войны. Весь в семье, в работе, в творчестве, в манеже. Сердитый бывал часто.
Принципиальный, когда молодые ребята приходили с ним работать. Он на них и кричал, и топал ногами. Хорошая семья, двое сыновей. Они были и хоккеистами, и в то же время интересными артистами. Долгое время потом был директором программы «Цирк на льду». Сам тоже выступал, он великолепно владел коньками». Александр Дмитриевич вспоминает, что заполучить на гастроли Никулина и Шуйдина было невероятно трудно.
И это были феноменальные гастроли. Его отец, а директором цирка тогда был легендарный Дмитрий Иосифович Калмыков, даже не брал телефон, потому что звонил весь город. Свободных мест не было в зале.
Почему Михаил Шуйдин не получил звание Героя Советского Союза
Большим и известным на всю страну. Не удивительно, что он принимал участие во всех школьных спектаклях и концертах. Не удивительно и то, что едва получив школьный аттестат, он ут же подал документы в Московское цирковое училище, и с успехом прошел экзамены. Только вот его учеба оказалась недолгой. Спустя некоторое время Шуйдин — уже лейтенант и командир танка Т-34. Будущий артист участвовал в десятках самых жестоких сражений. Он воевал под Сталинградом, был участником Курской битвы, защищал Ростов-на-Дону. Всех боев и не перечислишь. На счету его экипажа — множество пораженных вражеских танков, орудий, дзотов и живой силы противника. В 1943 году на груди Михаила Шудина засверкал орден Красной Звезды.
Дальше предстоял путь в западном направлении. Будущий комик вместе с другими бойцами освобождал города и села, двигаясь на Берлин. Более десятка раз он буквально заживо горел в своем танке. Неоднократно валялся в госпитале, но каждый раз вновь уходил на передовую, несмотря на тяжесть травм. От многочисленных ранений на его лице, руках и теле на всю жизнь останутся страшные шрамы.
Родственников это насмешило — какая война? Недавно с Германией был подписан пакт о ненападении. Война В мае 1941 года старослужащий Никулин проводил последние — как он тогда думал — армейские деньки на наблюдательном пункте неподалёку от станции Репино.
Демобилизация, возвращение домой — 22 июня стало ясно, что всё это придётся отложить на неопределённый срок. Большую часть военных лет Никулин сражался под Ленинградом. Сначала в том же полку, где начинал службу в армии, но в 1943-м, пережив контузию и пролечившись в госпитале, получил назначение в 72-й отдельный зенитный дивизион в Колпино. Там он стал командиром отделения разведки, а затем помощником командира взвода. Война в воспоминаниях Никулина сохранилась без прикрас. Помнил он и блокаду. Родственники, которые привечали его на Советском проспекте такое название носил Суворовский и не верили, что Германия нападёт, почти все её не пережили. Несколько раз солдат Никулин и сам был на волосок от гибели, но спасался.
Потом говорил — повезло, родился в рубашке. Но бывало и хорошее. Дважды, оказавшись с поручением в Ленинграде, Никулин находил время заглянуть в «Молодёжный» находился в «доме с четырьмя колоннами» на Садовой улице , чтобы посмотреть комедию «Джордж из Динки-джаза». Правда, оба раза не досмотрел — один раз из-за артобстрела, а в другой раз из-за бомбёжки. И всё-таки фильм произвёл впечатление: в мирное время, по примеру главного героя, Юрий Владимирович долго, но, к сожалению, безуспешно пытался выучиться игре на банджо. Где бы ни доводилось воевать Никулину — близ Выборга, под Пулково или в районе Пушкина, — он всегда развлекал однополчан песнями или анекдотами, которых знал множество. По заданию командования организовывал концерты самодеятельности, в которых был и главным актёром, и конферансье, и певцом, и — уже тогда — клоуном. Сам сочинял клоунады, сам делал костюмы, сам же и выступал в паре с товарищем, Ефимом Лейбовичем.
Победу Юрий Владимирович встретил в звании старшего сержанта и с медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В августе 2021 года в честь Никулина-воина переименовали часть сквера Пограничников в Сестрорецке — теперь это сквер Юрия Никулина. Цирк В 1949 году, когда Никулин работал в Цирке на Фонтанке, на представление пришёл тот самый Ефим Лейбович, с которым в войну они были клоунской парой во фронтовой самодеятельности. Посмотрев половину выступления, Лейбович заглянул за кулисы и честно сказал: не понравилось — в армии было живее и смешнее, а тут не то. Что ж, после войны у Юрия Владимировича и впрямь началась совсем другая жизнь. Выучившись цирковому мастерству, он приступил к работе на вторых ролях у тогдашней суперзвезды — клоуна Карандаша артист Михаил Румянцев , который вскоре вывез Никулина на гастроли в Ленинград. Чего только не приходилось делать — например, ездить в Ботанический сад и просить у сторожа бертолетову соль, которая нужна была Румянцеву, чтобы делать взрывающиеся хлопушки. Зато можно было наблюдать за работой мастеров — не только за Карандашом, но и за дуэтом Демаша и Мозеля, классической парой-буфф, которая тоже в то время работала в Ленинграде.
В 1956-м, уйдя от Карандаша вместе с партнёром Михаилом Шуйдиным, Юрий Владимирович снова оказался на Фонтанке — выступал в программе иллюзиониста Эмиля Кио. А в 1958 году Никулина и Шуйдина, уже самих по себе, пригласил отработать сезон в Ленинградском цирке его тогдашний художественный руководитель Георгий Венецианов. Им нужно было заполнять паузы в режиме «весь вечер на манеже». Раньше такого делать не приходилось, клоуны сомневались: получится ли? Венецианов настаивал, напоминал, что не боги горшки обжигают.
Румянцев и сам переживал из-за своих внешних данных — его рост был всего 142 см, он стеснялся выступать перед публикой и чувствовал себя очень скованно из-за неуверенности в себе. Зато он обладал одним качеством, которое позволило ему вскоре превратить все свои недостатки в достоинства и стать одним из самых популярных артистов цирка, — Михаил был невероятно трудоспособным и требовательным к себе. Он мог часами репетировать репризы наедине с собой, оттачивая мастерство и находя нужные интонации. Легендарный клоун Карандаш Фото: iz. Румянцев старался отходить от стереотипов и быстро отказался от традиционного образа Рыжего Васи, а затем и от образа Чарли Чаплина.
В 1934 г. А его партнером стал черный скотч-терьер по кличке Клякса. Так называли всех собак, выступавших впоследствии с Карандашом. В этом образе Румянцев так полюбился зрителям, что на представлениях с его участием всегда собирались аншлаги, причем не только в СССР, но и за рубежом — Карандаш стал первым советским клоуном, завоевавшим мировую популярность. Легендарный клоун Карандаш Фото: kino-teatr. В этот период он освоил жанр острой политической сатиры, высмеивающей фашистов: например, на трибуну выносили Кляксу, перед ней ставили микрофон, и она лаяла в течение нескольких минут. А после этого появлялся Карандаш и произносил: «Речь министра пропаганды Геббельса окончена! Среди его учеников и партнеров по манежу оказались Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Учителем он был невероятно строгим и взыскательным — предъявляя высокие требования в первую очередь к самому себе, он ожидал такого же отношения к профессии и от окружающих. Опоздания на репетиции были недопустимыми, отменять выступления даже по серьезным причинам было не в его правилах.
Однажды на гастролях в Сибири они выступали в помещении, в котором провалилась крыша, и снег падал прямо на манеж.
Танки теряли в каждом бою, и теряли помногу. Но Шуйдину повезло — и он, и его боевая машина остались целы. В конце августа 1943 года в одном из боёв защитник уничтожил несколько противотанковых орудий, пулемётных гнёзд, а также шестиствольный миномёт, два грузовика и около 20 солдат противника.
Это сражение принесло ему орден Красной Звезды. В следующих боях танковая бригада понесла серьёзные потери, а сам Шуйдин получил ранение. Весной 1944 года укомплектованная новенькой ленд-лизовской техникой — «шерманами» и «валлентайнами» — бригада отправилась в пекло операции «Багратион». Только что вышедший из госпиталя защитник был в числе танкистов, которые ударили по врагу на севере Минской области и форсировали Березину.
На его боевом счету — изрядная свалка горелой немецкой техники и целое кладбище вражеской пехоты. В представлении к званию Героя Советского Союза значится почти десяток танков и самоходок и не один десяток солдат. К сожалению, звезду Героя Шуйдину так и не дали. Командование заменило награду на орден Красного Знамени.