Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла.
Пётр Первый
Впоследствии ему суждено было стать первым царём династии, правившей Россией три века. Михаи́л Фёдорович — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта). Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия. Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия. Так Россия получила своего первого царя.
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
Михаил Романов – первый царь из династии Романовых. Впоследствии ему суждено было стать первым царём династии, правившей Россией три века. Но московским царём стал совсем другой человек. – Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы). Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет».
Первый русский царь: что спрашивает ЕГЭ
Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный. Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе). Первым коронованным царем в России был Иван Грозный. 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе.
Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
В итоге Петр стал царем в 1682 году в возрасте 10 лет. В результате Иван был провозглашён первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. Он — первый избранный царь в России. «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Кто из правителей стал первым в России царём. Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный.
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов. Опекуном царевича стал его единокровный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало".
Первый царь
Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше.
В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества.
Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры.
Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому.
Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги.
Идеология Царской власти по Иоанну Грозному Чтобы понять суть изменений, которые произошли для русской власти после этого венчания на Царство, послушаем знаменитого русского историка С. Соловьёва: Иоанн IV был первым царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение Царской власти, первый составил сам… её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически. Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Его переписка с идеологом аристократического начала князем Андреем Курбским — яркий документ, раскрывающий философию власти Грозного царя. Личные доблести боярства, на которые напирает князь Курбский, для Иоанна не главное, о чём должна заботиться и что должна поощрять его власть. Он прямо обвиняет князя в политической незрелости, в непонимании сути служения Царской власти. В ответных письмах царь Иоанн указывает Курбскому, что именно Верховная власть и государственные учреждения должны находиться в правильном порядке, тогда и доблести военные во время войн будут проявляться как следует. Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам. Грехам царя, которые не дают права или оправдания в неповиновении ему.
Иван IV царствовал до 1584 года. Интересно, что первый случай венчания на царство относится к 1498 году, когда великий князь Иван III провёл церемонию коронации своего внука Дмитрия. Несмотря на это, последний до 1502 года оставался великим князем Московским, а потом был отправлен в тюрьму, где и скончался в 1509 году.
Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения. Ивана короновали 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины. Великокняжеская корона в их духовных не фигурировала. Ею распоряжалась всесильная Орда. Когда Русь покончила с тяжким татарским игом, повелители могущественной державы продолжали украшать свою голову прадедовской «золотой шапкой», но теперь они именовали ее шапкой Мономаха. Она была расшита жемчугом и нарядно убрана золотыми бляшками, дрожавшими при любом движении великого князя. Как видно, шапка была скроена по татарскому образцу. Но после падения Орды восточный покрой вышел из моды. По поводу происхождения шапки Мономаха сложена была такая легенда. Когда Мономах совершил победоносный поход на Царьград, его дед император Константин на самом деле давно умерший отдал внуку порфиру со своей головы, чтобы купить у него мир. От Мономаха императорские регалии перешли к московским государям. Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем. Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином. Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских.
Как короновали русских царей?
Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства. Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле — «помазанника Божия» и пожелал принять титул, который до него на Руси не был официально признан. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия 16 лет Иван IV заявил митрополиту Макарию о своем желании исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года. Церемонию венчания на царство разработал митрополит Макарий — один из ближайших советников молодого государя. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. Обряд венчания на царство проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой красочный праздник. Слово "царь" происходило от латинского слова «caesar», так на Руси издревле называли правителей Римской империи.
Иван Васильевич в официальных документах стал теперь именоваться высоким титулом «Царь и Великий князь всея Руссии», что означало подтверждение самодержавной власти московских государей. Теперь русская земля — Русским царством, а Москва- столицей царства. Помазание князя миррой по религиозному понятию означало «избранный Богом». Таким образом значительно упрочивалось его положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский же титул ставил русского правителя в один ряд с королями. Преемство русским государем византийской короны было закреплено не сразу. Наконец, в 1561 году Ивану IV была прислана соборная грамота духовенства восточной православной церкви. В соборной «Утвердительной» грамоте от 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство».
Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, была подписана тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами, и утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосафом II Великолепным. Это означало, что Его Святейшество Иосаф II фактически признал преемственность власти русского царя от императоров православной Византии. Безусловно, данное событие явилось серьезным дипломатическим успехом Российского государства в международных делах и значительно подняло престиж верховной власти внутри страны. С этого дня русские правители — от Рюриковичей до Романовых — всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена Петром 1 в Петербург. Сразу после венчания Ивана на царство был объявлен смотр невест. По многим русским городам были разосланы грамоты такого содержания: «…у которых из вас дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили…». Отравили не только его мать, неоднократно травили смертельными ядами его самого, его жен и детей. В костях его сына Иоанна Иоанновича обнаружено пятикратное превышение ртути, причем по мнению медэкспертов произошло это поступление однократно и в очень высокой смертельной дозе.
Так что не убивал Иван Грозный своего сына, как утверждал недобросовестный масон-историк Карамзин. Его старший сын Иван был отравлен большой дозой яда. К сожалению, этот домысел Карамзина принял на веру великий художник Репин и написал картину "Иван Грозный убивает своего сына Ивана", которая отпечаталась в сознании русских людей. Отравлена была первая любимая жена царя Анастасия, не дожив даже до своего 30-летия, как и вторая жена черкешенка Мария, которая тоже среди полного здоровья вдруг слегла и скончалась "в муках и терзаниях". Ну, а судьбу третьей жены несчастного Ивана Грозного Марфы все мы знаем по опере Римского-Корсакова "Царская невеста". Незадолго до бракосочетания царица Марфа вдруг заболела и, по словам летописца, "стала сохнуть". Бракосочетание состоялось, но Марфа чувствовала себя все хуже и через 2 недели скончалась. А ведь была это со многими испытаниями выбранная, совершенно здоровая, крепкая девушка! Скорбь от всех этих горестей была так велика, что царь Иоанн даже помышлял оставить государево служение и постричься в иноки, а страну оставить на попечение своего сына.
Почему он изменил это решение, никто не знает. Возможно, предательство и измена в самых высших кругах власти, которые привели к скоропостижной смерти его матери Елены, к тяжелой болезни его самого, к смерти всех его трех жен и некоторых детей, не позволили еще полному сил 40-летнему государю оставить тяжелейший царский крест и переложить его на неопытного, болезненного сына. Окружающие его предательство и измена выковали сильный характер царя. Еще в молодости он, почувствовав окружающую обстановку, здраво оценил ее и написал церковный «Канон Ангелу Грозному», т. Архистратиге Михаилу. И в своей жизни и деятельности олицетворял этот образ в битве за святую Русь с ее внутренними и внешними врагами. Это еще одна причина его прозвания Грозный. Опричники стали его верной гвардией. Они выбирались из лучших людей царства, царь лично отбирал кандидатов и, зачастую, они были из простого люда.
Царь надеялся таким образом поставить боярское сословное своеволие и смуту под контроль. И простой народ любил за это царя.
Была проведена сословная реформа с введением в 1722 году Табели о рангах. Церковные преобразования заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат. Запрет на избрание патриарха в 1700 году и учреждение взамен него в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало становление абсолютизма, как формы правления государства — прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей. Русский тот, кто Россию любит и ей служит.
Пётр I Итогом реформаторской деятельности великого русского правителя было: [6] Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии. Введение нового принципа административно-территориального деления и изменение принципа основного налога. Создание регулярной армии и флота, а также инфраструктуры для обеспечения военных частей провизией, вооружением и помещениями для войск. Развитие различных видов и отраслей промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и других. Внедрение европейских традиций в культуру русского общества. Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук.
Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю. Смерть Пётр Алексеевич обладал достаточно крепким здоровьем, но на протяжении всей жизни страдал от сильных головных болей, а незадолго до смерти его начали изматывать приступы почечнокаменной болезни. Иоганн Таннауер, «Портрет Петра I на смертном одре» Летом 1724 года его болезнь усилилась, а в октябре, вопреки советам своего лейб-медика Лаврентия Блюментроста, Пётр отправился осматривать Ладожский канал, где переохладился, вытаскивая севший на мель бот с солдатами [8]. Силы начали оставлять больного императора. В начале шестого часа утром 28 января 8 февраля по новому стилю 1725 года Пётр Великий скончался в своём Зимнем дворце на набережной Невы у Зимней канавки. Похоронен был в Санкт-Петербурге в соборе Петропавловской крепости.
Немецкий художник И. Личность, характер Внешность и поведение Петра I вызывали у людей беспокойство и недоумение. Он был высоким и худощавым, с узкими плечами и маленькими руками, с небольшой головой относительно тела. Его лицо страдало сильными судорогами, особенно во время гнева и эмоционального возбуждения. Современники объясняли эти судороги детским потрясением, которое он пережил, или попыткой отравления царевной Софьей. Во время своих поездок за границу он проявлял грубость и неуклюжесть, что пугало утонченную аристократию.
Несмотря на это, его величественный взгляд и обаяние выражали его ум, смышлённость и величие. Герцог Сен-Симон, встретивший Петра в Париже в 1717 году, описал его как очень высокого, хорошо сложенного мужчину с круглым лицом, высоким лбом и красивыми бровями. Его лицо было красноватым и загорелым, с красивыми большими черными глазами, которые были оживленными и проницательными. Взгляд Петра был величественным и доброжелательным, пока он сдерживал себя, но в противном случае становился суровым и диким, с вызывающими страх судорогами на лице. Судороги случались редко и были мгновенными, и после них его взгляд становился странным, почти растерянным, но вскоре возвращался к нормальному [10]. Его практическая хитрость и сообразительность позволили ему провести множество реформ, которые изменили политическую, экономическую и культурную жизнь страны.
Однако, помимо своих достоинств, Петр I также имел свои недостатки. Его радостный нрав порой проявлялся в жестокости и прямолинейности, что могло приводить к непредсказуемым последствиям. В юности он участвовал в безумных пьяных оргиях и проявлял агрессию по отношению к близким и знакомым, что свидетельствует о его несовершенстве как личности. Во время боевых действий на территории Речи Посполитой, Петр I принял решение арестовать монахов, которые назвали Иосафата Кунцевича святым мучеником, и повесить монаха, который проповедовал против русских. Это решение вызвало многочисленные споры и критику со стороны религиозных деятелей и общественности. Семья Евдокия Первая жена — Евдокия Фёдоровна Лопухина при рождении Прасковья Илларионовна; 30 июля [ 9 августа ] 1669 — 27 августа [ 7 сентября ] 1731 , венчание с Петром I состоялось 27 января 6 февраля по новому стилю 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой.
В 1698 году Евдокия Лопухина была замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и сослана в Суздальский монастырь, где была пострижена под именем Елены. В 1718 году она была переведена из Суздаля сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем — в Ладожский Успенский монастырь. Спустя несколько месяцев после воцарением её внука Петра II , Евдокия Фёдоровна с почётом была перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре — в Лопухинских палатах, где и умерла. Дети: Алексей Петрович 18 28 февраля 1690 — 26 июня 7 июля 1718 и Александр Петрович 3 13 октября 1691 — 14 25 мая 1692. Екатерина Вторая жена — Екатерина I Марта Самуиловна Скавронская, в первом браке Крузе; после принятия православия Екатерина Алексееевна Михайлова; 5 [15] апреля 1684 — 6 [17] мая 1727 , была захвачена русскими войсками как военная добыча при взятии шведской крепости Мариенбург. Стала служанкой Александра Меншикова , Пётр забрал её у своего сподвижника, и она стала любовницей российского императора.
Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1 марта 1712 года, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 году Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. После смерти Петра I, она стала первой правящей российской императрицей — Екатериной I, но правила страной только два года. Похоронена в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе. Екатерина Алексеевна родила 11 детей часть из них были незаконнорожденными , большинство из которых умерло в детстве, кроме Анны 27 января [ 7 февраля ] 1708 — 4 [15] мая 1728 и Елизаветы 18 [29] декабря 1709 — 25 декабря 1761 [ 5 января 1762 ]. Награды Несмотря на то, что достижения русского царя были велики, он имел небольшое количество наград основные российские государственные награды были учреждены после смерти Петра I : 1698 год — орден Подвязки Англия, удостоен в ходе Великого посольства из дипломатических соображений, но Пётр от этой награды отказался ; 1703 год — орден Андрея Первозванного Россия, за взятие двух шведских кораблей в устье Невы ; 1712 год — орден Белого орла Речь Посполитая, в ответ на награждение короля Речи Посполитой Августа II орденом святого Андрея Первозванного ; 1713 год — орден Слона Дания, за успехи в Северной войне.
Петр Великий в художественных произведениях Петр I оказал большое влияние не только на историю России, но и на искусство. Его яркая личность, реформы и модернизация, а также основание новой столицы Санкт-Петербурга стали источником вдохновения для многих художников. Наиболее известные работы, посвященные Петру Великому, включают портреты, созданные такими известными художниками, как Иван Никитин, Иван Григорьев и Алексей Антропов. Кроме того, известны скульптуры и гравюры, которые изображали Петра I во время строительства Санкт-Петербурга. Эти произведения искусства отражают архитектурные памятники новой столицы, например, Петропавловскую крепость или Зимний дворец. Петр I также появляется на монетах и медалях, выпущенных во время его правления.
При помощи монетного дела Петр I стремился укрепить свою власть и создать собственную денежную систему. Монеты с изображением Петра I были не только платежным инструментом, но и символом мощи и авторитета государства. В литературе также стал героем многих литературных произведений. Поэма М. Ломоносова "Петр Великий", написанная в 1760 году, рассказывает о жизни и правлении Петра I. В своей книге "История Петра Великого" 1833 год В.
Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели.
Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова». После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию наперсницу Марфы сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём».
Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим». Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла [15]. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.
В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц — дочь мещовского [16] дворянина Евдокия Стрешнева , дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 15 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха.
От Великого княжества Московского к Российской империи До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров. Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя.
Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру. Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий.
Почему иностранцы не одобряли выбор Земского Совета
- Последние вопросы
- Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
- Иван IV Грозный: первый царь всея Руси | Статьи | Известия
- Первый выбранный царь. Допетровская Русь. Исторические портреты.
- Смерть Федора
Новости и события Российского исторического общества
Кто был первым русским царем - Парламентская газета | Кто из правителей стал первым в России царём. |
Святой Владимир – первый русский царь? | Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». |
Кто был первым русским царем - Парламентская газета | 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. |