Общество практикующих психологов «Гештальт‑подход». Московский гештальт институт.
Еще раз о гештальт-терапии
Гештальтпсихология: проблемы и решения | Пикабу | Второй сезон подкаста «Гештальт для всех», в первом выпуске которого журналистка Анна Ягода разговаривает с основателем Уральского института гештальта и современной психологии — Михаилом Исуповым и ведущей ключевых программ института. |
Гештальт-терапия: что за метод, принципы работы психологов | Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. |
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется? | Гештальт в психологии: что это простыми словами. |
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется? | В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». |
Что такое гештальт и зачем его закрывать | Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. |
Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online.
Семинары и тренинги ИппиП:
- Что такое гештальт и в чем суть данного подхода?
- Популярное
- Что такое гештальт: техники, законы и примеры
- Незаконченный или незавершённый гештальт
- Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
- 4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
Или съесть припрятанное яблоко? А хватит мне яблока? Насколько я голоден? Да, кажется, слона бы съел! Тогда придется подождать. Эх, мне бы стейк! В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки! Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую. Но все мои коллеги ходят в ресторан.
Что делать, если они позовут с собой? Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры? Тогда можно будет остаться в офисе. Но у меня только яблоко и два бутерброда. Этого точно не хватит. Тем более, я сегодня не завтракал. Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит! По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить. Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы.
И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта. Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения. Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы. Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром. В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое. Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся. И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности. Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино.
А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается. Или принимается, но убийцу не находит. Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада. Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил. Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше.
То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим. Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус. Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит.
Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный! Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими.
От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль. Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость. Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом». Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же. И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные.
Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам. К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца. Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам.
Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен.
В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты — это ты. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются.
То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент.
Точного перевода с немецкого языка не существует. Организация частей в единое целое — так объясняют гештальт. Человек рассматривается в данной концепции как целостность, неделимая на части. Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы: По каким законам они работают? Какие процессы их формируют? По каким закономерностям развиваются процессы?
Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению. Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью — расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя. Завершенный и незавершенный гештальт Завершенный гештальт осознается как ситуация успеха. Все получилось на данный момент, «пазл сложился». Потребности удовлетворены.
К примеру, перед вами стоит рутинная задача, которую придется решать часа 2. Согласно правилу «15 минут», нужно начать прямо сейчас, но через 15 минут можно переключиться на другие дела. Довольно часто в дело вступает гештальт, помогающий выполнить скучную работу за 1 раз. Талоны с наклейками. Речь идет о буклетах, в которых нужно вклеивать наклейки, чтобы в конце получить какой то бонус. Секрет в том, что несколько наклеек уже вклеены за Вас, и это формирует гештальт — желание доклеить все недостающие наклейки, даже если бонус копеечный. Вам наверняка вручали такие талоны промоутеры или кассиры гипермаркета. Рассмотренный пример с наклейками выглядит скорее вредным, чем полезным, поскольку маркетологи используют особенность нашей психики в собственных интересах. Подсказка: чтобы закрыть такой гештальт, достаточно старательно скомкать талон и с чувством выполненного долга выбросить в урну. И всё же из данного формата можно извлечь пользу. Например, вы можете распечатать подобный талон и наклейки к нему для себя. Далее, выполняя определенные не очень приятные задачи, можно будет вклеивать наклейки, а когда талон заполнится — купить себе награду. А ещё этот подход отлично работает на детях. Ваш ребёнок хочет новый смартфон? Напечатайте ему небольшой плакат с изображением его цели и местом под наклейки. После этого выдавайте ему очередную наклейку за каждое достижение, которое считаете важным. Заключение Гештальт — это нечто, что является для нашей психики целостным и неразрывным, несмотря на то, что состоит нескольких элементов. Если целостность гештальта нарушается, он превращается в тяжелый груз, мешающий эффективно работать и спокойно наслаждаться жизнью. При наличии болезненного гештальта, спровоцированного неприятными событиями из прошлого, необходима помощь специалиста. А вот от повседневных раздражающих мелочей можно избавляться и самостоятельно. Для этого есть простое упражнение: необходимо концентрироваться на всех приятных ощущениях в течение дня. Во время завтрака старайтесь лучше почувствовать вкус, консистенцию и температуру пищи. Гуляя по парку, обращайте внимание на пение птиц, на окружающие запахи и на все другие ощущения, которые сможете обнаружить. Это очень эффективная техника, помогающая отвлекаться от переживаний и освобождать мысли. И не забывайте, что гештальт может приносить не только вред, но и пользу. Гештальты используют маркетологи, чтобы привязывать клиента к своей компании.
Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, страх, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью. В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет существование нам, а часто и нашим близким. Работа гештальт-терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать наши потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем. Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная мечта может привести к тому, что родитель может пытаться реализовать её с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя? Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве или юности, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак?
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
Он может обеспечиваться только благодаря процессу контакта. Определение 3 Контакт представляет собой процесс взаимодействия, взаимного функционирования, обмена индивида организма с окружающей средой. Это процесс соприкосновения с другими, отличными от индивида. Не любое взаимодействие считается контактом. В гештальт-подходе контакт — это процесс полного проживания актуальной ситуации «здесь и сейчас» , чувство единого взаимного функционирования себя и среды с осознанием различий.
Условие разворачивания контакта представлено выделением на фоне некоторой фигуры, которая является желанием, потребностью, интересом или переживанием. Только с тем, что формирует фигуру, можно контактировать. То, каким образом человек устанавливает контакт с миром и представляет собой предмет гештальт-исследований.
Выбрав самые важные ситуации см. В такой идеальный сценарий нужно полностью погрузиться и пережить произошедшее заново, как вы и задумали. Таким образом можно выплеснуть соответствующие эмоции и слова, которые не были задействованы в прожитом событии. Специалисты предупреждают — за один раз закрыть гештальт не получится, таких мероприятий нужно несколько, поэтому на это уйдет не менее недели, а у некоторых — и месяц. Завершая работу над собой, необходимо пересмотреть свою жизнь, учитывая полученный опыт. Это позволит стать более уверенным в себе, а в будущем не даст наступать на одни и те же грабли, а поступать осмысленно и продуманно. О том, закрыт гештальт или нет, можно узнать так: при попадании в ситуацию, которая вас тяготила, вы больше не испытываете дискомфорт, и мысли об этом вас не беспокоят. Проработать открытый гештальт самому удается не каждому, поэтому если вы заметили свое бессилие, то правильнее обратиться к профессионалу — психологу. Он будет вместе с вами погружаться в ситуацию столько, сколько это понадобится, пока переживания не перестанут вас беспокоить, и проблема сама себя не изживет. Но пациенту следует принять то, что скрывать ему перед специалистом ничего нельзя. Обязательно ли всегда закрывать гештальт Человеку жизненно необходимо удовлетворять свои потребности, а для этого нужно их распознавать, то есть понимать, какие из них стоят на первом месте. Кроме того, приходится находить способы установки контакта, получения желаемого, а полученный опыт запоминать. К сожалению, это не всегда возможно. Некоторым людям свойственно прерывать собственные действия. Происходит это по причине особенностей темперамента, характера или полученных ранее психоэмоциональных травм. Большое значение в решении определенной задачи имеет и наличие опыта. Вернемся к рассмотренному ранее примеру с поиском информации во Всемирной сети: человек не умеет пользоваться интернетом или получил от знакомых неправильную «наводку» на сайт. Итог такой: интерес остался неудовлетворенным, ведь нужные сведения не найдены. Иногда процесс решения задачи прерывается форс-мажорными обстоятельствами, то есть тем, на что человек повлиять не может: стихией, аварией, болезнью и т. И далеко не каждый настолько морально силен, чтобы быть способным стойко вынести переживания и приспособиться к обстоятельствам. Давайте разберем такой случай. Неожиданно выключили свет, а глава семьи, чувствуя раздражение, так как только прилег на диван, чтобы посмотреть футбольный матч, выплеснул свою негативную эмоцию на членов семьи. Свое напряжение он, конечно, снял, но удовлетворения от этого не получил. Было лучше, если бы мужчина либо немного потерпел, подождав появления света, либо позвонил в соответствующую службу, чтобы узнать причину его выключения или вызвать дежурного электрика.
В каких областях применяется гештальт? Гештальт-подход применяется в различных областях, где восприятие, организация информации и визуальное воздействие играют важную роль. Вот некоторые из сфер, где применяется гештальт: Психология: Гештальт-психология изучает процессы восприятия, понимания и организации информации в человеческом сознании. Она помогает понять, как мы воспринимаем и структурируем мир вокруг нас, а также как восприятие влияет на наши мысли, эмоции и поведение. Дизайн: Принципы гештальта играют важную роль в графическом дизайне, веб-дизайне, дизайне пользовательского интерфейса и других областях дизайна. Они помогают дизайнерам создавать эффективные и привлекательные композиции, обеспечивать удобство использования и улучшать визуальный опыт пользователей. Искусство: Гештальт-подход используется в искусстве для создания эффектов визуального воздействия и передачи эмоций через композицию, форму, цвет и пропорции. Принципы гештальта помогают художникам создавать гармоничные и привлекательные образы, которые вызывают определенные впечатления и восприятие у зрителя. Маркетинг и реклама: Гештальт-подход используется для создания эффективных и запоминающихся рекламных материалов. Принципы гештальта помогают дизайнерам и маркетологам определить, как организовать элементы и структуру рекламы, чтобы привлечь внимание, передать ключевое сообщение и вызвать нужные реакции у потребителей. Образование и обучение: Гештальт-подход применяется в образовательных процессах для помощи в понимании и запоминании информации. Учебные материалы и презентации, основанные на принципах гештальта, могут быть более понятными, легкими для восприятия и запоминания. Коммуникация и презентации: Принципы гештальта используются для создания эффективных коммуникационных материалов и презентаций. Они помогают организовать информацию в логические блоки, сделать ее более удобной для понимания и помогают поддерживать внимание аудитории.
В ходе гештальт-терапии человек стремится найти способы, используя которые он сможет получить из среды то, что ему необходимо. Также он отдает, то, что не нужно, делится тем, что необходимо другому. Граница контакта отделяет «я» от «не я». Она регулирует обмен и считается динамической характеристикой процесса. В случае здорового, естественного контакта с окружающей средой кривая контакта функциональна, проявляя открытость для обмена и прочность для автономии. В различные фазы контакта граница будет разной полное растворение или непроницаемость. В рамках теории кривой контакта возможность осознавать свои границы представляет собой важнейший признак здоровья человека. Цикл контакта представляет собой модель, которая описывает естественный процесс удовлетворения потребностей.
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем
Он философ в направлениях теории систем, теории познания и диалектике, поэтому дает… Г. Уилер в своей статье «Новые направления в теории гештальта: психология и психотерапия в эпоху глобальных перемен» продолжает развитие идеи О. Разумовского и выдвигает на передний план активную взаимную зависимость между людьми реляционность как само явление жизни. Она и является жизнью. Она участвует в нашем созидании — мы постоянно взаимно проникаем друг в друга, взаимно создаем друг друга и наше поле. Вы уникальны, вы занимаете уникальную творческую точку в поле — и в тоже самое время вы взаимно проникаете в окружающих вас людей, людей находящихся рядом».
Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня.
У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения. Но это не так легко сделать, как звучит. Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались.
Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается. Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства. Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным.
Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона. Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания. Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть. И это связано с привычками, интересами, желаниями человека.
Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим. Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать. Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход. Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения.
Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами. Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику. Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего.
Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее. Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии. Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле. Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один. И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т. В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта.
Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается. Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства. Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона.
Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания. Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть. И это связано с привычками, интересами, желаниями человека. Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим. Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать.
Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход. Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения. Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами.
Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику. Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее. Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии. Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле. Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один.
И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т. В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов. Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется. Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог?
Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу. Вы часто сталкиваетесь со стрессовыми ситуациями.
Используя местоимение «я» вместо «вы» или «мы», люди учатся выражать свою точку зрения, избегая предположений или обобщений о других, прекращают проецировать на них свои собственные переживания и комплексы. Такой подход позволяет создать безопасную экологичную терапевтическую среду, в которой люди могут спокойно, не опасаясь осуждения, высказываться и будут услышаны. Это способствует развитию личной ответственности, самосознания и аутентичной коммуникации. Развитие экспрессии и воображения Работа с экспрессией и воображением предоставляет людям мощное средство для доступа в свой внутренний мир и его выражения, для интеграции разрозненных частей себя — когнитивных, эмоциональных, телесных, для высвобождения чувств и содействия личностному росту и трансформации.
Творческие задания такие, как нарисовать свои эмоции или изобразить часть своей личности помогают людям выразить свои внутренние состояния и переживания, способствуют интеграции различных аспектов личности, поиску новых идей и ассоциаций. Решая творческие задачи, люди могут исследовать различные перспективы и возможности. Это улучшает навыки преодоления непростых ситуаций, способствует выработке неординарных решений проблем. Это становится стимулом исследовать и экспериментировать с новыми способами существования и отношения к себе и другим, что в итоге способствует большей уверенности в себе, самопринятию и самореализации. Тренировка осознанности В гештальт-терапии большое внимание уделяется развитию самосознания и осознанности. Это помогает: проникнуть в суть собственных мыслей, чувств и моделей поведения; соединиться со своей аутентичной сущностью и жить в соответствии со своими истинными ценностями и желаниями; исследовать и решать любые нерешенные вопросы или незавершенные дела гештальты из своего прошлого; установить связь со своими телесными ощущениями, эмоциями и физическим опытом; осознать, что есть выбор в каждый момент времени.
Все это способствует эмоциональному исцелению и личностному росту. Важность терапевтического альянса в работе с гештальтами: роль терапевта В гештальт-терапии очень важно создать экологичную поддерживающую среду, располагающую к самоисследованию и самоосознанию. Важную роль в этом играет терапевт. Он устанавливает доверительные отношения с клиентом, организует комфортное безопасное пространство, где можно свободно выражать себя, не опасаясь осуждения или критики. Терапевт направляет клиента на исследование его мыслей, эмоциональных проявлений и поведения, помогая ему глубже понять себя. С помощью различных методов и техник — таких, как диалог, ролевая игра и творческое самовыражение, — специалист побуждает своего подопечного пристально рассмотреть свои переживания в настоящем моменте, фокусируясь на том, что происходит здесь и сейчас.
Терапевт поддерживает клиента в выявлении и понимании его паттернов и незавершенных дел, помогает ему интегрировать разрозненные аспекты своей личности, осознать и взять на себя ответственность за свой выбор и действия, способствуя расширению возможностей, самосовершенствованию. Формирование благоприятных терапевтических отношений, основанных на доверии, эмпатии и раппорте, имеет решающее значение для эффективной терапии. Они создают основу для самоисследования, исцеления, роста, что в результате способствует достижению клиентами своих терапевтических целей. С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту? Гештальт-терапия как одно из востребованных направлений современной психотерапии исследует вопросы взаимодействия с самим собой и окружающим миром, межличностные отношения, имеет особый взгляд на психику человека. Все это, а также целостный подход и фокус на моменте «здесь и сейчас» позволяет успешно решать широкий спектр проблем.
К гештальт-терапии обращаются в следующих ситуациях: В жизни происходят перемены, к которым трудно адаптироваться. Это может быть переезд или смена профессии, развод или уход из жизни близкого человека и др.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Гештальт-психология на службе корпораций. В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. "Гештальт-подход" несомненно станет одной из основных книг в литературе по гештальту.
Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить
Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков. Психология и коучинг. Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков.
Что такое гештальт и как его наконец закрыть
В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований. В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти до 1941 года. В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор. Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.
Идеи, законы, принципы Ключевые идеи гештальтпсихологии Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание — это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма — организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем. Гештальт — это единица сознания, целостная образная структура. Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности. Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха — ощущения слуха. Зрительное восприятие — ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения. Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.
Законы гештальтпсихологии Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры. Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия. Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив. Закон константности: все стремится к постоянству. Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы. Закон замыкания заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре : когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности. Принципы гештальта Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства.
Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость все, что рядом, воспринимается вместе ; Схожесть все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе ; Целостность восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности ; Замкнутость приобретение фигурой формы ; Смежность близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое ; Общая зона принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Гештальт — качество Термин «гештальт—качество» нем. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому: разные тональности одной и той же мелодии, картины Пикассо например, рисунок Пикассо «Кот». Константы восприятия Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
Психика попросту не даст ему провести над собой эту экзекуцию Юлия Ананьевагештальт-терапевт Эксперт добавила, что психика человека способна скрывать множество «слепых пятен». Самостоятельно человек может попросту не осознавать, где именно есть незакрытые гештальты, отравляющие ему жизнь. Как закрыть гештальт Галина Хафизова подчеркнула, что в терапии незакрытых гештальтов могут быть эффективны разнообразные творческие техники.
Творчество, игра, искусство — это все, что помогает нам выйти из обыденности, из привычного способа мыслить, помогает нам расшевелиться и посмотреть на ситуацию другим взглядом. Мне кажется, не только в терапии, но и в повседневной жизни важно вносить элементы игры, творчества и фантазии. Это во многом раскрашивает нашу жизнь и помогает выйти из автоматического режима, к которому мы все склонны Галина Хафизовагештальт-терапевт Техники закрытия гештальта Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». В первом случае нужно поставить перед собой стул и представить, что на нем сидит человек — источник переживаний. Это может быть бывший возлюбленный, начальник или родитель, с которым не ладятся отношения. Следует вслух высказать все свои чувства воображаемому собеседнику — выразить боль обиды, или, наоборот, сказать, как он дорог. Этот способ хорош в ситуации, когда нет возможности поговорить лично. Разница лишь в том, что свои мысли он выражает в письменной форме. Послания партнеру, родителю и так далее не нужно отправлять.
Главное — перенести переживания на бумагу и разобраться в своих чувствах.
Это направление возникло в начале 20 века в Германии и получило своё название от слова «гештальт», что на немецком языке означает «форма» или «структура». Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что люди воспринимают мир не как отдельные элементы, а как организованные структуры или «гештальты». Что такое гештальт простыми словами Важными техниками гештальт-психологии являются: Закон закрытия: Этот закон указывает на то, что люди склонны видеть незавершенные фигуры как целостные объекты.
Например, если на картине изображены несколько отдельных фрагментов, наш мозг автоматически пытается их объединить в одну общую форму. Закон подобия: Согласно этому закону, мы склонны группировать объекты, которые имеют сходные свойства, такие как цвет, форма или размер. Это явление может использоваться для создания визуальных иллюзий или подчеркивания определенных аспектов восприятия. Закон продолжения: Человек склонен видеть линии и формы, продолжающиеся за пределами того, что мы видим непосредственно.
Этот закон помогает объяснить, как мы воспринимаем сложные фигуры и контуры. Закон близости: Если объекты находятся близко друг к другу, мы склонны считать их связанными и группировать их как часть одной структуры. Этот принцип помогает организовывать восприятие в пространстве. Эмоциональная экспрессия: В гештальт-терапии используется техника «пустого стула», при которой пациент может выразить свои эмоции и чувства, представив, что определенный человек или ситуация находится на пустом стуле напротив него.
Это помогает исследовать эмоциональные аспекты проблемы. Работа с сенсорными ощущениями: Гештальт-подход акцентирует внимание на сенсорных ощущениях и физических ощущениях. В ходе терапии пациентам может быть предложено акцентировать внимание на своих ощущениях, таких как напряжение в теле или изменения в дыхании. Диалог с частями личности: Техника «диалога с частями» предполагает, что разные аспекты личности могут рассматриваться как отдельные «части», имеющие свои собственные мотивации и потребности.
Терапевт может попросить пациента вступить в диалог с этими частями, чтобы лучше понять и интегрировать их. Гештальт-подход находит применение не только в психологической терапии, но и в дизайне, образовании и многих других областях. Он позволяет лучше понимать, как люди организовывают информацию вокруг себя и как это влияет на их восприятие мира.
При этом человек должен научиться не скрывать своих эмоций, не подавлять свои чувства и не стараться быть сильным. Просто нужно уметь сказать «нет» в ответственный момент в мягкой, но убедительной форме. Каковы основные принципы гештальт-терапии? Одним из первых принципов является уже ранее упоминавшийся и неукоснительно соблюдающийся принцип «здесь и сейчас» с концентрацией внимания на текущем моменте. Когда пациент высказывается по поводу других людей, часто это происходит не совсем искренне, завуалированно и с избеганием прямых оценок. А это говорит о неуверенности человека в собственных суждениях и личной недооценке, а также стремлении избегать коммуникации или придерживаться поверхностных контактов.
Преодолеть боязнь контактов помогают занятия в парах или тройках, когда психотерапевт мягко стимулирует общение между участниками эксперимента, провоцируя ситуации, требующие конкретных и прямых высказыванием по отношению друг к другу. Чаще всего люди относятся к этому отстраненно, как бы наблюдая со стороны. При этом они говорят, что что-то мешает их карьерному росту, или как «они» требуют от него слишком многого. Врач обычно просит перефразировать такие утверждения. Например, «Я сам не прилагаю достаточно усилий», «Мне трудно соответствовать требованиям». Это помогает пациенту сформировать отношение к себе как к субъекту, а не какому-то удаленному объекту, с которым что-то происходит или с которым что-то делают. Осознание позволяет перенести внимание с вопроса «почему» на «что и как делать», то есть сдвинуться с места бесконечных разговоров, интерпретаций и проигрывания ситуации и начать действовать в целях разрешения проблемы. Какие существуют техники проведения сеансов гештальт-терапии? Эта техника позволяет достичь выявления и завершения неразрешенных событий, оказавших решающие влияние на превалирующий эмоциональный фон, направление развития личности и выбор жизненного пути.
Если в реальности это сделать трудно, завершить гештальт можно в условиях терапевтического эксперимента. С этим чувством сталкивается рано ли поздно каждый человек. Оно состоит из разных эмоций — это сожаление и злость, страх и растерянность, любовь и одиночество. Испытывая горе, человек как бы останавливается в своем развитии, все его сознание сконцентрировано на утрате, мыслях на прошлом и на том, что он больше никогда не увидит близкого человека, никогда не расскажет о своей любви к нему. Поэтому проигрывание воображаемой ситуации диалога с ушедшим помогает выразить свои чувства к нему и таким образом закрыть гештальт. Об этом я рассказывал выше, могу добавить только, что предъявив в воображаемом диалоге претензии к самому себе или другому человеку, можно разрешить конфликт между двумя полярностями конфликтующими сторонами в сознании человека. Например, между агрессивной и обороняющейся, активной и пассивной частью психики индивида. Пациент сначала садится на стул против пустого, а затем меняет место в зависимости от того, от чьего имени он говорит — своего или воображаемого собеседника. Эта техника подготовки человека к непредвиденной или неизвестной ситуации, а также «прогонки» новых способов поведения и общения в безопасных условиях эксперимента.
Фантазии могут быть самыми необычными — разговор с популярной личностью, путешествия по незнакомым местам и даже по извилинам собственного мозга. Например, человеку предлагают представить ситуацию, что он некий предмет в старом заброшенном магазине и ответить на вопросы, почему его тут оставили, что он при этом испытывает, на что надеется и т. Отвечая, человек бессознательно проецирует свои настоящие чувства и мысли по отношению к одиночеству, несправедливости, а также пытается ли он искать выход из, казалось бы, фатальных обстоятельств. Позволяет отработать новую линию поведения и выявить реальную обратную связь между двумя личностями. Разум и тело вместе формируют личность. Вспоминая фразу «в здоровом теле здоровый дух», можно с уверенностью утверждать, что при нездоровом духе больно и тело.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Работа с фантазией и мечтами; Ответственность; Преодоление сопротивления. Кривая контакта Гештальт терапия представляет собой терапию контакта. Индивид всегда находится в определенном контексте, в какой-либо окружающей среде. С одной стороны, он противопоставляет себя ей, а с другой, нуждается в ней и является ее частью. Лишь через обмен с этой средой удовлетворяются потребности человека, достигается удовлетворительный способ жить. Обмен является основой и сущностью жизни.
Он может обеспечиваться только благодаря процессу контакта. Определение 3 Контакт представляет собой процесс взаимодействия, взаимного функционирования, обмена индивида организма с окружающей средой.
Феномены могут проявляться в виде различных эмоций, изменений тональности голоса, его дрожания, речевых запинок, мимических реакций, жестикуляции, изменений позы и ощущений «мурашки» по коже, жар в теле, похолодание конечностей, мышечная напряженность и др. Небольшой нюанс — важны только те феномены, которые возникают здесь и сейчас, то есть в ходе эксперимента, даже если он касается событий из прошлого. Чувства и мысли, которые пациент испытывал тогда, не имеют значения, так как воспоминания о них могут изменяться с течением времени в процессе неоднократного проигрывания в сознании. Психотерапевт внимательно наблюдает за пациентом и также фиксирует заметные для него проявления, не всегда принимаемые во внимание самим человеком.
Сравнивая и анализируя выявленные феномены, врач учит пациента выявлять их в себе, обращать на них внимание и таким образом развивать самосознание. Без приобретения этого умения, успех терапии невозможен, так как от него зависит определение важности реальных событий для данного человека в дальнейшем. А это связано с правильной расстановкой приоритетов и жизненным выбором. После окончания эксперимента гештальт психолог или психотерапевт проводит с пациентом обсуждение не только возникающих феноменов, но и темы его ожиданий и насколько они соответствуют реальному положению дел. Вместе они пытаются выяснить, чего ожидают от клиента окружающие его люди и как это соотносится с его потребностями. В ходе общения гештальт-терапевт может ссылаться на личный опыт и определенные ситуации в своей жизни, проявлять себя как личность, ни в коем случае не допуская менторского тона.
Уважение к мнению пациента, общение на равных, доверие к суждениям человека — эти личностные качества врача в гештальт-терапии намного важнее, чем в таких направлениях психотерапии как психоанализ и поведенческая психотерапия. Анализ и понимание происходящего, контроль своих ответных реакций — то, чему должен научиться человек в конечном итоге. Отношение к себе как цельной личности, уважающей и свои, и чужие желания, а также умеющей брать на себя ответственность за свои поступки. Только независимая и думающая личность способна добиться жизненного успеха, самореализоваться и при этом не нажить множество врагов. При этом человек должен научиться не скрывать своих эмоций, не подавлять свои чувства и не стараться быть сильным. Просто нужно уметь сказать «нет» в ответственный момент в мягкой, но убедительной форме.
Каковы основные принципы гештальт-терапии? Одним из первых принципов является уже ранее упоминавшийся и неукоснительно соблюдающийся принцип «здесь и сейчас» с концентрацией внимания на текущем моменте. Когда пациент высказывается по поводу других людей, часто это происходит не совсем искренне, завуалированно и с избеганием прямых оценок. А это говорит о неуверенности человека в собственных суждениях и личной недооценке, а также стремлении избегать коммуникации или придерживаться поверхностных контактов. Преодолеть боязнь контактов помогают занятия в парах или тройках, когда психотерапевт мягко стимулирует общение между участниками эксперимента, провоцируя ситуации, требующие конкретных и прямых высказыванием по отношению друг к другу. Чаще всего люди относятся к этому отстраненно, как бы наблюдая со стороны.
При этом они говорят, что что-то мешает их карьерному росту, или как «они» требуют от него слишком многого. Врач обычно просит перефразировать такие утверждения. Например, «Я сам не прилагаю достаточно усилий», «Мне трудно соответствовать требованиям». Это помогает пациенту сформировать отношение к себе как к субъекту, а не какому-то удаленному объекту, с которым что-то происходит или с которым что-то делают. Осознание позволяет перенести внимание с вопроса «почему» на «что и как делать», то есть сдвинуться с места бесконечных разговоров, интерпретаций и проигрывания ситуации и начать действовать в целях разрешения проблемы. Какие существуют техники проведения сеансов гештальт-терапии?
Эта техника позволяет достичь выявления и завершения неразрешенных событий, оказавших решающие влияние на превалирующий эмоциональный фон, направление развития личности и выбор жизненного пути. Если в реальности это сделать трудно, завершить гештальт можно в условиях терапевтического эксперимента.
Между клиентом и гештальт-терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии [1].
Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа гештальта личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять либо нейтрализовать их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности [1].
Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей. В процессе терапии активизируется творческое приспособление, что улучшает способности клиента к адаптации в постоянно изменяющихся условиях внешней ситуации. Вместо оценки, базирующейся на плохо переработанных мнениях других людей, клиент опирается на организмическое оценивание, связанное с возросшим осознаванием и дифференциацией собственных потребностей, присвоением собственных ценностей и логикой актуальной жизненной ситуации.
Целью техник является повышение эмоционального осознавания, восстановление способности выбирать, интеграция конфликтующих полярностей частей личности. Понимание механизма и уровня прерывания удовлетворения потребности помогает гештальт-терапевтам осуществлять процесс-ориентированные вмешательства. В клинической практике, наряду с принципами клинической феноменологии, для определения прогноза терапии и выбора оптимальной стратегии терапии некоторые современные гештальт-терапевты используют диагностические системы психодинамического направления психологии PDM.
История[ править править код ] Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком Фрицем Перлзом , его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом.
Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники.
Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу.
Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь.
Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты.
Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом.
Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось.
То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным».
Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами
Гештальт-психология: в чем ее суть и что значит фраза «закрыть гештальт»?) | Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. |
«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека» | Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. |
Что такое гештальт и зачем его закрывать | Гештальт это огромный и важный пласт психолгии. Рассмотрим основные идеи и термины гештальд психологии, а также методы гештальт-терапии, упражнения и методики для самосовершенствования и решения собственных проблем в духе гештальт-подхода. |
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта
Что такое гештальт и как его наконец закрыть | Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. |
Что такое гештальт и как его закрыть | «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. |
Что такое гештальт простыми словами?
Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. Второй сезон подкаста «Гештальт для всех», в первом выпуске которого журналистка Анна Ягода разговаривает с основателем Уральского института гештальта и современной психологии — Михаилом Исуповым и ведущей ключевых программ института.