для тех, кто нам хоть немного симпатизировал. Юрий Гагарин – живой символ победы СССР в космической гонке – погиб 27 марта 1968 года. 12 апреля 1961 Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1». Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать.
Как это было: хроника великого дня
- Идеальный полёт?
- «Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
- Сообщение ТАСС
- Гагарин Юрий Алексеевич — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
- Новости дня
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Следом за Гагариным, 6—7 августа 1961 года, первый суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11—15 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей — «Восток-3» космонавт Андриян Григорьевич Николаев и «Восток-4» космонавт Павел Романович Попович. В ноябре 1968 года на конгрессе Международной федерации авиационного спорта было принято решение отмечать 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики, а 7 апреля 2011 года на заседании Генеральной ассамблеи ООН была принята предложенная Россией резолюция, согласно которой 12 апреля объявлено Международным днём полёта человека в космос. Одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полётов, был российский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал ещё в 1903 году. Через полвека, 4 октября 1957 года, с помощью первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, спроектированной советским учёным Сергеем Павловичем Королёвым, в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли, что позволило впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др. В начале 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Об этом сообщается на сайте Президентской библиотеки имени Б.
В холле дома правительства проходил балл, участие в котором принимали современники полёта Гагарина в космас. Многие из них поделились со студентами журфака МГУ своими воспоминаниями.
Именно он подарил России вечное первенство в космических полётах. Тем грандиознее был всеобщий триумф, когда 14 апреля «Ил-18» доставил героя в аэропорт Внуково с Байконура. Встречать героя собрались толпы людей, их поток не уменьшался и на главных улицах страны, где торжественно провозили Гагарина в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Два апрельских дня навсегда изменили жизнь СССР, а в памяти их современников оставили нестираемый отпечаток: «Мне было 14 лет, когда Гагарин полетел в космос, - делится воспоминаниями Богданова Любовь, одна из гостей мероприятия. Родители не могли забрать нас домой, потому что мы все хотели увидеть Гагарина, пролетающего над нами!
Нелюбов, В. Быковский, Ю. Гагарин, А. Николаев, Г. Титов, П. Попович Корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту стартовал в 9:07 по московскому времени 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур. В момент старта корабля первый космонавт планеты произнёс легендарную фразу «Поехали! Фраза эта стала привычной для Гагарина после многочисленных тренировок. Лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Галлай, руководивший тренировками, давал им старт именно словом «Поехали! В ней приведена стенограмма переговоров космонавта, имевшего позывной «Кедр», с главным конструктором «Востока-1» Сергеем Королёвым он общался с Гагариным с позывного «Заря». Юрий Гагарин и Сергей Королёв, 1964 год ««Заря». Полёт проходит нормально, орбита расчетная. Вас понял: полёт проходит нормально. Нахожусь в тени Земли. Вас понял! Настроение бодрое, продолжаю полёт, нахожусь над Америкой. Вас понял. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол! Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красиво. Всё шло через правый иллюминатор. Вижу звёзды через «Взор», как проходят звёзды. Очень красивое зрелище. Продолжается полёт в тени Земли.
Примечательно, что уже тогда материал ТАСС был иллюстрирован графикой - схемой полета корабля- спутника "Восток". Особо мощный напор восторженных откликов на событие века шел в ТАСС из-за рубежа. Найденная ЮПИ фраза "Американцы снимают шляпу" задала тон журналистским комментариям в Новом свете и на других континентах. Все хотели выговориться, поделиться своим восторгом и радостью. Выпускающие редакторы хватались за голову, пытаясь хоть чуть- чуть разнообразить тон поступающих от зарубежных собкорров ТАСС заметок. Примечательно, что первым журналистом, написавшим о Гагарине, тоже был тассовец.
С чего все началось
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Поделитесь статьей с друзьями
- С чего все началось
- Как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Юрий Гагарин
Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. Юрий Гагарин после приземления спускаемого аппарата космического корабля. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет, протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо». В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт. На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР майор ВВС Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полёт в космическое пространство. Как готовился и проходил первый космический полет космонавта Юрия Гагарина, и какие сложности в ходе его выполнения возникали, «» вспоминает в историческом онлайне вместе с Антоном Первушиным, автором новой книги «Юрий Гагарин: один полет и вся жизнь».
«Я горю, прощайте, товарищи!»: 61 год назад был совершен первый полет человека в космос
После этого происходит первое отсеивание, в результате которого около четверти подавших заявки не проходят. Следующий этап включает в себя проверку физической подготовки: упражнения на выносливость, силу, скорость, ловкость, а также различные собеседования — начиная от эссе и заканчивая проверкой инженерных навыков. Тех, кто прошел очный тур, ждет двухлетний курс общекосмической подготовки ОКП , по результатам которого необходимо будет сдать экзамены и получить квалификацию. Только после этого есть шанс попасть в экипаж корабля или в запасные. Что чувствуют космонавты? Герой России Евгений Тарелкин ранее рассказал в интервью "Известиям" интересные факты о космонавтах. Человек приземлялся уже Героем. А сейчас немножко по-другому.
Я получил Звезду спустя полтора года после приземления", — поделился подробностями космонавт. Тарелкин отметил, что изначально у него не было цели попасть в отряд космонавтов. После окончания Военно-воздушной академии имени Ю. Гагарина в Монино будущего Героя РФ распределили в Центр подготовки космонавтов в летно-испытательское отделение, где, по его словам, занимаются всеми экстремальными видами подготовок: полеты, невесомость, парашютные прыжки, выживание в суровых условиях. А в 2003 году объявили набор в отряд космонавтов. И я прошел в него. Цели пойти туда не было.
Просто решил, а почему бы не попробовать", — вспоминает собеседник "Известий". При назначении в экипаж космонавтов готовили к полету заранее — за три года до вылета. Герой России сравнил полет в космос с адреналиновой зависимостью. По его словам, космос "затягивает", и хочется совершать полеты снова и снова. Но в этом-то весь смысл. Там натерпеться, настрадаться, и когда вернешься домой, сразу чувствуешь разницу", — пояснил космонавт. Тарелкин рассказал, что российских специалистов на Международной космической станции кормят очень хорошо, "даже лучше, чем в санатории".
По его словам, на каждого космонавта предусмотрен рацион питания на 16 суток.
Слышу, докладывает Сергей Павлович о том, что идет 70 сек. В районе 70 сек, плавно меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растет. Возникает как бы тряска. Потом постепенно эта тряска затихает, и к концу работы первой ступени вибрация становится такой же, как в начале ее работы. Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах. Примерно 5ж. При этой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица.
Несколько поднапрягся. Дальше перегрузка стала расти, достигла своего пика и начала плавно уменьшаться. Затем почувствовал резкий спад перегрузки. Ощущение было таким, как-будто что-то сразу отрывается от ракеты. Почувствовал что-то вроде хлопка. При этом резко упал шум. Будто возникло состояние невесомости, хотя в это время перегрузка примерно равна 1. Затем опять появляется и начинает расти перегрузка. Начинает прижимать к креслу, уровень шума значительно меньше. На 150 сек.
Процесс очень яркий. Получился толчок, хлопок. Одна половина обтекателя как раз была против «взора». У меня светофильтр «взора» был закрыт, а шторка открыта. Обтекатель медленно пошел вниз от «взора», за ракету. В это время во «взоре» была очень хорошо видна Земля. Как раз не было облачности. Видел складки местности, немножко гористый район. Видно было лес, реки, овраги. Я не мог привязать то, что видел, так как во «взоре» оказалось очень мало территории.
По-моему Обь там была или Иртыш, но видно было, что это большая река и на ней острова. Можно видеть все. Я вел репортаж об этом. Когда идет ракета, то по «взору» можно наблюдать, что она немножко колеблется вокруг продольной оси по крену, но колебания незначительные. Ракета как бы живет. К концу работы первой ступени, когда слетел головной обтекатель, во «взоре» горизонт немного до верхнего края не доходил. Ракета шла с некоторым углом тангажа. Затем к концу работы второй ступени она легла по горизонту и даже несколько ниже горизонта. Здесь был некоторый небольшой просвет по «взору». На 211 сек.
Вторая ступень выключается примерно так же, как и первая. При этом происходит такой же резкий спад перегрузок и падение шума, такое же ощущение невесомости. Невесомость была примерно секунд 10-15 до включения третьей ступени. Затем слышал глухой хлопок и включение третьей ступени. Она работала очень плавно. Ракета как бы подошла и нежненько все повела от нуля. Очень плавно стала появляться перегрузка. Затем по «взору» горизонт занял все его кольцо. Начал увеличиваться угол тангажа, и к концу работы третьей ступени примерно только половина внешнего кольца «взора» была занята горизонтом. Затем я наблюдал, передавал, вел репортаж, видел облачность, тень облаков на Земле.
Землю во «взор» видно очень хорошо. Предметы на Земле хорошо различимы. Выключение третьей ступени было резким. Перегрузка немножко возросла, почувствовал резкий хлопок. Примерно секунд через 10 произошло разделение. При этом почувствовал толчок. Корабль начал медленно вращаться. Земля стала уходить влево, вверх, затем вправо, вниз. Вращение было хорошо видно во «взоре». Видел я горизонт, звезды, небо.
Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет. В это время вел устойчивую хорошую связь с Колпашевом — «Зарей 2». При пролете Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала. Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал.
Связи не было. Примерно градусов около 30 сев. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны». В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал. При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно. Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах.
Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было. Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной.
Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента. Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи.
Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты. Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно.
Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду. Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий.
Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета. По громкой связи звучит команда: "Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку!
Из мемуаров Бориса Чертока: "Я спустился в бункер, посмотрел на сосредоточенно серьезных военных пультистов носителя, Пилюгина, пристроившегося в углу пультовой со своими консультантами, расположившихся в гостевой Москаленко и Руднева, убедился, что у следившего за пультами "объекта" Юрия Карпова тоже "замечаний нет". Юрий Быков из бункера начал проверку "Зари". Через десять минут связь с "Кедром" - такой позывной присвоили Гагарину - была установлена. До спуска Королева в бункер связь с Гагариным поддерживали из "гостевой" Каманин и Попович. Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1". В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности. Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю. Быкова проверял средства связи. Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Были проверены скафандр и связь.
На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…". Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно". Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В. Шаповалов и В.
Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо.
Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали.
Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты.
К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова? Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А.
Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально". Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту.
Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным.
Слышимость отличная. Быков сияет. Его "Заря" впервые говорит из космоса голосом живого человека. Космический корабль "Восток-1" с космонавтом Ю. Гагариным на борту отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на орбиту вокруг Земли. Юрий Гагарин открыл гермошлем, ослабил фиксацию скафандра в кресле-ложементе и, получив большую свободу для рук, начал вести радиотелефонную и телеграфную связь, диктовал и записывал на планшет, выполняемые аппаратурой корабля, свои ощущения и то, мог видеть в иллюминатор. Космический корабль вошел в тень Земли. Борт корабля "Восток-3А". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.
Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине.
Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке. Невесомость не сказывается на работоспособности человека. Все время я работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом. Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узенькую скользящую ленту.
Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах. Из дневника генерала Каманина: "Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров. Юрий Гагарин принял пищу и воду. Это не вызвало особых проблем и развеяло худшие предположения о том, как отреагирует на это организм человека в состоянии невесомости. Поведения космонавта показывало, что человек в условиях орбитального космического полета сохраняет работоспособность, рассудок и способность к осмысленным действиям. Обед с собой. Набор продуктов питания для первых космонавтов СССР. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода "Востока" из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце.
Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха! Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: - Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно. Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения.
Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук.
В первую очередь это испытания вестибулярного аппарата на грани человеческих возможностей. И после каждого теста будущих космонавтов ждали медицинские обследования. Для полета был нужен почти идеальный организм. В зимнем летном обмундировании требовалось как минимум 75 минут просидеть в термокамере при температуре плюс 90 градусов. Георгий Гречко, космонавт и ученый, участвовавший в подготовке первых космических запусков, вспоминал: «Если за это время температура тела не повысилась на два градуса, то заставляют сидеть еще. Врачам важно было узнать, как твое тело сопротивляется нагреву — на случай, если в полете откажет система терморегулирования и температура значительно повысится». Гагарин в критические мгновения 108-минутного полета едва не лишился сознания. В глазах потемнело, расплывались цифры на приборной доске. Но он выдержал непредсказуемые и сложнейшие испытания спуска, который оказался наиболее проблемным этапом полета.
Дата старта «Известия» на собственном опыте выяснили, каково быть космонавтом Шла острая конкуренция с американцами. Все понимали: приоритет упускать нельзя. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. Один корабль исчез в космосе, другой потерпел аварию во время спуска... Приближался апрель. Многие считали, что стоит еще разок подстраховаться, запустить Ивана Ивановича, испытать корабль... Но наши главные конструкторы уже приняли твердое решение, в котором доля риска сочеталась с пониманием продуманной программы.
Юрий Гагарин открыл людям дорогу в космос. Но сейчас его имя хотят стереть из истории
В космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. Юрий Гагарин – живой символ победы СССР в космической гонке – погиб 27 марта 1968 года. 60 лет назад произошло событие огромной исторической значимости. Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт. – Алексей Архипович, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые полетел в космос.
"Поехали!" Он был первым
Юрия Алексеевича Гагарина знают все. Но у тех, кто вместе со всей страной ликовал более 60 лет тому назад, услышав новость о полёте в космос, к первому космонавту особое отношение. В космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. 12 апреля 1961 Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1».
Главный супергерой СССР: трагическая судьба и загадочная смерть Юрия Гагарина
Для этих героев честь «быть последней ступенью государственного контроля за качеством техники», запустившей в космос первого в мире человека. К поздравлениям инженеров «Востока» присоединилось и молодое поколение, а именно сегодняшние космонавты «Роскосмоса». Очевидно, развитие космоса в России сегодня находится в надежных руках. Тема освоения космоса в его понимании смежна с темой патриотизма и памяти о великих подвигах: «С этой памятью вы найдете дорогу верную. И пока мы помним — мы будем жить! В 1945 году Советский Союз пришел в состояние разрухи после одержанной победы над фашизмом, однако уже в 1961 году он отправил в космос первого человека в мире. Сегодня, спустя 60 лет, Россия, вопреки всему, продолжает добиваться грандиозных успехов в освоении космоса.
Ровно 63 года назад прозвучало знаменитое «Поехали! Старт на корабле «Восток» с космодрома Байконур. Гагарин один раз облетел вокруг нашей планеты и успешно приземлился в Саратовской области.
И сейчас наши космонавты продолжают выполнять сложные миссии — отправляются в длительные командировки на МКС, выходят в безвоздушное пространство, проводят научные работы.
Второй — если в процессе возникнет непредвиденная ситуация и потребуется экстренное приземление. Третий сообщал об успехе Советского Союза. В итоге именно его и распространили по всему миру через 55 минут с момента запуска. Проблемы с герметичностью Первый космический полет могли перенести. Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», когда выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов.
Это было опасно: от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю. До старта оставались считанные минуты, а отменять полет было крайне нежелательно. До Сергея Королева дошли слухи, что американцы пошлют на орбиту своего космонавта уже через неделю. И он решил оперативно проверить контакт. Инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли больше трех десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так.
Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает». Полет в режиме автопилота До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости. Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме. Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код. Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим.
Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке.
Кадр из документального фильма «Советы в космосе» РИА Новости По словам Александра Железнякова, на завершающей стадии полёта возникли технические трудности. Вот эта неприятность заставила поволноваться конструкторов, которые находились на Земле и не могли вмешаться. Гагарин тоже испытал не самые приятные минуты своей жизни.
К счастью, всё закончилось благополучно. Пусть и с опозданием, но разделение отсеков состоялось. Только из-за нештатного разделения посадка произошла с отклонением», — рассказал эксперт. Спускаемый аппарат приземлился в районе Саратова, возле деревни Смеловка. Возвращение Юрия Гагарина из первого космического полёта вызвало во всём мире небывалый восторг и воодушевление.
Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе globallookpress. Я жил далеко в горах, и там тоже все ликовали. Хотели узнать, что такое космос, зачем полетел, как полетел», — вспоминает заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. По словам историка авиации Николая Бодрихина, первые празднования никому даже не пришлось специально организовывать. Я это запомнил.
Энтузиазм присутствовал, народ стал собираться на Красную площадь, радоваться. Самостоятельные демонстрации начались уже вечером 12 апреля», — поделился своими воспоминаниями с RT Николай Бодрихин. Первый в мире космонавт Земли Юрий Гагарин после приземления спускаемого аппарата космического корабля «Восток-1». Рядом с Юрием Гагариным — поисковая команда, возглавляемая командиром ракетного дивизиона майором А. В течение двух лет после полёта первый космонавт посетил с миссией мира более 30 стран.
В 1963 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене. Награждён: орденом Ленина 1961 ; высшими наградами многих государств; Золотой медалью имени К. Циолковского АН СССР 1961 ; медалью имени де Лаво Международной авиационной федерации 1961 ; Большой золотой медалью и дипломом Международной авиационной федерации 1961 ; премией Галабера Международной астронавтической федерации за выдающиеся заслуги в изучении космоса 1962 и другими наградами. Международная авиационная федерация учредила в 1968 г. Золотую медаль имени Ю. Гжатск переименован в г. Гагарин 1968 , его именем названы площадь в Москве, улицы и площади многих городов мира.
Александров Опубликовано 2 мая 2023 г. Последнее обновление 2 мая 2023 г.
Через год дата получила официальный статус всенародного праздника — Дня космонавтики. Полет в бессмертие Орбитальный полет Юрия Алексеевича Гагарина длился чуть более часа — 108 минут, однако он стал эпохальной вехой на пути освоения космического пространства. Имя первого космонавта планеты навсегда вписано в историю человечества. Дата 12 апреля 1961 года стала официальным и всенародно любимым праздником в нашей стране — Днем космонавтики. В 1969 году по инициативе Международной авиационной федерации ее стали также величать Всемирным днем авиации и космонавтики, а в 2011 году появилось еще одно название даты — Международный день полета человека в космос. На этот раз идея нового наименования принадлежала Генассамблее ООН. Как бы ни называли этот праздник в мире, для соотечественников Юрия Гагарина он остается таким, каким его предложил Герман Титов — День космонавтики. Сегодня трудно представить, что первый полет на околоземную орбиту готовился с некоторой поспешностью, обусловленной гонкой за лидерство в освоении космоса с американцами.
В руководстве страны стало известно, что наши соперники готовятся запустить пилотируемый корабль в конце апреля. Поэтому решено было ускорить старт советского космического аппарата «Восток». О том, что риск был велик, свидетельствует факт, который долгое время оставался под грифом «совершенно секретно». Перед полетом Юрия Гагарина были заранее подготовлены три правительственных сообщения. В первом «успешном» говорилось о победе советской науки и подвиге первого космонавта планеты. Во втором содержалась просьба о помощи в поиске корабля, если он приземлится не в заданном районе, а где-то в другой стране или в океане. И, наконец, третье «трагическое» — о гибели космонавта. Предусмотрительность руководства страны оказалась, к счастью, излишней: выполнив один оборот вокруг Земли, в 10 часов 55 минут и 34 секунды по московскому времени на 108 минуте полета корабль, пилотируемый Юрием Гагариным, успешно приземлился.
Огромная нагрузка и ответственность выпали на плечи космонавта в последующие годы, когда он объехал практически весь Советский Союз и побывал с визитами в 30 странах мира. Встречи с главами государств и королями, министрами и чиновниками, простыми людьми требовали от Юрия Алексеевича душевной отдачи и теплоты.
Тысячи людей хотели не только видеть космонавта, но и прикоснуться к нему. Тысячи километров в пути порой без сна и отдыха. Бесконечные собрания и заседания, встречи на предприятиях страны и в колхозах, в институтах и школах, в воинских частях — и везде выступления, ответы на тысячи вопросов. Первый космонавт Земли во время зарубежных поездок. Гагарин и Фидель Кастро на Кубе. Фото журнала LIFE. Юрий Алексеевич мечтал снова полететь в космос. Он прошел весь комплекс тренировок по программе полёта на космическом корабле «Союз» в качестве дублёра космонавта В. Но после гибели В. Комарова путь в космос был для него навсегда закрыт.
Юрий Алексеевич защитил дипломный проект в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и окончил академию с отличием по специальности «пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним». Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт». Гагарин Его ожидала карьера профессионального учёного-космонавта, но Юрий Алексеевич хотел летать. С трудом Ю. Гагарину удалось добиться разрешения снова сесть за штурвал самолёта. Начались дни упорного труда, тренировки, полёты, но 27 марта 1968 г. Вместе с ним погиб и летчик-испытатель полковник В. Урна с прахом Ю.
Гагарина и В. Серёгина была захоронена в Кремлёвской стене. Имя Ю. Гагарина было присвоено 1-му Центру подготовки космонавтов и Военно-воздушной академии. Город Гжатск и Гжатский район Смоленской области переименованы соответственно в г. Гагарин и Гагаринский район. Гагарина носят улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, на Байконуре и в Звёздном городке поставлены памятники космонавту.
Конструкторам эта идея пришлась по душе и со временем стала традицией.
Космонавты в невесомости лишены одного из видов психологической разгрузки — плача, поскольку слезинки не капают, а зависают на глазах в виде мелких жгучих шариков, которые они вынуждены смахивать руками. Впрочем, плакс в космос не посылают. Невесомость часто преподносит свои сюрпризы. Так, находясь в ней, человек растет. Это происходит оттого, что межпозвоночные расстояния увеличиваются, соответственно меняется и его рост. Был зафиксирован случай, когда космонавт стал выше на 11 сантиметров. Или еще: ученые провели эксперимент и выяснили, что храпящие на Земле люди, избавляются от этого недостатка в космосе. Одна из многих традиций советско-российской космонавтики зародилась случайно. Как-то один из сотрудников космодрома написал на борту ракеты-носителя имя своей любимой девушки — «Таня».
Запуск прошел успешно, в отличие от следующего раза: тогда на ракете не было этой надписи, и она взорвалась. С той поры неизвестная «Таня» стала своеобразным оберегом для наших космонавтов и всегда приносит удачу. Звездолеты побывали на Луне, доставили на поверхность Марса и Венеры автоматические зонды. Некоторые космические корабли отправились за пределы Солнечной Системы, неся послания землян другим неведомым цивилизациям. А началось все с одного витка вокруг Земли, сделанного Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года. С Днем космонавтики!
Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос
Он не знал, долетит ли до орбиты, и не знал, вернется ли. В корабле не было системы спасения, а ракета, хоть и была тысячу раз перепроверена, не обеспечивала стопроцентной безопасности. Работа по созданию пилотируемого космического корабля началась в 1957 году, и уже через год были определены основные черты будущего аппарата, а эскизный проект разработан в 1960 году. Параллельно с этим конструктивно дорабатывалась ракета «Р-7», которая должна была вывести корабль на орбиту.
Кроме того, были отработаны системы возвращения корабля на землю, катапультирование космонавта, снижение действия перегрузок на организм человека. В 1959 году, узнав о наборе в отряд космонавтов, Юрий Гагарин подал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов.
По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: "Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально".
Расчетом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка", — доложил на Госкомиссии после полета Гагарин. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали! Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли.
Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова: "Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота! Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво! Тормозной двигатель, как и положено, сработал на 67-й минуте орбитального полета, и "Восток" с Гагариным начал спуск.
Однако и здесь не обошлось без неприятных сюрпризов: тормозная двигательная установка не выдала полный импульс из-за потери части топлива. Причиной стало неполное закрытие обратного клапана наддува бака горючего. Корабль пошел на спуск по более пологой траектории. Также не по плану пошли и последующие операции. В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо.
Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки.
В этот день ровно 60 лет назад воплотилась в жизнь мечта о полете в космос. Мы гордимся, что первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Гагарин. Русские ученые, изобретатели и конструкторы открыли внеземное пространство для всего мира: создали технологии, позволившие совершить полет, выйти в открытый космос, вывести на орбиту станцию, ставшую исследовательской базой для многих стран мира. Россия остается в авангарде космических исследований, а Москва — сосредоточением научной и технической мысли, площадкой для уникальных разработок, исследований, открытий. Сегодня в нашем мегаполисе строится крупнейший в мире Национальный космический центр, который станет местом реализации самых смелых проектов.
Здесь будут располагаться ключевые организации ракетно-космического комплекса, лаборатории, производственные площадки, научно-исследовательские центры ведущих вузов. Уверен, нас ждут новые космические победы! Желаю всем успехов и благополучия! Гагарина», депутат Московской городской Думы Олег Артемьев, фракция партии «Единая Россия»: «Сегодня наша страна и весь мир отмечают особенный, юбилейный День космонавтики! Ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин навсегда вошел в мировую историю как первый космонавт планеты, совершив полет на космическом корабле «Восток»!
По полученным данным с борта космического корабля «Восток», в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо». В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет, протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо». В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза. После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
«Советский гражданин майор Гагарин стал первым человеком, вернувшимся на Землю из космического полета», — вот так подает новость немецкая Tribune. Как готовился и проходил первый космический полет космонавта Юрия Гагарина, и какие сложности в ходе его выполнения возникали, «» вспоминает в историческом онлайне вместе с Антоном Первушиным, автором новой книги «Юрий Гагарин: один полет и вся жизнь». 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт. Юрий Гагарин пробыл в космическом пространстве 108 минут — за это время «Восток» облетел Землю. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт.
Как Юрия Гагарина встречали после полета (ФОТО)
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в космосе. Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин. для тех, кто нам хоть немного симпатизировал. 61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе.