В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Буквально накануне войны, в январе 1991 г., иракский президент в одной из своих речей заявил: «Американцы придут сюда, чтобы продемонстрировать акробатические трюки, подобные тем, что показывают в фильмах о Рэмбо. Спору нет: американцы и их союзники в 1991 году одержали верх над, как тогда считалось, самой мощной «военной машиной регионального масштаба», имевшей опыт восьмилетней войны с не менее сильным традиционным противником Ирака — Ираном. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта.
Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года
Общая площадь пятна составила 11 000 кв. Эксперты полагают, что так Багдад пытался спровоцировать дефицит воды: Саудовская Аравия не могла забирать из залива воду для опреснения. Пострадали также дельфины, морские выдры и др. Страну затянуло едким дымом, солнечные лучи не достигали поверхности земли.
Опустилась температура воды в Персидском заливе.
Военные действия продолжались 100 часов. Суверенитет Кувейта был восстановлен. Израиль оказался по одну сторону "баррикад" с частью арабских стран. Для журналистов были созданы специальные "пулы", а корреспонденты телеканалов стран коалиции могли сопровождать войска. В частности, были использованы система спутниковой навигации и беспилотники. Впервые в боевых условиях был осуществлен перехват зенитными ракетными комплексами "Пэтриот" MIM-104 Patriot баллистических ракет, запускаемых Ираком. США массово применяли крылатые ракеты корабельного базирования "Томагавк" BGM-109 Tomahawk, выпущено 297 ракет, из них 282 успешно поразили цели.
Впервые было осуществлено масштабное применение ударных самолетов-"невидимок" F-117. Потери По разным оценкам, жертвами операции стали от 30 до 150 тыс. В ходе операции серьезно пострадала инфраструктура страны, было разрушено большое число промышленных и нефтедобывающих предприятий. По заявлениям руководства многонациональных сил, их потери составили около 340 человек, из них 293 — американские военнослужащие в том числе 145 человек — небоевые потери. Потери авиации стран коалиции составили 52 самолета и 23 вертолета. Невыученные уроки Казалось бы, это была идеальная операция с идеальными целями — освобождение оккупированной агрессором страны при минимальных потерях.
Во время первой войны в Ираке в 1991 г. А количество работающих школ сократилось с 1990 до 2003 г. Затраты на образование за период санкций упали с 230 до 23 миллионов в год. Деградировал уровень образования и грамотности населения. Как всегда, американцы показали, что умеют лишь уничтожать, а не строить. После рекламной кампании, как они будут строить в Ираке школы и больницы, оказалось, что работы в этом направлении запланированы лишь символические, для отвода глаз. Уже в ноябре 2003 г. Иракское нефтяное богатство — несколько триллионов долларов — по результату войны оказалось под фактическим контролем Соединенных Штатов. Текущая цена на нефть колеблется в диапазоне примерно от 55 до 60 долларов США за баррель. Таким образом, общая стоимость разведанных залежей составляет от 6,2 до 6,75 триллионов долларов или около 6 общих годовых бюджетов США, или 15,5 военных годовых бюджетов все тех же США. Конечно, общие запасы нефти в Ираке могут оказаться гораздо значительнее. Компания, возглавлявшаяся с 1995 по 2000 год вице-президентом США Ричардом Чейни и еще сейчас ежегодно выплачивающая ему до 1 миллиона долларов КBR , будет эксплуатировать иракские месторождения и распоряжаться всей добываемой там нефтью. А что вы хотели? Война в Ираке обходится США в 6,5 млрд. Так иракская нефть перешла в полное владение США, а заявления, что "иракская нефть принадлежит народу Ирака" оказались пустыми словами. Зато сам Ирак, в результате военных атак США и сохранявшихся в течение 12 лет санкций, оказался среди наименее экономически развитых стран мира. Валовой национальный продукт Ирака за последние два десятилетия сократился в несколько раз. На американской листовке, которую разбрасывали над Ираком во время боевых действий, США грозит карой тем, кто будет каким-либо образом наносить вред нефтяным запасам Ирака. В 2004 году начался громкий международный скандал, который выявил коррупцию и связи с преступлениями ООНовских чиновников из крупнейшей операции по контрабанде иракской нефти в нарушение программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие" в 1996-2003 гг. Появились доказательства того, что высшие чиновники ООН, включая Генерального секретаря Кофи Анана, его сына Коджо Анана, и заместителя Генерального секретаря ООН Бенона Севана присвоили миллиарды долларов из средств, которые должны были пойти на гуманитарную помощь иракскому народу. Эти деньги были переведены на личные счета ООНовских чиновников. Захваченные в Ираке документы доказывают, что Севан и сын Анана очень хорошо заработали на программе "Нефть в обмен на продовольствие", помогая Саддаму Хусейну отмывать деньги, которые затем шли на закупку режимом Хусейна оружия и оплату роскошного образа жизни Хусейна. Иракские мирные жители страдали от последствий торгового эмбарго, введенного миром против режима Хусейна. На образ жизни Хусейна это эмбарго разумеется не повлияло: он жил с роскошью, присущей древним вавилонским королям. В 1995 г. В соответствии с программой Саддам мог продавать нефть и приобретать продовольствие, лекарства, средства для разминирования и строительства школ, больниц и водоочистных сооружений. Однако лишь малая часть денег от проданной нефти пошла на осуществление этих проектов, дабы уменьшить страдания иракцев. Сын Кофи Анана стал консультантом с восьмизначным окладом швейцарской компании Cotecna Inspection SA, которая одобряла и отслеживала контракты по продаже нефти по программе "Нефть в обмен на продовольствие". Но огромная сумма растраты, и длительность времени, на протяжении которого она происходила, указывает на соучастие сотен высших чиновников ООН. Популярность бывшего иракского президента Саддама Хусейна среди жителей страны стремительно растет. Сообщается о десятках новорожденных детей, названных в честь диктатора, чего не наблюдалось даже в период его правления. В населенных пунктах, где проживают сунниты, постоянно происходят столкновения между военными и гражданскими лицами, зачастую оканчивающиеся победой последних. Фактически временная администрация не контролирует эти районы и старается всячески скрыть факты своего бессилия. Жители Ирака недовольны тем, что американцы по любому поводу готовы применить оружие. Погибнуть под огнем коалиционных сил в сегодняшнем Ираке можно занимаясь установкой телевизионной антенны и даже совершая утреннюю молитву. Нередки также случаи мародерства среди военных США, естественно, остающиеся безнаказанными. Всё это приводит к определённой "ностальгии" по свергнутому режиму. В декабре 2003 г. Aмериканская армия пришла и оцепила весь квартал. Они просто вломились в школу, в каждый класс с оружием. Они искали детей, участвовавших в демонстрации по фотографиям, которые сделали во время её проведения. Они буквально выволокли некоторых школьников за одежду по полу из классов. Захватчики использовали против школьников слезоточивый газ, стреляли поверх голов для устрашения. Одного ученика избили так, что сломали ему руку. У них были электрические палки, и они били школьников. Некоторых рвало, некоторые плакали, и все дети были очень напуганы. Школа была окружена танками, над нею кружили вертолёты... Детей отпустили только после 10-12-часовых допросов и издевательств. В начале января 2004 г. Захватчики надругались над Кораном, священной книгой мусульман, вырвав из неё страницу, забрали ящик для сбора пожертвований и компьютер, избили нескольких иракцев и еще более 30 человек увели собой. Действия американских солдат вызвали бурный протест со стороны местных жителей. У стен мечети собралось около полутора тысяч человек. Они обвиняли американских солдат в бесстыдном попрании религиозных традиций и в осквернении священных предметов. Извинений они, конечно, не дождались. Иракцы не спешат защищать грудью оккупантов и установленный ими режим. Отчасти этому способствует низкая зарплата коллаборантов и постоянная угроза жизни со стороны не только партизан, но даже собственных родственников. Подавляющему большинству из них не предъявлено никаких обвинений. Так же требуют, чтобы за каждую убранную мину и неразорвавшуюся бомбу им выдавали одного партизана иракского сопротивления. Мины, естественно, так и остаются лежать. Некоторые сельскохозяйственные районы уже практически непригодны для работы, так как крестьяне всё время подрываются на американских "подарках". Захватчики разминируют лишь те объекты, которые нужны им самим. Идут аресты профсоюзников, которые занимались организацией митингов безработных, которых в январе 2004 г. Нет митингов — нет проблемы. Рабочий день в Ираке составляет сейчас 11-13 часов. Вот они права человека! Средняя зарплата — 60 долларов в месяц, американцы запретили выплачивать какие-либо премии и повышать зарплату, чтоб им не надо было много тратить на восстановление страны. Впрочем, через год после начала боевых действий даже в Багдаде никаких восстановительных работ не проводится. Люди настолько обнищали, что вынуждены в массовом порядке искать еду на свалках и мусорках. Из домов, где проводят обыски солдаты США, постоянно пропадают деньги и золото. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта "Война и Мир".
Иракские удары 300-миллиметровыми ракетами по передовым позициям, а по тылам — ракетами «Скад» вызывали разрушения и людские жертвы. В 2007 году министерство по делам ветеранов США в своём бюллетене упомянуло о потере нескольких тысяч человек во время боевых действий. Однако позднее эти данные никак не были ни подтверждены, ни опровергнуты и даже не обсуждались ни ведущими политиками страны, ни СМИ. Большой военный эксперимент Авиаудары продолжались более месяца — наземная операция МНС в Кувейте началась 24 февраля, после обхода войсками коалиции иракских подразделений со стороны пустыни. По мнению экспертов, быстрота разгрома объясняется тем, что американцы хорошо проработали наступление в тактическом плане: силы обороняющихся были скованы британскими войсками, затем с помощью электроники и высокоточного оружия иракцы были «ослеплены», управление их военными формированиями было нарушено. Иракцы не стали устраивать аналог Сталинграда, а просто побежали с позиций. На их счёт, правда, можно записать успешное использование ракет «Скад», которыми и сегодня пользуются повстанцы в Йемене и талибы в Афганистане. Плюс довольно удачное наступление на Хафджи. В целом при иной военной организации армия Ирака вполне могла бы успешно противостоять американцам и их союзникам. Утром 28 февраля багдадское радио объявило о прекращении огня, а 3 марта командующий МНС американский генерал Норман Шварцкопф вместе с министром обороны Саудовской Аравии Халидом бин Султаном подписали с представителями Ирака соглашение об окончании боевых действий. Позднее, в августе 1991-го, генерал Шварцкопф публично высказал критику в адрес президента США Джорджа Буша — старшего за нежелание дать команду силам МНС идти на Багдад, за что был отправлен в отставку. Позднее высокопоставленные чиновники Белого дома заявляли, что в случае принятия такого решения США оказались бы в роли оккупантов во враждебной стране. Впрочем, именно так и случилось спустя 12 лет, когда в 2003 году американские войска вторглись в Ирак, свергнув Саддама Хусейна и фактически породив ИГИЛ, в руководстве которого позднее оказалось немало высокопоставленных саддамовских военных.
20 лет назад. Война в Ираке
Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года (тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака). В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов. Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года.
«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?
Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право».
В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г. ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г. Генеральному секретарю ООН было поручено к 18 мая 1991 г. Ирак обязан представить отчет об имеющихся у него ядерных вооружениях. Он также обязан не чинить препятствий работе инспекционной комиссии на его территории, по завершении которой Международное агентство по контролю за ядерной энергией должно представить план превращения Ирака в безъядерную страну. Это же агентство должно разработать план уничтожения веществ, предназначенных для создания в Ираке ядерного оружия, и предприятий, работающих в этой области; - часть будущих поступлений Ирака от нефти будет изыматься в фонд компенсации потерь и ущерба, нанесенных собственности Кувейта и иностранных государств, в том числе и в плане экологии. Генеральный секретарь ООН обязан разработать подробные рекомендации, касающиеся выплаты Ираком вышеупомянутых компенсаций, с учетом потребностей народа и экономики Ирака.
Ирак обязан также выплатить все долги, которые были у него до начала боевых действий; - разрешается продажа Ираку продуктов питания и импортирование им необходимых для населения товаров. Запрещается же продажа оружия Ираку на период, установленный Советом Безопасности. Проверка выполнения наложенных на Ирак санкций в области торговли осуществляется каждые 60 дней при принятии Ираком условий прекращения огня; - Ираку разрешается экспорт нефти в том случае, если Совет Безопасности будет удовлетворен выполнением Ираком плана выплаты компенсаций и требований по уничтожению оружия массового поражения. Ответственность за контроль над предоставлением Ираку возможности закупать продовольствие и другие необходимые товары несет Комитет по введению санкций, созданный Советом Безопасности. Он же контролирует экспорт Ирака пункт 22. Он продолжал оккупировать и грабить Кувейт.
Эти зоны были созданы на севере и юге страны для защиты соответственно курдов и шиитов, подвергавшихся репрессиям со стороны правительства Саддама Хусейна, после восстаний 1991 года. Патрулирование зон осуществлялось американской и британской авиацией. Тем не менее, серьёзных действий в отношении защиты населения Ирака сделано не было. В 1995 году по инициативе американского президента в рамках ООН была организована программа «Нефть в обмен на продовольствие», целью которой была поддержка простых граждан Ирака, пострадавших от международных экономических санкций, направленных на демилитаризацию режима Саддама Хусейна в Ираке. Несмотря на первоначальное несогласие, в мае 1996 года Ирак подписал меморандум о взаимопонимании, начав подготовку к выполнению этой резолюции. На деньги от продажи нефти было разрешено тратить только те товары, на которые не было наложено эмбарго. При этом товары, потенциально пригодные для применения в качестве химического, биологического или ядерного оружия, не поставлялись независимо от объявленных целей. Кризис 1998 года Причиной кризиса 1998 года стала попытка Иракского правительства увязать продолжение инспекций со снятием санкций, введённых против него после войны. Когда этот вопрос не получил положительного решения ООН, 31 октября Ирак объявил о прекращении сотрудничества с международной комиссией. Кризис продолжался две недели. К этому времени США уже подготовили военную операцию против Ирака. Как позже укажет в своих мемуарах президент США, он отменил нанесение удара в последний момент, когда боевые самолёты уже находились в воздухе. Комиссия продолжила свою работу, однако, как и прежде, столкнулась с нежеланием Ирака идти на полное сотрудничество. Глава комиссии обвинил Ирак в том, что он отказывается разрешить комиссии посещение некоторых объектов и не предоставляет документы о производстве химического оружия. Из-за невозможности продолжать инспектирование комиссия покинула Ирак 16 декабря. Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ. Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна. В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции. Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно. Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции. Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого. Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. На этом настаивало правительство Советского Союза. В течение лета и осени 2002 года ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса, однако Саддам Хусейн игнорировал данные требования. Госсекретарь США демонстрирует доказательства против Ирака в ООН На основании этого в 2002 — 2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями. Данные американской и советской разведок, опубликованные после конфликта, говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой также вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года. К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана. Комиссия ООН прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала военных действий, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства.
Всего было израсходовано около 100 ЛП. Они были оснащены американскими противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM с усовершенствованной системой наведения, а также новейшими английскими противорадиолокационными ракетами ALARM, которые применялись впервые. Данные ракеты еще не состоят на вооружении, и их испытания к началу боевых действий не были даже завершены. Поскольку у каждой противорадиолокационной ракеты несколько пассивных режимов наведения, ударные группы самолетов могли атаковать РЛС ПВО с применением самых разнообразных тактических приемов. В режиме прямого наведения атака излучающей РЛС осуществляется по наикратчайшей траектории. Однако для использования ракеты в данном режиме необходимо точно знать расположение радиоэлектронных средств ПВО на местности. С образованием коридора в зоне ПВО и после ввода в него ударных самолетов применяется режим подавления. С использованием этого режима осуществляется одновременный пуск ракет с целью уничтожения нескольких РЛС, расположение которых не известно с достаточной точностью. Этот режим предназначен также для подавления корабельных РЛС при условии постоянного перемещения корабля-цели. В режиме ожидания на ракете может раскрываться специальный парашют, что дозволяет ей уменьшить вертикальную скорость снижения и увеличить время поиска источника радиоизлучения в назначенной зоне или же ждать момента включения РЛС противника. При комбинированном режиме наведения ракета может сразу наводиться на работающую РЛС или переводиться в режим ожидания с раскрытием парашюта при выключении РЛС противника. В универсальном режиме наведения траектория ракеты оптимизируется с учетом высоты пуска. После пуска ракета занимает оптимальную высоту полета для поиска цели. Характерными особенностями боевых действий ударных самолетов являлось активное применение высокоточного авиационного оружия, малозаметных истребителей-бомбардировщиков F-117A и нанесение совместно с крылатыми ракетами морского базирования "Томахок" четко скоординированных по времени и рубежам ударов. Выход самолетов к атакуемым объектам осуществлялся в строго запланированное время сразу же за крылатыми ракетами. План подавления иракской системы ПВО предусматривал первоочередное уничтожение ЗРК, стационарных постов дальнего радиолокационного обнаружения, пунктов управления и узлов связи. Эта задача ставилась новейшим тактическим истребителям F-117A, предназначенным для выполнения атак в ночное время я имеющим соответствующее оборудование и вооружение. В течение первой ночи боевых действий F-117A из состава 415-й тактической истребительной авиаэскадрильи действовали по позициям ЗРК на западе Ирака.
Они будут бить по иранским «прокси», прежде всего на территории Сирии и Ливана. Но американцы и так это делают. Поэтому слишком большой эскалации, видимо, не будет», — считает Марков. Иными словами, американцы не хотят прямого конфликта с Ираном. США устраивают точечные обстрелы союзников Ирана в режиме некой «тренировки» в условиях, приближенных к боевым. Американцы не хотят прямого конфликта с Ираном. Таким образом, текущее военное обострение Ирана с США и Израилем имеет небольшие шансы на серьезную эскалацию. Наш эксперт подробно разобрал худший вариант и объяснил, почему он вряд ли будет реализован «на земле». Возможное развитие событий при таком повороте — массированные удары Ирана по Израилю и ответные из Тель-Авива. Посылать западные войска на территорию Ирана вряд ли будут. Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает. К тому же очень тяжело для США в дальнейшем поддерживать эту оккупацию.
Ветеран войны в Ираке утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу - News.ru
Последствия были ужасны — погибли тысячи птиц, множество рыбы и других представителей фауны. На Ближнем Востоке некоторое время после этого шли так называемые черные дожди. Действия бежавшей иракской армии привели к крупнейшей экологической катастрофе своего времени. Изоляция Ирака Каковы были политические последствия, к которым привела война в Персидском заливе? Кратко говоря, в регионе был восстановлен статус-кво. Кувейт освободили, туда вернулось легитимное правительство. Саддам Хусейн в 2002 году принес свои официальные извинения этой стране, которые, однако, не были приняты. Для Ирака после «Бури в пустыне» началась полоса изоляции. Западные санкции сохранились. После поражения в войне на севере страны начались восстания курдов и шиитов. Выступления этнических и религиозных меньшинств были жестоко подавлены армией Ирака.
Карательные операции привели к гуманитарной катастрофе в регионе. Из-за этого в северные районы были введены войска международной коалиции. Это решение мотивировалось обеспечением безопасности курдов. Кроме того, для прекращения бомбардировок мирного населения были введены бесполетные зоны, куда не могли залетать иракские самолеты. Война в Персидском заливе, причины которой лежали в авантюрных решениях Саддама Хусейна, привела к эскалации напряженности на всем Ближнем Востоке. Хотя с ее окончанием ситуация относительно стабилизировалось, в регионе осталось много нерешенных противоречий и конфликтов. Из-за них через десять с лишним лет началась вторая война в Персидском заливе. Предпосылки для новой войны После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения химического, бактериологического и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Она успешно следила за исполнением решения ООН вплоть до конца 90-х, когда власти Ирака отказались сотрудничать с этой структурой.
Проблема наличия у Хусейна запрещенного оружия стала одной из причин очередной войны в Персидском заливе. Не было других поводов для вторжения сил США и их союзников вплоть до 2001 года. Тогда 11 сентября в Нью-Йорке произошли теракты, устроенные группировкой «Аль-Каида». Позже американское руководство обвинило Хусейна в связях с этими исламистами. Претензии США подвергались сомнению с самых разных сторон. До сих пор распространена точка зрения о том, что американское вторжение было не только ошибочным, но и незаконным. Второе вторжение в Ирак 20 марта 2003 года началось новое вторжение международной коалиции в Ирак. В союз, помимо США, вошли еще 35 стран. На этот раз, в отличие от Первой войны в Персидском заливе, не было такой тщательной авиационной бомбардировки. Упор делался на сухопутное вторжение, плацдармом для которого стал все тот же Кувейт.
Активная фаза операции в марте-мае 2003 года сегодня известна как Иракская война, или Вторая война в Персидском заливе хотя фактически бои шли по всей стране, а не только на побережье. За три недели коалиции удалось захватить все крупнейшие города страны. Битва за Багдад шла с 3 по 12 апреля.
Ирак тогда оккупировал Кувейт под предлогом воровства этой страной нефти американцы действительно предоставили Кувейту технологии наклонного бурения, позволяющего заглубляться в «резервуары» соседей , а, по сути, Ирак агонизировал из-за низкой стоимости этой самой нефти — 18 долларов за баррель. Было бы 25 долларов за баррель — Ираку бы хватило, чтобы поправить финансовое и экономическое положение после недавно закончившейся затратной ирано-иракской войны. Из любой ситуации нужно делать выводы и извлекать опыт, в том числе содержащий ошибки конфликтующих сторон. Бесспорно, российский Генштаб досконально изучил ход операции «Буря в пустыне» как и многие другие и составил свою тактику действий, которая сейчас позволяет нашим ВКС успешно и бескровно действовать в Сирии против боевиков «Исламского государства» запрещенная в России террористическая организация , эффективно поддерживая с воздуха правительственные войска и патриотическую оппозицию. Непосредственно сама операция «Буря в пустыне» длилась с 17 января по 24 февраля 1991 года и стала частью так называемой Первой войны в Персидском заливе «Война в заливе».
Ей предшествовала операция «Щит пустыни», начавшаяся 7 августа 1990 года с размещения американских войск в Саудовской Аравии. Последующая операция — «Сабля в пустыне» — продолжалась с 24 по 28 февраля 1991 года и представляла наземную операцию МНС, которая привела к разгрому иракской армии, освобождению Кувейта и продвижению войск коалиции на глубину до 50 километров на территорию самого Ирака. Багдад тогда заявил о прекращении сопротивления по всем фронтам и признал все резолюции Совбеза ООН. Как же тогда, 25 лет назад, развивались события? К началу военных действий в регионе противостояния противоборствующие стороны развернули мощные группировки различных видов вооруженных сил. МНС во главе с США имели почти в три раза больше боевых самолетов и абсолютное превосходство в военно-морских силах. Эти силы включали до 600 тысяч человек, свыше четырех тысяч танков, более 3 700 орудий полевой артиллерии и минометов, около двух тысяч самолетов и более 100 кораблей. Впрочем, и Ирак был крепким орешком.
Его армия превосходила коалицию в личном составе, танках и артиллерийских системах свыше 700 тысяч военнослужащих, около пяти тысяч танков, более восьми тысяч орудий полевой артиллерии и минометов, до 700 боевых самолетов и около десяти кораблей. Но по боевым возможностям, и прежде всего по качеству вооружения и боеприпасов, созданных по последним военным технологиям, преимущество было на стороне МНС.
Конфликт начался 2 августа 1990 с момента вторжения иракской армии в Кувейт. Завершился 28 февраля 1991 года полным освобождением арабской страны. Конфликт известен невиданным до того времени размахом применения авиации, не с точки зрения количества самолетов, а по влиянию на ход боевых действий, а также «умного» и высокоточного оружия. Благодаря широкому освещению процесса боевых действий в СМИ, получила название «телевизионной войны».
Книга американского исследователя Кевина Вудса "Мать всех битв3: стратегический план Саддама Хусейна для войны в Персидском заливе"4 представляет собой попытку пролить новый свет на американо-иракские отношения той поры, основываясь на иракских документах, захваченных американскими войсками после взятия Багдада в 2003 году. То, что за это дело взялся К. Вудс, совсем не случайно. Имя его хорошо знакомо американским конгрессменам, перед которыми он неоднократно выступал с докладами о результатах анализа разных источников, добытых в Ираке5. В 2006-2007 годах К. Вудс возглавлял рабочую группу по изучению восприятия американских акций саддамовским режимом, из-под пера которой вышло несколько публикаций на эту тему6. Отдавая должное этому американскому аналитику, подчеркнем, что в одном из исследований К. Вудс не преминул огласить свой вывод об отсутствии прямой связи между Ираком эпохи С. Хусейна и "Аль-Каидой"7. В результате работа с таким выводом в открытой печати опубликована не была. Первоначально Объединенное командование вооруженных сил США объявило о том, что она будет доступна только на CD-диске и по официальному запросу8. Но на деле на ряде сайтов, в том числе и официальном сайте Объединенного командования, впоследствии была размещена отредактированная версия исследования9. Пытаясь понять логику стратегии С. Хусейна во время войны в Персидском заливе, К. Вудс поставил перед собой четыре главные цели: представить наиболее достоверную картину событий тех лет, подвергнуть их критическому анализу, посмотреть на войну глазами противника и показать, как адаптировались к послевоенной ситуации в США и Ираке с. В этой связи он даже несколько претенциозно уподобляет свой труд работам американских и английских авторов, пытавшихся понять логику Германии во Второй мировой войне как бы изнутри, вникнув в психологию немецких политиков и генералов c. Хотя нельзя не согласиться с мнением К. Вудса о том, что способность уловить оценку ситуации противником позволяет не только найти объяснение принятых врагом решений, но и предвидеть его будущие действия, поэтому является необходимым если не главным компонентом победы над ним с. В подкрепление своих рассуждений автор опирается на изречение легендарного китайского военачальника Сунь-цзы: "Поэтому и говорится что, если знаешь его [противника] и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение" с. Значительная часть книги посвящена исследованию взглядов иракского руководства на международную обстановку в период войны и рассмотрению факторов, позволивших С. Хусейну воспринимать результаты сражений иракских сил с войсками многонациональной коалиции как весьма удачные для Багдада. Одним из главных оснований для таких оценок послужила оказавшаяся достаточно успешной наступательная операция иракцев 29-31 января 1991 года в районе приграничного с Кувейтом города-порта Аль-Хафджи с. В целом же, как следует из оказавшихся в руках американского аналитика документов, иракское командование допустило в дни войны многочисленные стратегические и тактические просчеты. В их числе автор перечисляет и то, что вплоть до самого начала американского наступления, несмотря на сообщения разведки, иракское руководство не верило, что главный удар в ходе наземной операции американцы нанесут на западном фланге, в глубь территории Ирака, и то, что удар войск коалиции в феврале 1991 года застиг иракские войска врасплох и привел к их беспорядочному отходу, усиленному к тому же противоречивыми распоряжениями С. Хусейна с. Вудс подчеркивает огромный разрыв между оценкой состояния иракской армии в Багдаде и реальным положением дел на фронте, где отрезанные от линий снабжения и испытывающие недостаток продовольствия и воды иракские солдаты были неспособны оказать серьезное сопротивление войскам коалиции с. Свидетельства, обнаруженные К. Вудсом, позволяют по-новому взглянуть на возможность свержения С. Хусейна, которую американский Президент Дж. Буш не исключал в ходе войны. Из них следует, что в конце февраля 1991 года иракская армия была готова повернуть оружие против С. Хусейна, но не хватало лишь лидера, способного бросить ему вызов.
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу
Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире. коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД». В Ираке вновь атакована колонна с американскими военнослужащими. Как сообщает корреспондент НТВ, один человек погиб, двое получили ранения. «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш.
Война в Ираке: американский «блицкриг» на Ближнем Востоке
Вторжение США в Ирак в 2003 году по своему масштабу, ходу и результату до настоящего времени остается образцом блестяще проведенной крупной военной операции. Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000. война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами.
Война в Ираке: американский «блицкриг» на Ближнем Востоке
Это пункты управления, промышленные предприятия, инфраструктура и войска. Есть также пункт об ударах, призванных сломить "волю населения". Далее в этом документе говорится: "Удары по таким объектам, как пункты вещания телевизионных каналов и радиостанции, а также электростанции и распределительные сети ослабят волю гражданского населения курсив автора. Удары по гражданской инфраструктуре и "воле населения" запрещены нормами международного гуманитарного права и являются военным преступлением. Если "ослабление воли гражданского населения" было одной из целей бомбовых ударов по электростанциям и распределительным сетям, то США наверняка преследовали ту же самую цель, что и после войны в Персидском заливе, когда упорно отказывались дать Ираку возможность отремонтировать эти объекты. Полное разрушение гражданской инфраструктуры Ирака Публично руководство США и их союзников отвергало наличие у него намерений нанести ущерб гражданскому населения и гражданским объектам. Однако их вооруженные силы наносили удары, выводили из строя, разрушали и причиняли ущерб крупным объектам гражданской инфраструктуры на всей территории Ирака. Среди прочего, было разрушено большинство электростанций и линий электропередачи, плотины различного назначения, нефтеперерабатывающие заводы, пищевые предприятия, склады продовольствия и семян, мелькомбинаты, один молокозавод, сахарные заводы, фабрика по производству шприцев, системы связи, ирригационные сооружения, городские системы водоснабжения и канализации. Пострадал даже завод по производству вакцин для животных.
И, конечно же, бомбы не пощадили гражданские автомашины, автомобильные и железные дороги, аэропорты, мосты, а также многочисленные промышленные, коммерческие, образовательные, религиозные и культурные объекты. Оценки ущерба от бомбардировок 1991 года очень разные. Минимальную оценку дало в 1991 году ЦРУ, назвав сумму в 30 миллиардов долларов. Но более реалистичная оценка составляет 200 миллиардов долларов. Разрушение электроэнергетической системы Более 90 процентов мощностей иракской электроэнергетики было выведено из строя уже в первые часы войны. Сюда входят 11 крупных электростанций и 119 подстанций. Если в декабре 1990 года действующие генерирующие мощности составляли 9 000 мегаватт, то к марту 1991 году они были уменьшены до 340 мегаватт. Очевидно, Соединенные Штаты использовали специальное оружие, созданное для уничтожения объектов электроэнергетики, в данном случае иракской.
Офицеры ВВС США признавали, что удары по иракской инфраструктуре в том числе, по системе электроснабжения имели отношение к попыткам "ускорить воздействие санкций", то есть, "ослабить волю" гражданского населения и подтолкнуть его к свержению Саддама Хусейна. Ему нужно, чтобы кто-то дал возможность восстановить нормальную жизнь. Так вот, если у поддержанной ООН коалиции есть политические цели, она может сказать: "Саддам, когда ты согласишься сделать то-то и то-то, мы позволим твоим людям починить электросеть". Это дает нам долговременные рычаги давления. Геллман связался с военными аналитиками, и те посчитали, что на ремонт разрушенных трансформаторов и подстанций с помощью Запада уйдет около года, а вот для ремонта разрушенных американскими бомбовыми ударами главных машинных залов электростанций понадобится намного больше времени — пять лет. Руководство Пентагона, с которым связался Геллман, отказалось дать письменные разъяснения о конкретном военном значении 28 объектов электроэнергетики в 1991 году. Один офицер, которому позвонил Геллман, сказал: Люди говорят: "Вы что, не знали, что бомбовые удары окажут воздействие на водоснабжение и канализацию". Да знали мы это.
А зачем, как вы думаете, мы тогда вводили санкции — чтобы выручить иракский народ? Мы наносили удары по инфраструктуре, чтобы усилить воздействие санкций и поскорее получить от них эффект.
Суннитское меньшинство, традиционно составлявшее основную часть политической верхушки страны Саддам Хусейн также был суннитом , ушло в оппозицию и инициировало партизанскую войну. Рост экстремизма в Ираке Балканизация иракского народа стала благодатной почвой для экстремистов — в первую очередь для филиала "Аль-Каиды" в Ираке, объявившего в 2013 году об обособлении и именующегося теперь "Исламское государство" запрещено в РФ. Поскольку ИГ принадлежало к суннитской ветви, организацию пополнили многие иракские сунниты, проживающие преимущественно на северо-востоке страны. В 2015 году, когда иракские правительственные силы начали широкомасштабную кампанию по освобождению захваченных районов, группировка контролировала более 90 тысяч квадратных километров в Ираке и соседней Сирии. Зачистить завоеванные города от игиловцев у Багдада получилось только к зиме 2017 года. Насилие в обществе Военное вторжение, гражданская война и терроризм привели к гибели сотен тысяч граждан Ирака.
Последние годы актуальными стали проблемы с соблюдением прав человека: пытки, сексуальное насилие, ущемление прав заключенных, активистов, журналистов, женщин. На землях, освобожденных от игиловцев, фактически действует система коллективных наказаний в отношении семей, чьи члены могли воевать за исламистов.
Один из наиболее известных военных конфликтов второй половины XX века. Ирак оккупировал Кувейт в августе 1990 года, снова, как в 60-е годы, предъявив претензии на право управлять эмиратом, каковой в иракской традиции считается бывшей частью Османской империи, обвинив южного соседа в воровстве нефти из приграничных месторождений, а также — и эта версия жива среди иракцев до сих пор — в участии в неком международном противоиракском заговоре.
Ночью 2 августа 1990 года четыре регулярные дивизии иракской армии вторглись в Кувейт. Ввиду полного военного превосходства противника наземные подразделения вооружённых сил Кувейта вели сдерживающие бои, в то же время отступая на территорию Саудовской Аравии. Основная часть авиации ВВС Кувейта успела перебазироваться на саудовские аэродромы.
Антивоенная направленность статей наблюдается ближе к средине проведения операции «Буря в пустыне» 1991 г.
Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» 1991 г. Примечания Здесь и далее приведены данные в максимальном процентном соотношении частоты встречаемости единицы счета от общего массива статей в газете. Gordon M. The New York Times, September 8.
Schmitt E. Times Book. Shenon P. New York: Twelve.
New York: Holt. Библиография Аронсон Э. Вартанова Е. Серия 10: Журналистика.
Волковский В. Винокуров И. Психологическая война. Гриняев С.
Война в Персидском заливе (1991)
Ведь когда регион напичкан вашими военными базами, договариваться с правителями стран намного проще. Под знаменами демократии Ситуация радикально изменилась в сентябре 2001 года. Террористические атаки в США изменили мир куда сильнее, чем казалось в те дни. Америка всегда была чувствительна к внутриполитическим вопросам. Террористы искусно спровоцировали Вашингтон на неразумные шаги. Если операцию в Афганистане, стартовавшую в октябре 2001-го, еще можно было понять, то второе вторжение в Ирак в марте 2003-го уже ломало выгодную Америке мировую структуру. В те годы это было очевидно еще не всем, хотя отдельные неглупые люди вроде Збигнева Бжезинского начинали бить в колокола уже тогда. Но услышаны не были. Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость.
Страну затянуло едким дымом, солнечные лучи не достигали поверхности земли. Опустилась температура воды в Персидском заливе. И это навредило экосистеме ещё сильнее, чем разлив нефти. Пожары на скважинах тушили до ноября.
Контроль над мировым центром нефтедобычи был очень важен. Например, договоренности с монархиями Залива позволили обрушить нефтяные цены. Это был один из важных факторов в крушении Советского Союза. И, конечно, в Вашингтоне стремились сохранить за собой этот рычаг. Ведь когда регион напичкан вашими военными базами, договариваться с правителями стран намного проще. Под знаменами демократии Ситуация радикально изменилась в сентябре 2001 года. Террористические атаки в США изменили мир куда сильнее, чем казалось в те дни. Америка всегда была чувствительна к внутриполитическим вопросам. Террористы искусно спровоцировали Вашингтон на неразумные шаги.
Подобные действия еще не совершались в истории — всего было подожжено 727 нефтяных скважин. Пожары на нефтяных скважинах тушили уже после освобождения страны, в их ликвидации принимали участие более 10 тысяч человек из 28 стран мира. В конечном итоге, на ликвидацию всех пожаров потребовалось 258 дней». Каковы были итоги операции «Буря в пустыне»? Для самого Ирака война за Кувейт принесла колоссальные экономические убытки. На протяжении последующих десятилетий специальная Компенсационная комиссия ООН осуществляла контроль над выплатами Ираком компенсаций пострадавшим физическим и юридическим лицам — на общую сумму в 52 млн. Компенсации вычитывались из экспорта иракской нефти и нефтепродуктов. Можно сказать, что именно этот шаг привел к резкому ухудшению взаимоотношений Ирака с западными странами и заложил мину под режим Саддама Хусейна. Если в 1980-е гг. Запад оказывал поддержку режиму Саддама Хусейна в его противостоянии с Ираном, поскольку считал его более приемлемой на Ближнем Востоке силой, то после «Бури в пустыне» отношение к Саддаму изменилось, а сам он был навсегда включен западной пропагандой в список «военных преступников» и «кровавых диктаторов». Несмотря на то, что в 2002 г. Саддам Хусейн официально принес извинения Кувейту за вторжение иракской армии в 1990 году, кувейтское руководство извинения иракского лидера отвергло. Именно после событий 1990-1991 гг. В частности, Саддам Хусейн был обвинен в организации разработки оружия массового поражения, в геноциде курдского и шиитского населения Ирака, а также так называемых «болотных арабов». В 1998 г. Толчком к этому событию стал террористический акт 11 сентября 2001 г. В 2003 г. США при поддержке своих союзников вновь предприняло вооруженное вторжение в Ирак — на этот раз незаконное, противоречившее международным нормам и правилам. В результате вторжения началась Иракская война, закончившаяся поражением режима Саддама Хусейна и американской оккупацией Ирака. Кувейт стал плацдармом для американских войск и сил союзников США. В 2006 г. Саддам Хусейн был казнен оккупационными властями. После падения режима Саддама Хусейна ситуация в Ираке сильно дестабилизировалась. Можно утверждать, что именно последнее американское вторжение в Ирак сыграло основную роль в хаотизации этой страны — фактическом уничтожении ее территориальной целостности, расколе на практически независимые и враждующие друг с другом регионы. Появление ИГ запрещенная в России организация также стало одним из последствий свержения режима Саддама Хусейна и американской оккупации Ирака. Операция «Буря в пустыне» явилась первым примером массированного участия вооруженных сил США и союзников в защите своих политических интересов на Ближнем Востоке. США, их западные и ближневосточные союзники выступили единым фронтом против общего противника и в кратчайшие сроки добились поставленной цели. Возможно, успех «Бури в пустыне» был связан, в первую очередь, с тем, что эта операция носила справедливый характер и была ориентирована на освобождение оккупированного Кувейта. Однако затем, спустя 12 лет после освобождения Кувейта, американские войска выступили в роли агрессора и вторглись на территорию Ирака». События двадцатипятилетней давности не прошли мимо Кувейта. В нем по прежнему сильны антииракские настроения. Несмотря на то, что режим Саддама Хусейна был свергнут еще в 2003 г. Сейчас к этому отношению приплюсовывается и боязнь дестабилизации ситуации в регионе. Ирак рассматривается как источник потенциальной опасности, в том числе и потому, что правительство Ирака не контролирует ситуацию на значительной части собственной территории. Иракское вторжение стало лишним доводом для Кувейта в пользу необходимости модернизации и укрепления собственных вооруженных сил. Кувейтская армия была практически уничтожена в первые же дни после иракского вторжения, поэтому после освобождения Кувейта вооруженные силы страны пришлось создавать заново. Уже на следующий после изгнания иракской армии 1992 год был запланирован военный бюджет, который в шесть раз превышал расходы Кувейта на нужды обороны в довоенный период. В настоящее время вооруженные силы Кувейта насчитывают около 15,5 тыс. Разумеется, что, несмотря на высокие объемы финансирования и хорошую техническую оснащенность, в случае столкновения с серьезным противником кувейтской армии придется рассчитывать только на помощь более крупных союзников, в первую очередь — Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Кстати, значительную часть военнослужащих кувейтской армии составляют иностранные специалисты, приглашенные из западных стран. Но главная защита Кувейта все же не собственная армия и иностранные наемники, а вооруженный контингент США. Кувейт со времени операции «Буря в пустыне» остается важнейшей военной базой США в зоне Персидского залива. Всего в зоне Персидского залива — 21 американская база, из них 6 — на территории Кувейта. На территории Кувейта размещены около 130 тысяч американских военнослужащих, бронетехника, самолеты и вертолеты. Кроме того, в Кувейте базируется и 20-тысячный военный контингент Великобритании. Собственно говоря, именно иракское вторжение в Кувейт стало причиной постоянного размещения в этой стране американских и британских войск. Для Кувейта военное сотрудничество с США выгодно, в первую очередь, тем, что США гарантируют безопасность страны, вооружают и обучают кувейтскую армию. Для США Кувейт представляет важный плацдарм военного присутствия в регионе, направленного на обеспечение американского политического и экономического влияния на Ближнем Востоке». Какой вывод можно сделать из событий 1991 года? На наш взгляд, обвинять во всех смертных грехах одного Саддама Хуссейна было бы не совсем верно. О его действиях против Кувейта, к которым он прибег после падения мировых цен на нефть в 1990 году, общеизвестно. Но так поступают все буржуазные правительства в момент кризиса капитализма — переходят к захватнической политике. Но ведь и США не в меньше степени активничали по данному направлению. Следовательно, американский империализм был озабочен отнюдь не стремлением пресечь «экспансионистскую» политику Ирака. Вполне понятно, что имело место борьба кланов международного капитала за обладание энергоресурсами. Это во-первых. Во-вторых, не следует забывать, что США в своё время сами поддерживали Саддама Хуссейна, его устремления впрочем, они взрастили и гораздо более радикальные а порой и экстремистские силы вроде «Аль Кайды», ИГИЛа и т. Режим С. Хуссейна на протяжении целого ряда лет фактически обслуживал американские экономические интересы. Но почему же тогда Вашингтон прибег к вооруженному нападению на Ирак? В документальном фильме «Империя добра», снятого в 2007 году сотрудником телеканала «Россия» Константином Сёминым, были представлены интервью ряда отставных американских государственных и военных деятелей, а также представителей университетских кругов. Они прямо заявили, что стремятся прибрать к своим рукам природные ресурсы всего мира. А Ирак относился к числу стран, богатых энергоносителями.