С 10 по 15 апреля идет Страстная седмица перед Пасхой 2023: значение каждого дня недели, что обязательно делать и что запрещено в каждый день самой строгой недели Великого поста. В какие числа пройдет Страстная неделя в 2024 году, как соблюдать пост в Страстную неделю, что можно и нельзя делать.
Приметы 29 апреля: о чём расскажет гулкий гром в Великий Понедельник
После этого отменяются земные поклоны. Также оставляется Псалтирь до окончания Светлой седмицы. Великий чистый Четверг В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа, на которой было установлено таинство Евхаристии, или Причастия , и совершено омовение ног апостолов. Однако название Чистого четверг получил вопреки распространенному мнению о том, что в этот день нужно убирать в доме. Четверг называют Чистым потому, что в этот день все христиане должны очищать свою душу исповедью, и освящать Причастием. В день опресноков по ветхозаветному закону настала пора заклать пасхального агнца, а для Иисуса Христа настало время отходить к Отцу Небесному. Господь с учениками пошел в Иерусалим, чтобы заменить ветхозаветную Пасху новой — своими Кровью и Телом.
Перед вечерей Иисус Христос препоясался и омыл ноги ученикам, показывая тем самым, что Царство Небесное не от мира сего, и отличает его не слава и власть, а любовь, смирение и чистота духа. В Великий Четверг служится Литургия св. Василия Великого. А вечером служится утреня Великой пятницы с чтением двенадцати отрывков из евангелия, описывающих страдания Христа. Служба эта так и называется «12 евангелий». Это — очень красивая и трогательная служба, во время которой народ стоит в храме с зажженными свечами, а на каждое начало чтения евангелия бывает колокольный звон.
Нет лучшего способа лично узнать Христа, чем причащение Его Тела и Крови. На вечере Спаситель открыл ученикам, что будет предан, и указал, что предателем станет тот, кому Он передаст хлеб. Затем Иисус передал кусок хлеба Иуде, обмакнув его в солиле. После этих слов Иуда ушел с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками. После этого Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрек апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него. После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую.
В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит. Кроме того, Господь внушает апостолам и нам: бдите и молитесь! Вечером служится вечерня с выносом Плащаницы. Позже бывает утреня, во время которой совершается Погребение Христа — крестный ход с Плащаницей. В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает страшные и спасительные страдания Иисуса Христа и Его смерть.
В Великую пятницу каждое священное событие ознаменовано богослужениями: утреня — взятие Господа в Гефсиманском саду и осуждение на смерть; первый час — ведение Иисуса Христа на суд к Пилату; третий час — осуждение на крестную смерть; шестой час — крестные страдания Господа; девятый час — смерть Иисуса Христа; вечерня — снятие святого тела с Креста. В этот день на утрени на практике это богослужение происходит в четверг вечером читаются 12 страстных Евангелий, повествующих о крестном пути, смерти и погребении Богочеловека. Во второй половине дня в церквах выносят плащаницу, образуя этим снятие Пречистого Тела с креста Иосифом из Аримафеи. Великая Суббота В Великую Субботу служится литургия, на которой священнослужители переоблачаются в белые одежды, и читается воскресное Евангелие.
Все в оцепенении просидели молча весь сеанс.
Известны случаи прихода к вере, крещения людей после просмотра этого фильма. Зарубежом были случаи, когда люди, много лет назад совершившие преступления и ушедшие от наказания, каялись и приходили сдаваться в руки правосудия. Такое впечатление на них произвели события Страстной седмицы, описанные в картине. Они осознали: какая страшная жертва принесена за нас и как велики были страдания Христовы. Но Гибсон как католик, конечно, сделал главный акцент на человеческих страданиях Спасителя.
Это вообще особенность католической доктрины «компассио», то есть сострадание. Переживание в месте со Христом Его мучений как Человека. И поэтому западное церковное искусство настолько натуралистично и реалистично. Пот, кровь, истерзанная плоть Господа в фильме представлены очень реально. Но нам, православным, дано гораздо большее.
Любой верующий, который молится на службах Страстной недели, может испытать гораздо большее потрясение и переживание, чем после просмотра «Страстей Христовых». И это переживание будет совсем другого, духовного характера. Нам дано представить и увидеть величие Жертвы. Не просто сострадание к избитому и распятому человеку появляется в нашем сердце, а священный трепет перед Творцом вселенной, Который из любви к нам висит сейчас на кресте. И, конечно, любовь и благодарность распятому за нас Богу.
И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы. Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения страстной седмицы. Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения — все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и, молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе. Во время шестопсалмия, которое есть воспоминание ночи перед Рождеством, гасятся светильники, чтобы в полумраке, тишине и сосредоточенной молитве встретить приход в мир Спасителя: «Бог Господь и явися нам!
В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг. Неоднократно замечал, что Страстная — время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту, чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры. Желаю всем крепости, помощи Божией и сил для прохождения страстной седмицы. Дай Бог дожить до Пасхи!
И этот призыв есть для нас итог и напоминание о том, что наш личный постный подвиг являлся, в первую очередь, приготовлением нашей души и сердца для таинственного погружения в события Страстной седмицы, когда ради нас и нашего ради спасения совершается великая тайна Искупления человеческого рода от власти смерти и страшного рабства диаволу. Сегодня на наших глазах духовное поле христианства стремительно сужается, и нам все осязательно ближе и понятней становится тот ужас и та тоска учеников Господа, ощутивших совсем нежданно-негаданно свое беззащитное одиночество посреди власти тьмы и греха, воцарившихся в мире после крестной смерти Спасителя. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, — это не история, это всегдашнее сегодня. Церковь же обладает силой делать это видимым и явным. И потому сопребывание с Апостолами и в Сионской горнице, и в Гефсимании, и во дворе Каиафы, и на Голгофе — не простое участие в богослужениях Страстной седмицы — это наш «пропуск» в Пасху.
Для каждого христианина это сопереживание — «вчера спогребохся Тебе, Христе» — является удостоверением участия в другом событии — «совозстаю днесь воскресшу Тебе», условием вхождения в радость Воскресения Христова. В Страстные дни вся наша жизнь, ее смысл и наше сердце должны быть здесь, у ног Спасителя, рядом с блудницей, рядом с учениками, только бы подальше от Иуды и его соблазнительного ковчежца. И потому позаботимся не дать себя увлечь безвозвратно в эти святые дни и ночи неизбежной предпасхальной суетой, приготовлением явств, уборкой дома — вещами насколько необходимыми, настолько и душевно расхищающими. Оградим наш дом от пустословия, от символа мира сего — телевидения, задернем шторы, откроем очи нашей души, омоем их слезами «яже к Тебе любви». Старое поколение церковных людей, с особой ревностью ценивших все бытовые подробности празднования пасхальных дней, неизменно рассчитывали свое время таким образом, чтобы уложить все главные домашние хлопоты в первые дни Страстной седмицы.
И завершив неизбежные земные заботы, начиная с вечера Великой среды приступали к самому главному — безмолвному и скорбному предстоянию Кресту Господню. Да и что иное может делать христианин, видя распинаемого Бога — ничто земное в себе помышляя… И хотя это предстояние исключительно мучительно для любящего сердца, но эта мука любви, веры и надежды, без которой нет христианской жизни… И если не хватит нам любви и святой боли в эти дни — согреемся теплой молитвой и покаянным чтением Слова Божия, чтобы холод нашего сердца не превозмог огня и света Вечной Христовой Пасхи. Современному православному христианину важно подготовить себя к личному переживанию всего того, чему будут посвящены каждый из дней предстоящей недели. За каждодневной суетой нужно не утратить способности в Великий Понедельник вспомнить об участи бесплодной смоковницы, повергнутой в огонь, спросив себя о плодах своей духовной жизни. В Великий Вторник вслушаемся в притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев, чтобы найти для себя правильный путь духовной жизни.
В Великую Среду вместе с женой, омывшей слезами и драгоценным миром ноги Спасителя, обретем решимость сокрушения сердца и отвергнем слова Иуды, который через мнимую заботу о нищих явил свое сребролюбие. Будем с особым благоговением готовиться ко дню Тайной Вечери — Великому Чистому Четвергу, помня, что участвуем в той самой Тайной Вечере в Сионской горнице. Умилительный Чин омовения ног, когда архиерей, уподобляясь Спасителю, омывает ноги священникам, пусть станет нам назиданием Христовой любви и кротости. Вечером же, возжегши свечи, вслушаемся в слова Страстных чтений Евангельских, в которых описана вся трагедия распятия Сына Божия. Возвращаясь домой со своей страстной свечкой, вспомним, что христиане призваны быть светом миру, рассеивающим темноту ночи.
В Великую Пятницу преклоним колени перед святой Плащаницей, вознесем свои молитвы во время Плача Богородицы, рыдающей у гроба Своего Божественного Сына. Богослужения Великой Субботы пусть станут для нас молчаливым ожиданием Воскресения сошедшего во ад Спасителя. Еще раз скажу: очень важно выяснить для себя, где же я в этом сюжете событий, переживаемых в течение недели? Насколько решительно я готов отвергнуться неправды и греха и стать сопричастным торжеству Воскресшего Спасителя? Когда каждый из нас осознанно переживет эти великие и трагические дни, тогда появится настоящий повод для духовной радости: ведь Христос действительно воскрес!
Пережив схватку с собственными греховными навыками и устремлениями, вкусим же радость освобождения от греха и сопричастности великому и славному Воскресению Христову! Суть Христианства — в этой Седмице.
Добрая совесть не дает нам строить иллюзий относительно себя, но открывает Господу всю нашу нищету и немощь. Неслучайно вся Страстная седмица как на исповеди — наше предстояние перед Крестом и Евангелием. Даром Христа мы должны приобщиться Его смерти в Его чистоте. Мы должны постоянно обновлять обеты нашего крещения, иными словами, нашу верность Кресту и Воскресению. Это значит принимать все испытания нашей жизни с доброй совестью. Устремляться к Богу с доброй совестью. Есть что-то изумительное в этих словах, раскрывающих нам то, как апостол Петр узнал цену верности после своего предательства.
Будем знать, что апостол Петр и другие ученики Христовы, оставившие Его в час испытания, молятся, чтобы все верные сказали свое всецелое сияющее «да» Богу, в Котором — вся их жизнь: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя! Не будем останавливаться в нашем восхождении в Иерусалим. Мы приближаемся к Кресту и Воскресению, которые являются нашими. Господь заключает с нами Завет. Он верен нам, Он все нам дал. Он заповедует нам идти за Ним туда, куда Он идет. Будем молиться о том, чтобы мы были с Господом и предавали себя Ему. Мы должны войти в великолепие любви, которое Церковь хочет нам дать. Церковь хочет, чтобы мы открылись Его слову.
По церковному уставу в течение Страстной седмицы должны быть прочитаны все четыре Евангелия. На практике, вследствие особенных обстоятельств нашей жизни и ради лучшего усвоения, это чтение начинается несколько раньше, а тем, кто не имеет возможности быть на всех богослужениях, естественно, надо постараться прочитать их дома, с памятью о том, что сейчас совершается. Слушать Его слово — это не просто благоговейно внимать священнику в храме, не просто сосредоточенно читать текст в уединении, это дать Его слову проникнуть в нас, сокрушить нас, истолочь нас как пшеничное зерно для приготовления хлеба.
Через пример преподобной Марии Египетской Церковь говорит нам, что для каждого, даже самого пропащего грешника существует возможность покаяния и прощения.
Нужно только захотеть спасения, принести покаяние и начать жить по-христиански. Эта неделя завершает Великий пост. Этот двунадесятый праздник установлен в память дня, когда Господь торжественно вступал в Иерусалим на спине молодого ослёнка, а народ приветствовал и славил его как пророка и Мессию, постилая по дороге одежды и ветви ваий — пальм. В России пальмы не растут, поэтому православные россияне приходят на этот праздник с пучками верб и вербами же украшают храм.
Народ приветствовал Господа не просто так. Народ был поражён очередным чудом Спасителя, которое он совершил накануне — в Лазареву Субботу. В этот день он воскресил своего умершего друга Лазаря, который к тому времени уже три дня находился во гробе. Узнавшие о чуде люди восклицали: «Осанна Сыну Давидову!
Уже через несколько дней, убедившись, что Царство Христово не от мира сего, они будут кричать: «Распни, распни Его! Вход Господень в Иерусалим предваряет искупительную Жертву Спасителя и как одно из наиболее значимых событий евангельского повествования содержится у всех четверых евангелистов: Матфея 21 глава , Марка 11 глава , Луки 19 глава , и Иоанна 12 глава. На всенощном бдении освящаются вербы, а воскресная Литургия служится по чину Иоанна Златоуста. В этот день разрешается вкушение рыбы.
Страстная седмица Великий пост заканчивается праздником, за которым начинается крестный путь Спасителя — Страстная седмица, каждый день которой посвящён отдельным событиям в земной жизни Господа. В эти дни принято поститься особенно строго и читать отрывки из Евангелия, соответствующие событиям дня. В первые три дня прочитывается вся Псалтирь кроме 17-й кафизмы, а на утрени поётся тропарь: «Се Жених грядет в полунощи…». В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также история о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В этот день патриарх начинает варить Святое миро. В Великий Вторник Церковь вспоминает притчи Господа о десяти девах и о талантах, призывающие православных христиан к духовному бодрствованию. Также читаются притчи о дани кесарю, Страшном Суде и воскресении мёртвых. В этот же день говорится и об обличении фарисеев в храме, где Спаситель рассказал им притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, чтобы дать им последнюю возможность для покаяния.
Вместо этого, израильские законоучители окончательно возненавидели Господа и стали искать случая убить Его. Великая Среда посвящена истории предательства апостола Иуды Искариота. Читаются соответствующие места Евангелия, где Иуда соглашается предать своего Учителя синедриону за 30 сребренников. Он обещает первосвященникам показать Христа воинам в уединённом месте, чтобы те могли взять Его под стажу.
В этот день все стараются прийти на исповедь. Также в Великую Среду в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Апостолы с Господом Иисусом Христом собрались на ужин в Сионской горнице, где Он дал им последнее наставление и в ходе трапезы установил главное христианское Таинство. Каждый православный христианин в Великий Четверг стремится причаститься и совершить омовение, чтобы в духовной и телесной чистоте встретить будущий праздник Воскресения Христова.
Великий Четверг иногда также именуется «Чистым». В кафедральных соборах в этот день совершается чин омовения ног, а также читаются 12 Евангелий, посвящённых Страстям Христовым и описывающих последние часы Его жизни и крестную смерть. В этот день обычно убирают жилище перед Пасхой, а также готовят яйца и другие праздничные блюда. Великая Пятница — день без совершения Литургии, так как Жертва в этот день принесена не бескровная, а кровавая — на Кресте на Голгофе.
В этот день Христос был осуждён на смерть, претерпел оскорбления, бичевание, путь с Крестом на Голгофу, страдания и смерть на Крестном Древе, а также был погребён. Утром Великой Пятницы читаются царские часы.
Великопостное меню страстной недели
время духовного очищения, молитвы и сострадания к ближним. Великий четверг – это единственный день Страстной седмицы, когда можно добавлять в постную пищу елей, то есть растительное масло. Все дни Страстной седмицы называются великими, о них наш сегодняшний рассказ. Последняя неделя Великого поста для христиан — прежде всего, время глубокого покаяния и анализа собственной жизни. Начинается одна из наиболее строгих недель Великого поста – Страстная седмица. 7 неделя – Страстная седмица В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.
Страстная седмица 2024
Новости СМИ2 Чего нельзя делать в Страстную неделю Верующим напомнили о том, что до светлого праздника Радоницы лучше не ездить на кладбища и не совершать поминовения усопших родственников. В дни Страстной недели категорически запрещено употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, молочные и кисломолочные продукты. В пятницу некоторые и вовсе отказываются от любой пищи до двух часов дня. Чтобы не согрешить перед Пасхой, нельзя употреблять алкоголь и ходить в развлекательные заведения.
Кристина Почевалова.
Также в этот понедельник и на богослужении вспоминают притчу о том, как Спаситель проклял бесплодное дерево смоковницы, которое засохло на глазах у его учеников. Это событие следует понимать как духовную смерть человека, живущего без веры, молитвы и добрых дел. Спаситель на примере смоковницы показал, что в его власти являть правосудие. В Великий понедельник вспоминают также последние беседы Спасителя со своими учениками и теми, кто приходил Его послушать. Что можно делать 29 апреля 2024 года?
Вся строгость Великого поста приходится на это время. Самые строжайшие запреты приходятся на страстную пятницы. Помимо седмицы пост включает в себя святую четыредесятницу.
Цвет облачения служителей церкви в эти дни только черный. Страстная неделя по дням Православные верующие особым образом чтут значение каждого дня, приходящегося на святую неделю. Есть свод правил и традиций, которыми они руководствуются в повседневной жизни и по которым узнают, что можно и что нельзя делать в это время. Великий понедельник Страстной седмицы Присутствуя на церковном богослужении в этот день, верующие вспоминают о предстоящих испытаниях, которые были заготовлены для Спасителя. В душе они сопутствуют каждому его шагу, вникают каждому произнесенному слову. Каждый готов отказаться от плотских наслаждений, чтобы иметь право в мыслях чтить Господа Бога. В первый день вспоминают иссохшую смоковницу, которая для верующих людей является своеобразным символом смирения, веры и искренней молитвы, без которых человек духовно мертв перед Всевышним. В этот день Спаситель рассказал назидательную притчу, в которой рассказывалось о хозяине виноградника, в котором была посажена смоковница. Растение не цвело несколько лет подряд, и тогда приказал хозяин виноградарю срубить его.
А тот отказался, сказав, что он удобрит землю навозом, окопает землю вокруг и будет ждать цветения на следующий год. По церковному писанию, каждый человек напоминает смоковницу, которая высажена в Божьем саду. Бог ищет ценные плоды, но, не найдя их, повелевает изгнать человека из земной жизни. А живущий рядом приглядывающий за ним виноградарь может пощадить грешника. Кто является этим виноградарем — решать каждому. Быть может, это ангел хранитель, а, быть может, и сам человек. Икона бесплодной смоковницы Молитвы Какие молитвы читать дома: О Великий Спаситель, ты смог осушить непроходимые морские просторы своим словом и провести через них израильтян. Воспоем же тебе, возрадуемся силе твоей. Пред тобой любая сила ослабевание, огонь перестает пылать ярким пламенем, отовсюду слышится песня, которая воспевает твои добрые дела.
О, Господи, спаси и сохрани. Что нельзя делать в этот день Начиная с понедельника и до конца святой недели нельзя было развлекаться, громко смеяться и веселиться. Грехом считалось поссориться с кем-то из знакомых и вспомнить прошлые обиды. Что можно есть Верующие люди не только отказываются в этот день от мяса и других продуктов животноводства в знак продолжения Великого поста , но и стараются придерживаться сухоядения. Рацион не должен включать вареную пищу. Также рекомендуется воздержаться от потребления масла. Великий вторник Этот день напоминает православным верующим о событиях, связанных с возвращением Спасителя в святой город Иерусалим из Вифании. Он рассказывал своим последователям разные притчи: о своем втором пришествии, которое состоится очень нескоро, о талантах и о десяти девах. Слушающие Иисуса старейшины задавали ему провокационные вопросы.
У них было одно желание: арестовать его, но сделать это они не могли, потому что боялись, что народ, окруживший Христа, восстанет в негодовании. Простые люди искренне восхищались им и внимательно слушали его рассказы, стараясь запомнить каждое слово. Икона притча о 10 девах Молитвы, читаемые в страстную неделю Из-за лености и неразборчивости души моей я потерял дорогу к добродетелям, и стал похож на неразумных дев. Не дай мне, Господи, до конца усомниться и потерять дорогу, ведущую к тебе и вечной жизни. Восстанови силы душевные и дай войти вместе со святыми девами в твой храм, где отовсюду слышны радостные голоса: «Славься, Господи наш! Они размышляют о беседах, которые Иисус вел перед народом. Рекомендуется собраться в семейном кругу и читать Евангелие. Следует совершать только благочестивые поступки, не порочащие ничье имя. Днем можно убираться и очищать дом от всего лишнего.
Полного торжества смерти не будет, скорбь претворится в радость, и Жизнь победит все равно. Покажи нам и славное Твое Воскресение». Христианин ждет ликования Пасхи, потому что в Пасхе сокрыта вся его вера. Да, распятие — это кульминация, момент наибольшего душевного и молитвенного напряжения, час великой, всечеловеческой скорби, но это не конец. И Церковь об этом знает.
Поэтому Она постоянно сглаживает боль страданий и смерти Господа теплом грядущего Воскресения. Почему в Страстную Пятницу не совершается литургия? В Великую Пятницу полагается строжайший пост. Эту традицию сохранили все христианские конфессии. В день, когда Церковь скорбит о своем Спасителе, страдавшем и умершем за Нее, она призывает сосредоточиться на этой скорби, в память об этих страшных событиях.
От того радость совершения литургии была бы неуместной в этот день. Каков основной смысл Великой Субботы? Каковы богослужебные мотивы этого дня? Великая Суббота — это день особого покоя. Помните первую главу книги Бытия, когда Господь творил мир.
Там сказано, что в день субботний Он почил от дел Своих. И теперь Господь вновь почил, умер на Кресте, и время как будто остановилось. Все замерло в ожидании того, что же произойдет дальше. Тело Спасителя во гробе, а Его Душа в аду. Великая Суббота — это молчание всего мира перед тайной произошедшего.
Во мраке гроба Спасителя готовится новая эра истории человечества. Пока это тайна, сокрытая от всех, кроме Бога. Согласно древней христианской традиции, в эту Субботу не положено было говорить. Но на самой литургии начинает приоткрываться новая богослужебная тема — тема пасхальная. Перед чтением Евангелия священники снимают темные облачения и одеваются в белые, и само Евангелие уже пронизано духом воскресения.
Вспоминается пришествие Жен Мироносиц ко гробу Христа. Они не находят Его Тела. Это первая весточка Пасхи, хотя Христос еще не явился перед Своими учениками. У меня еще с детства самым любимым моментом Страстной седмицы было утро Великой Субботы. Я был алтарником и рано приходил в храм, еще до начала службы.
В храме почти никого нет. Ты заходишь внутрь — и перед тобой лежит плащаница, а вокруг тишина, покой, ожидание чего-то великого. Того, что скоро должно свершиться. Христос воскреснет. И при этом благоговение перед лежащим телом Спасителя, который сейчас душой сошел в ад.
Благоговение, что теперь можно быть во гробе вместе с Богом. Известно, что после литургии в Великую Субботу положено освящение куличей и яиц. С чем связана эта традиция? Церковная традиция часто проистекает из сложившихся устоев жизни верующих. Церковный устав, который, по сути, ориентирован на монашествующих, указывает на то, что раньше происходило освящение пасхальной трапезы.
То есть ни куличи, ни яйца не освящались. Вообще древним христианам и в голову не пришло бы освящать куличи и яйца в тот день, когда нужно молчать, пребывать в покое, ожидая Воскресения Христа. Фото Владимира Ештокина Трудно установить появление этой традиции. В Белоруссии и на Украине, например, куличи и яйца почти везде освящают после ночной пасхальной службы. Возможно, в России это освящение связано с советским периодом, когда власть всячески воспрещала посещение ночной пасхальной службы и люди пытались хоть как-то прикоснуться к торжеству этого дня.
Хотя бы через освящение куличей и яиц.
Страстная неделя в 2024 году: даты, правила питания, значения дней и запреты
Что кушают 6 дней до Пасхи В древности соблюдали следующий порядок прощения: первые три дня, а также в Великую Пятницу, не ели ничего вообще, старались не пить и воды; в Великий Четверг и Субботу допускались послабления, можно было вкусить горячей пищи, даже — с добавлением растительного масла; это было связано с Причастием на литургии Четверга, когда традиционно допускается ослабление поста, и тем, что суббота — традиционно день нестрогого поста. К настоящему времени мало кто из христиан соблюдает Устав — кстати, изначально рассчитанный на монахов — в полной мере, тем более, что большинство людей заняты работой, дни Страстной — будние. Однако, многие, во всяком случае, стараются: Вкушать минимум, если позволяет здоровье, хорошо будет соблюдать сухоядение. В Великую Пятницу не есть и не пить как минимум до выноса Плащаницы.
Совершенно воздержаться от любых мирских развлечений. На 3,6 и 9-м часах читается Четвероевангелие. Вспоминается проклятие и иссушение смоковницы, которой подобна наша пропадающая душа образ фарисейства Сухоядение.
Зосимы Соловецкого Литургия Преждеосвященных Даров. Вспоминается обличение Господом фарисеев, Его беседы и притчи о подати кесарю, о воскресении мертвых, Страшном Суде, притчах о десяти девах и о талантах. Вспоминается жена грешница, помазавшая драгоценным миром и собственными слезами ноги Спасителя, и этим приготовившая его к погребению.
Во время этой же вечери в доме Симона-фарисея апостол Иуда, обнаружив своё сребролюбие, решился предать Учителя за 30 серебреников. Воспоминание Тайной Вечери Память блж. Матроны Московской Литургия свт.
Василия Великого кафизмы отменяются до Фоминой недели за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы. Чин умовения ног - при Архирейском служении. Вечером - утреня Великого Пятка.
По Уставу на трапезе растительная пища с елеем. Строгий пост полное воздержание от пищи. Во второй половине дня совершается Вечерня, на которой из алтаря износится Святая Плащаница.
Василия Великого, по окончании которой возносится молитва "О мире на Святой Земле" см.
Пережив схватку с собственными греховными навыками и устремлениями, вкусим же радость освобождения от греха и сопричастности великому и славному Воскресению Христову! Суть Христианства — в этой Седмице. В Страстях Господних — тайна нашего спасения. Тайна — в том, что Крест и смирение в наибольшей степени изменяют мир. Крест — это оружие мира, непобедимая Победа. Тайна — в том, что и наше самоотречение, наши страдания ради Христа не остаются только страданиями, но приносят плоды.
Если мы в эти дни будем в Церкви, будем при Кресте Господнем, то наша душа получит великую пользу. Она прикоснется к страданиям Спасителя. Она станет другой. В этом — цель Страстной седмицы. Хорошо бы отложить на это время все обычные дела, не входить в Интернет, даже на православные сайты, и постараться прожить эти дни совсем иначе, чем все остальные недели года, потому что дни этой недели — совершенно особенные. Все эти дни, начиная уже с Лазаревой субботы, соответствуют последним дням земной жизни Спасителя. Таких дней в Церкви в течение года больше нет.
Поэтому лучше всего прожить эти дни в храме, желательно быть на всех службах, а то и уехать на это время в монастырь. Лучше в эти дни ничего не сделаешь. Поэтому еще до наступления Великого поста хорошо бы продумать, как лучше организовать свою жизнь в это великое спасительное время «генеральной уборки» нашей души. Недаром в Церкви есть подготовительные недели перед Великим постом, когда читаются соответствующие воскресные Евангельские чтения, потом начинаются песнопения и чтения Постной триоди, потом — масленица с ее Евангельскими чтениями Страстной седмицы, и только потом мы вступаем в Великий пост. Лучше всего, помолившись, постараться взять отпуск на первую и Страстную седмицы — скажем, очередной куда полезнее, чем лежать на пляже летом: там только тело потемнеет, здесь — просветлеет душа. Не получится очередной — попросить за свой счет. Что касается куличей и пасох, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, — то все эти хлопоты лучше всего закончить еще на шестой седмице поста, с тем, чтобы на Страстной только ходить на службы.
Когда-то в Москве, на Большой Ордынке, в храме, где находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», почетным настоятелем был архиепископ Киприан Зёрнов: 1911-1978; Царство ему Небесное! Он как-то говорил прихожанам: — Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет. Службы в храмах в эти дни будут идти ежедневно утром и вечером, а в Страстную пятницу даже трижды в день. В первые три дня единственный раз в году в храмах прочитываются четыре Евангелия первые три — полностью. В Великий четверг — день воспоминания Тайной вечери Спасителя с учениками — причащаются все православные единственный день Страстной седмицы, когда разрешается растительная пища с растительным маслом. В Страстную пятницу, самый строгий постный день года, единственный день Страстной седмицы, когда не совершается даже Литургия Преждеосвященных Даров, мы поклоняемся Великим Спасительным Страданиям Господа, мы пребываем при Его Кресте с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Лобызаем Его святую Плащаницу.
Великая суббота — этот Великий день, когда в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень, — не просто день подготовки к Пасхе, это неповторимый богослужебный день, исполненный великой духовной радости, хотя еще продолжается строгий пост. Как и в Великий четверг, в этот день — последний раз в году — служится Божественная Литургия святителя Василия Великого. В храмах оставляется всё черное, преображается в белое. За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя для нашего телесного взора Он лежит еще, плотию уснув, яко мертв. Но Победа над адом, над смертью уже совершилась! Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета: — «Угодно Святому Духу» Деян. Без этого не возможно восхождение на вершины духа.
Подвиг Богочеловека Иисуса Христа простирается в вечность. Разум и сердце всегда удивляет возможность, которую дарует Церковь, не просто вспомнить обо всем, что произошло в течение нескольких последних дней земной жизни Спасителя, но стать их участником. Все Церковные службы, пронзая пространство и время, переносят нас туда, где все происходило. Ничто не действует на душу так благотворно, как стояние у подножия Креста Господня. Только здесь по-настоящему понимаешь умом и ощущаешь сердцем бесконечную любовь Божью. Здесь распускаются чистые цветы благодарности Господу. Современному человеку, отягощенному множеством забот, трудно посетить все церковные службы Страстной седмицы, но побывать хотя бы на одной из них нужно непременно.
Без этого нельзя ощутить всю красоту и величие праздника Пасхи Христовой. И, конечно же, соблюсти пост в ту меру строгости, которую может понести человек. Симферополя: — Сострадание Христу, участие в Его скорбях и смерти — необходимое условие нашей пасхальной радости. Это верно как в отношении всей жизни, так и в отношении предстоящей Страстной седмицы и грядущего за ней Светлого Воскресения. Но как же мы можем сделаться участниками Христовых страданий и смерти? Святая Церковь призывает нас провести эти дни в усиленном посте и молитве, и это именно то, что позволяет нам приобщиться Христу. Воздержание в пище утончает плоть и обостряет духовные чувства.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь призывает нас к строжайшему посту, правда, в четверг, ради Тайной вечери, допускается малое утешение, но в пятницу предлагается полное воздержание от пищи, в воспоминание крестных мук и смерти Спасителя. Но требование воздержания относится не только к пище, а ко всему вообще, что питает нашего плотского, ветхого человека. Ко многим вещам мы так привыкли, что не мыслим без них своё существование. Мы не следим за своей внутренней жизнью, в то время как святыми отцами заповедана непрестанная брань с греховными помыслами и чувствами, противление им молитвой. Мы не следим за выражением своих эмоций, говорим много лишнего, осуждаем, раздражаемся или, наоборот, веселимся без удержу.
Священники говорят, что главное, чему служит эта неделя — очищение души и подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения. Страстная седмица показывает, что иного пути к спасению, кроме как через страдания, покаяние и смерть — не существует. Богослужения последней недели Великого поста призывают человека к состраданию Спасителю.
В течение первых трех дней полагается перечитывать творения четырех Евангелистов, вспоминать земной путь Христа и понимать, что распинает Господа каждый, кто грешит в своей земной жизни. По возможности нужно посещать храм как можно чаще, особенно вечером в Великую Среду и в Великий Четверг. В Великий Понедельник православная церковь вспоминает библейского Патриарха Иосифа. Его жизнь схожа с последними днями жизни Иисуса Христа. Иосиф восхваляется как образец целомудрия. Вторая тема — проклятие смоковницы. Согласно Евангелию от Матфея, Христос проклял дерево инжира, не принесшее плодов. На следующий день Его ученики увидели, что смоковница засохла.
В строгом смысле этот период нельзя называть неделей, потому что он охватывает шесть дней, а седьмым является день Пасхи. Страстная неделя в 2024 году у православных Страстная седмица посвящается воспоминаниям о последних днях жизни Христа на Земле, в том числе о его лишениях, распятии, смерти и погребении. Слово «страсть» в названии этого периода означает «страдание». У каждого дня Страстной недели есть свое название и смысл, посвященный событиям из жития Спасителя. Страстная неделя 2024: значение дней Первый день Страстной недели именуется Великим понедельником.
В соответствии с Евангелием, в этот день Иисус явил людям чудо, одним своим словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов. Это деяние несет в себе символическое значение — дерево символизирует нераскаявшуюся душу. Как православные встретили первую за три года Пасху без коронавирусных ограничений Кроме того, в Великий понедельник верующие вспоминают историю патриарха Иосифа. Собственные братья позавидовали его божественному дару провидения, продали его в рабство египтянам, а одежду измазали кровью, инсценировав нападение диких зверей.
📅29 апреля 2024 года начинается последняя неделя Великого поста — самая строгая.
С 10 по 15 апреля идет Страстная седмица перед Пасхой 2023: значение каждого дня недели, что обязательно делать и что запрещено в каждый день самой строгой недели Великого поста. Последняя неделя Великого поста для христиан — прежде всего, время глубокого покаяния и анализа собственной жизни. Последние 6 дней Великого поста, вплоть до Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней, составляющие Страстную седмицу, называются Великими (Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда и так далее). Христиане, постепенно предочищенные и приготовленные Святой Церковью в дни Святой Четыредесятницы, вступают после Недели Ваий в последнюю седмицу Великого Поста, предшествующую Пасхе. Христиане, постепенно предочищенные и приготовленные Святой Церковью в дни Святой Четыредесятницы, вступают после Недели Ваий в последнюю седмицу Великого Поста, предшествующую Пасхе. images Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста.
Приметы 29 апреля: о чём расскажет гулкий гром в Великий Понедельник
– Все дни начала Страстной недели нужно посещать церковную службу, молиться, каяться и соблюдать пост. Пост в Страстные дни держат даже те верующие, кому не удалось пройти сорокадневный путь Великого поста. Страстная неделя — это заключительный период Великого поста и подготовка к празднованию Пасхи. Страстная неделя 2023 по дням: что нужно делать и как готовиться к Пасхе. Великий пост – это семь недель (седмиц) духовного труда. Страстная неделя или Страстная седмица, предшествующая Пасхе, – это особый период Великого поста.
Страстная неделя: как ее провести правильно, что можно и нельзя делать
Этот ритуал служит для очищения, здоровья и защиты. Гуси высоко летят - дождей много будет, если низко — мало. Одуванчики рано зацвели - лето будет короткое. Птицы сооружают гнезда на южной стороне деревьев или домов - жди прохладного лета. Листья на березе появились раньше, чем на ольхе - летом почти не будет дождей. Коровы и быки поднимают головы кверху, нюхают и сильно выдыхают воздух, облизывают губы, мало пьют, днем спят - к дождю. Черешня зацвела - пора сеять кукурузу и свеклу. Если в апреле мокро, лето будет грибное. Ранний взлет пчел - к красной весне.
Он прощал и верил, пережил гибель, но вернулся к семье. Вечером этого дня проводится Чин мироварения с использованием миро, символизирующий приближение страданий Спасителя. Великий вторник Великий вторник — день в Страстной неделе, когда верующие вспоминают проповеди Иисуса в Иерусалимском храме и за его пределами. Христос раскрыл свою суть ученикам, рассказав две притчи: о талантах и о десяти девах. По притче о талантах, каждому даны способности для развития и использования. Притча об умных и глупых девах учит о готовности к Второму пришествию Христа и о значимости подготовки к встрече со Христом. Великая среда В Великую среду христиане вспоминают два важных события из Евангелия: помазание Христа миром и предательство Иуды Искариота. В первом случае женщина-грешница возливает драгоценное миро на голову Иисусу в доме Симона прокаженного, что вызывает возмущение у учеников. Иисус же объясняет, что это подготовка к его предстоящему погребению. В то же время Иуда Искариот уходит к первосвященникам и договаривается предать Христа за 30 сребреников, начиная тем самым предательство. Служба в церкви в этот день включает последнюю Литургию преждеосвященных даров, после которой читается молитва с тремя поклонами. Земные поклоны прекращаются до праздника Троицы. Также в Великую среду верующие могут участвовать в таинстве исповеди. Великий четверг Великий Четверг — особый день в Православном календаре, когда вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, где было учреждено Святое Причастие. Причастие в этот день символизирует объединение верующего с Христом. Также совершается обряд омовения ног, повторяющий жест Иисуса. Верующие занимаются подготовкой к Пасхе: уборкой, крашением яиц, выпеканием куличей, отдавая предпочтение молитве и посещению храма. Великая пятница Великая, или Страстная пятница — день скорби и испытаний для христиан в память Крестных Страданий Иисуса Христа.
Мы включены в эту тайну смерти и воскресения, и мы не можем пройти эти дни, не войдя в радость Господа своего, в радость Пасхи. Таков конец этого пути Великого поста и Страстной седмицы, и всей нашей жизни — смерть и воскресение. Может ли быть слово более чудесное: «плотию уснув, яко мертв», которое мы воспоем среди Пасхи о Крестной смерти Спасителя? Вот воистину испытание — высшее испытание, которое мы должны все пройти, испытание, которое поистине есть Его любовь. Мы не имеем права смотреть на смерть как на преграду, это наша встреча с Господом — она делает нас свободными, живыми для Бога. Если кто-то из нас скажет: «Как возможно принять смерть как дар? Так смотрели на свою жизнь апостолы, все святые. Мы должны умереть, чтобы жить полнотой Божественной жизни, чтобы познать дар Креста и Воскресения Христова. Потому Страстная седмица должна быть для нас новой встречей с Господом, встречей, какой мы и представить не можем. После сорокадневного следования за Ним — семидневное предстояние перед не имеющим ни вида, ни доброты ликом Христовым, который просияет для нас Божественным светом. Мы должны узнать, что жизнь христианина — это жизнь, в которую надо войти. Мы должны совлечься греха, говорит нам апостол, чтобы, имея добрую совесть, облечься в Бога. Христос вошел в Свою смерть в вольной самоотдаче, не имея пятна или порока, или нечто от таковых. Добрая совесть не дает нам строить иллюзий относительно себя, но открывает Господу всю нашу нищету и немощь. Неслучайно вся Страстная седмица как на исповеди — наше предстояние перед Крестом и Евангелием. Даром Христа мы должны приобщиться Его смерти в Его чистоте. Мы должны постоянно обновлять обеты нашего крещения, иными словами, нашу верность Кресту и Воскресению. Это значит принимать все испытания нашей жизни с доброй совестью. Устремляться к Богу с доброй совестью.
В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес. Так и случилось: приставили стражников ко Гробу, чем в положенный час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова. Также в Великую Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад, где попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью. Вот что писал об этом митрополит Сурожский Антоний: «И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих. И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…» Песнопения Страстной седмицы Великий Понедельник Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим; а кого найдет уныло спящим — тот недостоин. Смотри же, душа моя, не отягощайся сном, чтобы тебя не предали смерти и не закрыли пред тобой двери Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят, Ты Господи, по молитвам Богородицы помилуй нас! Кондак: Иаков рыдаше Иосифова лишения и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: египтяныни бо тогда сластем не поработав, возпрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца и Посылающаго венец нетленный. Перевод: Иаков скорбел о потере Иосифа, а тот, доблестный восседал на колеснице, как царь почитаемый; ибо, не став прежде того рабом услаждений с египтянкой, он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца и Дарующего венец нетленный. Икос: На рыдание ныне приложим рыдание и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный. Перевод: Приложим к рыданию рыдание и изольем слезы вместе с Иаковом, оплакивающим приснопамятного и целомудренного Иосифа, порабощенного телом, но сохранившего не порабощенную душу и воцарившегося над всем Египтом: ибо Бог подает Своим рабам венец нетленный. Ексапостиларий светилен : Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Перевод: Вижу, мой Спаситель, Твой украшенный чертог, и нет у меня достойной одежды, чтобы войти туда: просвети одеяние моей души, о Светодавец, и спаси меня. Великий Вторник Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Кондак: Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. Перевод: О часе конца помысли, душа, и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, бодрствуя и взывая: «Да не останемся мы вне брачного чертога Христова! Что мечтаеши безвременно попечения неполезная? Что упражняешися к мимотекущим? Последнейший час есть отселе, и разлучитися имамы от сущих зде. Дондеже время имаши, возникни зовущи: согреших Ти, Спасе мой, не посецы мене, якоже неплодную смоковницу, но яко благоутробен, Господи, ущедри со страхом зовущую: да не пребудем вне чертога Христова. Перевод: Что в нерадении пребываешь, душа моя несчастная? Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном? Что занимаешься бесследно утекающим? Последний час отныне наступил, и предстоит нам со всем здешним разлучиться. Доколе имеешь время, отрезвись, взывая: Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой, не сруби меня, как бесплодную смоковницу, но как милосердный, Господи, пожалей со страхом восклицающую: «"Да не останемся мы вне брачного чертога Христова! Великая Среда Особая стихира, творение Кассианы инокини: Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне! Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, Приклонивый Небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества и судеб Твоих бездны кто изследит Душеспасче Спасе мой? Да мя, Твою рабу, не презриши, Иже безмерную имеяй милость. Перевод: Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха.
Протоиерей Александр Попов назвал главные правила Страстной недели
Перевод: Когда славные ученики после умовения ног на Вечери просветились, тогда Иуда нечестивый, зараженный сребролюбием, омрачился, и вот Тебя, праведного Судию, предает судиям беззаконным. Смотри, собиратель имений, на того, кто удавился из-за них; избегай жадности — вот на что дерзнула она в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе. Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже ангелов Царь; в ложную багряницу облачается Одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама. Скачать mp3 файл Митрополит Антоний Сурожский Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.
Известно, что в РПЦ поддерживают предложение сделать некоторые дни Страстной недели выходными. RU в своем материале рассказывает, как православные готовятся к празднику Воскресения, какие события вспоминает Церковь и от каких действий стоит воздерживаться в этот период.
Даты Страстной недели в 2024 году Страстная неделя в 2024 году будет проходить с 29 апреля по 4 мая. Вербное воскресенье, с которого начинается эта неделя, приходится на 28 апреля. Светлое Христово Воскресение в этом году отмечается 5 мая. Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника. Суть названия Суть названия «Страстная неделя» в христианской традиции заключается в воспоминании страданий и чудес Сына Божьего перед распятием, что придает этой неделе высокую значимость. В русской церковной практике отдельные дни этой недели также получили название «Великий понедельник», «Великий вторник» и так далее, каждый из которых символично связан с событиями последних дней Христа на земле. Великий понедельник Великий Понедельник — начало Страстной недели в православной церкви, посвященный святому Иосифу Прекрасному. Его жизнь ассоциируется с жизнью Христа из-за испытаний и страданий, которые он перенес. Принужденный братьями в рабство, как Христос предан Иудою, Иосиф благодаря вере и мудрости добился верности фараону.
Он прощал и верил, пережил гибель, но вернулся к семье. Вечером этого дня проводится Чин мироварения с использованием миро, символизирующий приближение страданий Спасителя. Великий вторник Великий вторник — день в Страстной неделе, когда верующие вспоминают проповеди Иисуса в Иерусалимском храме и за его пределами. Христос раскрыл свою суть ученикам, рассказав две притчи: о талантах и о десяти девах. По притче о талантах, каждому даны способности для развития и использования. Притча об умных и глупых девах учит о готовности к Второму пришествию Христа и о значимости подготовки к встрече со Христом. Великая среда В Великую среду христиане вспоминают два важных события из Евангелия: помазание Христа миром и предательство Иуды Искариота.
Это деяние несет в себе символическое значение: дерево символизирует нераскаявшуюся душу.
Кроме того, в этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого Завета о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство. Также в этот день начинается процесс мироварения — этот ритуал длится несколько дней, а завершается в Великий четверг. Миро — освященное ароматическое масло — варят только раз в году и используют для помазания после совершения крещения. Великий вторник В Великий вторник православные вспоминают о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме. Он поведывал о талантах, о том, как воскрешал мертвых, и о Страшном суде, который ждет. Великая среда Великая среда — день предательства Иудой Христа. Ученик Мессии продал наставника за 30 сребреников, указав на него преследователям в Гефсиманском саду. В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами.
Также в Великую среду верующие стараются исповедаться.
И почему так получилось, что она служится все первые три дня Страстной седмицы, тогда как в период самого Великого поста она, за некоторыми исключениями, совершается только в среду и пятницу? Уже в раннюю эпоху христианства в Церкви сложилась традиция, согласно которой в будни Великого поста не полагалось совершение полной литургии. Дело в том, что сама литургия всегда сопряжена с радостью Воскресения Христова, которая заключена в Евхаристическом общении. Великий же пост — время покаяния, скорби о себе, о своих грехах. В такое время радость литургии не является уместной.
Поэтому она отменяется в будни и вместо нее служится неполная литургия, где Дары уже освящены. Фото Юлии Маковейчук Для чего такая служба была введена? Для самих верующих. Для того чтобы христиане могли оставаться с Богом. Ведь Причастие и есть самое близкое с Ним единение, и без этого единения человек скоро зачахнет в унынии. В Великий пост уныния быть не должно.
Наоборот, человек призван все больше и больше приближаться к Богу. И как наше тело не может жить без пищи, так же и душа не может жить без пищи духовной. Относительно же совершения литургии Преждеосвященных Даров во все первые три дня Страстной седмицы — здесь нужно обратиться к некоторым особенностям разных традиций. Так, в константинопольской традиции в дни Великого поста эта неполная литургия совершалась во все будние дни, не только в среду и пятницу. Сама же Страстная седмица сохранила в себе множество следов именно константинопольской традиции. Возможно, именно поэтому все первые три дня последней недели перед Пасхой совершается литургия Преждеосвященных Даров.
В чем проявляется уникальность богослужений этой недели? В том, что символизм богослужений Страстной седмицы приобретает максимальную конкретность. Церковь, например, поет «Днесь висит на Древе» — то есть прямо сейчас висит, в храме, перед верующими. Время богослужения — это время тех страшных дней. В этой простоте, в этой конкретике ясно раскрывается вся скорбь происходящего. Через все богослужения этой недели проходит также еще одна очень важная мысль — о непосредственном соучастии христианина в событиях Страстной седмицы.
В эти дни Церковь старается поставить верующего в положение участника, зрителя того, что происходило почти 2000 лет назад. Например, уже в Великий Четверг, после литургии в кафедральных соборах совершается действо, которое называется «Чин омовения ног». Оно включено в саму литургию. Божественная литургия, чин освящения мира, чин умовения ног» Фото www. Таким образом, Церковь вводит человека внутрь священной истории. Не случайно, что в четверг вечером на утрене читаются именно 12 Евангелий, то есть 12 отрывков из Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
В остальное время года мы такого на утрене не увидим. И эти 12 Евангелий символически указывают и описывают последние 12 часов земной жизни Иисуса Христа. В Великую Пятницу, после выноса плащаницы, перед ней читается канон особенные стихи — «Плач Богородицы». Он читается как бы от лица Богоматери. Вот Она стоит перед гробом Спасителя и оплакивает тело Своего мертвого Сына. И мы, как участники этого богослужения, тоже становимся вместе с Ней у гроба, тоже сострадаем Ее горю.
Фото www. Например, так называемый «чин погребения плащаницы». Плащаница — это покрывало, на котором вышито изображение умершего Спасителя. Она символизирует собой Его бездыханное Тело. Кто ее погребает? Мы — верующие.
То есть богослужение погружает нас в то время, когда апостолы и Богородица погребали Господа, и мы участвуем в этом, погребаем Его вместе с ними. Так Церковь позволяет христианину вступить внутрь событий Страстей Христовых и пережить их духовно. В таком случае почему события Тайной Вечери вспоминаются в четверг утром, хотя, исходя из евангельского повествования, произошла она вечером? Почему служба Двенадцати Евангелий, которая, как Вы сказали, напрямую посвящена последним 12 часам жизни Спасителя, совершается в четверг вечером? С чем связано такое временное несоответствие в совершении этих богослужений?