И это понятно — опера сама по себе жанр очень условный, и перенос действия в иное время и иные обстоятельства оправдан только в поисках актуальности, но на фоне украинской трагедии сама фабула Хованщины становится предельно актуальной (после сцены. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».
Модест Мусоргский
Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих друг друга, — переходит в ссору, которую прекращает появление Досифея. Он призывает их смирить гордыню и подумать о спасении Руси. Вбегает Марфа. Она рассказывает о приказе Голицына убить ее и о том, что солдаты «потешных войск» молодого Петра помогли ей спастись. Заговорщики с тревогой реагируют на это. Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать». Но, обуреваемая сомнениями в правильности своего решения, девушка сопротивляется. В отчаянии она убегает.
Появляется Шакловитый, погруженный в размышления о многострадальной Родине. Спрятавшаяся неподалеку Эмма слышит эти слова и проникается к боярину доверием. Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож. Эмма готова служить верой и правдой своему новому «защитнику» и не подозревает, что вновь стала пешкой в борьбе власть имущих. Доносятся разгульные песни подвыпивших стрельцов. На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу.
Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому.
Согласно музыковеду Марине Сабининой, Римский-Корсаков урезал монолог Голицына, убрал его диалог с пастором, сократил партию Сусанны, арию Шакловитого, а также другие мелкие фрагменты [90]. Его работа из-за этого вызывала споры критиков, в то же время музыковеды признают, что если бы не Римский-Корсаков, неизвестно, вышла бы когда-нибудь «Хованщина» на оперную сцену [90] [1]. В 1882 году Римский-Корсаков завершил оперу и спустя год представил её комитету Мариинского театра по приёмке произведений, однако «Хованщина» не была допущена к рассмотрению, один из членов комитета заявил: «Довольно с нас и одной радикальной оперы Мусоргского» [1] [91] [90]. Хотя путь к постановке в государственном театре был закрыт, оперу поставили в Санкт-Петербурге на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале И. Кононова, премьера состоялась 9 21 февраля 1886 года [92]. Владимир Стасов прокомментировал это событие как «великолепный пример и доказательство музыкального сознания и художественного развития современного общества» [91]. Начальные этапы постановки и выбор актёров[ править править код ] Стрелецкая слобода.
Эскиз декорации к опере «Хованщина» Аполлинария Васнецова 1897 Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского. Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии, но для этого необходимо было иметь партитуру, разрешение на постановку и сопутствующую помощь, ради чего он и обращался к Стасову [93]. Хотя поставить оперу в ближайших сезонах не удалось, Мамонтов о произведении Мусоргского не забыл. Музыковед Абрам Гозенпуд считает, что поспособствовать постановке оперы мог музыкальный консультант Частной оперы Семён Кругликов , который критиковал организацию за «недостаточное внимание к музыкальной стороне» и поддерживал стремление Мамонтова к пропаганде русской оперы [94]. Для постановки «Хованщины» был привлечён художник Аполлинарий Васнецов , а также Константин Коровин и Сергей Малютин [95] и в качестве консультанта по постановке планировали назначить Владимира Стасова, но из-за разногласий с Мамонтовым этого не произошло [96]. Последний отмечал, что в проводимых перед репетициями беседах принимали участие художники, работавшие над постановкой. На самой первой беседе Аполлинарий Васнецов рассказал, что на Рогожском старообрядческом кладбище многое сохранилось с давней старины [96]. Шкафер вспоминает, что Савва Мамонтов на одной из репетиций предложил сходить к старообрядцам в Преображенское. Ныне входящее в состав Москвы, село в те времена состояло из «маленьких домишек, незамощённых грязных улочек и огромных пустырей».
Также в год постановки «Хованщины» на сцене Частной оперы общественность широко обсуждала погребение заживо в знак протеста двух групп старообрядцев в Тираспольском уезде.
Его не устраивают новые порядки законы Петра, которые, по его мнению, приведут к разрухе и беспорядку. Далее автор описывает чествование Ивана Хованского другими стрельцами за такой решительный и смелый шаг. Параллельно появляется любовная линия: Андрей влюбляется в Эмму, но самое интересное, что и отец неровно дышит к девушке из немецкой слободы.
Происходит потасовка, но в результате прихода Досифея, главы раскольников, все разрешается довольно благоприятно. Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын. Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать.
Под видом гадания она усыпляет бдительность Голицына, чтобы выкрасть важный документ и передать его петровцам. Предсказание опалы приводит суеверного князя в ужас. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге убить гадалку, но Марфа успевает скрыться. В кабинет входит Иван Хованский. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих друг друга, — переходит в ссору, которую прекращает появление Досифея.
Он призывает их смирить гордыню и подумать о спасении Руси. Вбегает Марфа. Она рассказывает о приказе Голицына убить ее и о том, что солдаты «потешных войск» молодого Петра помогли ей спастись. Заговорщики с тревогой реагируют на это. Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать».
Но, обуреваемая сомнениями в правильности своего решения, девушка сопротивляется. В отчаянии она убегает. Появляется Шакловитый, погруженный в размышления о многострадальной Родине. Спрятавшаяся неподалеку Эмма слышит эти слова и проникается к боярину доверием. Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож.
Эмма готова служить верой и правдой своему новому «защитнику» и не подозревает, что вновь стала пешкой в борьбе власть имущих. Доносятся разгульные песни подвыпивших стрельцов.
Опера Мусоргского «Хованщина»
Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). Опера «Хованщина» посвящена более поздним событиям русской истории, чем «Борис Годунов»: ее действие начинается в 1682 году во время Стрелецкого бунта. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца.
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Суеверный и жестокий Голицын приказывает слуге утопить предсказательницу. Собираются созванные Голицыным на совет Иван Хованский и Досифей. Бесплодные взаимные укоры вожаков заговора прерываются появлением Марфы, спасенной из рук княжеского слуги солдатами Петра. Еще не успели участники совета опомниться от неожиданности, как входит незванный Шакловитый с ошеломляющим известием: царь Петр, узнав из безымянного доноса, что «Хованские на царство покусились», заклеймил заговор именем «хованщины» и приказал строго расследовать дело. Третье действие. Стрелецкая слобода в Замоскворечье.
Улица перед хоромами Хованского. Тоскует покинутая Андреем Марфа. Исполненный глубокого сострадания Досифей утешает ее. По опустелой улице проходит погруженный в скорбную думу о судьбе родины Шакловитый. Появляются подвыпившие стрельцы.
Лукавый подьячий тщетно пробует разжечь в них вражду к петровцам, рассказывая, будто петровцы обижают стрельцов, не щадят ни их жен, ни детей. Упавшие духом стрельцы просят Ивана Хованского выйти к ним. Но и старый Хованский растерялся. Надо терпеть и ждать, ибо и ему страшен царь Петр.
Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему. Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать. Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются. Шакловитый заливается смехом. Краткое содержание оперы «Хованщина». Место действия — площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается. Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его. Преображенский полк Петра направляется к Кремлю. Действие пятое Опера Мусоргского «Хованщина». Краткое содержание V д. Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый. Его одолевает чувство скорби за обреченность раскольников. Он не желает сдаваться врагам и призывает всех сгореть за веру на костре. Марфа спасла Андрея от петровцев в тот раз. Но сейчас их смерть неизбежна. Она говорит ему готовиться к ней. Марфа разжигает костер от своей свечи. Она полна решимости и не боится умирать за веру. На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси. Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет.
Лирическая песня «Исходила младешенька» из третьего действия — один из самых ярких номеров оперы, запомнившийся широтой диапазона, красотой наполненности звука, великолепной драматической игрой исполнительницы. Вслед за Марфой в этом же действии уверенно звучал голос Николая Путилина в харизматичной арии Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо». По тону высказывания эту арию можно даже сравнить с сольными эпизодами Бориса Годунова. Декламационность, песенность и драматизм сплелись здесь воедино, чтобы произвести на свет новый музыкальный язык Мусоргского, революционный по своей природе. Отметим и главу раскольников Досифея Владимир Ванеев. Облик старца, очевидно, не всегда просто воплотить, особенно исходя из тематики показа религиозных распрей и раздоров кстати говоря, этот факт помешал в свое время Мусоргскому реализовать постановку «Хованщины» в различных театрах. Отметим его аскетичное соло «Приспело время» из первого действия, а также монолог «Здесь, на этом месте», полный глубокого трагизма. Философская манера высказывания, особая энергетика «растянутых» фраз оказались подвластны опытному солисту в этот вечер. Не обошлось и без сюрпризов. В первом действии Иван Хованский Сергей Алексашкин , приветствуя стрельцов, въезжает на коне! Благородное животное замечательно справилось со своей ролью, мирно простояв сцену и держа на себе оперного солиста. Радости публики не было предела. Роли второго плана Эмма, Андрей Хованский, Василий Голицын были воплощены гармонично и в соответствии с драматургическими акцентами, проставленными в опере. Истинным украшением вечера также стало звучание оркестра музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев. Именно он в начале оперы рисует нам картины необъятной русской земли. Зловещее звучание тарелок заостряет наше внимание на драме, заложенной в сюжете. Полное темных красок вступление к 4 действию предрекает предсказание Марфы.
Римского-Корсакова поставил Музыкально-драматический кружок из г. Санкт-Петербурга в зале Кононова. Постановка прошла практически незамеченной, так как новаторство, принизывающее всю оперу, просто не могло показать себя во всей красе, будучи передано любителями из музыкального кружка. Тем более Римский-Корсаков значительно «облагородил» оперу, сообразно своему музыкальному вкусу, исправив острые углы, сгладив и упростив гармонический язык, превратив историческую народную драму в статическое «действо в костюмах». Но при этом ни в коей мере нельзя умалять заслуги композитора, полностью завершившего и обнародовавшего оперу скончавшегося товарища в 1883 году. Взяв на себя безвозмездно такой тяжелейший труд, Николай Андреевич открыл миру это произведение, чем заслужил безмерную благодарность потомков. С появлением «Хованщины» связано интересное наблюдение. Обычно, после появления таких масштабных произведений, начиналось их бурное обсуждение, разгорались жаркие споры между приверженцами разных движений. Взять хотя бы нашумевшего « Бориса Годунова »! Здесь же ничего подобного не было. Отчасти это объяснялось коренной переделкой идеи композитора. В статичном представлении, получившимся в итоге, не о чем было спорить, не о чем рассуждать. И лишь спустя долгие годы, опера начала понемногу сбрасывать с себя нагромождение штампов и неправильных трактовок, освобождая заложенную внутри идею, которую хотел бы увидеть Мусоргский … Правда, один жаркий спор все же был. В 1913 году состоялась первая заграничная постановка оперы. Стравинский вместе с Равелем частично переделали оперу, восстановив отдельные фрагменты по рукописям Мусоргского и заново написав финал. Эта парижская постановка подверглась резкой критике Римского-Корсакова, обозвавшего действия композиторов, равно как и действия Дягилева, «вандализмом». Равель же показал себя как ярый защитник музыкальных идей Мусоргского, заявив, что они не нуждаются ни в каких улучшениях и самобытны сами по себе. Впрочем, и эта трактовка «Хованщины» не была достаточно удачной, вступая в противоречие с первоначальным замыслом Мусоргского. Коренной перелом в судьбе произведения можно связать с именем Д. Именно он создал полную партитуру оперы, основываясь на клавире П. Ламма и частично — на редакции Римского-Корсакова. Именно в этой оркестровке наиболее полно выражены идеи автора и именно она может считаться самой близкой к оригиналу. Шостакович выполнил эту работу в 1958 году, по отдельному заказу для киностудии «Мосфильм», а в 1959 году «Хованщина» впервые была транслирована по телевидению.
Хованщина как зеркало добра и зла
В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. это быстро, легко и просто. Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1.
Опера Мусоргского «Хованщина»
В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. С 1883 года "Хованщина" является масштабным, желанным, но очень крепким орешком для оперных сцен всего мира. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».
Опера Мусоргского «Хованщина»
подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Опера «Хованщина» – шедевр русской музыки XIX в. Сочинение выстраданное, незавершенное, с трагической постановочной судьбой – мало кому удается найти ключ к постановке. Однако сила драматургии и специфика «Хованщины» позволяют говорить о том, что опера по сути хоровая. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Это — последняя опера композитора, над созданием которой он работал с 1872 года по.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
За такой долгий срок спектакль не разболтался — ни музыкально, ни сценически. Так может быть, дело в добротной режиссуре Леонида Баратова 1952 , выдающегося мастера сцены, работавшего в крупнейших музыкальных театрах страны? Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность, монументальность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов. К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, а Валерий Гергиев освежил музыкальное восприятие, раскрыв неоправданные купюры. Реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, продолжившего в советское время традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина.
Как выглядит мир для людей во власти, как это все в нем устроено, потрясающие контрасты, где все так искусно сплетено, что каждая следующая ступень усиливает воздействие предыдущей. Шаляпин был великим артистом, но не надо забывать об огромной силе воздействия Мусоргского. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» из оперы М. Единственный любовный дуэт в польском акте между Мариной Мнишек и самозванцем. Опера «Борис Годунов».
Давайте поговорим об этой опере, о том, как ее восстановили, чем интересна ее музыка, а начнем с того, что обсудим историческую основу, сюжет. В опере нет исторической достоверности, стрелецких бунтов было несколько, и Мусоргский собирает их все в один. У него очень хорошо получается передать дух смутного времени мы не имеем в виду исторический термин , передать атмосферу неизвестности, перемен, того времени, когда вдруг какие-то силы, которые были в полуактивном состоянии, выходят на арену. В апреле 1682 года царь Федор Алексеевич умирает, и у него не остается прямых наследников. Есть два брата: Иван и Петр, который потом станет Петром I. Иван старше Петра, но, по-видимому, страдает умственным расстройством и совершенно не приспособлен к тому, чтобы управлять государством, да и не выказывает интереса к этому. А Петр еще мал. Первый род — Милославские, он известен советскому зрителю по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Из этого рода происходил сам Федор Алексеевич и его брат Иван.
Временами оркестр звучал мощно и громко, однако в тихие, спокойные моменты играл более сдержанно, не заглушая певцов", - пишет американский культурный критик. Петренко, который в 2013 году займет пост музыкального руководителя Баварской государственной оперы, дебютировал в Метрополитен в 2003 году с опереттой "Веселая вдова" Франца Легара. Казалось бы, "Хованщина" - "народная музыкальная драма", воссоздающая кровавую полосу стрелецких бунтов, раскольничьего самосожжения, борьбы за власть вокруг юного Петра - может быть близка и понятна только русскому человеку. Однако еще до премьеры все артисты выразили уверенность в том, что опера, без сомнения, понравится и американской публике. Но я думаю, что американскому слушателю и зрителю она понравится". Согласился со своим коллегой и исполнитель роли Ивана Хованского Анатолий Кочерга. Музыка Мусоргского - грандиозна, и людям будет приятно побывать вместе с ней в другом мире. Меня очень радует, что в этой постановке нет никаких "вывертов" на современность, попыток осовременить эту музыку", - сказал певец, для которого "Хованщина" стала дебютом в Метрополитен-опере.
Предполагают, что он страдал цингой. В итоге юный царь умер в 20-летнем возрасте 27 апреля 1672 года. Наследника он после себя не оставил, его единственный сын прожил всего 10 дней. Таким образом обозначился кризис престолонаследия. После смерти Фёдора Алексеевича началась борьба за влияние на государственное управление между двумя боярскими родами: родственниками первой жены Алексея Михайловича — Мстиславскими, и родственниками его второй жены — Нарышкиными. Нарышкины «выстрелили» первыми, возведя на престол маленького Петра I. Тем самым они фактически совершили дворцовый переворот, так как престол должен был наследовать Иван, родной брат Фёдора, но он тоже был весьма нездоров, и якобы понимая, это Фёдор на смертном одре назвал своим преемником 10-летнего Петра. Однако Мстиславские решили дать отпор. Они подняли на бунт стрельцов, которые после создания полков нового строя выполняли функции московской территориальной обороны. Стрелецкий бунт сделал своё дело. Петра на престоле потеснил его болезный единокровный брат Иван, а их старшая сестра Софья, дочь Алексея Фёдоровича от Марии Мстиславской, была правительницей регентшей. Стрельцами командовал Князь Иван Хованский, по имени которого и названа смута, и оперное произведение о ней. Это был известный и довольно успешный военачальник. Видимо, лёгкость, с которой Мстиславские добились своего, спровоцировала Ивана Хованского на розыгрыш своей собственной партии. В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы.
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. Опера-хроника, опера-эпопея ’’Хованщина” не укладывается в русло русской эпической оперы ни по градусу драматической конфликтности, ни по остроте столкновений борющихся группировок, ни по эмоциональному накалу переживаний действующих лиц.