Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири 12.04.2024. Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев) был самым публичным священником России ещё до того, как возглавил РПЦ: он много лет вёл еженедельную программу на Первом к. Патриарх Кирилл — шестнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви. Список предстоятелей Русской церкви включает первых по чести епископов Русской православной церкви, начиная со времени её создания, с учётом изменения титулования. Патриарху Кириллу запретили въезд в Литву на пять лет | Новости.
"Восток — дело тонкое". Как Москва получила своего патриарха
Патриарх Кирилл призвал живущих в России иностранцев уважать ее культуру и веру. По словам патриарха Кирилла, репрессии осуществляются в отношении пытающихся свидетельствовать о нарушении религиозной свободы в международной сфере. Нового Патриарха избирают на Поместном соборе не позднее полугода после освобождения Престола.
Список русских патриархов
Патриарх Кирилл был в СССР тем самым священником, которому удалось найти баланс между церковью и государством. Но ситуация может измениться, если патриарх Кирилл загонит РПЦ в угол и разорвет общение с большей частью греческих церквей. Нажим патриарха-реформатора встретился с категоричным отпором будущих старообрядцев. Святейший Патриарх Кирилл победил, выражаясь «по-светски», можно сказать, конституционным большинством, собрав более трех четвертей голосов, с троекратным преимуществом над митрополитом Климентом Калужским и Боровским.
Кто будет следующим Патриархом после Кирилла?
Патриарх Московского и всея Руси Кирилл заявил о том, что арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения является очередным карательным шагом в отношении представителей Украинской православной церкви. Патриарх Кирилл заявил, что уехавшие из России просят милостыню у храмов на дне социальной жизни. Что касается семьи, Патриарх Кирилл не видит в своей судьбе иной миссии, нежели служение Всевышнему и России.
Кирилл (патриарх)
Арест настоятеля Святогорской лавры митрополита Арсения произошел по надуманным основаниям и является очередной карательной мерой со стороны украинских властей, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Новым, шестнадцатым по счету, патриархом Московским и Всея Руси на Поместном Соборе избран митрополит Смоленский и Калининградский и Местоблюститель Патриаршего Престола Кирилл, получивший в ходе голосования 508 из 677 голосов. Что касается семьи, Патриарх Кирилл не видит в своей судьбе иной миссии, нежели служение Всевышнему и России. Если бы по какой-то причине Кирилл перестал быть патриархом хоть сегодня, то выбирали бы патриарха из этих людей. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605) главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия. Патриарху Кириллу принадлежит элитная яхта «Паллада» стоимостью около 4 миллионов долларов, которую ему подарила нефтяная компания «Лукойл».
Как и почему в России возникло патриаршество
Патриарх Кирилл рассказал, что был ошеломлен бомбардировками НАТО Югославии в 1999 году. По словам патриарха Кирилла, репрессии осуществляются в отношении пытающихся свидетельствовать о нарушении религиозной свободы в международной сфере. Перед появлением патриарха Кирилла на посту главы Русской православной церкви, Российская православная церковь не имела патриарха более 80 лет. В своем юбилейном интервью Патриарх Кирилл признался: «Никогда не просил Бога сделать меня Патриархом». Патриарх России с 2009 года. Привлекла внимание публики и новость о появлении мозаики с изображением патриарха Кирилла на входе в Благовещенский храм в Ростове-на-Дону, которая стала настоящей информационной бомбой.
«Возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в России
Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.
В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха.
Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность. Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь.
Павла II сопровождали представители Маланкары, Захария Николаев глава отдела экуменических отношений Маланкарской церкви , Юханон Диаскорос секретарь Священного синода Маланкарской церкви , Авраам Томас секретарь отдела Маланкарской церкви по вопросам внешние церковные связи , Асвин Зефрин Фернандис глава протокольной службы Маланкарского Католикоса , Джисс Джонсон личный секретарь Его Святейшества Католикоса , Джейкоб Мэтью член церковного совета Маланкара , Кевин Джордж Коши руководитель службы коммуникации отдела внешних церковных связей Маланкарской церкви и Чериан Ипен представитель маланкарской диаспоры в России. Ахтамханов секретариат ОВЦС по межхристианским связям. Во время этой встречи Кирилл поддержал предложения Павла II о сотрудничестве в академических кругах, касающихся иконографии, церковных хористов, монашества, паломничества, летних институтов и научных конференций. Административная реформа Патриарх Кирилл представил значительные изменения в административной структуре Церкви: 27 июля 2011 года Священный Синод Церкви учредил Среднеазиатский митрополичий округ, реорганизовав структуру Церкви в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и Туркменистане. Кроме того, 6 октября 2011 года по просьбе Патриарха Священный Синод ввел митрополию русский : митрополия, митрополия , административное устройство, объединяющее соседние епархии. В 2019 году он создал рабочий комитет с Маланкарской православной церковью. Международные отношения Кирилл и архиепископ Юзеф Михалик , подписав совместную декларацию к польскому и российскому народу на Королевский замок в Варшаве 2012 Президент Бразилии Дилма Руссефф встречает Кирилла по прибытии в дворец Альворада в Бразилиа , Бразилия. Кастро одобрил митрополита Кирилла как своего союзника в борьбе с «американским империализмом ».
По данным Financial Times, «прекрасно осознавая, что Действия Путина серьезно подорвали его авторитет на Украине, Кирилл отказался поглощать Крым и бойкотировал церемонию в Кремле в честь аннексии России ». Отношения с государством Когда 27 января 2009 года Кирилл был избран Патриархом Поместным Собором Русской Православной Церкви тайным голосованием, он набрал 508 голосов из 702 и возведен на престол во время литургии. На следующий день Президент России Дмитрий Медведев устроил прием формальный банкет для епископов РПЦ в Большой Кремлевский дворец , в котором Патриарх Кирилл изложил византийскую концепцию симфонии как свое видение идеала церковно-государственных отношений, хотя и признал, что это невозможно в полной мере. Чудом Божиим, при активном участии руководства страны, нам удалось выйти из этого ужасного системного кризиса », и мы сравнили требования антиправительственных протестующих с« пронзительными воплями »и заявили, что протестующие представляют меньшинство. Управление внешних церковных связей якобы имело выступал в качестве крупнейшего поставщика иностранных сигарет в России. Прибыль от этой операции якобы под руководством Кирилла, по оценке социолога Николая Митрохина в 2004 г. Однако Нат Аниэль Дэвис заявил, что «... Нет никаких доказательств того, что митрополит Кирилл действительно присвоил средства.
Более вероятно, что прибыль от ввоза табака и сигарет была использована на срочные, неотложные церковные расходы ». Беспошлинный ввоз сигарет закончился в 1997 году. В его интервью 2002 года Известиям , митрополит Кирилл назвал обвинения в спекуляции политической кампанией против него. Александр Починок , который был министром по налогам и сборам 1999-2000 , в 2009 году заявил, что Кирилл не причастен к нарушениям. Женщины были арестованы за хулиганство и позже приговорены к двум годам лишения свободы. В песне были нецензурные слова, оскорбляющие Сама церковь, а также выполняемая в той части церкви у алтаря , где нет мирян.
В конце концов редактор вернул часы на место. Скандал имел продолжение в 2018 г. Жителю Барнаула Андрею Шашерину инкриминировали «экстремизм» ст. На картинке Христос спрашивает Кирилла, который час, а тот требует оставить его в покое.
Шашерина освободили в январе 2019 г. Часы Breguet, равно как и квартира в знаменитом Доме на Набережной, не единственное личное достояние патриарха. В объектив прессы регулярно попадают дорогостоящие яхты класса люкс, частные самолеты и машины. Кроме московского пентхауса, Гундяеву принадлежит резиденция в Крыму. Для строительства последней пожертвовали реликтовым лесом возле Геленджика. Теперь жителям городка отрезан путь к морю и поселковому кладбищу. Церковь призывает верных прощать врагам. Но Кирилл на перформанс «Богородице, Путина прогони» панк-группы Pussy Riot высказался в том ключе, что церковь не простит кощунство. Девушкам дали 2 года, что послужило прецедентом для внесения поправок в ст. Оказывался патриарх Кирилл и в центре международных скандалов.
В марте 2018 г. Патриарху не понравилась речь Президента страны Румена Радева, в которой тот сказал, что в борьбе против Турции принимали участие разные народы. Гундяев заявил, что Радев унизил Россию, уменьшив роль страны в освобождении Болгарии. В ответ премьер-министр Болгарии Валерий Симеонов заявил, что не «сигаретному митрополиту» и не «второсортному агенту КГБ» диктовать, что говорить главе государства. Дипломаты двух стран приложили немало усилий, чтобы нейтрализовать сказанное Владыкой и наладить дружеские отношения. Однако Болгария проголосовала за продолжение санкций против РФ. Высказывания Кирилла против Украины — это отдельная глава. Иерарх неоднократно говорил о Гражданской войне в соседней стране. Предоставление Томоса Украинской поместной православной церкви патриархом Константинопольским Варфоломеем привело Владыку в ярость. В сердцах иерарх заявил, что не видит возможности пребывания РПЦ в евхаристическом общении с Константинопольским патриархатом.
Это лишает православных в России возможности поклониться мощам, привезенным из Византии. Фото с отражением часов патриарха, которое вызвало скандал Интересные факты В литургической проповеди от 3 июня 2009 г. Патриарх назвал потери советского народа в Великой Отечественной войне Божьим наказанием за «попрание святынь, преследование церкви и богоотступничество народа». В январе 2019 Кирилл заявил, что электронные девайсы несут в себе опасность и являются свидетельством скорого прихода Антихриста. Владыка яро отстаивает политический конструкт «Русский мир».
Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь. Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания. Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис». Питирим — Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был приближенным Патриарха Никона и после его низложения стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали только после смерти Патриарха ИоасафаII. После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По благословению Патриарха Иоакима ,было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая ПетраI, после смерти царя Феодора Алексеевича. Адриан в миру? Андрей 1627-1700 — Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. В своем слове во время интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества строительство флота, военные и социально-экономические преобразования , Патриарх Адриан понимал и поддерживал. Стефан Яворский Яворский Симеон Иванович — митрополит Рязанский и Муромский, патриарший местоблюститель московского престола. Учился в знаменитой Киево-Могилянской коллегии, — средоточие тогдашней южнорусской образованности. В которой проучился до 1684 г. Для поступления в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным. Стефан изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно. В этом же году принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре. В Киевской коллегии прошел путь от учителя до профессора богословия. Стефан стал известным проповедником и в 1697 году был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева. После проповеди, произнесенной по случаю кончины царского воеводы А. Шеина, которая была отмечена Петром I, был посвящен в архиереи и назначен митрополитом Рязанским и Муромским. Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов. Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим.
Арест митрополита Арсения – очередная карательная мера Киева, заявил патриарх Кирилл
Совместно с царем патриарх утвердил открытие мощей некоторых русских святых. Указами царя и патриарха была удостоверена подлинность чудотворных икон, установлен всероссийский праздник Казанской Богоматери. Являясь противником любимого царем церковного «многогласия», упразднения его Иосиф добиться не смог и вынужден был уступить. Иосиф активно поощрял книгопечатание. При нем было издано наибольшее по сравнению с прежними патриаршествами количество книг — 38 наименований некоторые из которых выдержали до восьми изданий. Патриарх поддерживал сближение с греческим Востоком и Киевом. Иосиф направил монаха Арсения Суханова в путешествие для исследования вопросов веры.
Из Киева Иосиф пригласил в Москву группу видных ученых, позволил открыть училище в основанном под Москвой Ф. Ртищевым «ученом» монастыре. В целом время патриарха Иосифа было исполнено реформаторских начинаний, предшествовавших потрясениям никоновской эпохи; выдвинулись Никон и будущие вожди начального старообрядчества. Одна из наиболее ярких и трагических фигур в истории Русской православной церкви. Будучи избранным патриархом, Никон неоднократно отказывался от этой чести, пока сам царь не опустился перед ним на колени с мольбой стать архипастырем всему русскому народу. На это Никон потребовал от Алексея Михайловича и чиновного люда поклясться перед святынями Успенского собора блюсти веру и за коны, «нас слушаться во всем как начальника и пастыря, и отца краснейшего».
Царь поклялся, а за ним и все остальные. Только после этого Никон стал патриархом. Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, патриарх приступил к реформе церкви. Им был издан указ об отмене двуперстия — чтобы все «тремя перстами крестились». Никон созвал собор для «исправления» целого ряда русских традиций. Все исправления были объявлены нововведениями.
Началась работа и по «исправлению» русских богослужебных книг. Церковные реформы икона вызвали раскол в церкви, от которой отделилась часть в ерующих, не признавших нововведений старообрядцы. Большое внимание патриарх уделял приращению церковных имуществ: земельных угодий, промыслов, лесов, мест рыбной ловли. Число принадлежащих церкви крестьян увеличилось при нем вдвое. Были сооружены богатейшие монастыри: Воскресенский на р. Истре, Крестный на Белом море, Иверский на Валдае.
К каждому из них приписаны десятки менее крупных монастырей, церквей, сел. В России Никон присвоил себе титул «великого государя», в по сланиях за границу писался «великим господином и государем». На Земском соборе 1653 г. Патриарх добился, чтобы царь лично возг лавил армию 1654 г. Никон указывал направление наступлений, обеспечивал снабжение армии. В скором времени Алексей Михайлович признал патриарха ангелом-хранителем царской семьи и надежным соправителем.
Без доклада Никону не решалось ни одно дело Боярской думы. Положение патриарха изменилось внезапно. В этот же день патриарх публично объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество. Алексей Михайлович прислал сказать, чтобы он оставался, но Никон ушел в Воскресенский монастырь. Оттуда он стал вмешиваться в текущие церковные дела. Так, в 1662 г.
В январе 1665 г. Никон написал царю о своем отречении и готовности поставить нового патриарха. После смерти Алексея Михайловича новый царь Федор Алексеевич хотел освободить Никона, чтобы тот мог достроить Новый Иерусалим, но патриарх Иоаким третий после Никона категорически отказал в этом царю. По настоянию Иоакима Никона допрашивали по тремстам обвинительным статьям и поместили безвыходно в келье Кирилло-Белозерского монастыря. Лишь при известии о болезни Никона царь решился дать приказ о его освобождении. Сопровождаемый на всем пути толпами народа умирающий Никон поплыл в Воскресенский монастырь.
Он скончался в пути 17 августа 1681 г. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона в Новый Иерусалим, похоронил его как патриарха и добился разрешения восточных патриархов вечно поминать его в этом сане. Преемник Никона. При нем состоялся знаменитый Московский собор 1667 г. Большой церковный собор русского и восточного духовенства. Собор торжественно проклял староверов, одновременно предавая их государственному уголовному преследованию.
Патриарх обратился к староверам с суровой Увещевательной грамотой. Священников, отказывавшихся отправлять церковную службу по новым книгам и совершавших литургию на просфорах с восьмиконечным крестом, Иоасаф II лишил должностей и предал суду. Он продолжал отстаивать дело Никона о неподсудности духовенства светской власти. При патриаршем дворе был учрежден Приказ церковных дел, где заседали только судьи духовного звания. Иоасаф II предпринимал усилия по проведению в жизнь запретов, введенных Московским собором: не признавать нетленные тела святыми без достоверных освидетельствований, не производить суд, работать и не торговать в праздничные дни; священникам не ехать с крестом перед свадебным поездом, в котором присутствуют с коморохи, музыка и пение. Вместе с тем, Иоасафу II не хватило энергии для выполнения ряда важнейших решений Московского двора.
Осталась нереализованной рекомендация собора о повсеместном заведении училищ школ и учреждении в России новых епархий утверждена только одна—Белгородская. Борясь с проникновением западно-европейской манеры в русскую иконопись, патриарх стремился узаконить византийский стиль. С этой целью в 1668 г. Способствуя книгопечатанию, Иоасаф II привлекал к работе Симеона Полоцкого, издавшего «Сказание о деяниях собора 1667 г. В патриаршество Иоасафа II были возобновлены проповеди в церквах. На Амуре, недалеко от границы с Цинской империей Китаем , был основан Спасский монастырь.
Иоасаф II был последователем Никона, хотя и менее настойчивым в достижении поставленных целей. Приближенный патриарха Никона. По оставлении Никоном престола был его доверенным лицом в переговорах с царем Алексеем Михайловичем. Доверив Питириму управление делами церкви, Никон рассчитывал на сохранение своего влияния во время демонстративного ухода из Москвы. Питирим же по указанию царя полностью взял на себя церковное управление. На это Никон в Ново-Иерусалимском монастыре торжественно предал Питирима анафеме как самовольно захватившего патриарший престол.
По требованию царя московские архиереи письменно заявили о непризнании анафемы «на патриарха». В 1667 г. Лишь после его смерти Питирим получил престол главы русской церкви, который занимал менее года. За время патриаршества заметных деяний не совершил. В 1675 г. Иоаким сумел получить царскую грамоту о неподсудности духовных лиц гражданским властям к установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин.
Как наставник молодого царя Федора Алексеевича патриарх активно участвовал в государственных делах, противодействуя всем нововведениям. Он энергично проводил в жизнь церковные постановления против раскольников, рассылая в крупные центры раскола особых увещателей и издав полемическое «Возглашение увещательное всему российскому народу». При Иоакиме в 1687 г. Иоаким встал на сторону бояр, желавших править от имени юного Петра и свергших правительницу Софью. Осенью 1689 г. Позитивной программы Иоаким не имел, хотя при нем была учреждена Славяно-греко-латинская академия.
Содержанием деятельности Иоакима было отстаивание старины, престижа церкви в духовенства. Был возведен в патриархи по воле царицы Наталии Кирилловны. Адриан написал несколько поучений, посланий, грамот, значительное число проповедей и обличений. При нем прошло два собора: один в 1697 г. Адриан был приверженцем старины и противником реформ Петра Великого. Отношения патриарха с царем были напряженными.
В то же время грамота о запрещении устраивать новые монастыри без государева указа и Записка о святительских судах, поданная в Палату об уложении, свидетельствовали о готовности Адриана сотрудничать с государством, признавая его компетенцию в церковных делах. Патриарх умер 16 октября 1700 г. С его смертью завершился патриарший досинодальный период истории Русской православной церкви. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон 1917-1925. Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи. Патриарх Тихон в миру Василий Иванович Белавин родился 19 января 1865 г.
В церковь Владимир пришел благодаря своему отцу, который был настоятелем храма Смоленской иконы Божьей Матери. После окончания школы он пошел учиться в духовную семинарию, а затем в академию. В 1969 году парень получил диплом и принял постриг в монахи, получив имя Кирилл. Его карьера складывалась успешно и стремительно. После окончания академии он вошел в состав Московского патриархата, представляя интересы РПЦ в Женеве. А когда произошел распад СССР, его репутация взлетела буквально до небес.
Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре.
При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались. В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины Малороссии с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией.
Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий. Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества.
Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов…Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение. Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет.
Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь.
Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания. Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис». Питирим — Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был приближенным Патриарха Никона и после его низложения стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали только после смерти Патриарха ИоасафаII. После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г.
Патриарх подтвердил свое право собственности на пыльную квартиру в частной беседе с журналистом Владимиром Соловьевым. Большинство сообщений в СМИ, как правило, содержат критику Патриарха Кирилла и смех над утверждениями о том, что пыль вредна, говоря что это просто песок, и было бы намного эффективнее нанять горничную, чтобы она его пылесосила. Сам Патриарх тогда сказал, что считает неуместным прощать Шевченко. Патриарх Кирилл присутствует церемония открытия памятника Стена скорби жертвам сталинских репрессий в октябре 2017 года В 2012 году Кирилла обвинили в ношении швейцарских часов Breguet стоимостью более 20 000 фунтов стерлингов 30 000 долларов США. В интервью Владимиру Соловьеву Кирилл сказал, что среди других подарков у него есть Breguet, но он никогда его не носил.
Что касается фотографии, на которой он запечатлен на литургии в часах Breguet, Кирилл заявил: «Я смотрел на эту фотографию и внезапно понял - это был коллаж! Но после того, как эта фотография была размещена, я начал ее изучать. Поскольку многие люди приходят и делают подарки. И часто бывают коробки, которые никогда не открывали, и вы не знаете, что там. И я узнал, что на самом деле есть часы Breguet, поэтому я никогда не давал комментариев, что у Патриарха их нет.
Это побудило как минимум одного интернет-блогера изучить проблему и собрать изображения браслетов Кирилла. Некоторое время спустя фотографии на его официальном сайте показали, что он носит на левом запястье какие-то, казалось бы, дорогие часы, а позже на одной даже были показаны часы с аэрографией , но с их отражением на экране. Позже представители Русской церкви заявили, что 24-летний служащий «действовал по глупой, неоправданной и самовольной инициативе» при редактировании фотографии. Также было заявлено, что «виновные [в манипулировании имиджем] будут строго наказаны». Пресс-секретарь добавил, что «неэтично» обсуждать личную жизнь Кирилла, и Русская православная церковь заявила 4 апреля.
Апрель 2012 г. Это] показывает их политические, а также антироссийские мотивы». В июне 2012 года Кирилл был удостоен награды Silver Shoe Award 2011 ежегодно вручается в России «за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе» за «безупречное исчезновение часов» в категории «Чудеса по локоть». Премия вызвала болезненную реакцию представителей Русской Православной Церкви. Однополые браки В 2016 году Кирилл заявил, что заставляет замолчать священников, выступающих против однополых браков похоже на цензуру, подобную той, которая существовала при «советском тоталитаризме ».
В мае 2017 года он снова сравнил затыкание молчания таких священников с тоталитаризмом, наблюдаемым в нацистской Германии , а также назвал однополые браки угрозой для семейных ценностей во время посещение Кыргызстана. Знаки отличия и награды.
Биография патриарха Кирилла
102 года назад в России восстановили Патриаршество, упраздненное Петром Первым. | Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири 12.04.2024. |
«Возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в России | Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения на Украине карательной мерой властей против публичных спикеров Украинской православной церкви (УПЦ). |
Предстоятели Русской Православной Церкви | Двоих потенциальных сменщиков патриарха Кирилла все хорошо знают – это митрополит Тихон и митрополит Иларион. |
Кто был патриархом Руси до Кирилла? | Патриарх Кирилл направил обращение к поместным православным церквям и различным организациям относительно ареста наместника Святогорской лавры митрополита Арсения, назвав это «очередной карательной мерой» киевских властей. |
Патриарх Московский Кирилл - Patriarch Kirill of Moscow | В 1606 году Патриархом всея России был избран свт. |
Патриарх Кирилл — лицо современной Русской православной церкви
После Февральской революции Священный Синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, в котором говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время». Главным был вопрос о восстановлении древней формы управления церковью. Решением Синода был созван Поместный собор 1917—1918 годов, восстановивший патриаршество. Собор открылся в праздник Успения Богородицы и был наиболее продолжительным в истории Русской церкви. Поместный собор 1917—1918 годов предоставил Патриарху право созывать церковные соборы и председательствовать на них, иметь отношения с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду.
Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 года повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь. Основным направлением деятельности Патриарха Тихона стал поиск пути к установлению отношений между церковью и большевистским государством.
Тихон отстаивал право церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской церкви, стало «Воззвание Патриарха Тихона» от 25 марта 1925 года, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией. Несмотря на все усилия Патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена.
После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях. После смерти Тихона, согласно завещанию святителя, управление Церковью принял на себя митрополит Крутицкий Петр Полянский в качестве патриаршего местоблюстителя. Затем этот подвиг принял на себя митрополит Нижегородский Сергий Страгородский , который называл себя заместителем патриаршего местоблюстителя. Официальный акт передачи ему обязанностей местоблюстителя состоялся лишь в 1936 году, когда пришло, оказавшееся впоследствии ложным, известие о кончине митрополита Петра он был расстрелян в 1937году.
Тем не менее, в 1941 году, в первый же день начавшейся войны с фашистской Германией, митрополит Сергий написал послание к своей пастве, в котором благословил верующих на защиту Родины и призвал всех помогать делу обороны страны. Опасность, нависшая над страной, побудила советское руководство изменить отношение к церкви. Начали открываться храмы для богослужений, многие священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Митрополит Сергий сообщил о намерении церкви созвать собор для избрания патриарха.
Глава правительства заявил, что с его стороны препятствий не будет.
На текущий момент глава РПЦ живет в Москве. У него есть старший брат Николай и младшая сестра Елена.
Известно, что Владимир увлекается спортом и является автором большого количества религиозных книг. В церковь Владимир пришел благодаря своему отцу, который был настоятелем храма Смоленской иконы Божьей Матери. После окончания школы он пошел учиться в духовную семинарию, а затем в академию.
В 1969 году парень получил диплом и принял постриг в монахи, получив имя Кирилл.
Иосиф пытался урегулировать эти споры и восстановить единство Церкви, но его усилия оказались неудачными. Кроме того, патриарх Иосиф сталкивался с проблемами внешней политики и враждебным отношением со стороны Западной Европы. В это время Россия находилась в состоянии войны с Польшей, Швецией и другими государствами. Это создавало неприятности для Церкви и ограничивало ее возможности внутри страны. В результате всех этих проблем и трудностей, патриарх Иосиф столкнулся с большими испытаниями во время своего правления. Он пытался укрепить Церковь и восстановить ее единство, но его усилия были затруднены внутренними и внешними противоречиями.
Патриарх Иосиф оставил значительное наследие и память о своих усилиях по укреплению православной Церкви в Русском государстве. Патриарх Адриан и его вклад в историю российского патриаршества Период с 1945 по 1970 годы в истории Русской православной церкви был связан с деятельностью патриарха Адриана Николаева. Адриан занимал священные посты, поднимался по иерархической лестнице и в результате своих стараний стал 13-ым патриархом Московским и всея Руси, после патриарха Тихона. Жизнь и карьера Адриана Адриан Николаев родился в 1874 году в Москве и получил образование в Духовной академии Московской Патриаршей обители. Он был ректором Тверского духовного училища и в 1920 году был избран митрополитом Ленинградским. В 1943 году Адриан был избран на пост Патриарха всея Руси после смерти митрополита Сергия. Он возглавил Русскую православную церковь в самый сложный период Советской истории, будучи преследуемым атеистическим режимом и насильственно укоренявшимся безбожными идеями.
Вклад Адриана в Русскую православную церковь Адриан сумел обеспечить выживание и развитие Церкви в условиях антирелигиозной политики государства. Благодаря его решительным и мудрым решениям, Церковь смогла поддерживать свой авторитет и влияние в обществе. Адриан активно пропагандировал и распространял учение Русской православной церкви, укреплял единоначалие внутри церковной организации и боролся за единство верующих. Особое внимание Адриан уделял сохранению церковного наследия и культурного наследия русского народа. Он разрабатывал программы по сохранению и реставрации русских православных храмов и монастырей, а также по развитию духовных и культурных ценностей.
Тандем Арсения и Мефодия, видимо, будет усилен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, постоянным членом Священного синода. Как объяснил наш источник в РПЦ, «75-летний Владимир очень боится потерять свою кафедру, которую мечтает занять митрополит Кирилл. Это место в богатой и престижной епархии традиционно считается удачным трамплином на патриарший престол. Потому он будет содействовать тому, кто пообещает оставить его действующим иерархом Северной столицы, и, соответственно, «играть» против Кирилла. Но беда в том, что митрополит Владимир не самый лучший союзник. Клир петербургской епархии, мягко скажем, не очень жалует своего правящего архиерея, а потому на соборе может открыто не поддержать его соратников». Возможно, фигура компромисса Одно время казалось, что Алексий II решил дать возможность иерархам самим разобраться между собой, кто из них преемник, а кто нет. Ведь РПЦ — устойчивая структура, и, кто бы ни садился «на хозяйство», от этого церковная жизнь кардинально не менялась. Так было. Но в последние несколько лет в РПЦ возникла любопытная тенденция. Епископами все чаще начали становиться сравнительно молодые и очень хорошо образованные люди. Видимо, призванные заместить «советский» епископат. Владыка Климент — как раз один из таких «младоиерархов». Он начал карьеру управляющим патриаршими приходами в Канаде и США. В 2003 году начался стремительный взлет владыки Климента. Со вторых ролей в одном из синодальных отделов за два года он вырос до управляющего делами Московской патриархии, постоянного члена Священного синода и стал митрополитом. Такую карьеру в церкви люди делают десятилетиями. И вот уже владыка Климент отодвигает такого столпа церковной политики, как митрополит Кирилл, от выполнения своих обязанностей и отправляется вместо «церковного министра иностранных дел» вместе с патриархом в заграничную поездку. Итак, Алексий II показал, кого он сам хотел бы видеть своим преемником. А вот примет ли церковная партия своего «Горбачева», покажет только Поместный собор. Этот пост он покинул после того, как в СМИ разгорелся скандал: утверждалось, что под видом гуманитарной помощи в РФ ввозились сигареты- врезка. Ру] «С финансистами принято ладить» Максим Шевченко, руководитель центра стратегических исследований религии и политических событий современного мира: «Шансы стать патриархом напрямую зависят от должности, которую сейчас занимает каждый иерарх. На мой взгляд, реальных претендентов двое: первый и наиболее вероятный — митрополит Климент. Он управляющий делами Московской патриархии, занимал довольно серьезные посты, работал в Отделе внешних церковных связей, был, так сказать, главным финансистом церкви. А с такими людьми в любой структуре принято ладить. При этом митрополит Климент — очень обаятельный, образованный и интеллигентный человек. У него нет врагов, его кандидатура реально может устроить все противоборствующие группировки. И главное, он не принадлежит к птенцам гнезда митрополита Никодима Ротова. К тому же владыка Климент считается «человеком Святейшего», а не членом какой-либо группировки. Претендент номер два, безусловно, митрополит Кирилл. Станет ли он претендентом номер один, зависит от того, займет ли он Санкт-Петербургскую кафедру. То есть добавит ли он к своим козырям еще один, весьма весомый, который, возможно, «перевесит» Климента. Поддержат ли его «никодимовцы», сказать не могу.