Урочные лета Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых. Урочные лета, как важный этап закрепощения российского крестьянства просуществовали свыше полувека, послужив причиной многих крестьянских выступлений против полного закабаления, а их отмена. Правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле, окончательно оформившейся в Соборном уложении 1649 года, стал отмена урочных лет, или давности для исков о беглых крестьянах.
Урочные лета: особенности и последствия
В 1649 году " Урочные лета" были отменены и принят бессрочный срок давности беглых крестьян. Уро́чные ле́та на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших. Концепция «урочных лет», якобы применявшихся для сыска беглых крестьян в России конца XVI в., не обладает всеми признаками доказательности.
Заповедные и Урочные лета | ЕГЭ История | Эля Смит | 2020
В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края. Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство. Опустошение многих российских земель в результате войн, голода, эпидемий. Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами — неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду. Юридическое закрепление урочных лет в указе 1597 года стало закономерным итогом развития феодально-правовых отношений. Государственные учреждения были завалены исками о поиске беглых крестьян. Необходимо было упорядочить эту сферу и ввести формальные ограничения в виде срока давности. Русская деревня в 16 веке Указ об урочных летах Указ об урочных летах 1597 года — единственный полностью сохранившийся законодательный документ по крестьянскому вопросу 1580-1590-х годов. Указ датируется 24 ноября 7106 годом.
В 1639 У. По Соборному уложению 1649 вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.
Связанный по своему происхождению с отношениями в сфере кредита, термин «урочные годы» был впервые употреблен в источниках для обозначения сыска беглых только в 1630-х гг. Указ 1597 г. Ключевые слова: «Урочные годы», крестьянин, бобыль, «сыск» беглых, иск, суд, закрепощение, переход крестьянина.
В 1639 году урочные лета были увеличены до девяти лет, а в 1642 году - до десяти лет для беглых крестьян и пятнадцати лет для крестьян, насильно увезенных другими землевладельцами. По Соборному уложению 1649 вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права. Соборное уложение 1649 установило бессрочный сыск. Полезные сервисы.
Почему приписывают отцу
- Урочные лета дата - фото сборник
- Урочные лета: зачем они нужны?
- Отличие урочных и заповедных лет
- Заповедные и Урочные лета | ЕГЭ История | Эля Смит | 2020
История развития урочных лет
- Отмена «урочных лет»
- 2 июня 1648 - Соляной бунт произошел в Москве
- Смотрите также
- Большая советская энциклопедия, БСЭ
- Урочные лета. Что это?
Особенности сыска крепостных
- Научных статей по теме не найдено
- УРОЧНЫЕ ЛЕТА - Большая советская энциклопедия, БСЭ - Энциклопедические словари -
- Главная навигация
- Что такое “урочные лета” и чем они отличались от заповедных?
Что такое «урочные лета»?
В 1564 году царю изменяет один из воевод, командовавших русским войсками в Ливонии князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки. Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти.
Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. После прочтения послания царя в Москве резко накалилась обстановка - в Кремль пришли тысячи москвичей, разъяренных названными в послании изменами бояр и Боярской Думе ничего не остается как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.
Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». Это слово употреблялось раньше в смысле особого имущества или владения вдов умерших князей; теперь же оно получило иное значение личного удела царя. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т.
На содержание опричнины были назначены особые города около 20, в том числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр. В опричнину было набрано также тысяча избранных особо дворян, детей боярских, как московских, так и городских.
Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей с знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей.
Согласно В. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк против пяти земских полков , после чего царь принял решение отменить опричнину. В 1575 г.
Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя - государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины одиннадцать месяцев: затем Иоанн Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок.
Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного 1584 , но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник - словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили - «города и воеводы дворовые и земские». В рассуждениях Чаадаева о смысле истории и исторической роли христианства вкрадывается некоторое противоречие. Характеризуя воспитательную роль христианства, Чаадаев подчеркивает всемирность этого процесса.
В то же время Чаадаев буквально сталкивается с фактом существования огромной страны, называющей себя христианской, на которую, однако, всемирный процесс воспитания человеческого рода религией откровения не распространился. Этой страной является Россия. Россия, таким образом, выступает для Чаадаева проблемой, на решении которой как бы проверяется полнота его учения.
Когда Чаадаев пишет, что всемирный процесс воспитания человеческого рода не коснулся России, он имеет в виду, что в стране не были внедрены христианством те элементы социального бытия, которые в Европе формируют объективным образом поведение отдельного человека и нейтрализуют его своеволие. Даже государственные отношения в России есть лишь калька с семейных, то есть кровнородственных, в этом смысле натуральных отношений. Итак, Россия — это мир, в котором бытие целого государства определяют произвол и своеволие отдельного человека.
Это и имеет в виду Чаадаев, когда пишет, что Россия не вошла в круг действия процесса воспитания человеческого рода христианством и что до сих была предоставлена самой себе. Тем самым Россия попадает в один ряд с такими народами, как Китай и Индия, а также народами древнего мира , которые были предоставлены самим себе. Общей чертой их является то, что история их всецело определяется материальными условиями существования — географическими, климатическими и др.
С такого движения, не приводящего к цели, можно сойти только в результате духовного усилия, каким в Европе явился импульс христианства. В позднейших высказываниях Чаадаева эта двойственность в отношении к России получает развитие. В письмах к А.
Тургеневу от 1835 года он пишет о преимуществах нахождения России вне бурных процессов, происходящих в тогдашней Европе, и проводится мысль об особой роли русского царя, а точнее, русского деспотического государства в реализации всечеловеческого призвания России. Так как страна прежде развивалась за счет идей и учреждений, произвольно заимствованных со стороны ее вождями, то и в настоящий момент возможна решительная замена прежних заимствованных идей и учреждений новыми, тоже заимствованными. Чтобы в результате свободного порыва и энергичного усилия перевести страну в состояние, при котором все же заработали бы независимые ни от чьего произвола и своеволия идеи долга, справедливости, права и порядка.
Парадокс состоит в самой идее использования возможности произвола по отношению к собственной стране, для перевода ее в состояние, при котором ее развитие не определялось бы ничьим произволом. Но не постигнет ли новые заимствования судьба прошлых заимствований, перечеркнутых очередным властным актом верховной воли? Очевидно, что те противоречия, которые очерчивает чаадаевская мысль о России, вполне можно рассматривать как своеобразное предвосхищение реальных проблем последующего исторического пути России.
Одним их важнейших положений, на которых строится система идей Чаадаева о сущности человека, смысле исторического процесса и особенностях места в этом процессе России, является тезис, что человек и народы, предоставленные самим себе , оказываются по ту сторону божественного слова и попадают в подчинение собственной телесной природе и окружающим физическим климатическим, географическим, этнографическим и др. И это подчинение человека собственной телесности и физическим обстоятельствам становится источником мирового зла. Однако, что есть телесные качества людей и физические обстоятельства?
В своей совокупности они складываются в материальную систему мира. Но дело в том, что, согласно самому Чаадаеву, материальная система мира параллельна системе духовности, возникающей из глагола Бога, и сама возникает из того же самого божественного источника. Обнаруживается, таким образом, фундаментальное противоречие в концепции Чаадаева.
А именно: в ней сталкиваются два порядка — духовный в качестве источника добра и материальный в качестве источника зла — при одновременном признании, что оба в равной степени имеют божественную основу. Но если общий мировой порядок в своем единстве духовного и материального аспектов является исключительно божественным, то на что в мире, собственно, может опереться человеческое своеволие, чтобы стать чем-то действительным? А если допустить противоположное, именно, что предоставленность человека самому себе не исключает движения к Богу, но является необходимой предпосылкой этого движения?
И в самой природе человека как таковой заложено движение к Богу? Допустив это, придется допустить возможность разных способов этого движения. В таком случае получается несколько иной подход к человеческой свободе и взгляд на мировую историю , подход, который был реализован Вл.
Соловьевым в работах раннего и среднего периода. Таким образом, Чаадаев видит особенности российского исторического пути в том, что, будучи по форме христианской, Россия лишилась благотворного организующего влияния религии на ее социальное бытие, она не усвоила религиозную дисциплину Запада в своем общественном сознании, и отпала от мирового исторического процесса, пойдя по пути восточных стран, чье социальное бытие определяют географические условия их существования. Процессы перестройки коснулись и духовной сферы жизни советского общества.
Началась политика гласности. В отличие от свободы слова, она подразумевала разрешение властей говорить то, что они хотят слышать. Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев в ходе первой публичной поездки после избрания главой партии.
В мае 1985 г. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телевидении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расширить социальную базу проводимых реформ.
Впервые гласность коснулась закрытых прежде для критики регионов Москвы, Ленинграда, Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, лидеры которых входили в состав Политбюро , ведомств армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса , тем экологии, партийного руководства культурой и т. На волне гласности началось обновление скомпрометированной официальной идеологии. Оно проходило под девизом: «Больше демократии, больше социализма!
Для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно. Попытки отойти от «застоя» в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого.
На волне подготовки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о запрещенных ранее страницах истории революции и Гражданской войны , а затем - о сталинских репрессиях 30-х гг. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об альтернативах не только строительства социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г.
В 1987 г. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине «дела» высших руководителей страны. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н.
Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г.
Зиновьев, Г. Сокольников, Л. Серебряков и др.
В 1989 г. Тогда, же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны. В 1990 г.
Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. Исторические публикации стали самыми популярными в средствах массовой информации. Гласность привела к снятию запрета на многие художественные произведения , созданные в прежние годы.
Был снят запрет с публикации запрещенных произведений 20-30-х гг. Вернулись из вынужденной «эмиграции» труды выдающихся русских философов, историков, социологов. Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны стала публикация «Новым миром» многотомного труда А.
Впервые увидели свет в нашей стране многие известные работы зарубежных авторов. Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть разнообразные направления современного изобразительного искусства.
Ведущие театры страны ставили новые пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше... Ленина и других крупных деятелей большевистской партии.
В музыкальном искусстве наметился повышенный интерес к церковной музыке, произведениям зарубежных и эмигрантских авторов. Все это вело к обогащению культурных традиций советской эпохи. Перестройка изменила роль средств массовой информации в жизни общества.
Утратила свою роль всесильная прежде цензура Главлит. Отдел пропаганды ЦК больше не мог приказать печатать или не печатать литературное или иное произведение. Раскрепощенная пресса вызывала растущий интерес у людей.
Увеличились тиражи газет и журналов подписка на 1987 г. Наибольший интерес представляли «беспартийные» издания - «Московские новости» и «Огонек», также увеличившие свои тиражи в несколько раз. По мере развития «гласности» крепла и консервативная оппозиция этому курсу.
В марте 1988 г. В нем открыто осуждалось «заимствование на Западе» антисоциалистической по сути политики гласности и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации «истории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм.
Позицию Н. Андреевой активно поддержали те представители руководства партии, которые стояли на тех же позициях. На местах поняли это как начало возврата к прежней партийной линии.
Лишь через месяц «Правда» опубликовала «ответную» редакционную статью, в которой содержалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его защитники назывались «противниками перестройки». После этой статьи на страницах печати еще активнее развернулась критика тоталитарной системы, возобновились дискуссии о путях развития советского общества. Большую роль в развитии гласности сыграло телевидение.
Однако советское общество оказалось во многом не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее умалчивавшихся или скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. Гласность, способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом «борьбы за истину».
Для многих она обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше. Гласность показала людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями.
Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так. Тем не менее именно на основе политики гласности в стране к началу 90-х гг. Главным достижением в духовной сфере в годы перестройки стало зарождение свободы слова и независимых средств массовой информации.
Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив". В 1840 Толбот изменил и улучшил свой процесс.
Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. Он назвал свой процесс калотипией от греч. Проявлял он бумагу в кислоте, затем по совету Джона Гершеля фиксировал изображение в растворе гипосульфита, промывал негатив в чистой воде , высушивал и натирал воском, делая его прозрачным.
С помощью солнечного света он делал с негатива контактные отпечатки на хлорсеребряной бумаге. В 1841 он запатентовал этот процесс, а в 1842 получил медаль Королевского Общества за эксперименты с калотипией. Калотипия Толбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия.
В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков.
Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии , несмотря на то, что качество дагеротипов было намного выше, чем калотипов. В 1844-46 Толбот издал первый альбом "Карандаш природы" с фотографическими художественными иллюстрациями - видами природы и архитектуры. В 1851 Толбот разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его в 1852 и 1858.
Он использовал при печати стальные пластины и марлевые экраны для получения полутонов и явился предшественником разработанных в 1880-х гг. Патенты Толбота, его претензии на приоритет во всех видах фотографии и судебные процессы по этому поводу объективно тормозили дальнейшее развитие фотографии в Шотландии, Франции и других странах. Юрьев день — установленный в Русском государстве 15—16 вв.
Бунташный век - так называли современники XVII в. Болотникова и С. Разина , Соляного бунта 1648 г.
Хованщина в Москве. Податное население - в России XV - первой половины XIX веков группы населения крестьяне и мещане , платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Старообрядчество - приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер.
Ярмарка рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодической торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. Основные статьи : Новгородская земля , Новгородская республика В 1136 году Новгород вышел из-под контроля киевских князей. В отличие от других русских земель, Новгородская земля стала феодальной республикой, её главой был не князь, а посадник.
Посадник и тысяцкий избирались вечем, в то время как в остальных русских землях тысяцкого назначал князь. Новгородцы заключали союз с одними русскими княжествами для защиты своей самостоятельности от других, а с начала XIII века и для борьбы с внешними врагами: Литвой и католическими орденами, обосновавшимися в Прибалтике. Отпуская старшего сына Константина на новгородский престол в 1206 году, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо произнес речь: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли ».
С 1333 года Новгород впервые пригласил на княжение представителя литовского княжеского дома. В 1449 году по договору с Москвой польский король и великий князь Литовский Казимир IV отказался от претензий на Новгород , в 1456 году Василий II Тёмный заключил с Новгородом неравноправный Яжелбицкий мирный договор, а в 1478 году Иван III полностью присоединил Новгород к своим владениям, упразднив вече. В 1494 году в Новгороде был закрыт ганзейский торговый двор.
XIII века - «великим княжением Владимирским». В историографии обозначается термином «Северо-Восточная Русь». Вскоре после того, как ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий в результате многолетней борьбы утвердился на киевском княжении, его сынАндрей уехал на север, взяв с собой икону Божьей Матери из Вышгорода 1155.
Андрей перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества воВладимир и стал первым великим князем Владимирским. В 1169 году организовал взятие Киева, и, по выражению Ключевского В.
Воцарение Романовых принципиально изменило положение крестьян, было начато законодательное закрепление личной зависимости крестьян. В ответ на требования помещиков возвращать без срока крестьян не выплативших долги и пожилое, «тишайший» Алексей Михайлович пошел заметно дальше, одобрив статьи Соборного Уложения 1649 года. Законодательный кодекс предусматривал кардинальный поворот к окончательному установлению крепостного права объявив: сыск беглых крестьян без срока давности, с распространением прав хозяина на потомков и нажитое в бегах имущество; утрату прав владельческих крестьян менять место жительства по собственному желанию; насильственный возврат крестьян с семьями в места, где застала их перепись 1620 года, даже если они были свободными. Так, Соборное Уложение, отменой урочных лет создало крепостническую систему и сословное общество в Российском государстве. Урочные лета, как важный этап закрепощения российского крестьянства просуществовали свыше полувека, послужив причиной многих крестьянских выступлений против полного закабаления, а их отмена, безо всякой регламентации обязанностей крестьян перед помещиками превращала их больше чем на два столетия в бесправных рабов.
Нахожусь в декретном отпуске , сыну 1,5 года. Снова ухожу во второй декрет. Получила больничный лист.
Думала что декретные будут такие же как с первым , но почему то сейчас берут за последние два года , фактически у меня там всего 4 рабочих месяца! И детретные выходят чуть ли ни в пополам меньше!
Можно ли его как-то наказать? Москва 1 ответ Трудовое право Думала что декретные будут такие же как с первым, но почему то сейчас берут за последние два года, фактически у меня там всего 4 рабочих месяца Здравствуйте! Нахожусь в декретном отпуске , сыну 1,5 года. Снова ухожу во второй декрет. Получила больничный лист.
Указ об Урочных летах 1597 года
Урочные лета — Урочные лета, на Руси срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Позднее продолжительность урочных лет менялась, составляя от 5 до 15 лет. Разные сроки урочных лет В течение пяти лет в 1607 году этот срок был увеличен до 15 помещики могли потребовать у других хозяев перешедших к ним крестьян или вернуть обратно сбежавших на свободу работников. урочные годы и закрепостить крестьян на основании старых писцовых книг, но намеревалось провести укрепление крестьян на основании новой переписи, которая была начата в 1646 г. Концепция «урочных лет», якобы применявшихся для сыска беглых крестьян в России конца XVI в., не обладает всеми признаками доказательности. Урочные лета, в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
Урочные лета: особенности и последствия
Тем не менее, отсутствие до урочных лет возможности перейти к другому хозяину не мешало крестьянам активно сбегать от помещиков с плохими условиями работы. Чтобы предотвратить бегство работников и было введено урочное лето, концу 16 века число беглецов было настолько велико, что потребовались подобные меры. Теперь в Юрьев день права крестьян были ограничены, одновременно с этим в некоторых районах Руси вводились заповедные и определялись урочные лета. Разные сроки урочных лет В течение пяти лет в 1607 году этот срок был увеличен до 15 помещики могли потребовать у других хозяев перешедших к ним крестьян или вернуть обратно сбежавших на свободу работников.
Именно этот срок и назывался урочными летами. Срок соблюдался не всегда, так во время Крестьянских войн из-за многочисленных бунтов помещики своим правом не пользовались.
При этом, на сбежавших шесть лет тому и ранее этот Указ не распространялся. Процесс крестьянского закрепощения в России являлся довольно длительным и проходил в несколько отдельных этапов. Согласно Судебнику от 1497 года, срок для выхода крестьянина и его перехода к иному землевладельцу равнялся двум неделям неделя до Юрьева дня и ещё одна после него. Такая фиксация законом определённого короткого срока перехода свидетельствовала о фактическом стремлении государства и феодалов ограничить в правах крестьян, а также показывала их неспособность закрепления крестьянина за определённым феодалом. Данную норму также содержал и новый Судебник от 1550 года, но в 1581 году в условиях тотального разорения государства и бегства его жителей Иван Грозный вводит так называемые «заповедные лета», которые запрещали выход крестьян на территории, которая сильно пострадала от бедствий.
Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления. Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» — ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день. Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного — с 1581 года. Сторонники «указной теории» полагают, что под влиянием Бориса Годунова царь Федор Иоаннович в 1592 году принял указ об окончательной отмене Юрьева дня. Текст указа не дошел до наших дней, но сохранились ссылки на него в других документах. Причины введения урочных лет Историки выделяют 3 основных причины появления и укрепления в российском средневековье понятия «урочные лета»: Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края. Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство.
Новосельского и Г. Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся. Однако В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года. По его мнению, в начале XVII века крепостная система в России ещё не устоялась; периоды запрещения выхода крестьян перемежались годами, в которые разрешались переходы крестьян.
Урочные лета и даты их введения
При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 У. По Соборному уложению 1649 вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.
Бегство крестьян усилилось во время голода в начале XVII века, а еще больше — в годы Смуты и разорения 1604-1618 годов. Так назывался период, в которой крепостные крестьяне не могли перейти от одного хозяина к другому. Первым заповедным годом стал 1581, это было вызвано разорением страны во время Ливонской войны. Федор Иоаннович. Урочные лета в первой половине XVII века Самозванец Лжедмитрий I в свое короткое правление 1605-1606 годов продлил урочные лета на полгода, следовательно, срок достиг 5,5 лет. В 1607 году Василий Шуйский продлил срок сыска до 15 лет, но фактически остались прежние 5-5,5. Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович вернул 5-летний срок сыска крепостных.
Эти меры отвечали интересам феодалов южных уездов, куда стремился основной поток бежавших. В 1607 году вышло новое Уложение, согласно которому возврату подлежали крестьяне, бежавшие в течение 15 лет. В 1640 годах установили 9-ти летний срок. А Соборное уложение 1649 года гласило, что установлен бессрочный сыск бежавших, что означало полное закрепление крепостного права.
Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами — неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду. Юридическое закрепление урочных лет в указе 1597 года стало закономерным итогом развития феодально-правовых отношений. Государственные учреждения были завалены исками о поиске беглых крестьян. Необходимо было упорядочить эту сферу и ввести формальные ограничения в виде срока давности. Указ об урочных летах Указ об урочных летах 1597 года — единственный полностью сохранившийся законодательный документ по крестьянскому вопросу 1580-1590-х годов. Указ датируется 24 ноября 7106 годом. Допетровская Русь вела летоисчисление от сотворения мира. В пересчете на христианское летоисчисление — это 1597 год. Документ подписан во время царствования Федора Иоанновича, но безраздельным правителем при нем был его шурин Борис Годунов. Поэтому многие историки сходятся во мнении, что инициатива принятия данного указа принадлежит именно Годунову, который выражал интересы правящей боярской верхушки. Суть указа и основные положения Документ достаточно лаконичен и не содержит подробных разъяснений. Он написан от имени «царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси» и включает 3 основных положения. Необходимо разыскивать крестьян, которые совершили побег в течение последних 5 лет и возвращать их на место. Тех крестьян, которые убежали 6, 7 и более лет назад — оставить на месте теперешнего проживания.
Кто отменил Юрьев день
5 введение урочных лет | Урочные лета на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных. |
История24: Урочные лета | Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления. |
Урочные лета и даты их введения
«Урочными летами» называли срок давности, до истечения которого владельцы беглых крестьян на Руси XVI-XVII века могли подать иск об их принудительном возвращении. УРОЧНЫЕ ЛЕТА, в России 16-17 веков - срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян (см. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО). Годом отмены урочных лет стал 1649 год, таким образом, они просуществовали всего 52 года.