Новости битва на реке сити юрий всеволодович

Битва на реке Сити. Битва на реке Сити, или Ситская битва, — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году. Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом монгольского темника Бурундая. Сражение стало одним из центральных событий Запа. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод.

Злая и великая сеча

Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Великий Владимирский князь Юрий Всеволодович погиб в битве с монголо-татарами 785 лет назад. Готовясь к решающей битве монголами князь Юрий Всеволодович оставил столицу на попечение сыновей, а сам направился на север, где организовал военный лагерь на реке Сить и ждал подхода оставшихся сил Суздальской земли. Битва на реке Сить, или Ситская битва— сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Битва на реке Сить. 4 марта 1238 года корпус монгольского войска под предводительством темника Бурундая внезапно атаковал войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, расположившееся на берегу реки Сити. Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре.

Битва на Сити

Битва на реке Сити, или Ситская битва[1], — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить объединенных русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года. Битва на реке Сить, произошедшая 4 марта 1238 года ― битва монгольского нашествия на Русь, фактически завершившая разгром монголами Владимиро-Суздальского княжества.

Последний прорыв: как стечение обстоятельств спасло Европу от монгольского нашествия

Старший сын Ярослава Федор поразил современников своей внезапной кончиной в 13-летнем возрасте. Ярослав с малолетства задействовал его в военных походах и политике. Но Федор, которого отец посадил князем в Новгороде, в 1233 году скоропостижно умер прямо в день своей свадьбы с княжной Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского. Феодулии после такого резонансного срыва политически важного брака ничего не оставалось, как уйти в монастырь.

Сегодня она известна как святая Ефросиния Суздальская. Все дети Ярослава, семеро сыновей и две дочери - родились от брака со второй женой Феодосией-Ростиславой, дочерью харизматичного князя Мстислава Удалого Удатного , а первой супругой Ярослава была половчанка, о детях от нее историкам ничего не известно. Феодосия в конце жизни тоже ушла в монастырь и приняла в иночестве имя Ефросиния.

В 1244 году она умерла, и, как утверждают летописи, была похоронена в Георгиевском храме Юрьева монастыря, рядом «об едину страну» с сыном Федором. Загадка в том, в каком городе погребены сын и мать, в Новгороде или Владимире? Потому что и в том, и в другом городе были одноименные монастыри и храмы.

Более того, захоронения подтверждались надгробными надписями, очень схожими по содержанию в обоих храмах. Эти надписи во владимирском варианте можно увидеть в Георгиевской церкви и сейчас. Ярослав при обстоятельствах кончины сына и жены в летописях не упоминается.

Но без его участия похороны не могли обойтись. Так где же покоятся его близкие? Письменные источники либо не указывают, в каком городе расположен тот самый Юрьев монастырь, либо противоречат друг другу.

Отец Михаил опубликовал в трудах Владимирской ученой архивной комиссии в 1902 году большую статью на тему о гробницах своего храма. И все-таки он склонился в пользу Новгорода. Во-вторых, при ремонте пола в соборе Сперанский заглянул и в гробницы.

В той, где должен был под соответствующей надписью покоиться Федор, оказалось пусто, а на дне - ровный песок. А в той гробнице, которая была под надписью о Ефросинии, нашли женский скелет, а в ногах - еще скелет младенца.

Монголо-татары часто использовали тактический прием «клещи», то есть подходили к противнику с двух противоположных сторон. К лагерю князя Юрия, предположительно, шло не только войско Бурундая, но и отряд со стороны села Кой. Видимо, с этим отрядом и столкнулась дружина воеводы Дорожи. Высказываются некоторые предположения о том, что это могло произойти у деревни Вепрь: в конце 1970-х годов при разработке карьера здесь находили сабли и мечи, а в 1980 году археологами была найдена керамика и следы пожарищ XIII века. Летопись Троицкая.

СПб, 1846. Своеобразным хранителем исторической памяти является православная церковь. В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразна живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи чётко выражена военная тематика. Самые интересные фрески находятся рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием. На реке Сить расположено несколько сел и, соответственно, храмов, но подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить.

Православная церковь особым образом отметила сам факт гибели на Сити великого князя Юрия Георгия , в народе — Егория. Праздник Юрьев Егорьев день отмечается в нашей местности 17 февраля, а не 9 декабря, как общепринято. В качестве престольного праздника Юрьев Егорьев день отмечается 17 февраля в шести населённых пунктах прихода села Божонка — в деревнях Макаровское, Горка, Романцево, Турчаниново, Сергеевское. Подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить. По решению Тверской Духовной Консистории в этот день проходили богослужения и крестный ход. Особые торжества были проведены в 1889 году — в связи с 700-летием со дня рождения князя Юрия Георгия — основателя города Нижнего Новгорода. По рассказам старожилов, раньше местные богомольцы часто ходили в город Владимир и, якобы, в одном из храмов этого города была надпись о том, что «всем, кто придёт с Божонки, оказывать всяческие почести» — в память о том, что в наших краях погиб великий князь владимирский Юрий Всеволодович.

На основании вышеизложенного, мы берём на себя смелость сделать вывод: знаменитая Ситская битва произошла у села Божонка, а ниже по течению Сити были лишь небольшие локальные схватки отступавших под натиском татар отдельных частей русских войск. Память о событиях той далекой поры жива. Попкова была открыта мемориальная стела. Она представляет собой фрагмент крепостной стены, как символ того, что русские воины остановили здесь врага. Почти восемь веков назад имя небольшой речки Сить было навеки вписано в историю России. Не только энциклопедии и справочники, но и любое учебное пособие по истории, содержит информацию о Ситском сражении — одном из крупнейших в древней истории Тверской земли. Скупые строки школьного учебника, вместившие в себя судьбы тысяч людей, хранят память о трагическом событии в жизни Руси.

Сохранить память о славных защитниках Отечества должны мы, живущие сегодня. Божонка требует к себе внимания. И ждёт его. Необходимо сохранить это место как археологический и историко-культурный памятник Тверской области. Этот объект, на наш взгляд, может быть включен в областную Программу развития туризма. Ведь Божонка, как и Куликово поле, — наша национальная святыня. Заведующая краеведческим центром «Истоки» п.

Сонково Г.

А хан Батый отдал приказ найти князя Юрия и принести его голову… Князя обнаружил монгольский полководец Бурундай. Его 30-тысячный отряд в начале марта неожиданно обрушился на русский лагерь, стоявший на реке Сить, куда стекались созванные Юрием русские дружины из Углича, Ростова Великого, Ярославля и прочих северных городов.

Удар был настолько неожиданным, что застал русских врасплох, а битва превратилась в форменное избиение растерявшихся русских воинов, которые бросились бежать. Но преследовавшие их конные татары были беспощадны. По словам летописцев, «убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша»… Мы не местные Историки до сих пор спорят о причинах столь унизительного поражения.

Да, сам князь явно не был выдающимся полководцем, да, он явно находился в страшной депрессии после известия о гибели стольного града и всей своей семьи. Однако рядом находились опытные воины, вроде родного племянника, ростовского князя Василько Константиновича, которые умели и даже любили воевать. К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой… Складывается ощущение предательства — кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав.

Вопрос — кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно. Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало.

Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т. Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан.

В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами то есть христианами.

Но этот шанс был упущен из-за слабой в военном отношении организации русских, не сумевших как следует организовать охрану собственного лагеря. Смелость и решительность монгольского командующего обеспечили его войскам тактическую внезапность и определили исход сражения. Русское сторожевое охранение не смогло не только вовремя обнаружить приближение врага, но и предупредить главные силы. В результате прорыв монголов к лагерю оказался внезапным. Юрий Всеволодович даже не успел выстроить свои полки, как они были втянуты в беспорядочный бой, в котором сложил голову и сам великий князь, и большинство его воинов. Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды. Ключевым событием, лишившим Русь шансов на успех, стала междоусобная война четырех сильнейших княжеств за доминирование в стране.

Судьба Руси была решена на два с половиной столетия. Но своей гибелью русские воины спасли от разорения Великий Новгород.

Битва русских войск с татарами на р. Сити. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича

Тайна битвы на реке СитьТайна Ситской битвы существует до сих пор, как в причинах внезапного скрытного окружения войск князя Юрия на протяжении почти всего течения Сити (более 100 километров), так и в средствах и неразгаданных путях темника Бурундая. Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре. Битва на реке Сить. 4 марта 1238 года корпус монгольского войска под предводительством темника Бурундая внезапно атаковал войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, расположившееся на берегу реки Сити. Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя. Юрий - в битве на реке Сить.

Юрий Всеволодович - биография, новости, личная жизнь

Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича Сражение произошло 4 марта 1238 г. на реке Сить, притоке р. Мологи, между войсками Великого Князя Владимірского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая. Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити.

Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить

В то же время, делались попытки реабилитировать Юрия Всеволодовича, который якобы стремился организовать отпор врагу. Археологические свидетельства битвы Битва русских воинов на реке Сить оставила определенные археологические следы, которые изучались историками и археологами на протяжении XIX-XXI веков. Основными объектами исследований были курганы вдоль реки Сить, где предположительно хоронили погибших воинов. Он обнаружил в насыпях останки людей, кольчужные доспехи, оружие, что позволило ему связать эти захоронения с воинами, павшими в 1238 году. В XX веке раскопки курганов проводили археологи П. Третьяков, Б. Колчин, В. Ими были найдены наконечники стрел, копий, обломки сабель, кольчуг - вооружение и доспехи XIII века. Эти находки также интерпретировались, как связанные с Ситской битвой. Однако другие исследователи, такие как Л.

Ивановский, отрицали связь ситских курганов с событиями 1238 года. По их мнению, курганы относились к более ранним эпохам и не могли быть могилами воинов Юрия Всеволодовича. Однозначно интерпретировать археологические находки, как непосредственные свидетельства Ситской битвы, достаточно сложно. Тем не менее, они позволяют пролить дополнительный свет на это важное событие русской истории. Увековечение памяти о Ситском сражении Память о Ситской битве увековечена в Ярославской области рядом монументов и мероприятий. Это связано с тем, что именно на территории этого региона происходило историческое сражение 1238 года. В Некоузском районе Ярославской области у села Лопатино в 1980 году была установлена стела в память о Ситской битве. На стеле выбита надпись «Здесь, на реке Сить, в феврале 1238 года произошла битва владимиро-суздальских полков с монголо-татарами». В том же Некоузском районе в 2005 году построена деревянная часовня с мемориальной надписью «Павшим за Святую Русь в 1238 году».

Часовня расположена на предполагаемом месте захоронения воинов Юрия Всеволодовича. В Брейтовском районе Ярославской области в 2017 году начато обустройство мемориального комплекса на Ситском городище около деревни Себельское. Там установлены информационные щиты о Ситской битве. Ежегодно 4 марта в Ярославской области проводятся торжественные мероприятия, приуроченные ко дню Ситской битвы. Так память об этом историческом событии почитается и передается новым поколениям.

По его мнению, сражение «занимало большое пространство около реки Сити; даже и ныне в некоторых местах, например, около села Новаго, находят кресты и остатки бранных орудий; находят их и около сел Байловского, Семеновского и Покровского» [11]. Подробное описание курганов на берегах Сити составил Николай Павлович Сабанеев, в 1864 бывший председателем «Общества исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении». Он руководил раскопками 24 курганов и считал остатками городища группу из 9 курганов на левом берегу к северо-востоку от села Покровского.

Исследователь также отмечал, что были найдены останки в курганах под деревнями Игнатово и Мерзлеево, на которых «очень ясно видны следы холодного оружия: у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсеков, и, наконец, у третьих между ребрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей» [11]. По мнению русского археолога В. Лествицына , главное сражение происходило у села Станилова современный Некоузский район Ярославской области , а возле села Боженки верховья Сити сохранились курганы, в которых захоронили воинов Дорожа. Его версия основана на рассказах местных старожилов, основанных на народном предании, связанных с похоронами убитого Юрия Всеволодовича [11]. Против характеристики ситских курганов, как имевших «боевое значение», выступил Л. В 1881 году он вступил в полемику с учёными, утверждая, что курганы не имели отношения к военным действиям и относятся к X—XI векам, так как насыпей и валов в то время делать было некогда и несподручно в такое время года. Учёным были раскопаны 150 курганов и обнаружено много ранних захоронений «мирной мери и веси ». В выводах историка отсутствовали данные о группах курганов, также он не упоминал о тех курганах, которые обследовал Сабанеев.

Но его выводы были приняты научным сообществом и привели к тому, что историками курганы Сити и остатки земляных укреплений не стали связываться с битвой на Сити. Место и ход сражения Юрия Всеволодовича с татарами впоследствии исследователи пытались уточнять, базируясь на материалах топонимики и местных преданий [11]. Обследуя курганы в 1887 году, исследователь нижегородского края А. Гациский определил, что «Боженковская группа» курганов имеет «чисто этнографический характер». Курганы, исследованные Покровским, он не упоминает, а свою работу строит на «памяти народной, преданиях и географических названиях», определяя место битвы в окрестностях села Боженки, а преследование отступающих русских дружин — до селений Станилова и Юрьевского [13]. В 1932—1933 гг. В отчёте отражено состояние курганных групп на момент их исследования: в районе имеются курганы, датируемые началом XIII века, также отмечено, что большинство курганов раскопано или распахано [11]. Ситуация с археологическими изысканиями изменилась в 2005—2006 годах, когда Институт археологии РАН проводил раскопки на Стрелке , между Которослью и Волгой, где позднее был воздвигнут Успенский кафедральный собор.

Находки на месте строительства собора полностью опровергли взгляд на русско-ордынские отношения как на взаимное сотрудничество и отсутствие разрушительных последствий от монголо-татарского набега, а также версию Л. Гумилёва о том, что «богатые приволжские города, находившиеся в составе Владимирского княжества — Ярославль, Ростов, Тверь, Углич и другие — вступили в переговоры с монголами и избежали разгрома» [14] [15]. Археологи обнаружили несколько массовых захоронений, в которых присутствовали останки женщин, мужчин и детей со смертельными ранами от пик, стрел, ножей и прочего оружия. В 2007 году на Стрелке были обнаружены захоронения 18 и 94 человек с травмами от оружия и следами обгорания. Если тела в первом захоронении были найдены в пределах города, то второе находилось за городским валом и охранными башнями. Общее число погибших в 9 раскопах приблизилось к 500. Новейшие исследования не закрыли вопроса о месте и ходе битвы.

Существуют две версии того, по какому маршруту князь прибыл во Владимир: прямиком из Киева или через Новгород. При втором варианте, переход Ярослава в Новгород мог стать фактором, который удержал Батыя от похода на главный город северо-западный город Руси. После гибели Юрия Всеволодовича в битве на реке Сить Ярослав стал старшим князем среди Юрьевичей и по праву занял владимирский престол.

В этот период сформировался внешнеполитический курс, который сегодня отождествляется с Александром Невским: признание господства монголов при противодействии западной экспансии. В 1239 году владимирцы ходили на Смоленск и изгоняли оттуда литовцев. Тем временем второму пришествию монголов в Рязанскую землю Ярослав не препятствовал. В 1242 году Ярослав отправил помощь своему сыну Александру Невскому на Чудское озеро для битвы с ливонцами. В 1243 году Ярослава первым из русских князей вызвали в Золотую Орду. Батый утвердил его в статусе великого князя Владимирского и Киевского, признал старейшиной всех русских князей. Ярослав остаться править на севере, отправив на Днепр своего наместника. Они являются основой для существования национального мифа. Слово «миф» здесь обозначает не художественный вымысел, а коллективные представления о том, откуда есть пошли страна и народ. Такая конфигурация власти сохранялась вплоть до 1246 года, когда Ярослав Всеволодович был отправлен Батыем в столицу Монгольской империи Каракорум.

Верховный хан Гуюк подтвердил его ярлык на великое княжение.

Погиб ярославский князь Всеволод Константинович. Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Ширенском лесу. Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Последствия Верещагин В.

Описание битвы русских и монголов на реке Сить

Битва на реке Сити 1238 года началась для русских воинов совершенно неожиданно. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Князь Александр был сыном Ярослава Всеволодовича и во время похода отца на Киев был оставлен "на хозяйстве" в Новгороде.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий