Когда Александрийский патриархат в лице своих греческих архиереев признал ПЦУ, РПЦ разорвала общение с Александрией.
Русская церковь прекращает поминовение Александрийского патриарха в связи с признанием им ПЦУ
На этом же заседании Синода, которое началось во вторник в Каире, было решено "лишить епископского сана" патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида. В Русской православной церкви имя Александрийского патриарха не поминают уже почти три года - после соответствующего решения Синода в Москве. Поводом для межцерковного конфликта стало признание в декабре 2019 года Александрийским патриархом Православной церкви Украины, которую РПЦ считает неканонической.
После подписания «Энотикона» - объединительного послания к епископам, клирикам, монахам и верующим Александрии, Египта, Ливии и Пентаполя, призванного примирить монофизитов с православными, он был признан законным Патриархом 482. Но компромисс не устроил ни одну из сторон. В итоге Петру Монгу, недоверие православных к к-рому стало причиной разрыва К-поля с Римом т. Акакианская схизма , пришлось смириться с утратой большого числа своих бывш. Рим непреклонно настаивал перед лицом императора на осуждении Монга, но его имя было вычеркнуто из К-польских диптихов только при Патриархе Евфимии 490.
Встречающееся в источниках имя правосл. Патриарха Астерия Martyrium S. В последние годы V в. Но этот документ искажал действительное состояние дел в АПЦ: изложение правосл. В это время ересь получила подкрепление с приездом в Египет буд. Антиохийского Патриарха Севира и еп. Юлиана Галикарнасского, остановившихся неподалеку от Александрии в мон-ре Энатон.
В патриаршество Тимофея IV между Севиром, к-рый отстаивал тленность Тела Христова, и возражавшим ему Юлианом состоялись прения, приведшие к появлению 2 новых течений в монофизитстве: севириан и юлиан. Юстиниана I 527-565. Он оказывал влияние на замещение вакантных кафедр. В 560 г. Среди его сочинений - трактат против монофизитов, адресованный монахам, жившим в окрестностях Александрии, и послание богословского содержания, адресованное Патриарху Зоилу. Под непосредственным воздействием императора были осуждены т. V Собор 553.
Тесными были связи с Александрийским престолом и у императрицы Феодоры , поддерживавшей в отличие от своего царственного супруга монофизитские круги. По смерти Тимофея IV сторонники Юлиана Галикарнасского в основном монахи и горожане возвели на престол Гайну, к-рому приверженцы Севира, поддерживаемые Феодорой, противопоставили Феодосия - отсюда новые наименования противоборствующих партий: гайниты и феодосиане, соперничеством к-рых ознаменовано начало становления в Александрии Коптской Церкви. Для водворения порядка в Египет прибыл экзарх Нарсес. Гайна был сослан; та же участь грозила и Феодосию, отказавшемуся признать решения Халкид. На это время приходится деятельность пресловутого Иакова Барадея. Рукоположенный во епископа, видимо, в К-поле, он встретился там с укрывавшимся под защитой императрицы Феодоры Феодосием Александрийским, от к-рого получил рекомендательные письма к егип. Отправившись в Александрию, Иаков рукоположил там во епископа 2 своих монахов, чтобы с их помощью совершать хиротонии по своему выбору.
Активная деятельность Иакова и его окружения по распространению ереси принесла им популярность, что закрепилось в др. Юстиниана I полномочия имп. Злоупотребив ими, он оказался замешан в убийстве диакона Псоя, был смещен 541 и сослан в Газу Прокопий. Тайная ист. Сменивший его на престоле Зоил был также смещен имп. Юстинианом I за отказ осудить «Три главы» 551. Последним Александрийским Патриархом, поставленным под влиянием Юстиниана I, был Аполлинарий , также обладавший полнотой власти имп.
Его поставление при жизни Зоила вызвало протест папы Вигилия PL. Соборе в К-поле 553 Аполлинарий был принят как законный Патриарх. Во время его правления произошел окончательный разрыв между правосл. Аполлинарий конфисковал у коптов все церкви и запретил монофизитским клирикам доступ в город. VI - нач. VII в. Ко времени вступления на престол имп.
Юстина II 565-578 религ. Патриарх Аполлинарий управлял правосл. Феодора, но протесты александрийского клира и мирян заставили их отказаться от первоначального выбора, и патриархами этой партией последовательно признавались Петр IV, Дамиан, Анастасий и Андроник. В течение этого периода копт. Петр IV, бывш. В начале своего правления он поставил 70 епископов, противостоявших православной иерархии. Патриарх Дамиан, сириец, подвизавшийся в мон-ре Энатон, после избрания пребывал в Фаворском мон-ре.
Лишь патриарх Андроник, происходивший из богатой и влиятельной александрийской семьи, мог оставаться в городе во время своего правления. Положение копт. Александрийский мон. Павел Мавр, избранный под влиянием Иакова Барадея на Антиохийскую кафедру, претендовал одновременно на патриаршество и в своем родном городе. Результатом стал раскол между егип. Попытки Барадея, дважды посещавшего Александрию, добиться воссоединения не принесли успеха. Петр Каллиникский , занявший Антиохийский престол после смещения Павла, посетил Александрию; но позже сам писал по вопросу о Св.
Троице против Дамиана Александрийского, претендовавшего на главенство над монофизитами по смерти Барадея 578 , в результате чего раскол еще более углубился. Лишь Антиохийскому патриарху Афанасию Камилиту удалось во время своего визита в Александрию к патриарху Анастасию 614 или 616 восстановить церковный мир между Египтом и Сирией. Православные в этот период имели в рядах своих последовательных сторонников св. Анастасия Синаита , к-рый не раз прибывал из своего мон-ря в Александрию и участвовал в богословских диспутах с еретиками. Мелькитскими Патриархами Александрии с 570 по 630 г. Евлогий , Феодор Скрибон , свт. Патриарх Евлогий ок.
Он был близок к папе Григорию I Великому Двоеслову , адресовавшему ему многочисленные послания. В 589 г. Евлогий созвал Александрийский Собор для осуждения 2 групп еретиков- самаритян. Он является автором трактатов против новациан и против Тимофея и Севира. Евлогий последовательно выступал против заблуждений т. Фемистием , утверждавшим неведение Христом нек-рых вещей напр. Он был решительным противником монофизитства.
Сменивший свт. Евлогия на Александрийском престоле Феодор Скрибон занял кафедру в неспокойное время, когда буд. Ираклий готовился в Египте к выступлению против узурпатора Фоки. Патриарх Феодор был убит «своими противниками», под к-рыми скорее всего следует понимать монофизитов 609. Иоанн Милостивый, родом с Кипра, заслужил свое прозвание благодеяниями к бедным, особенно в голодные годы. Безукоризненность его образа жизни и легендарный размах благотворительности снискали ему уважение и среди монофизитов, что, впрочем, не привело к воссоединению Церкви. После захвата персами Александрии он вернулся на родину, где вскоре умер ок.
Александрия предположительно ГЭ Кадило. Александрия предположительно ГЭ 10 лет персид. Согласно копт. Solisbaci, 1828. Ираклия и Сергия К-польского бывш. Фасиса Кир , к-рый принял выдвинутую Сергием доктрину о единой воле Христа - монофелитство , первоначально сформулированную как единство «богочеловеческой энергии» во Христе. Это учение, представлявшее собой своего рода уступку монофизитству, было торжественно провозглашено в Александрии 3 июня 633 г.
Софрония , к-рый с той же целью предпринял поездку в К-поль. На стороне Софрония выступил в Александрии и прп. Максим Исповедник , отстаивавший Православие не только в Александрии, но и во многих др. В результате имп. Ираклий издал в 638 г. Этот документ, подготовленный в К-поле Сергием, принял и Кир Александрийский. Но при этом он ничуть не ослабил притеснений против коптов, патриарх к-рых Вениамин был вынужден бежать из Александрии.
Остававшуюся в городе копт. Агафон , буд. Таким положение дел оставалось вплоть до араб. На Западе монофелитство было осуждено, и Латеранский Собор 649 г. Иерархическое положение престола ап. Марка С древности Александрия занимала почетное место в церковной иерархии, и 6-е прав. I Всел.
Собора 325 помещало ее сразу после Рима. Но 3-е прав. II Всел. Собора 381 и 28-е прав. IV Собора 451 наделили этой привилегией новую столицу империи - К-поль. Впрочем, против этого нововведения последовательно возражали папы Римские: в кон. Дамас PL.
Лев Великий PL. Григорий I Великий PL. В сер. Положение К-польской кафедры на втором месте, т. Поставление первых епископов. Власть епископа По словам блж. В кон.
Севир Антиохийский свидетельствует, что некогда епископы Александрийские провозглашались пресвитерами, но позже в согласии с повсеместным обычаем стали избираться уже епископами Brooks E. Наконец, правосл. Патриарх Евтихий X в. И такой порядок в отношении пресвитеров, то есть что Патриархи поставлялись из 12 пресвитеров, сохранялся в Александрии вплоть до времени Александра, Патриарха Александрийского... Он запретил впредь пресвитерам ставить Патриарха и постановил, чтобы по смерти Патриарха собирались епископы для назначения нового и чтобы они, когда опустеет престол, избирали откуда угодно - или из этих 12 пресвитеров, или из прочих - какого-либо мужа, выдающегося и испытанного в добродетели, и делали его Патриархом» Eutych. Однако представляется весьма странным, что столь необычная практика оставила так мало следов и отмечается в источниках не ранее кон. Подкрепляет сомнения и расхождение в хронологии этого обычая: до сер.
Впрочем, все объясняется, если предположить здесь архаичное словоупотребление: под «двенадцатью пресвитерами» подразумевались клирики, чей ранг в нашем понимании соответствует епископскому ср. Тит 1, 5-7 и комментарии к этому месту Иеронима - PL. Едва ли можно допустить, чтобы простые священники совершали поставление Александрийских предстоятелей: в этом случае статус Александрийского Патриарха оказался бы ниже по сравнению с др. Первоначально глава Александрийской общины, как и в др. Позже появляются почетные именования: «папа», впервые примененное, по-видимому, к Иракле в 1-й пол. Епифаний Кипрский называет свт. Петра Александрийского архиепископом PG.
Афанасий Великий. Что же касается титула Патриарх , то он встречается впервые в источниках, относящихся к еще более позднему времени: Сократ Схоластик, рассказывая об упорядочении церковного устройства на II Всел. Соборе, говорит об установлении Патриархов, между к-рыми были поделены диоцезы Вост. Римской империи, в частности, Тимофей Александрийский получил Египет Церк. В ходе борьбы с мелитианским расколом определился статус епископов Александрии как предстоятелей Церкви всего Египетского диоцеза, канонически закрепленный I Всел. В течение IV - 1-й пол. Афанасий, несмотря на периодические преследования, пользовался большим авторитетом у светских властей.
Императоры поддерживали и Патриарха Феофила, а свт. Кирилл уже мог оказывать влияние на ход не только церковных, но и гос. VII 7. Объем внецерковной власти главы АПЦ был весьма значителен, особенно увеличившись в правление имп. Юстиниана I. Патриарх располагал достаточной адм. Благодаря щедрым дарениям и собственным доходам Александрийский Патриархат обладал и экономической основой своего могущества.
Церковь располагала торговыми кораблями для перевозки зерна и др. Патриарх Евлогий заказывал у папы Римского Григория Великого древесину для расширения «флота св. Если судить по тем ложным обвинениям в попытке прекратить поставки хлеба из Александрии в К-поль, что были выдвинуты еще против свт. Афанасия Великого, АПЦ участвовала в снабжении хлебом столицы империи. Церковь была активна в банковском деле: Патриарх мог прощать и отсрочивать выплату процентов должниками, что помогало терпевшим неудачи в предпринимательстве. Экономической мощью поддерживалась широкая благотворительная деятельность Патриархата странноприимные дома, больницы, раздача средств неимущим, особенно в голодные годы. Александрийский престол был в состоянии оказывать материальную поддержку и др.
Патриархатам, как это было в случае с Патриархом Иоанном Милостивым, направившим Иерусалимскому Патриарху Модесту средства и егип. Нек-рые из Александрийских Патриархов, считая себя наиболее влиятельными на Востоке архиереями, пытались вмешиваться в дела молодого К-польского престола: Петр II поддерживал своего кандидата Максима Киника против Григория Назианзина, что вызвало осуждение отцов Собора 381 г. Патриарх Феофил приложил руку к изгнанию свт. Иоанна Златоуста. Кирилл, обличитель Нестория, пользовался в К-поле и во многих окрестных провинциях большим авторитетом, чем столичный Патриарх. Наконец, Диоскор, добившись в 449 г. После Диоскора Александрийские Патриархи, ослабленные ересью и расколами, утратили былой авторитет, хотя нек-рые из них продолжали пользоваться влиянием при дворе таковы отношения монофизитских патриархов 1-й пол.
Собрания верующих. Катакомбы и храмы Застройка Александрии в Новое время серьезно препятствует археологическим раскопкам; в результате лишь в редких случаях известные по письменным источникам храмы могут быть достоверно локализованы на карте города. Традиция связывает основание первых христ. Марка Евсевий. Вероятно, имелась в виду организация в разных частях города первых приходских церквей, к-рые поначалу должны были быть весьма скромными. Эдикт имп. Галлиена 260 г.
VII 13. Очевидно, в III в. Феоне, ок. В Александрии не было, как в Риме, обширных катакомб, но верующие собирались в христ. Одна из обнаруженных в Александрии христ. Впрочем, время от времени власти запрещали собрания христиан в усыпальницах, как это сделал префект Египта Эмилиан по отношению к свт. Дионисию и его соратникам Там же.
VII 11. Христианство в Египте IV в. Верхний Египет 2. Дельта Нила Особым почитанием в Александрии пользовались места погребения мучеников, и прежде всего ап. Его погребение находилось недалеко от побережья, в вост. Ворот Солнца. Церковь Богородицы была основана сщмч.
Петром подле им же заложенного кладбища в одном из предместий к западу от города. Существенно увеличилось количество храмов в 1-й четв. Многие из них упомянуты свт. В церкви превращались и нек-рые древние постройки Александрии, как, напр. Афанасии Афанасий Великий. Иоанн Милостивый пристроил к нему обширный приют для бедных. Тимофей I основал много храмов, названия к-рых не сохранились.
Его преемник Патриарх Феофил построил еще больше церквей: во имя святых Марии, Иоанна Крестителя с приделами пророков Илии и Елисея, Мины, Рафаила на Фаросе, Трех отроков в пещи огненной, храмы в честь имп. VII 15. Кирилл после волнений, инспирированных иудеями против христиан, основал на месте одной синагоги ц. Церковные историки упоминают немало др. В центре города, где, по преданию, Александр Македонский поместил мощи прор. Иеремии, свт. Евлогий основал т.
Тетрапил - Четырехвратный храм, где особенно почитался чудотворный образ Спасителя с изображениями Богородицы и Иоанна Крестителя, а также пророков, апостолов и мучеников Miracula SS. Cyri et Ioannis. Эти храмы не сохранились, и их точное местоположение неизвестно. Роль АПЦ в определении даты Пасхи Древние традиции александрийской науки в математике и астрономии предопределили роль АПЦ в столь важном вопросе, как принципы расчета пасхального цикла и определения даты Пасхи. АПЦ в ранний период своего существования до VI в. Первоначально христиане М. Азии праздновали Пасху по евр.
Евсевий Кесарийский, излагая историю разногласий по этому поводу с 10-го года правления имп. Коммода 180-192 , подчеркивает, что малоазийский обычай не был принят «у Церквей по всей остальной вселенной» Евсевий. Правда, в 190 г. В 196 г. Александрийский еп. Димитрий ок. К этому же времени относится упоминаемое Евсевием в ряду др.
VI 13. IV 26. Обычно Александрийские епископы непосредственно после Богоявления рассылали в подвластные им епархии праздничные послания, в к-рых определялась дата празднования Пасхи. Среди пасхальных посланий свт. Дионисия Александрийского 50-60-е гг. VII 20. Известным представителем александрийской школы в философии, математике и астрономии был александриец по происхождению Анатолий , впосл.
В его расчетах использовался распространенный с языческих времен лунный цикл в 19 лет. Анатолием были составлены «Каноны о Пасхе», начинавшиеся, по одним сведениям, с 258 г. Там же. VII 32. Спустя приблизительно полстолетия после Анатолия его расчет пасхального цикла претерпел изменения. Реформа имела место, по всей видимости, при свт. Петре Александрийском и по его инициативе.
В «Пасхальной хронике» Chron. I 4-12 сохранился фрагмент его трактата о Пасхе. В соответствии с принятыми изменениями устанавливались новые крайние даты Пасхи 21 марта - 18 апр. Александр полемизировал по вопросу о праздновании Пасхи с неким Крескентием Epiphanius. Вопрос обсуждался на Александрийском Соборе 324 и более основательно на I Всел. При этом внимание сосредоточивалось уже не столько на праздновании Пасхи 14 нисана, сколько на том, можно ли отправлять праздник до равноденствия и какова его точная дата. Многочисленные пасхальные послания свт.
Афанасия содержат важные сведения о праздновании Пасхи в его время PG. Известны аналогичные послания арианского еп. Лукия Hieronymus. De viris illustribus. По просьбе имп. Феодосия Великого Патриарх Феофил составил пасхальный цикл, начинавшийся с 380 г. Собора уже рассматривает празднующих Пасху 14 нисана как еретиков.
Так, в 444 г. Римская Церковь считала днем празднования Пасхи 26 марта, в то время как цикл Патриарха Феофила более точный указывал на 23 апр. Кирилла, к-рый поддержал александрийскую дату, равно как и Пасхазин, еп. Лилибейский Сицилия , к к-рому папа обратился с тем же вопросом PL. Со временем наука составления пасхалий получила распространение, и к помощи Александрии стали обращаться все меньше и меньше; при этом по-прежнему продолжали использовать александрийскую методику, чему есть примеры от нач. Монашество и мон-ри Стремление к молитвенному уединению с особенной силой проявилось в первые века христианства именно в Египте. О тех, кто предпочел «отдать себя всецело жизни по добродетели», говорил уже Ориген In Rom.
Коптский синаксарь упоминает молодого александрийца Павла Фивейского , избравшего в сер. Наиболее известными обителями были Нитрия и Скит , начало к-рому положил прп. Макарий Египетский. Наряду с анахоретами отшельниками и еремитами пустынниками , последователями прп. Антония, вскоре появились и киновии - очаги общежительного монашества, отцом к-рого является прп. Его Тавеннисийский мон-рь в Фиваиде основан ок. Всего Пахомий основал 9 муж.
После его смерти др. Из Египта где к нач. Азии и на Западе. Можно уверенно утверждать, что монашество стало величайшим даром Александрийского Патриархата христианству. Окрестности Александрии Окрестности Александрии Александрия находилась в постоянном общении как с отдельными подвижниками, так и с мон-рями. Антоний, познакомившийся в пустыне с Афанасием Великим, посещал столицу Египта, чтобы укрепить верующих в гонение Максимина и во время арианских волнений Житие св. Один из его учеников, св.
Иларион , выходец из Палестины, учился в Александрии, где и принял крещение; он вновь посетил город в 362 г.
Представитель Русской Православной Церкви сообщил, что она изучает «этот вопрос» и даже в какой-то мере сдерживает клириков, обратившихся с просьбой о переходе, поскольку Русская Церковь, как он отметил, не придерживается политики экспансии и является сторонницей честных и порядочных отношений между Церквями. Мы не нарушаем данное слово. И хотим видеть это и от других Церквей.
Позже в адрес московского Синода стали поступать многочисленные обращения с просьбой о переходе в РПЦ от священников из Африки, которая до недавних пор считалась канонической территорией Александрийского патриархата. В итоге в конце 2021 года Синод Русской церкви постановил образовать в Африке патриарший экзархат, что вызвало резкое недовольство епископов Александрийского патриархата.
В РПЦ ответили на обвинения Константинополя в нарушении канонов
«Таким образом и Константинопольский патриархат, и Александрийский патриархат оказываются сами в ситуации неканонической. Напомним, что прошлой осенью Александрийский патриарх признал ПЦУ, созданную в конце 2018 года Константинопольским патриархатом при поддержке тогдашних украинских властей. Перешедшие в Русскую православную церковь священники Александрийского патриархата пришли вместе с приходами и паствой. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на экзарха. Некоторые клирики Константинопольского Патриархата указывают, что Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II уже анонсировал полный разрыв отношений с.
Экзарх Африки прокомментировал решения Александрийской Православной Церкви
Александрийский Патриархат выразил «глубочайшую скорбь» этим решением РПЦ, заявив, что оно будет обсуждаться на предстоящем заседании Синода. Евангелики стали сильны в Бразилии как никогда раньше В конце 2018 года по инициативе украинских властей и Константинопольского Патриархата путем слияния двух других раскольнических структур была создана Православная Церковь Украины ПЦУ. Синод Вселенского Патриархата осудил действия РПЦ в Африке и ожидает теперь «восстановления канонического порядка» архивное фото.
Об этом и многом другом исключительно интересном говорили математик Алексей Савватеев и Владимир Легойда в программе "Парсуна". Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре.
Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет. Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать.
Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все.
Об этом сообщается на сайте Московского патриархата. Так, в ходе заседания было принято решение не отказывать клирикам Александрийской православной церкви АПЦ , подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского патриархата. Кроме того, синод постановил образовать патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий.
Мы хотим от наших партнеров такой же ответственности и такого же доброго отношения. Не высокопарных слов и каких-то заявлений, но если вы что-то обещали — делайте, потому что за вами стоят миллионы, миллионы людей», — подчеркнул архиепископ. Напомним, что прошлой осенью Александрийский патриарх признал ПЦУ, созданную в конце 2018 года Константинопольским патриархатом при поддержке тогдашних украинских властей. После этого Священный Синод Русской Православной Церкви подтвердил невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним.
В РПЦ перешли священники Александрийской церкви с приходами
РПЦ также прекратит общение с теми архиереями Александрийской православной церкви, которые поддержат неканоническую церковь Украины. Решение Московского Патриархата объясняется в коммюнике «фактом признания автокефалии Украинской Православной Церкви» Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором. Феодор призвал духовенство Александрийского патриархата «оставаться верным нашему Патриархату, который проповедовал вам Евангелие Христово и дал вам Святое Крещение. Решение Синода Александрийского Патриархата о лишении сана епископа Константина (Островского) говорит как минимум вот о чем.
Александрийский патриархат признал самозванцев
Полный текст новости на источнике. 8 ноября стало известно, что Александрийский патриархат внес так называемого Митрополита Киевского и всея Украины ПЦУ Епифания (Думенко) в диптих как предстоятеля автокефальной. греция, александрийский патриархат, разрыв, рпц, патриарх кирилл, православный мир, африка На фото патриарх Александрии и всей Африки Феодор II.
Александрийский патриархат запретил меня в служении? Комментарий
Свое решение архиереи Александрийской церкви объяснили тем, что «Московский патриархат незаконно вторгся на Африканский континент». Этим же решением Синод принял в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки. Синод постановил «принять в юрисдикцию Русской православной Церкви 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки, согласно поданным прошениям» и. Александрийская православная церковь поддержала позицию Русской церкви, касающуюся положения канонической церкви на Украине, заявил патриарх Александрийский и всея. До недавнего времени Московский патриархат признавал статус Александрийского в Африке, а между русскими и александрийским патриархами царило согласие. Решение Московского Патриархата объясняется в коммюнике «фактом признания автокефалии Украинской Православной Церкви» Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором.
Александрийский патриархат признал украинских раскольников
Как следует из видеозаписи литургии в Каире, он упомянул Епифания как предстоятеля одной из Поместной православной церквей. В ответ, как и в случае с главами Константинопольской и Элладской церквей, Русская православная церковь прекращает поминовение за богослужениями Александрийского Патриарха.
Многие из оставшихся планируют сделать это спустя некоторое время, добавил священнослужитель. Вопросом об их приёме в РПЦ будет заниматься глава Африканского экзархата, пояснил представитель Русской церкви. Он объединил Северо-Африканскую и Южно-Африканскую епархии. Патриаршим экзархом назначили архиепископа Ереванского и Армянского Леонида.
Напомним, что прошлой осенью Александрийский патриарх признал ПЦУ, созданную в конце 2018 года Константинопольским патриархатом при поддержке тогдашних украинских властей. После этого Священный Синод Русской Православной Церкви подтвердил невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним. В то же время было решено сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола.
Говоря о репрессиях, которым подвергаются местные священники со стороны греческого епископата, митрополит отметил: «Репрессии не прекратились. В большей или меньшей степени на наших священников давят. Греческие священнослужители поступают не то что не по-христиански, а как разбойники с большой дороги, преследуя наших священнослужителей, выгоняя из школ детей только потому, что семья перешла в РПЦ». Также иерарх подчеркнул, что планов на будущее у него много. Наш приоритет — это работа с местным населением, забота и попечение о клире и пастве», - заключил митрополит Леонид.
Напомним , что ранее Синод Александрийского Патриархата постановил прекратить поминовение Патриарха Кирилла и «лишил епископского сана» патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида. Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик в интервью РНЛ отметил, что Александрийский Патриархат подпадает под решение Константинопольского Собора 1872 года, осудившего филетизм — предпочтение национального общецерковному. Но это дело священноначалия, его мудрости и понимания ситуации. На мой взгляд, даже не стоит тратить на это время. Эти лжеепископы, эти деляги от Православия, эти дешёвые греческие националисты сами себя осудили», - подчеркнул он.
Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь
Напомним, ранее мы сообщали о том, что 22 ноября 2022 года Священный Синод Александрийской Церкви принял решение о лишении священного сана иерарха РПЦ митрополита Клинского Леонида Горбачева , Патриаршего экзарха Африки.
С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул папы. Впервые его использовал Иракл Александрийский. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке. С 451 года за Александрийским епископом утвердился титул патриарха. Александрийский патриархат стал третьим по значению после Рима и Константинополя [2] [5]. Ко времени правления святителя Афанасия Александрийского относится знаменательное событие: около 330 года Александрийская Церковь простёрла свою юрисдикцию за пределы Римской империи — в Аксум , куда был поставлен епископом святой Фрументий. Позже христианство распространилось и в других, соседних с Египтом областях, в частности, в Нубии и Аравии. Возникшие автономные Церкви, Эфиопская и Аравийская, находились в канонической зависимости от престола апостола Марка.
Разделение Александрийской церкви после Халкидонского собора[ править править код ] Александрийская Церковь, имевшая свою богословскую школу, в разное время возглавлявшуюся великими Отцами Церкви , стала последовательной сторонницей монофизитской христологии. Отказ Александрийского патриарха Диоскора I 444—451 признавать диофизитское учение папы Римского Льва привело в 451 году к созыву Халкидонского собора , где по требованию папских легатов Диоскор был осуждён и низложен. Низложение патриарха Диоскора обезглавило александрийскую делегацию, однако, стало формальным поводом для отказа александрийцев подписываться под вероопределениями собора. При серьёзной оппозиции Александрийской церкви Халкидонскому собору, имперской властью в ней был поставлен патриарх-халкидонит Протерий. Он был свергнут восставшими александрийцами, как только город покинули имперские войска. На место Протерия был поставлен патриарх-антихалкидонит Тимофей II Элур , что привело к конфликту с константинопольскими властями и дало начало расколу единой Александрийской церкви на две параллельные церкви: нехалкидонитскую и халкидонитскую [2]. Пока во всей Византии не могли определиться с принятием или отвержением Халкидонского собора, разделение не имело национальных признаков. Императоры временами пытались силой насадить халкидонизм в Александрии, ссылая патриархов нехалкидонитов и ставя на их место халкидонитов, временами пытались примирить противоборствующие стороны, как это было при издании энотикона Зенона. Когда халкидонизм окончательно укрепился в империи, отношение к собору перешло из богословской плоскости в политическую, став индикатором лояльности императору ромеев.
После этого в Александрийской церкви сформировалось халкидонитское ядро местной, относительно небольшой греческой диаспоры. Так сложилась основа для формирования этнически обособленных Александрийских церквей — греческой халкидонской и коптской нехалкидонской [2]. В период арабского господства и крестовых походов[ править править код ] Арабское завоевание Египта 638 год положило конец соперничеству греческих халкидонитских и коптских нехалкидонитских пап двух Александрийских церквей. Александрийский Папа Кир умер ещё до капитуляции Александрии весной 642 года , а избранный его преемником Петр IV покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в Константинополе около 654 года. После него преемство греческих Александрийских патриархов прервалось более чем на 70 лет [2]. В 731 году при халифе Хишаме , достаточно благосклонно относившемся к немусульманам, православным Египта было позволено восстановить их кафедру Александрийского патриарха. Папа Косма , хотя и был в прошлом малограмотным ремесленником, сумел добиться у халифа возвращения многих церквей, перешедшим к коптам после ухода византийцев [2]. При халифе аль-Мутаваккиле 847—861 христианам пришлось пережить тяжёлое гонение. Были разрушены многие церкви, запрещалось совершать Богослужения и Таинства [2] [6].
К X веку произошла арабизация православной общины Египта, у неё сложилась собственная арабоязычная литература, самыми яркими представителями которой были Патриарх Евтихий II и историк X—XI веков Яхья Антиохийский , первую половину жизни проведший в Египте. Этническое самосознание египетских мелькитов халкидонитов было весьма размыто, однако заметно, что они не отождествляли себя ни с ромеями-византийцами , ни тем более с арабами. Распространёнными самоназваниями этой общины были термины «христиане мелькитские», «мелькиты александрийские» и т. Большинство Александрийских Патриархов VIII — начала XI века происходили из земель, находившихся во владении халифата, и были слабо связаны с греко-византийской культурой [2]. Патриархи, видимо греческого происхождения, часто посещали Константинополь , писали свои трактаты и проповеди на греческом языке как Кирилл II на рубеже XI—XII веков [2].
Георгий Максимов. Верующие массово уходят, священники уходят, многие приходы закрываются, а те, что есть, зачастую влачат жалкое существование. Православие угасает в Африке… Особенно ситуация ухудшилась при патриархе Феодоре… Эта потемкинская деревня выстроена прежде всего для греков из Греции и Кипра, чтобы собирать с них пожертвования "на африканскую миссию"». Поэтому в деле признания СЦУ на Феодора, как подтверждали источники, «оказывалось давление, прежде всего со стороны МИД Греции через это ведомство проходит финансирование греческим государством Александрийского Патриархата. Данная структура угрожала прекратить финансирование, если Феодор не признает "ПЦУ"… Показательно, что в Каире объявление о признании "ПЦУ" состоялось в присутствии греческого посла в Египте. И сам патриарх Феодор в своей короткой речи перед объявлением официального сообщения особо упомянул посла». О пагубности ассиметричных ответов и насущности ассиметричных С чем частично можно согласиться в заявлении Александрийского синода - это с тем, что способ захода РПЦ в Африку «идёт вразрез с церковной практикой и традицией». Но достойно ли святой Русской церкви руководствоваться детским принципом «он первый начал? Что также теперь имеем право нарушать каноны. Только анафема Александрийскому патриарху и его последователям тому же синоду , как и его покровителям Варфоломею и Иринею, то есть констатация того факта, что они более не считаются честью Церкви, является каноническим основанием для захода в Африку равно как в Турцию, в Грецию, на Кипр. А до этого, сколько бы РПЦ ни приостанавливала с АП молитвенное общение, это чужая каноническая территория для нас. Такая каноническая неопределённость мягко говоря лишает РПЦ поддержки прежде всего внутри самой Африки. Есть сведения о том, что целых шесть епископов готовы были перейти в РПЦ один из них не участвовал в описываемом синоде. Конечно, нельзя оставлять без церковных таинств православных Африки. Но для этого им следует со всей чёткостью сказать, что в их прежней церкви таинств уже нет. Дух Святой более не действует там. А что же мы слышим вместо этого от Отдела внешних церковных связей Московского патриархата который, кстати, все эти два года всячески тормозил приём африканских священников, в массовом порядке писавших заявления о приёме в РПЦ. Даже после учреждения Африканского экзархата глава ОВЦС митрополит Иларион « оправдывается »: «Мы бы не стали входить в Африку, если бы не настойчивые просьбы африканского духовенства, которое обратилось к нам вскоре после того как Патриарх Александрийский Феодор присоединился к расколу». То есть так и продолжали бы гибнуть там десятками тысяч душ в расколе, если бы не местные священники. А по собственной воле корабль спасения послать единоверцам - никак… «Речь не идет о том, что мы как-либо хотели бы ослабить Александрийский Патриархат», - продолжает опровергать митр. Иларион известную каждому православному молитву о «ересей разорении и искоренении, и в ничто обращении». Впрочем, он же ещё лет десять назад отказался классифицировать латинян еретиками. СЦУ - источник не только антиканонической заразы Не потому ли столь неожиданной оказалась для Александрийского патриарха «ответка» РПЦ, что не ожидал он победы над соглашательской линией в Священном синоде РПЦ?
С этой целью Александрийский патриархат решил информировать Фанар и Предстоятелей Поместных Церквей о «болезненном замешательстве, происходящем среди "детей, рожденных от нас во Христе", верных африканцев, в результате видимых и невидимых действий уполномоченных лиц Русской Церкви». Кроме того, синодалы пообещали «надлежащим образом» и «немедленно» применить к нарушителям те церковные наказания, которые «предписанны Божественными и Святыми Канонами». Ранее СПЖ писал, что 11 января 2022 года синод Константинопольского патриархата заявил о «неканоническом вторжении» Русской Православной Церкви на территорию Александрийского Патриархата, сообщает издание «Ромфея». В коммюнике синод Константинопольского патриархата обсуждал «незаконное вторжение Русской Церкви в юрисдикцию древнего Александрийского Патриархата». После обсуждения этого вопроса Александрийской Церкви «была единогласно выражена братская поддержка первопрестольной Константинопольской Церкви».