Выборы президента Беларуси 2024: дата, кандидаты, последние новости.
25 февраля в Беларуси пройдут выборы депутатов. Что нужно знать избирателям?
Выборы Президента Беларуси в 2024 году Дата выборов Президента Беларуси назначена на заседании Палаты представителей 8 мая 2024 года. В единый день голосования 25 февраля 2024 года в Беларуси будут избраны: – 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва; – 12 514 депутатов местных Советов депутатов двадцать девятого созыва (всех трех. Дата выборов президента Беларуси 2024 Выборы президента Беларуси 2024 года ожидается важным событием для страны и ее граждан. Единый день голосования по выборам депутатов всех уровней назначен на 25 февраля 2024 г. Выборы в Совет Республики Национального собрания 8-го созыва состоятся 4 апреля 2024 г. Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. Президент Белоруссии собирается перенести свое переизбрание с 2022 года на весну 2024 года, когда в России также пройдут выборы главы государства, заявил НСН беглый политолог.
Единый день голосования-2024: полный обзор прошедших выборов в Беларуси
Единый день голосования пройдет 25 февраля 2024 года — белорусам предстоит выбрать депутатов в Палату представителей и местные Советы. Дата выборов президента Беларуси 2024: когда состоятся выборы в стране, читать онлайн. В соответствии со статьей 67 Конституции Белоруссии, выборы в Палату представителей Национального собрания проводятся раз в пять лет в единый день голосования в последнее воскресенье февраля. Выборы президента Беларуси 2024: дата, кандидаты, последние новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко пока не планировал участие в президентских выборах в республике в 2025 году.
Измененный Избирательный кодекс
- Выборы-2024: ЦИК утвердил среднюю численность избирателей на избирательный округ
- Что известно о выборах
- Выборы – 2024: что нам предстоит?
- Выборы-2024: единый день голосования |
- 25 февраля 2024 года в Республике Беларусь пройдет единый день голосования
- Сколько депутатов будет избрано, 2024
Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами
Избирательная кампания набирает обороты, в стране образовано 12 514 избирательных округов. Напомним коротко о главном. В соответствии с требованиями обновленной Конституции и Избирательного кодекса: кандидатами в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; кандидатами в депутаты местных Советов не могут быть выдвинуты граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость; вправе будут избирать и быть избранными лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; кандидатами в депутаты, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, имеющие гражданство подданство иностранного государства, иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.
Участки работают без перерыва на обед. Избиратели получат: в Минске — по 2 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов ; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, а также городского или районного Совета депутатов ; в сельских населенных пунктах — минимум по 4 бюллетеня по выборам депутатов Палаты представителей, областного Совета депутатов, районного Совета депутатов, а также сельского или поселкового Совета депутатов. Возможны даже варианты, когда их будет 5 или 6, если на участок попадает 2 или 3 сельских округа. Избиратели, не зарегистрированные на территории участка для голосования, но имеющие документ, подтверждающий проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей не позднее 24 февраля 2024 года.
В этом материале расскажем, в чем особенность предстоящей электоральной кампании, какие изменения и новшества предусмотрены для избирателей и тех, кто решил выдвинуться в народные избранники.
Единый день голосования — такого раньше не было? Палата представителей Национального собрания Беларуси выбирается раз в четыре года. Такой же срок отведен на полномочия депутатов местных Советов. И если раньше выборы в парламент и местные Советы проводились в разное время, то на этот раз впервые состоятся в один день — 25 февраля, что позволит значительно сэкономить расходы. Появление единого дня голосования стало возможным после внесения изменений в Конституцию. Как это будет выглядеть на практике? В Минске избиратель получит 2 бюллетеня — по выборам депутатов в Палату представителей и по выборам депутатов Минского городского Совета депутатов.
В регионах же избиратель получит 4 бюллетеня — по выборам депутатов в Палату представителей, областного Совета, районного Совета и своего поселкового, сельского Совета. В общей сложности белорусам предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей и порядка 12,5 тыс. Подготовка к выборам идет не первый день: уже сформированы избирательные округа, вскоре начнется процесс выдвижения кандидатов. Какие дополнительные требования появились к кандидатам?
Часть собрания до 440 человек составят делегаты "по должности", в том числе члены обеих палат парламента.
Местные советы депутатов будут представлены 350 делегатами от всех регионов страны, избираемых из числа депутатов областного, базового и первичного уровней. Гражданское общество в ВНС будет представлено не более чем 400 делегатами. Приступить к работе Всебелорусское народное собрание должно до мая 2024 года.
Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами
Впервые этот термин появился в проекте Концепции национальной безопасности. И здесь мы видим ряд важных направлений работы. Первое — поставить заслон финансовый, информационный, технический любому внешнему воздействию на избирательную систему. Второй момент — повышенные требования к кандидатам. О дате проведения первого заседания ВНС — После завершения этой важной электоральной кампании у нас отводится около 60 дней для того, чтобы провести установочные сессии Советов депутатов всех уровней, выдвинуть кандидатов и избрать членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
И далее нам надо будет сформировать ВНС. Не позднее 25 апреля 2024 года должно состояться первое заседание Всебелорусского народного собрания. О международных наблюдателях — Пока рано говорить о том, какое будет их количество и кто будет представлен.
Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент. В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства.
И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти. Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой.
Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом. Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент?
Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали.
То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб. Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий.
Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков. Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас. Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума.
Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством. В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям. Мы делаем это для себя». При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно». Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов. ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем.
Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества ШОС. На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты. Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т. На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами.
При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще. Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит. Значит пока что и такие сгодятся. Все же «народная дипломатия», пусть и такая. Кстати, белорусские государственные СМИ использовали визит группы зарубежных общественных наблюдателей по максимуму, что тоже весьма неплохо. Международные наблюдатели от СНГ по окончанию единого дня голосования оценили положительно уровень организации наших выборов, а также отметили, что выборы соответствуют самым высоким стандартам.
В интервью белорусскому ТВ один из них, то ли в шутку, то ли в серьез, сказал, что он-то даже специально хотел найти хоть какие-то нарушения, но их не было. Объективности ради, и, при всем уважении к данному господину, не уверен, что он был посвящен во все тонкости нашего избирательного законодательства, тем более, сравнительно недавно обновленного. При этом некоторые отклонения действительно имели место быть. В том же телерепортаже можно было увидеть, как в отдельно взятой кабинке гражданин во время заполнения бюллетеня стоит не спиной к камере, а боком и при желании можно даже увидеть, в какой части листа он ставит свою отметку. Это, вообще-то, нарушение принципа тайны голосования. Затем был показан гражданин, явно находящийся на избирательном участке, у которого на плечах был размещен шарф с названием одной из политических партий, от которой он, судя по всему, являлся наблюдателем.
А это уже можно расценить как агитацию в день выборов, да еще и непосредственно на избирательном участке. Представители тех самых «мерзопакостных НКО», если бы находились на избирательных участках, где имели место быть вышеуказанные незначительные нарушения, в былые годы сразу бы принялись строчить протоколы о нарушениях. Но их нет, этих «мерзопакостных». Это и есть та самая новая реальность. Козни и реакция наших «беглых» Удивительно, но в отличие от довольно массированной кампании, направленной на срыв референдума-2022, в этот раз их активность была намного менее заметна. Да, они активно закупали рекламный траффик на Youtube, где размещали свои личные и групповые обращения к гражданам Беларуси, напоминая, что проживающие за рубежом белорусы теперь не смогут проголосовать.
Называли выборы «фарсом, имитацией и безвыборами», призывали 25 февраля не идти голосовать, а заняться, например, спортом за последнее довольно забавно агитировал висящий на турнике Анатолий Лебедько. В целом ничего нового. В основной день голосования оппоненты системы даже запустили онлайн-марафон на том же Youtube. Около 12 часов дня по Минску это обычно самое активное время данное действо смотрело не более… 400 человек. И это при том, что в 2020-м году за кандидата С. Тихановскую проголосовало без малого 600 тысяч белорусов.
Получается, что лидеры «беглых» стали не интересны даже уже своей же аудитории. Это полный провал. Например, газета «СБ. Беларусь сегодня» незадолго до дня выборов поместила на первую полосу коллаж, на одной части которого было хлебное поле и комбайны, а на другом — развалины. Посыл сего предельно прост: вот что может быть, если голосуешь не за тех.
С 17 декабря начнется этап выдвижения кандидатов в депутаты. Это могут быть представители политических партий, гражданского общества или трудовых коллективов. Регистрация инициативных групп начнется сразу после формирования территориальных комиссий. Игорь Карпенко, председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси: У нас мажоритарная система. Это не просто партийная программа предлагается, не просто предлагается партийный список. Мы знаем, что в пропорциональных системах и в смешанных иногда системах не все, кто включен в этот список, потом идут в качестве депутатов в парламент.
Избранным считается кандидат в депутаты, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании [3]. В поправках к Конституции, принятых на референдуме 27 февраля 2022 года, говорится, что «право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет». Кроме того, Конституцией запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями и иностранными гражданами [4]. Им, помимо прочего, отменен минимальный порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися, введён запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня. Кроме того, на выборах 2024 года не будут сформированы избирательные участки за рубежом, а стать кандидатами в депутаты не смогут «граждане, имеющие гражданство подданство иностранного государства, иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью» [5]. Аналогичные требования предъявляются и к лицам, выдвигаемым в состав избирательных комиссий [6]. Предыстория 14 февраля 2023 года президентом Белоруссии был подписан закон, направленный на «совершенствование подходов к созданию и деятельности политических партий и других общественных объединений».
Выборы депутатов в Беларуси прошли без нарушений
Президентские выборы в Беларуси 2024 года будут проходить по новой Конституции, которая была принята на референдуме в 2023 году. Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. Кто участвует в выборах в Белоруссии в 2024 году. Почему Лукашенко требует подойти системно к обновлению Избирательного кодекса?- Существует ли потребность в изменении избирательного законодательства?- Поч. В единый день голосования избиратели в областном и районных центрах получат по три бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, городского или районного Совета. Свежие комментарии.
Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами
Им, помимо прочего, отменен минимальный порог явки избирателей для признания выборов состоявшимися, введён запрет на фото и видеосъемку заполненного бюллетеня. Кроме того, на выборах 2024 года не будут сформированы избирательные участки за рубежом, а стать кандидатами в депутаты не смогут «граждане, имеющие гражданство подданство иностранного государства, иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью» [5]. Аналогичные требования предъявляются и к лицам, выдвигаемым в состав избирательных комиссий [6]. Предыстория 14 февраля 2023 года президентом Белоруссии был подписан закон, направленный на «совершенствование подходов к созданию и деятельности политических партий и других общественных объединений». В нем предусмотрено изменение условий создания и деятельности партий: увеличивается минимальное число членов — с 1 тысячи до 5 тысяч человек, детализируются права и обязанности, определяются универсальные основные цели и задачи, которые должны быть закреплены в уставах , устанавливается обязательное наличие организационных структур во всех областях и столице страны, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска [7]. Кроме того, в соответствии с новым законом, в течение полугода после его вступления в силу политические партии должны пройти перерегистрацию в министерстве юстиции Белоруссии.
Деятельность партий, которые это не сделают, или не примут решения о ликвидации, должна быть прекращена по решению Верховного суда [8].
Впервые этот термин появился в проекте Концепции национальной безопасности. И здесь мы видим ряд важных направлений работы. Первое — поставить заслон финансовый, информационный, технический любому внешнему воздействию на избирательную систему. Второй момент — повышенные требования к кандидатам. О дате проведения первого заседания ВНС — После завершения этой важной электоральной кампании у нас отводится около 60 дней для того, чтобы провести установочные сессии Советов депутатов всех уровней, выдвинуть кандидатов и избрать членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. И далее нам надо будет сформировать ВНС. Не позднее 25 апреля 2024 года должно состояться первое заседание Всебелорусского народного собрания.
О международных наблюдателях — Пока рано говорить о том, какое будет их количество и кто будет представлен.
В Минске — два, так как столичные жители выбирают депутатов Палаты представителей и Минского городского совета депутатов. В областных центрах — еще плюс один. В списках появятся претенденты в областной совет. А избиратели в сельской местности получат четыре бюллетеня. Кроме всего прочего, они будут решать, кто представит их интересы еще в сельском или поселковом совете. Кроме того, в этот раз исключено голосование за рубежом. Участки будут работать только в Беларуси.
Чтобы проголосовать, придется приехать на родину. Согласитесь, хороший и весомый повод наведаться домой. И избирательным правом наделят тех, для кого Беларусь стала буквально вторым домом. Депутатов местных советов вправе выбирать не только белорусы, но и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в нашей стране. Они должны предъявить вид на жительство. Это далеко не полный список изменений. Есть еще технические нюансы, о которых важно знать. Но основная цель всех этих нововведений — обеспечить спокойные и безопасные выборы, без провокаций, вбросов и лишней паники.
Даже дата — 25 февраля — выбрана неслучайно. Дачный сезон будет глубоко покрыт снегом. Учебный год в разгаре.
В 2024 году — это 25-е число. Белорусы будут выбирать не только новый состав парламента, но также и депутатов местных Советов различных уровней. Таким образом, в Минске избиратель получит два бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Мингорсовета.
А в сельской местности будут вручать по четыре бюллетеня: по выборам депутатов сельского, районного, областного Советов и Палаты представителей. Измененный Избирательный кодекс Обновленный Избирательный кодекс вступил в силу 3 марта 2023 года.
Какие дополнительные требования появились к кандидатам?
- Читайте также
- Сколько депутатов будет избрано, 2024
- 25 февраля 2024 года - Единый день голосования
- 25 февраля в Беларуси пройдут выборы депутатов. Что нужно знать избирателям?
- Выбирать будем по-новому: Единый день голосования пройдет в Беларуси 25 февраля 2024 года
Новости проекта
- Календарь выборов и референдумов | Русская версия
- Стало известно, когда пройдут выборы президента Беларуси |
- 25 февраля 2024 года - Единый день голосования
- Какая обстановка в Белоруссии
- Выборы-2024: ЦИК утвердил среднюю численность избирателей на избирательный округ
- В Беларуси впервые состоится единый день голосования. Что нужно знать избирателям
Глава ЦИК рассказал, как и когда пройдет единый день голосования в Беларуси
Стало известно, что изменится на выборах 2024 года в Беларуси | Евразия эксперт | 25 февраля 2024 года в Беларуси впервые в истории пройдет единый день голосования. |
Парламентские выборы в Белоруссии (2024) — Рувики | Все о предстоящих президентских выборах в Беларуси 2024 года: список кандидатов, ключевые даты, основные темы дебатов и меры по обеспечению честности выборов. |
≡ Выборы – 2024: что нам предстоит? - все, что нужно знать | Пiнскi Веснiк | В Белоруссии Единый день голосования завершился за час до начала этого выпуска новостей. |
Что изменится на выборах 2024 года? Рассказал председатель Центризбиркома
Выборы-2024 в Беларуси: ЦИК утвердил календарный план и рассказал, кто сможет наблюдать за выборами | В Белоруссии Единый день голосования завершился за час до начала этого выпуска новостей. |
25 февраля 2024 года - Единый день голосования | Читайте последние новости дня по теме Единый день голосования – 2024: Путин поздравил Лукашенко с успешным проведением единого дня голосования, Выборы делегатов ВНС назначены на 1-10 апреля. |
ВЫБОРЫ-2024. Как пройдет единый день голосования?
Результаты и реакция на выборы в 2024 году Выборы в Беларуси 2024 года стали важным событием для страны и всего международного сообщества. Дата выборов президента Беларуси 2024 Выборы президента Беларуси 2024 года ожидается важным событием для страны и ее граждан. В соответствии со статьей 67 Конституции Белоруссии, выборы в Палату представителей Национального собрания проводятся раз в пять лет в единый день голосования в последнее воскресенье февраля. 4 апреля 2024 года пройдут выборы членов Совета Республики, затем — делегатов Всебелорусского народного собрания от субъектов гражданского общества и местных Советов депутатов. Выборы президента в Беларуси, которые должны состояться в 2024 году, уже привлекают большое внимание общества. Дата выборов президента Беларуси 2024 Выборы президента Беларуси 2024 года ожидается важным событием для страны и ее граждан.
Выборы депутатов в Беларуси прошли без нарушений
Первое — поставить заслон финансовый, информационный, технический любому внешнему воздействию на избирательную систему. Второй момент — повышенные требования к кандидатам. О дате проведения первого заседания ВНС — После завершения этой важной электоральной кампании у нас отводится около 60 дней для того, чтобы провести установочные сессии Советов депутатов всех уровней, выдвинуть кандидатов и избрать членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. И далее нам надо будет сформировать ВНС. Не позднее 25 апреля 2024 года должно состояться первое заседание Всебелорусского народного собрания. О международных наблюдателях — Пока рано говорить о том, какое будет их количество и кто будет представлен.
Скорее всего, представлены будут международные организации, участником которых является Республика Беларусь, отдельные страны в индивидуальном порядке, персонально какие-либо эксперты. Могу сказать, что международные наблюдатели в единый день голосования будут.
Для выявления и подготовки таких специалистов была проведена Международная научно-практическая конференция «Теория и практика избирательного процесса», инициирован вопрос включения в примерную тематику курсовых, дипломных работ и диссертационных исследований вопросов избирательного права и процесса. Глава ЦИК добавил: — В настоящий момент прорабатывается вопрос создания при ЦИК постоянно действующего научно-экспертного совета по вопросам избирательного права и технологий. Данный вопрос будет рассмотрен на очередном заседании ЦИК. Популяризации избирательного процесса будет способствовать и появление сегодня Молодежного совета при Центризбиркоме, уверен Игорь Карпенко: — Целью создания такого общественного формирования является повышение электоральной активности молодежи, формирование осознанного интереса молодых людей к участию в управлении делами общества и государства посредством выборов. Впервые этот термин появился в проекте Концепции национальной безопасности. И здесь мы видим ряд важных направлений работы. Первое — поставить заслон финансовый, информационный, технический любому внешнему воздействию на избирательную систему. Второй момент — повышенные требования к кандидатам.
Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти. Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой. Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными. При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий.
Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом. Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент? Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали. То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало.
А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб. Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий. Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков. Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас.
Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума. Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством. В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям. Мы делаем это для себя». При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно». Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов. ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем. Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества ШОС.
На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты. Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т. На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами. При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще. Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит. Значит пока что и такие сгодятся. Все же «народная дипломатия», пусть и такая.
Кстати, белорусские государственные СМИ использовали визит группы зарубежных общественных наблюдателей по максимуму, что тоже весьма неплохо. Международные наблюдатели от СНГ по окончанию единого дня голосования оценили положительно уровень организации наших выборов, а также отметили, что выборы соответствуют самым высоким стандартам. В интервью белорусскому ТВ один из них, то ли в шутку, то ли в серьез, сказал, что он-то даже специально хотел найти хоть какие-то нарушения, но их не было. Объективности ради, и, при всем уважении к данному господину, не уверен, что он был посвящен во все тонкости нашего избирательного законодательства, тем более, сравнительно недавно обновленного. При этом некоторые отклонения действительно имели место быть. В том же телерепортаже можно было увидеть, как в отдельно взятой кабинке гражданин во время заполнения бюллетеня стоит не спиной к камере, а боком и при желании можно даже увидеть, в какой части листа он ставит свою отметку. Это, вообще-то, нарушение принципа тайны голосования. Затем был показан гражданин, явно находящийся на избирательном участке, у которого на плечах был размещен шарф с названием одной из политических партий, от которой он, судя по всему, являлся наблюдателем. А это уже можно расценить как агитацию в день выборов, да еще и непосредственно на избирательном участке.
Представители тех самых «мерзопакостных НКО», если бы находились на избирательных участках, где имели место быть вышеуказанные незначительные нарушения, в былые годы сразу бы принялись строчить протоколы о нарушениях. Но их нет, этих «мерзопакостных». Это и есть та самая новая реальность. Козни и реакция наших «беглых» Удивительно, но в отличие от довольно массированной кампании, направленной на срыв референдума-2022, в этот раз их активность была намного менее заметна. Да, они активно закупали рекламный траффик на Youtube, где размещали свои личные и групповые обращения к гражданам Беларуси, напоминая, что проживающие за рубежом белорусы теперь не смогут проголосовать. Называли выборы «фарсом, имитацией и безвыборами», призывали 25 февраля не идти голосовать, а заняться, например, спортом за последнее довольно забавно агитировал висящий на турнике Анатолий Лебедько. В целом ничего нового. В основной день голосования оппоненты системы даже запустили онлайн-марафон на том же Youtube. Около 12 часов дня по Минску это обычно самое активное время данное действо смотрело не более… 400 человек.
И это при том, что в 2020-м году за кандидата С. Тихановскую проголосовало без малого 600 тысяч белорусов. Получается, что лидеры «беглых» стали не интересны даже уже своей же аудитории. Это полный провал. Например, газета «СБ. Беларусь сегодня» незадолго до дня выборов поместила на первую полосу коллаж, на одной части которого было хлебное поле и комбайны, а на другом — развалины. Посыл сего предельно прост: вот что может быть, если голосуешь не за тех. Действительно, не поспоришь. Реакция «наших западных партнеров»: очередное «Госдеп против» В Беларуси еще не успели закрыться избирательные участки, а Госдепартамент США уже выступил с заявлением, в котором наши выборы назывались фиктивными, а далее утверждалось, что они якобы проводились в атмосфере страха.
На это МИД РБ быстро отреагировал, что называется, «с перчинкой», порекомендовав американской администрации протестировать своих сотрудников на знание международного права, в том числе Устава ООН, и заявил, что единый день голосования прошел в соответствии с белорусским законодательством. А далее заявления представителей «коллективного Запада» посыпались как из под копирки.
При этом оппозиционных партий в Белоруссии не осталось [10]. Кандидаты В выборах участвуют все четыре зарегистрированные Минюстом политические партии. По данным ЦИК Белоруссии, для участия в выборах в Палату представителей выдвигались 298 кандидатов, из них 265 были зарегистрированы. По информации ЦИК, среди кандидатов в депутаты Палаты представителей 112 членов партии «Белая Русь», 33 члена Коммунистической партии Беларуси, 36 членов Либерально-демократической партии, а также 22 члена Республиканской партии труда и справедливости. Среди них 82 человека работают в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и спорта, 50 — в государственных органах, еще 49 — в промышленности, транспорте и строительстве [12].
В единый день голосования были избраны 110 депутатов Палаты представителей и более 12,5 тысяч депутатов местных советов. Первая сессия Палаты представителей в новом составе была назначена на вторую половину марта [13].
25 февраля в Беларуси пройдут выборы депутатов. Что нужно знать избирателям?
Выборы-2024: единый день голосования | | Выборы 2024. Указ Президента Республики Беларусь 20 ноября 2023 г. № 367 «О назначении выборов депутатов». |
Выборы депутатов в Беларуси прошли без нарушений - Российская газета | 25 февраля, в основной день выборов, агитация запрещена законодательством. |
25 февраля 2024 года - Единый день голосования | Единый день голосования в Беларуси предстоит 25 февраля 2024 года, когда избираться будут депутаты Палаты представителей и местных Советов. |
25 февраля 2024 года - Единый день голосования в Беларуси | Свежие комментарии. |