русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Василий Григорьевич Перов ((2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Василий Перов Биография Василий Перов — русский художник-реалист 2-й половины 19-го века. Перов Василий Григорьевич (настоящая фамилия Криденер; 1834-1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Василий Григорьевич Перов (по происхождению барон Криденер) - один из родоначальников жанровой картины.
2 января 1834 года родился Василий Григорьевич Перов
Живописец Василий Перов заложил основные идеи передвижничества, ведущего напрямую к народу, который успел окрестить Перова «отцом русского жанра». Василий Григорьевич Перов ((2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Биография художника Василия Григорьевича Перова: личная жизнь, образование в молодости, трагедии в семье. Русский художник Василий Григорьевич Перов раскрыл в своих картинах подлинный трагизм и дух идейной свободы. А собрат Василия Григорьевича по цеху, художник Иван Крамской, и вовсе решил, что на картине чересчур многолюдно.
Художник Перов: биография, годы жизни, творчество, названия картин, интересные факты из жизни
Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства. Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. Ступина в Арзамасе. В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали М. Скотти, А. Мокрицкий и С. Его ближайшим наставником становится Е. Васильев, протянувший молодому художнику руку помощи в самый тяжелый для него период.
В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Но его постигает полная неудача.
В этих картинах художник прибегает и к иронии и к насмешке, но главным оружием служит ему смелое, гневное, бичующее обличение. Носители общественного зла, вроде монаха-чревоугодника или пьяного попа, изображены в его картинах во всей своей отталкивающей неприглядности.
Обличительному жанру художник придает черты большого искусства. Свой главный удар молодой Перов наносит крепостническому порядку, социальному неравенству и жестокой несправедливости. В этих произведениях наиболее полно выявилась отзывчивость художника к народному горю, мимо которого равнодушно проходили официальные художники Академии. Перов был первым русским живописцем, показавшим тяготы и невзгоды русской деревни. Картины Перова из крестьянской жизни отличаются особенной задушевностью.
В его прославленном произведении «Проводы покойника» и понурая лошадка, и согбенная женщина в тулупе, и зимний пейзаж — все это выражает безысходное горе крестьянской семьи, лишившейся своего кормильца. Больше того, художник здесь дает почувствовать, как безотрадна жизнь всего пореформенного русского крестьянства. В картине «Последний кабак у заставы» представлены всего лишь запорошенные снегом сани, несколько домов с тусклым светом в окнах и полоска лимонно - желтой зари на горизонте, но все это так скупо обозначенное складывается в захватывающую грустную поэму о безрадостной судьбе крестьян. Перов В. Ученики-мастеровые везут воду».
Художник касается в своих картинах тех социальных вопросов, которые волновали тогда все современное общество. В холстах его можно видеть и изнывающих под непосильным трудом детей с бледными, изможденными личиками, и труп несчастной утопленницы, распростертый на берегу окутанной туманом реки, и хрупкую девушку-институтку, в качестве гувернантки вступающую в купеческий дом, как «темное царство», и одиноко бренчащего на гитаре бобыля, и согбенных под ношей горя стариков на могиле сына. Всеми этими картинами Перов внушает сочувствие, сострадание и жалость к «бедным людям».
В первые же годы его наградили несколькими медалями: малой серебряной за потрет его брата, большой серебряной за произведение «Приезд станового на следствие», малой золотой за полотно «Сцена на могиле», большой золотой за работу «Проповедь в селе». Перов состоял в обществе передвижников, активно выставлял свои работы и за годы трудовой деятельности создал множество ярких картин.
Спор о вере», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», автопортрет, Портрет Тургенева и другие. Василий Перов. Вторая половина жизни художника была довольно трагичной: вначале он похоронил жену, затем двоих старших детей и сам подхватил чахотку. Ушел из жизни Василий Перов в 1882 году в возрасте 48 лет. Направление в деятельности Перова Василия Григорьевича называют отцом русского жанра, поскольку ему хватило смелости отказаться от действующих в то время канонов классического и романтического направлений.
Продолжая идеи художника П. Федотова, Перов фактически стал лидером нового направления — русского реализма. Именно с его подачи появилась новая трактовка живописи, когда на первый план выступает социальная направленность произведения. Перов одновременно подвергался влиянию реализма и сам формировал его, создавая новые черты национального искусства. Для него на первое место выходили мысли о человеке, о долге, справедливости, совести, что нашло выражение во многих картинах.
Так, в своей работе «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» художник затронул остросоциальную тему отношения сытого попа и нищего старика с мальчиком. Контраст двух социальных слоев показан в картине очень ярко: вальяжно развалившемуся попу с большим животом, не реагирующему на просящих, противопоставлен старик с орденом на груди и босоногий мальчик в рваной одежде. Перова даже называли подлинным певцом скорби, так как его картины изображали в основном драматические сюжеты и были призваны обличать несправедливость. Это были, например, работы о забывшей свой долг церкви: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Первый чин». Позже он перешел к теме униженных и обездоленных, стремясь показать всю глубину страдающего человека.
Это картины «Сцена на могиле», «Проводы покойника», «Дети-сироты на кладбище» и многие другие. Особенности работы Перова Обострение деталей сюжета На эскизах художника сюжеты часто предстают менее драматичными, чем в оригинале. Создав рисунок, Перов обдумывал, каким образом можно сделать сюжет более социально обостренным. Например, на одном из первых рисунков к «Чаепитию в Мытищах» старик и ребенок представлены сгорбленными, что символизирует сломленность жизнью.
Однако семейное счастье молодой пары длилось недолго. Через пять лет живописца постигла большая беда - сначала умерла любимая жена, а вслед за ней двое старших детей, в живых остался только младший сын Владимир, ставший впоследствии также художником. Вторично Перов женился спустя пять лет после трагедии. Но сердце, разбитое горем, так и не зажило. Мастер всецело отдался живописи. Работал много, писал "громко", в бесхитростных, берущих за душу работах, искренне отражал жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси».
Великое наследие гениального художника С сарказмом и иронией живописец разоблачает безнравственность духовенства и власть имущих, доведших простой народ до жалкого существования. Внутренний протест против угнетенной жизни определял замысел практически всех полотен мастера. Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Проводы покойника». Полотно хоть и было небольшим по размерам, но великим по содержанию… Художник мастерски показал безысходность и одиночество крестьянской семьи, оставшейся без кормильца. За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Перову получил звание академика. Пять полотен Перова «Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка» демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года в Париже, где художественная критика и просвещенная публика по достоинству оценила его творческие работы. В 1869 году Перов совместно с Мясоедовым, которому принадлежала идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, организовали группу передвижников в Москве. Семь лет Василий Григорьевич был членом ее правления. В 1870 году он получил первую премию за работу «Птицелов» и звание профессора Академии художеств.
Продавец песенников. Приезд станового на следствие. Плач Ярославны. Частное собрание. Охотники на привале. Снятие с креста. Утопленница 1867. Однако кисти Василия Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея, которую вы сможете увидеть во 2-й части обзора.
Перов, Василий Григорьевич
Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ | Василий Григорьевич Перов и его творчество навсегда останутся в памяти жителей нашей страны. |
Перов Василий Григорьевич - русский художник-живописец и преподаватель живописи | Перов Василий Григорьевич, Подробные биографии известных людей, оставившие свой след в истории человечества. Есть официальные биографии, а есть и история настоящей жизни, которую мы не всегда знаем. |
Перов Василий Григорьевич — Биография
Перов Василий Григорьевич - биография | Василий Григорьевич Перов родился в 1833 году в Тобольске. |
Перов, Василий Григорьевич | Полная биография художника Василия Перова. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, картины художника на портале «». |
Уничтожал свои картины и потерял любимую. История художника Василия Перова | В. Г. Перов, академик и профессор Императорской Академии художеств, внес большой вклад в развитие русской реалистичной живописи, он был одним из учредителей знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. |
Живописец Перов: история его самых известных картин - Экспресс газета | Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека. |
Василий Перов, или четыре привала охотника | Василий Григорьевич Перов всю жизнь тяготился своим происхождением, пережил раннюю смерть любимой жены, а следом и двоих старших детей. |
Василий Перов. Творчество и краткая биография художника.
В училище он не бросает занятий рисованием и после окончания поступает в процветающую школу живописи академика Ступина, основанную в 1802 году. Обучение продолжается до 1849 года. Юноша одним из первых учеников начинает писать масляными красками, осваивает мастерство, копируя работы знаменитых живописцев. С 1853-го Василий Перов проходит обучение в Московском училище живописи, во время которого несколько его работ удостаиваются медалей Академии художеств.
Малая серебряная медаль получена в 1856-м за портрет брата Николая, большая серебряная — годом позже, за «Приезд станового на следствие». В 1860-м малой золотой медали удостоился холст «Первый чин». А большая золотая медаль, которую в 1861-м заслужила «Проповедь в селе», дала мастеру возможность продолжить учебу за границей на казенные средства.
В 1862 году Перов вместе с супругой Еленой уезжают в Европу. Живописец посещает Германию, затем переезжает в Париж. Он пытается рисовать, но работа идет плохо — за границей ему скучно, чужие земли не вдохновляют.
Художник просит Академию позволить ему вернуться на Родину раньше срока. В 1864-м Василий Перов приезжает в Москву. Его наконец замечают критики, а картины становятся интересны публике.
Мастер плодотворно работает на родине. Из-под его кисти выходят всё более зрелые, пронзительные по своему психологическому воздействию работы, обличающие отношение общества к «черни». В них отражена гражданская позиция живописца.
Кроме социальных работ художник пишет шедевры, где запечатлен быт простых людей, прекрасные портреты самых талантливых деятелей страны.
В это же время с семейством Криденер познакомился один из арзамасских купцов, М. Безобразов, выделявшийся из местного купечества своим умом и образованием и обладавший порядочной библиотекой, книгами из которой охотно снабжал Перова, очень его полюбившего. Этот же Безобразов, постоянно поощряя занятия мальчика рисованием, по окончании им курса училища стал уговаривать родителей П. Мать долго не соглашалась на это, предпочитая, чтобы сын ее поступил в Нижегородскую гимназию, так как А. Ступин, очень строго относясь к художественным занятиям своих учеников, не обращал никакого внимания на их нравственность, и об них в Арзамасе шла молва, как о пьяницах.
Но упорные настояния самого мальчика и М. Безобразова победили ее, и в 1846 г. Перов поступил в школу Ступина, но на особых условиях: он должен был только два раза в неделю ездить в школу, жил же в деревне у отца. Так продолжалось дело только три месяца, потому что опасения матери начали оправдываться: товарищи завели однажды Перова на именины к одной портнихе, он вернулся оттуда навеселе, и мать поспешила взять его из школы. Но ненадолго: вскоре Криденер лишился места управляющего и со всей семьей переселился в Арзамас, наняв там квартиру как раз напротив школы Ступина. Тогда мальчика опять отдали в школу, и теперь уже занятия его стали ежедневными.
Ступин часто бывал в гостях у Криденер и нередко говаривал матери: «Ты, матушка, не беспокойся, Васенька не пропадет, — у него талант, из него выйдет художник; это я тебе говорю». Между тем, рисунками его Ступин был очень доволен. Поэтому один из учеников, некто Ивановский, стал уговаривать В. Сказано — сделано. Натянули холст на подрамок, и началась работа тайком». Однако как-то Ступин увидел работу Перова и вместо выговора похвалил мальчика, сказав ему: «Хорошо, брат, хорошо!
Ты теперь пиши красками, пора уже». Ему шел тогда пятнадцатый год. Таким образом, — заключает автор, — как прежде в рисованье, так теперь в живописи он доходил до всего сам, почти без посторонней помощи, если не считать помощью указаний других лиц, матери и товарищей, на предметы занятий». Через год в 1849 г. Криденер опять получил место управляющего имением у директора Московского Опекунского Совета Михайлова, куда и переехал с семейством, а Перов поселился у Ступина. При отъезде мать взяла с него слово, что он не будет увлекаться дурным примером своих товарищей, что он и сдержал крепко.
Но это не могло не отразиться на его отношениях с ними и окончилось полной ссорой, в которой Перов, выведенный из терпения одним из старших учеников, за обедом пустил в него тарелкой с горячей кашей. Тот пожаловался Ступину, а старик, требовавший, чтобы младшие относились к старшим с уважением, обвинил во всем Перова. Тогда Перов собрал немедленно свои пожитки, оставил школу и к вечеру пришел к своим, сделав пешком 35 верст. Семья вполне одобрила его поступок, и он остался в деревне, продолжая там работать с тех оригиналов, которые ему тайком доставляли некоторые из его бывших товарищей, оставшиеся с ним в хороших отношениях. Но вскоре копии перестали удовлетворять его, и он перешел к самостоятельной работе. Он выбрал себе из деревенских парней одного очень красивого сверстника и сделал его своим натурщиком, помощником и даже другом; при его помощи, под впечатлением наступившего великого поста он задумал написать «Распятие».
Они сколотили большой деревянный крест, ввернули кольца для рук и ног, уставили его в темном углу гостиной, и Иван, раздетый, продевал руки и ноги в кольца и, кроме того, привязывался к кресту широкими ремнями. Он нес такие добровольные мучения целых шесть недель, пока Перов написал таким образом все тело Распятого с натуры, изменив только лицо. Как раз к Страстной неделе картина была готова, и молодой художник решил пожертвовать ее в соседнюю сельскую церковь. Прежде всего он повез ее в ближайшее к ним село Каваксу; но так как там прихожане были преимущественно староверы, то хотя картина понравилась священнику, тем не менее, находя, что как форма креста, так и расположение рук не «истовы», они просили художника переделать ее, согласно их указаниям. Но он, несмотря на свои шестнадцать лет, оказался настолько самостоятельным, что увез обратно картину и отдал ее в другое ближайшее село — Никольское, где ее приняли с радостью, без всяких перемен, и где она остается и до сих пор. После этого, тут же, в деревне, Перов написал свой собственный портрет и портреты отца и других членов семьи.
Кроме того, он много занимался чтением, охотой и беседами с крестьянами. В это время к ним в деревню приехал племянник отца П. Мюнцендорф, только что окончивший тогда курс в Дерптском университете. По его настояниям и ввиду быстрых успехов сына в искусстве, мать Перова решилась в мае 1852 г. Здесь, после некоторых колебаний, они попали к преподавателю Училища Живописи и Ваяния H. Рамазанову, который обласкал юношу, а уже в конце 1853 г.
Перов поступил в Училище. Поселился он у смотрительницы одного женского приюта Марьи Любимовны Штрейтер, родственницы доктора Оберлинга, который, как друг барона Криденера, тоже принимал большое участие в устройстве художественной карьеры талантливого юноши. Эта почтенная старушка очень тепло относилась к Перову, постоянно оказывая ему и нравственную, и даже материальную поддержку, когда отец его, обремененный большим семейством и сам крайне нуждавшийся, принужден был прекратить всякую помощь сыну и перестал присылать ей деньги на его содержание. Но осенью 1855 года она умерла, и Перов очутился в таком отчаянном положении, что уже подумывал бросить свое дальнейшее художественное образование и устроиться где-нибудь в провинции учителем рисования. Но судьба спасла его. В это время один из преподавателей Училища, Eг.
Васильев, узнав случайно о таком положении П. Иохемсин записал его на свое имя, чем избавил его от платы за ученье. Теперь, избавленный от грозившей ему суровой нужды, Перов горячо принялся за работу. Безсонов, далеко за полночь он просиживал с карандашом в руке, воспроизводя в рисунке всякую мысль, даже случайно запавшую в голову, и таким упражнением выработал в руке своей верную союзницу для головы. Композиция сделалась любимым его занятием, и множество прекрасных эскизов были результатом непрерывного энергического труда… Все это не могло не обратить серьезного внимания профессоров на даровитого ученика». В декабре 1856 г.
Ободренный этим успехом, он принялся писать картину «Приезд станового на следствие», которую и исполнил в конце 1857 г. Картина была выставлена сперва в Училище, а затем в Академии и имела и там, и тут громадный успех. После этого художник взял тему из русской народной песни «Мать плачет, как река льется; сестра плачет, как ручей течет; жена плачет, как роса падает, — взойдет солнышко, росу высушит», и назвал ее «Сценой на могиле». Когда он окончил ее в 1859 г. После этого П. В феврале 1860 г.
Академический Совет утвердил эскиз, а в сентябре того же года наградил Перова второй золотой медалью. На выставке же картина эта имела еще больший успех, чем первая.
Стараясь вызвать сострадание у зрителя, Перов остро подмечает в картине те жуткие времена, когда без зазрения совести детей нанимали на трудную работу за гроши. Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, в которой художник описывает нелегкое унизительное положение наемных людей, в данном случае гувернантки, которую надменно осматривает чета купеческой семьи, Учитель рисования, здесь художник характеризует неудачно сложившуюся судьбу его коллеги Шмелькова П. На смену обличительным работам Перов пишет картины в которых художник изображает простые сценки, любимых занятий и страстных увлечений простого народа. Птицелов картина где Василий Перов показал душевный трепет заядлых птицеловов, с азартом ожидающих попадание птиц в западню, за это произведение художник получает долгожданное звание профессора. Рыболов картина - здесь Перов душевно с некоторой иронией характеризует обычного рыбака на берегу реки, страстно следящего за поплавком в ожидании затянувшегося поклева.
Очень примечательна знаменитая картина Охотники на привале, которую и по сей день все очень любят, описывая действия ее героев, восторженно о картине отзываются многие охотники. В картине Перов ярко раскрывает зрителю характеры трех охотников отдыхающих на привале после интересной охоты. В 1871 году Василий Григорьевич Перов уже имея должность профессора преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В это же время критически настроенный к академическим порядкам, вступает в ряды художников передвижников, где сразу же выставляет свои картины на всеобщее обозрение, удостаиваясь, как похвал от коллег и писателей так и критики от консервативных кругов общества. Иногда художник Перов обращается к портретному творчеству и пишет ряд портретов Борисовского А.
Маковский 1883. Отмена крепостного права. Помещик — дворянин распускает «свой двор» на все 4 стороны, либо сразу, либо с отработкой, растянувшейся еще на несколько лет. Отправляясь на заработки, родители отдавали детей в ученики-мастеровые в лавки, магазины, фабрики и заводы, на «обучение» к сапожнику, шляпнику, строителю, где все «обучение» сводилось к использованию в хозяйстве детского труда, по тяжести не уступающему взрослому. Не мог Василий Григорьевич не волноваться за судьбу русских детей, которая была, не менее печальна, чем у французских, хотел обратить внимание, нарушить покой общества, рассказать об участи детей, желая изменить их жизнь к лучшему. Сюжетом картины «Тройка. Ученики - мастеровые везут воду» стал случай из жизни, свидетелем которого был сам художник: дети зимой на санках везли бочку воды, на крутом склоне бочка перевернулась… Место действия картины. Крутой склон Рождественского бульвара, вдоль стен Богородице — Рождественского женского монастыря. Склон и сейчас крут, налегке подняться и то ощутимо. Водозаборный Фонтан на Театральной площади с отдельными поилками для лошадей — это один из двух фонтанов, дошедших до нашего времени. Ночью воду на самовывоз можно было брать бесплатно. Вот и посылал хозяин за водой, вверенных ему детей, с большущей бочкой да с ведрами. Зима не шутит: метель да ветер в лицо, одежонка да обувка, - ношена — переношена. Холодно да голодно. Редкий прохожий, вьюгой гонимый, домой спешит… Ветер такой сильный, того гляди, попону с бочки сорвет, - да чтоб только бочку не перевернул. Птичка малая, и та о детках своих волнуется, - домой их собирает. По знакомой дороге с горы спуститься просто, а возвращаться с полной бочкой, - каждый пригорок горой кажется.
Василий Перов, или четыре привала охотника
Выставка в Русском музее Год создания: 2003 Видеофильм Язык: русский Продолжительность: 26:24 Шестидесятые годы XIX века явились периодом блистательного расцвета русского реалистического искусства. Русская живопись ярко и разносторонне отразила современную ей жизнь: и острые социальные противоречия, и нищету, и горе трудящегося человека, и неугасимую веру в лучшее будущее, и даже зарождение терроризма в России, о чем пытался сказать Ф. Достоевский в своем романе "Бесы".
Картина давно была продана и висела на стене известной в настоящее время галереи г. Раз в конце Страстной недели, возвратившись домой, я узнал, что у меня была два раза какая-то деревенская старуха, долго дожидалась и, не дождавшись, хотела прийти завтра.
На другой день, только что я проснулся, мне сказали, что старуха здесь и ждет меня. Я вышел и увидал перед собою маленькую, сгорбленную старушку с большой белой головной повязкой, из-под которой выглядывало маленькое личико, изрезанное мельчайшими морщинками; тонкие губы ее были сухи и как бы завернулись внутрь рта; маленькие глазки глядели грустно. Лицо ее было мне знакомо: я видел его много раз, видел и на картинах великих живописцев и в жизни.
Семья часто переезжала: сначала в Архангельск, затем в родовое имение Суслеп, потом в Самарскую губернию к родственникам. В 1842 г. Здесь мальчик заболел оспой, из-за чего у него сильно ухудшилось зрение.
В этот же период, наблюдая за работой приглашённых отцом художников, Василий увлёкся рисованием. В 1843 г. Окончив его в 1846 г. Преподаватель сразу разглядел в юноше талант, и одному из первых разрешил ему писать масляными красками. Проучился там Василий 3 года, не окончив учебное заведение из-за конфликта с другим учеником. После чего приехал к родителям и продолжил самостоятельные занятия живописью.
Краткая биография В 1852 г. В 1853 г. Помог преподаватель Егор Яковлевич Васильев, приютивший талантливого ученика у себя дома. В 1856 г. Через год картина «Приезд станового на следствие» была отмечена большой серебряной медалью. В 1860 г.
Год спустя Перов закончил работу над 2-мя картинами. Первая, «Проповедь в селе» принесла автору большую золотую медаль и возможность продолжить обучение за границей. Вторая, «Сельский крестный ход на Пасхе», была встречена неоднозначно. Картина вызвала большие споры в обществе и была запрещена к показу в России. Её приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков. В 1862 г.
Перов окончил училище.
Имя старика было Христофор Барский. Вместе они отправились к Щукину. Господин художник! Садитесь, пожалуйста. И рассказал о Барском. Тронутый положением старика, Щукин дал слово непременно поместить его в приют. Если нет, придется подождать недельку-другую. Дело, казалось, было решено.
Прошло больше месяца. Барский за неимением места в приюте, помещен в него не был, но ходил туда аккуратно, как было велено, в ожидании благ земных. Наступила зима. Он по-прежнему работал у кого-нибудь на дому: носил воду, сгребал снег. Кашлял, хрипел, ночуя то в сенях, то в сарае, а за особую милость — на кухне. В приют же за это время уже приняли несколько мещан и даже одного промотавшегося купца. В феврале Перов снова отправился к Щукину вместе с Барским. Барский низко поклонился ему и закашлялся. Спустя минуту, тяжело дыша, ответил: — Все еще места нет, ваше степенство.
До сего времени еще не освободилось ни одного места. Вот какое горе. Не допустите, батюшка, умереть мне на улице, — и он упал к ногам Щукина, так что тот отпрыгнул в сторону. Не люблю я, чтобы мне поклонялись. Богу надо поклоняться, а не человеку. Умирать тебе, любезный, рано. Еще мы с тобой поживем на славу! Помещу я тебя в приют, помещу! А когда ты там отдохнешь, соберешься с силами, мы выберем тебе старушку помоложе, сосватаем вас, да и женим!
И будете вы жить в удовольствие, не выпуская друг друга из объятий. Чего доброго, еще и дети пойдут. Не правда ли? Перов молчал. Лакей во фраке, стоявший возле двери, фыркнул, прикрыв рот ладонью. Только смотри, любезный, уговор: старух моих не развращать! Лакей уже бесцеремонно хохотал, а Барский смотрел в пол и беззвучно шевелил губами. Но тот не шевельнулся: он, по-видимому, не слышал его. А наутро случилось то, чего Перов никак не ожидал: Барский пришел к нему сказать, что в приют не пойдет.
Лет семьдесят я гнул спину и претерпевал всякого рода несправедливость и оскорбления. Лет семьдесят честно служил господам и остался на старости лет нищ и убог, как вы сами изволите видеть. Встретила меня милосердная барыня Вера Николаевна, сжалилась над моим положением и указала мне путь через вас, государь мой, обратиться к известному всем господину Щукину. Были мы с вами у него, и вы изволили видеть, что это за благодетель и что за человек. Я его молил о помощи, а он насмехался надо мной. Шел я к нему с любовью и надеждой, а вышел с тоской и отчаянием. С тоской о том, сударь, что не кончилось еще рабство, и, должно быть, никогда не будет ему конца! Семьдесят лет, сударь, издевались надо мною разные господа мои, я был в их глазах не человеком с разумом и чувством, а какой-то вещью. И что я узрел вчера?
Снова нужно вступать в это рабство, видеть и слышать, как издеваются над полумертвым. Он ушел, но Перову все еще слышались его слова.
Василий Григорьевич Перов, биография и картины
Василий Григорьевич Перов умер 10 июня 1882 года в подмосковных Кузьминках от скоротечной чахотки в возрасте 48 лет. Даты из биографии Василия Перова. Василий Григорьевич Перов умер 10 июня 1882 года в подмосковных Кузьминках от скоротечной чахотки в возрасте 48 лет. Василий Григорьевич Перов краткая биография.
Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов: биография художника. А собрат Василия Григорьевича по цеху, художник Иван Крамской, и вовсе решил, что на картине чересчур многолюдно. В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу.
Василий Перов. Творчество и краткая биография художника.
В 70-х годах бытовая живопись Перова теряет свою обличительную остроту. Художник меньше бичует, меньше размышляет, теперь он как бы подсмеивается над человеческими слабостями, странностями и чудачеством своих героев. Таковы его картины «Охотники на привале», «Рыболов». Хотя большинство холстов Перова невелики по размерам, в них заключена сила воздействия большого искусства. Обычно художник ограничивал себя скупой гаммой приглушенных коричнево-серых тонов, хорошо соответствующих господствующему в его картинах настроению. По выражению М. Нестерова, «Перов почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого очарования».
Занятие живописью было для Перова подлинным подвигом. Своим искусством он служил родному народу. Он твердо верил, что искусство должно возбуждать «высокие чувства человеческой души», и горячо восставал против искусства, служащего «пустой забавой». Настойчивый в своих исканиях, готовый к самопожертвованию и самоограничению ради высших целей, он не способен был поддаться соблазну легкого успеха. На его автопортрете мы видим бледное лицо, взгляд черных глаз художника светится той напряженной вдумчивостью, которая наложила отпечаток и на его искусство. Среди выдающихся русских живописцев конца ХIХ века у Перова было множество учеников и продолжателей.
Сам Перов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок в течении несколько лет и был зачинателем нового критического направления в русской жанровой живописи. Москва, Изд-во «АСТ»,1997г.
Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, все четыре вышеперечисленные картины — Третьяковская галерея, Москва. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. В зрелые годы колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» 1865 и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» 1866; обе — Третьяковская галерея, Москва ; крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.
Слепой музыкант. Еще задолго до окончания срока своей поездки он написал прошение в Академию художеств о досрочном возвращении на родину. Россия нужна была художнику как источник энергии, вдохновения и реализации его идей. По возвращении в Россию в 1864 году начался новый плодотворный этап в творчестве Василия Перова. Имя художника было на устах критиков и передовой части общества. Каждое новое полотно с восторгом принималось прогрессивными людьми и вызывало гнев и раздражение у консерваторов. Обличением вопиющей несправедливости проникнуты картины «Деревенские похороны», «Тройка», «Последний кабак у заставы», «Утопленница» и другие. Перов также создавал картины, на которых изображал будни простого народа, их радости и быт. Среди них «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник» и другие. Портретная живопись В 1869 году было организовано Товарищество передвижных художественных выставок. В состав его основателей входил и В. В 1871 году открылась первая выставка передвижников, на которой были представлены картины Перова «Рыболов» и «Охотники на привале». Помимо работы в Товариществе Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Отметился художник и на литературном поприще, написав рассказы «Тетушка Марья» и «На натуре», посвященные своему творчеству. Портрет Ф. Перова несколько изменилось. На смену социальным картинам пришли работы, изображающие провинциальную жизнь: «Ботаник». Также художник начал пробовать себя в качестве портретиста. В его картинах на первом месте естественность, простота и реалистичность. Так, драматурга А. Островского художник изобразил в простой домашней обстановке, а писателя И. Тургенева — погруженным в раздумья. Шедевром портретной живописи Перова можно назвать изображенного им Ф. На сдержанном серо-коричневом фоне писатель сидит, обхватив руками колено, отрешенный взгляд его устремлен в пространство. Наиболее известные картины Тройка. Перова есть картины, вызывающие особое настроение. Одной из них является знаменитая «Тройка», написанная в 1866 году. На ней изображены подмастерья, совсем еще дети, которые с трудом тянут сани с бочкой воды по обледенелой дороге. Центральный образ художник списал с девятилетнего мальчика Васи, сына странницы Марьи. Мать не сразу дала свое согласие на то, чтобы сын позировал Перову, боялась, что это накличет на него беду, но потом все же уступила. Вскоре случилось так, что мальчик, действительно, заболел и умер. Однажды Марья пришла к Перову и попросила разрешения взглянуть на картину. Полотно к тому времени уже находилось в Третьяковской галерее, и художник привел женщину туда.
Малая серебряная медаль получена в 1856-м за портрет брата Николая, большая серебряная — годом позже, за «Приезд станового на следствие». В 1860-м малой золотой медали удостоился холст «Первый чин». А большая золотая медаль, которую в 1861-м заслужила «Проповедь в селе», дала мастеру возможность продолжить учебу за границей на казенные средства. В 1862 году Перов вместе с супругой Еленой уезжают в Европу. Он пытается рисовать, но работа идет плохо — за границей ему скучно, чужие земли не вдохновляют. Художник просит Академию позволить ему вернуться на Родину раньше срока. В 1864-м Василий Перов приезжает в Москву. Его наконец замечают критики, а картины становятся интересны публике.
«Скорбный певец Руси» – народная и личная трагедии Василия Перова
День рождения точно неизвестен: 21 или 23 декабря 1833 2 или 4 января 1834 года. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.
Тот взял кисти и прошел с начала до конца плохо написанный этюд «Старика-читальщика». Явилась такая прекрасная вещь, что Брызгалов не только получил желанное звание художника, но еще и золотую медаль за экспрессию, которой не имел и сам Перов. Удивленный таким неожиданным успехом, Перов и сам принялся за портретную живопись и, благодаря этому, мы имеем немало таких портретов, которые по справедливости считаются одними из лучших во всей русской школе. В следующем же году он написал превосходный эпизод «Фомушка-сын» и портреты Ф. Резановых, Л. Медведева, Г. Хлудова, своей жены Е. Перовой и С. Миллера; в последнем участвовал И. Кроме того, картины: «Дворник-самоучка», «Сцена у шлагбаума железной дороги», получившая первую премию от Московского Общества Любителей Художеств, «Последний кабак у заставы», эскиз «Путешествие квартального с семейством на богомолье» и исполнил рисунок «Толкучий рынок», где предполагалось представить более шестидесяти типов. В 1869 году Перовым исполнены два лучших его портрета: В. Безсонова и А. За первый он получил 1-ю премию Московского Общества любителей художеств, а для второго нарочно ездил в Петербург и копировал в Эрмитаже портреты Веласкеза, Кристи и Ван-Дейка, хотя работа его не имеет в себе никаких следов влияния этих мастеров, а отличается полной самостоятельностью. В это же время им написаны: «Осень. Дорога в распутицу», «Шарманщик, ночная сцена», «Подслушивающая у двери», «Девочка с кувшином», «Булочник», этюд старика и портреты А. Писемского и князя Щербатова. Первые три картины остались неоконченными. В ноябре 1870 г. Перов получил от Академии звание профессора за две картины: «Странник» и «Птицелов». Последняя картина, кроме того, доставила художнику первую премию от Общества поощрения художеств и вообще имела большой успех. И для нас она имеет особенное значение, потому что, начиная с нее, творчество Перова еще раз переменило свое направление на элегическое, сходное по характеру с Тургеневскими охотничьими рассказами. В этом же году он написал собственный портрет, портреты А. Ланиных, А. Кузнецовой, князя Гагарина, Н. Рубинштейнов и художника Степанова, эскиз и картину «Спящие дети», картины: «К Троице», «Накануне девичника» и неоконченную картину «Приезд институтки к слепому отцу». В это время в жизни Перова вообще произошло много перемен. В 1869 г. Сам Перов, до тех пор отличавшийся крепким здоровьем, тоже простудился на охоте, и у него стала развиваться чахотка, сведшая его потом в могилу. К тому же времени у него возникли нелады с Академией, и одновременно с этим он сделался одним из главных учредителей Товарищества передвижных выставок и деятельнейшим членом Правления этого товарищества. С этих пор работы его более уже не появляются на академических выставках, за то все передвижные выставки изобилуют ими. Наконец, 13-го марта 1871 г. Перов назначен преподавателем живописи в Училище живописи, ваяния и зодчества, с окладом жалованья по 800 p. Таким образом, не только направление живописи Перова, но и вся жизнь его резко изменилась. В том же 1871 г. Островского, Е. Тимашевых, г. Осокина, князя Лобанова-Ростовского и И. Тургенева и эскизы: «Беседа студентов с монахом у часовни» и «Петр Петрович Петух со своим поваром» из поэмы Гоголя «Мертвые души». Как преподаватель, Перов оставил по себе самые лучшие воспоминания во всех своих учениках. Его взгляды, которые он проводил в своей педагогической деятельности, ясно выражены в одном месте его рассказа «Наши учителя», где он, между прочим, говорит: «Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в воспроизведении типов и им присущих наклонностей… Этим изучением нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале… Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное — неусыпный труженик… Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством». В 1872 г. Перов женился вторично на Елизавете Егоровне Другановой. В том же году у него началась размолвка с товариществом передвижных выставок; размолвка эта постепенно росла и кончилась в 1877 г. За это время П. Камынина, М. Погодина, Ф. Достоевского, В. Даля, второй портрет И. Тургенева, А. Майкова, С. Аксакова и Н. В 1873 г. Кузнецова и А. К этому же году, по-видимому, относятся эскиз и картина «Вечер в Великую субботу», которая потом была уничтожена и на ней написан «Христос в Гефсиманском саду». В 1874 г. Бородаевского, Т. Зотовой, генерала Дурново, В. И Ахшарумова и князя В. В 1875 г. Долгорукова с фотографии , гг. Сергеевых, П.
Depresman 3 года назад Прошло около четырех лет. Я забыл и старушку и мальчика. Картина давно была продана и висела на стене известной в настоящее время галереи г. Раз в конце Страстной недели, возвратившись домой, я узнал, что у меня была два раза какая-то деревенская старуха, долго дожидалась и, не дождавшись, хотела прийти завтра. На другой день, только что я проснулся, мне сказали, что старуха здесь и ждет меня.
Так родилась картина "Чаепитие в Мытищах". Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат - тянет руку за подаянием. Мы видим приколотую к его шинели медальку, - быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? Служанка отталкивает прочь его руку, неприязненно скосил взгляд поп, а мальчонка-поводырь стоит, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз. Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине! Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть эту робкую фигурку мальчишки - голодного и босого - рядом с равнодушным обжорством! Гитарист - бобыль 1865. Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой тряпицей, сидит человек. На столе недопитый стакан вина, бутылка,картуз. В руках человека гитара; он перебирает струны. Кто он, этот некрасивый, сгорбленный человек с такими печально-унылыми глазами? Охотники на привале 1870 На опушке леса расположились на отдых охотники. Их трое. Один из них, по-видимому старый барин-помещик, рассказывает о своих фантастических приключениях на охоте; охотник помоложе жадно слушает его рассказ, забыл даже закурить приготовленную папиросу; в центре ямщик-крестьянин недоверчиво почесывает за ухом - он-то хорошо знает, что такое эти охотничьи рассказы! Рядом на земле - ружье, охотничья сетка, битая дичь. Старики-родители на могиле сына. Тройка 1866 Еще не закончив писать картину "Проводы покойника", Перов задумал другую - показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы. Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей , от уличной суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой. Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти. Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины. Перов быстро написал двоих крайних детей, но долго не мог найти "коренника", мальчика в центре "Тройки".
К 190-летию Василия Григорьевича Перова
ПЕРОВ Василий Григорьевич 23 декабря 1834 (Тобольск) — 29 мая 1882 (село Кузьминки под Москвой) Живописец, график. В 1856 году Василий Григорьевич Перов представил в Императорскую Академию художеств свою картину «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», за которую получил малую серебряную медаль. Василий Григорьевич Перов. Автопортрет Василия Перова Василий Григорьевич Перов (1833/1834—1882) — русский живописец, один из членов-учредителей "Товарищества передвижных художественных выставок". Василий Перов был незаконнорождённым сыном барона прокурора Григория Криденера. Василий Григорьевич Перов – выдающийся русский живописец 19 века, один из основателей Товарищества передвижников, талантливый портретист и опытный.