Шииты отличаются от суннитов своей верой в Имама — лидера мусульманского сообщества, который имеет божественное происхождение.
Ясно-понятно. Что такое ханафитский мазхаб и почему его придерживаются татарстанские мусульмане?
В отличие от суннитов, шииты считают, что деяния духовного лидера мусульман (имама) непогрешимы, поскольку имам – святая личность. Уже потом пошло влияние ваххабитов на суннитов, а традиционные шииты стали ближе к Ирану. сунниты, более 98 % татар – это сунниты. Чем сунниты отличаются от шиитов и почему они враждуют?
Сирия - новая битва при Кербеле. Шииты против суннитов.
Почему сионистские заправилы пытаются посеять семена раздора между шиитами и суннитами. Перейдём теперь к самым знаменитым личностям шиитов: это конечно, двенадцать имамов, о которых шииты наговорили разные выдумки и ложь. Редколлегия В В Попков (отв поволжские татары сунниты или шииты.
Народы ислама в россии. Кто такие сунниты и шииты Поволжские татары сунниты или шииты
Чем отличаются шииты от суннитов Википедия? Сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди кроме пророков имеют грехи. Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере; двенадцать шиитских имамов превосходят в степени всех исламских пророков кроме пророка Мухаммеда. Какие народности шииты? Шиизм исповедуют проживающая в Северной Индии и Пакистане народность балти, а также буриши исмаилиты и некоторые пуштунские племена: тури , большинство бангашей и часть оракзаев. Какой народ исповедует ислам в России? В настоящее время на территории Российской Федерации проживает около 40 народов, исповедующие Ислам : абазины, аварцы, агулы, адыги, азербайджанцы, балкарцы, башкиры, даргинцы, ингуши, казахи, карачаевцы, киргизы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны, таджики, татары, турки-месхетинцы, туркмены, узбеки,...
Когда произошло разделение на шиитов и суннитов? Шиизм и суннизм — два самых больших течения в исламе.
Несогласные стали ссылаться на Коран и Сунну, где ничего не сказано о божественности Али и его потомков, а также их праве претендовать на власть.
Шииты же допускали, что священные книги можно толковать по-разному, не воспринимая буквально. В итоге халифом в 656 году стал Али, но продержался недолго. Разразилась гражданская война, и Али убили в ходе покушения.
Тогда власть захватил сирийский правитель Муавия, заключив союз с имамом Хусейном - сыном Али. Но Хусейна не устраивало, что полную власть Муавия собирался передать своему сыну, автоматически устанавливая наследственную монархию. Это противостояние привело к убийству Хусейна вместе с его сыновьями.
Шииты признали убитого лидера мучеником за веру, а город, где совершилось преступление — Кербела - стал священным. Так окончательно оформился раскол между мусульманами. Приверженцы Али назвались «шиитами» «последователи Али» с арабского , а их соперники — «суннитами» сторонники догматических подходов.
В чем разница между суннитами и шиитами Сунниты и шииты в Ираке. Несовпадающие позиции касаются норм поведения, принципов юридических решений, форм праздников и отношения к иноверцам. Главная книга любого мусульманина — Коран, но сунниты наделяют не меньшей важностью сунны — нормы и правила, опирающиеся на примеры из жизни пророка.
Правоверный мусульманин, по мнению суннитов, обязаны точно следовать суннам. И воспринимают они это максимально буквально. К примеру, у афганских талибов строго регламентируется внешний вид, вплоть до длины бороды.
Особенности суннизма Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне поступкам и высказываниям пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи ; Принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому ; признание законности Правления первых четырех «праведных» халифов - Абу Бакра, Омара, Усмана и Али. Суннизм неизвестно точно когда оформился этот термин, но до сих пор этот термин имеет гораздо большее четкое содержание, чем термин «шиизм», который образовался из-за группы людей, которые призывали Али быть Халифом. Шииты - - общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама - шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др, признающих исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину - умму, быть имамом.
В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников «шииты-12» , второго по числу приверженцев после суннитов направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.
Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья и большая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения. Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно. Считается, что он сформировался в период между смертью Хусейна внука Мухаммада, сына Али и Фатимы в 680 и утверждением династии Аббасидов в качестве халифов в 749—750.
Но даже в Иране до конца 15 в. Однако именно шиизм, в котором воплотилась идея непогрешимости имама в противовес выборному лидеру мусульманской общины , с приходом которого должно установиться царство справедливости, стал знаменем народных преимущественно крестьянских движений в большинстве провинций. Среди них восстание жителей Куфы против омейадского халифа Хишама 739—740 , Абу Муслима 747—750 , зейдитские восстания в Хиджазе в 762—763 и 786, а также в 9—10 вв. Внутри шиизма существуют различные течения, возникшие на базе разногласий по поводу того, кто из Алидов достоин имамата.
Основные ветви шиизма: кайсаниты исчезли в 11 в. Эти течения обычно относят к «умеренным», в отличие от исма"илитов которых считают «крайними». Внутри этих подразделений возникали новые течения, исчезали или видоизменялись старые. Различие между «крайними» и «умеренными» появилось уже в первые столетия ислама.
Имамиты обосновывают право Алидов на власть в халифате высказыванием Мухаммада относящемуся к 628 : «Кто признает меня своим господином маула , тот должен и Али признать своим господином». Шииты-имамиты признают 12 имамов, первым из которых был Али и его сыновья Хасан и Хусейн от Фатимы, дочери пророка Мухаммада. Далее линия имамов была продолжена потомками Хусейна, которые в условиях господства Аббасидов не претендовали на власть, вели пассивную и мирную жизнь. Но, опасаясь, что Алиды могут стать знаменем борьбы против них, халифы окружили их шпионами, постоянно подвергали репрессиям, из-за чего смерть каждого из Алидов считалась результатом происков правящих кругов.
Это способствовало утверждению культа мученичества. Последний 12-й имам исчез в возрасте 6 или 9 лет не позднее 878. Возникла легенда, по которой, он не умер, а находится под покровительством Аллаха, и должен вернуться. Народные массы связывали с возвращением «скрытого имама» надежду на социальный переворот в религиозной форме.
Имам в шиизме в отличие от суннизма играет роль посредника между Богом и людьми. Он является носителем «божественной субстанции». Учение об имамате является краеугольным камнем шиитской догматики. Имам непогрешим, обладает сверхчеловеческими качествами, в то время как для суннитов имам-халиф исключая Мухаммада не может претендовать на сверхъестественные качества.
Кроме того, в шиитском исламе существует иерархия религиозных деятелей, которые подчиняются аятолле. В частности, муджтахиды религиозные авторитеты имеют право на высказывание мнения иджтихад по спорным проблемам. Коран, а также другие религиозные источники Ахбар Али — иначе хадисы предания об Али, антитеза сунне Мухаммада трактуются с эзотерических позиций, с учетом наличия захир — видимого и батин — скрытого смысла. Сам имам является обладателем тайного знания, которое включает в себя оккультные науки и все знания о мироздании.
Шиитские предания об Али включающие также предания о Мухаммаде и о потомках Али основаны на информации, носителями которой являются имамы. Однако есть ахбар, содержание которых идентично содержанию хадисов, принимаемых суннитами. Сюда же следует отнести исмаилитов, часть которых признает своим главой Ага-хана, а также 15 млн. Общая численность шиитов в мире составляет 110 млн.
Друзы - арабоязычная этноконфессиональная группа, являющаяся одним из ответвлений исмаилизма, последователи одной из крайних шиитских сект. Секта возникла в результате первого крупного раскола в исмаилизме в XI-XII веках, когда из состава египетских исмаилитов выделилась группа фатимидского сторонников взглядов исчезнувшего по всей видимости, убитого халифа аль-Хакима и, по сведениям противников друзов, даже признавшая его воплощением Бога. Получили своё название от основателя секты политического деятеля и проповедника Мухаммеда ибн Исмаила Наштакина ад-Дарази. Точными сведениями о религии друзов современная наука не располагает, но распространено мнение, что Друзы верят, что Бог раскрывает себя в последовательных инкарнациях.
Первым его проявлением был Универсальный Разум, который воплотился в Хамзе Ибн Али, современнике Ад-Дарази и одном из систематизаторов друзского учения. Относясь с почтением к Новому Завету и Корану, друзы, вероятно, имеют собственные священные книги, хранящиеся в домах для собраний хальва , которые читают вечером по четвергам. Доступ к этим книгам закрты для недрузов и друзов, не прошедших специальную подготовку. Алавиты Алавиты празднуют фестиваль в Сирии.
Алавиты - название ряда шиитских сект, отколовшихся от шиитов в XII веке, но имеющих в своем учении некоторые элементы, свойственные исмаилитам, по некоторым не совсем достоверным сведениям, включающая элементы древневосточных астральных культов и христианства. Название «Алавиты» получили от имени халифа Али. Другое название - нусайриты - от имени Ибн Нусайра, считающегося основателем одного из направлений алавизма. По мнению некоторых источников, алавиты почитают халифа Али, как воплощенного бога, Солнце, Луну, веруют в переселение душ, отмечают некоторые христианские праздники.
Распространены в Сирии и Турции. Некоторые мусульмане ненавидели алавитов и до сих пор относятся к ним с определенным предубеждением, аргументируя свое отношение тем, что их учение является извращением истинной веры. В настоящее время общая численность алавитов - более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии, Израиле, Ливане и Турции.
Хариджизм Хариджизм от араб. Хариджизм возник в результате выхода против правителя Усмана который был подстроен иудеем Абдуллой ибн Саба. В 656 году произошла так называемое Верблюжье сражение между Али и Муавией, за то чтобы первый немедленно выдал убийц Османа. Али согласился на третейский суд, однако часть сражавшихся, не признавая суда людей, заявила, что судить вправе только Бог, и 12 тысяч наиболее благочестивых его сторонников удалилась в деревню Харура в окрестностях города Куфы поэтому вначале их называли харуритами.
В религиозном отношении хариджиты выступают за полную чистоту ислама и строгое следование традициям и обрядам. Они признают только двух халифов - Абу Бакра и Омара. Не признавая третейского суда, хариджиты единственным путем решения конфликтов считают вооруженную борьбу. Они осуждали всякую роскошь, запрещали музыку, игры, табак, алкогольные напитки; отступники, совершившие смертный грех, должны быть уничтожены.
Хариджиты выступили с учением о верховенстве мусульманской общины. Согласно их учению, халиф получал власть от общины путём выборов. Хариджиты проявляли фанатическую нетерпимость ко всем инакомыслящим, в том числе прибегали к террору, насилию и убийствам. От рук хариджитов в 661 году был убит имам Али и совершенно неудачное покушение на Муавию.
До X века они подняли десятки восстаний против Халифата и образовали в Северной Африке государство с династией Рустамидов. В настоящее время хариджизм представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам. Ибадиты Ибадиты абадиты - одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Секта выделилась в 685 г.
Основана Джабиром ибн Зайдом. Название секты исходит от имени одного из ее первых лидеров - Абдаллы ибн Ибада. Занимали сравнительно мирные и умеренные позиции, отказавшись от вооруженной борьбы и восстаний, что позволило им занимать видное место в политической системе халифата. Создали в Северной Африке ряд государств - имаматов.
Азракиты Азракиты - одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Возникла в 80-е годы VII в.
Какие два направления появились у мусульман? Сунниты и шииты представляют собой две основные ветви ислама. Большинство последователей ислама общей численностью 1,3 миллиарда человек — сунниты. Джафаритский мазхаб — школа исламского права фикха , которой следуют шииты -двунадесятники. Кто более радикален шииты или сунниты? Добавлю, что шиитов и суннитов нельзя сравнивать по параметру радикализма. А если и сравнивать, то радикальнее будут сунниты , потому что почти все террористические организации - суннитские , и салафизм и ваххабизм это именно суннитские течения.
Для шиитов салафиты куда более консервативн.
Российские татары сунниты или шииты. Алавиты, сунниты, шииты и другие мусульмане: кто есть кто
Возникновение суннитов и шиитов относят к VII веку, когда после смерти пророка Мухаммеда ислам раскололся на несколько толков. Просто наши интересы больше совпадают с интересами шиитов – в частности прекратить произвол воинствующего ислама – суннитов – ИГИЛ (запрещенной в РФ группировки). Среди резонансных конфликтов в мусульманской общине России, отмеченных в последнее время, особенно обращает на себя внимание противостояние суннитов и шиитов в Москве. Аллаху и чтут одну книгу - Коран. Да, шииты и «сунниты» верят в одного Бога, принимают одного и того же пророка (С), один и тот же Коран. Просто наши интересы больше совпадают с интересами шиитов – в частности прекратить произвол воинствующего ислама – суннитов – ИГИЛ (запрещенной в РФ группировки).
В Баку сунниты и шииты впервые в мире совершили намаз единения
Какой мазхаб в Медине? Маликитский правовой толк нашёл многочисленных последователей среди мусульман на западе, в Испании и Северной Африке. Какие два направления появились у мусульман? Сунниты и шииты представляют собой две основные ветви ислама. Большинство последователей ислама общей численностью 1,3 миллиарда человек — сунниты. Джафаритский мазхаб — школа исламского права фикха , которой следуют шииты -двунадесятники.
Кто более радикален шииты или сунниты? Добавлю, что шиитов и суннитов нельзя сравнивать по параметру радикализма. А если и сравнивать, то радикальнее будут сунниты , потому что почти все террористические организации - суннитские , и салафизм и ваххабизм это именно суннитские течения.
Такие же диски потом продавались в Казани в мусульманских магазинах. В марте 2009 года Генеральное консульство Ирана в Казани выступило с нотой протеста, диски, к счастью, были изъяты из продажи. Этому предшествовали два события в Дагестане: 29 апреля 2012 года в Соборной мечети Махачкалы состоялось так называемое «примирение» суфиев и ваххабитов Дагестана, а затем в мусульманской газете «Ас-Салам», официальном печатном органе Муфтията Дагестана, вышла в двух номерах за июль и август статья «Шииты и вся правда о них», являющаяся оскорбительной по отношению к шиитам. И вот потом произошла трагедия в Хасавюрте. Были и менее резонансные конфликты в Дербенте.
Правда, все конфликты перешли потом в интернет. В 2016 году в Москве произошла история с запретом шиитам молится в мечети «Инам» и Московской соборной мечети. В 2017 году муфтий Чечни Салах Межиев заявил, что «территория республики будет закрыта от проникновения шиизма и ваххабизма». Наблюдатели объясняли такой запрет тем, что в Чечне таким способом пытались как-то снять негативную реакцию в Саудовской Аравии и других странах Аравийского полуострова на принятую в 2016 году Грозненскую фетву, согласно которой салафиты не считаются суннитами. Видимо, резкая негативная реакция на шиизм, вплоть до запрета на его исповедование в регионе, призвана была продемонстрировать, что Чечня завуалированно поддерживает разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном в 2016 году. Причем в Каире вышло несколько ее переизданий. Правда, через три года в 2006 году был издан перевод книги шиитского автора Габдулхусейна Мавсуви «Ответы на вопросы Джаруллы Бигиева » 1935. Оба перевода книги были изданы в казанском издательстве «Иман».
Однако сейчас критика шиизма в основном ведется на сайтах, в специальных группах в социальных сетях и роликах на YouTube. Нередко инициативу для такой интернет-пропаганды на себя берут салафиты, хотя не только они. В период политического противостояния между суннитами и шиитами на Индостане в начале XVII века этот суфийский шейх написал книгу «Отпор рафидитам», которая была издана в Казани в переводе на русском языке в 2002 году в издательстве «Иман» и впоследствии неоднократно переиздавалась другими мусульманскими издательствами. При этом совершенно не учитывается тот историко-политический контекст, когда была написана эта книга имамом Раббани. В 2007 году вышел в издательстве «Badr Media», специализирующемся на издании трудов салафитских богословов, вышел перевод книги Абдуль Азиза ибн Салиха аль-Махмуда «Возвращение Сефевидов», где распространение шиизма среди мусульман во второй половине ХХ века воспринималось как реставрация Иранской империи. Книга в 2012 году была переиздана. В том же издательстве вышел перевод книги Сулеймана ибн Салиха аль-Хараши «Вопросы, которые привели шиитскую молодёжь к истине». Одной из последних можно назвать «Сокрушительный удар по шиитским воззрениям», изданную в 2020 году издательским домом «Даруль-Фикр», специализирующейся на издании суфийской литературы.
Книга представляет собой сокращенный перевод исследования, подготовленное группой студентов под руководством «Управления Наук и Призыва» в городе Тарим Йемен. Но шииты в долгу не остаются: опровергают таких авторов, разоблачают, вступают в полемику. Опыт ведения богословских споров в шиизме накоплен значительный, поэтому интернет-баталии — явление нередкое в наши дни. Наиболее известным сегодня русскоязычным шиитским полемистом, который вступает в открытые диспуты с суннитами, является Курбан Мирзаханов, которые можно увидеть в интернете. Какие группы шиитов имеются в России? Как они между собой взаимодействуют? В России преимущественно представлены шииты-имамиты из числа азербайджанцев и хазарейцев, в меньшей степени исмаилиты из числа таджиков Горного Бадахшана. Но между собой они мало пересекаются.
Бывает даже так, что азербайджанцы-имамиты спрашивают: а кто такие исмаилиты? Чем они от нас отличаются? Известны ли Вам богословские труды российских шиитов? Во-первых, это Фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины, который создан в 2007 году в Санкт-Петербурге. Этот фонд издает много богословской и научной литературы, среди которых видное место занимает выпускаемый с 2010 года ежегодник исламской философии «Ишрак» «Озарение» , где охотно публикуются российские и зарубежные ученые-исламоведы. Во-вторых, это Представительство Международного университета «Аль-Мустафа» в Москве, которое также выпустило много книг шиитских авторов и исламоведов на русском языке. В-третьих, это издательство «Садра», открытое в России в 2008 году под названием «Исток», которое в 2012 году было переименовано в «Садра», и сейчас наиболее активное и заметное на книжном рынке исламской литературы на русском языке в нашей стране. Из собственно российских шиитских религиозных деятелей, чьи книги на русском языке увидели свет, я бы отметил нескольких авторов.
Последняя книга — первый в России шиитский перевод Корана на русский язык. Зейналов также с 2009 года издает русскоязычный печатный журнал «Мусульманка», рассчитанный на женскую аудиторию. Вторым шиитским богословом, кто пишет свои книги на русском языке, я бы назвал уже названного ранее Амина Рамина. У него есть несколько авторских трудов в Интернете в открытом доступе «Вероубеждение шиитов», «Хадисы у шиитов и суннитов», «Критика идеологии Гейдара Джемаля: ислам, гнозис и история» , а из вышедших из печати я бы отметил его книгу «Человек в исламе» 2020. Третьим шиитским автором, пишущим на русском языке в современной России, можно считать выпускника Международного университета «Аль-Мустафа» Айрата Баешева. Он больше известен как переводчик трудов шиитских богословов в России и составитель книг, одна из которых «Познание шиизма» 2011 весьма популярная и распространенная в русскоязычной шиитской среде. Эти личности — заметные фигуры в российском исламском информационном пространстве. Причины конверсии в шиизм разные: часто это бывают люди ищущие, находящиеся в духовном поиске.
Причем если у русских мусульманское неофитство — это принятие совершенно другой религии, в культурной среде которой ни они, ни их родители не были воспитаны, то для татар переход в шиизм — это последовательный выбор между суннизмом и шиизмом в пользу последнего. Как правило, в случае с татарами, а также теми этническими мусульманами, которые стали шиитами, у них присутствовал определенный опыт нахождения в суннитском исламе, после которого они предпочтение отдали шиизму.
Исторические и культурные особенности суннитов Татарстана Толка к выбору ислама какого направления Существует несколько версий происхождения ислама в Татарстане, однако все они подтверждают, что первые мусульмане появились здесь еще в VII веке. Освоение территории Татарстана мусульманами происходило долгое время, что впоследствии привело к формированию двух основных направлений — шиитов и суннитов. Во многом выбор направления ислама зависел от культурных и исторических особенностей татарского народа, а также от сложившихся традиций общества. Какое направление ислама исповедуют сунниты Татарстана Татарстан является одним из регионов, где преобладает суннийское направление ислама. Это направление ислама относится к основным течениям и представляет собой более консервативное и традиционное направление, основанное на учении Пророка Мухаммеда и его сподвижников. Исторические и культурные особенности суннитов Татарстана Татарстан является регионом с богатой историей, фольклором и культурой. Сунниты Татарстана сохраняют свои традиции и обычаи, которые прошли через века и до настоящего времени. Культура нации Татарстана уникальна и не похожа ни на одну другую культуру, а мусульмане суннитского направления вносят в нее свой вклад.
Одной из основных особенностей суннитов Татарстана является уважение к старшим и почет к своим корням. Стремление к знанию и разуму также является важным качеством, которое присуще мусульманам суннитского направления. Различия между суннитами и шиитами и их отношения в Татарстане Что такое сунниты и шииты Ислам — это одно из крупнейших религиозных направлений в мире, которое объединяет порядка 1,8 миллиардов человек. Ислам подразделяется на два основных направления: суннитов и шиитов. Они отличаются взглядами на после-пророка, выразите-лем послания Аллаха, иной зал умных и иной иерархией вверху.
Кто был основателем ислама? Основоположником ислама и первым его проповедником был житель Мекки Мухаммад, выходец из племени курайш. Родился он примерно в 571 году в семье небогатого купца из знатного, но бедного рода хашим. Какие народы России традиционно исповедуют ислам? В настоящее время на территории Российской Федерации проживает около 40 народов , исповедующие Ислам : абазины, аварцы, агулы, адыги, азербайджанцы, балкарцы, башкиры, даргинцы, ингуши, казахи, карачаевцы, киргизы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны, таджики, татары, турки-месхетинцы, туркмены, узбеки,... Когда Европа станет мусульманской? Сегодня ислам является крупнейшей второй религией в Европе после христианства, а также самой быстрорастущей. Что можно а что нельзя мусульманам? Чем отличаются шииты от суннитов Википедия?
Сунниты или шииты: какие мусульмане преобладают в Татарстане
Соответственно, они признают первых трех халифов НЕ кровных родственников Мухаммеда. Таким образом, мы имеем дело с классическим религиозным расколом, при котором верующие «избирают» себе духовных лидеров по разным линиям. Подобные же вещи случались и в христианстве, и в иудаизме и во многих других религиях случаются и до сих пор, если посмотреть на нашу соседку в Восточной Европе Фактические различия Итак, причины раскола и вражды суннитов и шиитов мы выяснили. Но в чем же заключается фактическая разница в поведении суннитов и шиитов?
Вообще, и те, и другие — это все-таки мусульмане. Разница заключается в нюансах. Суннитов можно назвать более ортодоксальными мусульманами.
Например, они строго толкуют Коран и применяют все те религиозные правила, которые сформировались еще в 7 веке при Мухаммеде. Также они почитают сунны отсюда и «сунниты» — это предания о жизни Мухаммеда, о принципах его жизни и т. Шииты же суннами не руководствуются, их основная книга — Коран.
Причем толкуют они его достаточно свободно и могут подстраивать толкование под реалии меняющегося мира. Шиитов можно назвать более «веротерпимыми». Они менее консервативны, дают больше прав женщинам, более открыты прогрессу и т.
И почти половина всех шиитов живет в Иране. То есть Иран — это главный «форпост» шиитского течения. У суннитов главной страной можно назвать Саудовскую Аравию в которой расположены два священных города — Мекка и Медина.
Это что касается поверхностного разбора данного вопроса. Можно углубляться и дальше, но боюсь, что там я уже не разберусь, очень сложная тема и, к тому же, весьма деликатная. Точную цифру назвать сложно, потому что как обычно зависит от того — как считать.
Но тем не менее, даже эта средняя цифра — впечатляет. Она больше, чем население такие мусульманских стран как Оман 4 млн , Кувейт 4,2 млн , Туркмения 6 млн , Киргизия 6,5 млн и даже Азербайджан 10 млн. Примерно сопоставимое число мусульман живет в Сирии 15,5 млн — а это достаточно крупная страна.
В прошлой статье мы разбирались, чем сунниты отличаются от шиитов.
Сунан Ибн Маджаха ум. Сунан Абу Дауда ум. Джами аль-Тирмизи ум. Сунан аль-Насаи ум. У шиитов общепризнанными являются четыре сборника хадисов, к которым относятся: 1. Авторство также шейх Туси ум.
Сунниты признают, что временный брак был разрешён пророком Мухаммадом во время одного из военных походов, но вскоре был им же отменён. Аят на который ссылаются шииты в качестве доказательства дозволенности временного брака большинство суннитских богословов трактуют как выплату калыма махр [14] Разрешен.
Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением.
В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины. Пять столпов суннитского ислама - декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество. В шиизме пять основных столпов - монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат божественное лидерство , вера в Судный день.
В России, почти все мусульмане - сунниты В Сирии, Россия воюет на стороне алавитов ответвление шиитов против суннитской оппозиции. Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений. И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам: «Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» 3:103 О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад с.
В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха с. История раскола Смерть Пророка Мухаммада с. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха с.
Кроме того, еще при жизни Мухаммада с. Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось. Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка с.
По их мнению, выросший в доме Пророка с. Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али - шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа с.
Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада с. То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна. В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.
В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга. В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ.
Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий макрух , согласно маликитскому мазхабу - запретных деяний харам , а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным халяль. Особенности шиизма Шиизм - исламское течение, в котором вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада с. Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али р.
Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.
В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба р.
В частности, джафариты шииты-двунадесятники признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых - имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка - имама Исмаила, который скончался раньше своего отца.
Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али. Основные различия между суннитами и шиитами 1.
Принцип власти и преемственности Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада с. В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов - Абу Бакра р.
Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными. Особая роль имама Али р. Сунниты почитают Пророка Мухаммада с.
Шииты же, наряду с Мухаммадом с. При произнесении азана - призыва на молитву - шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.
Подход к рассмотрению сунны Пророка с. Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка с. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия».
То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка с. У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости. Вот что он говорит: Приветствую Вас!
Разрешите предложить следующую тему - различные религиозные течения в исламе. Сунниты, шииты, ваххабиты, сасаниды, мюриды и прочие. Как они появились, что в основе их убеждений, что отстаивают, где территориально живут их приверженцы?!
Обобщенно - история исламских течений. Давайте посмотрим, с чего все началось. В Исламе существуют два основных направления: сунниты и шииты.
Раскол этот, положивший начало огромному числу восстаний и войн, уходит в глубь веков ко времени кончины Пророка Мухаммеда. Пророк, умирая, хотел видеть своим преемником халифом — заместителем Пророка арабск. Дело в том, что Али с юных лет рос в семье Пророка, так как его собственный отец был не в состоянии обеспечивать все свое потомство необходимым достатком, и родственники, в том числе и Мухаммад, взяли некоторых из его детей к себе на воспитание.
Али вырос в семье Пророка и наполнился внутренним духом исламской религии. Он был практически примером истинного мусульманина, прекрасно знакомого не только с внешней стороной обрядов, но, что намного более важно, с внутренним духом исламской религии. Али был воспитанником Пророка, а это значит, что языческие предрассудки и ложные обычаи не коснулись его.
Простые люди уважали его за смелость в бою, бескорыстие, желание помочь ближнему и справедливость. Он участвовал во всех битвах и походах молодой исламской общины. Али еще десятилетним мальчиком принял Ислам.
Он был третьим человеком в Исламе после Пророка вторым была первая супруга Пророка Хадиджа, мать дочери Пророка Фатимы, которая станет супругой и соратницей Али. В течение последнего года своей жизни Мухаммад часто на людях подчеркивал исключительное положение Али среди других сподвижников, что отражено в мусульманском предании хадисах. Пророк хотел, чтобы мусульмане обратили внимание на его слова, и, выбирая халифа, после того, как Пророка не станет на этом свете, учли бы его волю, так как это одновременно и воля Всевышнего.
Он хотел лишь их добровольного подчинения, а не результата, достигнутого жестким диктатом сверху. Таков Ислам. В Коране сказано: «Нет принуждения в религии».
Однако, сподвижники, многие из которых сформировались как личности еще в язычестве и несли с собой все пережитки и предрассудки невежественной эпохи, в большинстве своем отвергли волю Посланника Аллаха и путем закулисных интриг, тайно, когда Али и члены его семьи были заняты подготовкой похорон Мухаммада, выбрали правителем Абу Бакра, одного из представителей племени курайш арабской племя, которое владело священным городом Меккой. Таким образом, права семьи Пророка на свое законное наследие были попраны, а первый камень в основание халифата был положен криво. Напрасно дочь Пророка Фатима, супруга Али, пыталась открыть наиболее влиятельным сподвижникам Пророка глаза на происходящее.
Все ее попытки достучаться до людей прошли в пустую. В знак протеста, она, умирая, велела похоронить себя тайно ночью, и до сих пор неизвестно, где находится ее могила.
Они не должны критиковать мужа, им нельзя хоть в чем-то предпочесть своему мужу другого мужчину. Жене нельзя говорить "вон тот умнее, тот богаче, тот красивей" и т. Её муж - должен быть для неё идеалом. Такая же политика действует в отношении детей - в отличии от западной модели, где родители молятся на детей, в исламе дети молятся на родителей: по нормам ислама выше родителей в жизни мусульманина стоит только Аллах. Ну и, само собой, после замужества девушки, место её родителей в пантеоне занимает муж однако с момента женитьбы он несет за неё полную ответственность, в том числе и за попадание в рай.
Это лишь малая часть ислама, но согласитесь, для среднестатистических людей она выглядит очень привлекательно. Но нужно понимать: Ислам - это нитроглицерин.
Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России
Опыт ведения богословских споров в шиизме накоплен значительный, поэтому интернет-баталии — явление нередкое в наши дни. Наиболее известным сегодня русскоязычным шиитским полемистом, который вступает в открытые диспуты с суннитами, является Курбан Мирзаханов, которые можно увидеть в интернете. Какие группы шиитов имеются в России? Как они между собой взаимодействуют? В России преимущественно представлены шииты-имамиты из числа азербайджанцев и хазарейцев, в меньшей степени исмаилиты из числа таджиков Горного Бадахшана. Но между собой они мало пересекаются. Бывает даже так, что азербайджанцы-имамиты спрашивают: а кто такие исмаилиты? Чем они от нас отличаются?
Известны ли Вам богословские труды российских шиитов? Во-первых, это Фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины, который создан в 2007 году в Санкт-Петербурге. Этот фонд издает много богословской и научной литературы, среди которых видное место занимает выпускаемый с 2010 года ежегодник исламской философии «Ишрак» «Озарение» , где охотно публикуются российские и зарубежные ученые-исламоведы. Во-вторых, это Представительство Международного университета «Аль-Мустафа» в Москве, которое также выпустило много книг шиитских авторов и исламоведов на русском языке. В-третьих, это издательство «Садра», открытое в России в 2008 году под названием «Исток», которое в 2012 году было переименовано в «Садра», и сейчас наиболее активное и заметное на книжном рынке исламской литературы на русском языке в нашей стране. Из собственно российских шиитских религиозных деятелей, чьи книги на русском языке увидели свет, я бы отметил нескольких авторов. Последняя книга — первый в России шиитский перевод Корана на русский язык.
Зейналов также с 2009 года издает русскоязычный печатный журнал «Мусульманка», рассчитанный на женскую аудиторию. Вторым шиитским богословом, кто пишет свои книги на русском языке, я бы назвал уже названного ранее Амина Рамина. У него есть несколько авторских трудов в Интернете в открытом доступе «Вероубеждение шиитов», «Хадисы у шиитов и суннитов», «Критика идеологии Гейдара Джемаля: ислам, гнозис и история» , а из вышедших из печати я бы отметил его книгу «Человек в исламе» 2020. Третьим шиитским автором, пишущим на русском языке в современной России, можно считать выпускника Международного университета «Аль-Мустафа» Айрата Баешева. Он больше известен как переводчик трудов шиитских богословов в России и составитель книг, одна из которых «Познание шиизма» 2011 весьма популярная и распространенная в русскоязычной шиитской среде. Эти личности — заметные фигуры в российском исламском информационном пространстве. Причины конверсии в шиизм разные: часто это бывают люди ищущие, находящиеся в духовном поиске.
Причем если у русских мусульманское неофитство — это принятие совершенно другой религии, в культурной среде которой ни они, ни их родители не были воспитаны, то для татар переход в шиизм — это последовательный выбор между суннизмом и шиизмом в пользу последнего. Как правило, в случае с татарами, а также теми этническими мусульманами, которые стали шиитами, у них присутствовал определенный опыт нахождения в суннитском исламе, после которого они предпочтение отдали шиизму. Обычно этому предшествует длительный поиск ответов на теологические вопросы, которых они не находят в суннизме, но находят его в шиизме. Естественно, русские или татарские шииты — это меньшинство от общего числа шиитов, но среди них есть весьма колоритные фигуры. Бориса и Глеба в Харькове. Отдельная тема, когда сунниты ваххабитского толка переходят в шиизм. И это притом, что салафизм наиболее враждебен шиизму из всех суннитских доктрин.
Наиболее яркий пример перехода из ваххабизма в шиизм — это личность бывшего заместителя муфтия Саудовской Аравии Ибн База, ученика ваххабитского богослова Раби аль-Мадхали шейха Исама аль-Имада. Его книга «Воспоминания бывшего ваххабита» на русском языке есть в Интернете. Также я бы выделил азербайджанского салафита Али Гамбарова, который перешел в шиизм. Кто и скакой целью их публикует? И такие диспуты на самом деле позволяют разоблачить такие предубеждения. Организаторами диспутов являются обе стороны, которые между собой договариваются о процедуре диспута. Если начинаются жаркие споры, все друг друга пытаются переубедить.
Переубеждать крайне сложно, правильный подход — доказать. Поэтому шииты приводят свои аргументы, а их оппоненты — свои. Но самое важное — шииты показывают, что открыты к диалогу. Наиболее известным сегодня русскоязычным шиитским полемистом является Курбан Мирзаханов: на YouTube масса роликов, где он участвует в диспуте и с салафитами, и с суфиями, и коранитами. В Махачкале этой темой занималась Гюльчохра Сеидова, защитившая кандидатскую диссертацию по теме шиизма в Дагестане в 2000 году и написавшая книгу «Шиизм в Дагестане» 2007. Со второй половиной 2010-х годов темой современного шиизма в России заинтересовались в Институте этнологии и антропологии им. Последний сейчас работает над кандидатской диссертацией о современных шиитах Московского региона.
Лично я также занимался изучением шиизма в Поволжье в контексте духовного влияния Ирана на регион. Большинство российских специалистов это преимущественно востоковеды предпочитают изучать либо шиизм в странах Ближнего и Среднего Востока, либо исследовать труды шиитских богословов прошлого или современности. Бывает, конечно, исключения, вроде издания обнаруженной в 2009 году в ходе археографической экспедиции российских исламоведов средневековой рукописи «Тарих Мискинджа» «История села Мискинджа» , посвященной распространению шиизма на юге Дагестана. Буквально недавно издательством «Садра» в Москве выпущен и перевод рукописи, и ее факсимиле, и ее описание дагестанскими учеными Амри Шихсаидовыи, Замиром Закарияевым и Амиром Наврузовым в виде книги «Тарих Мискинджа.
Остальные - шииты в основном из числа наших братьев азербайджанцев и выходцев из Ирана.
Никакой проблемы между суннитами и шиитами нет. У нас очень добрые взаимоотношения", - сказал Крганов.
Как видно, изначально это разделение никак не относилось к теологическим аспектам. Со стороны появившегося течения шиитов само слово с арабского переводится, как «приверженец, последователь Али» было отрицание момента провозглашения халифом тестя Мохаммеда — Абу. Они считали, что правильно будет, если им станет кровный родственник — Али. Однако этого не случилось. Этот раскол в дальнейшем привел к тому, что в 661 году Али был убит. Его двоих сыновей — Хасана и Хусейна — тоже постигла та же участь. Мусульмане шииты восприняли смерть Хусейна с наибольшим трагизмом. Этот момент вспоминается арабами каждый год причем как шиитами, так и суннитами, только для последних все не так трагично.
Последователи же Али устраивают настоящие траурные процессии, помимо этого, используют цепи и сабли для нанесения себе ран. Имамат — вера в особый статус 12 имамов преемников Пророка, мир ему и благословение Шииты верят, что после смерти Пророка мир ему и благословение руководство исламской общиной перешло к Али да будет доволен им Аллах и его потомкам — непогрешимым имамам. Последний, двенадцатый имам исчез в раннем детстве, и как верят шииты, сейчас находится «в сокрытии» в ином мире, откуда посылает некие сообщения или указания нынешним руководителям шиитской общины — аятоллам. Он, по мнению шиитов, и есть ожидаемый мусульманами имам Махди который появится незадолго до Судного дня. Каждый имам наделен особыми полномочиями, практически равными пророческим — они обладают явными и скрытыми знаниями, могут совершать чудеса, так же безгрешны, как и пророки и т. Многие шиитские ученые считают кафирами всех, кто не разделяет веру в непогрешимых имамов. Шииты Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы». Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением — это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама. Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие.
Шииты-двунадесятники Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба. Исмаилиты Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь. Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого — начале двенадцатого веков. Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов. Зейдиты Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране.
По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов.
Очевидно, что шиитские общины, где доминируют азербайджанцы среди прихожан, ориентируются больше на Иран, это тенденция последних 15 лет четко прослеживается. Но, например, там, где в общине доминируют хазарейцы из Афганистана, они на Иран не ориентируются. Но при этом есть общины, которые ориентируются на шиитов Ирака, для которых марджа Али Систани выступает в роли духовного авторитета, который в 2001 году в Москву направил своего представителя Мохаммад-Али Мосули, который до этого в 1996—2001 годах был его официальным представителем в Азербайджане. Ливанские шииты слишком далеки от России, чтобы выступать в качестве духовных авторитетов для российских шиитов.
В социальных сетях в различных шиитских группах, естественно, публикуются фотографии Хасана Насраллы, но его труды, насколько я могу судить, на русский язык не переводились. Такие же диски потом продавались в Казани в мусульманских магазинах. В марте 2009 года генеральное консульство Ирана в Казани выступило с нотой протеста, диски, к счастью, были изъяты из продажи. Этому предшествовали два события в Дагестане: 29 апреля 2012 года в соборной мечети Махачкалы состоялось так называемое примирение суфиев и ваххабитов Дагестана, а затем в мусульманской газете «Ас-Салам», официальном печатном органе муфтията Дагестана, вышла в двух номерах за июль и август статья «Шииты и вся правда о них», являющаяся оскорбительной по отношению к шиитам. И вот потом произошла трагедия в Хасавюрте.
Были и менее резонансные конфликты в Дербенте. Правда, все конфликты перешли потом в интернет. В 2016 году в Москве произошла история с запретом шиитам молиться в мечети «Инам» и Московской соборной мечети. В 2017 году муфтий Чечни Салах Межиев заявил, что «территория республики будет закрыта от проникновения шиизма и ваххабизма». Наблюдатели объясняли такой запрет тем, что в Чечне таким способом пытались как-то снять негативную реакцию в Саудовской Аравии и других странах Аравийского полуострова на принятую в 2016 году Грозненскую фетву, согласно которой салафиты не считаются суннитами.
Видимо, резкая негативная реакция на шиизм, вплоть до запрета на его исповедование в регионе, призвана была продемонстрировать, что Чечня завуалированно поддерживает разрыв дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном в 2016 году. Причем в Каире вышло несколько ее переизданий. Правда, через три года, в 2006 году, был издан перевод книги шиитского автора Габдулхусейна Мавсуви «Ответы на вопросы Джаруллы Бигиева » 1935. Оба перевода книги были изданы в казанском издательстве «Иман». Однако сейчас критика шиизма в основном ведется на сайтах, в специальных группах в социальных сетях и роликах на YouTube.
Нередко инициативу для такой интернет-пропаганды на себя берут салафиты, хотя не только они. В период политического противостояния между суннитами и шиитами на Индостане в начале XVII века этот суфийский шейх написал книгу «Отпор рафидитам», которая была издана в Казани в переводе на русский язык в 2002 году в издательстве «Иман» и впоследствии неоднократно переиздавалась другими мусульманскими издательствами. При этом совершенно не учитывается тот историко-политический контекст, когда была написана эта книга имамом Раббани. В 2007 году вышел в издательстве Badr Media, специализирующемся на издании трудов салафитских богословов, перевод книги Абдуль-Азиза ибн Салиха аль-Махмуда «Возвращение Сефевидов», где распространение шиизма среди мусульман во второй половине ХХ века воспринималось как реставрация Иранской империи. Книга в 2012 году была переиздана.
В том же издательстве вышел перевод книги Сулеймана ибн Салиха аль-Хараши «Вопросы, которые привели шиитскую молодёжь к истине». Одной из последних можно назвать «Сокрушительный удар по шиитским воззрениям», изданную в 2020 году издательским домом «Даруль-Фикр», специализирующемся на издании суфийской литературы. Книга представляет собой сокращенный перевод исследования, подготовленного группой студентов под руководством «Управления Наук и Призыва» в городе Тарим Йемен. Но шииты в долгу не остаются: опровергают таких авторов, разоблачают, вступают в полемику. Опыт ведения богословских споров в шиизме накоплен значительный, поэтому интернет-баталии — явление нередкое в наши дни.
Наиболее известным сегодня русскоязычным шиитским полемистом, который вступает в открытые диспуты с суннитами, является Курбан Мирзаханов, которые можно увидеть в интернете. Какие группы шиитов имеются в России? Как они между собой взаимодействуют? В России преимущественно представлены шииты-имамиты из числа азербайджанцев и хазарейцев, в меньшей степени — исмаилиты из числа таджиков Горного Бадахшана. Но между собой они мало пересекаются.
Бывает даже так, что азербайджанцы-имамиты спрашивают: «А кто такие исмаилиты? Чем они от нас отличаются? Известны ли вам богословские труды российских шиитов? Во-первых, это Фонд исследований исламской культуры имени Ибн Сины, который создан в 2007 году в Санкт-Петербурге. Этот фонд издает много богословской и научной литературы, среди которой видное место занимает выпускаемый с 2010 года ежегодник исламской философии «Ишрак» «Озарение» , где охотно публикуются российские и зарубежные ученые-исламоведы.
Во-вторых, это представительство Международного университета «Аль-Мустафа» в Москве, которое также выпустило много книг шиитских авторов и исламоведов на русском языке. В-третьих, это издательство «Садра», открытое в России в 2008 году под названием «Исток», которое в 2012 году было переименовано в «Садра», и сейчас наиболее активное и заметное на книжном рынке исламской литературы на русском языке в нашей стране. Из собственно российских шиитских религиозных деятелей, чьи книги на русском языке увидели свет, я бы отметил нескольких авторов. Последняя книга — первый в России шиитский перевод Корана на русский язык. Зейналов также с 2009 года издает русскоязычный печатный журнал «Мусульманка», рассчитанный на женскую аудиторию.
Вторым шиитским богословом, кто пишет свои книги на русском языке, я бы назвал уже названного ранее Амина Рамина. У него есть несколько авторских трудов в интернете в открытом доступе «Вероубеждение шиитов», «Хадисы у шиитов и суннитов», «Критика идеологии Гейдара Джемаля: ислам, гнозис и история» , а из вышедших из печати я бы отметил его книгу «Человек в исламе» 2020. Третьим шиитским автором, пишущим на русском языке в современной России, можно считать выпускника Международного университета «Аль-Мустафа» Айрата Баешева.
«Первый ректор Болгарской академии был не из числа мусульманских учёных, поэтому были сложности»
Кратко и четко о суннитской и шиитской ветвях ислама.: moralg — LiveJournal | Сунниты и шииты верят в одного пророка, читают один и тот же Коран и совершают намаз в сторону Каабы. |
Чем сунниты отличаются от шиитов и почему они враждуют? Объясняю на пальцах | | Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам. |
Татары: сунниты или шииты? Каково вероучение этого народа | Более того, у шиитов накоплен достаточно большой опыт идеологического противостояния с ваххабитами: критика последних ведется с позиций общеисламской догматики и трудов классических исламских богословов, авторитетных и для суннитов. |
Президент Ирана назвал шиитско-суннитское единство национальной стратегией | ИА Красная Весна | кто такие и в чем разница. |
Суннитско-шиитское противостояние добралось до России
Знаешь почему? Да потому что сидя не на своей земле, они еще и коренных жителей более 15 веков оттуда гоняют и претесняют. У евреев вообще на планете нет своей земли! Жили бы там, где разрешат и не пищали бы! Ну поддержка США... Что тут поделаешь... Без нее Израиль стерли бы давно уже в порошок.
Территория Пуштунов в Пакистане. Ислам сунниты. Сунниты, шииты, друзы, алавиты. Ислам религия сунниты. Сунниты и шииты. Ислам сунниты и шииты. Сунниты и шииты разница. Сунниты и шииты разница кратко. Шииты и сунниты в чем разница кратко простыми. Ислам делится на 2 ветви. Деление мусульман на группы. Мусульмане делятся на. Конфессии Ислама. Религия Турции презентация. Веротерпимость к мусульманам. Татары сунниты или шииты. Карбала Ашура. Кербела шииты. Шиит Карбала. Мусульмане шииты Иран. Шииты и сунниты различия. Шариат и сунниты. Зарождение шиизма. Международный день шиитов картинки 12 июня. Имам Хаменеи Западная держава мафия. Шиизм одежда. Сунниты девушки. Алавиты мусульмане. Шииты и сунниты братья. Суннитский Ислам. Имам суннитов. Шиитские имамы. Имам шиизм. Шафиитский мазхаб суннизма. Мусульманство шиизм. Мусульманин суннит. Ибадиты фото. Таджуддин Татаров. Татары мусульмане. Татары религия. Мусульманские праздники татар. Различие суннитов и шиитов. Мусульмане сунниты и шииты.
Она уже сформирована содержательно, имеет достаточную материально-техническую базу, достойный преподавательский состав и соответствует принятым образовательным стандартам. Знания по основам ислама в республике преподают более 1,4 тысячи специалистов. Курсы при мечетях ежегодно посещают около 30 тысяч человек. А в высших учебных заведениях обучается четыре тысячи шакирдов. Стратегической задачей этой системы является воспитание татарской мусульманской интеллигенции, которая сможет стать духовно-нравственным ориентиром. С началом деятельности Болгарской исламской академии система религиозного образования в Татарстане стала четырехступенчатой и выполняет полный цикл задач: воскресные курсы при мечетях - медресе - институт - академия. И теперь, чтобы получить исламское образование, не нужно ехать в какую-либо страну, как это было раньше. У нас можно даже получить звание доктора наук. То есть религиозное образование, полученное за рубежом, негативно сказалось на мусульманском сообществе в Татарстане и стране в целом? Камиль Самигуллин: Оценивать, плохо это сказалось или хорошо, неверно. Но то, что у людей, получивших знания в другой стране, несколько меняется мировоззрение, это факт. Например, в 17 лет молодой человек уехал в Саудовскую Аравию - монорелигиозное государство. Возвращается он на родину 27-летним мужчиной, личность которого сформировалась в условиях, где нет межрелигиозного диалога. Он совершенно по-другому воспринимает нашу действительность, где сталкивается с другими реалиями и вопросами. Конечно, он может оказывать определенное воздействие как минимум на свое окружение. Давайте вспомним 90-е годы, когда в нашей стране и появились зачатки многих сегодняшних проблем на религиозной почве. Тогда многочисленные эмиссары международных организаций, прикрывающихся религией, пришли и начали учить нас исламу. В тот период у нас был вакуум - не было собственных богословов, ученых не осталось. Мы, как губка, впитывали все, что говорилось. Лишь позже поняли, что действовали эти посланники не бескорыстно. Преследуя какие-то цели, они распространяли радикальные идеи и искали новых последователей? Камиль Самигуллин: Тогда в нашей стране действительно была благодатная почва для людей, которые несли чуждую нашему народу идеологию религиозной нетерпимости и крайности под видом богоугодной. Но если углубиться в историю, то можно сказать, что исламский радикализм зародился после XVIII века, когда европейские державы предприняли попытки колонизировать государства с преимущественно мусульманским населением. Может, прозвучит громко, но мусульмане были избраны своего рода мировой жертвой.
Совет муфтиев России обеспокоен проблемами суннитов в Азербайджане Дата: 22. Такая реакция от муфтиев последовала в ответ на... В Совете муфтиев России выразили обеспокоенность возможным усугублением конфликтной ситуации с регистрацией суннитских мечетей в столице Азербайджана заявили о готовности внимательнее изучить этот вопрос. Такая реакция от муфтиев последовала в ответ на обращение представителей лезгинской общественности, сообщает "Кавказский узел". Мусульмане-сунниты мечети при лезгинском культурном центре "Самур" в Баку ранее направили в Духовное управление мусульман России обращение с просьбой о помощи в связи с продолжающимися, по их утверждению, провокациями и дискриминацией в отношении суннитов в Азербайджане. В соответствии с изменениями, внесенными в 2009 году в Закон "О свободе вероисповедания" Азербайджана, всем религиозным общинам страны предписано перерегистрировать свои общины в Государственном Комитете по делам религии.