Религиозные тенденции в России На сегодняшний день православие является доминирующей религией в России. «более восьмидесяти процентов нынешнего населения России — это верующие православные люди.
30% православных считают, что Бога нет
По сравнению с результатами опроса 2019-го, количество православных в России сократилось на шесть процентных пунктов. Процент мусульман в России в 2023 году: актуальная статистика и тренды. Наибольшее количество православных христиан проживает в Самаре (57 процентов), Нижним Новгороде и Перми (по 53 процента), Новосибирске (49 процентов), Санкт-Петербурге и Красноярске (по 43 процента), Воронеже (41 процент). Анализируя данные о проценте православных в России в 2023 году, можно провести исследование по динамике посещаемости церквей. Это позволит получить представление о том, как меняются тенденции в религиозной практике и уровне вероисповедания в стране.
ВЦИОМ рассказал, сколько россиян соблюдают Великий пост
Видео священника Георгия Максимова. Просветительские и апологетические лекции и беседы. Православных в России 3 процента. Процент регулярных посетителей церкви (мечети, синагоги) выше в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (21% и 20% соответственно). Среди граждан старше 60 лет доля православных составляет 70%, среди молодёжи от 18 до 30 — 51%.
В РФ уменьшается количество православных верующих
Сколько в России православных и, главное, каковы они, что можно сказать об их духовных качествах? По сравнению с результатами опроса 2019-го, количество православных в России сократилось на шесть процентных пунктов. Все государственные и общественные институты России, вся историческая и культурная традиция базируются на Православии. Интерфакс: Опрос ВЦИОМ показал, что две трети граждан РФ (63%) считают себя православными.
«ВЦИОМ и правда о религиозности современной России»
При этом сегодня лишь 13% православных можно назвать воцерковленными – они посещают храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Процент регулярных посетителей церкви (мечети, синагоги) выше в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (21% и 20% соответственно). Распространение Православия в России. Народы РФ исповедующие Православие христианство.
Сколько в России православных? О результатах опроса ВЦИОМ
Кажущиеся тривиальными слова Николая Лескова: «Русь крещена, но не просвещена», — роковым образом проявили себя в ХХ веке. Мы увидели, что более 100 миллионов православных по их формальной принадлежности граждан Российской империи являлись христианами номинально: подавляющее большинство либо активно участвовало в гонениях на Церковь, либо не пыталось ее защищать. Поэтому за четверть века крупнейшая поместная Церковь православного мира оказалась практически полностью уничтожена, как и лучшая часть ее духовенства и мирян. А связано это прежде всего с тем, что подавляющее большинство формально православных христиан России ограничивало свою духовную и социально-культурную жизнь лишь богослужебной жизнью Церкви, к тому же воспринимавшейся большинством из них преимущественно ритуально-магически. К сожалению, мы, выросшие и начавшие свою церковную жизнь в советское время, пребывали в иллюзии, что наш несчастный, раздавленный коммунистическим безбожным режимом русский народ продолжает оставаться христианским. И когда сняли внешние запреты, у многих представителей духовенства было ощущение, что нашему, оставшемуся православным в глубинах своей души, народу нужно просто дать возможность выразить свою религиозность в открывавшихся храмах и монастырях. Мы не отдавали себе отчета в том, что за предшествующие десятилетия наш народ стал еще более отчужден от Церкви, чем в начале ХХ века. И если мы хотели начать возрождение церковной жизни, нам нужно было осознать, что главным объектом миссии, проповеди, катехизации являются потомки тех русских православных христиан, которые не уберегли свою Церковь и которые, будучи духовно дезориентированными в период серьезных исторических перемен, могли устремляться в Церковь, но по существу «духовной жаждою томимы» не были. Нам необходимо было подойти к нашему обществу как к глубоко отчужденному от Церкви, с представителями которого нужно активно работать вне стен храмов. Подробнее Храмов было мало, но нам казалось, что, когда мы восстановим вот эту внешнюю инфраструктуру, все будет хорошо.
Однако люди, которые потекли в Церковь, в лучшем случае становились такими же поверхностными обрядоверами и магическими ритуалистами, какими были их предки в начале ХХ века, и это при том, что в отличие от своих предков, часто неграмотных, они имели какой-то уровень образования. И в рамках такого бытового обрядово-ритуального исповедания своей веры они долго оставаться не могли. Стремясь обеспечить в восстанавливающихся храмах богослужебную жизнь, мы рукополагали в священный сан часто совершенно случайных, заведомо непригодных к пастырской деятельности людей. Две трети духовенства у нас к концу ХХ века не имело никакого богословского образования. Максимум, что могли сделать эти священники, — это как-то совершать богослужение, а не по-настоящему проповедовать. Заниматься какой-то серьезной миссионерско-просветительской, катехизаторской деятельностью они не могли, а порой и не хотели. Да и значительная часть пришедших советских неофитов требовала, по существу, бытового благочестия, магических услуг и ничего больше. Понимая, что так долго продолжаться не может, мы открыли неоправданно большое количество семинарий. Это привело к тому, что иногда выпускаются совершенно невежественные священники, которые поэтому и в духовные академии не рвутся поступать, а если поступают, то своим невежеством лишь понижают уровень их образовательного процесса.
За это же время происходил еще один процесс. Озабоченные желанием получить прежнюю имущественно-материальную инфраструктуру Церкви, мы за эти годы больше работали не со своими прихожанами, а с власть предержащими, потому что они больше могли помочь в восстановлении храмов. Это еще одна причина того, почему авторитет наш не рос. В советское время Церковь рассматривалась как единственная, чудом сохранившаяся в коммунистическое лихолетье часть подлинной России, а в современном сознании Церковь отождествляется с нынешним государственным официозом. В последний год свой вклад в усиление внутрицерковного кризиса внесла и пандемия. Конечно, любая кризисная ситуация пробуждает в человеке религиозные чувства, но каков подлинный характер этих религиозных чувств? Религиозность наших современников является скорее магической, хотя и облеченной в православную форму. И если Церковь не выполняет функций здравоохранения, социального обеспечения, профессиональной ориентации, так она нам и не нужна. Какой от нее прок, если с ней жизнь не становится комфортнее и легче?
К сожалению, в начале ХXI века мы переживаем проблемы, во многом не разрешенные в ХХ веке, и продолжаем за мнимым духом триумфализма какого-то православного возрождения, которое якобы происходит у нас, прятать от себя очевидную истину: мы терпим глубокое культурно-историческое и духовно-религиозное поражение в собственной стране. ВЦИОМ — это достаточно серьезная служба, хотя, конечно, у всех бывают погрешности.
За последние столетия католицизм развивался в различных регионах страны и играл важную роль в формировании культурного и религиозного ландшафта. По данным роста численности католиков в России можно сделать вывод о том, что католическая религия продолжает оставаться значимой для определенной части населения. При этом, с учетом многообразия религий, представленных в России, католицизм сохраняет свое место в религиозной палитре страны. Протестантизм в России: процентное соотношение Россиянасчитывает более 140 протестантских деноминаций, включая баптистов, пятидесятников, лютеран, методистов и других. Каждая из этих конфессий имеет свою уникальную историю, учение и обряды. Протестанты в России часто проявляют высокий уровень религиозной активности и миссионерской деятельности.
Они активно занимаются благотворительностью, социальной работой и распространением своих убеждений. Однако, несмотря на важное присутствие протестантизма в России, его доля в общем религиозном составе страны по-прежнему невелика. Большинство россиян исповедуют православие, а значительная часть населения причисляется к другим христианским традициям и религиозным группам.
При этом эти же люди, когда это выгодно пропаганде, включаются в число православных. Дескать, нас там 70 с лишним процентов, мы большинство и прочее. Андрей Кураев, протодиакон. Священнослужитель считает, что «имидж церкви совсем не тот». По мнению Кураева, «стиль жизни и поступление торговых лидеров в церковь может отталкивать людей от желания идентифицироваться с ними». Известно, что в опросе приняли участие 1,6 тысячи россиян в возрасте старше 18 лет.
Большая часть из них, 27 — радикальные исламские течения. Храмы и церкви Основным духовным центром для русских людей исповедующих православную веру можно считать московский Храм Христа Спасителя восстановление завершилось в 1999 году, вместимость 10 тысяч человек. Для мусульман, условно, главным можно считать Московскую Соборную Мечеть вмещает 10 верующих. Наиболее значимые древние православные храмы и монастыри действующие : Собор Софии в В. Новгороде основание — середина XI века. Псково-Печерский монастырь Псковская епархия, 1473 год основания. Юрьевский монастырь один из старейших — 1030 год. Благовещенский Ионо-Яшезерский и Спассо-Преображенский мужские монастыри расположенные на территории Карелии второй был признан достоянием народов России указом президента от 1992 года.
ВЦИОМ рассказал, сколько россиян соблюдают Великий пост
Под запретом 38 организаций. Большая часть из них, 27 — радикальные исламские течения. Храмы и церкви Основным духовным центром для русских людей исповедующих православную веру можно считать московский Храм Христа Спасителя восстановление завершилось в 1999 году, вместимость 10 тысяч человек. Для мусульман, условно, главным можно считать Московскую Соборную Мечеть вмещает 10 верующих. Наиболее значимые древние православные храмы и монастыри действующие : Собор Софии в В. Новгороде основание — середина XI века. Псково-Печерский монастырь Псковская епархия, 1473 год основания. Юрьевский монастырь один из старейших — 1030 год.
Градация негативная для церкви. Идем дальше. В начале я написал, что православие теряет обороты в нашей стране, и это вполне закономерно. По каким же причинам это происходит? Во-первых, это улучшение экономического состояния общества. Кто бы что не говорил о нашей экономике, но люди, по сравнению с 90-ми годами, стали жить лучше. Дело в том, что огромный рост православных в России стал наблюдаться именно в 90-е годы, когда в стране был полный....
РПЦ увидело в этом признаки «охоты на ведьм». Претензии возникли после того, как РПЦ приняла документ с критикой «впавшего в сатанизм Запада» и призывом против западных ценностей. Зловещие «Кресты» хотят превратить в роскошный отель В Петербурге готовятся продать знаменитую тюрьму частному инвестору. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который приходится на 7 апреля, напоминает о свободе, данной человеку Богом, ведь только после согласия Девы Марии состоялось чудо бессемянного зачатия Сына Божия, Иисуса Христа — от Святого Духа, таким образом, Бог творит спасение человека вместе с человеком, оно «предполагает свободный ответ человека», рассказал РИА Новости глава Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.
Такие опросы проводятся ежегодно и каждый раз ситуация немного меняется. Очень интересные результаты получились у самой многочисленной религиозной группы России — православных христиан. Опрос провели в период 25-30 сентября 2021 года методом интервью в 137 населенных пунктах 50-ти регионов России. Что получилось? Каков религиозный состав России в 2021 году? Процент православных почти не изменился. График изменения процента православных в России с 1989 по 2020 гг. Связано ли это с деятельностью патриарха Кирилла или многие просто разочаровались в православии? Дать точного ответа без дополнительных исследований нельзя. Тем не менее, в России большинство именуют себя православными. Но какого «качества» эти православные? Являются ли они православными на самом деле, или называют себя православными исключительно в культурном смысле? Верите ли вы в жизнь после смерти? На вопрос «верите ли вы в жизнь после смерти? Почти половина из них сомневается. Может ли православный не верить в жизнь после смерти или сомневаться в этом? Не может. Верите ли вы в царство небесное? На вопрос «верите ли вы в царство небесное? Верите ли вы в религиозные чудеса? На вопрос «верите ли вы в религиозные чудеса?
Религии в России
Претензии возникли после того, как РПЦ приняла документ с критикой «впавшего в сатанизм Запада» и призывом против западных ценностей. Зловещие «Кресты» хотят превратить в роскошный отель В Петербурге готовятся продать знаменитую тюрьму частному инвестору. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который приходится на 7 апреля, напоминает о свободе, данной человеку Богом, ведь только после согласия Девы Марии состоялось чудо бессемянного зачатия Сына Божия, Иисуса Христа — от Святого Духа, таким образом, Бог творит спасение человека вместе с человеком, оно «предполагает свободный ответ человека», рассказал РИА Новости глава Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов. Прежний попал под церковный суд Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 12 марта принял ряд кадровых решений по управлению епархиями.
На фоне роста религиозных настроений в обществе в последние годы выросла доля россиян, которые регулярно, минимум раз в месяц, посещают церковь мечеть, синагогу.
Если в 2012 г. Но общий тренд — нисходящий, в целом в 2012 г. Вопросы о роли религии и частоте посещения храмов указывают на то, что в обществе происходит трансформация отношения к религии. С одной стороны, роль религии в жизни россиян растет, но, с другой стороны, это не конвертируется в массовый рост посещения церкви мечети, синагоги.
И это может говорить как о том, что религия уходит в светскую сферу, так и о том, что запрос на религию может реализовываться вне религиозных институтов, например через индивидуальные духовные практики.
У него постоянное ощущение, что с ним кто-то хочет поговорить, а он не успевает: либо ему приходится в это же время говорить с кем-то ещё, либо он должен уже куда-то бежать. Священник постоянно чувствует, что он в состоянии непрерывной спешки — Насколько это, на ваш взгляд, значимая проблема? Моё личное убеждение, что половина тех проблем, которые связаны с конфликтными ситуациями в храме, о которых я часто читаю в Facebook или в печати, связаны с этим обстоятельством. Скажем, человек рассказывает, как он пришёл в храм, и священник к нему грубо отнёсся.
Я, анализируя эти ситуации, прекрасно понимаю, что едва ли не в половине случаев, если не больше, это произошло потому, что священник, скорее всего, куда-то поторопился. Он поэтому просто не успел понять этого человека, не успел с ним поговорить, не успел его почувствовать. Невнимание из-за постоянной спешки становится частью наработанной привычки. Уже есть привычка торопиться, и она чуть ли не автоматически порождает невнимание и отношение свысока, конечно, совершенно недопустимое для священника. Потому что даже несмотря на то, что это защитная реакция, это не может не отталкивать людей, не может не производить на них тяжёлое впечатление.
Типичной является ситуация, когда во время какого-то праздничного богослужения перед священником на Исповедь стоит очередь чуть ли не в 100 человек, и он должен за час со всеми поговорить! А среди этих людей могут оказаться как те, которым просто надо подойти под разрешительную молитву, так и те, кто зашли в храм первый раз за месяц, а то и за год. Однако никакого глубокого контакта со священником не может быть в такой ситуации в принципе. И любой священник, который живёт приходской жизнью и для которого Исповедь составляет важную часть его служения, тяжело переживает эту проблему. Я сам служу не так много для священника, немногим больше 20 лет, но даже за это время очень чётко чувствуешь разницу между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас.
Разница эта очень проста: то внимание, которое ты мог раньше уделять людям, ты сейчас уделять уже не можешь. Катастрофически не хватает времени. Тех людей, которые тебя хорошо знают и регулярно к тебе приходят, становится так много, что они просто не вмещаются в то время, которое может быть выделено для Исповеди. Это очень простое наблюдение и связанные с ним болезненные переживания подвели меня к тому, что дальше я задался простым вопросом: сколько же людей я могу принять? Какая община вообще может быть у священника?
Это и была моя изначальная гипотеза, которая затем полностью подтвердилась эмпирически. В ходе своих исследований я попытался сделать приблизительные подсчёты, какой размер общины может быть у одного священника. И хотя нам не удалось довести дело до полномасштабного исследования, мы получили простой вывод на основании бесед со священниками и анализа литературы, что максимальный размер общины, окормляемой одним священником, совсем небольшой: всего около 200, максимально 500 человек. Максимальный размер общины, окормляемой одним священником, — около 200, максимально 500 человек — А как же Иоанн Кронштадтский, к которому приходили тысячи людей? Зато тех, кто с ним общался постоянно, было весьма ограниченное количество людей.
Поэтому классический пример священника-харизмата, духоносного старца, нетипичен и нехарактерен для священника, у которого есть своя община, живущая регулярной церковной жизнью, свои постоянные прихожане, которых он всех знает, которые с ним регулярно общаются и регулярно у него исповедуются по многу лет. Также нам удалось установить следующие интересные данные. В одном из всероссийских опросов мы задали вопрос «Знаете ли вы священника, к которому сможете обратиться в кризисной ситуации? То есть вокруг священника есть близкая ему община в количестве примерно 200—500 человек, а может быть и такой вот круг или сеть связей, в среднем примерно до полутора тысяч. И это на самом деле некий предел.
Любой человек — он ограничен и больше ему отпущенного не вмещает. К тому же мы знаем, что священники бывают разные. Есть те, которые занимаются преимущественно духовничеством. Есть сельские священники, которые служат в деревнях и сёлах, где у них на всенощной стоит по 3—5 человек, и они не знают, что делать, и т. Но на этом наше исследование не было закончено.
Дальше мы попытались проанализировать процесс Исповеди. В одно из воскресений, когда не было какого-то большого церковного праздника, мы сразу в 50-ти московских храмах просто посчитали, сколько длилась Исповедь и сколько человек успели поисповедаться. При этом мы получили достаточно небольшой разброс среднего времени Исповеди. Несмотря на то, что люди могут исповедоваться по-разному и разное время, в основном оно составило диапазон примерно от 3—5 и до 15—20 минут. Хотя были храмы, где несколько человек исповедовались у батюшки гораздо дольше, а были, напротив, такие, где люди исповедовались ещё быстрее.
Причем этот показатель не зависел от того, много или мало народу было на службе, суббота это была или воскресенье, старый священник исповедовал или молодой. Священник как единственная точка входа в Церковь — Сколько в среднем может и должна длиться Исповедь? Исповедь ведь является очень сложным феноменом. Одно дело, когда на Исповедь приходит кто-то из хорошо знакомых священнослужителю прихожан. В этом случае Исповедь имеет свой специфический характер.
Человек прекрасно знает, что он делает и зачем он пришёл, участие священника порой здесь может быть просто минимальным, потому что уже есть полное взаимопонимание.
Я бы не сказал, что падение числа верующих — общемировая черта. Здесь мы говорим о разнонаправленном процессе, потому что наша реальность такова, что в каких-то странах верующих становится больше, а где-то их нет вообще.
Другое дело, что в Европе сейчас господствует идеология социального развития, о которой тоже не могу сказать ничего хорошего. России это пока не грозит, но на Западе религиозные институты боятся декларировать свою религиозность. Допустим, если они оказывают помощь, то заранее заявляют, что не будут навязывать никаких религиозных взглядов.
Это происходит в силу страха перед идеологией, которая требует секулярного подхода. Такая крайность — тоже своеобразный «евангелизм», если говорить о том, насколько рьяно сторонники социального развития отстаивают свою идеологию и веру, узкий набор ценностей. И подобных «верующих» становится все больше.
Вообще нашу жизнь сегодня пронизывает принцип VUCA: волатильность, неопределенность, сложность и двусмысленность. Он представляет большой вызов не только для православия, но и для многих других традиционных конфессий. И как на него ответить — я не знаю.
Одним опросом не обойтись Яков Тестелец Яков Тестелец, доктор филологических наук, заведующий отделом кавказских языков Института языкознания РАН: — Когда опросом занимаются специалисты, результаты, скорее всего, достоверны. Если мы хотим понять что-то про большую совокупность, нужно сделать выборку. Условно говоря, положить все в мешок, хорошенько потрясти, перемешать и вынуть первые сто попавшихся.
Это случайная выборка, и распределение признаков будет с высокой вероятностью таким же, как и в генеральной совокупности. Но в социологии такие методы неприменимы, поэтому создаются искусственные выборки по некоторым основным характеристикам — допустим, возраст или образование. Если выборка составлена профессионально, результат совпадет с тем, что получится, если бы опросили вообще всех людей.
Могут быть ошибки, если какой-то важный признак не учли. Результаты опроса — это то, что люди про себя сообщают. А интерпретировать такие факты, объяснять изменение данных по годам — гораздо более сложная задача.
Люди могут допускать, что религия — определенная часть их жизни по каким-то мотивам. Очень трудно понять, насколько все это серьезно. Это можно выяснить только в результате очень долгого кропотливого анализа, который одним опросом не делается.
Это работа для социологов и религиоведов высокой квалификации. В 1990-е годы в академической среде было довольно много разговоров на тему религии. Возникало ощущение, что христианство возвращается в общественную жизнь.
Сейчас стало понятно, что самостоятельной общественной роли у христианства нет, религия больше стала относиться к жизни индивидуальной. Верующих часто рассматривают как чудаков, которые ходят в своего рода фан-клубы или занимаются исторической реконструкцией. Мы знаем, что есть общий и очень давний тренд на секуляризацию.
Религия в большинстве стран оказывает все меньше влияния на жизнь людей.
В России стало меньше верующих? О чем говорит исследование ВЦИОМ
В России стало меньше верующих? О чем говорит исследование ВЦИОМ | Православных в России 3 процента? ← Как папу Римского встретили в Болгарии. Шестая трансляция. |
Тайное большинство: сколько в России православных? | самый строгий и продолжительный в православии - начался для Русской православной церкви в понедельник, 7 марта. В православии Великий пост делится на первые шесть недель и Страстную неделю (6 дней перед Пасхой). |
В России недосчитались верующих | 72 процента россиян назвали себя верующими людьми, 62 процента — православными. |
Религии в России | Новости компаний. |
Число православных в России снижается : Новости | Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской православной церкви (РПЦ) в России невелико — от твердых 0,5 до максимум 2% населения. |
«Православие у нас номинальное». Эксперты — о следовании россиян религиозным канонам
Русская православная церковь является одной из старейших и наиболее значимых православных церквей в мире. Она играет важную роль в религиозной жизни России и считается основной церковью страны. Множество православных храмов, монастырей и святынь расположены по всей России. Ислам Ислам является второй по численности религией в России. Большинство мусульман в стране относятся к суннитскому исламу, хотя также есть и шиитская община. Мусульмане проживают в разных регионах России, включая Северный Кавказ и Татарстан. Мечети и исламские центры являются важными местами для мусульманской общины и осуществляют религиозную и социальную деятельность. Католицизм Католическая церковь также имеет своих прихожан в России.
Католики проживают в разных регионах страны, но их наибольшая концентрация наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Католические церкви и приходы предоставляют религиозные службы и активно вовлечены в помощь нуждающимся и социально-благотворительную деятельность. Протестантизм Протестантизм имеет своих последователей в России. Различные протестантские конфессии представлены в разных регионах страны. Протестантские церкви проводят религиозные службы, объединяют прихожан и осуществляют миссионерскую и социальную работу. Иудаизм Иудаизм является одной из старейших религий в мире и также имеет своих последователей в России. Еврейское наследие пронизывает историю и культуру страны.
Синагоги и еврейские сообщества выполняют важные функции для еврейской общины и помогают сохранить ее традиции и обычаи. Буддизм Буддизм имеет свои корни в Азии, но также получил распространение в России. Буддийские храмы, монастыри и учебные центры находятся в разных регионах страны, особенно в Республике Бурятия и Калмыкии. Буддизм играет важную роль в духовной жизни бурятского и калмыцкого народа.
Кроме того, при наличии соответствующего согласия, Фонд размещает персональные данные благотворителей на Сайте сервисах Фонда, в результате чего они становятся доступными неограниченному кругу лиц. Фонд осуществляет распространение исключительно при наличии согласия субъекта персональных данных, которое может быть отозвано у Фонда в любой момент. Конфиденциальность персональных данных Работниками Фонда, получившими доступ к персональным данным, должна быть обеспечена конфиденциальность таких данных. Обеспечение конфиденциальности не требуется в отношении персональных данных, в части которых получено согласие на их распространение и данных, прошедших процедуру обезличивания. Фонд принимает другие необходимые юридические, организационные и технические меры по защите персональных данных от незаконного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, передачи, распространения, а также других незаконных действий в отношении персональных данных, в частности, меры, предусмотренные Федеральным законом от 27.
Фонд вправе с согласия субъекта поручить обработку персональных данных другому лицу, если иное не предусмотрено законодательством, на основании заключаемого с этим лицом договора, предусматривающего в качестве существенного условия обязанность лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Фонда, соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные законодательством. Объем передаваемых другому лицу для обработки персональных данных и количество используемых этим лицом способов обработки должны быть минимально необходимыми для выполнения им своих обязанностей перед Фондом. В поручении Фонда должны быть определены перечень действий операций с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27. При выполнении поручения Фонда на обработку персональных данных лицо, которому такая обработка поручена, вправе использовать для обработки персональных данных свои информационные системы, соответствующие требованиям безопасности, установленным законодательством, что отражается Фондом в заключаемом договоре поручения на обработку персональных данных. В случае, если Фонд поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Фонд. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Фонда, несет ответственность перед Фондом. Фонд вправе разместить свои информационные системы персональных данных в дата-центре облачной вычислительной инфраструктуре. В этом случае в договор с дата-центром провайдером облачных услуг в качестве существенного условия включается требование о запрете доступа персонала компании, дата-центра, облачного провайдера к данным в информационных системах персональных данных Фонда, а данное размещение не рассматривается Фондом как поручение обработки персональных данных дата-центру провайдеру облачных услуг и не требует согласия субъектов персональных данных на такое размещение. Доступ персонала дата-центров провайдеров облачных услуг к персональным данным, обрабатываемым в размещенных у них информационных системах Фонда, допускается только при наличии на это согласия всех субъектов персональных данных, сведения о которых обрабатываются в соответствующей системе.
Срок обработки персональных данных Обработка Фондом Персональных данных осуществляется в течение срока необходимого для достижения целей обработки Персональных данных.
На смену этой социальной и культурной реальности пришла мифология «духовного возрождения», использованная в дальнейшем при строительстве гражданской религии нынешней Российской Федерации. Происходящее сейчас изживание этой мифологии заставляет трезво взглянуть на реальное место церковного народа и церковного управления в обществе и государстве, выводит в широкое публичное пространство сложные и противоречивые процессы в самой Церкви и вокруг нее. Здесь и фактическая подчиненность церковного управления государственному по важным для государства вопросам, и неотличимость — в глазах государства и значительной части общества — церковного управленческого аппарата от собственно Церкви, полноты церковной, народа Божия. Собственно, аппарат в таком понимании и есть Церковь. И сама Церковь уже не выглядит сплошным монолитом: в поле публичного внимания оказались как монастырские порядки, церковные финансы, доходы епископата, бесправие клира, так и содержательные разногласия, проблематизирующие многое в нынешнем церковном устроении — язык богослужения, его состав и продолжительность, порядок исповеди и причащения, календарь и многое другое. Поскольку историческая память большинства добрых христиан сегодня вполне мифологизирована, а навыки исторического зрения не развиты, относительно недавнее происхождение нынешних «от века сущих» церковных порядков, а стало быть, их немалозначимая относительность, еще недавно не усматривались. Теперь видимость полного единомыслия быстро исчезает.
В этой поистине проблемной ситуации нашей Церкви необходимо широкое христианское свидетельство, личное и общинное, предполагающее и образованность, и душевную развитость, и интеллектуальную оспособленность, и укорененность в культуре, и соответствие повседневной жизни евангельскому идеалу. С памятью о том, что истина не доказуется, а показуется. Думаю, движущей силой этого свидетельства станет христианская общественность, в которую на равных основаниях входят сегодня миряне и клирики. Самоопределение православного христианина в ожидающее нас непростое время будет строиться на основе служения Богу, Церкви и людям, осуществляемого на свою личную ответственность и руководимого личной совестью. Мы терпим глубокое духовное поражение Протоиерей Георгий Митрофанов Протоиерей Георгий Митрофанов, церковный историк, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии: — Термин «верующий» я стараюсь вообще не употреблять, когда речь заходит о всякого рода социологических опросах. Более содержательным и конкретным в данном случае является термин «практикующий христианин». Поясню: под практикующими христианами я имею в виду не просто людей, которые периодически приступают к таинству Евхаристии, к таинству покаяния, но которые в своей жизни стремятся поступать христиански мотивированно, для которых религиозная жизнь не ограничивается более или менее регулярным участием в богослужениях, но предполагает жизнь повседневную в соответствии с принципами христианского мировоззрения. Обозначенная в опросе проблема, безусловно, существует.
Я стал священником в 1988 году, учась на втором курсе духовной академии, и могу засвидетельствовать, что на рубеже 80—90-х годов имел место повышенный, живой интерес к Церкви как таковой, кредит доверия к ней со стороны общества был огромен. И затем на моих глазах началось все более и более усиливающееся отторжение. Во-первых, большинство тех, кто был крещен в это время, не стали практикующими христианами или просто покинули Церковь глубоко разочарованными. Во-вторых, приход в Церковь тех, кто вырос в последующие годы, постепенно, но неуклонно стал уменьшаться. Это обусловлено несколькими причинами, и они имеют глубокие корни. Кажущиеся тривиальными слова Николая Лескова: «Русь крещена, но не просвещена», — роковым образом проявили себя в ХХ веке. Мы увидели, что более 100 миллионов православных по их формальной принадлежности граждан Российской империи являлись христианами номинально: подавляющее большинство либо активно участвовало в гонениях на Церковь, либо не пыталось ее защищать. Поэтому за четверть века крупнейшая поместная Церковь православного мира оказалась практически полностью уничтожена, как и лучшая часть ее духовенства и мирян.
А связано это прежде всего с тем, что подавляющее большинство формально православных христиан России ограничивало свою духовную и социально-культурную жизнь лишь богослужебной жизнью Церкви, к тому же воспринимавшейся большинством из них преимущественно ритуально-магически. К сожалению, мы, выросшие и начавшие свою церковную жизнь в советское время, пребывали в иллюзии, что наш несчастный, раздавленный коммунистическим безбожным режимом русский народ продолжает оставаться христианским. И когда сняли внешние запреты, у многих представителей духовенства было ощущение, что нашему, оставшемуся православным в глубинах своей души, народу нужно просто дать возможность выразить свою религиозность в открывавшихся храмах и монастырях. Мы не отдавали себе отчета в том, что за предшествующие десятилетия наш народ стал еще более отчужден от Церкви, чем в начале ХХ века. И если мы хотели начать возрождение церковной жизни, нам нужно было осознать, что главным объектом миссии, проповеди, катехизации являются потомки тех русских православных христиан, которые не уберегли свою Церковь и которые, будучи духовно дезориентированными в период серьезных исторических перемен, могли устремляться в Церковь, но по существу «духовной жаждою томимы» не были. Нам необходимо было подойти к нашему обществу как к глубоко отчужденному от Церкви, с представителями которого нужно активно работать вне стен храмов. Подробнее Храмов было мало, но нам казалось, что, когда мы восстановим вот эту внешнюю инфраструктуру, все будет хорошо.
Не играет никакой роли. Три варианта ответа предполагают признание важности религии для человека, лишь один — отрицание такой роли. Уже соотношение три к одному формирует отношение реципиента. С одной стороны, добросовестным было бы предложение равного количества вариантов ответов: как признающих важность религии, так и ее отрицающих. С другой — деформирует суть ответа: формулировка третьего варианта ответа «не слишком важную», по сути, означает «почти никакой», то есть относилась бы к числу не признающих важность религии для реципиента, но в предложенном варианте — формально выглядит как некоторую важность признающую. Сразу можно увидеть, что тех, для кого она никакой роли не играет, вдвое больше, чем и тех, для кого она важна, и больше, чем тех, для кого она «довольно важна». В одном случае оказывается, что прорелигиозная политика власти отражает настроения мнимого большинства, в другом — что, выражая настроения заметного, но меньшинства, она противостоит настроениям большинства. Это — к вопросу о формирующих устремлениях материалах ВЦИОМа и к тому, что внимательно осмысливая его тексты, в них можно выявить те моменты, которые несут реальное научное содержание. И относительно последних. Внешне подтверждается тиражируемый тезис о современной именно современной, а не прошлой России как стране православной. То есть верующих становится меньше. Неверующих — больше.