психиатр и общественный деятель. Петр Петрович Кащенко. Современное "народное" название больницы — "Кащенко" (или "Кащенка") было дано ей в 1922 году по фамилии другой выдающейся личности — главного врача лечебницы с 1904 по 1907 г. г. — Петра Петровича Кащенко.
Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)
Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко 1858—1920 — известный деятель отечественной психиатрии. После Октябрьской социалистической революции Петр Петрович был председателем психиатрической секции Наркомздрава и организатором психиатрической помощи. Его именем названа бывшая Алексеевская больница для душевнобольных на Канатчиковой даче в Москве. Всеволод Петрович в начале 90-х годов, как в свое время и его брат Петр Петрович 80-е годы , примкнул к студенческому революционному движению, активно участвовал в студенческих революционных кружках. В 1894 году Всеволода Петровича вместе с другими студентами, в числе которых были известные революционеры-большевики Л. Смидович, Н.
Семашко и другие, исключают из университета и высылают из Москвы.
Среднее образование юноша получил в городе Ейске в Кубанской войсковой гимназии, которую окончил почти круглым отличником в 1876 году, получив лишь две четвёрки. Аттестат о среднем образовании сохранился в Главархиве. Пётр поступил на медицинский факультет в университет Святого Владимира в Киеве, но после того, как отец Петра умер, его матери удалось выхлопотать стипендию для сына в Московском университете. Вскоре студент подал прошение на имя ректора Московского университета с просьбой о переводе в Москву и зачислении на медицинский факультет.
Это прошение хранится в Главархиве. Почти пять лет проучился Кащенко в Москве. Будучи студентом пятого курса, Пётр Кащенко решает жениться на дочери коллежского секретаря Вере Горенкиной, на что в феврале 1881 года ему было дано разрешение от университетского начальства и родителей невесты до 1917 года студентам без этого запрещено было вступать в брак. Соответствующие документы представлены в Главархиве Москвы. В марте 1881 года, за несколько месяцев до получения диплома Пётр Кащенко был отчислен навсегда из Московского университета за участие в студенческих беспорядках.
Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения. Кащенко был отправлен под административный надзор в город Ставрополь, где пробыл до 1884 года.
Идет процесс ремонта, он запланирован до конца года. Идут работы. Но на персонал и на пациентов это никак не влияет. Это капитальный ремонт. Все идет по плану. Черные подтеки никак не влияют на пациентов»,— отметил заместитель главврача.
Кащенко и описания разработанных им принципов устройства психиатрической помощи населению. Среди обсуждаемых вопросов: гипнотические идеи в психологии и психиатрии, принципы организации психиатрической службы и учреждений, посе-мейный патронаж. Идеалом психиатрического учреждения П.
Сегодня — 161-я годовщина со дня рождения знаменитого ейчанина, врача-психиатра Петра Кащенко
Затраченные усилия окупались сторицей, и Нижегородская психиатрическая больница под руководством Петра Петровича стала одной из лучших в стране. В 1904 году в психиатрическую больницу на Канатчиковой даче да-да, та самая, наверняка у вас в голове сейчас запел хриплый голос Высоцкого стали искать нового главного врача. Тогда-то и вспомнили выдающегося психиатра и организатора здравоохранения из Нижнего Новгорода. Петр Петрович принял приглашение и перебрался в Москву. Но наступил 1905 год. Случилась первая русская революция. Петр Петрович не отказывался ни на день от своих политических убеждений, поэтому он горячо поддержал революционеров. Он снабжал их деньгами, а ещё — организовал вместе с братом летучие медицинские бригады, оказывающие врачебную помощь бойцам на баррикадах. Он лично возглавил нелегальный Красный крест, в котором занимались тем, что штопали раненных, не сообщая об этом в полицию.
А ещё, пользуясь своим огромным врачебным авторитетом, доктор укрывал у себя революционеров. Есть основания полагать, что "кто следует" знал о такой его деятельности — но Петра Петровича не рискнули тронуть. Революция отгремела. Петра Петровича пригласили в столицу — организовывать работу психиатрической больницы и там. И вновь он будет на высоте, и вновь теперь уже учреждение Петербурга вскоре станет одним из лучших в Европе. В дальнейшем Петр Петрович введёт систему сбора статистики и учёта психически больных, а во время Первой мировой войны будет изучать психические расстройства солдат на фронте, стремясь организовать наилучшим образом систему психиатрической помощи в армии… С восторгом встретит Октябрьскую революцию и предложит свои новаторские идеи по развитию психиатрической службы в молодом Советском государстве.
Страницы истории больницы не оставили нас равнодушными, и мы предлагаем вашему вниманию первую серию видеобиографии о жизни и деле выдающихся деятелей психиатрии. Показать больше.
Когда был снят запрет на образование, Кащенко поступил в Казанский университет. А тут, как мы знаем, вообще был целый улей из «неблагонадёжных элементов». Окончив университет, Кащенко был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать местную психиатрическую больницу. С задачей он не только справился с присущим ему профессионализмом, но даже запустил ряд программ по социализации невиданное дело!!! В 1904 году он был переведён главврачом в Московскую психиатрическую больницу на Канатчиковй даче, а через год грянула революция. Не изменявший своим принципам Кащенко финасировал революционеров, вместе с братом Всеволодом создал оперативные медицинские бригады для помощи раненным и пострадавшим, укрывал у себя дома товарищей и никакие власти ничего не могли сделать с авторитетным врачом. После революции 1917 года Кащенко занял пост главы Центральной нервнопсихиатрической комиссии при Наркомздраве РСФСР, став фактически главным психиатром республики.
В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт. В основу такого изучения были положены достижения современных наук, главным образом психологии и физиологии, имея при этом в виду, что, как бы ни были значимы отдельные элементы сложных проявлений индивида, каждое из них — проявление личности, то есть носит качественный характер и несводимо к простой арифметической сумме аналитически выделяемых слагаемых. Большая ответственность в таком совместном исследовании ложится и на врача, и на педагога, от их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Врач-невропатолог Филадельф Дмитриевич Забугин, посетивший его в 1911 году, вспоминал много лет спустя: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать... Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени. Я наблюдал не только эту черту. Я наблюдал и то творчество, которое было связано с выявлением этого дара природы. Если кто-либо из вас вспомнит работу артиста, то подобное может быть отнесено и к Всеволоду Петровичу. Вся его эмоциональная сфера была затронута. Он волновался, он переживал. И если кто был свидетелем его выхода на кафедру, постановки им диагноза, его интересных и длительных консультаций, тот никогда этого не забудет... Дефектологу нужно развивать интуицию, которой так часто не хватает. Она и творческая мысль — вот те особенности, при помощи которых находится правильный способ и верный путь коррекции дефективного детства». Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Ведь пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практической деятельности. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовывая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь приборами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Педагогический коллектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы, и они постепенно научились бы пользоваться своими способностями, знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость, упражняя свою личную самодеятельность, находя новые сферы для приложения своих творческих сил. На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Всеволода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей. Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанников, а также для еще большего расширения и распространения проявившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на другие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика заимствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения. Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопоставления. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Целительность ее влияния на окружающих была столь же велика, сколь и интеллектуальное воздействие на них самого Кащенко. Не потому ли в санатории-школе никогда за всю историю его существования не наблюдалось тех резких, тяжелых внешних проявлений дефективности, которые случались у тех же детей в домашних условиях? Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения. В безусловности, категоричности требований для всех, как известно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешне принудительную силу, и в санатории-школе старались любые требования сделать понятными и естественными для каждого. В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок, — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравственного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе. Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания. Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, развивающих чувство ответственности. Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед трудностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интересах был изолирован на продолжительное время. Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития, культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, развития потребности выражать чувства в слове, а с ним — воспитания сердца. Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров. В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях. В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников. Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов. Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала.
Три главные клиники в жизни доктора Кащенко
Необыкновенным доктором, который отважился на большие перемены, был Пётр Петрович Кащенко. Кащенко лично руководил больничным ансамблем и хором пришлось вспомнить уроки музыки и пения, которые Петр Петрович давал девицам-гимназисткам в ставропольской ссылке. 9 января 1859 года родился известный русский врач-психиатр и новатор Петр Петрович Кащенко.
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
Весной 1907 года Санкт-Петербургское губернское земство пригласило Кащенко возглавить руководство и наблюдение за строительством новой психиатрической больницы, в разработке проекта которой он принимал личное участие. В 1913 году возглавляемая Кащенко больница как образцовая отмечена Малой золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, а сам Кащенко удостоен почётного диплома за разработку сведений о переписи душевнобольных в Санкт-Петербургском земстве. В 1915 году Санкт-Петербургская больница получила многочисленные положительные отзывы на Дрезденской международной гигиенической выставке [4]. С мая 1917 года руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918—1920 годах заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Разработал основы организации лечения психических больных в России, выдвинул ряд прогрессивных идей необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. Умер от осложнений после операции на желудке [2]. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом. Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый.
Психиатр на баррикадах За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции. Свои принципы и методы психиатрической помощи доктор Кащенко начал успешно внедрять и в Москве, однако в 1905 году грянула первая русская революция. Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе.
Врача подвело здоровье Кащенко одним из первых стал заниматься изучением статистики психиатрических заболеваний по стране, считая, что она может дать картину того, что происходит в обществе. Во время Первой Мировой войны Кащенко занимался изучением психических заболеваний солдат на фронте и организацией оказания им специализированной помощи.
Мои больные — вот моя ежедневная газета. Извольте видеть, с начала этого года в нашу больницу поступило семеро Распутиных, причём весной и летом — по одному, а с начала осени — уже пятеро. Отсюда я заключаю, что влияние Распутина растёт. Про войну также знаю получше репортёров: с австрийского фронта привезли двух офицеров: один повредился рассудком при артиллерийском обстреле, другой — во время наступления. Так вот, второй офицер каждый день рисует карту наступления со всеми-всеми деталями — и все-то деревеньки он наизусть помнит, я сверялся по карте.
И сколько пленных взяли, и сколько оружия, и что из-за воровства интенданта дивизии не хватило провианта.
Имя героя нашей сегодняшней заметки давно стало нарицательным: "Кащенко" в народе стало синонимом любой психиатрической больницы, а олдфаги припомнят и такое явление, как "кащенизм". Однако мало кто интересовался тем, каков был настоящий доктор Кащенко, какой вклад он внёс в развитие психиатрии и почему его имя носят больницы Петербурга, Нижнего Новгорода, а до недавнего времени и Москвы?
Именно об этом я и предлагаю вам поговорить. Петр Петрович Кащенко Петя родился в 1859 году на Кубани, в городе Ейске, во врачебной семье — его отец был военным хирургом. Мальчик пошел по стопам отца — также заинтересовался медициной, блестяще учился и готовился к поступлению в университет.
К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано. Однако, мать семейства сделала все возможное, чтобы обеспечить детям блестящее образование, в частности, она добилась для Петра стипендии для поступления в Киевский университет. Юноше нравилась учёба, преподаватели выделяли его среди прочих, и вскоре Петра перевели в Московский университет.
Однако, следует сказать, что отец повлиял на молодого человека не только в выборе профессии, но и в политических взглядах, и в увлечении революционными идеями. Уже учась в Москве, Петр создал кружок единомышленников. Довольно скоро Петр попал в поле зрения жандармов.
А в 1881 году, после убийства Александра II народовольцами, он не только отказался сдавать деньги на траурный венок, но и публично высказался против выражения скорби по царю. У студента-отличника на тот момент имелась обширная коллекция запрещённой литературы. Петра отчислили из университета и отправили в ссылку в Ставрополь.
Там он находился под надзором жандармов, а также получил запрет на занятие различными видами деятельности, в том числе, и работой в медицине.
Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов
Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. Знаменитый врач-психиатр Пётр Петрович Кащенко в самом начале XX-го века считался человеком неблагонадёжным и до революционного 1917 года находился по. Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Во многих современных публикациях местом его рождения называют город Ейск Краснодарского края. Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского.
Сегодня — 161-я годовщина со дня рождения знаменитого ейчанина, врача-психиатра Петра Кащенко
История Ассоциации исключительно негативные. Тут и психбольница его имени, прозванная «дурдомом» и «дуркой», прославленная в песнях Высоцкого, а еще больше в народной молве. И вся советская психиатрия, в том числе карательная. Даже на слух его фамилия воспринимается зловеще, неизбежно возникает в памяти Кощей Бессмертный, не самый доброжелательный персонаж русских сказок. Между тем это был один из величайших гуманистов своего времени.
Студент трех университетов Петр Кащенко родился в 1859 году. Детство его прошло в городе Ейске. Сейчас это курорт, а тогда был молодой торговый городок, возраст которого насчитывал всего лишь 10 лет. Учился в трех российских университетах.
Из первого, Киевского, переведен в Московский — матери будущего психиатра удалось выхлопотать для сына стипендию, притом именно там. Из Московского исключен за неблагонадежность — демонстративно отказался скорбеть по поводу убийства Александра II. Третий — Казанский — окончил. Во всех трех был отличником.
Между Московским и Казанским — несколько лет ссылки в Ставрополе, во время которой он преподавал пение в женской гимназии. Именно в Казанском университете наконец определилась будущая медицинская специализация Петра Петровича. Как это часто бывает с романтично настроенными студентами, решающую роль сыграла личность одного из преподавателей. Доктор медицины Лев Рогозин, одновременно исправляющий обязанности директора Казанской психиатрической больницы, был безупречен во всех отношениях.
На него очень хотелось быть похожим. В 1889 году, свежеиспеченного, но уже вполне взрослого доктора 30 лет — шутка ли? Перед ним ставится задача — больница действует по старинке, ее требуется реформировать. Собственно, ее толком и не было.
Существовало лишь психиатрическое отделение Мартыновской больницы. Оно, по словам старшего врача Д. Венского, было «не только не способно вылечивать больных, но и содержит в себе все данные для окончательного умственного убийства человека». К этому моменту Кащенко успел и получить диплом врача, и поработать врачом-психиатром в первой в стране психиатрической больнице-колонии.
В 1904-1906 годах Кащенко был заведующим Московской психиатрической больницы, а в 1907-1917 годах — заведующим Петербургской психиатрической больницы. Обе эти больницы носили его имя, которое вскоре стало нарицательным. С мая 1917 года заведовал нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918-1920 годах руководил подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Сам Кащенко очень осторожно относился к диагнозу «сумасшедший», поскольку считал грань между безумием и гениальностью, между бредом и одаренностью очень тонкой. Он разработал методы лечения психических больных амбулаторное лечение, трудотерапия, патронаж и другие , которые для того времени были очень прогрессивными.
Идея патронажа — содержания больных в семьях — была реализована по образцу системы, применявшейся в бельгийском Лирнье. Применил ряд прогрессивных идей в терапии душевных заболеваний, успешно сочетая лекарства с трудовой и арт-терапией. Понравилась статья?
Или пишут все, кто хочет, или всем можно, или что происходит с языком - непонятно. Или проблема лично во мне, что я не привыкла читать современные книги, бедные словарным запасом. Желания еще раз ее прочесть спустя 2 года не возникает.
По содержанию написано в предыдущем отзыве, добавить даже нечего.
Доктор Кащенко стал народной легендой.
Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. 9 января 1859 года родился выдающийся врач-психиатр Петр Петрович Кащенко, чье имя стало нарицательным. Петр Петрович Кащенко, пожалуй, менее известен населению нашей страны, чем Московская психбольница №1, когда-то названная в его честь.
Краткий курс истории. Великий психиатр
премию имени Константина Александровича Москаленко - получил заведующий кафедрой физики и биомедицинской техники ЛГТУ, кандидат технических наук, доцент Кащенко Андрей Петрович. Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300. Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1) основана в 1909 году выдающимся русским психиатром Петром Петровичем Кащенко в бывшей усадьбе Демидовых Сиворицы. Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Главврач больницы имени Кащенко объяснил странности прокладывания водопроводных труб в больнице.
Кащенко П.П. — 100 лет спустя
Одно из последних приобретений оказалась книга о жизни Петра Петровича Кащенко. С первых страниц меня постигло глубокое разочарование стилем изложения: было ощущение, что я читаю чей-то блог в социальной сети. Слова "сетевой троллинг", "тренд", "соцсеть", - это только на 1 странице; "психушка" это слово неоднократно употреблялось, от чего хотелось закрыть книгу. Последнюю главу я вообще читать не стала.
К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано. Однако, мать семейства сделала все возможное, чтобы обеспечить детям блестящее образование, в частности, она добилась для Петра стипендии для поступления в Киевский университет.
Юноше нравилась учёба, преподаватели выделяли его среди прочих, и вскоре Петра перевели в Московский университет. Однако, следует сказать, что отец повлиял на молодого человека не только в выборе профессии, но и в политических взглядах, и в увлечении революционными идеями. Уже учась в Москве, Петр создал кружок единомышленников. Довольно скоро Петр попал в поле зрения жандармов. А в 1881 году, после убийства Александра II народовольцами, он не только отказался сдавать деньги на траурный венок, но и публично высказался против выражения скорби по царю.
У студента-отличника на тот момент имелась обширная коллекция запрещённой литературы. Петра отчислили из университета и отправили в ссылку в Ставрополь. Там он находился под надзором жандармов, а также получил запрет на занятие различными видами деятельности, в том числе, и работой в медицине. Без пяти минут врач, Петр Кащенко был вынужден… преподавать музыку в женской гимназии. Пройдет четыре года ссылки, прежде чем Петру позволят вернуться в университет и то не в Московский, а в Казанский , чтобы завершить медицинское образование.
Петр изберёт своей специализацией психиатрию. Его пригласят на работу в так называемую больницу-колонию под Тверью. Для тех времён, она отличалась новаторским подходом: пациенты жили в отдельных домиках, а не в тесных палатах, могли свободно передвигаться по территории учреждения, сами себя обслуживали.
Теперь некоторых больных переводили за плату в крестьянские семьи, где обеспечивали пациентам домашний уход, чтобы им стало лучше. Психиатр отмечал положительное воздействие этих методов на психическое здоровье пациентов. Деньги на новаторские нововведения врача в больнице щедро жертвовали нижегородские предприниматели. Благодаря своему деятельному участию в общественной жизни, известности в медицинских кругах в 1904 году врача единогласно избрали на должность главного врача психиатрической больницы имени Алексеева в Москве знаменитой Канатчиковой дачи , а вскоре предложили стать заведующим отделения Петербургской психиатрической больницы. Пётр Кащенко основал и возглавил первое в России Центральное статистическое бюро по учёту больных с психическими заболеваниями. Опыт и достижения Кащенко учитывались советскими врачами, когда они разрабатывали проект по открытию сети психоневрологических диспансеров.
Заслуги Петра Кащенко в развитии отечественной психиатрии неоценимы. Больница имени Николая Алексеева в Москве, где в своё время работал психиатр, в 1990-е годы была переименована в больницу имени Петра Кащенко. Со всеми упомянутыми документами Петра Кащенко из фондов Главархива можно познакомиться в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00. Рассказать об этом друзьям Уважаемые посетители!
Многих пугает имя Кащенко — ассоциации с ним у большинства исключительно негативные. Тут и психбольница его имени, прозванная «дурдомом» и «дуркой», прославленная в песнях Высоцкого, а еще больше в народной молве. Между тем, это был один из величайших гуманистов своего времени.
Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. Смирительную рубашку — вон! Кащенко не уставал повторять: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет ее, как на палача». Связывать больных — ни в коем случае. Доктор называл все это «принципом нестеснения».
Сегодня — 161-я годовщина со дня рождения знаменитого ейчанина, врача-психиатра Петра Кащенко
В данной статье рассматриваются статистические исследования Петра Петровича Кащенко (1859-1920), известного психиатра и общественного деятеля, в области психиатрии. Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. Дата обратного переименования, 1994 год, указывает, что «пострадал» Петр Петрович Кащенко за свои прижизненные революционные убеждения. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (? — 1875), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают! Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи.