Владимир Дашкевич своими смелыми суждениями о музыке и её роли в обществе взывал волну негодования, но во многом он оказался прав. Музыка к мультфильму понравилась театральному режиссеру Леониду Хейфецу, и он привлек Дашкевича к созданию музыки для спектакля «Блюзы для мистера Чарли». 'Приватизация Песни' | Владимир Дашкевич о кризисе современной музыки и не только. Композитор Владимир Дашкевич, автор музыки к советской версии «Шерлока Холмса» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, рассказал нашему корреспонденту. Сегодня, 20 января, юбилей отмечает композитор Владимир Дашкевич, написавший музыку к сотне художественных и мультипликационных фильмов.
Теория музыки Владимира Дашкевича. Авангард и поп-культура
Композитор Владимир Дашкевич в беседе с высказал свое отношение к идее о введении во всех российских вузах курс музыкального образования. На протяжении многих лет Дашкевич активно работает и для театра – им создана музыка к более чем тридцати спектаклям. Как Александр Бородин, Дашкевич по первому образованию – химик, и лишь в 19 лет он понял, что его призвание – в музыке. В общей сложности Владимир Дашкевич написал музыку более чем к 80 спектаклям. ДАШКЕВИЧ Владимир Сергеевич (р. 20.1.1934, Москва), рос. композитор, засл. деят. искусств РФ (2002). В 1956 окончил Моск. ин-т тонкой химич. технологии, в 1964 – Муз.-педагогич. Песня Бумбараша "Ходят кони" на музыку Дашкевича в легендарном одноименном советском фильме известна каждому.
20 января отметил 90-летие композитор Владимир Дашкевич
Студенты исполнили произведения «О, этот Лондонский туман», «Коварные жулики», «Ходят кони», «Журавль по небу летит», «Не покидай меня, весна», «В гостях у сказки» и другие известные работы. Фото: Минкультуры России.
Это который тарам-пам-пам, тарам-пам-пам? Он написал два десятка симфонических и более десяти камерных произведений, сочинил несколько вокальных циклов, пять мюзиклов, две оперы, а спроси кого-нибудь, кто такой Владимир Дашкевич, — и тебе сразу «тарам-пам-пам, тарам-пам-пам». Даже песни из «Бумбараша» не так въелись в уши, как музыкальные темы «Шерлока Холмса». Вот и вас хочу спросить: не обидно ли, что широкая публика знает вас преимущественно по «Шерлоку Холмсу»?
Классическую музыку у нас любят те же полтора процента населения, и это весьма солидное число меломанов. Что же касается «Шерлока Холмса», то даже по чисто коммерческим признакам я вижу интерес не только к нему. Рекламщики покупают у меня лицензии на музыкальные темы и «Бумбараша», и «Собачьего сердца», и «Зимней вишни»… У меня 10 — 12 таких хитов. И у многих кинокомпозиторов — например, у Пахмутовой — есть замечательные песни. Но две вещи несколько снижают мое отношение к такой киномузыке. Во-первых, она написана в миноре и, во-вторых, это песенный жанр.
А «Шерлок Холмс» — симфоническое произведение, и притом мажорное. Русский человек любит пить горе стаканами, и все блатные песни написаны в миноре. Но минорный блатняк превращает страну в зону. Для здоровья общества это небезопасно. Каждая такая песенка — крошечный шажок вниз по лестнице. Поэтому меня обнадеживает, что мажорные темы «Шерлока Холмса» запомнились, стали популярны.
Значит, общество интуитивно чувствует потребность в позитиве. Не возьмусь за картину и в том случае, если сценарий мне неинтересен. Кино сползает с тех высот, на которых оно было в XX веке. И сползает в том числе потому, что режиссер не ставит высоких художественных задач перед композитором. Трудно представить себе, что сегодня кто-нибудь решится снять картину типа «Шербурских зонтиков». Ведь успех таких фильмов зависит от композитора, от того, найдет ли он супертему, на которой, собственно, все здесь и держится.
Те же «Шербурские зонтики» — фактически опера, которую можно петь вне картины. Кино рождено быть немым. Оно немым и родилось. А нынешнее говорящее кино — это, по сути, радиопьесы, подчас скучно снятые, или, наоборот, снятые с большим количеством видеоэффектов. Но эти видеоэффекты можно спокойно вынуть и показывать отдельно, потому что в создании цельного художественного образа они не участвуют, да и не получается никакого цельного образа. Музыка — тот цемент, который в кино скрепляет и драматургию, и актерскую игру, и весь режиссерский замысел.
Например, я писал музыку к фильму Абдрашитова «Слуга». Это фильм о том, как шофер стал дирижером. Если не придумать музыкальный ход и не оснастить его высококлассной музыкой, то снимать просто нечего будет.
Как композитор он окончил Институт имени Гнесиных в классе у Арама Хачатуряна. Откуда она взялась — понятия не имею».
Купите билет на классический концерт в Москве уже сегодня! Старосадский пер. Войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь , если покупаете у нас в первый раз.
Концерты с музыкой Дашкевича в Москве
Композиции, написанные для картины «Бумбараш», шагнули с экрана и зажили собственной жизнью. В 1973-м вышел художественный фильм для детей «Капля в море», где впервые прозвучала мелодия Дашкевича, на долгие годы ставшая музыкальной заставкой к передаче «В гостях у сказки».
Правда, в финале они ее пели вместе. Но финал-то возник как раз потому, что появилась песня. Музыку крупных форм пишете «в стол»? Лежит II симфония Чеховская , III симфония «Жить не по лжи» , два альтовых концерта, фортепьянный, скрипичный и виолончельный концерты. А те сочинения, что исполнялись, всегда исполнялись с огромным успехом.
Так же, как, например, «Солдатский реквием», который прозвучал в Харькове к 65-летию Победы. А прошлым летом в Нижнем Новгороде был замечательно встречен скрипичный концерт, который сыграла Алена Баева. Могу назвать невостребованные произведения и других композиторов, входящих в «первую десятку». Это грандиозная опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которую он писал 27 лет. Это замечательный концерт Геннадия Гладкова с гениальной ораторией «Свифт». Это прекрасная Шестая симфония Алексея Рыбникова.
Да что там, у нас полно достойных сочинений, которые не исполняются. Во-первых, играть новые сочинения всегда рискованно. На это отваживались только выдающиеся мастера, такие, как Ростропович, который сыграл около 300 премьер. На это шел Борис Александрович Покровский, в свое время заказавший мне «Ревизора». На это идут Минин, Федосеев, иногда новую музыку играет Гергиев. Во-вторых, за новую музыку, а она в отличие от классики находится в зоне авторского права, надо платить, и довольно прилично.
Бывает, после концерта посидели, выпили, подходит администратор и говорит: «Владимир Сергеевич, может, напишете отказ от авторских, а то нам нечем платить оркестрантам». А что делать? Приходится писать отказ. Это все результат непродуманной музыкальной политики. Чтобы современная музыка чаще звучала, музыкантов надо стимулировать. За очередное исполнение нового произведения они должны получать дополнительное вознаграждение.
Иначе они будут играть его только один раз — причем себе в убыток — и больше никогда к нему не вернутся. Может, композиторы измельчали? Я недавно на радио «Орфей» сделал годовой цикл передач, посвященный современным композиторам, в том числе и российским. И обнаружил у нас грандиозный запас музыки, которая может сделать честь любой стране и даже вывести Россию на лидирующие позиции. Я не буду приводить в пример США — там хорошая музыка пишется только за очень большие деньги. Но у нас есть блистательные сочинения Свиридова, Таривердиева, Гаврилина.
Есть потрясающие произведения Вайнберга, который до конца не раскрыт. И есть замечательная музыка кинокомпозиторов, прошедших серьезную школу общения с массовой аудиторией.
Владимир Дашкевич. Четверг, 26 Мая 2022 г. Для написания музыки режиссер пригласил видного композитора из Москвы, но тот все никак не приступал к работе. В один прекрасный день, когда терпение режиссера лопнуло, он позвонил композитору, чтобы разорвать договор. Деваться было некуда, маэстро впопыхах сел за рояль и сыграл первое, что пришло ему в голову. Игорь Масленников — так звали режиссера, замер.
Ыхласа в г. Алматы прошли концерты и арт-встречи с музыкантами оркестра Национального Театра танца Якутии 25. В этом году Дашкевич отмечает 90-летний юбилей, к которому коллектив и студенты Московского государственного института культуры приурочили ряд мероприятий. На круглом столе кафедры эстрадно-джазового искусства факультета музыкального искусства «Вехи творчества Владимира Дашкевича» студенты выступили с докладами, в которых затронули поэзию Серебряного века в творчестве автора, важность мультипликации в работах Дашкевича, рассказали о музыке в кино на примере сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и подробно поведали о взаимодействии композитора и поэта на примере материала к кинофильму «Бумбараш».
20 января отметил 90-летие композитор Владимир Дашкевич
Новости ТВЦ5 427 подписчиков. Большой сектор творчества Владимира Дашкевича, во многих чертах смежный с работой в кино — это музыка к театральным постановкам в сотрудничестве с вым, ным. Песня Бумбараша "Ходят кони" на музыку Дашкевича в легендарном одноименном советском фильме известна каждому. Владимир Дашкевич (English: Vladimir Dashkevich; born 20 January 1934, Moscow, Russia) is a Russian composer, known mainly for his film music. Ей сообщили о письме из Москвы, из которого следует, что Владимир Дашкевич и его международная организация МАКО замешаны в связях с Украиной, чуть ли не финансовых.
Композитору Владимиру Дашкевичу — 90
Всего Владимир Дашкевич написал музыку к более чем 30 спектаклям и 90 кинокартинам, создал девять симфоний, три оперы и пять мюзиклов. «Для меня музыка — это проблема, решенная в идеальной, изящной и приятной форме», — говорит Владимир Дашкевич. К занятию музыкой Владимира Дашкевича направила сама судьба. Владимир Дашкевич — композитор и теоретик музыки.
Композитору Владимиру Дашкевичу — 90
Больше по теме Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в семье потомков дворянского рода Дашкевичей. В 1938-м его отца репрессировали и освободили лишь спустя 16 лет РИА Новости Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в семье потомков дворянского рода Дашкевичей. В 1938-м его отца репрессировали и освободили лишь спустя 16 лет РИА Новости Знаменитая увертюра к циклу советских фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, лейтмотив «Собачьего сердца» Владимира Бортко, сказочная тема из «Капли в море» — мелодии Владимира Дашкевича известны каждому россиянину.
Владимир Дашкевич. Четверг, 26 Мая 2022 г. Для написания музыки режиссер пригласил видного композитора из Москвы, но тот все никак не приступал к работе.
В один прекрасный день, когда терпение режиссера лопнуло, он позвонил композитору, чтобы разорвать договор. Деваться было некуда, маэстро впопыхах сел за рояль и сыграл первое, что пришло ему в голову. Игорь Масленников — так звали режиссера, замер.
Это и есть Правда, которая может существовать только в самих людях — в стихах поэта, в звуках прекрасной музыки, в совести, которая на самом деле безошибочно отделяет добро от зла. Если она есть, разумеется. Опера закончилась. Мы аплодируем автору. Он — где-то там, у себя в квартире — кланяется. Мы дарим ему цветы — виртуально. И просим сказать несколько слов в качестве комментариев.
Это вы? Это история нескольких поколений, которые находятся в сползании в ужас и катастрофу. Я много лет ищу причину: почему это происходит? Почему все живут в страхе и не имеют душевных сил, чтобы противопоставить что-то власти, деньгам — всем этим формам лжи. Они иссушают жизнь человека и лишают чувства любви и правды, которые не существуют одно без другого. Правда как категория только хранит их. Но произнести ее должны люди. Он говорит о том, что пока не встретил людей, которые живут не по лжи. Может быть, ими станете вы… В опере есть цитата из Пушкина: «К чему стадам дары свободы?
Никто этой оперы не слышал. Равно как никто не слышал опер Марка Минкова по булгаковской «Белой гвардии», Исаака Шварца по тургеневскому «Накануне», моей оперы «Клоп» по мотивам одноименной пьесы Маяковского, и так далее... Я это к тому, что огромное количество произведений до сих пор лежит на полках. Получается, что новым поколениям потенциальных слушателей нанесен немалый моральный урон. Ведь музыка сублимирует агрессию в любовь к людям — в этом и заключается основное свойство музыки, ее главная ценность. Если этой сублимации нет, то получается опять же та самая попса: когда музыка рождает моральных уродов, не побоюсь этого слова. Хотя не хочу брать все под одну гребенку: в иной попсе есть весьма и весьма достойные сочинения. Но в целом попса — это то, что несет в себе ужасающий моральный негатив. Это все произведения, которым большие знатоки и ценители давали весьма высокие оценки. Но воз и ныне там, увы. У нас есть сцена «Новая опера», но что-то я не припоминаю, чтобы там действительно ставились новые оперы. Потому что преимущественно там демонстрируются отвратительные, некогда осмеянные Мусоргским в его памфлете «Раёк», произведения, сделанные в традиции псевдо-итальянской манеры пения. А она для России абсолютно непригодна, поскольку певцы начинают попросту фальшиво петь. Происходит это потому, что для итальянской школы нужно совсем немного: итальянский климат. Итальянская и русская оперные школы всегда враждовали. Для итальянцев опера — как футбол. Итальянская опера и построена-то как футбол. Ну посудите сами. Когда певец берет верхнюю ноту «до» — это для итальянцев примерно то же самое, что гол забили. Весь театр тут же встает и, подобно стадиону, в едином порыве начинает неистово рукоплескать, вопить и сходить с ума. А не взял ты эту самую «до» — тебя тут же освистали и забросали помидорами. Считай не забил пенальти. Конечно, это великое искусство, и я ни в коей мере не глумлюсь, ничего против итальянской культуры оперного пения сказать не могу. Но русская опера построена иначе. Ведь, согласитесь, трудно себе представить, чтобы Евгений Онегин пытался взять верхнее «до» в тот момент, когда убил Ленского. Чушь несусветная, верно? Равно как и Борису Годунову негоже неистово голосить, когда он поет «Достиг я высшей власти»... У нас, русских людей, совсем иная стихия, другие психологические факторы включаются. Не работают тут верхние ноты, понимаете? Но «итальянское» у нас делается потому, что труппа, ставящая подобные сюжеты, надеется на зарубежные гастроли. Однако нам это ничего не добавляет, потому что зарубежные страны, как волки, все равно цепляются за то, чтобы повсюду исполняли именно их музыку. Но — с небольшими вкраплениями проверенной веками нашей классики. А она ведь тоже практически идет «в расход». Вот посмотрите. Наш замечательный пианист Денис Мацуев: его за рубежом ждут прежде всего для того, чтобы он исполнил Первый концерт Чайковского или Второй концерт Рахманинова. И он востребован там прежде всего именно в этом качестве. Хотя этот талантливый парень, подозреваю, уже проклинает эти сочинения, но они покупаемы и продаваемы. Здесь мы с вами, собственно, возвращаемся к разговору о разнице между композитором и исполнителем. То есть, к тому, что большая музыка с экономикой имеют абсолютно противоречивые векторы. Я знаю главное: народу нужна хорошая музыка.