Новости доклад на тему ислам

Ислам сегодня. Много мусульман живет на Северном Кавказе. Гибкость ислама объясняется отсутствием централизованной организации духовенства, которая мешает оперативному и своевременному решению назревших проблем.

Ислам: самая молодая мировая религия

читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Ураза-байрам в 2024 году: история, традиции, что можно и нельзя делать Священный месяц Рамадан начнется у мусульман 11 марта. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке. Тема данной работы – «Развитие ислама в мире». Ислам является второй религий по численности в мире после и христианства. Все самое интересное и актуальное по теме "Ислам". Исламский и западный мир имеют общую историю, судьбы их переплелись, начиная с распространения ислама в Ⅶ веке н.э. Средневековая европейская цивилизация произрастала в тени, отброшенной могущественными исламскими империями. это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах.

Ислам в России: история и современность

«Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. Есть сведения, что мекканцы злоупотребляли и тем, и другим, что отвлекало их от добросовестного выполнения религиозных обязанностей, когда там воцарился ислам: пьяный не способен надлежащим образом совершить намаз, а азартный игрок может о нем и вовсе забыть. Ислам — это религия и универсальный образ жизни мусульман; буквально это слово означает "покорность и подчинение воле Всевышнего". Убив принявшего ислам местного правителя, и изгнав назначенных Мухаммадом чиновников, Аль-Анси вступил в военно-идеологическое противостояние с исламом, закончившееся тем, что за несколько дней до смерти самого Мухаммада.

Библиотека

  • 🗊Презентация Ислам в России
  • Рекомендуемые статьи
  • Что мы узнали?
  • ислам – последние новости
  • Ислам в современном мире: роль, распространение по свету и возникающие проблемы

Возникновение ислама

Он, вместе с ангелом Джабраилом, явился к Мухаммаду и перенес его с быстротой молнии из Мекки в Иерусалим. Там пророк поднялся по лестнице на небо и беседовал с Аллахом. Аль Бурак Учение и основы ислама В традиционном исламе душа является целостной сверхъестественной частью человека, способной жить отдельно от тела. Учение гласит, что все души созданы Аллахом и бессмертны. Согласно исламскому вероучению, в загробном мире имеется два отделения: джанна рай , в которое направляются праведники, и джаханнам ад — для грешников. Деление людей на праведников и грешников производится согласно совершенным ими жизненным деяниям — если в них преобладают праведные поступки, то человек признается праведником, и наоборот.

Праведные души в джанне пребывают вечно, а вот грешные в джаханнаме пребывают лишь временно, искупая свою вину, и рано или поздно Аллах переводит их в джанну. Души без тела будут пребывать в загробном мире до Судного дня, когда звук трубы ангела Исрафила вначале убьет всех живых, а потом воскресит всех мертвых. Все люди должны будут пройти по тонкому, как волос, и острому, как лезвие, мосту Сират, протянутому на пути из джанны в джаханнам. Все праведники пройдут по мосту и будут наслаждаться райской жизнью, а грешники упадут в адскую бездну. Мечеть в Стамбуле Требования к образу жизни правоверного мусульманина изложены в шариате — своде правил поведения, который был одобрен мусульманскими авторитетами.

Религиозная власть в исламском обществе основана на Коране и сунне. Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Аборты запрещены исламом. По исламским источникам, в России проживают примерно 20 млн.

В Кайруане находится одна из важных святынь ислама; это также крупный ремесленный центр.

Расскажем, где находится Кайруан, почему туда совершают паломничества, как до него добраться и что там посмотреть. Белые дни в исламе 2024: что это такое, хадисы, как держать пост? Он длится 3 дня каждого лунного месяца. Расскажем, что такое белые дни, какие хадисы, как держать пост 3 дня и когда белые дни в каждом месяце 2024 года. Пост в исламе: что такое, правила, как и для чего держать, что нельзя делать 19:00, 16 апр 2024 Пост — это один из пяти столпов ислама, то есть предписаний, обязательных для мусульман.

Что это такое, как правильно держать пост, сколько он длится и кому можно не держать пост, в чем польза поста в исламе? Квота на хадж в 2024 году сокращена в Азербайджане 14:35, 16 апр 2024 В Азербайджане сократили квоту на совершение хаджа в 2024 году до 1,5 тыс человек. Первоначально квота превышала 2 тыс верующих. Яков Кедми об атаке Ирана на Израиль. Ответ Нетаньяху.

Что будет с сектором Газа? Организация исламского сотрудничества обеспокоена атакой на Израиль 16:40, 15 апр 2024 ОИС призвала ООН принять меры, направленные на поддержание мира на Ближнем Востоке. В организации обеспокоены недавней массированной атакой Ирана на Израиль. Джума-Джами: что нужно знать о посещении главной мечети Евпатории? Расскажем, где находится мечеть Джума-Джами, кто и когда ее построил, как до нее добраться и посетить, а также что посмотреть в мечети и около нее.

Мусульманский календарь 2024: какой сейчас год и месяц в исламе?

В исламе высоко ценится семья. Целомудрие до брака считается не только добродетелью, но и сутью чести.

Помимо семьи, единство внутри мусульманской общины стало определять идентичность мусульманина и чувство принадлежности к ней. Мечеть и Рамадан Сегодня мечеть остаётся главным исламским институтом, поскольку она является центром жизни каждой мусульманской общины по всему миру. Каждую пятницу, рано утром, мусульмане всего мира посещают мечеть для пятничной молитвы, за которой обычно следует проповедь.

Ещё одной отличительной чертой ислама является ежегодный пост. Это происходит в месяц Рамадан, девятый месяц мусульманского лунного года. Этот месяц меняется из года в год, поскольку исламский календарь является лунным, а не солнечным.

Пост — это духовное упражнение, включающее физическую дисциплину и духовную преданность. Мусульмане воздерживаются от еды и питья от восхода до заката солнца. Рамадан — это особое время года, которое завершается праздником нарушения поста Ид аль-Фитр.

Другой главный исламский праздник — праздник жертвоприношения Ид аль-Адха. Распространение и развитие В 570 году н. Мухаммед родился в городе Мекка, на территории современной Саудовской Аравии.

Мекка была центром процветающей караванной торговли — главного экономического двигателя того времени. Сам Мухаммед был торговцем. В большинстве своём жители Мекки верили во многих богов и поклонялись им в виде идолов.

В этом регионе также проживали иудеи и христиане. Пытаясь разрешить своё недоумение по поводу этого многообразия религий, Мухаммед начал поиски истины о Боге.

Кратко о религии ислам

Они утверждают, что научные достижения представляют собой проявление мудрости Бога и подтверждают истинность Корана. Исламские традиционалисты ортодоксы упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде. В современном исламе наблюдается тенденция фундаментализма возрожденчества , провозглашающего в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама. Фундаменталисты предлагают восстановить ислам в «первозданной чистоте» и очистить его от позднейших наслоений. Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, который признаёт авторитет исключительно Корана и Сунны. Ваххабиты непримиримо относятся к отступлению от принципов единобожия, идолопоклонству и поломничеству к мазарам гробницам святых. Они объявили серьезным нарушением паломничество к святым местам, в том числе к могиле Пророка, а также запретили взывать о помощи истигаса и просить заступничества у кого-либо, кроме Бога. Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой.

За эти годы в стране существенно изменились число мусульманских общин. Если в 1991 г.

Благодаря развитию торговых путей прежние патриархально-общинные отношения разрушались под ударами новых отношений имущественного разделения и классового неравенства. Так в Мекке, — перевалочном пункте караванного пути из Йемена в Сирию, — появилась широкая прослойка зажиточных купцов-перекупщиков, проводников и тому подобных торговых посредников. Буйным цветом расцвело ростовщичество, нанёсшее особенно сильный удар по старым социальным структурам аравийского общества. Городские и сельские массы начали стремительно беднеть, попадая в кабалу к крупным скотовладельцам, шейхам и кредиторам; многие становились рабами, другие вынуждены были работать за копейки в ремесленных мастерских или на выпасе. С другой стороны, в связи с подрывом родоплеменной обособленности и ростом торговых отношений, усиливались связи между разными племенами, возникали крупные союзы на основе взаимовыгодных договоров между богатеющей племенной знатью и купечеством. Уже в этот момент возникает идея политического объединения аравийских кочевников, вскоре приобретающая характер насущной необходимости. Связано это с тем, что великие империи того времени, — Византия и Иран, — стремились взять под свой контроль торговые пути, ведущие из стран Средиземноморья в Индию и Китай через территории, населённые арабами.

Понятно, что сама арабская верхушка, богатство которой практически полностью основывалось на посреднических услугах торговым караванам, с волнением и тревогой наблюдала за противоборством двух гегемонов. Длительная борьба между Ираном и Византией закончилась тем, что персы нанесли поражение Эфиопии, — византийскому сателлиту, — захватившей Йемен. Эфиопы были изгнаны, после чего Иран установил жесточайший контроль над транзитной торговлей, фактически перенаправив торговые пути в сторону подконтрольного Персидского залива. Прекращение транзита через Йемен тяжелейшим образом отразилось на экономике связанных с ним аравийских городов, — Мекки, Ясриба, Таифы и других. Лишившись значительной доли барышей, аравийские богачи усилили эксплуатацию трудящихся: теперь уже целые племена попадали в долговое рабство, ростовщики бессовестно взвинчивали процентные ставки, ремесленники разорялись, пополняя ряды нищих. К началу VII века в Аравии назрел острый социально-экономический кризис: отношения между эксплуататорами рабовладельцами, купцами, ростовщиками, шейхами и эксплуатируемыми рабами, ремесленниками, сельскими трудящимися обострились до предела. Верхушка арабского общества явно испытывала нужду в крепкой централизованной власти которая не только смогла бы сдержать натиск угнетённых масс, но и, объединив разрозненные части страны, сумела бы обеспечить независимость союза аравийских племён, вернуть утраченные торговые пути, а также завоевать новые. Но старые верования эпохи родоплеменного строя препятствовали объединительным тенденциям, разрушали политическое единство различных племён. Новой идеологией единого аравийского государства, соответствующей интересам привилегированных слоёв арабского общества должен был стать ислам с его воинственным монотеизмом и идеей единства всех мусульман.

Предвестники ислама В противоположность Корану и его толкователям, в один голос утверждающим, что основателем арабского единоверия является получивший божественное откровение пророк Мухаммад, мы можем сказать, что как религиозная система ислам сложился далеко не сразу, а Мухаммад, сколь бы не были великими его реальные дела, отнюдь не являлся родоначальником арабского монотеизма. Задолго до появления на свет исламского пророка, в Аравии уже были широко распространены монотеистические религии: на севере современного Йемена существовало довольно агрессивное христианское Аксумское царство, а в некоторых городах оазисы Северного Хижаза, Ясриб, Наджран и др. Непосредственным продуктом влияния христианства и иудаизма на местные кочевые племена стало появление в IV в. Вслед за рахманизмом, как результат настоятельной необходимости объединения арабских племён, в V веке в Аравии появился ханифизм — уже более упорядоченная и возведённая в систему вера в единого бога таухид. Причём, в отличие от рахманизма, ханифизм напрямую вёл борьбу с племенными верованиями и местными божками, призывая к единению всех арабов вокруг некоего верховного божества, аллаха от арабского «al-ilah», «бог» с определённым артиклем. Собственно, и сам Мухаммад принадлежал к движению ханифов, которое к моменту начала его религиозной проповеди уже имело солидную историю, так что представление о нём как об основоположнике веры в единого бога исторически неверно. Мухаммад Историческая наука не располагает достоверными сведениями о жизни и деятельности Мухаммада. Сопоставляя данные из различных, явно тенденциозных источников, очищая их от мифологической мишуры, можно составить некое общее описание жизненного пути этого скорее всего существовавшего в реальности человека. Мы можем сделать вывод, что речь идёт о выходце из не слишком богатой семьи мелкого мекканского торговца из влиятельного племени курейши, который в возрасте около 40 лет, внезапно забросив семейное торговое дело, ударился в религиозную проповедь, объявив себя пророком.

За первые 12 лет своей публичной деятельности Мухаммад не достиг особо впечатляющих успехов: мекканская беднота по преимуществу чуралась пророка, а курейшитская знать опасалась, что введение новой веры подорвёт её господствующее политическое и экономическое положение. В связи с явными неудачами на родине, а также открытым притеснением со стороны мекканских владык, Мухаммад во главе своих сторонников в 622 году перемещается в Ясриб Мадинат ан-наби, «город пророка», или сокращённо, Медину , то есть совершает «хиджру» араб. Здесь дела пошли более успешно. Во-первых, потому, что население провинциальной Медины испытывало открытую неприязнь к гонителям мусульман, — мекканской политической верхушке, которая стремилась установить своё господство также и над соседними племенами и городами.

Хадж мусульмане должны исполнить только в том случае, если у них есть материальные и физические возможности на это. Те, кто совершили паломничество, получают звание хаджи. Помимо столпов веры в мусульманской религии существует культ Каабы. Определение 2 Кааба — главный священный храм мусульман. Кааба расположен в Мекке и представляет собой четырёхугольное каменное здание с плоской крышей, без окон.

В наружной стене храма находится ниши, а в ней чёрный камень, символизирующий присутствие Аллаха. Храм строился ещё до того, как появился ислам. Изначально он был культовым сооружением для приверженцев аравийского язычества. В те времена кроме чёрного камня в каабе стояло множество идолов племенных богов. В этом священном месте были запрещены ссоры, распри и раздоры. После появления исламской религии все языческие идолы были уничтожены, но Кааба так и остался главным культовым сооружением всех мусульман. Замечание 3 Прикоснуться губами к чёрному камню Каабы, значит выполнить завещание пророка Мухаммеда. В каждой своей молитве мусульмане обращаются в сторону Каабы или Мекки, они верят, что только так их молитвы будут услышаны. В исламской вере огромное значение надаётся поклонению святым местам.

К ним относятся места захоронений святых, кладбища, священные камни и могильные холмы, которые имеют хоть какое-нибудь отношение к мифам и легендам. Одной из таких могил принято считать место захоронения Тамерлана мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. В исламской религии много праздников. Наиболее значимые: Ураза-байрам — праздник, посвящённый окончанию поста. Курбан-байрам — праздник жертвоприношения. Миражд — праздник памяти чудесного молниеносного путешествия пророка Мухаммеда в иерусалим и его вознесения к небесному престолу Аллаха. Мавлюд — день рождения пророка Мухаммеда. Стоит отметить, что лишь один из этих праздников, связывает ислам с библейскими преданиями — Курбан-байрам. Основное действие этого праздника — жертвоприношение.

Каждый без исключения мусульманин должен принести в жертву животное: овцу, корову, верблюда или коня. Корни данного обычая лежат в предании о пророке Ибрагиме, которому нужно было принести в жертву своего сына Исмаила, но Всевышний пожалел его и прислал на землю ангела Джабраила с барашком. В конечном итоге жертвой стало животное, а не мальчик. Для проведения богослужений в исламской религии используют мечети, в них читают проповеди, совершают обряды, собирают пожертвование и занимаются обучением детей. Крупные мечети создают духовные школы — медресе, где можно выучиться и в будущем стать священником или богословом. Руководят жизнью религиозных общин в исламе — муллы. Главная составляющая исламского культа — шариат. Определение 3 Шариат — свод правил и норм права, культурных предписаний, регулирующих всю мусульманскую жизнь. В переводе с арабского шариат значит "надлежащий путь".

В разных направлениях ислама эти нормы могут разниться, общее у них только то, что все поступки делятся на запретные, нежелательные, дозволенные, желательные и обязательные.

Основные рака: Стоя прямо, поднять руки на уровне плеч и раздвинуть пальцы. Наклониться вперед, держа голову на уровне талии и уперев руки в колени. Встать на колени, положить руки на пол и коснуться пола носом и лбом. Чтобы сосредоточиться на молитве, некоторые мусульмане используют четки. Они перебирают бусины — одну за другой, произнося все имена Аллаха «самые прекрасные имена». В четках 99 бусин — по одной на каждое имя Аллаха.

Золотая бусина указывает, что все имена названы и можно приступать к произнесению молитвы. Исламское искусство К оран запрещает любые изображения Аллаха и Мухаммеда, а также людей и животных. Это объясняется борьбой ислама с идолопоклонниками, с одной стороны, и верой в то, что ни одно художественное произведение не способно выразить величие Аллаха и его творения — с другой. Поэтому главной чертой исламского искусства являются геометрические узоры и растительный орнамент. Большое значение придается каллиграфии искусству письма. Каллиграфы чудесными узорами выводят изречения Корана и имена Аллаха. Художник-каллиграфист Шариат С вод религиозных законов ислама, составленный на базе Коран и Сунны, называется шариат надлежащий путь , который охватывает все сферы жизни человека.

В мусульманских странах, например в Иране, законы государства фактически совпадают с религиозными. Мусульмане, живущие в неисламских странах, связаны необходимостью подчиняться законам их государства, с одной стороны, и желанием следовать исламу — с другой. Коран учит, что жизнь создана Аллахом, поэтому ее следует уважать. Это влияет на все стороны жизни и возлагает на верующих большую социальную ответственность. Семья Семья также имеет большое значение, любые внебрачные связи запрещены. В связи с этим мужчины и женщины скромно одеваются и ведут себя сдержанно, а в некоторых странах не могут свободно общаться. В некоторых странах исламского мира женщины живут отдельно от мужчин.

Если выходят из дома, то стараются максимально скрыть под одеждой фигуру и лицо. Считается, что этот обычай избавляет женщину от нежелательного внимания мужчин и дает возможность уважать ее не за внешний вид, а за сущность. Исламские правила одежды Мужчины должны быть закрыты закрыт одеждой от пупка до колен. Правила одежды для женщин, исповедующих ислам, называются хиджаб и предписывают закрывать голову, руки и ноги. Они могут толковаться по-разному. Мусульманские женщины в странах Запада носят обычную одежду, но стараются закрывать плечи и ноги. Женщины мусульманки Многие женщины покрывают голову большим платком и носят длинное свободное — платье с рукавами, полностью закрывающими руки.

Некоторые женщины носят чадру, скрывающую нижнюю часть лица, и длинное черное платье, не привлекающее внимания. Пищевые законы Чтобы сделать мясо «дозволенным» халяль , мусульмане готовят его особым образом. Убивая животное, произносят имя Аллаха, а затем дают стечь крови.

Ислам: Прошлое, Настоящее, Будущее

В этой статье вы рассмотрите историю возникновения ислама, а также особенности данной религии и ее основные направления. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке. 7. Мусульмане не поклоняются Каабе, Кааба представляет собой направление для молитвы, как повелел Аллах. Тем не менее появившиеся в последние годы публикации дают возможность утверждать о том, что интеллектуальные поиски о судьбах ислама в российском обществе вышли на новый уровень. научная статья по теме ИСЛАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История.

Становление ислама на территории России

В России Ислам — это явление историческое. Ислам является второй религией по численности верующих в современной России. Он имеет многовековую историю и традиции, является органической неотъемлемой частью российской государственности, культуры и жизни народа. Для Российской Федерации проблема межконфессиональных отношений чрезвычайно важна в контексте анализа формирования постсоветской идентичности страны после 1991 года, не говоря уже об оценках перспектив ее политической стабильности и роли на международной арене. Сегодняшняя Россия — полиэтничная и многоконфессиональная страна, имеющая в своем составе национально-государственные образования республики, автономные округа , определяемые посредством этнической идентичности Чеченская Республика, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и другие , которые тесно связанны с мусульманскими традициями.

Сегодня в количественном выражении мусульманское население Российской Федерации весьма значительно. По оценкам демографов, эта цифра в зависимости от используемых критериев колеблется от 6 до 14 миллионов человек. Представители российского ислама называют цифру в 20 миллионов. Растет число мусульман — трудовых мигрантов из стран Центральной Азии и Закавказья [2].

Президент России Владимир Путин также публично называл цифру 20 миллионов [3]. В 1937 году мусульмане в Советском Союзе составляли 5,9 процента, в 1989 году — 7,9 процента, в 1994 году — более 8 процентов населения Российской Федерации. В настоящее время, по разным экспертным оценкам отечественных специалистов, их количество может составлять от 10 до 15 процентов населения России. Мусульманский ареал в России неравномерен.

Территории значительной концентрации приверженцев ислама включают Северный Кавказ и Поволжье. Мусульмане составляют большинство населения в семи из 85 российских субъектов. Согласно ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», ислам рассматривается как «традиционная религия», признаваемая наряду с православным христианством, буддизмом и иудаизмом, как часть общероссийского «исторического и культурного наследия» [5]. Исламское религиозное «возрождение» в России стало неотъемлемой частью социально-политической демократизации, начавшейся в период «перестройки» и продолжившейся в постсоветский период.

Официальная политика государственного атеизма, которая проводилась в советский период, ушла в прошлое, и ислам наряду с другими традиционными религиями получил свое легитимное пространство в российском социуме. Начиная с этого момента, религия в целом и ислам в частности превратилась в один из важнейших элементов идентичности на разных уровнях. Речь в данном случае идет не только о конфессиональном маркере, но и об этнической принадлежности. При таком подходе приверженность к мусульманству стала рассматриваться не только как проявление чувств верующего человека, но и как составная часть этнической и гражданской самоидентификации.

На уровне же массового сознания ислам воспринимается сегодня как возвращение к народным традициям предков и, в то же самое время, как дело индивидуального выбора. Несмотря на семь десятилетий советской власти,ислам остался влиятельной консолидирующей силой на просторах бывшего Советского Союза, включая и Россию. По стране были открыты тысячи новых мечетей, восстановлены старые культовые сооружения. Были разорваны препятствия для свободной коммуникации между единоверцами бывшими советскими гражданами и мусульманами всего мира.

Благодаря открытию границ, верующие из регионов Российской Федерации смогли совершать хадж паломничество в Мекке к святым местам в Медину , а также обучаться в исламских учебных заведениях институтах, медресе , получили свободный доступ к религиозной литературе и периодике. Искусственная политическая изоляция российских мусульман от мировой исламской уммы сделала их менее связанными с интеллектуальными и теологическими дебатами, которые происходили среди мусульман других регионов мира Ближний Восток, Северная Африка, Юго-Восточная Азия. Но «перестройка» и распад Советского Союза ускорили процесс восстановления утраченных связей и знакомство приверженцев ислама в России с различными исламскими течениями, главным образом, из стран арабского мира, Турции и Ирана. Российский ислам также испытал на себе воздействие миграционных потоков из бывших советских республик Средней Азии прежде всего, Узбекистана и Таджикистана и Азербайджана [6].

Как следствие, в течение почти трех десятилетий, прошедших с момента распада СССР, российские мусульмане смогли установить стабильные связи с зарубежными единоверцами, существенно расширить пространство обменов с исламским миром [7]. Деизоляция российских мусульман имеет как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, речь идет о восстановлении традиций и преодолении искусственной социально-культурной изоляции, защите прав верующих. Позитивный характер имеет возрастание активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих, содействие социальной стабильности, укреплению основ семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

В последние годы осуществляются попытки принятия концептуальных документов, способствующих осмыслению серьезных богословских проблем, формированию общей позиции в определении места и роли ислама и объединению мусульман России: «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития» 2013 год , «Социальная доктрина российских мусульман» 2015 год , «Грозненская фетва» 2016 год , которые, нацелены на выработку концепций по наиболее важным вопросам исламского богословия и государственно-религиозных отношений. Но с другой стороны, религиозная либерализация помимо этого принесла и политизацию ислама [8] , а также воздействие радикальных, экстремистских антигосударственных течений, знакомство с практикой джихадистских движений. Политизация ислама подпитывает его радикальные идеи и способствует распространению псевдорелигиозного экстремизма, нарушает принципы толерантности. В России сегодня проблема ислама является актуальным вопросом, как внутренней, так и внешней политики.

После распада СССР самым турбулентным регионом на постсоветском пространстве стал Северный Кавказ в котором мусульманское население доминирует во всех национальных республиках, за исключением Северной Осетии. При этом с начала 2000-х годов этнический сепаратизм, как угроза для единства российского государства и общества был вытеснен с первых позиций псевдорелигиозным экстремизмом. Это изменило географию «горячих точек» на Северном Кавказе. Если в 1990-х и в начале 2000-х годов наиболее опасным регионом считалась Чечня, то затем своеобразное «первенство» перешло к Дагестану, самому крупному и населенному субъекту на Северном Кавказе.

Оно продолжает сохраняться и по состоянию на начало 2019 года хотя в течение нескольких кварталов за последние десять лет Чечня выходила на первое место [9]. По количеству жертв вооруженного насилия а также террористических инцидентов северокавказские республики не вернулись к показателям 2012 года то есть того момента, когда начало фиксироваться их неуклонное снижение. После серии терактов в Волгограде и в Ставропольском крае в канун нового 2014 года экстремистское подполье не проводило масштабных атак за пределами Северо-Кавказского федерального округа СКФО. Значительное место в снижении этнополитической нестабильности в регионе занимали и продолжают занимать представители традиционного исламского духовенства.

В особенности стоит отметить их роль в процессе диалога с неофициальными мусульманскими группами, а также действия по возвращению к мирной жизни представителей молодежи, попавшей под влияние экстремистов. В регионе под эгидой Координационного центра мусульман Северного Кавказа КЦМСК реализуются различные проекты по теме: «Ислам религия мира и добра», направленные на демонстрацию подлинного образа ислама, профилактику экстремизма, укрепление государственно-конфессиональных отношений. На постоянной основе ведется масштабная работа в следственных изоляторах и местах лишения свободы, организованы лекции, семинары, тренинги и круглые столы. В 2019 году в каждой территориальной единице КЦМСК были сформированы региональные отделения клуба «Дружный Кавказ», проводится межрегиональный молодежный форум по укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений среди кавказской молодежи.

Продолжается реализация популярного проекта «Этно-религиозный туризм», предполагающего посещение крупных мечетей, школ хафизов, зияртов известных богословов, а также просветительскую программу с участием духовных наставников. Лидеры северокавказских и поволжских субъектов РФ стали активно вовлекаться в российскую внешнюю политику, особенно на ближневосточном направлении, а также в Закавказье и на Среднем Востоке Афганистан. С их помощью Россия стремится максимально расширить свое присутствие в регионах, представляющих для нее стратегический интерес. Это вписывается в контекст политики «поворота на Восток» и, в целом, диверсификации международных связей страны.

Не стоит забывать, что после объединения России и Крыма в 2014 году с территорией площадью 27 тыс. В своем подавляющем большинстве представители крымскотатарского народа — мусульмане-сунниты, имеющие сложные и противоречивые отношения к России, в силу особенностей исторического прошлого прежде всего, негативная память о сталинской депортации 1944 года. Тем не менее, в целом, процесс инкорпорирования Крыма проходит успешно, без резких всплесков межэтнической и религиозной конфликтности. Муфтий Крыма Эмирали Аблаев разделяет позицию российского исламского духовенства и властей по поводу необходимости сдерживания религиозного радикализма и проникновения зарубежных проповедников, распространяющих чуждые идеи и спекулирующих ценностями ислама [12].

Вместе с Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем он в свое время осудил блокаду полуострова, организованную «Меджлисом» запрещена в РФ как экстремистская структура [13]. В мае 2019 года распоряжением Совета министров Республики Крым республиканскому Духовному управлению мусульман передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество, входящее в религиозно-культовый комплекс «Зынджырлы медресе» в Бахчисарае. Это высшее исламское учебное заведение», основанное ханом Менглы-Гиреем в 1500 году, считается одним из старейших исламских духовных учебных заведений, сохранившихся на территории Российской Федерации. Здесь работал и преподавал русский язык в 70-х годах XIX столетия известный крымско-татарский деятель Исмаил Гаспринский [14].

Политика российских властей по отношению к исламу строится с учетом нескольких базовых резонов. Органы государственной власти постоянно заявляют о необходимости межконфессионального диалога, а сам российский проект позиционируется как диалог различных культур и народов. Так, в своей знаменитой «крымской речи» в марте 2014 года Владимир Путин заявил, что в России «в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос» [15]. При этом на исламском направлении Кремль и региональные власти делают акцент на поддержку лояльного духовенства.

Речь идет о Централизованных религиозных организациях мусульман муфтиятах отдельных субъектов РФ или о координационных федеральных структурах, поддерживаемых государством. Дополнительной остроты ситуации придает то, что российская постсоветская идентичность еще не сформировалась окончательно, идет сложный и мучительный ее поиск, переосмысливается на новом этапе имперского и советского наследия, а также взаимоотношений между государством и различными группами этническими, религиозными, социальными. Внешняя политика РФ также содержит важный «исламский» компонент. Россиячрезвычайно беспокоится по поводу укрепления радикальных сил, эксплуатирующих так называемую идею «чистого ислама» за пределами страны, и возможностями установления кооперации между ними и российскими радикалами.

Как следствие — крайне сдержанное а моментами и резко негативное отношение к событиям «арабской весны», сопровождавшимися усилением политического ислама и экстремистских настроений на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь же следует искать корни поддержки правительства Башара Асада в ходе гражданского противостояния в Сирии, а также египетских властей во главе с фельдмаршалом Абдул-Фатахом Ас-Сиси, противостоящих радикалам. Светские режимы Ближнего Востока несмотря на присущие им коррупцию и авторитаризм рассматриваются в Москве как гаранты предотвращения угроз международной безопасности. Значительное место во внешней политике России уделяется евразийской интеграции.

Между тем, на постсоветском пространстве ислам является религией большинства в республиках Центральной Азии и Закавказья. Три из перечисленных выше стран являются стратегическими союзниками России, они входят в Организацию договора коллективной безопасности ОДКБ Казахстан, Киргизия, Таджикистан. При этом Казахстан — один из основателей и член Таможенного и Евразийского экономического союза ЕАЭС , Киргизия стала пятым участником этой интеграционной структуры, а Таджикистан претендует на членство в ней. При этом Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан являются важными партнерами России по вопросам экономической безопасности.

Как следствие, значительный интерес Россия проявляет к сохранению политической стабильности в этих странах и предотвращению как возможных «арабских сценариев», так и возможного «экспорта» террористических угроз из Афганистана. Угроза со стороны радикального политизированного ислама в целом, и, в особенности, запрещенной в РФ ИГИЛ, остается на сегодня одним из немногих вопросов, по которым США и Запад в целом и Россия сохраняют возможности для кооперации, несмотря на общую негативную динамику двусторонних взаимоотношений. При этом Россия пытается играть значительную роль в исламском мире, делая акцент на то, что мусульманская идентичность является важной частью идентичности общероссийской. По словам Президента РФ Владимира Путина, «традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода, а мусульманская умма, без всякого сомнения, — очень важная часть российского многонационального народа» [17].

Она также стремится играть роль медиатора между Востоком и Западом, что в особенности проявляется в ее участии в процессе израильско-палестинского урегулирования и переговорах по Ирану и его «ядерной программе», разрешении многолетнего гражданского конфликта в Сирии. Россия на сегодняшний день смогла установить равновесные конструктивные отношения с ключевыми странами исламского мира — Египтом, Саудовской Аравией, Ираном, Турцией, Пакистаном, Катаром, Иорданией, ОАЭ. При этом стоит отметить, что многие страны исламского Востока последовательно поддерживали территориальную целостность российского государства и рассматривали религиозных радикалов Северного Кавказа в качестве своих идеологических оппонентов, а против террористов — выходцев из ближневосточных государств, вовлеченных в экстремистскую деятельность на территории РФ, открывали уголовные дела. Россия также поддерживает отношения с такими политическими группами, как «ХАМАС» и «Хезболла», которые на Западе и в Израиле имеют репутацию террористов и радикалов.

На фоне украинского кризиса и растущей конфронтации с Западом диверсификация внешней политики крайне важна. В этой связи сохранение гармоничных отношений между представителями различных народов и конфессий, населяющих Россию, а также эффективности государственной национальной и религиозной политики, представляется важнейшим приоритетом. Но реализация этой цели будет, как минимум, проблематична, без широкого учета правозащитных вопросов. Между тем, соблюдение прав мусульман практически не исследуется в качестве самостоятельной проблемы.

Этот сюжет либо включается в общие правозащитные доклады, где нюансы, касающиеся именно российских мусульман, теряются. Либо рассматривается в контексте «перегибов» в антитеррористических кампаниях. По словам сотрудника Духовного управления мусульман ДУМ РФ Ильдара Нуриманова, важнейшей проблемой в деле мусульманской правозащиты является отсутствие институтов, которые могли бы системно заниматься данным вопросом: «Как это ни странно слышать, главным мусульманским правозащитником является наш Президент — Владимир Владимирович Путин. Он не только опередил в этом бюрократию, которой по должностным обязанностям положено защищать интересы граждан, но и самих мусульман» [18].

Предлагаемый экспертный доклад составлен группой экспертов Духовного собрания мусульман России ДСМР на основе информации из открытых источников. В нем систематизируются основные вызовы в сфере соблюдения прав российских мусульман, приведены основные резонансные общественные события. Приведены примеры неоднозначных судебных решений и административно-бюрократических дискриминационных практик проблемы с реституцией и строительством культовых сооружений , вопросов соблюдения прав верующих в пенитенциарной системе, политической исламофобии. Этот доклад рассматривается как первый пилотный проект.

В нем собраны основные проблемные узлы, приведены самые резонансные общественные события. В дальнейшем предполагается расширение тематического поля докладов, детализация обозначенных проблем. Доклад о правах мусульман в РФ планируется готовить ежегодно. Судебные решения по запрету исламской религиозной литературы Фундаментом для любого религиозного человека является корпус священных писаний, на которых, собственно, и базируется его вера.

В случае с российскими мусульманами много лет вызревала такая проблема, как практика запрета религиозных текстов различными судебными инстанциями. По словам муфтия Мухаммада Рахимова, руководителя Духовного управления мусульман Ставропольского края, «болезнью российской правовой системы является то, что мнение об исламских священных текстах выдают несведущие люди, у которых нет соответствующей квалификации, а право налагать всероссийский запрет на книги отдано районным судам. Спрашивают у каких-то людей, у которых нет образования. Я имею в виду, ни филологического, ни духовного образования.

И с его слов запрещается литература» [19]. По мнению муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, «решение о запрете перевода Корана может иметь значение для "академических кругов", однако обычным верующим очень сложно объяснить, почему суд запретил толкование священной для мусульман книги. Многие верующие просто не понимают запрета толкования Корана. Как-то нужно здесь более внимательно относиться к таким чутким вещам, и здесь, конечно же, мы, общественность, должны возвысить свой голос, чтобы вместе урегулировать данную ситуацию» [20].

На решение суда были поданы четыре жалобы — адвоката Мурада Мусаева — представителя переводчика Корана Эльмира Кулиева, адвоката из Саратова Равиля Тугушева, муфтия Адыгеи и Краснодарского края Аскарбия Карданова и группы мусульман Саратовской области. Спустя три месяца решение райсуда было отменено Краснодарским краевым судом [21]. Копия решения суда была распространена 8 сентября в Интернете и вызвала широкое недовольство мусульман в России. Глава Чечни Рамзан Кадыров подал жалобу на судебное решение, по результатам рассмотрения которой 5 ноября Сахалинский облсуд отменил решение суда первой инстанции [22].

Фактически, в ответ на этот казус Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о запрете признания экстремистскими материалами текстов Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Соответствующий документ был внесен главой государства 14 октября и подписан 23 ноября 2015 года. Эта инициатива Владимира Путина была поддержана лидерами различных конфессий России [23]. В январе 2019 года прокуратура г.

Самары потребовала через суд признать экстремистскими материалами мусульманскую литературу. Среди текстов оказалась книга с толкованием Корана в переводе азербайджанского религиозного философа Эльмира Кулиева. Дело о признании экстремистской литературой ряда тафсиров толкований Корана было принято в производство Красноглинским районном судом Самары. Аналогичный судебный процесс по иску Приволжской транспортной прокуратуры был инициирован в Лаишевском районном суде Татарстана.

Остается актуальной также проблема интерпретации остальной религиозной литературы. В исламском случае речь о хадисах или классических жизнеописаниях пророка Мухаммеда, которые также входят в число фундаментальных источников Ислама и не мыслимы без Корана [25]. Между тем подборка цитат из хадисов аль-Бухари о джихаде была запрещена решением Апастовского районного суда Татарстана в 2015 году. То же издание «Садов праведных», которое в 2019 году стало причиной слушаний Лаишевского районного суда Татарстана, было признано экстремистским в Оренбурге в 2012 году; в 2015 году запрет с книги был снят.

Однако параллельно, в 2014 году, «Сады праведных» были запрещены решением Артемовского городского суда Свердловской области. По неясной причине книга была внесена в Федеральный список под п. Строительство и возвращение мечетей: бюрократические и общественные препоны Важнейшей проблемой соблюдения прав верующих мусульман является вопрос о доступе к культовым местам. По словам муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, «в нашей столице действительно остро ощущается дефицит мечетей, это очевидно.

Даже для коренного населения, мусульман-москвичей, четырех мечетей явно не хватает.

Пятнадцатого июля 622 года Мухаммед со своими последователями переселился совершил хадж в город Ярсиб, позднее названный Мединой. Если в Мекке Мухаммед был лишь посланником Аллаха, духовной главным главой небольшой общины, то в Ярсибе Медине проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя. Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления по лунному календарю. За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда 622 — 732 гг. Медина стала не только центром распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка 630 году. Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама: Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога — Аллаха. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман корана с арабского — то, что читают, произносят , впоследствии канонезированой.

Коран состоит из 114 глав сур каждая из которых состоит из определенного количества стихов. Коран открывается первой сурой « Фатиха » арабское — « открывающая » , дальше суры следуют в убывающем порядке в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько стихов, помещены в конце карана. Однако это расположение не соответствует времени их произнесения: до сур, относящихся к Мекканскому периоду 610 — 622гг. Но в основе корана и хадисов рассказы о поступках и высказываний Муххамеда мусульманские богословы разработали Шариат с арабского — «правильный путь» — комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина. Наиболее краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, — нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед — его посланник. Вера в единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва салит, намаз , совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост саум, ураза в течение месяца по лунному календарю рамадан , налог в пользу бедных и неимущих закят и паломничество в Мекку хадж к храму Кааба. Основные черты мусульманского культа в частности предписаний, зафиксированных в пяти «столпах», сложившихся при жизни Мухаммеда, в мединский период.

В Медине возникло первое мусульманское культовое здание — мечеть первоначально это был дом пророка. В мединских сурах Корана зафиксированы основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной жизни пищевые запреты и прочие , семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее тяжкие грехи — ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность. Подобного переплетения богословных и чисто светских проблем мы, пожалуй, не встретим ни в одной другой религии. Сунниты сейчас составляют большинство мусульман. В рамках каждого из них сформировались самостоятельные идейные течения и секты. Особенно они многочисленны в шиизме. Основные расхождения между большинством из них сводятся к вопросам передачи власти в халифате и обрядовой практике. СУННИЗМ Основной религиозной и общественной книгой суннитов кроме «Священной книги» — Корана является сунна — «Священное предание»; сунниты отрицают достоверность некоторых суннитских хадисов и пользуются собственными сборниками ахбар. Верховная власть в халифате, по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной, шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы улемы в отличии от шиитских не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни, и таким образом, их должность сводится прежде всего к толкованию священных текстов. Многочисленные шиитские течения и секты исмашииты, друзы, алавиты и другие связаны общими историческими корнями и основополагающими идейными положениями. Главное из этих положений — признание четвертого халифа Али и его потомков единственными законными наследниками и приемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины. В последующим столетие, многочисленные мусульманские государства возникали и распадались, под знаменем ислама шли войны, иногда нацеленные на завоевания чужих территорий, иногда — на освобождение мусульманских народов от иностранного гнета. Уже к VIII веку арабы подчинили себе огромные территории.

Соответственно, возросла роль ислама в качестве мощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе с иноземными влияниями. Под знамена ислама зачастую становятся силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны от давления иностранных держав, как это случилось, например, в ходе революции в Иране. Однако нельзя забывать и о том, что в ходе этой справедливой борьбы порой — как в том же Иране — проявляются едва ли не самые консервативные стороны ислама с его призывами ограничить права женщин, ориентироваться на жесткие нормы шариата.

Нельзя забывать и о том, что националистический уклон с опорой на первозданную силу ислама ведет к усилению позиций наиболее реакционных слоев духовенства и соответственно — к ослаблению позиций прогрессивных реформаторов. Правда, в ряде современных исламистских стран по-прежнему идут энергичные преобразования. Некоторые из них, как известно, отдали даже дань так называемому пути «социалистической ориентации». Но, как известно, все такого рода социалистические эксперименты в конце XX века с треском провалились. И это создало в исламском мире принципиально новую ситуацию, широко раскрывшую двери для рискованных экспериментов фундаменталистов, то есть активных сторонников возвращения к средневековой чистоте ислама с одновременным решительным отрицанием духовного влияния со стороны «развращенного» Запада. Иными словами, за последние десятилетия в мире создались определенные объективные условия для усиления ислама в его наиболее жесткой форме. И эти условия стали активно реализовываться усилиями фундаменталистов, число которых с каждым годом растет, а их действия — по меньшей мере в ряде стран, как, например, в Алжире, — принимают все более откровенный экстремистский характер.

Мусульмане живут как минимум в 125 странах, при этом в 28 странах ислам — государственная религия. Ислам — господствующая религия арабских стран — от Саудовской Аравии до Марокко. Ислам также исповедует большинство тюркских народов, живущих в Турции, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Туркменистане и Узбекистане. В России ислам исповедуют татары и башкиры, а также многие кавказские народы, в том числе чеченцы и дагестанцы. Много веков назад мусульманами стали ираноязычные народы Ирана и Таджикистана. Ислам исповедуют во многих странах Африки, в том числе в странах с темнокожим населением, например, в Судане и Сомали. На чем строится ислам? Догмы ислама регулируются шариатом — сводом мусульманских правил. В странах, где ислам — государственная религия, шариат действует или вместо гражданских законов или наряду с ними. В светских государствах мусульмане сами стараются придерживаться норм шариата.

Кратко о религии ислам

Новости по теме: Ислам Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама — она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме.
мировая религия-ислам. | Статья по истории по теме: | Образовательная социальная сеть Новости по теме: Ислам.
Ислам: что это? Коротко о религии. Основы мусульманской веры 22 декабря в Общественной палате РФ состоялась научно-практическая конференция на тему «Ислам — неотъемлемая часть духовного наследия России: к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией».

Возникновение ислама. Шариат – мусульманское право

  • Экспертный доклад: "Вопросы соблюдения прав мусульман в России"
  • Ислам сегодня - Рефераты
  • Кратко об истории возникновения и распространения ислама
  • Экспертный доклад: "Вопросы соблюдения прав мусульман в России"

Ислам в России: история и современность

Кратко о мировых религиях. Ислам Особенность Ислама, религии мусульман – однозначное единобожие и единопочитание.
Ислам - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» ислам – последние новости.
Религия ислам – кратко о мусульманстве в мировой культуре Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама — она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме.
Реферат по обществознанию на тему: «Ислам» Во-вторых, подается закят только мусульманам или тем, кого можно при помощи денег привлечь к исламу.

ИСЛАМ СЕГОДНЯ

Реферат: Религия – ислам. Скачать бесплатно и без регистрации Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке.
Вы точно человек? Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное).
Возникновение ислама и государства у арабов Все самое интересное и актуальное по теме "Ислам".
Ислам на современном этапе в России: вызовы, угрозы, решения Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное).
Доклад: Ислам в современном мире Особенности ислама заключаются в большом традиционализме: мусульмане чаще остальных верующих исполняют строго предписанные для них правила.

История становления и развития ислама. Основные направления

До того как ислам распространился на аравийские народности (большую часть которых составляли пустынные кочевники), люди поклонялись многим богам, создавали себе культы из тотемов, благоговели перед стихиями. Есть сведения, что мекканцы злоупотребляли и тем, и другим, что отвлекало их от добросовестного выполнения религиозных обязанностей, когда там воцарился ислам: пьяный не способен надлежащим образом совершить намаз, а азартный игрок может о нем и вовсе забыть. Тем временем, полагают мусульмане, текст дошедшей до нас Псалтири существенно отличался от оригинала, который до нас не дошел и содержал в себе наставления, поучения, рекомендации, мудрые изречения. В этой статье вы рассмотрите историю возникновения ислама, а также особенности данной религии и ее основные направления. В этой статье вы рассмотрите историю возникновения ислама, а также особенности данной религии и ее основные направления.

Что такое Ислам?

Цену на хадж в 2024 году раскрыли в Дагестане 16:59, 23 апр 2024 От Дагестана в 2024 году в Мекку отправятся свыше 10 тыс человек — самая большая квота в России, которая полностью реализована. Стоимость поездки подорожала. Кайруан: как посетить главную святыню мусульман Магриба 3:00, 21 апр 2024 Кайруан считается самым священным городом Туниса, но посещают его не только паломники. В Кайруане находится одна из важных святынь ислама; это также крупный ремесленный центр.

Расскажем, где находится Кайруан, почему туда совершают паломничества, как до него добраться и что там посмотреть. Белые дни в исламе 2024: что это такое, хадисы, как держать пост? Он длится 3 дня каждого лунного месяца.

Расскажем, что такое белые дни, какие хадисы, как держать пост 3 дня и когда белые дни в каждом месяце 2024 года. Пост в исламе: что такое, правила, как и для чего держать, что нельзя делать 19:00, 16 апр 2024 Пост — это один из пяти столпов ислама, то есть предписаний, обязательных для мусульман. Что это такое, как правильно держать пост, сколько он длится и кому можно не держать пост, в чем польза поста в исламе?

Квота на хадж в 2024 году сокращена в Азербайджане 14:35, 16 апр 2024 В Азербайджане сократили квоту на совершение хаджа в 2024 году до 1,5 тыс человек. Первоначально квота превышала 2 тыс верующих. Яков Кедми об атаке Ирана на Израиль.

Ответ Нетаньяху. Что будет с сектором Газа? Организация исламского сотрудничества обеспокоена атакой на Израиль 16:40, 15 апр 2024 ОИС призвала ООН принять меры, направленные на поддержание мира на Ближнем Востоке.

В организации обеспокоены недавней массированной атакой Ирана на Израиль.

Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Вероучение Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры иман , исполнения религиозных предписаний ислам в узком смысле и искренности при их исполнении ихсан.

Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений и включает в себя пять основных предметов: 1 веру в единого и единственного Бога, 2 ангелов, 3 Богооткровенные Книги в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада , 4 Божьих пророков и посланников, 5 Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой некоранического происхождения — вера в предопределение все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего. Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»: 1 словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»; 2 ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3 очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4 пост в месяц рамадан см. Рамазан , который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5 паломничество хотя бы раз в жизни в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе.

Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует, прежде всего, единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.

Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство». Мусульманская культура Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1 наука о толковании и чтении Корана, 2 наука о хадисах, 3 правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон шариат , который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран.

В шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие калам , внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия аристотелизм, неоплатонизм способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения.

Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм. Шиизм Уже после битвы при Сиффине в 657 между сторонниками 4-го праведного халифа Али зятя и двоюродного брата Мухаммада и Муавии основателя первой мусульманской династии омейядов ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине.

Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» люди традиции , сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции.

Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов иджма суннитов, эзотерический смысл откровения батин , доступный только «посвященным», — экзотерическому захир. Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й не умер, а перешел в состояние гайба, т. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер.

В целом — это своеобразная попытка ввести в ислам персонифицированного посредника между Богом и человеком тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы. Вероучение и догматика крайних шиитов алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства. В новое время, когда в странах Ближнего Среднего Востока народились и стали развиваться капиталистические отношения, появились секты, отражавшие интересы местной, национальной буржуазии. Основателем этой секты был Али Мохаммед, иранский купец из г.

Он назвал себя Бабом, что значит «врата», через которые должно проникнуть к людям новое вероучение, приходящее на смену исламу. Основы бабизма изложены в книге «Беян», написанной Бабом. Эта книга, в которой изображено идеальное утопическое буржуазное государство, по сути дела н6аправлена против иранских феодалов и иностранных капиталистов, являвшихся конкурентами иранского купечества. Чтобы ограничить влияние духовенства на верующих, Баб объявил посещение мечети и собрание верующих для молитвы необязательным, отменил также обязательное выполнение религиозных обрядов.

Каждый может молиться где и когда ему угодно. Антифеодальная направленность бабизма привлекла к нему трудящиеся массы, которые превратили Бабизм в орудие и знамя мощной антифеодальной борьбы. В разных районах Ирана вспыхнули народные восстания, которые вскоре были подавлены, а Баб был казнен в Тивризе летом 1850 г. Бабизм в Иране вскоре утратил свое общественное и политическое значение.

Небольшие бабидские общины, разбросанные по всей стране, продолжали существовать позднее как мелкие тайные организации. В противовес бабизму возник бехаизм — религиозное учение, которое освящало институт буржуазной частной собственности, и было направлено против развития классовой борьбы. Основоположником бехаизма был Мирза Хусейн Али, выступавший в роли преемника Баба. Он стал именовать себя Бехаулла, что значит «блеск божий» в дальнейшем он выдавал себя за воплощение бога, т.

Основы учения изложены в «китабе акдес» «священная книга» , которая, по мнению автора, заменила Коран и Беян. Согласно «китабе акдес», все люди являются братьями, поэтому между ними не должно быть ни войн, ни классовой борьбы.

В исламе нет такого противостояния. Более того, сам Мухаммад, его окружение и созданная им организация вполне «из этого мира». Он имеет характер политического союза и полностью сливается с обществом и государством.

Ее членами являются люди, профессионально занимающиеся религиозной деятельностью. Но у них нет особых «сил», но есть статус особого служения по сравнению с обычными верующими. Учение и догматика ислама просты и доступны, нет сложного, развитого ритуала. В исламской религиозной системе ритуал и дисциплина превыше всего. Источники мусульманского права Первый и самый важный источник права — Коран.

Помимо Корана, вторым авторитетным и обязательным для исполнения источником права для всех мусульман является сунна полное название «Сунна Посланника Аллаха», с арабским обычаем, моделью , которая состоит из рассказов хадисов , высказываний и действий Мухаммеда. Это сборник таможенных пошлин и правил. Хадис также содержит элементы закона, различные правила. Таким образом, Коран и Сунна являются источником знаний о том, какое поведение и какой образ мышления угоден Богу. Изучение сунны является неотъемлемой частью религиозного образования и религиозного обучения.

Глубокое знание сунны является критерием авторитета мусульманина. На третьем месте среди источников мусульманского права стоит иджма — «общее согласие мусульманской общины». Иджма состоит из перекрывающихся заявлений по религиозно-правовым вопросам, сделанных соратниками Мухаммада или наиболее влиятельными мусульманскими богословами — правоведами. Иджма развивается и как толкование текста Корана или Сунны, и как формирование новых норм, которые уже не имеют прямого отношения к Мухаммаду. Таким образом, развиваются модели поведения, которые единогласно поддерживаются муфтиями и моджтахидами.

Это развитие мусульманского права называлось «ижтихадом». Наиболее противоречивыми источниками мусульманского права являются Кияс. Кияс — это решение судебных дел по аналогии. По мнению Кияса, правило, закрепленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть использовано для дела, которое напрямую не охватывается этими источниками права. Мусульманское право называется шариатом.

В его основу положены, прежде всего, Коран и Сунна, а также другие источники. Это правовые нормы, которые напрямую связаны с богословием ислама. Мусульмане рассматривают правовую систему как откровение единого божественного правопорядка. Шариат приписывается божественное значение. Шариат превратился в строго конфессиональный закон.

В качестве источника права шариат допускал существование местных обычаев, не противоречащих принципам и нормам мусульманского права. Соблюдаются правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе. А также народы, которые находились под влиянием мусульман. За соблюдением шариата следили мусульманские богословы. Направления ислама Ислам не однороден.

Направления ислама включают суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и другие. Большинство мусульман мира принадлежат к ортодоксальному исламу — суннитам. Они признают суннитов вместе с Кораном святым источником веры. Шиитский ислам настаивает на том, что законными правопреемниками Мухаммеда могут быть только его явные родственники, в то время как избрание имама в качестве религиозной общины незаконно. Поэтому они не узнают Сунну, которая была написана при первых халифах.

Шиизм сам по себе тоже не однороден. В нем есть течение, которое признает 11 законных имамов — наследников Али; 12-й имам таинственно исчез в 9 веке, но они считают, что он должен был появиться как спаситель — Махди. Существует секта исмаилитов, которые верят, что их имамы последовательно воплощены в «душу мира». Есть секта карматинцев, у которых демократическая полоса. Его члены, большинство из которых являются фермерами и бедуинами Аравии, придерживаются принципа общей собственности.

Секта убийц, сочетающая мистику с фанатичной борьбой с немусульманами, отделилась от исмаитов. Есть группа последователей халифа Хакима. Суфизм — это мистическо-аскетическое, полумонастическое течение. Она проповедует мистическую любовь к Аллаху, желание приблизиться к Нему. Конечная цель — освободиться от личных черт и слиться с божественной истиной.

Движение тарикатов исторически связано с суфизмом. Ваххабизм — это религиозно-политическая доктрина, зародившаяся в XVII веке и получившая свое название от имени Мухаммада ибн Абдал-Ваххаба. Ваххабиты сопротивлялись племенным культам, официальному «турецкому» исламу, который, по их мнению, вышел из монотеизма, установив уважение к Пророку и культ святых.

Развитие Халифата Ислам — религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек. Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией. Ислам и его источники В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «предание себя Единому Богу» или «покорность». Ислам является мировой монотеистической авраамической религией. Исламские богослужения совершаются на арабском языке. Первые мусульмане Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву.

Представители других авраамических религий — христиане и иудеи — называются в исламе «Людьми Писания». В Священной Книге Коран представлены истории о сотворении мира, о том, как возник первый человек на земле, о всемирном потопе и прочие. Зарождение Ислама Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно. В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции. Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму Ибрахиму. Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение.

Презентация на тему Ислам

Главные праздники ислама Еще при жизни пророка Мухаммеда появились два главных праздника ислама: Ураза-байрам или Ид Аль-Фитр — день завершения строго поста в месяц Рамадан. Его также называют праздником разговения. В этот день принято собирать всех родных за большим столом. Курбан-байрам или Ид Аль-Адха — праздник жертвоприношения. Согласно традициям, в этот день принято приносить в жертву какое-нибудь животное, например барана или верблюда. Жертвенным мясом надо делиться с нуждающимися. Остальные праздники признаются «памятными днями» и отмечаются, как правило, только наиболее правоверными мусульманами. Уразу-байрам и Курбан-байрам по традиции отмечают не только строго верующие люди, но и вообще все представители арабских, тюркских и иранских народов. Читайте также Рамадан: начало и конец поста Рамадан — месяц обязательного мусульманского поста.

Это один из 5 столпов, на которых держится ислам.

Арабский халифат Мусульмане сформировали совершенно иную, неизвестную доселе ни для арабов, ни для других народов политическую систему — халифат. Это не была первая государственность у арабов. Территория Йемена стала одним из очагов человеческой цивилизации, в том числе центром древнеарабской государственности. Ещё до нашей эры здесь существовали различные семитские царства, и впоследствии именно отсюда вышла арабская династия Гассанидов — одна из старейших в мире.

На заре III в. Но халифат отличался от всех прочих арабских государств тем, что его фундаментом стала новая монотеистическая религия, а во главе стоял халиф — лидер не только политический, но и религиозный, глава государства и всей мусульманской общины. Устройство халифата исходило из шариата — системы исламских предписаний, регулирующих все стороны человеческой жизнедеятельности. Сразу после смерти пророка встал вопрос о преемнике, которому будет суждено возглавить исламскую общину. Вопрос о кровном наследовании титула халифа не стоял — опять же, роль Мухаммада была лишь в его пророческой миссии.

После обсуждений и споров был избран первый «праведный халиф» Абу Бакр, тесть пророка Мухаммада и его ближайший сподвижник. Абу Бакр правил недолго, всего два года, но при нём продолжился начатый ещё при Мухаммаде процесс ближневосточных завоеваний мусульман. Однако после смерти пророка ряд арабских племён, принявших ислам, вновь вернулись к многобожию и стали угрожать стабильности халифата. Впечатлённые успехом учения Мухаммада, многие авантюристы так же объявили себя пророками и стали сколачивать вокруг себя банды, которые в конце концов были разбиты войсками мусульман. После подавления мятежей мусульмане направили свои силы на внешних врагов, в первую очередь, Персию.

Но возраст не дал Абу Бакру закончить начатое. Будучи старейшим последователем Мухаммада, он умер в 634 году в возрасте 60 лет, успев назначить своим наследником Умара ибн аль-Хаттаба. В период правления халифа Умара мусульманское государство значительно приросло владения. При нём в состав халифата вошли персидские Сирия и Палестина, в частности, уже в 638 году Иерусалимом стали владеть мусульмане. Вскоре и сама Персия, бывшая некогда великой восточной империей, вошла в состав молодого мусульманского государства.

Несмотря на успехи в завоевательных походах, деятельность праведных халифов отнюдь не ограничивалась лишь этим. Умар активно занимался внутренней политикой. В таком большом и разношёрстном государстве неминуемо должны были пройти административные реформы, вместе с ними — налоговые и земельные. Десятилетнее правление Умара оборвалось ввиду его внезапной смерти — он был убит разгневанным персидским рабом во время коллективной молитвы. Умару наследовал Усман ибн Аффан, важнейшим результатом правления которого считается кодификация Корана.

Ранее аяты Корана передавались только через устную форму, но во времена Абу Бакра была проведена первая работа по собиранию разрозненных листов Корана в единый свод. Повторно работа по кодификации Священного Писания была проведена Усманом, в результате чего из 7 вариантов чтений Корана был оставлен один, написанный на курайшитском диалекте арабского.

Социально-культурные особенности ислама Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в его способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки. Молодость ислама Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей.

Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире Жизненность и гибкость мусульманской религии Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том. Тотальность ислама Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей. Простота и доступность этой религии Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях.

Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке; однако следует заметить, что в последние десятилетия он стал распространяться в ряде европейских стран, в частности во Франции.

На современной карте мира эта территория находится в составе Саудовской Аравии. Пророк Мухаммад Основателем ислама был пророк, имя которого произносится и как Мухаммед, и как Мухаммад «Прославленный» [араб. Родился он в 570 г. Изначально Мухаммад был пастухом, а после, женившись на богатой вдове, занялся торговлей. В 610 году у него начались «видения»: он видел таинственные сады и ангелов, чьи слова он мог услышать, а также внимал голосу Аллаха.

Эти голоса передали ему содержание книги, впоследствии ставшей священной для всех мусульман — Корана «чтение вслух» [араб. Голоса повелели Мухаммаду проповедовать слова Аллаха людям и осуждать политеизм многобожие , поэтому именно 610 год принято считать годом зарождения ислама. Уже во второй половине VII века началось деление ислама на конфессии. Первыми были суннизм «образец», «пример» [араб. В VIII века произошло деление шиитов и появилась новая конфессия — исмаилиты по имени Исмаила, духовного вождя. Это три основные конфессии ислама, хотя существуют и десятки других, менее известных хараджиты, салафиты, друзы и др.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий