Что происходит внутри детского дома. Кто помогает детям-сиротам адаптироваться к самостоятельной жизни. Детский дом № 1 г. Киселевска Кемеровской области просит оказать содействие. Детские дома находятся полностью на государственном обеспечении или существуют за счет благотворительной помощи (редкость). это не только сексуальное, но и психологическое насилие.
Оставят без «мам»: детдомовцев выселяют на задворки ради новой школы (ВИДЕО)
25 апреля провели в Детском доме «Огонек» города Прокопьевска познавательное мероприятие «ЭнергоТЭКа». Реальная история о ребёнке в острой травмирующей ситуации. Мама, налаживая личную жизнь, под давлением жениха отдаёт сына в интернат на год. Драма ребёнка, в одночасье лишившегося своего мира и единст Смотрите видео онлайн «Детдом / Children's Home» на канале. Новости Хабаровска: Воспитанников детского дома № 5 планируют переселить в помещение интерната на другом конце города. Новости по тегу: Детский Дом.
Что бывает, когда государство заботится о детях
Антон Рубин: "Я готов морально поддержать любого родителя, который с этим столкнулся" Как вести себя приемным родителям? Если вы решились взять ребенка из детдома, то советую не выбирать его по интернету. У нас так часто делают. Мы всегда говорим, что выбирать надо всё-таки сердцем, а не глазами. И вы увидите ребенка: «Это мой! Такое происходит только при личном контакте. Если пробегает искра, которую никак нельзя описать и документировать, но которую вы обязательно почувствуете, это главное.
Со всем остальным мы сможем помочь уже после. Ребенок как минимум первые полгода будет проверять вас изо всех сил. Действительно ли он вам нужен не за деньги, а как человек? Действительно он вам интересен? Готовы ли вы терпеть и биться за него и воспринимать его как родного? Шантаж приемных родителей — это очень распространенная штука.
Или будет выбивать свободу. В такой ситуации приемный родитель беззащитен. У ребенка есть право, а у родителя есть обязанности. К сожалению, никак не иначе. Прав у приемного родителя, по сути, нет. У него есть право исполнять свои обязанности.
Дети не бывают идеальными. Даже родные. И когда мы принимаем серьёзное решение взять этих детей в семью, мы должны учитывать их. Пожалуйста, попробуйте найти другой выход кроме возврата. Я готов морально поддержать любого родителя, который с этим столкнулся. Я готов посидеть вечерком, попить чаю и послушать.
Это не шутка. Зачастую приемному родителю нужно хотя бы выговориться. Органы опеки не будут слушать. В центре «Семья» есть действительно хорошие, качественные психологи. Но люди у нас не привыкли доверять государственным учреждениям. И обоснованно боятся, что если они пойдут в госучреждение и расскажут, что у них проблемы с приемными детьми, то это обернется лишним контролем, проверками и прочим.
Но никак не помощью. Мы готовы помогать приемным родителям абсолютно бесплатно. Меня можно найти в соцсетях - Антон Рубин, можно найти в интернете «Домик детства». На мой телефон часто звонят и говорят о своих проблемах.
Во-первых, дети должны жить только в группах семейного типа с постоянными прикрепленными воспитателями, находящимися с детьми круглосуточно. Во-вторых, в каждом детском доме должно быть создано структурное подразделение по семейному устройству, по восстановлению кровной семьи, по профилактике сиротства и по постинтернатному сопровождению. Альтшулер отметил также, что механизм контроля таких учреждений был предложен проектом федерального закона об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В декабре 2012 года Президент РФ Владимир Путин издал указ принять законопроект в обязательном порядке, однако инициатива была отклонена после обращения в Госдуму активистов движения «Суть времени» во главе с политологом Сергеем Кургиняном. Он назвал закон «вредоносным, западным, ювенальным», вспоминает представитель ОП. Было огромное недовольство этим законом в региональных департаментах. Какие еще общественные контроли? Они их боятся, они же воруют в интернатах миллиарды, и вдруг в эту вотчину какие-то общественные контролеры! Все это сделано по наводке коррупционеров «Россиротпрома». Закон лег, а он нужен, так как информация об ужасах, творящихся в интернатах, продолжает поступать», — говорит Альтшулер. По словам президента Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, гарантией добросовестной работы в таких центрах будет прописанный в правилах механизм пересмотра дела ребенка каждые полгода. Он нужен, чтобы понять, почему подопечный центра не был устроен в семью за конкретный период. Прозрачность деятельности государственных детских учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит обеспечить также партнерство с некоммерческими организациями, уверена Альшанская. Сейчас у нас нет такой возможности.
Новый центр предполагает изменение типа проживания детей на «семейный» и ухода от устаревшей системы воспитания. Все учреждения должны быть переоборудованы «от и до». Но средств на это в нужном объеме не выделяют, поэтому до сих пор большая часть детских домов так и не была переоборудована полностью, даже в крупных городах. Я не сторонник этого законопроекта, однако считаю его небольшим шагом на пути реорганизации всей системы в целом. Основа для этого закона была взята из европейского опыта, где дети уже давно проживают по типу «семей». В избранное.
Таким образом ваши дети становятся детьми государственными. Почему я говорю о Детских садах и не говорю о школах? Основа воспитания закладывается в дошкольном возрасте. Конечно школы - это зло, но если правильно воспитал ребёнка, то он не будет социализироваться в общество алкашей, наркоманов и блядей. Ведь какой плюс приписывают Детским садам и школам? Социализация в современное общество. А что представляет из себя современное общество? Самовлюблённое тщеславное говно оно из себя представляет и государство хвастается, что сделает таким же самовлюблённым тщеславным говном и вашего ребёнка. А вы радостно хлопаете в ладоши и прыгаете от восторга, мол ребёнок будет социализирован. Бессмысленные слова скрывают реальный смысл происходящего.
Как живут российские сироты и почему это должно волновать каждого из нас
Татьяна Владыкина По данным специалистов, в России 44 тысячи детей живут со статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Еще более 27 тысяч детей находятся в учреждении по заявлению родителей, но взять под опеку или усыновить их нельзя. Большинство воспитанников детских домов 60 процентов - подростки. Есть ли у ребят шанс попасть в семью, и о чем должен думать взрослый, задумавший взять под свою опеку ребенка старше 12 лет? Найти родителей и семью для взрослеющего ребенка намного сложнее, чем очаровательному малышу. При этом именно подросткам очень нужен взрослый, которому можно доверять, который может подсказать и поддержать. Ведь взрослеющему человеку предстоит выбрать профессию, определиться с поступлением, достойно войти во взрослую жизнь.
По закону там должны находиться дети, размещенные в учреждении по заявлению родителей на время оказания семье социальной помощи. Но опыт показывает, что сроки нахождения ребенка в социальном центре или приюте иногда затягиваются на несколько лет, и чаще всего дети оказываются там по нескольку раз. Когда началась реформа детских домов, мы увидели регионы, где количество детских домов снизилось, а количество приютов увеличилось вдвое. С чем сталкиваются сироты в учреждениях 1. Игнорирование травмы Детский дом не санаторий. Ребенок поступил туда не просто так, а потому что в его семье произошло что-то ужасное. Он мог быть жертвой насилия, включая сексуальное, а, может быть, именно само перемещение из семьи, которая его любила, но не справлялась с какими-то потребностями ребенка, и является главной травмой и насилием для него. Воспитатели чаще всего не знакомы с понятием депривации, травмы, ее последствий, не умеют работать с травмированным ребенком достаточно чутко и аккуратно, чтобы позволить ему справиться с переживанием горя, потери, одиночества, злости и многих-многих других чувств. Травматический опыт у детей проявляется в нарушениях поведения и сложном эмоциональном состоянии. Могут наблюдаются вспышки агрессии по отношению к другим детям или персоналу, аутоагрессия, истерики, сложности в обучении, действия сексуального характера по отношению к другим детям. Такой опыт может привести к воровству и склонности к вредным привычкам — это может быть попыткой справиться с трудными переживаниями самостоятельно, заглушить болезненные чувства. Система наказаний Поскольку персонал не имеет представления об особенностях детей, переживших такой опыт, он ориентируется не на причины такого поведения, а на его купирование. Обычно это осуществляется через наказания, которые могут быть разными — в зависимости от особенностей сотрудников детского дома. Воспитатели могут ругать, лишать чего-то, наказывать физически, запирать в «страшном» месте — вариант карцера Если ребенка в такой ситуации наказывать, травматический опыт усугубляется. Во-первых, он сильнее злится, и поведение становится только сложнее. Во-вторых, ребенок эмоционально закрывается, выходит на уровень «выживания», что приводит к отсутствию эмпатии и понятия о моральных нормах. Кроме того, исчезает мотивация к достижению чего-либо, потому что уровень стресса не позволяет осуществлять познавательную деятельность, у ребенка нет ресурса на развитие. Несуществующие диагнозы Зачастую детей, нормально реагирующих на ненормальную и травматическую ситуацию, направляют в психиатрическую больницу с целью снять остроту поведения и получить объяснение о причинах происходящего. В таких случаях дети зачастую получают не совсем корректный психиатрический диагноз и медикаментозную терапию. Потому что психиатры, к сожалению, тоже не учитывают этот опыт и переживание ребенком потери семейного проживания. Физическое и сексуальное насилие В условиях огромного коллектива и отсутствия реабилитации в сиротских учреждениях часто происходят акты физического и сексуального насилия. Прежде всего это делают дети друг с другом, а воспитатели не могут справиться с ситуацией. Няня, которая остается ночью одна с 15—40 детьми, не сможет ничего сделать, если одни мальчики пойдут бить других. Бывает, что на ситуацию закрывают глаза и, более того, используют ее, чтобы выстроить контакт с агрессором, который будет помогать поддерживать порядок в группе. Насилие в детском доме может использоваться взрослыми как педагогический инструмент, и вместо того чтобы его остановить, они позволяют ему происходить 5.
Как выглядишь, не увидишь, да и не надо. В детдомах мало зеркал. Нет оценки собственной внешности. Нет понимания, симпатичный ты или не симпатичный. А что значит «симпатичный», как это использовать, для чего Скудность одежды — это как признак некой аскетичности, но как потом научиться подбирать гардероб, что надеть к какому событию, к какому дню — непонятно. То ли все время ходить в спортивках, ожидая, с кем бы пособачиться, то ли носить одни брюки, пока не сотрутся коленки. Все это сильно повлияло на меня. Могу носить одну и ту же рубашку три месяца, не задумываясь. О носках вообще нет речи: сполоснул — надел, сполоснул — надел, до следующей партии. Каждый раз, попадая в новые детские дома, я знал: главная задача — очень хорошо понять и раскусить сущность того, кто тобой рулит. Найти к нему ключ и подход, так как ему нет дела до каждого из нас, ведь нас много, а он один. Поэтому процесс распознавания того, кто является твоей «мамой», очень важный и судьбоносный. Если ты промахнешься с оценкой, весьма сложно будет потом отстроить отношения и получать ресурсы. Первое время мне это удавалось весьма плохо. Я сразу начинал показывать себя во всей красе, за что стоял в углах или получал затрещины. Но потом я научился ладить с «воспами». Приспособившись к их требованиям и внутренним проблемам, ты находишь верный ключ к тому, чтобы не быть под огнем. Четкая оценка возможностей воспитательницы, способность не реагировать или, наоборот, реагировать на провокации — все это и есть багаж знаний, позволяющий выживать в любой системе. Воспитатели частенько собирались в беседке, курили «Беломор» и говорили о том о сем. Я, притаившись поблизости, подслушивал, за что мне иногда доставалось. А мне было интересно, о чем говорят взрослые тети, у которых столько личных проблем на работе и дома. Чтобы меня не поймали в очередной раз, я заползал под беседку и, лежа на земле, подложив под голову руки, слушал «кино-радио». О чем они только не говорили: о зарплате, о кухне, о директоре... И обо всем смачно, грязно, порой с ненавистью. Но больше всего доставалось мужьям. Я не знал, кто такие мужья, мне думалось, это собаки или еще какие-то животные. Особенно помню одну «воспу» в кожаном пальто, всегда с беломориной в черных зубах. Нас она называла товарищами, а воспитательниц — дорогими товарищами.
По свидетельству врачей, эта соска из жеваного хлеба, каши и т. Отказ от кормления младенцев грудью — главная причина их вымирания. Так в Псковской губернии в 1890 году умерло из 1000 детей до года 829. Средствами снижения детской смертности служат детские ясли дневные приюты для детей, не умеющих ходить и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения и нравственного воспитания» [5]. У евреев, татар и даже вотяков смертность детей гораздо ниже, так как у инородцев в силу религиозного закона кормление детей признается как священный долг Таким образом, система общественного государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной помощи в Европе. В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в нем воспринимается обществом как морально-нравственный поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В 1910 и 1914 годах состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы. Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети. Антонов , ныне Факультет экономики и права МГЛУ В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала открытию детских приютов. Вопросам исправления малолетних преступников путем психического воздействия на почве любви к ближнему были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов. В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение. В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия в ознаменование рождения Великой княжны Ольги Николаевны в Москве, Петербурге, Архангельске, Ельце, Ряжске и других городах. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного профиля. В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности. Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения НКГП проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями. Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов Первой Мировой войны, нескольких революций, гражданской войны резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних — острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения. В первые годы советской власти эти задачи возлагались на Совет защиты детей, а чуть позже — на Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 года. По данным Комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии было зарегистрировано следующее количество беспризорных: 1924-1925 гг. Большое значение для развития работы по спасению детей и повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по борьбе с нищенством, детской беспризорностью, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей, жестоким обращением в семье. Представляет интерес опыт работы самих инспекторов — братьев и сестер социальной помощи. Это — люди, не моложе 21 года, они посещали мастерские, семьи, учреждения, задерживали малолетних правонарушителей и направляли их в детские приемники-распределители, принимали меры по устройству беспризорных, сирот и находящихся в детских учреждениях детей в другие семьи. Передача детей осуществлялась на основе письменного обращения того лица, которое намеревалось принять несовершеннолетнего в свою семью для дальнейшего воспитания. За первые годы советской власти было издано больше различных инструкций, постановлений, программ обучения и воспитания детей, чем за предшествующие сто лет. Очень многие из них остались практически неосуществленными, поскольку у государства не оказалось необходимых средств для их выполнения. В этот период активно начинает развиваться педология — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук медицины, биологии, психологии, педагогики к развитию ребёнка [6]. Иными словами, она ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы-интернаты На 20-е годы пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов, в числе которых А. Макаренко, П. Блонский, С. Шацкий, Л. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония имени Горького и другие получили заслуженное международное признание [7]. Однако система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской теории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное призрение, воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы. С 30-х годов, названных в нашей истории «великим переломом», опустился «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. Не смог быть полностью реализован из-за отсутствия средств и утвержденный 20 июня 1927 года ВЦИК и СНК трехлетний план по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений; ускорение выпуска детей из существующих детских домов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность начать самостоятельную жизнь и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность. На третьем Всероссийском съезде в мае 1930 года было принято решение о закреплении всех детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что укрепляло материальную базу детских домов и решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильем. К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, которая просуществовала до 90-х годов. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической цели построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл. Для эвакуированных детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков, партизан открывались «специальные» детские дома. Огромную роль в судьбе детей сыграли государственные и общественные организации: профсоюзы, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали их в детские дома. Подростки определялись на работу. Велась активная работа по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. Широкое распространение приобретает во время войны усыновление. Некоторые семьи усыновляли десять и более детей. К концу 1945 года для детей-сирот уже было создано 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 мест, 120 детских домов для детей погибших фронтовиков в них воспитывалось 17 тысяч детей , 29 детских приемников-распределителей. Всего в 1943 году в детских домах находилось 308 тысяч детей; в 1944 г. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. В первые послевоенные годы в стране даже открылось несколько детских домов для одаренных детей — сирот, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Общее число детских домов в послевоенное десятилетие постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы-интернаты Детские дома — 100-150 детей, школы-интернаты — 350-500 мест. Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года. В 60-70 гг. Возобновились теоретические исследования в этих областях, связанные с разработкой системного подхода к призрению, воспитанию и обучению детей. В 1987 году учрежден Детский фонд. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни В 1988 г. В 1990 г. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков. В начале 90-х гг. Тогда же были разработаны и в настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыля» [9]. В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики, что дало сильнейший импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере подготовки и деятельности новых кадров социальных педагогов [10]. Современное состояние призрения детей в России Детские дома и Русская Православная Церковь на современном этапе По данным Генеральной прокуратуры РФ, сейчас реальное количество беспризорников в России не превышает 5 тысяч человек [11]. Важно отметить, что беспризорников часто путают с безнадзорными детьми, с детдомовцами и с сиротами.
«Детский дом не тюрьма». Жизнь в приюте глазами его воспитанников
Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. В одном из детских домов, где он жил, туалет открывали два раза в день: утром на полчаса, вечером на час, всё остальное время они терпели. Детский дом служит для ухода за детьми, которые потеряли биологических родителей или не могут жить с ними по другим причинам.
Как живут российские сироты и почему это должно волновать каждого из нас
"Сейчас в детдом сдам": мать в Москве подзатыльниками воспитывает ребенка. Она отметила, что персонал домов ребенка, которые будут реструктурирваны, «не окажется на улице» – учреждения продолжат работать, но в ином формате, например, как центры ранней помощи семьям с детьми с инвалидностью, ясли или центр сопровождения приемных семей. Интернаты и детские дома меняют названия. Сенсационное заявление губернатора Московской области о том, что в регионе больше не осталось детских домов, до сих пор активно обсуждают в Сети. За десять лет с момента принятия «закона Димы Яковлева» уровень его поддержки вырос на 13% Большинство россиян сочли, что детдом лучше усыновления иностранцами. Анастасия в откровенном интервью рассказала о жизни в детдоме и после него. Посетив подмосковный детский дом семейного типа в Томилине, он заявил, что детские дома в России должны быть устроены именно по такой схеме, а все дети должны расти в семье.
Путь к «Возрождению»: как и для чего детские дома стали Центрами содействия семейному воспитанию
Воспитание самостоятельности — Как в «Возрождении» готовят воспитанников к самостоятельной жизни? Популярен миф, что выпускники учреждений для детей-сирот абсолютно не могут заниматься собственным бытом... Одно могу сказать точно: во всех учреждениях по-разному. И, конечно, результат зависит от индивидуальной работы. Квартирное проживание дает детям очень много. У них есть возможность помогать в приготовлении еды: например, чистить картошку, мыть и резать овощи, мыть посуду. Стирка, глажка, уборка — всем этим занимаются сами дети.
Уборщиц в квартирах нет. В группах теперь проживают дети разного возраста — старшие ухаживают за младшими. Помогают им с уроками, могут вместе с воспитателями забирать малышей из детского сада. Есть у нас и то, что раньше называлось трудовым воспитанием: ребята сажают цветы, участвуют в субботниках, красят оборудование на спортивной и детской площадках. Это тоже своего рода знакомство с бытом, развитие навыков самостоятельности. У кого-то больше, у кого-то меньше.
Но ребятам надо уметь грамотно ими распорядиться. Воспитатели приводят примеры из своей жизни: рассказывают, как правильно оплатить коммунальные услуги, как заполнить счета, водят детей в магазины, в банки. С самого маленького возраста мы знакомим воспитанников с разными профессиями: малыши во время прогулки любят заглянуть в парикмахерскую, в магазин и т. Представители Сбербанка проводят у нас «День финансовой грамотности». Она на доступном языке рассказывает ребятам, например, о том, как не лишиться своих накоплений после выпуска из учреждения. Представители НКО в рамках профориентационной работы рассказывают им все, что касается грамотного обращения с деньгами.
С нами активно сотрудничают волонтеры. Например, добровольцы из организации «Старшие братья, старшие сестры» с каждым ребенком работают как наставники. Мы настаиваем на том, чтобы такое общение не ограничивалось подарками и развлечениями. Наставники в том числе нужны для того, чтобы помочь ребятам подготовиться к самостоятельной жизни. У нас есть традиционное мероприятие, когда совмещаются день рождения центра и празднование Нового года. В этот день приходит огромное количество выпускников разных лет.
Особенно радостно встречать тех, кого мы очень давно не видели. Они к нам приходят уже и со своими детьми. Выпускники не оторваны от нас. Выпускники, состоящие на сопровождении, продолжают приходить к нам заниматься в кружках и секциях. Сегодня как раз я сказала «до свидания» очередной выпускнице. Она утром ждала меня с букетом.
Приятно слышать искренние слова благодарности. Девушка получила отдельное жилье, квартира уже полностью обустроена. Придя попрощаться, она сказала: «Спасибо вам за то, что вы для меня сделали», — это дорогого стоит. Эту девочку мы растили с дошкольного возраста — практически всю ее жизнь. У нас много выпускников, пришедших сюда работать воспитателями, водителями, техническими специалистами. Могу сказать, что наиболее благополучны те, кто не оторвался совсем от центра, поддерживает личные связи с нами.
Одна из наших сотрудниц-выпускниц стала победителем в своей возрастной группе от 18 до 23 лет в конкурсе «Моя Москва — мои возможности». Он проводился Центром «Детство» в прошлом году. Раз в неделю выпускники приходят поиграть в спортивные игры с сотрудниками и воспитанниками. Часто ли дети возвращаются из учреждения в кровные семьи? Проводит ли ЦССВ работу по восстановлению семьи? Вопрос в целесообразности этого — все-таки дети изымаются из семей в силу очень сложных обстоятельств.
Пребывание ребенка в учреждении при живых родителях, конечно, это трагедия! У родителей должны произойти существенные изменения в психологии.
И он был — калитка, которая всегда была закрыта на большой замок.
Нередко мы собирались около этой калитки вдохнуть другой жизни, а добрые люди, проходящие мимо, пихали в наши карманы кто семечки, кто конфеты, кто соленые огурцы. Так описывает свои детские годы Александр Гезалов, российский общественный деятель, публицист, специалист по социальному сиротству в своей повести «Соленое детство». Жизнь детей-сирот должна меняться.
И речь идет не только об их семейном устройстве, которое активно идет все последние годы, но и о кардинальном реформировании самих учреждений для этой категории детей. Преодолеть ведомственную разобщенность, закрытость системы, приблизить бытовые условия интернатов к домашним — эти и многие другие поправки готовит Министерство просвещения к постановлению правительства РФ от 24 мая 2014 г. Активное участие в подготовке поправок принимал фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Мы попросили руководителя фонда Елену Альшанскую рассказать о том, как идет реформа детских домов в России. Но идёт он, конечно же, неровно — где-то активнее, где-то хуже, есть какие-то моменты, которые решаются более или менее легко, есть какие-то, которые не решаются совершенно, и это зависит от разных факторов. Прежде всего, у нас до сих пор все учреждения в регионах находятся в трёх разных ведомствах.
Маленькие дети до четырех лет содержатся в Домах ребёнка, которые относятся к ведению регионального Министерства здравоохранения. Детские дома и школы-интернаты для детей от 4 до 18 лет подчиняются органам управления образованием того или иного субъекта РФ. Детские дома и интернаты для детей с тяжёлыми нарушениями интеллектуального развития — в системе социальной защиты.
В некоторых регионах начат процесс объединения всех организаций в системе социальной защиты. Например, Москва уже завершила этот процесс, и все организации находятся в одном ведомстве, меняются их уставы и условия внутри зданий — чтобы они могли принимать разновозрастных детей и с разными группами здоровья. Но в основном градация по разным ведомствам сохраняется.
Это приводит к тому, что, во-первых, детей продолжают переводить из одного учреждения в другое по этапу, как только ребенок вырастает или выясняется, что он не тянет программу обычной школы и т. В Домах ребёнка преобладают медицинские подходы, там до сих пор во многих регионах медицинского персонала больше, чем воспитателей, и у учреждения есть понимание, что главное — охрана здоровья, а работе над восстановлением кровной семьи или содействию устройству в семью не всегда уделяют должное внимание. Где-то, конечно, стараются перестроиться, но в целом, к сожалению, перевешивают старые подходы.
Прежде всего на уровне того ведомства, в подчинении которого находятся эти учреждения: какую задачу ведомство ставит, так учреждение и работает. Нередки случаи, когда директор детского дома-интерната или другой организации для детей-сирот понимает важность реформ и готов их реализовать, но вышестоящее начальство не дает ему этого сделать, а иногда и наказывает. То есть было в ДДИ, например, 20 детей на одну нянечку, а воспитателей не было вовсе, а теперь надо не больше 6—8 — и на одного воспитателя.
А министерство не утверждает изменённое штатное расписание, поскольку на это требуется дополнительное финансирование. Понятно, что в этой ситуации директор ничего не может сделать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы изменения были поняты и приняты на уровне ведомства.
То есть это люди, для которых постановление стало подспорьем, аргументом в пользу их деятельности. Есть те, кто активно саботирует процесс. Но таких немного.
Но есть еще один уровень — это непосредственно коллектив учреждения, который порой не понимает реформы и не желает что-либо менять в своей размеренной, понятной жизни. Например, они перестают вести журнал переводов детей из одной группы в другую — формально перевод не фиксируется, а на практике он существует.
Все это сделано по наводке коррупционеров «Россиротпрома». Закон лег, а он нужен, так как информация об ужасах, творящихся в интернатах, продолжает поступать», — говорит Альтшулер. По словам президента Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, гарантией добросовестной работы в таких центрах будет прописанный в правилах механизм пересмотра дела ребенка каждые полгода. Он нужен, чтобы понять, почему подопечный центра не был устроен в семью за конкретный период. Прозрачность деятельности государственных детских учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит обеспечить также партнерство с некоммерческими организациями, уверена Альшанская. Сейчас у нас нет такой возможности. Мы готовы помочь, но у нас нет ни выхода к информации, ни доступа к личным делам и данным о кровных семьях.
Мне кажется, в будущем необходим симбиоз таких центров с общественными организациями. А еще лучше пойти по пути других стран, чтобы в итоге эти учреждения постепенно становились негосударственными, общественными. Мне кажется, уже понятно, что у государства не слишком хорошо получается растить детей и надо отдать эту функцию другим». Массовое перепрофилирование детских домов — идея разумная с точки зрения стратегической политики решения проблемы сиротства, отмечает директор Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. Однако она опасается, что, как это часто бывает в нашей стране, все сведется к смене вывески. Работа специалиста такого центра отличается от работы специалиста в сиротском учреждении как небо и земля. Тенденция отличная, но вот до какой степени кадры окажутся квалифицированными, насколько регионы будут готовы вкладываться в переобучение этих кадров и есть ли кому их готовить — это для меня вопрос открытый», — отмечает Тульчинская.
Во втором случае помещать детей в учреждение на круглосуточное пребывание можно, только если других вариантов нет: тут уже действует приказ Минтруда от 30. К сожалению, эти рекомендации сплошь и рядом не соблюдаются, — поясняет Павел Кантор. При этом какого-то конкретного перечня оснований, то есть жизненных ситуаций, когда помещение ребенка в детдом по заявлению родителей допустимо, нет. По словам Маргариты Нетесовой, невозможно предусмотреть все ситуации. Более подробно основания перечисляются в письме Минпросвещения, но и этот список не является исчерпывающим. Например, в качестве оснований в нем указывают наличие в семье ребенка с инвалидностью, непригодное для проживания жилье, работу родителей вахтовым методом, нахождение родителей в больнице и т. Однако это письмо Минпросвещения имеет только рекомендательный характер, — поясняет Маргарита Нетесова. Может быть, мама одна воспитывает ребенка, а ее увозят в больницу на срочную операцию. С кем ребенка оставить в таком случае, если родственников в городе нет? К сожалению, бывают и другие истории, когда родители понимают, что им проще зимой на несколько месяцев отдать ребенка в центр, потому что, например, дом холодный. Это тоже «спасение ребенка», но спасать можно и по-другому — например, помочь семье утеплить дом, — уточнила политик. Павел Кантор рассказывает, что бывают случаи, когда родители не хотят заниматься воспитанием и содержанием ребенка, но органы опеки и попечительства «не торопятся» подавать иски о лишении или ограничении прав, чтобы не портить статистику региона. Органы опеки признают ненормальную обстановку в семье и заставляют родителей отправить детей в учреждение по собственному заявлению, чтобы не оформлять принудительное изъятие из семьи. В таких ситуациях родители не просто не навещают детей — им даже препятствуют в этом. Дети просто зависают в детдомах на годы, — пояснил юрист. В особой зоне риска здесь дети-инвалиды, так как они после достижения совершеннолетия не возвращаются в семью, а переходят во взрослое учреждение. Хуже всего в этой ситуации, что такие дети не могут обрести приемную семью в отличие от «обычных» детей-сирот, говорит Павел Кантор.