Новости что такое в храме соборование

Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства Соборования в храме. Соборуемся по правилам Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. В храме в день, когда Соборование проводится, устанавливается стол, на нем крест, Евангелие (они свидетельствуют, что Сам Господь присутствует среди людей, пришедших к соборованию), и блюдо с пшеницей, которая символизирует новую жизнь после воскресения.

Соборование: выздороветь и воскреснуть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Оно может совершаться либо на дому над болящим или умирающим, либо – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста. Соборование может совершаться над одним больным человеком у его одра, а может — в храме, над многими верующими одновременно. Елеосвящение именуется Соборованием, потому что совершается оно обычно соборно — несколькими священнослужителями (по чину их должно быть семь, но в практике может совершаться и меньшим числом). Обычно общие Соборования в храмах проводят в период Великого поста.

О Соборовании тяжко болящего человека

Таинство Елеосвящения, или Соборования, по недавно сложившейся практике нашей Церкви, стало происходить Великим постом и практически во всех храмах оно носит массовый характер. Если попытаться проанализировать «ценник» на Соборование в крупных городах и на периферии, то можно лишь сказать: не только в каждом регионе, но и в каждом конкретном храме могут предлагаться свои рекомендуемые суммы. Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования. В храме святого Иоанна Русского тоже совершается Елеосвящение – для тех, кто приступает к Таинству впервые, мы составили небольшую памятку с ответами на часто задаваемые вопросы. Узнайте в регистратуре храма, когда будет совершаться соборование. – Во многих храмах Соборование достаточно часто проводят не только Великим, но и Рождественским постом.

Соборование: для чего оно и что нужно для таинства?

В период Великого поста во многих православных храмах России совершается Таинство Соборования. Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят – это возбраняется Уставом. Соборование же специально «направлено» на них: это совместная молитва верующих о выздоровлении своих больных братьев и сестер, членов Церкви. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения. — Таинство Елеосвящения, или, как его еще называют, Таинство Соборования, совершается в наших храмах во время постов, но может совершаться и в любой день церковного года, если в этом есть нужда.

Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому

Однако как таковых конкретных дат соборования нет: всё зависит от решения руководства той или иной церкви или храма, в которых совершается соборование. Очевидно, что свое название соборование получает именно оттого, что здесь требуется собор священников, соборная молитва Церкви. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

ЧТО ТАКОЕ СОБОРОВАНИЕ? ИЕРЕЙ ВЛАДИСЛАВ БЕРЕГОВОЙ. ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА

Соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Когда наступает Великий Пост, Соборование проводится в храме для всех без исключения прихожан, явившихся на Таинство. Перед Соборованием разрешается кушать, но, многие православные стараются приходить в храм и проводить таинство натощак. Название «Соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками – «собором». Таинство Елеосвящения, или Соборования, по недавно сложившейся практике нашей Церкви, стало происходить Великим постом и практически во всех храмах оно носит массовый характер. – Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

О Соборовании тяжко болящего человека

Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Вольска: — Иногда действительно просят пособоровать человека, находящегося либо без сознания, либо в таком состоянии, когда больной уже плохо воспринимает окружающую действительность. Тут на принятие решения о совершении таинства влияют несколько факторов. Строго говоря, церковные таинства не совершаются над человеком в бессознательном состоянии. Однако на практике многие священники не отказывают в совершении Таинства Елеосвящения, если человек до болезни жил церковной жизнью, регулярно исповедовался и причащался. Ведь будь больной в состоянии выразить свою волю — непременно желал бы получить от Бога благодать через Таинство Соборования.

А благодать эта действует не на одно лишь тело больного, поскольку не только из материального тела состоит человек, но на все его существо. Стоит заметить, что универсального подхода здесь нет, и каждый случай следует рассматривать со священником. Что делать с освященным маслом, свечами, которые остаются после соборования? Отвечает протоиерей Александр Домрачев, настоятель храма святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, г. Саратова: — Многие верующие, участвовавшие в Таинстве Соборования, приносят из храма домой свечи и масло, использовавшиеся при совершении таинства.

Свечи, как и положено, возжигаются перед иконами, во время молитвы. Масло же можно потреблять с благоговением, наряду с просфорой и святой водой. Либо же помазываться им: обычно помазывается крестообразно лоб или масло наносится на больные места. Но стоит помнить, что это наше «домашнее» помазывание ни в коем случае не является Таинством Соборования или его продолжением. Таинство совершается именно во время чинопоследования в храме.

Использование же масла и свечей, оставшихся после Елеосвящения, келейно, является лишь благочестивой традицией. Фото Георгия Джмиля.

Кающиеся в таинстве участвовать не могут. В то же время уже Пасхазий Радберт IX в. De corp. Иона , еп.

Орлеанский IX в. Иннокентия, отмечал, что помазание елеем помогает не только телу, но и душе Jonas Aurelianus. De instit. Согласно его толкованию, исцеляет в таинстве молитва, елей же является знаком веры и благодати Христовой и исцеляет тех, кто причащались недостойно Amalar. Укрепление связи Е. Реймсского нач.

VII в. Тридентский чин Е. В основу положен чин посещения больных. Последование начинается с приветствия «Мир дому сему», затем читается 3 молитвы «Introeat... Далее упоминается возможность совершения исповеди. Читаются молитва «Confiteor...

В Ритуале предусмотрено 2 варианта помазания: 5 органов чувств с молитвой «Per istam sanctam unctionem... Чин завершается 3 молитвами «Domine Deus... Этот чин просуществовал в католич. Церкви до 1972 г. После II Ватиканского Собора и реформы чина 1972 г. Церкви совершается в 3 вариантах: в храме вне мессы, во время мессы, в госпитале или др.

Вне и во время мессы помазанию предшествуют начальные обряды включающие окропление водой, покаянный обряд и начальную молитву , литургия Слова, чин помазания, Причащение, заключительные обряды благословение и отпуст. Собственно чин помазания состоит из литании, возложения рук, молитвы над елеем, помазания, молитвы после помазания если вне мессы, вместо нее читается «Отче наш». Помазываются лоб и руки болящего с произнесением формулы: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Св. Духа, и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания»; при помазании рук говорится: «Да спасет и восставит тебя Господь, освободивший тебя от грехов» в нек-рых изданиях 1-я молитва делится на 2 части: 1-я читается при помазании лба, 2-я, начиная со слов «и, избавив тебя от грехов»,- при помазании рук, см. Кроме того, предлагается 7 врачевальных молитв на выбор 2 общие, молитвы в случае тяжелой болезни, для стариков, перед хирургической операцией, для детей и молодежи. В нек-рых вариантах Ритуала имеется чин условного помазания больных, к-рый совершается в том случае, если священник не уверен, жив ли больной.

Учение I. В латинской схоластике. Схоластическое учение о Е. В связи с этим начиная с кон. В схоластическом богословии возникает традиция противопоставлять «таинства жизни» Крещение, Евхаристию, Конфирмацию «таинствам смерти» Покаянию, Последнему Причащению, Последнему помазанию Albert. In Sent.

IV, dist. Последние помазание. XVII в. Пуссен Лувр, Париж Последние помазание. Пуссен Лувр, Париж В вопросе об установлении таинства ряд богословов-схоластов склонялись к тому, чтобы считать его установленным апостолами после Сошествия Св. IV dist.

Однако, по мнению Альберта Великого, таинство установил Сам Христос, а ап. Иаков провозгласил его и заповедал совершать Albert. Фома Аквинский, отмечая отсутствие в Евангелиях свидетельств об установлении таинства Христом и объясняя это не только тем, что в Евангелиях записаны не все слова Христа, а лишь необходимые для спасения, но и тем, что для Христа, не имевшего грехов, это таинство было не нужно, склоняется тем не менее к позиции Альберта Великого Thom. Согласно Фоме Аквинскому, вино, к-рое смешал милосердный самарянин с елеем, относится по своим свойствам к таинству Покаяния. Если в какой-то местности нет оливкового масла, то умирание может совершиться без этого таинства, поскольку совершение Е. Формой таинства называется молитва, хотя признается отсутствие единообразной формулы Альберт Великий, Бонавентура.

Подателем таинства называется пресвитер. Действие таинства, согласно Гуго Сен-Викторскому и Петру Ломбардскому, заключается в отпущении грехов и исцелении немощей тела. Альберт Великий и Фома Аквинский говорят о приготовлении к небесной славе и направленности таинства против следствий смертного и личных грехов, против греховной слабости. Вместе с Покаянием и виатиком оно открывает путь к небесной Церкви. Бонавентура и Иоанн Дунс Скот называют Е. Относительно принимающего таинство Е.

Возможность повторения таинства схоластами оценивается по-разному: Петр Достопочтенный и Гуго Сен-Викторский считали возможным совершать таинство многократно. Альберт Великий, Вильгельм Дуранд , еп. Мандский, и Римские Ритуалы того времени говорят о совершении Е. По мнению Фомы Аквинского и Бонавентуры, если та же болезнь приводит в состояние, близкое к смерти, таинство можно повторять. В то же время Иво , еп. Шартрский, настаивал на том, что совершать это таинство возможно только однажды.

Итог спорам схоластов подвел Ферраро-Флорентийский Собор 1438-1439. Согласно принятому Собором «Декрету об армянах», Е. Таинство преподается только больным, жизнь которых находится в серьезной опасности. Указываются 7 мест для помазания и формула: «... Таинство исцеляет душу, исцеление же тела совершается настолько, насколько полезно.

А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей.

В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни? Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими: Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу.

Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование. Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику. Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение — это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств? Татьяна Уважаемая Татьяна!

Миропомазание и елеосвящение — это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.

Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования — это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения соборования хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным.

Максим Козлов Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих? Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое.

Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными— не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Протоиерей Валентин Асмус Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться?

Юлия Ответ: Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Максим Козлов Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве?

Этого я как раз хотел бы спросить у Вас — как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось. Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено , но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно.

С уважением, священник Михаил Немнонов. Как часто можно собороваться? По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым? Сергей Федорович По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения.

Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии.

В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые но не сознательно утаенные на исповеди! Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам собором священнослужителей. Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом елеем , смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего. До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

Соборование. Таинство для болящих и не только

На исповеди же человек говорит только те грехи, которые вспомнил, осознал. Но, как говорится, всего не упомнишь. Поэтому в Великом посту и проводится это таинство.

Такое Общее соборование считалось символом завершения покаянного подвига Великого поста, и к нему допускались все желающие. Оно совершалось 1 раз в год, в знак прощения грехов. И на нём помазывали только один раз, а не семь. Так до сих пор делают в Греции.

В 90-е годы в Русской Церкви появилась традиция соборовать в храмах всех не с одним, а с 7 помазаниями, как тяжело болящих. Не 1 раз за Великий Пост, а чаще. Потом в другие посты. Потом ещё и вне поста. Можете почитать на Патриархии.

Таинство Елеосвящения совершается во исцеление духовно и физически болящего человека, и в случае необходимости может проводиться в любое время и в любом месте, но только над крещенными в православной вере людьми. Под духовной болезнью человека понимается тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние.

Причиной такого состояния могут быть как физические болезни, так и нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Таинство Елеосвящения установлено и заповедано самим Спасителем, а апостолы передали его священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что в традиции Русской Православной Церкви его совершают семь священников собором священнослужителей , но оно может совершаться и меньшим числом священников или даже одним. Во время совершения Таинства при семикратном чтении Евангелия, Апостола, молитв человеку крестообразно помазываются определенные места тела: лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, руки. По совершении священнодействий священник возлагает на головы предстоящих Святое Евангелие и читает молитву.

Воспринять благодать эту не может тот, у кого при священнодействии над ним разумение прекратилось, волевое хотение отсутствует, сознание и самосознание замерло. Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм? Таинство больных и здоровых. Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Протоиерей Валентин Асмус 03 марта 2010 г. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Прощение забытых грехов. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков. Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Как не надо

  • Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл
  • Чинопоследование Таинства Соборования — Казанская православная духовная семинария
  • О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
  • Что необходимо для Соборования
  • О соборовании

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Как часто можно прибегать к соборованию? Раньше в храмах Русской Церкви это происходило в Великий Четверг, а уже во второй половине XX века закрепился обычай совершать соборование и в другие седмицы Великого поста или же в дни строгого поста перед праздником Рождества Христова. Хорошо хранить эту традицию и приступать к таинству каждый год в период Святой Четыредесятницы, когда мы стараемся через подвиги воздержания и покаяния подготовить себя к встрече Пасхи. Приходилось сталкиваться с таким абсурдным заблуждением, что таинство имеет свою силу, «действует» на протяжении одного года, по прошествии которого необходимо «обновлять», «продлевать» действительность соборования.

Конечно, думать так неправильно — нельзя ограничивать благодать Божию временными рамками или воспринимать ее исключительно как некий обезличенный механизм. К Таинству Елеосвящения необходимо прибегать в любое время года при серьезной болезни, когда человек наиболее нуждается в действенной помощи Божией. В этом случае можно попросить священника совершить таинство на дому у постели болящего либо в больничной палате.

Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Вольска: — Иногда действительно просят пособоровать человека, находящегося либо без сознания, либо в таком состоянии, когда больной уже плохо воспринимает окружающую действительность. Тут на принятие решения о совершении таинства влияют несколько факторов.

Строго говоря, церковные таинства не совершаются над человеком в бессознательном состоянии. Однако на практике многие священники не отказывают в совершении Таинства Елеосвящения, если человек до болезни жил церковной жизнью, регулярно исповедовался и причащался. Ведь будь больной в состоянии выразить свою волю — непременно желал бы получить от Бога благодать через Таинство Соборования.

А благодать эта действует не на одно лишь тело больного, поскольку не только из материального тела состоит человек, но на все его существо. Стоит заметить, что универсального подхода здесь нет, и каждый случай следует рассматривать со священником. Что делать с освященным маслом, свечами, которые остаются после соборования?

Отвечает протоиерей Александр Домрачев, настоятель храма святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, г. Саратова: — Многие верующие, участвовавшие в Таинстве Соборования, приносят из храма домой свечи и масло, использовавшиеся при совершении таинства.

Когда проводится соборование? В каких случаях человеку оно необходимо? Соборуется человек, когда болеет, когда ощущает себя больным. Но, конечно, речь идет не о насморке. Каждый христианин соборуется раз в год, например, Великим постом. Потому что соборование — это как раз то молитвословие, в котором мы просим Господа простить нам наши забытые грехи. Фото Владимира Ештокина А как готовиться к соборованию?

Классически это выглядит следующим образом. Сначала человек исповедуется — называет те грехи, которые он помнит и еще не исповедовал. Потом соборуется. А потом на ближайшей Литургии причащается Святых Христовых Таинств. То есть, если я правильно понимаю, когда мы говорим о соборовании, мы имеем в виду, что большинству из нас соборование по «медицинским» духовным показаниям положено? Ну, здесь скорее все же не медицинские, а духовные показания. Те, которые сподвигают нас к желанию быть здоровым не только телесно, но и духовно.

После каждого чтения батюшки помазуют соборующимся лицо, руки и ноги.

Похожие вопросы.

Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Масло, как правило, не жалеют.

Поэтому в какой-то момент оно перестает впитываться. Возьмите с собой платок или бумажную салфетку, чтобы протереть лишнее масло. Лучше всего подойдет рубашка, у которой можно расстегнуть верхнюю пуговицу — чтобы помазать грудь чуть выше солнечного сплетения. Рукава не должны быть длинными, чтобы не испачкать их, когда будут помазывать с двух сторон кисти рук.

Девушкам стоит повязать старенький платок. Его можно испачкать, когда будут помазывать уши. Не стоит приходить в замшевой обуви. На нее тоже может капнуть масло с кисточки.

В пузырек после соборования вам нальют освященное масло. В пакет насыплют освященное зерно пшеницу, пшено или рис. Над маслом и зерном во время чина читается специальная молитва. Зерна символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий