ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина).
Лыко – что это такое
Словари единодушно утверждают, что «лыко» – слово, употребляемое только в единственном числе. Словари единодушно утверждают, что «лыко» – слово, употребляемое только в единственном числе. Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. «Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза? «Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Значение слова Лыко на это Лыко Лыко (возможно, от — суффикс обладания) — луб молодой липы и других лиственных деревьев.
Ярлык и лыко Охота на слова
Лычь ж. Лыч ниж. Лычеек м. Лычма ж. Оторванная часть берега, на тинистой речке. В лыковце четыре, во ржаве два? Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Драть л. Лапти из лыка. Не лыком шит кто прост.
Знает, где чем поживиться, не лыком шит! Родственно лит. Бернекер, там же. В словаре Д. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть лыко. Плести лапти из лыка. На лапти идет преимущественно липовое лыко.
Ставить всякое лыко в строку — ставить в вину всякую ошибку. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Применяется в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари. Источник: Wipedia. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. Драть л. Плести лапти из лыка.
Политика конфиденциальности и соглашение Лыко что такое Лыко — это одно из основных элементов внешней оболочки древесины. Оно представляет собой тонкий слой, который находится между корой и внутренней частью ствола или ветки дерева. Лыко выполняет важные функции, обеспечивая древесину защитой от внешних воздействий и участвуя в проведении питательных веществ. Лыко является частью флоэма — слоя, который отвечает за передвижение питательных веществ по растению.
Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. Порой это случалось уже на просушке. Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало». Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма. Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы. Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла. Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии - даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей. В них хорошо хранить масло и икру. Лапти Пожалуй, значение слова «лыко» легче всего объяснить на примере лаптей. А что такое лапти, известно всем. Эта незамысловатая обувь служила людям не только на Руси, но и в Финляндии. Если в Европе предпочитали деревянные башмаки — сабо, то нашим предкам нравились легкие лыковые лапоточки. На пару такой обуви для взрослого человека требуется три липовых деревца. Мужчина, занятый крестьянским трудом, снашивает их за неделю.
Значение слова "лыко"
Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон. Порой это случалось уже на просушке. Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало». Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма. Русская баня без мочала и веника не бывает.
Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы. Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка.
На каждое событие семейной жизни была своя кукла. Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии — даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей.
В них хорошо хранить масло и икру. Лыковая одежда Римляне, путешествуя по территории современной Германии, с удивлением обнаруживали людей, одетых в плащи из лыка. Народ, населявший германские земли, казался диким в их глазах. А напрасно. Хорошо сплетенная лыковая одежда предохраняет от укуса насекомых.
В ней можно собирать мед диких пчел. В ней не холодно и не жарко. Она не промокает от дождя. Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка. На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан.
Все сделано из лыка методом плетения лаптей. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани: Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян, у народов Прибалтики, у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции. До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы». Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей.
Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний. Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них — село Смирново в Нижегородской губернии, где делались знаменитые «смирновские лапти»; село Семёновское близ Кинешмы ; село Мыть Шуйского уезда Владимирская губерния. Тамбовские мастера снабжали лыковой обувью «всю Россию, включая сюда и Красную армию…». Исследователи традиционно рассматривали лыковые лапти в качестве атрибута крестьянского быта, своеобразного свидетельства «бедности древнерусского крестьянства».
Сычков Это выражение — часть докучной сказки "На дворе кол, на колу висит мочало, начинай сначала". Это жанр фольклора, который предполагает, что одна и та же сказка "закольцовывается", ее приходится повторять снова и снова, поскольку это требуется в самой последней строчке. Изготовление лыкового мочала — долгий, трудоемкий и монотонный процесс.
Средина ствола более прочная, это ядровая древесина или ядро; к краю лежит заболонь — живая, более мягкая древесина.
Снаружи ствол защищён корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток, откладывающих в течение тёплого времени года внутрь ствола — слои древесины, наружу — клетки коры. Как раз этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение и называется лыком или лубом. Лыко драли заготавливали и ивовое, и ильмовое вязовое , но только липа, единственная из всех местных пород деревьев, одарена таким роскошным многослойным и толстым лубом.
Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой — коричневатые и грубые. Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка: самое белое, мягкое шло на банные мочалки, «к телу белому»; средние слои — желтоватые и более прочные — шли на витьё верёвок; самые верхние — коричневатые, грубые слои лыка — использовались как половые тряпки. Ткань в то время очень ценилась и на тряпки не использовалась — семьи были большие, одежду перешивали, латали, носили и донашивали до последнего. А уж когда становилась одежда совсем рибушная ветхая , то ткали, порвав на полоски, из неё половики.
Так что полы и даже стены и потолок избы — по праздникам стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками вениками без листьев, «голыми». Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме Уйма — новгородское название архипелага Кижских шхер и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах.
По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой 1935 — 2006 , жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой Рябининой 1881 — 1957 вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий — «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. Ждали когда поветерь будет боковой ветер , чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» — из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная».
Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева ; но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще. Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину 1 пядь — 4 вершка — 17,78 см. Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем струг с узким лезвием и двумя ручками или топором срезали её верхний слой «наросты» , иначе при сворачивании коры в «кочомки» мотки она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко» — на комле толстом конце ствола надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева.
Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. Это занятие называется «драть лыко». Лучшее лыко получается из липы.
Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла. Лыко дерут и с ивы, и с вяза, и с дуба. Научно-технический энциклопедический словарь говорит, что это делают весной.
Деревья подбирают не старше десяти лет.
Лыко – что это такое
«Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза? «Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека. ЛЫКО, а, мн. лыки, лык, лыкам, ср. Луб молодой липы, ивы и нек-рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Для начала посмотрим в словаре, что такое лыко.
Значение слова Лыко
лыко (лыко это, что такое лыко) «Т лыко: лыко ср. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб., Т.Ф. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками. ЛЫКО, -а, ср. Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы), а также кусок, полоса такой коры (используется для изготовления веревок, корзин, плетения рогож и т. п.); луб. это слово, которое имеет несколько значений и используется в разных контекстах. Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Екатеринбурга -
Лыко – что это такое? Изделия из лыка
Пока лыки дерутся, пота и с детками в лес. Не запасшись лыком, ходишь в ошметках. Выдерни лычко из-под кочедычка, скороговорка Лыко, сорочка, рубашка, шерстистая шкура на молодых рогах лося, оленя, которая лупится и сходит рубезками. Раннею осенью, когда лыко сходит, сохатый пилит рогами, трется.
Лыко с рогов лавтаками валится, лохмотьями. Лычина, мочалка, волокно, лычко. Лычки, игра, жеребий; хватаются за концы согнутого вдвое пучка лык и если двое ухватятся за одно лыко, то целуются.
Лычье ср. Лыковый, лычный, к нему относящ. Лычаки м.
Худо, лычная пуга кнут , а без пуги, того хуже. Золотая девка за лычным парнем. Лучше лычный мир, чем ременный суд!
Лычник, лыкодер м.
Также для прочности подошву подплетали лыком, веревкой, подшивали кожей. Почти забытое ремесло сегодня возрождают старейшие жители Аургазинского района. Здесь еще можно встретить мастеров-лапотников. Один из них — Петр Тимофеевич Семенов. По его словам, если раньше вязать лыко считалось самой простой работой, то теперь это почти забытое искусство. И по сегодняшним меркам — трудозатратное.
Потому что на один лапоть уходит почти целый день. Что удивительно, такую «плетеную обувь» еще можно встретить в музеях Башкортостана. Зачем лошади лапти, если у нее есть подковы? Дело в том, что ранней весной лошадь могла поранить ноги о плотный наст, а лапти оберегали животное от этого. Подобную «обувь» плели круглой формы с помощью деревянного кочедыка. Плетеные предметы и кочедык хранятся в с. Ассы в Музее Арслана Мубарякова и в Зуяковском школьном историческом музее.
Лапти для лошадей. Ассы, Белорецкий район РБ Хозяйственная утварь Башкиры также занимались изготовлением утвари из лыка. При этом использовали не только липовое, но и березовое, вязовое, черемуховое лыко. Делали короба, корзины, кузова, котомки. Изготавливали высокие лыковые сумки для бутылей — для бузы, айрана, воды, а также для переноски и хранения продуктов. Обычно лыковый короб с провизией привязывали к седлу во время летних сенокосов. Изготавливали и кнуты для лошадей, и чехлы для топоров.
Применение их было весьма разнообразным. Самое главное преимущество циновок — натуральный материал. Поэтому в отдаленных башкирских деревнях их до сих пор используют как подстилку под ноги, как седелку для бани, а попону — для укрытия лошадей от холода. Для плетения использовали специальное устройство, состоящее из досок с зарубками из 12 и 13 пар деревянных чурок. Во время работы такое приспособление с чурками с помощью веревки прикрепляли к потолку, после этого приступали к плетению. Сначала по краю доски раскладывались волокна мочала, а затем чурки перекидывались с одной стороны на другую. Плели до тех пор, пока не получали попону желаемого размера.
Эти станки сегодня можно увидеть не только в музеях, они встречаются и у некоторых деревенских мастеров лыка дома. Работа на этом станке ручная, трудоемкая. В былые времена этим ремеслом занимались его отец и еще несколько мастеров деревни. Бурзян-Елга граничит с одной стороны с лесным Зилаирским, с другой — с Бурзянским районами. В этом регионе тоже еще есть мастера лыка. Оно раритетное. Отец всю жизнь лесом занимался, лыко драл, седла для лошадей, сани делал.
Был мастером.
Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло.
В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом. Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан. Не всякое лыко в строку — это присказка лапотников.
При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству. Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком.
Лыковая одежда Римляне, путешествуя по территории современной Германии, с удивлением обнаруживали людей, одетых в плащи из лыка. Народ, населявший германские земли, казался диким в их глазах. А напрасно. Хорошо сплетенная лыковая одежда предохраняет от укуса насекомых.
В ней можно собирать мед диких пчел. В ней не холодно и не жарко. Она не промокает от дождя. Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка.
На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан. Все сделано из лыка методом плетения лаптей. Подведем итоги Многим нравится лыко. Что это такое, вы уже знаете.
Мы подробно рассмотрели добычу и обработку этого доступного и прочного природного материала. Много сотен лет человек работал с ним, и оно надежно служило ему.
С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку [7]. Образ в фольклоре [ править править код ] В марийском фольклоре герои добывают лыко для изготовления корзин и лаптей [11]. Липовая кора была традиционным источником сырья для плетения обуви и у мордвы. Косвенное подтверждение этому находим в эрзянской сказке «Недоплетённый лапоть»: «Пора было взяться Ивану за работу, а обуваться не во что. Отправился Иван в лес, надрал лыка, пришёл домой и начал плести лапти» [7]. В русском языке немало пословиц и поговорок связано с плетением из лыка «Не лыком шит», «Лыка не вяжет» и др.