Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство.
О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России
Православный взгляд. Царь Иван Грозный , смотреть онлайн | Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. |
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси | Венчание Ивана Грозного на царство. |
Иван IV Грозный: биография, жизнь и смерть царя, история правления, политика, реформы | Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. |
В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного | А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет. |
Венчание на царство | Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. |
ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле
ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного.
Иван Грозный — биография
- Обряд венчания
- Как короновали русских царей? - Узнай Россию
- Купите товары, связанные со статьёй
- 466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси
- ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ
Какого правителя Руси первого венчали на царство
Эти костюмы и ткани действительно уникальны, такого собрания, по словам куратора, «нет ни в одном другом российском музее, да и редко в каких зарубежных музеях сохранились подобные предметы». На выставке также представят облачение высших церковных иерархов и парадные костюмы придворных, серебряную посуду, знаменитый фарфоровый сервиз, созданный по эскизам Федора Солнцева к коронации Николая I — впервые в огромном многообразии форм и дополнений. Особое место отводится царским регалиям: здесь венец, скипетр и держава Большого наряда Михаила Романова 1613 , шапка Мономаха с единственного в русской истории совместного венчания на царство Ивана V и Петра I 1682 , коронационные венцы Екатерины I 1724 , Анны Иоанновны 1730 , держава Петра II 1727. Еще одна незнакомая широкому зрителю тема — возникшие в XVIII столетии и высоко ценимые сегодня антикварами коронационные альбомы с описанием празднования и гравированными иллюстрациями. Надо сказать, что традиция совместной коронации супругов началась с Павла I и его жены Марии Федоровны 1797 и поддерживалась российскими самодержцами на протяжении всего XIX века. Особая роль также отводилась вдовствующим императрицам — на выставке среди прочего покажут парчовую с горностаевым мехом коронационную мантию матери последнего русского царя.
А в 1561 году Константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. В историю первый русский царь вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.
При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения и музыку, хорошо играл в шахматы. Иван IV значительно расширил границы Руси — покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов.
В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г.
Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг. В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери.
Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. Третий сын, Федор Иванович 1557—1598 гг. Дочери умерли в детстве. После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г.
Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер.
Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. РСТВО — торжественный обряд принятия русским монархом власти. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими». Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г.
В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха».
Очередные двойные стандарты. На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать. У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело. Как пишут историки, первое упоминание обращения с использованием царского титула в дипломатической переписке между польской и русской сторонами появилось в 1489 году. Согласно действовавшей практике, если ты принимаешь титул от правителя, стоящего рангом выше, то тот, кто принимает, становится вассалом дающего титул. В Росархиве сохранилась грамота 1514 года Максимилиана I [8] к отцу Грозного Великому князю Василию III, в котором князь назывался титулом «kayser» — цезарь, император. Эту грамоту в 1718 году царь Петр распорядился напечатать на европейских языках для обоснования своего императорского титула. Ближайшее окружение царя оказалось не радо возвышению царя. Они поддерживали претензии западных «партнеров» в их стремлении лишить Грозного этого важного титула. Фроянов приводит сведения: «Нельзя забывать, что к моменту приезда литовских послов в Москву прошло всего два года, как в русской столице произошло событие величайшего государственного значения — венчание Ивана IV на царство. И послы требуют от богоизбранного государя отказаться от царского титула. Требование послов отказаться от титула царя при составлении договора о перемирии ставило вообще под сомнение царское достоинство Ивана IV и тем поощряло московских противников самодержавия к дальнейшей крамоле. Вот почему государь долго говорил о Думе, убеждая бояр не отступать от недавно провозглашенного русского царства. Казалось, бояре поняли всю ответственность решения, которое им предстояло принять, и согласились с доводами царя, но затем перевернулись, поддержав «непризнание царского титула со стороны Сигизмунда II Августа», то есть став фактически на сторону иноземного властителя. Это походило на коллективную измену бояр царю Ивану. Сильвестр же, извратив суть дела, подал все происходившее в Думе как тщеславную борьбу Ивана «за имя», а современные историки бездумно приняли поповскую версию. Сильвестр к этому времени обладал уже столь сильным влиянием и властью, что сумел переубедить Думу и склонить ее принять решение о необходимости писать в договоре о перемирии с Великим княжеством Литовским государево имя «несполна», опустив царский титул Ивана. Боярская Дума задевала не только честь государя, но также международный престиж Русского государства, достоинство митрополита, святость и непререкаемость православной веры и церкви, задевала потому, что игнорировала акт венчания Великого князя Ивана на царство, где концентрировались все названные моменты» [9]. В завершение баталий по поводу титула и подписания мирного договора приведем следующие сведения: «Польша не хотела признавать титул за московским государем, а Иван прямо отказывался величать Сигизмунда-Августа королем» [10], «не признавал за Сигизмундом II титулы «короля русского и прусского» [11]. Но со временем, а точнее в 1561 году перед женитьбой на Марии Темрюковне, «в Москву прибыли послы от константинопольского патриарха. Вселенский собор специальной грамотой подтверждал право московита на царский титул. Глава вселенской православной церкви освятил своим авторитетом власть православного московского царя. Затеянные по этому поводу пышные богослужения призваны были поднять престиж монарха и его нового правительства» [13]. При этом, Грозный, «…получив от них искомый акт о признании царем, он уклоняется от повтора церемонии венчания в присутствии специально приехавших константинопольских архиереев. Отказался даже от благословения на том основании, что те при проезде через Литву прикладывались к католическому кресту» [14]. Окончательно вопрос с титулом царя будет закрыт в 1575 году при помощи племянника Марии Темрюковны, известного как Симеон Бекбулатович.
Правление Ивана Грозного
Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских.
По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри.
Открытое восстание началось 26 июня.
Кроме духовенства, за Дмитрием Внуком стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеолог, считая ее чужой и связывая, «нестроения на Руси» с ее появлением. Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Палеолог с сыном попали в немилость, Иван III решил венчать Дмитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем. Власть от Бога Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успенском соборе. На венчании притствовали все духовенство, родственники и бояре, площадь перед собором была заполнена народом. Митрополит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шапку Мономаха это было сделано впервые и оплечье бармы , затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключевский, помазал его миром, а дед Иван III благословил пятнадцатилетнего внука «на великое княжение Владимирское, Московское и Hовгородское». Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собора Дмитрия осыпали монетами.
Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова; вышла из-под опалы и Софья.
Губная и земская реформы имели важное, прогрессивное значение. Они привели к ликвидации системы кормлений, завершили перестройку местных органов власти и привели к созданию сословно-представительных учреждений на местах. В результате был укреплён местный аппарат управления и усилена централизация государственных органов власти.
Иногда русская рать появлялась под самой Казанью; казанцы пугались, принимали себе хана из рук московского государя, обещали мир и подчинение, а затем сейчас же изменяли и начинали враждебные действия»[4]. Таким образом, борьба с Казанью была важной, необходимой и неотложной внешнеполитической задачей. В её решении были заинтересованы все социальные слои русского общества. Царское правительство рассчитывало на доходы от дани с покорённых народов Поволжья. Дворянство стремилось приобрести новые плодородные земли, которые Иван Пересветов называл «подрайской землицей».
Купечество было заинтересовано в безопасной торговле по Волжскому пути, а жители городов и сёл, не понаслышке знакомые с ужасами крымских нашествий, мечтали о прекращении этих разрушительных и грабительских набегов. С первой попытки подчинить Казань Ивану IV не удалось. Первый поход 1447-1448 и второй поход 1449-1450 годов, закончились неудачей. Первый поход Иван IV предпринял зимой 1447 года. Царь решил использовать замёрзшую реку, как дорогу в Казань, но из - за сильной оттепели переправа не удалась.
Подтаявший лёд не выдержал тяжести пищалей и пушек, в результате артиллерия и многие люди провалились под воду и утонули. Огорчённый этим обстоятельством Иван IV велел идти на Казань своему боярину и воеводе Дмитрию Фёдоровичу Бельскому, и другим воеводам с большим количеством людей, а сам вернутся обратно в Нижний Новгород, а из него уже в марте в Москву. Воеводы царя подошли к Казани 18 февраля 1448 г. Казанский хан встретил русские войска на Арском поле. Произошла битва, в которой отличился командовавший передовым полком князь Семён Мигулинской.
Он нанёс казанскому войску большой урон и заставил хана отступить в город. Началась осада Казани, которая длилась неделю. Но взять хорошо укреплённый город без артиллерии оказалось невозможно, и русские войска вернулись домой. На этом первый Казанский поход закончился. Второй Казанский поход был совершён Иваном IV в 1449 г.
Поздней осенью 17 ноября, Русское войско, как и в прошлый раз, выступило из Нижнего Новгорода. Артобстрел города в этот раз вёлся из пушек, которыми управляли немецкие пушкари. Был убит сын казанского хана и крымский князь Челбак. Однако начавшаяся ранняя весна, дожди и оттепель сделали невозможным дальнейшую осаду Казани. Отсырел порох, пушки из-за грязи невозможно было сдвинуть с места, дороги размыло и стало нельзя подвозить продовольствие, в войске начался голод.
В таких неблагоприятных условиях Иван Грозный был вынужден снять осаду и вернуться домой. Таким образом, хотя этот поход и был более удачный, чем первый, но в целом так же не имел ни политического, ни военного успеха. Удачным оказался только третий поход Ивана Грозного. К этому походу он подготовился особенно серьёзно и основательно: реформировал армию, привлёк на службу иностранных специалистов, добился нейтралитета Ногайской орды, собрал огромное войско численностью в 150000 человек, состоявшее из различных родов войск: стрельцов, конницы, немецких, итальянских и польских наёмников, мордовских и черкесских воинов и татарских отрядов хана Шигалея. И что очень важно была устранена основная причина неудач прежних походов — отсутствие вблизи осуждённого города стратегической базы, в которой можно было бы сосредоточить военные силы для наступления и складировать необходимые для войны и осады припасы.
Такой базой стала Свияжская крепость, построенная в 1551 г. И уже на месте в 30 км от Казани в течение 28 дней быстро собрали крепость. В Свияжске, для наблюдения за Казанью был оставлен гарнизон под предводительством воеводы Александра Горбатого, и сложены припасы для будущего похода. Закончив приготовления к походу, царь 16 июня 1552 г. Ошибочно считая, что русский царь со своим войском уже находится под Казанью, крымский хан вторгся в русские земли и напал на Тулу.
Однако, небольшой тульский гарнизон возглавляемый воеводой Григорий Ивановичем Тёминым, не только сумел отбить все атаки крымцев. Но и продержаться до прихода царских войск. Царские воеводы Пётр Щенятев и Иван Пронский не только одержали победу над крымским царём, но и отбили у него всех русских взятых им в плен. Сам Девлет Герей едва не был пленён и с позором бежал за Дон, бросив оружие и награбленную добычу. После этого русское войско уже беспрепятственно двинулось на Казань.
Единственно чего сумел добиться крымский хан — это на четыре дня задержать поход Ивана Грозного на Казань. Через пять недель войска Ивана Грозного дошли до Свияжска. Здесь царь дал своим войскам неделю на отдых после утомительного похода, затем вышел из крепости и двинулся со своим воинством к Казани. Узнав о переправе русских через реку, казанский хан Едегир вышел к ним навстречу с пятидесяти тысячным отборным войском стремясь устрашить русских воинов и не дать им совершить переправу. Бой с превосходящими в разы силами противника приняли ертуальный и передовой полки.
Кровопролитное сражение длилось три часа. Много людей погибло с обеих сторон. В результате русским полкам удалось одержать победу, и Едегир был вынужден отступить к Казани. Вокруг стен Казани были расставлены туры и пушки, город был окружён, так что казанцам невозможно было ни войти, ни выйти из него. Подступы к Казани были трудными, так как леса, болта, овраги, густые заросли кустарника делали местность труднопроходимой.
С двух сторон Казань окружали труднопроходимые реки Булакам и Казанка. Со стороны Арского поля имелось небольшое место для приступа, но там была толстая надёжная стена и широкий, глубокий ров. Кроме всего вышеперечисленного в городе имелся большой запас съестных и военных припасов, поскольку казанцы готовились к осаде заблаговременно. Казанцы оказывали активное сопротивление, совершая в течение первой недели осады частые, но безрезультативные вылазки. Однако прежде, Иван Грозный желая избежать бессмысленного кровопролития, послал в город своих послов.
Едегиру русский царь обещал, что он будет ему братом и другом, а не рабом и слугой, и будет царствовать в Казани спокойно до самой своей смерти. Казанцам царь предлагал прощение всех их злых дел, сохранение обычаев, законов, веры, если только они добровольно присягнут ему и присоединятся к России. И если не послушаете слов моих, то с помощью Бога моего возьму город ваш на щит, вас же всех, и жен ваших, и детей без пощады склоню под меч. И падете вы и будете, как пыль, попраны нашими ногами»[5]. Едегир выслушав царское послание, хотел согласиться на его условия, открыть город и добровольно сдаться, но казанцы не позволили ему этого сделать.
Предложения русского самодержца были отклонены, а послы с позором изгнаны из Казани. Смелый отказ казанцев объяснялся тем, что они рассчитывали на военную помощь Ногайской орды, в которую послали своих послов ещё до начала осады. Однако ногайцы отказали казанцем, сказав им следующее: «Не смеем мы отпустить к вам наших воинов против московского царя, ибо много раз, когда отпускали мы их, все они у вас погибали от русских, и ни один не вернулся от вас живым. Да и Бог не позволяет нам этого сделать за истинную любовь к нам московского самодержца: нельзя нам вместе с вами воевать против него, ибо всегда мы от него много добра получали, живя с ним в мире и любви; более того, собираемся мы помогать ему против вас, лукавых и неверных людей. Вы ведь, живя с ним по соседству, всегда несправедливо обижали его; много раз преступая свою клятву.
И убоги вы и бедны, а такого сильного и великого царя хотите одолеть не силой, а хитростью, но будете вы сами побеждены им, нежели одолеете его, если добром не помиритесь с ним, предавшись ему»[6]. Вернувшимся от ногайцев казанским послам, не удалось прокрасться в город сквозь русские полки. Дозорные схватили их и привели к Ивану Грозному. Он прочитал их грамоты, и отпустил живыми и невредимыми в Казань, не причинив им никакого зла. Удивив незадачливых послов своим великодушием.
Получив отказ от ногайцев казанцы поняли, что ждать помощи им не от кого и перестали делать вылазки и биться с русскими, а заперлись в городе, надеясь выстоять за счёт прочности городских стен и больших продовольственных запасов. Однако, несмотря на прекращение вылазок горожан, осаждавшим серьёзные проблемы продолжала доставлять конница мурзы Япанчи, постоянно нападавшая и днём и ночью с тыла на русские войска из — за лесной засеки. Эти набеги отвлекали русские полки от осады города и фактически заставляли сражаться их на два фронта. Так продолжалось три недели, пока Иван Грозный не выделил воеводе, князю Горбатому-Шуйскому из своего войска 15 тысяч пехоты и 30 тысяч конницы. Горбатый-Шуйский решил выманить Япанчи из леса хитростью.
Он укрыл пехотинцев и пищальщиков в засаде, а небольшому отряду приказал выманить конницу Япанчи из леса. Увидев приближавшийся к нему отряд русских воинов, Япанчи действительно вышел из леса, погнался за ними и сразу же попал в засаду, был окружён и обстрелян. Татары понесли большие потери и были вынуждены бежать. С тех пор набеги конницы на русские тылы прекратились. После этого, осаждавшие начали подготовку к штурму.
Под Казанский кремль были сделаны подкопы, а минёры заложили в них бочки с порохом. Но прежде чем штурмовать Казань Иван Грозный ещё раз предложил осаждённым сдаться на милость победителя, но снова получил отказ. Тогда подкопы были взорваны. Взрывы разрушили часть стены. Через образовавшиеся проломы русские войска штурмом взяли город.
Взятие Казани было встречно русским людьми с ликованием и стало народным торжеством. Народ воспел это событие в сказаниях и песнях, прославил в них Ивана Грозного. Русские люди справедливо видели в победе над Казнью победу над давними, исконными врагами, которые на протяжении многих лет разоряли Русскую землю, уводили в рабство десятки тысяч христиан! Казань была превращена Иваном Грозным в русский административный центр, для управления которым был создан специальный Казанский приказ. Разрушенные места Казани по приказу царя были вновь отстроены и сделаны ещё крепче.
Отстроенная заново Казань стала красивым каменным городом. За городом был построен монастырь великого чудотворца Николы. С целью избежать волнений и восстаний, татарам было запрещено жить в пределах города. Им разрешалось, селится лишь подгородной слободе. Так же из казанского плена было освобождено более ста тысяч русских рабов!
Став русским городом Казань не утратила своего значения и продолжала оставаться крупнейшим экономическим центром Поволжья. Более того за счёт расширения экономических связей со многими русским городами её торговый оборот существенно увеличился. Летописец писал: «И закипела Казань несметными богатствами и засияла необычной красотой»[7]. Астраханские правители в свою очередь добивались независимости и призывали московского государя к вмешательству в их внутренние дела. В 1547 г.
Россия дипломатическим путём пыталась договориться с новым ханом, и сначала Ямгурчей согласился служить московскому царю и даже принял российского посла, но затем, заключив союз с враждебными России, Турцией и Крымом, разорвал дипломатические отношения с Москвой, арестовал русского посла и начал готовится к войне с Россией. В 1553 г. Иван Грозный, который был заинтересован в получении выхода к каспийскому морю, и к тому же не простивший Ямгурчею ареста своего посла, согласился на предложение ногайцев. В 1554 г. Русская рать без боя заняла Астрахань.
На астраханский престол снова был возведён Дербыш-Алей. Ямгурчей бежал в Азов. Девлеш-Алей присягнул Ивану Грозному на верность и заключил с ним договор, по которому обещался ежегодно выплачивать Москве дань размером 1000 рублей и 3000 рыб. В случае смерти астраханского хана, преемника подыскивал и назначал русский царь. После этого царские войска вернулись в Москву, оставив лишь небольшой отряд из стрельцов и казаков, под начальством боярина Петра Тургенева.
Таким образом, в этот раз Астраханскому ханству удалось сохранить свою независимость. Но Девлеш-Алей оказался ненадёжным союзником. Чувствуя непрочность своего положения в Астрахани, он занял прокрымскую позицию и начал мирные переговоры с Крымом и Турцией. Затем хан перебил всех сторонников Москвы и напал на русский отряд, оставленный в Астрахани. И в этот раз астраханцы сдалось без боя.
Девлеш — Алей был свергнут и под охраной отправлен в Москву. Астраханское ханство было ликвидировано и присоединено к России. Историческое значение ликвидации Казанского и Астраханского ханств настолько велико, что его практически невозможно переоценить. Сразу двумя осколками Золотой орды стало меньше, что обеспечило России относительную безопасность на юге и юго-востоке. Серьёзную грозу для страны теперь представляло только Крымское ханство, ликвидация которого была пока невозможна, так как это ханство было намного сильнее Казанского и Астраханского, и за ним стояла могущественная Османская империя.
Территория России увеличилась почти в два раза. Великий Волжский торговый путь, связывающий Ближний восток и Европу, оказался теперь под контролем России. Вырос авторитет царской власти, как внутри страны, так и на международной арене. В состав России добровольно вошли башкиры, марийцы, удмурты чуваши. Плодородные земли Поволжья стали массово осваивать русские переселенцы, мирно соседствуя с коренными народами и не притесняя их.
Стало бурно развиваться земледелие. Местное население Поволжья заимствовало у переселенцев множество полезных хозяйственных навыков. Так же стало возможным дальнейшее продвижение русской колонизации дальше на восток и в Западную Сибирь. С этой целью он стремился получить выход к побережью Балтийского моря. Однако это нужное и полезное для страны стремление царя находило серьёзное препятствие со стороны Ливонского ордена, который проводил политику континентальной блокады России, препятствуя провозу на её территорию стратегического сырья, товаров, и не пропуская иностранных специалистов.
Такая явная враждебность ливонского ордена в конечном итоге привела к началу ливонской войны 1558-15583. Официальными поводами к войне послужили массовые погромы православных церквей в Ливонии. Задержка приглашённых на русскую службу 123 западных специалистов, многие из которых были арестованы и даже казнены. А также невыплата ливонским орденом дани за пятьдесят лет, которую орден должен был платить по договору 1503 г. Начальный период войны был удачен для России.
В1558 г.
Историки, впрочем, отмечают, что фигура русского царя до сих пор воспринимается довольно предвзято, причём данные о его чрезмерной жестокости содержатся преимущественно в западных источниках. В 1533 году великий князь скончался от заражения крови, объявив перед смертью Ивана своим наследником. Вокруг трона начались интриги. Бояре, считавшиеся опекунами малолетнего князя, развернули жестокую борьбу за власть. Это, по мнению части историков, оказало сильное влияние на мировоззрение Ивана. Согласно воспоминаниям царя, он и его брат Юрий подвергались со стороны бояр лишениям даже в одежде и пище. В 1545 году Иван официально стал совершеннолетним и получил возможность править самостоятельно. Вскоре, как отмечают историки, он поднял вопрос о том, чтобы получить царский титул. Что привело его к этой мысли, эксперты затрудняются ответить, однако уже в 1547 году Иван Васильевич венчался на царство.
Российское государство стало царством и защитником православия в мировых масштабах, приняло на себя имперские функции. Сам Иван Васильевич обрёл статус единственного в мире православного государя-самодержца», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. В дальнейшем царское достоинство Ивана Васильевича было утверждено константинопольским патриархом и официально признано рядом европейских монархов. Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Во время смотра невест он остановил свой выбор на Анастасии Захарьиной-Юрьевой, представительнице рода, который войдёт в историю России как Романовы. Однако супруга царя через 13 лет умерла после тяжёлой болезни. Иван Грозный подозревал, что жену отравили, и это ещё больше осложнило его отношения с боярами. Царь-реформатор По словам советника ректора МПГУ Евгения Спицына, начальный период царского правления Ивана Васильевича историки часто связывают с деятельностью органа, известного под названием «Избранная рада», — кружка приближённых к царю государственных деятелей. Достоверных данных об этом объединении нет до сих пор, но известно, что термин был введён бежавшим из России князем Андреем Курбским.
Поэтому оценки деятельности «Избранной рады» среди историков разнятся — одни считают её прообразом правительства России, другие же просто мифом.
Как короновали русских царей?
Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! | стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). |
Венчание на царство первого русского царя в 1547 году: как это было и в чем смысл | 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. |
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ
Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного.
Венчание на царство Ивана 4
Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. – Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство. А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина.
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
Помимо проведения обрядов венчания на царство и коронации, в Успенском соборе также возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Проводились и другие действа. В частности, у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней — иконой Владимирской Богоматери — удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю. В соборе также проводились бракосочетания, которые имели государственное значение. Здесь находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена. Текст: Вера Марунова.
История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале. Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини. В 1580 г. Иван Грозный женился на 27-летней Марии Нагой. В браке родился царевич Дмитрий, с чьим именем тесно связаны события Смутного времени. Хотя к тому моменту ребенка уже не было в живых, его убили в восьмилетнем возрасте. Из восьмерых детей Ивана Грозного шестеро умерли в детстве. Старший наследник Иван Иванович погиб 19 ноября 1581 г. Версия убийства в ходе ссоры с отцом не имеет никаких реальных доказательств, но увековечена талантливой кистью Ильи Репина и по-прежнему популярна. Картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» 1581 г. Обстоятельства смерти Ивана Грозного В последние годы жизни Иван Грозный часто удалялся от светского общества. Ухудшилось его здоровье, он проводил много времени в уединении и молитвах, однако продолжал заниматься государственными делами. Царь часто жаловался на боли в спине и коленях. Со временем ему стало трудно передвигаться, и государя носили в кресле. Его тело распухло и покрылось гнойными нарывами. Медики XVI века лечили сифилис малыми дозами ртути, отравляя организм пациента. В итоге к венерическому заболеванию добавились проблемы с нервной системой и костной тканью. Иван Васильевич страдал суеверными страхами и даже впадал в религиозный психоз.
Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева — Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву». Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом». Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр. Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство. По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых. Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии — Юрьев, Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь Черкасский. Среди опричников, кроме того, царь выделял князя Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта. Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии.
Поссевино, английским посланником Дж. Горсеем, немцем-опричником А. Шлихтингом оказываются и русские летописцы, и агиографы, включая св. Димитрия Ростовского, и опиравшиеся на них в своих исследованиях то ли по недомыслию, то ли по злокозненности русские церковные митрополит Макарий Булгаков , А. Доброклонский, А. Карташев , дореволюционные гражданские Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов и советские С. Веселовский, А. Зимин, С. Шмидт, Р.
ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле
Осада Ревеля закончилась безрезультатно весной 1571 г. Вовлечение Русского гос-ва в многолетнюю войну в Ливонии способствовало ослаблению позиций России на др. Ухудшилось положение на Сев. Кавказе, где тесть царя Темрюк терпел неудачи в борьбе с противниками, которых поддерживал крымский хан. Возобновились набеги крымских татар на юж. В 1571 г. На начавшихся переговорах хан требовал передать ему Казань и Астрахань.
Его действия поддерживала Османская империя. В 1572 г. Воротынский, нанесла поражение этому войску в битве при Молодях 30 июля - 2 авг. В условиях многолетней войны, шедшей на неск. Бедствия усугубили голодные годы 1569-1571 , разразившаяся в 1571 г. В нач.
Предписание И. Это вело к дезорганизации внутреннего положения в стране, действия опричников сталкивались с вооруженным сопротивлением населения. Царю поступал поток жалоб, в которых опричники выглядели не лучшим образом. Борьба за власть и влияние в опричном дворе вела к тому, что соперники обвиняли друг друга в измене. Жертвой таких доносов стал один из инициаторов опричнины - Басманов. Во время набега татар в 1571 г.
Осенью 1572 г. Портрет неизвестного художника. Музей-заповедник «Александровская Слобода» Продолжался такой порядок сравнительно недолго. В окт. Он выделил себе особый удел, названный теперь двором, в состав к-рого вошли и бывш. Во главе др.
Такое решение вызвало беспокойство части приближенных, обратившихся к царю с прошением не возводить на трон «мимо своих чад иноплеменника». Ответом стали казни авторов челобитной на Соборной площади Кремля в нояб. Через год Симеон Бекбулатович был сведен с великокняжеского стола и управление земщиной было поручено, как и в годы опричнины, земской Боярской думе. Разделение страны снова сопровождалось отбором детей боярских для службы на территории удела и массовым выселением с этих земель неугодных. На землях двора были созданы свои органы управления во главе с дворовой думой. Такое разделение страны сохранялось до смерти И.
В эти годы большое влияние на государственные дела приобрела группа возвышенных царем худородных детей боярских, введенных им в состав дворовой думы в чине думных дворян, наиболее видной фигурой среди них был Б. Рост опасности для Великого княжества Литовского со стороны России в годы Ливонской войны способствовал тому, что Литва и Польша, связанные ранее между собой только династической унией, в 1569 г. Литовский Сигизмунд II. На ставший вакантным трон наряду с др. Среди польской шляхты у него нашлись сторонники, рассчитывавшие при его помощи ослабить власть магнатов. Они пытались вступить в контакты со своим кандидатом.
На переговорах с посланцами из Речи Посполитой И. По-видимому, царь рассчитывал на то, что запутавшиеся в борьбе партий магнаты и шляхта будут вынуждены обратиться к нему, а он продиктует свои условия. Такой путь, однако, не мог привести его к успеху. В 1572-1576 гг. К 1577 г. Под русскую власть перешли такие города на балтийском побережье, как Гапсаль Хаапсалу и Пернов Пярну.
В 1576 г. В 1577 г. Двины, занятые в годы Ливонской войны литов. Небольшие гарнизоны находившихся здесь крепостей капитулировали, не оказывая сопротивления. Двины, кроме Ревеля и Риги. Ссылаясь на достигнутые успехи, И.
Царь полагал, что новый польский король, бывший правитель небольшого княжества, не решится вступить с ним в спор из-за Ливонии, но ошибся. К 1578 г. Против нее фактически сложилась враждебная коалиция из Польско-Литовского гос-ва, Швеции и Крымского ханства, страна должна была вести войну одновременно на нескольких фронтах. Открытая враждебность Крыма, который вел переговоры о союзе даже со Швецией, заставляла держать на южной границе войска, к-рые были остро нужны на западе. Вместе с тем к кон. По разным подсчетам, в Новгородской земле к нач.
Это сказывалось на размерах дворянского ополчения - главной военной силы страны - и на его способности нести службу. В последние годы Ливонской войны уклонение детей боярских от службы стало приобретать массовый характер. Приходилось посылать специальные отряды, чтобы собирать ополченцев и отправлять их на войну. В королевской ставке стали возникать планы оторвать от Русского государства весь северо-запад с его главными центрами - Новгородом и Псковом. В Новгород была послана грамота, призывавшая жителей города поднять восстание против «тирана», а захват Пскова стал целью нового похода Батория, в авг. Эти крайне неблагоприятные для царя события совпали по времени с личной драмой: 19 нояб.
В тяжелой ситуации, сложившейся внутри гос-ва, царь пытался искать помощь даже в Риме. Обещая в будущем папе союз против османов, И. Папский посредник иезуит Антоний Поссевино прибыл в Москву, когда уже началась осада Пскова. Героическая оборона города сорвала планы политиков Речи Посполитой, но в стране, истощенной войной, не было сил на то, чтобы отбросить от Пскова польско-литовскую армию и добиться победного окончания войны. Пока шла осада Пскова, Русское гос-во потерпело еще одно поражение. Бросив все силы на борьбу с Баторием, И.
Затем шведы заняли лежавшие на др. Наровы новгородские пригороды. Гравюра с рис. XIX в. РГБИ 15 янв. Речь Посполита вернула занятые польско-литов.
Вопрос о ливонских землях, занятых шведами, в договоре был обойден молчанием. Но планы эти осуществить не удалось. В Казанском крае началось широкое восстание марийцев, которое сумели подавить лишь после смерти И. Уже осенью 1582 г. Плюссе было заключено перемирие со Швецией на 3 года, по условиям к-рого Швеции отошли не только земли в Ливонии, но и рус. По-видимому, И.
В 1582-1583 гг. По монастырям рассылались списки таких людей, содержавшие многие сотни имен. Перед смертью И. Боусом, рассчитывая заключить союз с Англией против Батория, чтобы вернуть под свою власть Полоцк и «Лифлянскую землю по Двину». Очевидно, царь был намерен со временем возобновить Ливонскую войну. В последние годы правления И.
Пользуясь ослаблением Русского государства в годы Ливонской войны, сибирский хан Кучум перестал платить дань и стал предпринимать набеги на пограничные русские земли. Страдавшие от набегов солепромышленники Строгановы наняли в нач. Ермак разбил войско Кучума и захватил его столицу, подчиненное хану население признало власть Ермака и стало выплачивать ему дань. Летом 1583 г. Казакам было послано жалованье деньги, сукно , атаманам - золотые. Так было положено начало вхождению Сибири в состав Русского гос-ва.
Значение деятельности И. Верхушка дворянства - родовая знать - превратилась в знать служилую, землевладение бояр и детей боярских складывалось теперь гл. Верхи городского сословия - гости, члены гостиной и суконной сотен - должны были нести различные службы для пополнения гос. Выборные земские органы на местах к концу правления И. Особое место среди них занимают ответы царя на вопросы чеш. Рокиты , приезжавшего в Москву с польско-литов.
В ответах ярко проявилось отрицательное отношение И. В 1-м послании Курбскому 1564 нашли отражение представления царя о характере и природе его власти, о желательном типе отношений между монархом и подданными, его знания древнерусского и визант. В послании кн. Александру Полубенскому 1577 И. В письмах английской кор. Елизавете I и швед.
Юхану III см. Иоанн III отразилось присущее И. В послании братии Кириллова Белозерского монастыря 1573 царь писал о том, каким должен быть распорядок жизни в общежительной обители. Михаила Всеволодовича Черниговского. Царь покровительствовал мастерам хорового пения, некоторые из них работали по его заказу в Александровой слободе. По повелению царя было создано многотомное иллюстрированное изложение всемирной и древнерус.
С 1547 г. Оно проявилось уже при решении вопроса о царском венчании И. Когда после пожара в 1547 г. Макарий нашел приют в московском Новинском монастыре, туда для обсуждения разных вопросов приезжал И. В попытках найти выход из охватившего страну внутриполитического кризиса царь и его советники искали поддержки у архиереев, к-рые выступали посредниками в контактах между сторонами и гарантами достигнутых договоренностей. На созванном в февр.
Соборе примирения царь и бояре каялись перед иерархами в своих винах, по «прошению» митрополита и епископов царь простил боярам их проступки, а затем и «кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех» Емченко. На этом Соборе иерархи дали благословение на составление нового Судебника. В 1551 г. Судебник вместе с некими «уставными грамотами» был представлен на рассмотрение церковного Собора. В 1550 г. Макарий с освященным Собором, и здесь при участии духовенства по прочтении адресованного войску поучения митрополита было принято решение, что воины в походе должны нести службу «без мест».
Подготовленный в 1550 г. В 1552 г. Макарию было снова поручено «наказывать» бояр, остававшихся в Москве. Во время похода свт. Макарий обратился с «посланием учительным» к войску, а затем к царю. Митрополит убеждал, что войско и правитель добьются успеха, если станут бороться со своими пороками и вести образ жизни, достойный христианина.
Царя митрополит призывал соблюдать «евангельские заповеди»: «... Эти известия отражают, однако, лишь одну сторону отношений молодого царя и духовенства. Более полную и всестороннюю картину дает текст решений Собора 1551 г. Стоглав в сопоставлении с рядом документов, исходивших в эти годы от рус. Эти тексты позволяют выявить новые области сотрудничества и те сферы, где имел место конфликт интересов. Царь председательствовал на Соборе, его вопросы, адресованные участникам, определили проблематику соборных обсуждений.
Царь не только хотел устранить непорядки в церковной жизни, следуя «правилом святых отец», но и предлагал священнослужителям выступить против него, если он отступит от этих правил: «Аще преслушник буду, воспретите ми без всякого страха». Он выражал готовность обсуждать с отцами Собора не только церковные дела, но и «земские нестроениа»: «И мы вашего святительского совета и дела требуем и советовати с вами желаем» Емченко. При активном участии царя был принят ряд решений, направленных на искоренение недостатков в жизни приходского духовенства. Из протопопов и поповских старост были созданы органы, которые должны были наблюдать за тем, как приходские священники выполняют свои обязанности и какую ведут жизнь, наставлять и поучать их. Подчеркивалось, что архиерей должен рукополагать в священный сан только добродетельных и грамотных людей, не считаясь с иными пожеланиями прихожан. Решения Собора предусматривали создание во всех городах уч-щ для обучения буд.
Архиереи должны были надзирать за перепиской книг. Богослужебные книги следовало исправить, писцы должны были при переписке использовать «правленые» книги. От этих решений Собора шел путь к созданию книгопечатания в нач. Архиереям также следовало наблюдать за деятельностью иконописцев и признавать «мастером» только такого ученика, который пишет «искусно» и следует установленным иконографическим образцам. Предусматривалось, что иконописцы, не подчиняющиеся архиерею, «царскою грозою накажутся». Царь и отцы Собора исходили из того, что новое, добродетельное и грамотное, духовенство станет активно воспитывать паству, бороться с пороками.
В этой работе духовенство могло рассчитывать на поддержку царской власти, задачей которой было оградить страну от вредных внешних идеологических влияний. Власть должна была бороться с деятельностью «лживых пророков», запретить занятия астрологией и чернокнижием; в решениях Собора дважды отмечено, что власть призвана бороться с сохранявшимися среди сельского населения языческими обычаями. Эту функцию власти царь относил к кругу своих важных обязанностей. Об этом говорят как активное его участие в Соборах «на еретиков», созывавшихся в сер. Программа воспитания духовенства и общества должна рассматриваться как свидетельство достаточно глубокого сотрудничества светской и церковной властей в России в сер. В других вопросах такого совпадения интересов не было.
Недовольство церковной иерархии вызывала практика выдачи царем несудимых грамот, когда клир приходского храма или братия монастыря освобождались от суда архиерея и уплаты налогов в его казну и подчинялись только суду монарха. В результате усилий иерархов в ст. На Соборе 1551 г. Распоряжение о подсудности белого духовенства епархиальному архиерею вошло в грамоты, выданные епископам, подсудность епископу зафиксирована и в грамотах, выданных монастырям. При этом, однако, ряд обителей, напр. Юрьев новгородский мужской монастырь , добились сохранения для себя прежнего порядка, а Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь был подчинен не епархиальному архиерею, а митр.
Вместе с тем в решениях Собора без сопротивления со стороны участников был зафиксирован ряд проявлений власти монарха над церковными учреждениями: царь мог определять состав служилых дворов архиереев, настоятели мон-рей должны были назначаться «по государеву слову и совету», за царскими дворецкими было признано право «монастырскую казну и всякие обиходы монастырские... Документы, современные Стоглаву, показывают, что за царем признавалась роль верховного арбитра при решении вопросов церковной жизни. Так, в наказе поповским старостам от дек. Не согласный с установленными в 1551 г. Пимен в 1555 г. Прорись из Лицевого летописного свода.
У носителей власти вызывало раздражение то обстоятельство, что земля, в которой власть нуждалась для испомещения дворянского войска, «выходит из службы». В таких ситуациях власть становилась восприимчивой к аргументам нестяжателей , утверждавших, что материальное обогащение монастырей пагубно влияет на образ жизни насельников. Характерно, что весной 1551 г. В «Ответе» митр. Макария подчеркивается неотчуждаемость церковных имуществ. В пункте 15 из 1-й серии адресованных Собору царских вопросов отмечалось, что в мон-ри поступают вклады, они покупают земли, пользуются немалыми податными привилегиями, но «устроения в монастырех никоторого не прибыло»: монахи пьянствуют, ведут неподобающую роскошную жизнь, держат в кельях мальчиков и женщин, не исполняют заупокойных служб по вкладчикам, чернецы и черницы «по миру волочатся».
Аргументы царя в замаскированной форме ставят вопрос о ликвидации или сокращении монастырского землевладения. Даже изложенное в таком виде предложение вызвало острую реакцию отцов Собора. Столкнувшись с солидарным сопротивлением духовенства, государственная власть в основном направила усилия на создание препятствий для роста церковного землевладения в будущем. Согласно совместному приговору царя и Собора от 11 мая 1551 г. Василия III, эти земли должны были быть возвращены, как и земли, приобретенные незаконным путем в годы «боярского правления». Приговор подтверждал действенность уложения вел.
Такая практика была распространена в приговоре на всех землевладельцев. Указанное уложение было дополнено установлением, что продажа земель церковным учреждениям также не может производиться «без царева и великого князя ведома и без докладу». Карой за нарушение был переход соответствующего владения к гос-ву. Одновременно за Церковью сохранялась основная масса ее земель, в ее пользу было существенно ограничено право родового выкупа лишь тогда, когда это было специально оговорено во вкладной грамоте или в духовной. Приговор от 11 мая 1551 г. Вместе с тем выступление царя с критикой пороков монашеской жизни способствовало тому, что Собор утвердил ряд мер для устранения недостатков: была введена более строгая регламентация монастырской жизни, установлены ограничения для контактов монахов с «миром».
Другим источником напряженности стали податные привилегии архиерейских кафедр и монастырей особенно в отношении их городских владений , существенно расширившиеся в годы «боярского правления». В городских владениях церковных корпораций образовались многочисленные слободы торговцев и ремесленников. Посадские люди не хотели терпеть конкурентов, не несших тягла и поэтому более успешных, а государственная власть была недовольна тем, что, поселяясь на церковных землях, торговцы и ремесленники тем самым избегали уплаты налогов. В проекте реформ 1550 г. Это решение встретило сильное сопротивление, и уже 15 сент. За Церковью были сохранены старые слободы с проживавшим в них населением «по старине», а новые слободы должны были «тянути з гороцкими людми во всякое тягло», люди, поселившиеся в них после писцового описания, должны были вернуться в посад.
Церковь также принимала на себя обязательство «новых слобод не ставити и дворов новых в старых слободах не прибавливать». И в данном случае речь идет о компромиссе, достигнутом ценой взаимных уступок. Интересы Церкви затрагивала и ст. Установление это не было направлено специально против Церкви, но многие церковные учреждения были обладателями таких грамот. Постановления ст. Такие ограничения распространялись, напр.
От уплаты налогов были освобождены владения архиерейских домов была подтверждена тарханная грамота 1538 г. Коломенскому епископу на слободы в Коломне и Иосифова Волоколамского мон-ря, к-рому были подтверждены все тарханные грамоты Василия III это самое раннее свидетельство особого расположения И. Ряд почитаемых обителей, как, напр. Серьезно затронула интересы Церкви еще одна мера, предусмотренная проектом реформ 1550 г. Размер «большой сохи» был разным для разных видов земельной собственности: для земель служилых людей «большая соха» равнялась 800 четвертей «доброй земли» в одном поле, для церковных земель - 600 четвертей, для черносошных земель - 500 четвертей. Эта мера означала, что церковная земельная собственность, если на нее не распространялись льготы, облагалась налогами по более высоким ставкам, чем владения служилых людей.
Из-за солидарного сопротивления духовенства светская власть не могла осуществить многие из своих планов. В истории отношений И. Летом 1553 г. Вероятно, в это время царь еще испытывал какой-то интерес к нестяжателям и их идеям. Положение изменилось во время Собора, созванного в 1554 г. Башкин и др.
На следствии, предшествовавшем Собору, и на самом Соборе стало известно о контактах между еретиками и нестяжателями Артемием и людьми его круга , сосланными «для исправления» в различные мон-ри. Когда на Соборе Рязанский еп. Кассиан стал «хулить» «Книгу на новгородских еретиков» «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого, входившую в то время в круг постоянного чтения И. Следствие по делу еретиков проводили по приказу царя старцы Иосифова Волоколамского мон-ря Герасим Ленков и Филофей Полев. Когда в 1555 г.
Иосифова Волоколамского мон-ря свт. Гурий Руготин. Архиепископу был вручен «Наказ» царя и митрополита с подробными наставлениями, как следует обращать в христианство казанских татар. Когда позднее, основав ряд монастырей для распространения христианства среди населения, архиеп. Гурий просил наделить эти монастыри землями, И. Макария, обещал это сделать.
Вместе со свт. Гурием в новую епархию был послан ряд волоколамских пострижеников, один из к-рых, Герман Садырев-Полев , стал преемником архиеп. Гурия на Казанской кафедре. В начале Ливонской войны И. После взятия Нарвы в 1558 г. Главная идея книги - необходимость для России существовавшей в ней с самого начала сильной самодержавной власти, всякое ослабление которой вело к печальным последствиям.
Одновременно в «Степенной книге» последовательно подчеркивались безукоризненное правоверие русских государей, их постоянное тесное сотрудничество с Церковью. В «Степенной книге» жизнеописания государей сопровождаются житиями их святых современников. Работу над этим огромным сочинением вела, по-видимому, группа книжников во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Андреем, который в 1562 г. Рождение, а затем выздоровление царевича Иоанна Иоанновича приписывались покровительству прп. Никиты Столпника. Прежде незначительный, переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь превратился в большую общежительную обитель, где были построены собор во имя прп.
Никиты, каменные трапезная и ограда.
Мать — Елена Глинская — внезапно ушла из жизни еще через пять лет. Иван Грозный был уверен, что ее отравили. С 1538 года монарх-сирота вынужден пребывать в постоянном противоборстве с боярами и по мере сил защищаться от их нападок и притязаний. Пытаясь найти внутреннюю опору в трудные времена, Иван Васильевич начинает живо интересоваться всем, что связано с происхождением царской власти.
Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала — исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца.
Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел. За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию. Венчание Ивана IV на царство Источник: ross-bel. Дело в том, что на Руси царями уже именовали некоторых правителей.
Казаки одержали ряд побед. Но в 1585-м Ермак погиб в одном из сражений на реке Иртыш. Однако начало завоеванию Сибири было положено. Собрав крупные силы, царь развернул боевые действия против Ливонского ордена. Начало войны было успешным. Русские войска заняли Нарву, Дерпт, Мариенбург.
Магистр ордена был пленён. Государство братьев-рыцарей пало, а вскоре и вовсе перестало существовать. Целители были бессильны. Не стало Анастасии, и теперь некому было успокоить, удержать мятущуюся душу Грозного. Царь был уверен, что его жену отравили. Монарх, желая забыться, всё чаще предавался увеселениям и всё круче обращался с подданными — опалы и казни стали обыденностью.
Однажды царь решил покинуть Москву и поселиться там, где ему укажет бог. Этим местом стала Александрова слобода — за её крепкие стены без ведома Грозного проникнуть было невозможно, равно как и вырваться. Окончательно обосновавшись в загородной резиденции своего покойного батюшки, Иван Васильевич затеял перемены, которые обескровили государство. Были введены опричнина и опричное войско — своего рода карающая царская гвардия, призванная искоренять в стране измену. Пользуясь вседозволенностью и безнаказанностью, опричники , которых Грозный объявил особой кастой наподобие ордена, занимались откровенным насилием и грабежом. Противиться произволу было невозможно.
Безжалостный меч обрушился как на родовую знать, так и на простых людей. Стоит ли говорить, что когда к Москве прорвались войска крымского хана Девлет Гирея , сопротивления врагу никто не оказал. Царь чувствовал себя безопасно за стенами Александровой слободы, а тем временем крымчаки подожгли город, и за несколько часов Москва сгорела. За одной войной отметим, что крымскую конницу всё же удалось отогнать от границы последовала другая. На смену славным победам пришли поражения. Литва и Польша, объединившись со шведами, начали отвоёвывать ранее утраченные крепости.
Московское царство лишилось выхода к Балтике.
Дело не доходило до подписания мирного договора. Польша требовала не только Смоленск, но и Новгород с Псковом, как старые владения литовского княжества. Полякам палец в рот не клади, откусят не только руку, но и голову попытаются оторвать.
Москва тоже не сдавалась, требовала обратно все русские земли, попавшие под польское владычество. Мазуров приводит сведения: «В Польше начиная с XV в. Следовательно, приднепровские земли, как и остальные, ранее входившие в состав Великого Киевского княжества, должны принадлежать Польше. Это служило теоретическим обоснованием к захвату Польшей земель на востоке» [2].
Стороны никак не могли договориться, переговоры заходили в тупик, дипломаты с помпой уходили и возвращались через некоторое время за стол переговоров. И тут возник новый спор из-за титула. Иван Грозный, возвышаясь над титулом Великого князя до равновеликого королям, получал дополнительный аргумент к требованию возврата русских земель. Уже не Великий князь, а царь объявляет себя правопреемником разрозненных русских земель, и этот статус обязывал поляков эти земли ему вернуть.
А Польша этого делать не хотела. Черкасов в роли Ивана IV в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Отрывок с процедурой венчания на царство.
Вот что писал Р. Скрынников о венчании на царство: «О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств.
Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3]. Колкостям поляков вторил и В. Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских».
В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному.
Кто являлся инициатором венчания на царство?
- Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича
- Регентство Елены Глинской (1533-1538)
- Иван Грозный — Википедия
- Внутренняя политика
Восстание против Глинских
- Как Иван Грозный на царство венчался
- Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство
- Регентство Елены Глинской (1533-1538)
- Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях
- Жены Ивана Грозного: трагическая судьба всех цариц
16 января / 29 января
Московские цари и Российские императоры венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти, 1479). Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. Московские цари и Российские императоры венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти, 1479). В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы.