Новости вечерня с чином прощения

После отпуста вечерни Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву на начало Великого поста. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, в завершение которой испросил прощения у клира и верующего народа. 26 февраля, в прощеное воскресенье, в нашем храме было совершено вечернее богослужение с коленопреклоненными молитвами, которое завершилось чином прощения.

Вечерня с чином прощения

Его Преосвященству сослужило духовенство кафедрального собора. За богослужением молились настоятели, клирики и прихожане череповецких храмов. Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Иулии Елисеевой.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат митрополит Евгений и духовенство сменили облачение на чёрное.

За стихирами на стиховне, чтением «Ныне отпущаеши» прозвучали великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. Сонмом священнослужителей была вознесена и молитва Ефрема Сирина, читаемая на богослужениях в течение Великого поста. Кульминационным моментом богослужения стала коленопреклоненная молитва, возносимая правящим архиереем за Чином прощения.

После чего митрополит Евгений обратился к присутствующим с архипастырским словом. Бог ставит нас как бы на Свое место, говорит: «Простите! Если вы простите, то будете прощены».

Новости Вечерня с Чином прощения в нашем храме 17 марта в нашем храме была совершена Вечерня с Чином прощения. Богослужение совершил настоятель протоиерей Сергий Шумских в сослужении духовенства храма.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат епископ Алексий и духовенство сменили облачение на чёрное. За стихирами на стиховне, чтением «Ныне отпущаеши» прозвучали великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. Сонмом священнослужителей была вознесена и молитва Ефрема Сирина, читаемая на богослужениях в течение Великого поста.

ВЕЧЕРНЯ. ЧИН ПРОЩЕНИЯ

Митрополит 10 марта, в Прощеное воскресенье, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Великую вечерню с чином прощения в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, Прощёное воскресенье, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря. 26 февраля, в Прощеное воскресенье, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе г. Ульяновска.

Подписка на новости

  • Вечерня с Чином прощения в нашем храме
  • Архив новостей
  • Вечерня с Чином прощения состоялась в Никольском кафедральном соборе » Искитимская епархия
  • Преосвященнейший Зосима совершил вечерню с Чином прощения.
  • Неделя сыропустная. Вечерня с чином прощения

Митрополит Никодим совершил вечерню с чином прощения в Вознесенском соборе

Затем Владыка митрополит, братия обители, студенты Псково-Печерской духовной семинарии и прихожане Псково-Печерского монастыря испросили друг у друга прощения и взаимных молитв.

В храме молились: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Толкачев и С. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия. Первая часть службы совершалась в светлых облачениях.

Богослужение завершилось чином прощения, во время которого правящий архиерей и все присутствующие в храме испросили друг у друга прощение. Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на период Святой Четыредесятницы иноки удалялись в безлюдные пустынные места как это описано, например, в житии преподобной Марии Египетской. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе. Однако, прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения.

Это происходило в последний день Сырной седмицы.

Правящему архиерею сослужили: секретарь Вологодского епархиального управления иерей Роман Попов; ректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Алексий Ольховников; настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Смирнов; исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого монастыря, проректор по воспитательной работе Вологодской духовной семинарии иеромонах Ферапонт Широков ; благочинный Центрального округа города Вологды иерей Сергий Ермолаев; ключарь кафедрального собора иерей Сергий Зяблицкий; настоятель храма Святого Духа в селе Архангельском иеромонах Андрей Кукушкин ; руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев; клирик Воскресенского кафедрального собора, заведующий заочным сектором обучения семинарии иерей Артемий Денискин. Служение диаконского чина совершили протодиакон Сергий Белоусов и диакон Антоний Зажигин. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор под управлением регента Анны Павловны Бурдиной. В храме молились: руководитель Центра подготовки церковных специалистов Е. Бутылкина, руководитель Отделения подготовительного духовного образования и творческого развития для детей и юношей Н.

Правящий Архиерей возглавил вечерню с чином прощения в Петропавловском соборе Казани

Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии; скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут.

Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Призираяй на землю, и творяй ю трястися; прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им; благослови, душе моя, Господа. Солнце позна запад свой; положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Вход с кадилом Диакон: Господу помолимся. Молитва входа тайная Иерей: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Иерей, благословляя: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Премудрость, прости. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит. Диакон: Вонмем.

Хор: И духови твоему. Диакон: Премудрость вонмем. Прокимен великий, глас осьмый: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю. Да узрят нищии, и возвеселятся.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат, епископ Серафим и духовенство переоблачились в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни владыка Серафим прочитал молитвы на начало святой Четыредесятницы. А ведь эта Святая Четыредесятница, эти дни Великого поста и есть наш молитвенный дар Богу, дар покаяния.

Согласно этой традиции, на период Святой Четыредесятницы иноки удалялись в безлюдные пустынные места как это описано, например, в житии преподобной Марии Египетской. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию , ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе. Однако прежде чем покидать стены обителей , братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились. Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений Мф. Между тем, была на то и частная причина.

Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями? Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа. Цитаты о Прощёном воскресенье «Просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность, но когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться? Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой.

Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор под управлением регента Анны Павловны Бурдиной. В храме молились: руководитель Центра подготовки церковных специалистов Е. Бутылкина, руководитель Отделения подготовительного духовного образования и творческого развития для детей и юношей Н. Тихонова, заведующая учебной частью певческого отделения С. Гладкова, студенты бакалавриата, катехизаторского и певческого отделений.

Вечерня с чином прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе

Хор: И духови твоему. Диакон: Премудрость вонмем. Прокимен великий, глас осьмый: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю. Да узрят нищии, и возвеселятся. Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Диакон: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя. Хор: Вонми души моей, и избави ю. Сподоби, Господи Чтец: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам.

Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает.

Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Хор: Тебе, Господи. Молитва главопреклонения Иерей: Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое. Тебе бо страшному и человеколюбцу судии, Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения, яже сохрани на всякое время и по настоящем вечере, и в приходящую нощь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых. Иерей: Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена.

Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Стих: К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей или: святую обитель сию добре сохрани: прежде отшедшыя отцы и братию нашу в селениих праведных учини, и нас в покаянии и исповедании приими, яко Благий и Человеколюбец. Молитва Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Хор: Слава, и ныне.

Отпуст Иерей: Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол и святаго имярек, егоже есть храм и егоже есть день , святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Ис полла эти дэспота. По окончании вечерни начинается чин прощения. На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: Иерей: Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы. Сказав это, он земно кланяется народу.

Все отвечают ему земным поклоном и говорят: Люди: Бог простит тя, отче святый.

Подобен: Паче ума даров: Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся. Таже в Минеи святому, подобны 3. Вход с кадильницею: Свете тихий: Прокимен глас 8: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя. Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся. Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего: На стиховне самогласен глас 4: Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших.

Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша. Стих: К Тебе возведох очи мои: И повторяем тойже. Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость. Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи.

Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже. Подобен: Яко добля: Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая. Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три.

Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом.

Вход с кадилом Диакон: Господу помолимся. Молитва входа тайная Иерей: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Иерей, благословляя: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Премудрость, прости.

Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит. Диакон: Вонмем. Хор: И духови твоему.

Диакон: Премудрость вонмем. Прокимен великий, глас осьмый: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю. Да узрят нищии, и возвеселятся.

Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Диакон: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя. Хор: Вонми души моей, и избави ю.

Сподоби, Господи Чтец: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.

Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Хор: Тебе, Господи.

Молитва главопреклонения Иерей: Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое. Тебе бо страшному и человеколюбцу судии, Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения, яже сохрани на всякое время и по настоящем вечере, и в приходящую нощь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых. Иерей: Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена.

Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Стих: К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси.

Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей или: святую обитель сию добре сохрани: прежде отшедшыя отцы и братию нашу в селениих праведных учини, и нас в покаянии и исповедании приими, яко Благий и Человеколюбец. Молитва Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Хор: Слава, и ныне.

Если ты видел человека смиренного, знай, что он имеет великую силу, ибо мир — это плод победы, а победа — это плод борьбы». Видео проповеди.

Вечерня с Чином прощения состоялась в Никольском кафедральном соборе

Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Брянский и Севский Александр совершил вечерню с чином прощения в Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы города Брянска. В завершении своего слова Архипастырь возглавил чин прощения: по традиции участники богослужения — духовенство и миряне — испросили друг у друга прощения. Время подготовки завершает особенная вечерня, совершаемая в воскресный день, посвященный Адамову изгнанию. Особенность этого богослужения состоит в том, что к нему присоединяется чин, совершение которого предполагает взаимное прощение молящихся. 26 февраля, в прощеное воскресенье, в нашем храме было совершено вечернее богослужение с коленопреклоненными молитвами, которое завершилось чином прощения. Вечером 6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье протоиерей Николай Андриянов совершил вечерню с чином прощения во Свято-Никольском Владимирском храме районного села Барятино Песоченской епархии.

Вечерня с Чином прощения в нашем храме

17 марта 2024 года, вечером в Прощённое воскресение, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил вечерню с чином Прощения в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора. Вечером 6 марта 2022 года, в Прощенное воскресенье, митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний совершил вечерню с чином прощения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Вечером 1 марта многие рязанцы пришли в Христорождественский собор Рязани, где накануне наступающего Великого поста митрополит Марк возглавил вечерню с чином прощения. 18 февраля, в прощеное воскресенье, на подворье Оптиной пустыни было совершено вечернее богослужение с коленопреклоненными молитвами, которое завершилось чином прощения. Вечером 17 марта, накануне понедельника первой седмицы Великого поста митрополит Псковский и Порховский Арсений совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в. 26 февраля, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил вечерню с чином прощения.

Вечерня с Чином прощения во временном храме Свято-Владимирского собора в Херсонесе

17 марта 2024 года, вечером в Прощённое воскресение, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил вечерню с чином Прощения в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора. Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 17 марта, в Прощеное воскресенье, совершил в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана вечерню с чином прощения. 26 февраля, накануне Великого поста, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора протоиерей Михаил Беликов совершил Вечерню с Чином прощения.

Епископ Алексий совершил вечерню с чином прощения в Даниловом монастыре

Митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 27 февраля 2023 118 Вечером 26 февраля 2023 года, накануне понедельника первой седмицы Великого поста митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре По окончании вечерни митрополит Тихон обратился к братии и всем богомольцам с Архипастырским словом. Затем Владыка митрополит, братия обители, студенты Псково-Печерской духовной семинарии и прихожане Псково-Печерского монастыря испросили друг у друга прощения и взаимных молитв.

Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего.

Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения. История установления Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне.

Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у своих подданных.

За стихирами на стиховне, чтением «Ныне отпущаеши» прозвучали великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. Сонмом священнослужителей была вознесена и молитва Ефрема Сирина, читаемая на богослужениях в течение Великого поста. Кульминационным моментом богослужения стала коленопреклоненная молитва, возносимая архиереем за Чином прощения.

Далее архиерей обходил и целовал "по чину во церкви святыя иконы". По целовании, паки возшед на амвон, глаголет, зря к народу, молитву "Владыко многомилостиве…" и прочая»28. Во время молитвы народ преклоняет колени. После молитвы архиерей творит прощение. Ключарь подносит архиерею на блюде крест. Чин прощения описывается там следующим образом.

После трех поклонов молитвы прп. Ефрема архиерей поклоняется образам. Затем следует в алтарь и облачается в малое облачение. После того как все молящиеся в храме приложатся, архиерей исходит из алтаря на уготованный ковер и орлец. Протодиакон возглашает: «Главы ваша Господеви приклоните». Архиерей читает молитву «Владыко многомилостиве Господи…», затем испрашивает прощения и подает крест для целования народу. В это время поется славник «Прообразуя…»29 и «Всех скорбящих Радосте»30. Отсутствует указание о поучении народу31. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым и облачается у места своего в малое облачение.

Посем говорит протодиакон ектению с кадилом пред Спасовым образом, и ектении, и возглас "Услыши ны, Боже". Посем архиерей приемлет крест и ставится у амвона на степени и глаголет молитву "Владыко многомилостиве", и по молитве бывает прощение, и посем благословляет крестом властей и всех ту предстоящих. Посем архиерей разоблачается у места ж своего и идет во свой дом»32. Здесь также отсутствует упоминание о поучении. Возможно, составители последних двух Чиновников считали, что святительское поучение народу является обязательным, что само собой разумеется. V Уставные указания о совершении чина прощения перед наступлением Великого поста содержатся также в монастырских Обиходниках, которые составлялись, с одной стороны, как руководства для келарей относительно трапезы, с другой стороны, содержали некоторые богослужебные предписания, дополнявшие соответствующие указания Типикона. Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа. Священник иеромонах и диакон совершали вход в ризах черных. Далее затворяются царские двери.

Священник и диакон слагают ризы. Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает. После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем. Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп. Сергия, к чтимым иконам.

В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют»33. Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы34. Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга35. По уставу Кирилло-Белозерского монастыря священник и диакон совершают вход в черных ризах. После отпуста вечерни — лития заупокойная. После литии поставляется аналой с иконой Божией Матери, архимандрит полагает два земных поклона перед образом, прикладывается и полагает третий поклон. Так же и вся братия. После этого испрашивают прощения у настоятеля и принимают от него благословение37. В Валаамском монастыре совершалось взаимное прощение после вечерней трапезы.

Монахи собирались в соборном храме и пели стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: Пасха священная нам днесь показася…» и пасхальный канон. Затем совершалось вечернее правило, после чего поставлялся аналой с деисусным образом Спасителя. Настоятель, совершив поклоны и приложившись к иконе Спасителя, обращался к братии: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» — и полагал земной поклон. Братия полагала в ответ земной поклон со словами: «Бог простит тя, честный отче! Затем они становились в ряд по правую сторону настоятеля и испрашивали прощения по порядку друг у друга. В это время на клиросах пели литийные стихиры Успению Божией Матери38. VI В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона см. Духовенство перед началом богослужения облачается в светлые одежды. Совершается вход.

Великий прокимен поет не канонарх, а диакон на соответствующий распев попеременно с хором.

Красноярская епархия

  • Как нас найти
  • Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя
  • Отделы епархии
  • Православные христиане встречают Прощёное воскресенье
  • Похожие новости
  • Владыка Евгений совершил вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе

Собор Михаила Архангела

  • События епархии
  • Вечерня с Чином прощения в нашем храме
  • Вечерня с чином прощения в Христорождественском соборе (+видео)
  • Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения: новость ОВЦС

Митрополит Никодим совершил вечерню с чином прощения в Вознесенском соборе

Вечером 17 марта 2024 г. игумен монастыря архимандрит Андрей (Крехов) возглавил вечернее богослужение с чином прощения. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Вечером 26 февраля 2023 года, накануне понедельника первой седмицы Великого поста митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил вечерню с чином прощения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий